Главная > Документ


МЕТОДИКА ОЦЕНКИ

УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Москва 2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА – ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ

УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Материалы подготовлены на основе обобщения и анализа

результатов общественно-профессионального обсуждения и

апробации методики в условиях реальной аттестации

педагогических работников

Москва 2010

2

Методика оценки уровня квалификации педагогических

работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой.

Методика разработана на основе исследований, проведенных в рамках проекта: «Апробация и внедрение разработанных подходов к проведению аттестации педагогических работников образовательных учреждений на региональном уровне в условиях внедрения нового Порядка аттестации». Материалы методики были подвергнуты общественно-профессиональному обсуждению и апробации в условиях реальной аттестации педагогических работников. Они содержат описание оснований для разработки методики: профессионального стандарта и педагогических компетенций; методы оценки уровня квалификации при установлении соответствия занимаемой должности и требованиям первой (высшей) квалификационных категорий; обсуждение результатов присвоения квалификационной категории; комментарий к методике: ответы на типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации.

Руководитель проекта: В.Д. Шадриков - академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор института содержания образования НИУ-ВШЭ.

Соруководители проекта: А.В. Карпов – член-корреспондент РАО, д. психол. наук, профессор, декан ф-та психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, зав. кафедрой психологии труда и организационной психологии; И.В. Кузнецова - канд. психол. наук, директор ГОУ ЯО Центр «Ресурс».

Участники проекта: Н.П. Ансимова - д. психол. наук, профессор кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; О.В. Борисова - менеджер Института содержания образования НИУ-ВШЭ; В.В. Емельянова – канд. экон. наук, заместитель губернатора Псковской области; Н.А. Зиновьева - канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник Института содержания образования НИУ-ВШЭ; Л.П. Ильина – канд. пед. наук, и.п. начальника Государственного управления образованием Псковской области; М.М. Кашапов - д. психол. наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова; И.В. Кувалдина - заместитель министра образования Ставропольского края; М.Д. Кузнецова - канд. психол. наук, научный сотрудник Института содержания образования НИУ-ВШЭ; Е.В. Маркова - канд. психол. наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии ф-та психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова; Н.Б. Погребова - канд. пед. наук, ректор СКИПКРО Ставропольский край; В.Ф. Покасов – канд. исторических наук, проректор по научно-методической работе СКИПКРО, член главной аттестационной комиссии при Мини­стерстве образования Ставропольского края; Т.В. Огородова - канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ф-та психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова; Ю.В. Пошехонова - канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ф-та психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова; Т.А. Степанова -доктор пед. наук, директор департамента образования Ярославской области; Л.Ю. Субботина - д. психол. наук, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии ф-та психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова; О. В. Сухачева - менеджер Института содержания образования НИУ-ВШЭ; В.И. Молодцова - директор ГУ ЯО Центр оценки и контроля качества образования; Н.Л. Серова - начальник отдела аттестации ГУ ЯО Центр оценки и контроля качества образования; Л.К. Фомичева – канд. пед. наук, ректор ПОИПКРО и др.

3

Содержание

Предисловие…………………………………………………... 5

Введение…………………………………………………… 6

1.Методикаоценкиуровняквалификациипедагогических
работников……………………………………………………………….. 11

1.1.Описаниеисходныхпозицийдляоценкиуровня
квалификациипедагога………………………………………………. 11

  1. Базовые принципы проведения аттестации педагогических работников…………………………………………. 11

  2. Профессиональный стандарт педагогической деятельности………………………………………………… 16

1.2.Выявлениеуровняквалификациипедагогических
работников…………………………………………………… 20

  1. Выявление уровня квалификации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности……………………………………… 20

  2. Выявление уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям…………………………………………………… 40

1.3.Обсуждениерезультатовоценкиуровняквалификации
педагогическихработниковвпилотныхрегионах……………. 77

  1. Комментариикметодике: ответынатипичныевопросы, возникающиевпроцессеаттестациипедагогических работников………………………………………………………………. 84

