Главная > Документ


службы государственной статистики по Томской области)


Районы, городские округа

Перевезено грузов, тыс. тонн

2007 год <8>

2008 год <9>

Томская область <10>

24254

17610

Александровский

8

4

Асиновский

674

506

Бакчарский

248

107

Верхнекетский

286

110

Зырянский

295

126

Каргасокский

216

132

Кожевниковский

587

438

Колпашевский

737

227

Кривошеинский

186

207

Молчановский

1233

1

Парабельский

69

74

Первомайский

673

603

Тегульдетский

181

195

Томский

2145

2626

Чаинский

76

69

Шегарский

542

569

город Томск

13862

9845

город Стрежевой

1265

995

город Кедровый

2

1

ЗАТО Северск

- <11>

-

--------------------------------

<8> Информация по крупным, средним и малым предприятиям.

<9> Информация по крупным и средним предприятиям.

<10> Информация приведена с учетом данных по ЗАТО Северск.

<11> Информация является закрытой.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области, на территории Томской области услуги по грузовым автоперевозкам в 2007 - 2008 годах оказывали 630 хозяйствующих субъектов.

Доли крупнейших из них представлены в таблице 6.2.

Таблица 6.2

┌────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐

│ │Доля в общем объеме грузоперевозок, │

│ Хозяйствующий субъект │ % │

│ ├──────────────────┬─────────────────┤

│ │ 2007 год │ 2008 год │

├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│ООО ";Каргасокдорстрой"; │ 19,8 │ 14,1 │

├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│ЗАО ";Томэкскавация"; │ 4,6 │ 7,0 │

├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│ООО ";ТК ";Сибтранс"; │ 3,2 │ 2,4 │

├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│ОАО ";Завод ЖБК - 100"; │ 2,6 │ 4,5 │

├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│ОАО ";НИИ полупроводниковых приборов";│ 2,6 │ 3,5 │

├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│ООО ";Томсктрансгаз"; │ 2,4 │ 4,4 │

├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│CR │ 27,5 │ 25,6 │

│ 3 │ │ │

├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│HHI │ 493 │ 373 │

└────────────────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┘

Таким образом, уровень концентрации рынка автомобильных грузовых перевозок на территории Томской области является низким, а конкуренция - развитой.

Основным барьером для дальнейшего развития конкуренции на данном рынке является низкий уровень развития магистральной и местной сетей автомобильных дорог.

В 2008 году Томская область находилась на 70-м месте в России по густоте <12> автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием и уступала по этому показателю соседним регионам. При этом занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по протяженности внутренних водных путей, пригодных для судоходства.

--------------------------------

<12> Километров дорог на 1000 квадратных километров территории.

Таким образом, основными способами повышения уровня конкуренции являются рост темпов строительства магистральных автомобильных дорог с твердым типом покрытия, а также продолжение работы по содержанию и обстановке внутренних водных путей, проведение дноуглубительных работ.

Основная транзитная магистраль, которая будет способствовать развитию конкуренции в сфере грузоперевозок как на автомобильном, так и на внутреннем водном транспорте, - Северная широтная дорога объединяет регионы Сибири и Урала с северо-западом страны и обеспечивает конкурентный международный транзит и круглогодичное сообщение региональных центров и зон промышленного развития. Общая протяженность трассы 2173 км. На сегодняшний день не построен один участок дороги длиной 240 км, проходящий по территории Томской области, 1630 п. м мостов и не проведена реконструкция 299 км дорожного полотна. После завершения указанных работ Северная широтная дорога будет сдана в эксплуатацию.

Данная автомобильная дорога является, по сути, дорогой федерального значения, поскольку соединяет административные центры субъектов Российской Федерации, но для завершения ее строительства необходимо участие федерального бюджета и придания всему маршруту статуса федеральной автомобильной дороги.

В части развития региональной сети автомобильных дорог необходимо увеличение расходов бюджетов всех уровней и концентрация финансовых потоков на особо важных объектах (кольцевой обход города Томска, мостовой переход через р. Обь в городе Колпашево, реконструкция автомобильной дороги Колывань - Чик - Кожевниково - Томск и т.д.).

7) Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства

Рынок услуг по управлению многоквартирными домами.

В 2008 году управление многоквартирными домами и их эксплуатацию в г. Томске осуществляли 51 управляющая компания частной формы собственности (из них 16 составляют 4 группы лиц) и 1 государственная управляющая компания. В 2009 году появилась еще одна управляющая компания - муниципальная. Доля жилищного фонда, находящегося в управлении частных управляющих организаций, составила 97,9% от общего объема жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями.

В ведении управляющих компаний по состоянию на конец 2008 года в г. Томске находилось более 64,0% от общего объема жилищного фонда. По итогам 2007 года в ведении управляющих компаний находилось около 49% от общего объема жилищного фонда. Таким образом, по сравнению с 2007 годом объем жилищного фонда, находящийся в управлении управляющих компаний, увеличился в 1,3 раза.

Максимальная рыночная доля на рынке услуг по управлению многоквартирными домами города Томска приходилась на группу лиц: ООО ";ЖЭК Жилищник";, ООО ";УК Жилищник";, ООО ";Компания ";Каштачная"; и ООО ";УК ";Каштачная";, в обслуживании которой в 2008 году находилось 12% общего объема жилищного фонда города, находящегося в управлении управляющих компаний, что составляет 728,8 тыс. кв. м.

Таблица 7.1

┌──────────────────────────────────────────────────────┬──────────────────┐

│ │ Доля от общего │

│ Хозяйствующий субъект │ объема оказанных │

│ │услуг в 2008 г., %│

├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤

│группа лиц: ООО ";ЖЭК Жилищник";, ООО ";УК Жилищник";, ООО│ 12,0 │

│";Компания ";Каштачная"; и ООО ";УК ";Каштачная"; │ │

├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤

│ООО ";УК ";Жилище"; │ 10,2 │

├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤

│группа лиц: ООО Жилремсервис I, ООО ";УК ";Центральная"; │ 8,0 │

│(ИНН 7017192470), ООО ";УК ";Центральная"; (ИНН │ │

│7017196080), ООО ";УК ";Центральная"; (ИНН 7017198217) │ │

├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤

│ООО ";УК ";ЖилФонд"; │ 6,0 │

├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤

│ООО ";УК ";Северная"; │ 5,5 │

├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤

│ООО ";Компания ";Управа"; │ 5,3 │

├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤

│CR │ 30,2 │

│ 3 │ │

├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤

│HHI │ 528,6 │

└──────────────────────────────────────────────────────┴──────────────────┘

В 2008 году коэффициент рыночной концентрации (CR ) трех крупнейших

3

хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по управлению

многоквартирными домами в г. Томске, равен 30,2%, что характеризует рынок

как низкоконцентрированный с высоким уровнем конкуренции.

Но, несмотря на общий высокий уровень конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, существуют несколько барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов:

1. Низкая заинтересованность собственников помещений в многоквартирных домах в поиске управляющих компаний, предлагающих более выгодные условия. В настоящее время ситуация такова, что реально провести собрание могут около 10 - 20%% многоквартирных домов, в остальных случаях происходит имитация проведения собрания.

2. Сложный механизм передачи документов на многоквартирные дома из одной управляющей компании в другую, а также при смене собственниками формы управления многоквартирным домом.

3. Трудности выстраивания договорных отношений между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими деятельность на территории Томской области, которые выражаются в навязывании условий договора ресурсоснабжающими организациями многим управляющим компаниям.

Несмотря на то, что на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Томске высокий уровень конкуренции, между управляющими компаниями усилилось соперничество с элементами недобросовестной конкуренции за право обслуживать многоквартирные дома. Также негативную роль в развитии сферы услуг по управлению жилищным фондом играет отсутствие норм персональной ответственности управляющих компаний за результаты своей управленческой деятельности.

