Главная > Программа


– сформированность целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности;

– развитость активной общественной и жизненной позиции у учащихся, способность к успешной самореализации в обществе;

– развитость у учащихся способности творчески мыслить и действовать в различных видах деятельности (учебной, трудовой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной);

– сформированность здорового образа жизни, труда и отдыха у учащихся;

– достижение готовности учащихся к реализации своих потенциальных жизненно важных профессиональных планов с последующей адаптацией на рынке труда;

– сформированность гражданской ответственности, инициативности и правового самосознания личности учащегося, способного стать достойным гражданином Российской Федерации.

Реализация такого подхода в условиях ШСРЛУ должна способствовать в полной мере решению главной задачи модернизации российского образования: обеспечению современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Ведущими принципами ШСРЛУ являются:

– системный подход, основанный на единстве и взаимодействии содержания и деятельности, структуры и организации, ведущих к развитию образовательного учреждения;

– дифференцированность направлений и организации системы учебной и внеучебной деятельности учащихся в процессе реализации программы развития;

– программно-целевое управление развитием школы через иерархичность целей разных уровней, где каждая предыдущая цель является средством для достижения последующей в процессе развития школы;

– соответствие организации деятельности потребностям, интересам и склонностям личности школьника;

– непрерывность образования в системе «начальное – основное – старшее звено», обеспечивающая планомерность образовательного процесса в условиях общеобразовательной школы;

– аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный подход как определяющие факторы, на фоне которых осуществляется формирование и социальное развитие личности;

– гуманизация, гуманитаризация, демократизация, предполагающие свободное сотрудничество школы, семьи, общественности в процессе реализации программы развития, обеспечивающих становление и социальное развитие личности учащихся.

В работе ШСРЛУ должны реализовываться три основных условия:

– связь программы развития МОУ СОШ №38 с основополагающими документами о развитии образования в РФ;

– четкое понимание целей и задач ШСРЛУ и единство взглядов его участников на реализацию основных направлений ее развития через заложенные в ней идеи;

– преемственность между передовой педагогической наукой и педагогической практикой.

В соответствии с базовой моделью ШСРЛУ ее основными целями, задачами, законами, принципами, условиями функционирования нами разработана концепция развития школы МОУ СОШ №38.

Концепция развития школы – это система прогностических взглядов на ее развитие в конечных целях развития, удовлетворяющие ее перспективные потребности на ряд лет. Это целевая линия развития школы, представленная совокупностью точек роста, где каждая точка роста выражает проблему, которая реализует себя через комплекс идей развития с последующим переходом в систему основных целей и задач.

Концепция развития школы предполагает постепенные перспективные поэтапные изменения в действующей образовательной системе школы. Концепция развития школы должна раскрывать содержание темы программы развития школы. Тема программы развития МОУ СОШ №38: «Концептуальные механизмы становления и развития школы социального развития личности учащихся».

В соответствии с заявленной темой нами сформулированы основные положения концепции развития МОУ СОШ №38:

1. Достижение главной задачи российской образовательной политики в сфере общего образования – обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства невозможно без рассмотрения школы как социального института.

2. Школа как социальный институт должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок. Развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, высоко-нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

3. Важнейшей целью и задачей любой общеобразовательной школы должно являться социальное развитие личности учащегося, как субъекта деятельности и рассматриваться в качестве ее системообразующего компонента, обеспечивающего эффективность процесса социализации современного школьника.

4. Социализация современного школьника в условиях школы представляет собой процесс становления личности учащегося посредством обучения и активного усвоения индивидом ценностей норм, установок, образов поведения, присущих демократическому и правовому государству, воспроизводства социального опыта и культуры, формирования индивидуальной системы нормативной регуляции и структур психики.

5. Социализация современного школьника не должна сводиться лишь к передаче сведений об основных наук. Развитие личности учащегося в условиях школы как субъекта деятельности формирующегося в школьном социуме обязательно предполагает: решение естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических задач.

