Главная > Документ


Перечень крупнейших хозяйствующих субъектов строительной

отрасли, действующих на товарном рынке Томской области,

и их доли за период 2007 - 2009 годы

┌───────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐

│ │ Доли хозяйствующих субъектов строительной │

│ │ отрасли, действующих на товарном рынке │

│ Хозяйствующий субъект │ Томской области, % │

│ ├──────────────┬──────────────┬───────────────┤

│ │ 2007 год │ 2008 год │ 2009 год │

├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼───────────────┤

│ЗАО ";Том-Дом"; │ 31,4 │ 23,6 │ 24,8 │

├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼───────────────┤

│ОАО ФСК ";ГазХимстройИнвест";│ 3,8 │ 8,2 │ 6,7 │

├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼───────────────┤

│ООО ";СУ-13"; │ 9,6 │ 10,8 │ 4,2 │

├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼───────────────┤

│УМП ";Томскстройзаказчик"; │ 5,6 │ 4,7 │ 13,7 │

├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼───────────────┤

│ООО ";Форма-маркет"; │ 7,9 │ 6,2 │ 9,4 │

├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼───────────────┤

│CR │ 48,9 │ 42,5 │ 47,8 │

│ 3 │ │ │ │

├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼───────────────┤

│HHI <4> │ 1302 │ 886 │ 1090 │

└───────────────────────────┴──────────────┴──────────────┴───────────────┘

--------------------------------

<4> Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма

квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех

хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

N 2

HHI = SUM D , где:

i=1 i

Di - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта,

действующего на товарном рынке;

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном

товарном рынке.

В соответствии со значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана уровень концентрации данного товарного рынка в Томской области в 2007 и 2009 годах являлся умеренным, а в 2008 году - низким.

Важно отметить, что данное обстоятельство стало результатом предыдущей, более благоприятной ситуации на данном товарном рынке с точки зрения привлечения финансовых средств в отрасль. Поэтому на 2008 год приходится наибольший ввод в эксплуатацию жилья участниками строительного рынка. При изменении экономической ситуации в сторону ее ухудшения уровень концентрации рынка увеличился. На сегодняшний день в Томской области ожидается снижение количества застройщиков из-за сложной финансовой ситуации (труднодоступность кредитно-финансовых ресурсов), снижения платежеспособного спроса населения на жилье. В связи с этим ситуация на рынке строительства жилья объективно располагает к дальнейшей концентрации этого рынка.

Таким образом, в целом рынок строительства жилья в Томской области можно отнести к рынку с недостаточно развитой конкуренцией.

Факторы, ограничивающие конкуренцию на рынке:

1. Неудовлетворительное состояние инженерной инфраструктуры либо ее отсутствие.

2. Недоступность финансовых ресурсов, предлагаемых банками.

3. Длительность процедуры оформления документации для технологического присоединения к существующим электрическим сетям, системам тепло- и водоснабжения, а также высокие цены на подключение к ним являются серьезным препятствием для ведения бизнеса.

4. Несогласованность планов строительства новых объектов инженерной инфраструктуры по срокам, направлениям, техническим решениям и стоимости с планами развития объектов потребления (жилой застройки), что ведет к удорожанию строительства.

5. Отсутствие утвержденных схем территориального планирования Томской области и муниципальных районов Томской области.

6. Отсутствие утвержденных генеральных планов городских округов и поселений Томской области, включая правила землепользования и застройки (кроме города Томска, города Стрежевого и Зональненского сельского поселения).

7. Отсутствие оформленных земельных участков в городе Томске.

8. Несовершенство процедур формирования земельных участков для застройки органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области (далее - органы местного самоуправления).

9. Длительные сроки получения разрешения на строительство.

Возможные меры по устранению факторов, ограничивающих конкуренцию на данном рынке:

1. Утверждение схемы территориального планирования Томской области.

2. Разработка и утверждение Плана реализации схемы территориального планирования Томской области.

