Главная > Отчет


ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

по теме:

«Разработка научно обоснованного проекта учебного курса по энергоменеджменту и комплекта методических

материалов к нему»

Содержание

Введение 4

1. Базовые основы энергоменеджмента на объектах бюджетной сферы 7

1.1 Физические основы и понятие энергоэффективности 7

1.2 Методы оценки состояния объекта с позиции системы энергоменеджмента 15

1.3 Сбор данных по потреблению топливно-энергетических ресурсов с использованием счетчиков и контрольно-измерительной аппаратуры 23

1.4 Расчет ключевых данных по повышению эффективности использования энергии 28

1.5 Локализация, оценка и определение приоритетности мер по экономии энергии 30

2. Состояния мирового уровня энергоменеджмента 35

2.1 Исследование существующих и разрабатываемых стандартов энергоменеджмента 35

2.2 Состояние мировых стандартов энергоменеджмента 40

2.3 Международные инструменты стимулирования энергосбережения 55

3. Принципы функционирования энергосервисных и энергоаудиторских компаний и их участие в формировании систем энергоменеджмента на объектах бюджетной сферы 62

3.1 Обоснование необходимости построения системы энергоменеджмента на объектах бюджетной сферы 62

3.2 Энергоаудиторские компании и их участие в функционировании системы энергоменеджмента бюджетной сферы 68

3.3 Анализ участия энергосервисных компаний в становлении и развитии системы энергоменеджмента 76

4. Российские нормативы и стандарты в области энергоменеджмента 82

4.1 Анализ законодательной базы энергосбережения в РФ 82

4.2 Особенности законодательного регулирования энергоэффективности для муниципальных предприятий 91

5. Нормативная база и практика договорных отношений потребителей и энергоснабжающих организаций. Рынки энергетических ресурсов: электроэнергии, тепла, газа, нефтепродуктов 97

5.1 Анализ рынков энергетических ресурсов 97

5.2 Нормативная база и практика договорных отношений потребителей и энергоснабжающих организаций 108

6. Принципы организации энергоменджмента: анализ мировой практики и российского опыта 120

6.1 Цели, задачи, инструменты, результаты энергоменеджмента 120

6.2 Примеры эффективной работы энергоменеджмента в российских и зарубежных компаниях 137

6.2 Обзор особенностей приборного учета и контроля потребления энергоресурсов, мирового и российского опыта использования «интеллектуальных» приборов учета 146

6.3 Классификация и анализ типовых мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережения 153

6.4 Стандарты ISO 50001 «Энергоменеджмент» и российский опыт внедрения данного стандарта 175

6.5 Деятельность Ассоциации энергоменеджеров и вопросы их добровольной сертификации 183

7. Экономика энергосбережения. Источники и инструменты финансирования энергосбережения в мировой и российской практике 187

7.1 Анализ источников финансирования энергосбережения в мировой практике 187

7.2 Анализ российской практики финансирования проектов энергосбережения и привлечения инвестиций в эту сферу 190

8. Примеры энергосберегающих мероприятий в российских и зарубежных компаниях, организациях и муниципальных предприятиях и их анализ 201

9. Контрольные вопросы по теме курса 214

Введение

Энергоэффективность входит в 5 стратегических направлений приоритетного технологического развития, обозначенных Президентом РФ на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ 18 июня 2010 г. Так 2 июля 2009 г. в Архангельске на расширенном заседании президиума Госсовета Президент РФ Д.А. Медведев особо отметил, что ";энергоэффективность должна пронизывать и все остальные приоритеты технологической модернизации";. Среди основных проблем, обозначенных Президентом РФ, - низкая энергоэффективность во всех сферах, особенно в бюджетном секторе, ЖКХ, влияние цен энергоносителей на себестоимость продукции и ее конкурентоспособность. Одна из важнейших стратегических задач страны, которую поставил Президент РФ, - сократить к 2020 году энергоемкость отечественной экономики на 40%. Для ее реализации необходимо создание совершенной системы управления энергоэффективностью и энергосбережением.