Таким образом, несмотря на относительно большое количество участников данного товарного рынка, организационно-экономические и правовые отношения между хозяйствующими субъектами до сих пор не выстроены в соответствии с жилищным законодательством. В отрасли зачастую отсутствуют механизмы взаимной ответственности и заинтересованности потребителей и производителей услуг жилищно-коммунального хозяйства, направленные на эффективное и качественное обслуживание.

Рынок снабжения тепловой энергией.

В 2008 году на рынке снабжения тепловой энергией в г. Томске действовало 20 хозяйствующих субъектов. Томский филиал ОАО ";Территориальная генерирующая компания N 11"; занимал доминирующее положение, его доля на рынке составляла 93,9%. Превышение доли, занимаемой на рынке, свыше 1,0% только у двух хозяйствующих субъектов: ООО ";Томскнефтехим"; (1,5%), ЗАО ";Восточная Инвестиционная Газовая Компания"; (1,1%).

Таблица 7.2

┌─────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────┐

│ │ Доля от общего объема │

│ Хозяйствующий субъект │оказанных услуг в 2008 │

│ │ г., % │

├─────────────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│Томский филиал ОАО ";Территориальная генерирующая │ 93,9 │

│компания N 11"; │ │

├─────────────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│ООО ";Томскнефтехим"; │ 1,5 │

├─────────────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│ЗАО ";Восточная Инвестиционная Газовая Компания"; │ 1,1 │

├─────────────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│CR │ 96,6 │

│ 3 │ │

├─────────────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│HHI │ 8828 │

└─────────────────────────────────────────────────┴───────────────────────┘

Значительное преобладание одного субъекта на рынке связано с несколькими факторами:

1. Для многих организаций - поставщиков тепловой энергии данный вид деятельности не является основным. Они производят/покупают тепло для собственных нужд и во многих случаях вынуждены в соответствии с действующим законодательством отапливать присоединенные к ним здания. Очень часто данные субъекты поставляют тепло от локальных источников теплоснабжения. К специализированным организациям, основным предметом деятельности которых является производство тепловой и электрической энергии, а также эксплуатация энергетических мощностей (ТЭЦ-3, ГРЭС-2) и тепловых сетей, относится Томский филиал ОАО ";Территориальная генерирующая компания N 11";.

2. Организации осуществляют продажу потребителям произведенной или приобретенной тепловой энергии и, как правило, совмещают эту деятельность с услугами по ее передаче. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ ";О естественных монополиях"; услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Поэтому специфика рассматриваемого товарного рынка не может определять

его как рынок с высокой конкуренцией, а скорее, наоборот, говорит о высоком

уровне концентрации товарного рынка. Об этом также свидетельствуют

коэффициент рыночной концентрации (CR ) трех крупнейших хозяйствующих

3

субъектов (96,6%) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

(8828).

Рынки услуг водоснабжения и водоотведения.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг водоснабжения и водоотведения, включены хозяйствующие субъекты, постоянно отпускавшие в границах г. Томска рассматриваемый товар за 2008 год (таблица 7.3).

Таблица 7.3

┌───────────────────────────────────────┬────────────────┬────────────────┐

│ Хозяйствующий субъект │ Доля по │ Доля по │

│ │водоотведению, %│водоснабжению, %│

├───────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤

│МУП ";Томский энергокомплекс"; │ 91,9 │ 85,2 │

├───────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤

│ООО ";Томскнефтехим"; │ 6,1 │ 12,6 │

├───────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤

│ООО ";Управляющая компания Томского │ 0,1 │ 0,1 │

│приборного завода"; │ │ │

├───────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤

│ООО ";ЖКХ ";Лоскутовское"; │ 0,3 │ 0,5 │

├───────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤

│ООО ";Старт-М"; │ 0,2 │ 0,2 │

├───────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤

│ГУП ";Комбинат коммунальных предприятий │ 1,3 │ 1,4 │

│ТНЦ СО РАН"; │ │ │

├───────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤

│ОАО ";Организация ";Технотрон"; │ 0,1 │ 0,1 │

├───────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤

│CR │ 99,3 │ 99,2 │

│ 3 │ │ │

├───────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤

│HHI │ 8489 │ 7426 │

└───────────────────────────────────────┴────────────────┴────────────────┘

В соответствии со значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана уровень концентрации рассматриваемых товарных рынков является высоким.