3. Разработка и утверждение планов реализации схем территориального планирования муниципальных районов Томской области.

4. Разработка и утверждение генеральных планов городских округов и поселений Томской области, включая правила землепользования и застройки.

5. Подготовка законодательной инициативы по вопросу совершенствования федерального законодательства по формированию цены на подключение к электрическим сетям, системам тепло-, водоснабжения и водоотведения.

6. Разработка нового порядка подключения к сетям коммунальной инфраструктуры.

7. Создание информационного ресурса о наличии свободных, готовых к аукционам земельных участков под строительство.

8. Сокращение сроков и упрощение процедур получения разрешения на строительство за счет внедрения системы выдачи разрешительных документов в режиме ";одного окна";.

9. Контроль за соблюдением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации в части обязанности органов местного самоуправления осуществлять подготовку площадок под строительство.

10. Выделение средств из местных бюджетов на формирование земельных участков под строительство в соответствии с действующим законодательством.

3) Рынок добычи нерудных строительных материалов

На территории Томской области имеются разрабатываемые месторождения известняка строительного, строительного камня, песчаных и песчано-гравийных материалов, обеспечивающие потребности большинства групп покупателей в песке, гравии, щебне из гравия, щебне известняковом. Однако в Томской области отсутствуют месторождения (карьеры) сырья для получения гранитного щебня.

При этом потребность организаций Томской области в щебне выше предложения. Потребность в гранитном и железорудном щебне удовлетворяется за счет ввоза из Кемеровской, Новосибирской областей, Алтайского края по железной дороге.

Томская область, территориально находясь между Новосибирской, Кемеровской областями и Алтайским краем, с одной стороны, и Тюменской областью и Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, с другой стороны, является поставщиком строительных материалов (песка, гравия, щебня из гравия, а также щебня гранитного и железорудного, закупаемого извне) в Ханты-Мансийский автономный округ - Югру. Перевозка нерудных материалов из Томска производится водным путем по рекам Томь, Обь в течение короткого навигационного периода.

Перечень организаций, осуществляющих добычу нерудных строительных материалов на территории Томской области, а также их доли на рынке приведены в таблицах 3.1 - 3.3.

Таблица 3.1

Перечень организаций, осуществляющих добычу песка

в Томской области за 2007 - 2008 гг., и их доли на рынке

┌─────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐

│ │ Доли организаций, действующих на │

│ Хозяйствующий субъект │ рынке, % │

│ ├─────────────────┬─────────────────┤

│ │ 2007 год │ 2008 год │

├─────────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│Группа лиц: │ 54,2 │ 33,5 │

│ЗАО ";Сибирский центр логистики"; │ │ │

│ОАО ";Томская судоходная компания"; │ │ │

│ООО ";Дробильно-сортировочный завод"; │ │ │

├─────────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ОАО ";Карьероуправление"; │ 21,9 │ 16,9 │

├─────────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ОАО ";Силикатстройматериалы"; │ 10,6 │ 40,0 │

├─────────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ЗАО ";Гравийно-механизированный завод";│ 8,8 │ 9,6 │

├─────────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│CR │ 86,7 │ 90,4 │

│ 3 │ │ │

├─────────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│HHI │ 3567 │ 3097 │

└─────────────────────────────────────┴─────────────────┴─────────────────┘

Таблица 3.2

Перечень организаций, осуществляющих добычу гравия

в Томской области за 2007 - 2008 гг., и их доли на рынке

┌─────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐

│ │ Доли организаций, действующих на │

│ Хозяйствующий субъект │ рынке, % │

│ ├─────────────────┬─────────────────┤

│ │ 2007 год │ 2008 год │

├─────────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│Группа лиц: │ 97,4 │ 94,5 │

