Главная > Методические рекомендации


Методические рекомендации

студентам по самостоятельной работе и изучению

дисциплины «Отечественная история»

Методические материалы по отечественной истории призваны помочь студенту не только рационально подготовиться к семинарскому занятию, но и проверить свои знания по определенной теме. Приступая к изучению дисциплины в первую очередь необходимо ознакомиться с учебно-методическим комплексом, который включает все её необходимые компоненты.

Порядок подготовки к семинарскому занятию включает несколько этапов.

Во-первых, необходимо внимательно изучить все вопросы и задания, выносимые на обсуждение. Как правило, это 2-3 вопроса.

Во-вторых, ознакомиться с рекомендациями, содержащимися в учебно-методическом комплексе по отечественной истории.

В-третьих, подобрать необходимую литературу, используя список, предложенный к данной теме, а также литературу, которую преподаватель может рекомендовать дополнительно (журнальные статьи, научные сборники).

В-четвертых, составить конспект ответа на каждый вопрос. Конспект составляется в свободной форме. Однако, рекомендуется оставлять рабочие поля для дополнений, замечаний и др.

Последний этап состоит в проверке уровня подготовки. Используйте при этом, где возможно, вопросы для самопроверки.

Рекомендации по самостоятельному

изучению отдельных тем курса

В соответствии с рабочей программой прохождения дисциплины «Отечественная история» предусмотрено самостоятельное изучение студентами двух тем курса.

  • Российская модель развития экономики. Место и роль России в индустриальной цивилизации

  • Россия и мир. Международное положение и основные направления внешнеполитического курса

Российская модель развития экономики. Место и роль

России в индустриальной цивилизации

Проверка результатов самостоятельной работы проводится в форме коллоквиума. Группа студентов делится на подгруппы по 6-8 человек. Каждая подгруппа выбирает один из представленных вопросов, по которым проводится собеседование с предоставлением конспекта. Время для подготовки 2-3 недели. Для изучения предлагаются следующие вопросы.

  1. Причины экономического отставания России от передовых европейских стран в ХV-ХVII вв. Роль России в общемировом процессе развития цивилизации.

  2. Реформы в экономике в первой четверти ХVIII в. Социально-экономическая политика во второй половине ХVIII в.

  3. Экономическое развитие России в первой половине ХIХ в. Начало промышленного переворота.

  4. Крестьянская реформа 1861 г. Развитие капитализма в России в пореформенную эпоху и его особенности как «догоняющей» модели, страны второго эшелона.

  5. Попытки преодоления экономического отставания России от передовых стран Запада в начале ХХ в. Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.

  6. Влияние первой мировой войны на экономическое развитие России.

Вопрос 1.

При подготовке данного вопроса необходимо выделить факторы оказывавшие как временное так и постоянное негативное влияние на развитие экономики России в ХV – ХVII вв. Уделив особое внимание природно-климатическому и геополитическому факторам, следует обратить внимание на особенности социального устройства российского государства в допетровскую эпоху, охарактеризовать значение общины в системе производства. Анализ причин отставания России от передовых стран Европы должен завершиться обоснованным выводом о периферийном положении России, о ее отрыве от общемирового процесса развития цивилизации.

Вопрос 2.

При изучении второго вопроса составьте представление о модернизационных процессах проходивших в России в эпоху Петра I и Екатерины II. При этом, четко разделяя мероприятия направленные на развитие буржуазных элементов в экономике, а также феодально-крепостнические методы и средства их реализации. Укажите основные черты экономического развития России в ХVIII в. и отметьте, что нового появилось в ее экономике. В завершении сделайте вывод о том значении, которое имели для страны социально-экономические преобразования Петра и Екатерины.

Вопрос 3.

Данный вопрос требует выделения особенностей отличавших промышленный переворот в России от передовых стран Запада. Следует обратить внимание на процесс формирования новых классов: буржуазии и пролетариата, появление новых отраслей в экономике и развитии специализации производства по регионам, не забыв при этом дать анализ сельского хозяйства.

Вопрос 4.