С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон «Об энергосбережении по повышению энергетической эффективности» № 261-ФЗ от 23.11.2009г.». Распоряжением

Правительства от 13.11.2009 г. № 1715-Р утверждена «Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.», в которой главнейшим стратегическим ориентиром долгосрочной государственной энергетической политики является повышение энергетической эффективности отечественной экономики. Энергосбережение, как скрытый резерв для динамичного роста экономики за счет перераспределения высвобождающихся финансовых ресурсов, имеет чрезвычайную актуальность как в условиях экономического роста (ввиду постоянного роста тарифов на энергоресурсы), так и экономического спада (вследствие необходимости сокращения эксплуатационных издержек).

В целях практического решения этой многоплановой задачи Федеральными Министерствами (Минэнерго, Минэкономразвития, Минрегион, Минпромторг, Минприроды, Минтранс, Ростехнадзор и др.), а также Правительствами субъектов федерации разработаны и приняты десятки нормативных документов, в том числе и стимулирующего характера. Таким образом, государство поставило приоритетную задачу и обеспечило некоторые механизмы для ее реализации.

Необходимо подчеркнуть, что вероятность достижения успешных результатов мер политики по энергоэффективности будет наиболее высока при наличии эффективной системы управления энергоэффективностью, понимаемой как сочетание законодательной базы и механизмов финансирования, институциональной организации и механизмов координирования, которые все вместе направлены на поддержку реализации стратегий, политики и программ энергоэффективности. В условиях постоянно растущих цен на ТЭР, дефицита средств в федеральном, республиканском и местных бюджетах особую актуальность для бюджетных учреждений приобретает энергоменеджмент, основной целью которого является управление энергопотреблением и его оптимизация.

Но даже при хорошей организации энергетического учета на предприятии, в организации и учреждении коренной проблемой остается анализ полученных результатов, определение системы мероприятий для достижения экономически оправданного уровня использования энергоресурсов при существующих требованиях к энергоиспользующим установкам, технологиям и охране окружающей природной среды. Именно управление этим звеном в «энергетической цепочке», осуществляемое посредством энергоменеджмента - от производства энергии и до ее потребления рассматривается как наиболее перспективное в настоящее время в плане проведения энергосберегающей политики государства.

Задачи энергоменеджмента в бюджетной сфере заключаются в следующем:

- снизить затраты на оплату потребляемых ТЭР;

- оптимизировать бюджетные затраты;

- совершенствовать имидж учреждения и повышать качество предоставляемых услуг через вовлечение персонала в процесс энергосбережения.

Для внедрения и успешного использования энергоменеджмента требуется проведение подготовительной работы, связанной с обучением и подготовкой кадров.

Все перечисленное выше обосновывает актуальность и необходимость разработки научно обоснованного учебного курса по энергоменеджменту на объектах бюджетной сферы и комплекта методических материалов, который может явиться методическим инструментом для обеспечения выполнения положений Федерального закона №261 от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также для эффективной реализации региональных и российских программ энергосбережения и повышения энергоэффективности российской экономики.

Целью разработки учебно-методического курса является помощь руководителям и специалистам бюджетных учреждений в грамотной, научно и методически обоснованной, экономически оправданной организации системной работы по повышению ресурсо – и энерго- эффективности своих организаций. Целью учебного курса является перенос акцента с усвоения знаний обучающимися на усвоение способов деятельности, способности и развития самостоятельного решения проблем в области управления энергоэффективностью.

Полученные знания в области энергоменеджмента могут быть использованы для составления плана по оптимизации схем электроснабжения и отопления, применению мероприятий по энергосбережению, организации управления энергохозяйством предприятий, учреждений, организаций.