  2. Литература…………………………………………………………. 104 Приложения…………………………………………………………… 109

Приложение1Словарь основных понятий……………………………
Приложение2.Приказ Министерства образования и науки 109

Российской Федерации «О порядке аттестации педагогических
работников государственных и муниципальных образовательных
учреждений» 24.03.2010 N209………………………………………….
Приложение3.Описание профессиональных компетенций 112

педагогической деятельности……………………………………………

Приложение4.Схема написания конспекта урока……………… 118

Приложение5.Банк заданий для проведения письменного 136

квалификационного испытания в форме решения педагогических ситуаций с целью подтверждения соответствия занимаемой

должности……………………………………………………

Приложение6.Возможные источники информации для заполнения 140
экспертного листа……………………………………………………….
Приложение7.Типовые характеристики педагога, 150

соответствующего требованиям первой и высшей

квалификационных категорий……… 166

Приложение 8. Лист самооценки педагогической компетентности учителя (второй вариант)……………………………………………… 171

4

Предисловие

Оценка уровня квалификации педагогических работников, являющаяся сердцевиной аттестационной процедуры, рассматривается сегодня как весьма значимая всеми участниками образовательного процесса. Это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога.

Предлагаемая методика построена на компетентностном подходе, она вносит прозрачность в критерии и методы оценивания профессиональной квалификации педагога.

Материалы, включенные в методику, содержат ответы на следующие вопросы: что является предметом оценки (самооценки) в процессе аттестации, как проводится оценка, что является основанием для принятия решения о соответствии занимаемой должности и требованиям первой и высшей квалификационных категорий, какие рекомендации могут быть даны педагогу на основании результатов аттестации.

Методика предназначена экспертам аттестационных служб, руководителям образовательных учреждений и системы образования, для которых процедура аттестации – это процесс управления качеством педагогической деятельности. Она будет полезной также педагогам, заинтересованным в собственном профессиональном развитии.

Хочется пожелать творческого настроя всем участникам аттестационного процесса. От вашей позиции во многом зависит, станет ли процесс оценки скучным, формальным, эмоционально напряженным действием или же творческим процессом поиска, который приведет к профессиональному развитию педагога.

Елена Леонидовна Низиенко, директор департамента общего образования Минобрнауки РФ

5

Введение

Чтобы быть хорошим учителем надо любить то, что преподаешь и тех, кому преподаешь

В. Ключевский

Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления социально-экономических изменений. Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога.

Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность и способность выполнения различных профессиональных задач.

Квалификационные категории предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником. Они носят иерархический характер. Соответствие занимаемой должности означает, что педагог способен решать основные профессиональные задачи по своей должности на достаточном уровне. Первая и высшая квалификационные категории предъявляют более высокие требования к качеству решения профессиональных задач. Они предполагают более высокий уровень квалификации педагога.

Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация. В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта

6

2010г. № 209; зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2010 года). См. Приложение 2) аттестацияпроводитсявцеляхподтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей). Основнымизадачамиаттестацииявляются:

· стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения
уровня квалификации педагогических работников, их
методологической культуры, личностного профессионального
роста, использования ими современных педагогических технологий;

· повышение эффективности и качества педагогического труда;

· выявление перспектив использования потенциальных возможностей
педагогических работников;

· учет требований федеральных государственных образовательных
стандартов к кадровым условиям реализации образовательных
программ при формировании кадрового состава образовательных
учреждений;

· определение необходимости повышения квалификации
педагогических работников;

· обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических
работников.

Таким образом, можно сказать, что аттестация имеет два ключевых назначения:

1. Оценка уровня квалификации педагога для установления
соответствия требованиям занимаемой должности и требованиям,
предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) на
основе анализа их профессиональной деятельности.

2. Стимулирование целенаправленного повышения уровня
квалификации педагогических работников, повышение эффективности и
качества педагогического труда.