Необходимо определить причины отмены крепостного права. Рассмотреть варианты, которые были предложены самими дворянами для рассмотрения в Секретном комитете. Проанализировать условия выкупа земли крестьянами, изменение их правового положения и системы местного самоуправления. В заключении надо сделать вывод о значении реформы и ее влиянии на развитие капитализма в России. Необходимо выявить особенности экономического развития России в пореформенную эпоху и уметь объяснить термин «догоняющая» модель экономики.

Вопрос 5.

Покажите социально-экономическое состояние России на рубеже ХIХ- ХХ вв. Выявите основные цели и направления экономической политики С.Ю.Витте. Раскройте содержание и покажите возможные пути решения аграрного вопроса в России на рубеже веков. Дайте оценку аграрной реформе П.А.Столыпина.

Вопрос 6.

Определите влияние первой мировой войны на экономическое развитие России. Укажите изменения, произошедшие в промышленности и сельском хозяйстве страны в годы войны. Особое внимание обратите на социальные изменения в указанный период и их причины. Докажите, что война стала катализатором революций 1917 г.

Рекомендуемая литература.

  1. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформа в России. М., 1991.

  2. Гусейнов Р. История экономики России. М., 1999.

  3. Зуев М.Н. История России. М., 1998.

  4. Иванова Н.И. Российская модель развития экономики. Место и роль России в индустриальной цивилизации. Тверь, 2002.

  5. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.

  6. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (ХVIII – начала ХХ вв.). В 2 т. СПб., 2000.

  7. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала ХХ в. М., 1997.

  8. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в ХIХ в. М., 1990.

  9. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 2000.

Россия и мир. Международное положение

и основные направления внешнеполитического курса

Проверка самостоятельной работы проводится в форме тестирования по вариантам. Предлагается 2 варианта, состоящих из 24 вопросов каждый.

1 балл студент получает за 4 правильные ответа. Максимальное количество баллов – 6.

Для успешной подготовки необходимо:

  • Знать основные даты внешнеполитических событий, имена политических деятелей.

  • Понимать причины, вызвавшие те или иные международные конфликты.

  • Уметь определить внешнеполитические приоритеты России на разных этапах развития ее государственности.

Вопросы для самоподготовки

  1. Когда состоялся Земский собор, принявший решение о присоединении к России Левобережной Украины и Киева?

  2. В чье правление происходило освоение Сибири и Дальнего Востока?

  3. Что потеряла Россия в итоге Ливонской войны (1558 - 1583 гг.)?

  4. В чье царствование произошло присоединение к России Казанского и Астраханского ханств?

  5. Каковы результаты внешней политики Российского государства во второй половине XVI в.?

  6. С чьим именем связано продвижение русских в Сибирь в XVII в.?

  7. Каковы итоги внешнеполитической деятельности царя Алексея Михайловича?

  8. Когда Крым вошел в состав России?

  9. В ходе какой из войн XVI - XVIII вв. русские войска взяли Берлин?

  10. Когда закончился заграничный поход русской армии?

  11. К событиям какой войны относилась оборона Севастополя?

  12. Какие территории были включены в состав Российской Империи в 1870 - 1880-е гг.?

  13. Когда состоялся Берлинский конгресс, завершивший Русско-турецкую войну, на котором России удалось отстоять независимость Черногории, добиться автономии для Северной Болгарии?

  14. В ходе какой войны произошло сражение у деревни Лесной, морские сражения у мыса Гангут и острова Гренгам?

  15. Какое значение имела Полтавская битва (1709 г.) для Северной войны?

  16. В чье правление состоялись Итальянский и Швейцарский походы под командованием А.В. Суворова?

  17. Как увеличивалась территория Российского государства в XVII - XVIII вв.

  18. Какие события происходили во внешней политики России в XVIII в.?

  19. Каковы результаты внешней политики Екатерины II?

  20. Что было одной из причин отступления русской армии в начале отечественной войны 1812 г.?

  21. Что было одним из результатов победы России в Отечественной войне 1812 г. и Заграничного похода русской армии 1813 - 1814 гг.?

  22. Назовите даты начала и окончания Отечественной, Крымской, Первой мировой, Русско-турецкой войн.

  23. Какая территория уже входила в состав Российской империи к началу XIX века?

