Главная > Программа


Таблица 15

Итоговые показатели выступлений учащихся МОУ СОШ №38
в городских предметных олимпиадах за 2000-2003 уч.гг
(результативность по предмету)

2000-2001 уч.год

2001-2002 уч.год

2002-2003 уч.год

16 человек

29 человек

27 человек

I место - 5 человек

I место - 3 человека

I место - 4 человека

II место - 2 человека

II место - 3 человека

II место - 3 человека

III место - 5 человек

III место - 6 человек

III место - 7 человек

Поощрение - 4 человека

Поощрение - 17 человек

Поощрение - 13 человек

Подводя общие итоги системного мониторинга качества образования в МОУ СОШ №38, можно сделать существенный вывод о том, успешная реализация методической темы в период с 2000 по 2003 год позволила добиться высоких абсолютных и качественных показателей успеваемости учащихся, создания благоприятного социально-психологического микроклимата для всех участников образовательного процесса, что в конечном итоге позволило каждой личности учащегося успешно развиваться и самосовершенствоваться.

Сегодня педагогический коллектив МОУ СОШ №38 не останавливается на достигнутом и переходит к реализации новой программы развития, которая должна способствовать обеспечению современного качества образования и целенаправленному развитию самой школы через разработку соответствующей концептуальной стратегии становления школы социального развития личности учащегося.

Раздел II. Концептуальная стратегия развития МОУ СОШ № 38 на период до 2011 года

II.1. Научный аппарат построения программы развития

Актуальность проблемы решаемой педагогическим коллективом МОУ СОШ №38, определило выбор темы программы развития: «Концептуальные механизмы становления школы социального развития личности учащегося».

Объектом программы развития является: образовательный процесс в МОУ СОШ №38.

Предметом программы развития является комплексная развивающая образовательная система, направленная на становление и социальное развитие личности учащегося.

В соответствии с темой нами была поставлена цель программы развития: создание полноценных условий для становления и социального развития личности учащегося, обеспечивающих достижение современного качества образования.

На основании поставленной общей цели был определен ряд программных целей:

– формирование гуманистической социокультурной системы ценностей и ценностных ориентаций у учащихся толерантности, духовности и культуры;

– формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков и опыта самостоятельной деятельности личностной ответственности обучающихся;

– становление и развитие активной общественной и жизненной позиции у учащихся, способности к успешной самореализации в обществе;

– развитие у учащихся способностей творчески мыслить и действовать в различных видах деятельности (учебной, трудовой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной);

– формирование здорового образа жизни, труда и отдыха у учащихся;

– обеспечение готовности учащихся к реализации своих потенциальных жизненно важных профессиональных планов с последующей адаптацией на рынке труда;

– формирование четкой гражданской позиции, инициативности и правового самосознания социальной зрелости выпускника школы, способного стать достойным гражданином Российской Федерации.

Основными задачами программы развития являются:

  1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного среднего общего образования.

  2. Разработка и внедрение концептуальной стратегии становления и развития школы социального развития личности учащегося в условиях МОУ СОШ №38.

  3. Модернизация системы управления МОУ СОШ №38, целенаправленное управление его развитием.

  4. Качественное обновление содержания начального, основного, среднего общего образования с учетом выбранного направления развития школы в соответствии с основными положениями концепции модернизации российского образования.

  5. Программно-методическое, кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное обеспечение качества образовательных услуг по основным направлениям развития МОУ СОШ №38.

  6. Развитие системы многоканальности финансирования МОУ СОШ №38 и сформированность эффективных экономических отношений в среде образовательных услуг.

  7. Дальнейшее развитие преемственности в системе «Детский сад – начальная школа».

  8. Разработка и апробация «Я-концепций»: современного педагога, современного ученика, современного родителя в условиях МОУ СОШ №38.

  9. Разработка и апробация модели личности выпускника МОУ СОШ №38, отвечающей современным требованиям концепции модернизации российского образования.

  10. Разработка и апробация «портфолио» современного учителя, ученика, родителя в условиях МОУ СОШ №38.

  11. Разработка и апробация вариантов образовательного партнерства по основным направлениям развития МОУ СОШ №38.

  12. Разработка единых критериев и показателей по оценке эффективности работы школы социального развития личности учащихся.