5.1. Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).

5.2. Социально-культурные задачи – это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.

5.3. Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

Весь комплекс задач направлен на:

– развитие интеллекта;

– развитие эмоциональной сферы;

– развитие устойчивости к стрессорам;

– развитие уверенности в себе и самопринятие;

– развитие позитивного отношения к миру и принятия других;

– развитие самостоятельности, автономности;

– развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования;

– развитие мотивации учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития.

6. Будучи существом социальным, общественным, являясь полноценным субъектом школьного социума, учащийся приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. В результате происходит социализация личности учащегося – как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

7. Социально развиваясь, учащийся становится заинтересованным, мотивированным на осознанное достижение высоких образовательных результатов как условия своего дальнейшего саморазвития и самосовершенствования, таким образом, учащийся проявляет социальную активность.

8. Социальная активность личности учащегося представляет собой сознательную деятельность школьника по созданию и преобразованию социальных явлений – норм, взаимоотношений, социальных структур школьного социума.

9. Школьный социум – представляет собой устойчивую социальную общность, характеризуемую единством условий жизнедеятельности учащихся в школе и отражающуюся в соответствующих отношениях между ведущими субъектами образовательного процесса.

10. Ведущие субъекты образовательного процесса вступают в различную систему социальных связей и отношений, выполняют определенные социальные роли: ученика, учителя, родителя.

11. Эффективность социального взаимодействия ведущих субъектов образовательного процесса определяет целенаправленность и эффективность процесса становления и социального развития личности учащегося.

12. Достижение качества социального взаимодействия ведущих субъектов образовательного процесса предполагает обеспечение качества профессиональной деятельности педагогов, качество семейного воспитания, качества образовательной деятельности учащихся, качества взаимодействия взаимоотношений в ученическом социуме. Повышение качества социального взаимодействия между ведущими объектами образовательного процесса должно обеспечить достижение современного качества социального развития личности учащегося.

13. Достигнуть современного качества социального развития личности учащегося возможно путем создания принципиально новой адаптивной модели общеобразовательного учреждения – школы социального развития личности учащегося (ШСРЛУ).

14. Основная цель ШСРЛУ – становление развивающей образовательной системы, обеспечивающей создание полноценных условий для социального развития личности учащегося.

15. Теоретико-методологической стратегией развивающей образовательной системы является аксиологический подход к образованию, отражающий гуманистический смысл философии образования.

16. Развивающая образовательная система образует аксиологическую модель, имеющую синкретический характер, где ценности-цели определяют ценности средства, а ценности-отношения зависят от ценностей знаний, ценностей качеств, которые функционируют как единое целое.

17. Ведущими принципами в рамках развивающей образовательной системы в процессе становления и социального развития личности учащегося являются:

– равноправие взглядов всех субъектов педагогического процесса (учитель, ученик, родитель) независимо от возраста и их социального положения в рамках единой гуманистической системы ценностей при разнообразии культурных и этнических особенностей;

– социокультурный прагматизм, взаимообогащающий диалог между всеми субъектами педагогического процесса, направленный на становление и социальное развитие школьников;

– экзистенциальное равенство всех субъектов педагогического процесса, взаимопомощь и согласие в процессе становления и развития личности учащегося через формирование его ключевых потенциалов: общекультурного, познавательного, творческого, здоровьесберегающего, профессионального самоопределения;

– равнозначность отношений между учащимися независимо от их интеллектуального уровня, соматического и физического здоровья, культурных традиций и национальных особенностей.

18. Развивающая образовательная система базируется на парсипативных методах взаимодействия между ведущими субъектами педагогического процесса, основной формой взаимодействия является диалог, основной тактикой общения – сотрудничество, позволяющих в комплексе реализовать принципы социального взаимодействия в условиях на качественно новой основе.