К барьерам для вхождения на рынок услуг водоснабжения и водоотведения необходимо отнести следующие ограничения:

1. Необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений и наличие длительного периода времени, требуемого для организации водоснабжения и водоотведения.

2. Преимущественное право МУП ";Томский энергокомплекс"; заниматься водоснабжением, водоотведением в г. Томске в силу заключенного с Администрацией города Томска договора аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска от 01.03.2007 N 165-57.

3. Получение лицензии на право пользования недрами (добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения).

4. Наличие большого количества нормативных правовых актов, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Меры, которые необходимо предпринять для снятия ограничений развития конкуренции:

1. Привлечение управляющих компаний к участию в открытых конкурсах по их отбору для управления многоквартирными домами. При этом следует правильно формировать многоквартирные дома в лоты. Так как включение в состав лота домов с разным техническим состоянием не только позволяет маневрировать ставками обеспечения заявки, но и делает лот привлекательным для потенциальных управляющих компаний.

2. Создание информационного ресурса о деятельности управляющих организаций, о составе, стоимости и качестве услуг, оказываемых управляющими организациями.

3. Осуществление мониторинга эффективности и результативности деятельности управляющих компаний по управлению многоквартирными домами.

4. Развитие системы договорных отношений между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями.

5. Проведение разъяснительных мероприятий населению по нормам жилищного законодательства (встречи с жильцами, информационные листки, публикации в СМИ).

6. Оказание государственной поддержки (гарантии по кредитам, налоговые льготы, отсрочка налоговых платежей, субсидирование процентных ставок по кредитам и др.) инвестиционных проектов по развитию коммунального хозяйства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Постановление от 26 января 2011 г n 9-п об утверждении региональной программы " стимулирование

    Документ
    ... региональногоразвития Российской Федерации от 28.12.2010 N 802 "Обутверждении Методических рекомендаций по разработке региональныхпрограммразвития ... строительства Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 982-р утвержден ...
  2. " формирование открытых баз данных информационных ресурсов "

    Отчет
    ... 2002-2010 г.г.». ... Об информации, информатизации и защите информации", "Об образовании", "Обутверждении Федеральной программыразвития ... мая 2001 года) Распоряжение мэра Москвы от ... Министров РАот 28.12 ... региональной патентной политики. В региональном ...
  3. " формирование открытых баз данных информационных ресурсов "

    Отчет
    ... 2002-2010 г.г.». ... Об информации, информатизации и защите информации", "Об образовании", "Обутверждении Федеральной программыразвития ... мая 2001 года) Распоряжение мэра Москвы от ... Министров РАот 28.12 ... региональной патентной политики. В региональном ...
  4. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т закрытое акционерное общество " мосстроймеханизация-5" код эмитента 13920-h за 1 квартал 2010 г

    Документ
    УТВЕРЖДЕН 7 мая2010 г. Председатель Совет директоров ЗАО "Мосстроймеханизация-5" _____________/ Чалых Т. Д. Протокол от 7 мая2010 г. №7 Е Ж Е К В А Р Т А Л Ь Н Ы Й О Т Ч ... дальнейшего развития. Участие ЗАО "МСМ-5" в других крупных программах, а ...
  5. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество " третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" код эмитента 50079-a за 1 квартал 2012 г

    Отчет
    ... РАО - Управление элеткрогенерацией", управляющей организации ОАО "ОГК-3" Дата: 14 мая ... Общества, утверждение стратегии Общества, программразвития Общества; 12 ... также Распоряжения Правительства № 1334-р от 11 августа 2010 г. «Обутверждении перечня ...

Другие похожие документы..