  13. Проведение крупномасштабного педагогического исследования по реализации ведущих идей школы социального развития личности учащихся в МОУ СОШ №38.

  14. Создание гибкой системы мониторинга и контроля реализуемой программы развития МОУ СОШ №38.

  15. Количественный и качественный анализ входных, промежуточных и итоговых результатов реализации программы развития МОУ СОШ №38.

Решение поставленных целей и задач программы развития должно отразится в ее конечном прогнозируемом результате, а именно: способствовать становлению и социальному развитию личности учащегося и на этой основе обеспечить сформированность адекватной социальной позиции и социальной зрелости личности учащегося на этапе школьного образования.

Теоретико-методологической основой программы развития являются: на философском уровне методологии положения аксиологического подхода в образовании (Н.А. Асташова, Р.В. Вендеровская, В.И. Додонов, З.А. Кокарева, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.); на общенаучном уровне – системный (Л. фон Берталанфи, Т.А. Ильин, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовский, В.П. Си­монова и др.), синергетический (М.В. Богоуславский, В.Г. Буданова, В.И. Загвязинский, Г. Хакен и др.), междисциплинарный (П.Я. Гальперин, Э.Н. Гусинский, Е.Н. Кабанова-Меллер, С.Л. Рубинштейн и др.), программно-целевой (А.Н. Аверьянов, А.Г. Аганбегян, В.Г. Афанасьев, Л.Г. Евланов, Ю.А. Конаржевский, И.С. Ладенко, Б.З. Мильнер, Н.Н. Мои­сеев, М.М. Поташник, С.А. Репин, Г.Н. Сериков, В.С. Татьянченко, П.И. Третьяков и др.); на конкретно-научном уровне – личностно-ориентированный (В.С. Ильин, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, А. Тряпи­цына и др.), деятельностный (К.А. Абдульханова-Славская, М. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.), рефлексивный (М.В. Кларин, Ю.Н. Кулюткин, И.Н. Семенов, Л.И. Стрелец, Г.С. Сухоб­ская и др.); на методико-технологическом уровне – технологический (Л. Андерсен, Т.Р. Атутов, В.П. Беспалько, Б.С. Блум и др.), квалиметрический (С.И. Архангельский, Р. Аткинсон, Б. Бауэр, И.Б. Ительсон, Э. Кро­тесс и др.), парсипативный (Т.М. Давыденко, У. Дункан, Е.Ю. Никитина, Д. Синки, Т.И. Шамова и др.).

Значительное влияние на разработку нашей программы развития оказали ведущие идеи ученых по проблеме социального развития личности в различных отраслях научных знаний, а именно:

– в области философии и философии образования (П.В. Алексеев, Б.С. Гершунский, С.В. Девятова, Э.В. Ильенков, В.И. Купцов, В.А. Лек­торский, Л.К. Науменко, В.А. Панин и др.);

– в области социологии и социальной психологии (А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, Ю.А. Шерковин, Г.М. Андреева, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Перре-Клермон и др.);

– в области психологии и педагогической психологии (А.М. Арсен­тьев, Р. Бернс, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Л. Коло­минский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, М.Н. Скат­кин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

– в области педагогики и социальной педагогики (Ю.В. Васильева, В.А. Сластенин, Л.М. Митина, С.И. Гессен, Ю.К. Бабанский, К.А. Аб­дульханова-Славянская, М.А. Галагузова, С.А. Смирнов, Н.А. Асташова, В.В. Краевский, В.Д. Семенов и др.).

Концептуальная программа развития МОУ СОШ №38, вбирая в себя вышеперечисленные идеи, раскрывается нами с позиции межнаучного синтеза научных подходов, отражающих определенный уровень методологии, при этом не противоречащих друг другу.

Ведущим подходом к реализации программы развития МОУ СОШ №38 является системный подход, направленный на создание развивающей образовательной системы, ориентированной на становление и социальное развитие личности учащегося.