  24. Какое решение принял М.И. Кутузов в 1812 г. на военном совете в деревне Фили?

  25. На территорию какого государства вступили царские войска в мае 1849г., чтобы подавить революцию?

  26. Какой коалиции государств противостояла Россия в Крымской войне 1853 - 1856 гг.?

  27. Какие битвы относятся к истории Крымской войны 1853 - 1856 гг.?

  28. Назовите полководцев-участников Крымской войны 1853 - 1856 гг.

  29. Что было одной из причин поражения России в Крымской войне 1853 - 1856 гг.?

  30. Кто возглавлял в XIX веке во время Кавказской войны борьбу горцев против России?

  31. Какая территория вошла в состав Российской империи во второй половине XIX века?

  32. В память о какой войне в Болгарии в районе Шипки был воздвигнут обелиск посвященный русско-болгарскому содружеству?

  33. Во время какой войны М.Д. Скобелев и И.В. Гурко проявили себя как выдающиеся полководцы?

  34. Какие военные операции были проведены в годы первой мировой войны?

  35. Какие территории Россия потеряла по Портсмутскому мирному договору 1905 г.?

  36. Какой адмирал погиб во время русско-японской войны?

  37. Какие территории Советская Россия потеряла по Брестскому миру в 1918 г.?

  38. Когда был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР)?

  39. В какой период руководством СССР была провозглашена политика мирного сосуществования со странами Запада?

  40. В каком году был заключен пакт о ненападении с Германией?

  41. Когда СССР был принят постоянным членом в Лигу Наций?

  42. Кто в годы Великой Отечественной войны возглавлял Государственный Комитет Обороны?

  43. Когда состоялась Тегеранская конференция лидеров СССР, Великобритании и США?

  44. Какова последовательность военных операций, проведенных в годы Великой Отечественной войны?

  45. Какая военная операция завершает коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?

  46. Когда и где произошло крупнейшее танковое сражение в Великой Отечественной войне?

  47. Где началось 5- 6 декабря 1941 г. контрнаступление Красной Армии?

  48. Какое важное событием Великой Отечественной войн произошло в1944 г.?

  49. Где в феврале 1945 г. состоялась встреча руководителей трех союзных держав?

  50. Кто в середине 1980-х гг. на встрече в Рейкьявике сделал заявление о том, что "ядерная война никогда не должна быть развязана, в ней не может быть победителей"?

  51. Какое изменение произошло в международных отношениях после распада СССР?

  52. Какое важнейшее событие в отношениях России с развитыми странами мира произошло в 1990-е гг.?

  53. В каком году в Москве был подписан Договор между СССР, США, Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой?

  54. Когда произошли следующие события: ввод советских войск в Афганистан, провозглашение "нового политического мышления" в международных отношениях, ввод войск стран Организации Варшавского договора в Чехословакию, подписание Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?

  55. Каковы результаты процесса разрядки международной напряженности в 1970-е гг.?

  56. Какое событие вызвало обострение "холодной войны" в конце 1970-х гг.?

  57. Какие события связаны с действиями антинаполеоновской коалиции?

  58. В каких внешнеполитических мероприятиях СССР в 1985 - 1991 гг. нашли отражение принципы "нового политического мышления"?

  59. Какие черты характеризовали внешнюю политику СССР в 1945 - 1953 гг.?

  60. Какие события во внешней политике СССР происходили в 30-е гг.?

  61. Когда происходили следующие событий: Берлинская (Потсдамская) конференция, создание Организации Варшавского договора, подписание Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписание Договора между СССР и США о ликвидации средней и меньшей дальности, начало афганской войны, подписание в Москве советско-американского договора об ограничении систем противоракетной обороны, введение войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию,

Литература

  1. Зуев М.Н. История России. М., 2000.

  2. История внешней политики России: Конец ХV – ХVII век. М., 1999.

  3. История внешней политики России: ХVIII век. М., 1998.

  4. История внешней политики России: Первая половина ХIХ века. М., 1999.

  5. История внешней политики России: Вторая половина ХIХ века. М., 1999.