7

Оценка уровня квалификации требует наличия достаточно ясных критериев и показателей различных уровней квалификации. Стимулированию целенаправленного повышения квалификации педагогических работников способствует анализ и самоанализ педагогической деятельности, позволяющий ответить на следующие вопросы: «За счет чего достигнуты (или не достигнуты) запланированные результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как решались для достижения данных результатов? Какие компетентности педагога требуют дальнейшего совершенствования?» и др.

Проведение оценки профессиональной деятельности в процессе аттестации предполагает, прежде всего, анализ качества решения различных функциональных задач аттестуемым педагогом. Поскольку успешность решения соответствующих функциональных задач определяется компетентностью педагога, именно компетентность педагога является важнейшим элементом оценки (самооценки) в процессе аттестации.

В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности (опубликован в Вестнике Минобразования -№7 за 2007 год) подкомпетентностьюпонимаетсяновообразование субъектадеятельности, формирующеесявпроцессепрофессиональной подготовки, представляющеесобойсистемноепроявлениезнаний, умений, способностейиличностныхкачеств, позволяющееуспешнорешать функциональныезадачи, составляющиесущностьпрофессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях: постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятия педагогических решений; организация учебной деятельности.

В ходе разработки и апробации методики определены по три показателя для каждой из ключевых компетенций, в совокупности

8

обеспечивающих успешность реализации педагогической деятельности, а также параметры для экспертной оценки и самооценки каждого из показателей. Тем самым задана четкая деятельностно-ориентированная критериальнаяосновадляпроведенияаттестациипедагогических работников. Это позволяет преодолеть субъективизм, разноплановость и несопоставимость аттестационных оценок.

Важно отметить, что при выделении показателей и параметров оценки ключевых компетенций педагогической деятельности были учтены требования к педагогическим работникам, определенные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей специалистов и служащих.

Проверка взаимосвязей выделенных педагогических компетенций и

общего показателя успешности педагогической деятельности показала, что

все компетенции связаны между собой системой прямых значимых связей и с

общим показателем успешности педагогической деятельности на высоком

уровне достоверности. Выявленные закономерности носят устойчивый

характер, что свидетельствует о надежности и валидности разработанной

методики оценки уровня квалификации педагогических работников.

Предлагаемая разработка содержит комплект материалов, позволяющих провести аттестацию на соответствие занимаемой должности и соответствие требованиям первой и высшей квалификационных категорий:

· описание исходных позиций для оценки уровня квалификации
педагога: базовых принципов, профессионального стандарта
педагогической деятельности и педагогических компетенций,
положенных в основу анализа (самоанализа) уровня квалификации
педагога;

· способы выявления уровня квалификации педагогических
работников для установления соответствия занимаемой должности;

· способы выявления уровня квалификации педагогических
работников для установления соответствия требованиям,
предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям;

9

· рекомендации по определению соответствия занимаемой должности
и требованиям квалификационных категорий (первой и высшей);

· ответы на типичные вопросы, которые возникают в процессе
аттестации.

Методика была предметом обсуждения на семинарах для управленческого персонала и специалистов системы образования. Участники семинаров указали на определенные преимущества методики: она теоретически обоснована, содержит понятную критериальную систему оценивания, технологична, рациональна, позволяет сравнить самооценку педагога с оценкой экспертов, стимулирует на повышение квалификации, дает возможность структурировать педагогическую деятельность аттестуемого, позволяет унифицировать деятельность экспертов.

Выражаем искреннюю благодарность педагогическим и руководящим работникам, представителям экспертных групп, принявших участие в апробации методики за конструктивные предложения и замечания по ее доработке.

Получить консультации по реализации методики, в том числе для различных категорий педагогических работников, вы можете у разработчиков данных материалов.

10

1. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников

Для разрешения тех или иных проблем необходимо

найти прочный фундамент, чтобы не строить на

песке, чтобы избежать эклектического и

поверхностного эмпиризма

Л.С. Выготский

Свои способности человек может узнать,

только применив их на деле

Сенека

1.1. Описание исходных позиций для оценки уровня квалификации педагога

1.1.1. Базовые принципы проведения аттестации педагогических работников

Важнейшим основанием для построения методики аттестации педагогических работников, на наш взгляд, являются принципы (от латинского principium – начало, основа) – исходные положения, определяющие построение аттестационной процедуры и мировоззрение специалистов, осуществляющих экспертную деятельность.