По результатам проведенного научного исследования подготовлены учебно-методические материалы подготовки энергоменеджеров, включающие модельный учебно-методический курс по энергоменеджменту, вспомогательные методические материалы в виде электронного гипертестового учебного пособия «Учебный курс энергоменеджмента», тестовых заданий и контрольных вопросов, треннинговой компьютерной программа для обучения энергоменеджеров, специализирующихся на объектах социальной сферы, ЖКХ и др. объектах, не связанных с производством и транспортировкой энергоресурсов, а также не связанных с использованием энергоресурсов в качестве основного и вспомогательного сырья. Также по результатам исследования сформулированы рекомендации по внедрению и функционированию системы энергоменеджмента на предприятиях и в организациях, по формированию и функционированию Ассоциации энергоменеджеров и их добровольной сертификации.

1. Базовые основы энергоменеджмента на объектах бюджетной сферы

1.1 Физические основы и понятие энергоэффективности

Согласно данным Отчета Всемирного банка «Энергоэффективность в России: скрытый резерв», подготовленному в 2008 году, Россия занимает третье место в мире по масштабам энергопотребления и при этом тратит больше энергии на единицу ВВП, чем любая из стран, входящих в десятку крупнейших потребителей энергии. В 2005 г. по показателю кг нефтяного эквивалента (кг.нэ) на 1 долл. ВВП Россия занимала 12-е место в списке из 121 стран. С 1990 г. энергоемкость в России снижается, но значительно более низкими темпами, чем в большинстве бывших республик Советского Союза. Высокая энергоемкость попрежнему доминирует во всех секторах экономики. С учетом того, что Россия обладает самой большой в мире территорией, населенными пунктами в ряде самых холодных районов планеты и 10-й по величине экономикой мира с преобладанием тяжелой промышленности, очевидно, что она всегда будет в начале списка по показателю энергоемкости в любом международном рейтинге.

Однако даже совокупность всех этих факторов объясняет только 80% существующих различий в уровне энергоемкости. Потребление энергии в России приблизительно на 20% выше, чем можно объяснить путем проведения сравнительного анализа с другими странами со сходными уровнем доходов, территорией, температурами воздуха и структурой промышленности.

Экономика России является одной из наиболее энергоемких в мире по любому агрегированному показателю. В 2005 г. по показателю объема производства потребление энергии в России составляло 0,42 кг нефтяного эквивалента (кг.нэ) на 1 долл. ВВП; по этому показателю Россия занимала 12 место в списке из 121 стран мира. На Рис. 1.1 приведено сравнение России с другими странами по потреблению энергии на 1 долл. ВВП.

Рисунок 1.1 Сравнение показателей энергоемкости ВВП (по ППС) по странам мира

Источник: Данные по энергопотреблению Международного Энергетического Агентства (МЭА), Базы данных по энергетическим балансам. Данные по ВВП и коэффициенту перевода по ППС из Базы данных показателей развития Всемирного Банка.

Из стран, входящих в десятку крупнейших потребителей энергии в мире, ни одна не потребляет больше энергии на единицу ВВП, чем Россия. В табл. 1 приведено сравнение России с этими крупнейшими потребителями энергии.

Энергоэффективность входит в 5 стратегических направлений приоритетного технологического развития, обозначенных Президентом РФ на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ 18 июня 2010 г. Так, 2 июля 2009 г. в Архангельске на расширенном заседании президиума Госсовета Президент РФ Д.А. Медведев особо отметил, что энергоэффективность должна пронизывать и все остальные приоритеты технологической модернизации. Среди основных проблем, обозначенных Президентом РФ – низкая энергоэффективность во всех сферах, особенно в бюджетном секторе, ЖКХ, влияние цен энергоносителей на себестоимость продукции и ее конкурентоспособность.

Таблица 1.1

Показатели энергоемкости стран, входивших в десятку крупнейших потребителей энергии в 2005 г.

Источник: Данные по энергопотреблению Международного Энергетического Агентства (МЭА), Базы данных по энергетическим балансам. Данные по ВВП и коэффициенту перевода по ППС из Базы данных показателей развития Всемирного Банка

Энергоемкость российской экономики снизилась за последние 15 лет, но гораздо менее значительно, чем в большинстве бывших Советских республик. Только на Украине и в Таджикистане этот показатель снижался более медленными темпами: на 2,7% и 1,8% в год соответственно. В то же время в государствах Балтии, Беларуси, Болгарии, Казахстане, Кыргызстане энергоемкость снижалась в диапазоне 5-8% в год. Из бывших республик Советского Союза Россия, занимавшая приблизительно среднее положение по показателю энергоемкости, превратилась в одну из самых энергоемких стран.