  6. История внешней политики России: Конец ХIХ – начало ХХ века. М., 1999.

  7. Носков В.В. Первая мировая война: Пролог ХХ века. М., 1998.

  8. Протопопов А.А., и др. История международных отношений и внешней политики России: 1640-2000. М., 2001.

  9. Советская внешняя политика. 1917-1945: Поиски новых подходов. М., 1992.

Дать научное представление об основных этапах и содержании отечественной истории, овладеть теоретическими основами и методологией ее изучения. Краткая характеристика: Задачи дисциплины:
– выявить актуальные проблемы исторического развития России, ключевые моменты истории, оказавшие существенное влияние на жизнедеятельность российского народа;
– на примерах из различных эпох показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории, в этом контексте проанализировать общее и особенное в отечественной истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;
– уяснить, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;
– показать место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;
– обратить внимание на тенденции развития мировой историографии, определить место и роль российской истории и историографии в мировой науке;
– проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие, осознанно уяснить историческое место и выбор пути развития России на современном этапе.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате усвоения дисциплины студенты должны:
- знать отечественную историю как единый многогранный (экономический, политический, социальный и духовный) процесс на различных этапах ее развития;
- научиться глубоко анализировать исторические события и процессы, всесторонне и объективно их оценивать, не допуская нигилистического и поверхностного отношения к прошлому, извлекать из него необходимые уроки;
- глубоко знать географические, этносоциальные и культурные факторы становления и развития Российского государства, процесса объединения русских земель, самобытный характер его формирования, оценить героизм и мужество российского народа в защите государственных интересов страны;
Структура курса:
– Темы дисциплины:
· Введение в учебную дисциплину «Отечественная история».
· Возникновение и развитие Древнерусского раннефеодального государства. Русь в IX–XIII вв.
· Образование и развитие Русского централизованного государства в XIV – первой половине XVII вв.
· Складывание абсолютизма. Российская империя в XVIII в.
· Социально-экономическое и политическое развитие России в XIX в.
· Внешняя политика России в XIX – начале XX вв.
· Политический кризис самодержавия 1905–1917 гг. Революции в России.
· Формирование однопартийного политического режима. Гражданская война и военная интервенция.
· Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. Новая экономическая политика.
· Социально-экономические преобразования в 30-е гг.
· Великая Отечественная война.
· Советское государство в послевоенные годы (вторая половина 40-х – 60-е гг.).
· СССР в 70-х – первой половине 80-х гг. Нарастание кризисных явлений.
· Перестройка и ее последствия (1985–1991).
· Российская Федерация на современном этапе (90-е гг. XX – начало XXI в.).
– Перечень контрольных вопросов и заданий.
– Примерная тематика рефератов, курсовых работ и методические указания к их написанию.
– Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов.
– Тематика спецкурсов.
– Примерный перечень вопросов к экзамену.
– Планы семинарских занятий. Взаимосвязь с другими пособиями, курсами: Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Овладение историческими знаниями должно быть связано с изучением дисциплин гуманитарного цикла: «Экономической теории», «Философии», «Экономической истории», «Истории экономических учений», «Политологии», «Социологии», «Психологии», «Культурологии», а также с изучением таких общепрофессиональных дисциплин, как «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Экономика фирмы», «Экономика труда» и др. Знания, полученные в процессе изучения отечественной истории, должны способствовать изучению социальных дисциплин. Сопутствующие источники, литература, документы: · Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. № 8.
· Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. М., 1998.
· Белоусов Р.А. Экономическая история России: В 2-х книгах. М., 1999.
· Боханов А.Н. Император Александр III. М.: Русское слово, 1998.
· Боханов А.Н. Император Николай II. М.: Русское слово, 1998.
· Бурганов А.Х. Откуда и куда идешь, Россия? Опыт осмысления послеоктябрьской истории и будущего россиян. М.: ИНСАН, 1998.
· Вилта Р. Последние дни Романовых. Перевод с английского. М., 1998.
· Григорьев Г.Л. Кого боялся Иван Грозный? К вопросу о происхождении опричнины. М., 1998.
· Зубкова Е.В. Послевоенное советское общество: политика и повседневность 1945–1953 гг. М., 1999.
· Искендеров А.А. Российская монархия, реформы и революция // Вопросы истории. 1998. № 1.
· История Российского государства. М.: Изд. Рос. экон. акад., 2001.
· Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. Опыт целостного анализа. М., 1999.
· Кожаев Ю.П. 1939–1941гг. Внешняя политика Советского Союза. М., 1999.
· Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Советского государства. М., 2002.
· Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. М., 2001.
· Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. От становления самодержавия до падения Советской власти. М., 2000.
· Орлов И.Б. НЭП: история, опыт, проблемы. М., 1999.
· Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. М., 1999.
· Платонов С.Ф. Иван Грозный (1530–1584 гг.). М., 1998.
· Поляков Ю. Учредительное собрание: 80 лет спустя // Свободная мысль, 1998. № 3.
· Сахаров А.Н. Александр I. М.: Наука, 1998.
· Соколов А.К., Тяжельников В.С. Курс советской истории: В 2-х частях. М., 1999.
· Чернобаев А.А. и другие. История России. М., 1999.
· Федоров В.А. История России 1861–1917. М., 2000.
· Фроянов И.Я. Киевская Русь: главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999.
· Фурсенко А.А. С.Ю. Витте и экономическое развитие России в конце XIX – начале XX веков // Новая и новейшая история. 1996. № 6.
· Цветков В.Ж. Белое движение в России // Вопросы истории. 2000. № 2. Права на использование: Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова

Методические указания для студентов по изучению дисциплины «Концепции современного естествознания"

Студентам предлагается использовать рекомендованную литературу для более прочного усвоения учебного материала, изложенного в лекциях, а также для изучения материала, запланированного для самостоятельной работы. Студентам необходимо выполнить индивидуальные задания по основным темам курса, оценки за которые учитываются при выставлении зачета. Выполнение заданий, вынесенных на самостоятельную работу, проверяются преподавателем в течение семестра, по ним выставляются оценки, которые учитываются при выставлении зачета.

Банк контрольных вопросов по дисциплине:

  1. Что такое культура? Чем отличается гуманитарная культура от естественнонаучной?

  2. В чем особенность науки как элемента культуры.

  3. Каковы элементы науки?

  4. Каковы основные признаки различных картин мира?

  5. Каковы основные признаки революции в представлениях о природе?

  6. Каковы основные этапы смены картины мира?

  7. Каковы методы познания природы?

  8. Каковы структурные уровни организации материи в пределах мегамира?

  9. Каковы структурные уровни организации материи в пределах макромира?

  10. Каковы структурные уровни организации материи в пределах микромира?

  11. В чем суть динамических закономерностей?

  12. В чем суть лапласовского детерменизма?

  13. Каковы общие закономерности эволюции природы?

  14. В чем отличие принципа дальнодействия от принципа близкодействия?

  15. Привести примеры корпускулярного описания природы.

  16. Привести примеры континуального описания природы.

  17. В чем заключается относительность пространства?

  18. В чем заключается относительность времени?

  19. В чем особенность глобального эволюционизма?

  20. Каковы этапы развития представлений о глобальном эволюционизме?

  21. В чем заключается принцип относительности Галилея?

  22. В чем заключается принцип относительности Эйнштейна?

  23. В чем заключается закон сохранения энергии?

  24. В чем заключается закон сохранения импульса?

  25. В чем заключается единство законов сохранения массы, импульса и энергии?

  26. Привести примеры пространственной симметрии в природе.

  27. Привести примеры временной симметрии в природе.

  28. Какова связь между симметрией и законами сохранения?

  29. Чем отличается механическая система от термодинамической системы?

  30. Что Вы знаете о вероятности какого-то события?

  31. В чем суть статистических закономерностей?

  32. Что такое энтропия?

  33. В чем суть принципа возрастания энтропии с точки зрения разных ученых?

  34. В чем заключается связь принципа возрастания энтропии и вероятностью пребывания системы в каком-то состоянии?

  35. Каковы условия равновесия в термодинамической системе?

  36. Когда состояние равновесия является устойчивым?

  37. Каковы признаки порядка в природе?