Методика системного анализа применительно к нашей системе разработана довольно обстоятельно и базируется на 4 аспектах осуществления системного анализа, могущих быть примененными к педагогическим объектам и явлениям: морфологический, структурный, функциональный и генетический. Все эти аспекты выступают в органическом единстве, и это единство обусловлено единством свойств целостной системы среднего общего образования. При этом к объективным компонентам развивающей образовательной системы ориентированной на становление и развитие социальной личности учащегося в МОУ СОШ №38 необходимо отнести следующие:

– цели процесса модернизации (ближайшие и отдаленные установки модернизации);

– условия процесса модернизации (нормативная и материально-техническая база модернизации, финансирование осуществляемых реформ, управленческая, научно-методическая, учебная, воспитательная деятельность, социально-психологическая, здоровьесберегающая);

– содержание образовательного процесса (обеспечение стандарта содержания образования: учебные планы, учебные программы, учебные материалы, КИМы и т.д.);

– уровень обучающего персонала (количественные и качественные диагностические показатели профессионализма и тенденций его роста);

– уровень обучаемых (количественные и качественные диагностические показатели учебной успешности, психофизиологического состояния, общекультурного и социального развития, уровня здоровья, уровня профессионального самоопределения).

Субъективными компонентами развития образовательной системы МОУ СОШ №38 являются формы, методы и средства, обеспечивающие ее развитие.

При разработке программы развивающей образовательной системы МОУ СОШ №38 мы использовали также ведущие идеи системно-структурного, системно-оптимизирующего, программно-целевого, мультипликационного, профессионально-деятельного, личностно-деятельного и интегративно-модульного подходов.

В основу программы развития МОУ СОШ №38 положены следующие общие теоретические принципы:

– во-первых, основные принципы государственной политики в области образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и региональных программах развития образования через демократический характер образования (демократизация внутришкольного управления; демократизация организации образовательного процесса, реализация идей педагогики сотрудничества) и гуманистический характер образования (уважение личности обучающегося, принятие его личностных целей; создание максимально благоприятных условий для социального развития и саморазвития учащихся);

– во-вторых, принципы региональной образовательной политики, обуславливающие создание условий, способствующих социальному развитию личности учащегося;

– в-третьих, принципы развивающейся рыночной экономики (внедрение рыночных механизмов в функционирование образовательного учреждения; модернизация учреждения в соответствии с требованиями национальной концепции модернизации российского образования; развитие дополнительных образовательных услуг; предоставление хозяйственной самостоятельности учреждению; учет ценностных ориентаций учащихся, выпускников образовательного учреждения в контексте муниципальных развивающихся социальных отношений).

Основными принципами построения и реализации самой программы развития являются:

– системный подход, основанный на единстве и взаимодействии содержания и деятельности, структуры и организации, ведущих к развитию образовательного учреждения;

– дифференцированность направлений и организации системы учебной и внеучебной деятельности учащихся в процессе реализации программы развития;

– программно-целевое управление развитием школы через иерархичность целей разных уровней, где каждая предыдущая цель является средством для достижения последующей в процессе развития школы;

– соответствие организации деятельности потребностям, интересам и склонностям личности школьника;

– непрерывность образования в системе «начальное – основное – старшее звено», обеспечивающая планомерность образовательного процесса в условиях общеобразовательной школы;

– аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный подход как определяющие факторы, на фоне которых осуществляется формирование и социальное развитие личности;

– гуманизация, гуманитаризация, демократизация, предполагающие свободное сотрудничество школы, семьи, общественности в процессе реализации программы развития, обеспечивающих становление и социальное развитие личности учащихся.

В основу программы развития МОУ СОШ №38 был положен ряд общепедагогических принципов:

– принцип доступности учебного материала;

– принцип педагогической поддержки индивидуального стиля обучения учащихся;

– принцип сочетания педагогических технологий управления дифференциаций образования или их элементов с учетом типа мышления обучаемых.

Основными методами при разработке и реализации программы развития являются:

– социально-педагогический, ретроспективно-перспективный, системный анализ (моделирование, декомпозиция) исследуемой проблемы;

– диагностические методы (метод экспертных оценок, обобще­ние независимых характеристик, тестирование, рейтинг, самооценка);

– обсервационные методы (наблюдения, беседа, интервьюиро­вание, анкетирование, ранжирование и т.п.);

– педагогический эксперимент (констатирующий, формирую­щий, повторный);

– методы математической статистики: дисперсия, среднее квад­ратичное отклонение, доверительный интервал, показатель вариа­ции, критерии Фишера и т.д.).