19. Основными направлениями деятельности в рамках развивающей образовательной системы по становлению и социальному развитию учащегося являются: общее программное руководство и управление учебно-воспитательное, социально-психологическое, научно-методическое, здоровьесберегающее, профессиональное самоопределение.

20. Достижение ведущей цели и задач, развивающей образовательной системы должно способствовать становлению и социальному развитию личности учащегося с необходимым и достаточным уровнем компетенции: общекультурных, познавательных, творческих, здоровьесберегающих, профессионального самоопределения, способной стать достойным гражданином Российской Федерации.

21. Развивающая образовательная система предполагает социальное взаимодействие четырех социальных институтов: детского сада, школы, семьи, образовательных партнеров, оказывающих определенное позитивное влияние на процесс становления и социального развития личности учащегося.

22. Социальное взаимодействие в условиях школы представляет собой процесс взаимного влияния субъектов образовательного процесса, в ходе которого согласуются их действия, направленные на становление и социальное развитие личности учащегося.

23. Ведущими субъектами образовательного процесса, включенными в процесс социализации школьника являются: родители, учащиеся, педагоги. Основной программный тезис социального взаимодействия «не над, не рядом, а вместе».

24. Эффективность процесса социализации школьника определяется эффективность социального взаимодействия и зависит от сформированности «Я – концепции» современного учителя, «Я – концепции» современного ученика, «Я – концепции» современного родителя.

25. «Я – концепция» современного учителя, современного ученика, современного родителя представляет собой целостный образ собственного «Я» посредством относительно устойчивой, осознаваемой системы представлений о своей личности и на этой основе определения и реализации своей социальной роли «Я – реальное», «Я – идеальное», «Я – зеркальное».

26. Процесс эффективной реализации своей социальной роли, ориентированной на становление и социальное развитие личности учащегося, определение близкой, средней и дальней перспективы социального взаимодействия во многом предопределяется:

– во-первых, адекватной самооценкой развитости у себя необходимых качеств для реализации своей социальной роли через осознание и осмысление результатов своей деятельности («Я – реальное»);

– во-вторых, определением перспектив дальнейшей реализации своей социальной роли через прогнозирование результата своей деятельности («Я – идеальное»);

– в-третьих, представлением, восприятием и оценкой своей социальной роли всеми субъектами педагогического процесса учащимися («Я – зеркальное»).

27. «Я – концепция» современного учителя, современного ученика, современного родителя должна отражать принцип «обратной связи», при реализации которого качество профессиональной деятельности учителя, качество семейного воспитания, качество образовательной деятельности учащегося и качество его взаимодействия в ученическом социуме должно обеспечить качество социального взаимодействия, а, следовательно, привести к новому качественному уровню социального развития личности учащегося.

28. Теоретическо-методологической основой «Я – концепции» каждого из ведущих субъектов образовательного процесса является аксиологический подход к обучению, воспитанию и развитию личности, направленный на формирование социально-значимой и личностно-значимой системы ценностей и ценностных ориентаций субъекта образовательного процесса.

29. Аксиологическая модель деятельности каждого субъекта образовательного процесса в условиях школы носит синкретический характер, где ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей качеств, образуя единое социально-значимое пространство субъекта в процессе взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.

30. Ценности представляют собой специфическую функцию сознания субъекта образовательного процесса, представляющие собой основу его деятельности и отражающие содержание цели, идеала, нормы, соотнесенных с конкретной исторической и социокультурной, образовательной ситуацией. При этом познание, оценка и практика определяют ценностные регулятивы поведения субъекта образовательного процесса. В результате ценности мотивируют действия и поступки субъекта, являются его ориентирами в объективном, историческом, образовательном пространстве. Ограничивая сферу применения категории «ценность» необходимо определять «ценность» как положительное явление. В результате ценностное сознание, ценностное отношение, ценностное поведение также наделяются положительными характеристиками.