  38. Каковы необходимые условия самоорганизации системы?

  39. Увеличивается ли энтропия системы при кристаллизации?

  40. В чем особенность диссипативных структур?

  41. Приведите примеры диссипативных структур.

  42. Увеличивается ли энтропия природы при возникновении диссипативной структуры?

  43. В чем особенность диссипативных структур на поверхности Солнца?

  44. Что изучается в синергетике?

  45. В чем заключается принцип дополнительности?

  46. В чем заключается принцип неопределенности?

  47. Кто автор соотношения неопределенностей?

  48. В чем особенность квантовой системы?

  49. Применимы ли законы Ньютона к квантовой системе?

  50. В чем особенность статистического описания квантовой системы?

  51. В чем заключается принципиальная стохастичность мира?

  52. Каков источник энергии при химических реакциях?

  53. Чем определяется реакционная способность веществ?

  54. Какие Вы знаете конкурентные химические реакции?

  55. Каковы этапы открытия биологической клетки??

  56. Какова особенность биологического уровня организации материи?

  57. Кто является автором эволюционной идей в биологии?

  58. Каковы этапы развития идеи о биологической эволюции?

  59. Назвать основные положения теории Дарвина.

  60. Что такое ген?

  61. Кто открыл форму молекулы, являющейся носительницей генов?

  62. Кто заложил основы генетики?

  63. Кто начал изучать связь между геном и видовыми признаками на экспериментальном уровне?

  64. Какова связь между генетической эволюцией видов и их эволюцией по Дарвину?

  65. Каковы причины возникновения видов на генетическом уровне?

  66. Что такое мутация гена?

  67. Каковы условия устойчивости биосферы?

  68. Каково строение Земли?

  69. Каковы этапы геологической эволюции?

  70. В чем особенность диссипативных структур в атмосфере?

  71. В чем особенность диссипативных структур в астеносфере?

  72. Каковы основные этапы эволюции видов?

  73. В чем заключается самоорганизация в живой природе?

  74. В чем заключается самоорганизация в живой природе?

  75. В чем суть принципа универсального эволюционизма?

  76. Что такое ноосфера?

  77. В чем заключается необратимость времени?

  78. Какова связь между биосферой и человеком?

  79. Каковы глобальные проблемы человечества?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «отечественная история» порядок подготовки к семинарскому занятию

    Методические рекомендации
    Методические материалы по отечественной истории призваны помочь студенту не только рационально подготовиться к семинарскому занятию, но и проверить свои знания по определенной теме.
  2. Методические рекомендации студентам по усвоению и контролю знаний

    Методические рекомендации
    Учебная дисциплина «Конфликтология» занимает одно из центральных мест в подготовке специалистов в области психологии управления, что поможет научить студентов конструктивно вести себя в конфликтах, освоить способы поиска оптимальных
  3. Методическое пособие по отечественной истории учебно-методические указания по дисциплине отечественная история

    Методическое пособие
    Составители: Дзамихов К.Ф. - д.и.н., профессор, Апажева Е.Х. - д.и.н., профессор, Асанов В.Н. - к.и.н., доцент, Ашхотов Р.М. - к.и.н., доцент, Коновалов А.
  4. Аннотация рабочей программы дисциплины «отечественная история» в рамках фгос впо укрупненная группа 27 – архитектура и строительство по профилю 270800 62 09 «экспертиза и управление недвижимостью»

    Документ
    Целями из задачами изучения дисциплины является воспитание гражданственности и национальной идентичности; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную
  5. отечественная история ( ix – начало xxi вв ) учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Бирюкова А.Б., Гартвиг Б.В., Румянцева М.А. Отечественная история (IX – начало XXI вв.): учебно-методическое пособие. (Электронное издание) / А.Б. Бирюкова, Б.
  6. Комплексное изучение социально-гуманитарных дисциплин методические рекомендации студентам заочной

    Методические указания
    Комплексное изучение социально-гуманитарных дисциплин. Методические рекомендации студентам заочной формы обучения 031300.62 «Журналистика» и 035 .62 «Издательское дело Краснодар, Изд-во КСЭИ, 2012.

Другие похожие документы..