│ЗАО ";Сибирский центр логистики"; │ │ │

│ОАО ";Томская судоходная компания"; │ │ │

│ООО ";Дробильно-сортировочный завод"; │ │ │

├─────────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ОАО ";Карьероуправление"; │ 2,6 │ 0,003 │

├─────────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ЗАО ";Гравийно-механизированный завод";│ - │ 5,5 │

├─────────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│CR │ 100,0 │ 100,0 │

│ 3 │ │ │

├─────────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│HHI │ 9487 │ 8960 │

└─────────────────────────────────────┴─────────────────┴─────────────────┘

Таблица 3.3

Перечень организаций, осуществляющих добычу щебня

известнякового в Томской области за 2007 - 2008 гг.,

и их доли на рынке

┌─────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐

│ │Доли организаций, действующих на рынке, %│

│Хозяйствующий субъект├────────────────────┬────────────────────┤

│ │ 2007 год │ 2008 год │

├─────────────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│ООО АТП ";Загородное"; │ 100,0 │ 100,0 │

├─────────────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│CR │ 100,0 │ 100,0 │

│ 3 │ │ │

├─────────────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│HHI │ 10000 │ 10000 │

└─────────────────────┴────────────────────┴────────────────────┘

По результатам анализа и оценки конкурентной среды на рынке нерудных строительных материалов Томской области за 2007 - 2008 годы выявлено, что наибольшей концентрацией отличаются рынки производства гравия и щебня известнякового, где определено доминирующее положение группы лиц, в составе: ЗАО ";Сибирский центр логистики";, ОАО ";Томская судоходная компания"; (гравий, щебень, песок), ООО ";Дробильно-сортировочный завод"; (гравий, щебень из гравия), ООО ";Сергеевский карьер"; (щебень из известняка строительного).

Что касается рынка производства щебня известнякового, то здесь единственным производителем является ООО АТП ";Загородное";, доля данной организации на рынке составляет 100%. Однако необходимо отметить тот факт, что объем производства щебня известнякового не покрывает всей потребности организаций Томской области в данном материале, поэтому часть щебня ввозится из других регионов. В 2009 году ООО ";Сергеевский карьер"; начало разработку месторождения известняка строительного - добыто 52,6 тыс. тонн. В 2010 году планируется ввод месторождения известняка строительного - Комлев камень.

Рынок производства песка, в свою очередь, отличается наименьшей концентрацией среди рассмотренных рынков.

В качестве барьеров входа на рынок нерудных строительных материалов потенциальных конкурентов можно отметить:

1. Ограниченность разработанных месторождений природных ресурсов. Несмотря на большое количество запасов, ресурсы, как правило, уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами, а проведение геологоразведочных работ и освоение новых месторождений требуют больших первоначальных инвестиций.

2. Удаленность месторождений от мест использования природных ресурсов, как следствие, большие транспортные расходы, составляющие значительную долю в стоимости приобретаемого товара. Это обстоятельство существенно сужает географию поставок, затрудняет доступ новых хозяйствующих субъектов.

3. Неиспользование лицензиатами источников нерудных строительных материалов и неосуществления производства (добычи) нерудных строительных материалов при наличии лицензии.

Возможные меры по устранению факторов, ограничивающих конкуренцию на данном рынке:

1. Привлечение частных инвестиций на проведение геологоразведочных работ для определения новых месторождений нерудных строительных материалов.

2. Контроль за выполнением лицензионных требований лицензиатами месторождений нерудных строительных материалов.

3. Установление минимальных сроков начала разработки месторождений нерудных строительных материалов. Сокращение сроков подготовки участков недр для лицензирования.

4. Предоставление участков недр для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на аукционной основе.

4) Рынок информационно-коммуникационных технологий и связи

Отрасль информационно-коммуникационных технологий и связи Томской области является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных инфраструктурных сегментов рынка.

Опережающее развитие отрасли является одной из значимых предпосылок устойчивого социально-экономического развития Томской области, повышения качества жизни населения, создания условий для формирования информационного общества.