31. Система ценностей современного ученика, современного учителя, современного родителя рассматривается через ценности-цели, определяющие концепцию их развития в совокупности Я – личностного и Я – деятельностного; ценности-средства как концепцию общения, ее технологии, эмпатии и интуиции; ценности-отношения раскрывающие совокупность отношений учащегося, а также внутреннюю позицию по отношению к различным видам его деятельности; ценности-качества, представленные многообразием взаимосвязанных, позиционных, деятельностных, поведенческих качеств личности учащегося; ценности-знания, определяющие его личностную и деятельностную компетентность.

32. Основными функциями аксиологической модели являются: смыслообразующая, оценивающая, ориентированная, нормативная, регулятивная, контролирующая.

32.1. Смыслообразующая функция – одна из центральных, поскольку соединяет содержательные и процессуальные аспекты образования, стимулирует интеллектуальную инициативу. Смыслообразующая функция реализуется через актуализацию смысла процесса, объекта, выделение конкретных фактов и положений, критическое осмысление информации, понимание смысла, извлечение собственного смысла, интериоризацию ценностей, реализацию обретенного смысла.

32.2. Оценивающая функция выражается в развитии у участников педагогического процесса адекватной оценки явлений действительности и духовной жизни.

32.3. Функция ориентации связана с возможностями на основе заданных параметров «иерархии ценностей» определить приоритетное положение личностных, деятельностных характеристик.

32.4. Нормативная функция «узаконивает» составляющие компоненты аксиосферы учащегося, системы его взаимоотношений, являющиеся своего рода ценностным образцом, «камертоном» системы обучения и воспитания.

32.5. Регулирующая функция направляет развитие системы образования, субъектов этой системы в русло национальных и общечеловеческих ценностей, имеющих гуманистический смысл, устанавливает необходимое взаимодействие в образовательной сфере. Причем роль регулятивной функции будет повышаться с ростом уровня духовности участников педагогического процесса.

32.6. Проверка уровня сформированности ценностных ориентаций субъекта образовательного процесса, развития у него ценностей в культурно-историческом контексте – прерогатива контролирующей функции.

33. Реализация аксиологической модели в динамическую структуру личности современного учителя, современного ученика, современного родителя осуществляется через 4 взаимосвязанные подструктуры:

– направленность (мировоззрение, идеалы, убеждения, стремления, интересы, увлечения);

– опыт (знания, умения, навыки, привычки);

– психические процессы (воля, чувства, речь, память, внимание, восприятие, мышление, ощущения, эмоции);

– биопсихические свойства (темперамент, характер, возрастно-половые особенности).

34. «Я – концепция» современного учителя, современного ученика, современного родителя должна быть спроектирована на основе социально-ориентированных структурных моделей деятельности каждого из ведущих субъектов образовательного процесса.

35. Структурная модель социально-ориентированной деятельности современного учителя, современного ученика, современного родителя включает в себя пять основных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, которые в комплексе обеспечивают качество социально-обусловленной деятельности, эффективность социального взаимодействия с ведущими субъектами образовательного процесса с учетом специфики деятельности.

35.1. Гностический компонент предполагает формирование соответствующей системы способов коммуникации психологических особенностей, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).

35.2. Проектировочный компонент включает представления о перспективных социально-значимых задач обучения, воспитания, развития, саморазвития, о стратегиях и способах их достижения.

35.3. Конструктивный компонент предполагает конструирование собственной социально-значимой деятельности и собственной социальной активности учащихся с учетом ближайших социально-значимых целей обучения, воспитания, развития, саморазвития.

35.4. Коммуникативный компонент отражает содержание и особенности коммуникативной деятельности, учет специфик социального взаимодействия с ведущими субъектами образовательного процесса (коммуникативные умения, стили общения, техники общения).

35.5. Организаторский компонент включает в себя систему умений организовать собственную деятельность, а также побуждения к социальной активности других ведущих субъектов образовательного процесса (информационные, развивающие, ориентационные умения).