Высокая энергоемкость по-прежнему доминирует во всех секторах российской экономики. Россия входит в число 25 самых энергоемких стран в 7 основных секторах экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; строительство, обрабатывающая промышленность; транспорт и связь; оптовая и розничная торговля, ресторанный и гостиничный бизнес; и прочие виды деятельности. Только Узбекистан делит с ней это положение. На Рис. 1.2 приведено сравнение России с другими странами по показателю энергоемкости обрабатывающей промышленности

Рисунок 1.2 - Сравнение показателей энергоемкости обрабатывающей промышленности по странам мира

Источник: Данные по энергопотреблению Международного энергетического агентства (МЭА), Базы данных по энергетическим балансам. Данные по валовой добавленной стоимости из базы данных Национальных кадастров ПРООН. Данные по коэффициенту перевода по ППС из Базы данных показателей развития Всемирного Банка.

Уровень развития экономики, географические размеры, температуры воздуха и структура промышленности объясняют некоторую долю российского энергетического «аппетита», но не весь масштаб энергопотребления. Эти факторы часто приводятся в качестве объяснения сравнительно высокой российской энергоемкости. Подобные объяснения, безусловно, заслуживают внимания, поскольку в России сложились уникальные условия: она занимает второе место в мире по показателю самых низких средних температур воздуха, первое место в мире по величине территории, и первое место среди республик бывшего Советского Союза по уровню индустриального развития. Однако совокупность этих факторов не объясняет в полной мере существующий уровень высокой энергоемкости в России.

В целом, чем выше ВВП какого-либо государства, чем больше его территория, ниже средние температуры воздуха и выше доля промышленной продукции в общем объеме производства, тем выше его энергопотребление. Вкупе эти факторы объясняют большинство различий между уровнями потребления энергии в разных странах. Однако они объясняют только около 80% объема энергопотребления в России. Другими словами, потребление энергии в России приблизительно на 20% выше, чем можно объяснить путем проведения сравнительного анализа с другими странами. Таким образом, снижение энергопотребления на 20% выведет Россию на уровень среднего межстранового показателя энергоемкости.

Одна из важнейших стратегических задач страны, которую поставил Президент РФ – сократить к 2020 году энергоемкость отечественной экономики на 40%. Для ее реализации необходимо создание совершенной системы управления энергоэффективностью и энергосбережением.

Существует несколько подходов к определению энергоэффективности:

  • Энергоэффективность как эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов;

  • Энергоэффективность как достижение экономически оправданной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды;

  • Энергоэффективность как использование меньшего количества энергии, чтобы обеспечить тот же уровень энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве.

В настоящем учебном курсе будет энергоэффективность понимается как набор характеристик, отражающих отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу.

Существует три вида показателей оценки энергоэффективности:

1) Показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении. Здесь имеются ввиду нормируемые показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении (на 1 кв. м площади или на 1 куб. м объема), в том числе: показатели расхода тепловой энергии на отопление, горячее водоснабжение и вентиляцию за отопительный период, электрической энергии на искусственное освещение, на силовое оборудование и электропотребляющие приборы, сетевого газа для бытовых нужд, а также максимально допустимые величины отклонений от нормируемых показателей.

2) Требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям. При установлении данных требований необходимо учитывать, что показатели применяемых материалов и технологий должны обеспечивать экологическую безопасность и удовлетворять требованиям по защите окружающей среды. При этом показатели теплозащиты и эксплуатационной надежности должны способствовать достижению повышения энергетической эффективности и обеспечению ее стабильности в процессе эксплуатации здания, строения, сооружения.

3) Требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.

По оценке Мирового банка, Россия может сократить свое совокупное первичное потребление энергии на 45%. Такое сокращение приведет к ежегодной экономии для конечных потребителей в размере примерно 80 млрд. долл. США. Эффект для экономики в целом значительно больше: 120-150 млрд. долл. США в год экономии на энергетических издержках и дополнительных доходов от экспорта газа.