В совокупности принципы должны задавать требования к научно-методической обоснованности методики, обеспечению четкой организации, коллегиальности и открытости аттестационной процедуры с использованием разработанной методики, созданию комфортных условий для аттестующихся педагогов, обеспечению объективного отношения к педагогическим работникам, недопустимости дискриминации при проведении аттестации.

Условно все принципы можно разбить на три группы:

  1. Научно-методические

  2. Организационные

  3. Этические.

11

1. Научно-методические

Принципдеятельностногоподходатребует реализации разностороннего подхода к оценке педагогической деятельности в процессе аттестации. Педагогическая деятельность - один из видов деятельности, выражающийся в целенаправленном развитии обучающегося, овладение им основами культуры, всестороннем развитии его способностей, где педагог и обучающийся выступают как равнозначные субъекты педагогического процесса.

Принципкритериальнойясностипредполагает четкое определение содержания и предмета оценивания. В соответствии с профессиональным стандартом педагогической деятельности в качестве критериев для оценки уровня квалификации выступают базовые компетенции, которые определяют успешность решения основных функциональных задач педагогической

12

деятельности: компетентность в области личностных качеств;

компетентность в целеполагании; компетентность в мотивировании обучающихся; компетентность в разработке программы педагогической деятельности и принятии педагогических решений; компетентность в области информационной основы деятельности; компетентность в организации педагогической деятельности (умение устанавливать субъект-субъектные отношения, умение организовать учебную (воспитательную) деятельность, умение реализовать педагогическое оценивание).

Принцип дифференциации уровня квалификации педагогов

предполагает определение таких показателей и параметров оценки, которые позволяют дифференцировать педагогических работников по уровням квалификации. В результате экспериментальной апробации методики отобраны только те показатели и параметры, которые имеют высокую корреляцию с успешностью педагогической деятельности и позволяют дифференцировать педагогов по уровням квалификации (соответствие занимаемой должности, первая и высшая квалификационные категории).

Принципориентациинаповышениекачествапедагогических кадровпредполагает, что аттестационная процедура является одним из важнейших механизмов управления качеством педагогической деятельности. Оценка и самооценка уровня квалификации, проведенная на основе разработанных критериев, позволяет увидеть зоны развития для каждого из аттестуемых педагогов и разработать индивидуальную программу профессионального развития.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О методике оценки уровня квалификации педагогических работников

    Документ
    ... общего образования Миноборнауки России Е.Л. Низиенко МЕТОДИКАОЦЕНКИУРОВНЯКВАЛИФИКАЦИИПЕДАГОГИЧЕСКИХРАБОТНИКОВМосква2010 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ...
  2. О методике оценки уровня квалификации педагогических работников о методике оценки уровня квалификации педагогических работников

    Документ
    ... общественно-профессионального обсуждения и апробации методики в условиях реальной аттестации педагогическихработниковМосква2010Методикаоценкиуровняквалификациипедагогическихработников. Под ред. В.Д. Шадрикова ...
  3. Заявка на включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных (19)

    Программа
    ... действий, их структура. Методикаоценкиуровняквалификациипедагогическихработников / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – Москва, 2010. – 174 с. / [ электронная версия ...
  4. Заявка на включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных (11)

    Программа
    ... действий, их структура. Методикаоценкиуровняквалификациипедагогическихработников / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – Москва, 2010. – 174 с. / [ электронная версия ...
  5. Педагогический поиск Аннотированный указатель журнальных статей Выпуск №2

    Документ
    ... (2701). -Методикаоценкиуровняквалификациипедагогическихработников. Внеклассная работа ... ). //«Методист» №2 («Школа-2010»). //«Народное образование» №1 (альтернативная ... ЮНЕСКО и дошкольное образование Москвы Интеркультурное воспитание. Особый ...

Другие похожие документы..