36. Ведущими принципами «Я – концепции» являются принципы: системности, целостности, научности, гуманизма, рефлексивного управления, сочетания технологий социального взаимодействия.

37. Выделение структуры личности и структуры социально-значимой деятельности позволяет ведущим субъектам образовательного процесса выявить проблемные точки в своем социальном взаимодействии через разработку и реализацию программы социального роста в соответствии со своим социальным статусом и социальной ролью.

38. Ведущим практическим компонентом «Я – концепции» является разработка программы социального роста в соответствии с социальным статусом и социально-значимой деятельностью определенного субъекта образовательного процесса, направленная на оценку исходного уровня развития общекультурных, деятельностно-значимых и личностных качеств с последующей постановкой целей, задач, средств, форм, методов повышения уровня социального роста на ближайшую, среднюю, дальнюю перспективу.

39. Эффективная реализация «Я – концепции» социально-значимой деятельности ведущих субъектов образовательного процесса определяется соблюдением комплекса условий, включающего 3 группы:

– содержательные условия (активация и стимулирование социально-значимой деятельности, создание ситуации успеха, развитие аксиологического мышления);

– процессуально-технологические (использование современных технологий в процессе социального взаимодействия с ведущими субъектами образовательного процесса, рефлексивное управление на основе диалогических форм взаимодействия в системе «учитель – ученик – родитель», дифференциация и индивидуализация направления социального взаимодействия с учетом интересов, мотивов, потребностей);

– личностно-значимые (формирование адекватной самооценки, развитие эмоционально-волевой составляющей личности, культура темперамента).

40. Результатом эффективной реализации «Я – концепции» ведущих субъектов образовательного процесса должно стать повышение качества профессиональной деятельности учителя, повышение качества семейного воспитания, повышение качества образовательной деятельности учащихся и их взаимоотношений в ученическом социуме. Все это должно обеспечить достижение нового современного качества социального развития личности учащегося.

41. Качество социального развития личности учащегося должно отразиться на уровне сформированности его основных социально-значимых компетенций:

– сформировать гуманистическую социокультурную систему ценностей и ценностных ориентаций у учащихся толерантность, духовность и культуру;

– сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности;

– развить активную общественную и жизненную позицию у учащихся, способность к успешной самореализации в обществе;

– развить у учащихся способности творчески мыслить и действовать в различных видах деятельности (учебной, трудовой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной);

– сформировать здоровый образ жизни, труда и отдыха у учащихся;

– обеспечить готовность учащихся к реализации своих потенциальных жизненно важных профессиональных планов с последующей адаптацией на рынке труда;

– сформировать гражданскую ответственность, инициативность и правовое самосознание у личности учащегося, способного стать достойным гражданином Российской Федерации.

42. Компетенции личности учащегося являются основой для базовой модели выпускника школы, включающей 5 взаимосвязанных потенциалов: общекультурный, познавательный, здоровьесберегающий, творческий, профессиональное самоопределение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Имени Омские книги (3)

    Библиографический указатель
    ... 2011 УДК 019.1:015 (571.13) ББК 91 ... МП С2234467 К 1372. 74.200.5 Д853 Духовно-нравственное воспитание ... 1430. 81.411.2-923 Ш66 Шкайдерова Т. В. Лингвистическая стилистика ... 17 см. – Библиогр. в примеч.: с. 332-371. – Публикации о Е. Н. Забелине: с. 372- ...
  2. Международные отношения (6)

    Библиографический указатель
    ... 7 Москва 2008 УДК 016 ББК я19:Ф4 ... , посвящ. 200-летию установ­ления дипломат ... 2005. – XX, 371 p. – (Cam­bridge ... – 2007. – № 4. – С. 74–78. Койл Ф. Американская ПРО и альтернатива ... – С. 56–69. 301 Ш66 Шкаратан О.И. Социальная стратификация России и ...

Другие похожие документы..