Реализовав потенциал повышения энергоэффективности, Россия может сэкономить:

- 240 млрд. м3 природного газа – важнейшего топливного источника в России,

- 340 млрд. кВт-ч электроэнергии,

- 89 млн. т угля, и

- 43 млн. т сырой нефти и ее эквивалента в виде нефтепродуктов.

В целом, Россия может добиться экономии энергоресурсов в объеме, эквивалентном приблизительно 300 млн. т нефти в год или 2,1 т нефти в расчете на каждого жителя. Такая экономия равна совокупному объему потребления первичных энергоресурсов таких стран как Франция или Великобритания или 2% всего мирового производства энергоресурсов в 2005 г. Самое значительное снижение конечного потребления энергии может быть достигнуто в жилищном секторе (53,4 млн. тнэ), в производстве электроэнергии (44,4 млн. тнэ), обрабатывающей промышленности (41,5 млн. тнэ), на транспорте (38,3 млн.тнэ) и в системах теплоснабжения (31,2 млн. тнэ).

Инвестиции в повышение энергоэффективности могут экономить России энергоресурсы напрямую, через сокращение потребления энергии у конечных пользователей, и косвенно, путем сокращения объема топлива, необходимого для преобразования и транспортировки энергии для конечного потребления (первичная энергия). Например, снижение потребления электроэнергии домохозяйствами способствует сокращению объема топлива, потребляемого генераторами для покрытия нагрузки. Чем меньше топлива будет использовано генераторами, тем меньше топлива необходимо добыть и транспортировать (по трубопроводам, железным или автодорогам), и тем меньше энергии будет использовано на добычу этого топлива. В России снижение потребления электроэнергии сокращает совокупное потребление первичных энергоресурсов почти в пять раз; снижение потребления тепловой энергии сокращает совокупное потребление первичных энергоресурсов почти в три раза.

Рисунок 1.3. Потенциал повышения энергоэффективности по секторам

Источник: ЦЭНЭФ для Всемирного Банка. Статистическая информация по экономической и финансовой эффективности производства и преобразования топлива и сжиганию газа в факелах в настоящее время отсутствует

На Рис. 1.3 показан потенциал повышения энергоэффективности конечного потребления в каждом из основных секторов потребления в России и сопутствующее снижение потребления первичной энергии в результате сокращения конечного энергопотребления. Высокий уровень сопутствующего снижения потребления первичной энергии (94 млн. тнэ) наглядно показывает, что России необходимо сосредоточить усилия на экономии энергии в секторах конечного потребления.

Как видно из Рис. 1.3 потенциал повышения энергоэффективности в секторах конечного потребления значительно выше, чем в производстве энергии. В частности, финансовый потенциал в секторах конечного потребления в четыре раза выше, чем в производстве электроэнергии и в системах теплоснабжения вместе взятых. Более того, экономия энергии для конечных потребителей сопровождается дополнительным снижением потребления первичной энергии (94 млн т.н.э.) по всей системе производства и передачи энергоресурсов. Например, снижение потребления электроэнергии на 1 кВтч конечным пользователем означает экономию почти 5 кВтч первичных энергоресурсов.

В секторах со значительным финансовым потенциалом (промышленность и транспорт) в первую очередь следует осуществить меры, которые не оказывают влияния на уровень цен и не предполагают субсидирования, но направлены на устранение нефинансовых барьеров. В секторах с низким финансовым потенциалом повышения энергоэффективности (производство электроэнергии и тепловой энергии) для достижения экономии необходимо в первую очередь скорректировать цены или предложить другие инструменты, которые повысят привлекательность инвестиций в энергоэффективность.