Реализация положений Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ ";О связи";, федеральной и региональной политики, направленных на создание равных условий рыночной конкуренции, способствовала росту количества организаций сектора информационно-коммуникационных технологий и росту ассортимента, качества и объема услуг.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области, в 2009 году наблюдается положительная динамика объема услуг связи в целом:

Таблица 4.1

2007 г.

2008 г.

9 мес.
2009 г.

2009 г.
(оценка)

Доходы от услуг связи - всего, тыс. руб.

6040416

7018061

5278678

7038237

в том числе:

почтовой связи и специальной связи

437071

538712

427057

569410

внутризоновой, междугородной и
международной телефонной связи

792495

772877

507741

676988

местной телефонной связи и таксофонов

901662

937777

726661

968881

документальной электросвязи

485064

656417

500476

667301

радиосвязи, радиовещания, телевидения,
спутниковой связи, проводного вещания,
радиочастотных центров

291378

382332

281409

375212

подвижной связи

2559549

3189486

2411253

3215004

услуг присоединения и пропуска трафика

573197

540460

424080

565440

На рынке информационно-коммуникационных технологий и связи можно выделить следующие виды услуг:

1) услуги подвижной радиотелефонной сотовой связи;

2) услуги стационарной телефонной связи, в том числе местной телефонной связи и внутризоновой телефонной связи;

3) услуги междугородной и международной телефонной связи;

4) услуги по передаче данных и доступу к сети Интернет.

По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области, лицензии на оказание услуг электросвязи различных видов, действующие на территории Томской области, имеют:

5 хозяйствующих субъектов на услугу подвижной радиотелефонной связи;

22 хозяйствующего субъекта на услугу местной телефонной связи;

3 хозяйствующего субъекта на услугу внутризоновой телефонной связи;

14 хозяйствующих субъектов на услугу междугородной и международной связи;

19 хозяйствующих субъектов на услугу связи по передаче данных для целей голосовой информации;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Постановление от 26 января 2011 г n 9-п об утверждении региональной программы " стимулирование

    Документ
    ... региональногоразвития Российской Федерации от 28.12.2010 N 802 "Обутверждении Методических рекомендаций по разработке региональныхпрограммразвития ... строительства Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 982-р утвержден ...
  2. " формирование открытых баз данных информационных ресурсов "

    Отчет
    ... 2002-2010 г.г.». ... Об информации, информатизации и защите информации", "Об образовании", "Обутверждении Федеральной программыразвития ... мая 2001 года) Распоряжение мэра Москвы от ... Министров РАот 28.12 ... региональной патентной политики. В региональном ...
  3. " формирование открытых баз данных информационных ресурсов "

    Отчет
    ... 2002-2010 г.г.». ... Об информации, информатизации и защите информации", "Об образовании", "Обутверждении Федеральной программыразвития ... мая 2001 года) Распоряжение мэра Москвы от ... Министров РАот 28.12 ... региональной патентной политики. В региональном ...
  4. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т закрытое акционерное общество " мосстроймеханизация-5" код эмитента 13920-h за 1 квартал 2010 г

    Документ
    УТВЕРЖДЕН 7 мая2010 г. Председатель Совет директоров ЗАО "Мосстроймеханизация-5" _____________/ Чалых Т. Д. Протокол от 7 мая2010 г. №7 Е Ж Е К В А Р Т А Л Ь Н Ы Й О Т Ч ... дальнейшего развития. Участие ЗАО "МСМ-5" в других крупных программах, а ...
  5. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество " третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" код эмитента 50079-a за 1 квартал 2012 г

    Отчет
    ... РАО - Управление элеткрогенерацией", управляющей организации ОАО "ОГК-3" Дата: 14 мая ... Общества, утверждение стратегии Общества, программразвития Общества; 12 ... также Распоряжения Правительства № 1334-р от 11 августа 2010 г. «Обутверждении перечня ...

Другие похожие документы..