Новизна и теоретическая значимость программы развития заключается в создании комплексной развивающей образовательной системы, ориентированной на становление и социальное развитие личности учащегося.

Практическая значимость программы развития заключается в том, что педагогическим коллективом МОУ СОШ №38 в результате её успешной реализации должны быть созданы полноценные условия для становления социального развития личности учащегося, обеспечивающих сформированность адекватной социальной позиции и социальной зрелости личности учащегося на этапе школьного образования

На основании поставленных целей и задач программы развития МОУ СОШ №38 разработана базисная модель школы социального развития личности учащегося. Дадим общую характеристику базисной модели.

Школа социального развития личности учащихся (ШСРЛУ) – это принципиально новая адаптивная модель общеобразовательной школы, направленная на становление и социальное развитие личности учащегося.

Основная цель ШСРЛУ – создание развивающей образовательной системы, обеспечивающей целенаправленность и эффективность процесса становления и социального развития личности учащегося, способствующая достижению современного качества образования.

Объектом образовательной системы ШСРЛУ является: ДОУ – Школа – ПЛ – ВУЗ.

Субъекты ШСРЛУ: учащиеся – педагоги – родители – социальные партнеры – ученые.

Образовательному учреждению (МОУ СОШ №38), переходящему в режим инновационной активности по созданию ШСРЛУ необходимо решить следующие первостепенные задачи:

1. Создать единую структуру управления ШСРЛУ.

2. Разработать комплекс программно-методического обеспечения образовательного процесса по основным направлениям развития ШСРЛУ.

3. Создать полноценные кадровые, материально-технические, финансово-экономические условия для успешной реализации основных направлений развития ШСРЛУ.

4. Определить содержание образования учащихся по основным направлениям развития ШСРЛУ.

5. Создать временные творческие группы педагогов, объединенных в образовательные центры по основным направлениям развития ШСРЛУ.

6. Провести всеобуч педагогического, родительского, ученического коллективов МОУ СОШ №38 по основным направлениям развития ШСРЛУ.

7. Создать первичный банк информации и методической литературы по основным направлениям развития ШСРЛУ.

8. Установить деловые контакты с социальными партнерами, учеными, педагогами-новаторами для успешной реализации основных направлений развития ШСРЛУ.

Становление и развитие ШСРЛУ предполагает поэтапные перспективные изменения в функционирующей образовательной системе МОУ СОШ №38 через:

– разработку и реализацию модели программно-целевого управления развитием школой;

– разработку содержания образования по основным направлениям развития школы;

– совершенствование форм, методов, средств обучения и воспитания учащихся по основным направлениям развития школы;

– системную организацию образовательного процесса по основным направлениям развития школы;

– осуществление процесса подготовки и переподготовки педагогов по основным направлениям развития школы;

– разработку системы дополнительных образовательных услуг по основным направлениям развития школы.

Дадим системную характеристику ШСРЛУ.

При разработке системной модели ШСРЛУ нами использованы ведущие идеи Л.Ф. Спирина по разработке педагогических систем [277].

ШСРЛУ является педагогической системой, представляющей собой объединение ведущих субъектов образовательного процесса, в котором ставятся педагогические цели и решаются педагогические задачи.

ШСРЛУ является одним из видов сложной социальной динамической системы управления, в состав которой входят девять инвариантных компонентов: цель системы; управляющая подсистема (в частности, педагог); управляемая подсистема (в частности, воспитуемый); взаимодействия и взаимоотношения этих подсистем; содержание деятельности системы; средства, обеспечивающие работу системы; организационная форма системы; методы работы системы; продукты работы системы.

ШСРЛУ – саморазвивающая система и являет собой уникальное единство материальной (физической) и нематериальной (духовной) сущностей.

ШСРЛУ является и полисистемой, так как в ее составе люди, а каждый человек – система с подсистемами физиологического, психологического и социального характера. Понимание полисистемы облегчает выявление законов ПС, их сущности и функционирования. ПС – многоуровневая полисистема, в которой составляющие ее элементы упорядочены и сохраняют свойство целостности. В многосторонних связях полисистемы противоречиво взаимодействуют различные структуры, тенденции, процессы.