Государственные учреждения и сфера услуг - этот сектор может дать наиболее быструю отдачу для государства, однако повышение энергоэффективности в бюджетных учреждениях в настоящее время минимально в силу ряда причин. Бюджетным учреждениям не разрешено оставлять себе или перераспределять достигнутую экономию затрат на энергоресурсы, и они не могут заключать долгосрочные договоры или договоры с возвратом инвестиций из будущей экономии. Кроме того, процедуры закупок требуют заключения договоров на основе наименьшей цены заявки, а не наименьших затрат в течение всего срока эксплуатации.

Правительство может стимулировать экономию, предоставив возможность бюджетным учреждениям распоряжаться сэкономленными средствами либо трансформировав их в автономные некоммерческие организации. Однако эти меры должны сопровождаться установкой целевых индикаторов по снижению энергопотребления на основе сравнительного анализа с эталонными показателями (бенчмаркинга). Для содействия закупкам энергоэффективного оборудования и энергосервисных услуг бюджетными организациями необходимо изменение требований к государственным закупкам: внедрение долгосрочных (пять лет и более) договоров, договоров, построенных по принципу оплаты по факту достижения экономии, и принципа наименьших затрат в течение всего срока эксплуатации.

Самыми серьезными барьерами для повышения энергоэффективности в системах теплоснабжения являются существующая практика тарифообразования, неэффективная организационно-правовая форма муниципальных предприятий теплоснабжения и отсутствие информации и координации внутри сектора теплоснабжения. Необходимы следующие решения: изменение принципов тарифообразования, преобразование муниципальных предприятий теплоснабжения в коммерческие структуры или частно-государственные партнерства с четкими принципами корпоративного управления, совершенствование процесса сбора и использования статистической информации (например, составление тепловых балансов), а также разработка интегрированных планов развития теплоснабжения.

Энергоэффективность становится одним из приоритетных направлений общественной политики в России. Рост тарифов на энергоресурсы делает инвестиции в энергоэффективность более привлекательными, а последствия бездействия – более очевидными, чем когда-либо. Для полного использования ресурса энергоэффективности России необходимо проведение последовательной политики повышения эффективности использования энергоресурсов. Необходимо закрепить приоритетность этой задачи и сосредоточиться на изменении существующих норм поведения организаций и домохозяйств, а также на создании благоприятной среды для инвестиций в энергоэффективность. Это даст возможность правительству эффективно устранить барьеры как общие, так и присущие каждому конкретному сектору, а также создать благоприятные условия для бюджетных и частных инвестиций в повышение энергоэффективности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ по теме

    Отчет
    ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙРАБОТЫпотеме: «Разработка научно обоснованного проекта учебного курса по энергоменеджменту ... энергосбережения, - поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере энергосбережения, ...
  2. Отчет о выполнении научно- исследовательской работы за 2008 г кафедрой внутренних болезней педиатрического и стоматологического

    Отчет
    Отчет о выполнениинаучно- исследовательскойработы за 2008 ... : Особенности кардиогемодинамики и функции почек у больных с артериальной гипертонией ... .-2008.-123 С. Выполняемые темы: Многоцентровое рандомизированное плацебоконтролируемое исследование ...
  3. На право заключить договоры на выполнение научно-исследовательских работ в рамках «Государственной научно-технической программы Республики Башкортостан на 2011-2012 годы» в 2012 году

    Конкурс
    ... ПОДЛЕЖАЩЕЙ ВЫПОЛНЕНИЮНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙРАБОТЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ О КАЧЕСТВЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙРАБОТЫ, И ИНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ОБ УСЛОВИЯХ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА на выполнениенаучно-исследовательскойработыпотеме ...
  4. Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ для государственных нужд в рамках федеральной целевой программы «исследования и разработки по

    Конкурс
    ... «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательскойработе. Структура ... размещения заказа ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на выполнениенаучно-исследовательскойработыпотеме: «Применение генотипирования в ...
  5. Конкурсная документация по проведению открытого конкурса для субъектов малого предпринимательства на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ для государственных нужд в рамках федеральной целевой

    Конкурс
    ... «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательскойработе. Структура ... заказа ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на выполнениенаучно-исследовательскойработыпотеме: «Иммунотурбидиметрический многофункциональный ...

Другие похожие документы..