«Законы ПС отражают в разных аспектах эти и связанные с ними сущности. Заметим попутно, что все педагогические законы проявляются как вероятностные тенденции. В педагогической сфере нет однозначных зависимостей, нет прямой детерминированности одного отдельно взятого явления (фактора) другим. Результат формирования у воспитуемых тех или иных качеств определяется сразу многими факторами и комплексом причин.

Закон саморазвития: имманентно присущие противоречия в системе вызывают ее саморазвитие.

В ПС всегда налицо противоречия между социально-педагогическими потребностями общества и возможностями их удовлетворения; противоречия между функциями системы и разнообразными потребностями саморазвивающихся личностей. В эволюциях систем всегда имеется противоборство несовпадающих тенденций разных типов, классов и уровней.

Закон открытости социуму: система не может изолировать себя от информационного обмена и предметно-практических связей с окружающей микро- и макросредой, из которой поступают позитивные и негативные воздействия на нее.

Закон самосохранения: система стремится разрешить внутренние и внешние противоречия так, чтобы избежать распада и сохранить свою целостность.

Закон полифункциональности: система работает в вертикальной и горизонтальной полифункциональности.

Вертикальная полифункциональность – это многоаспектная преемственность в этапах, организационных формах, средствах, методах и приемах решения воспитательно-образовательных задач с элементами их обновления на каждом новом цикле развития.

Горизонтальная полифункциональность – это расширение содержания воспитательно-образовательной работы в структуре единства ее составных частей (умственное, физическое, нравственное, эстетическое воспитание и др.).

Закон гетерогенности: в системе все люди и их отношения не тождественны, и поэтому системы не поддаются уравнению по их параметрам.

Закон полного цикла и достаточности условий: система достигает цели и тогда, когда налицо достаточность разрешающих условий и пройден полный цикл ее деятельности (диагностика, целеполагание, планирование, реализация плана).

Закон гомеостаза: система возвращается к устойчивому режиму функционирования, к постоянству своих свойств, преодолевая возмущения, эмоциональные подъемы и спады (закон маятника).

Закон ограниченных функциональных возможностей: система «сбрасывает» ту функцию, которую по тем или иным причинам оперативно реализовать не может. Всегда в любой системе налицо функциональные пределы (Закон функциональных пределов).

Закон исключительного духовно-нравственного поля: в процессе совместного проживания дидактических и жизненных ситуаций воспитателей с воспитуемыми система создает единственную в своем роде атмосферу взаимного духовно-нравственного влияния разной силы и содержания. Педагогические системы, поэтому всегда неповторимы, исключительны и носят авторский характер, отражая, прежде всего, личность ее руководителя. (Закон неповторимого педагогического авторства).

Закон взаимной адаптации: система вынуждает адаптироваться воспитателя к саморазвивающейся личности воспитуемого так же, как и последнего к первому. Если ПС высоко организовано, то все ее элементы (люди, средства и др.) тесно взаимосвязаны и каждый из них может изменить свое состояние, лишь отражая или вызывая изменения другого элемента или системы в целом» [277, с. 3-4].

Ведущая идея ШСРЛУ заключается в создании полноценных условий для становления и социального развития личности учащегося через сформированность его ключевых компетенций:

– сформированность гуманистической социокультурной системы ценностей и ценностных ориентаций у учащихся, толерантности, духовности и культуры;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Имени Омские книги (3)

    Библиографический указатель
    ... 2011 УДК 019.1:015 (571.13) ББК 91 ... МП С2234467 К 1372. 74.200.5 Д853 Духовно-нравственное воспитание ... 1430. 81.411.2-923 Ш66 Шкайдерова Т. В. Лингвистическая стилистика ... 17 см. – Библиогр. в примеч.: с. 332-371. – Публикации о Е. Н. Забелине: с. 372- ...
  2. Международные отношения (6)

    Библиографический указатель
    ... 7 Москва 2008 УДК 016 ББК я19:Ф4 ... , посвящ. 200-летию установ­ления дипломат ... 2005. – XX, 371 p. – (Cam­bridge ... – 2007. – № 4. – С. 74–78. Койл Ф. Американская ПРО и альтернатива ... – С. 56–69. 301 Ш66 Шкаратан О.И. Социальная стратификация России и ...

Другие похожие документы..