Главная > Программа


Неразработанность познавательных проблем личности, ее любознательности, действенного отношения к познавательному процессу обусловливает отсутствие терминов и определений, необходимых для заполнения отдельных разделов таблицы.

Критериальное качество интеллекта — идейная убежденность — следствие высокого умственного развития и идейно-политического воспитания личности.

5. Волевые качества личности

Воля обеспечивает саморегуляцию внутреннего мира человека в отношениях с окружающей действительностью. Ведущие функции воли — это обеспечение психической саморегуляции поведения и деятельности, управление психическими состояниями, изменение деятельности в связи с обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой. Воля активизирует личность в связи с ее целями, установками, мотивами поведения, задачами практической деятельности. Одновременно воля выступает как механизм процесса самовоспитания. Вот почему знание уровня волевой активности личности необходимо для эффективного воспитания и организации самовоспитания.

В начальной школе важное качество воли — прилежность. В V—VII классах следует обратить особое внимание на дисциплинированность и самодисциплину как важнейшие показатели волевой подготовленности подростков. Изучение воспитанности воли здесь прежде всего — изучение дисциплинированности по следующим критериям: а) умение организовать себя в интересах коллективной деятельности; б) согласование своих действий с действиями других людей, занятых общим делом; в) самодисциплина; г) умение подчиняться; д) умение руководить, учитывая свои силы и возможности других.

Критериальным качеством воли в VIII—IX классах является решительность. Это качество предполагает: а) смелость; б) уверенность; в) инициативность; г) собранность; д) взыскательность к себе и другим. По наличию или отсутствию этих компонентов и можно судить об уровне волевой подготовленности школьников.

Но решительность отражает волевую активность по отношению к внешнему миру. Поэтому важно получить данные по другому критериальному качеству воли — целеустремленности. Она характеризуется наличием ряда признаков: а) общественно значимой целью жизни и идеалов; б) постоянной активностью в достижении целей; в) умением преодолевать трудности на пути к цели, не срываться при неудачах, поражениях, извлекать из них уроки; г) умением отказываться от удовольствия, радостей сегодняшнего дня во имя будущего; д) умением отказаться от невыполнимой цели, изменить ее, если она оказалась неправильной, ошибочной, не главной, т. е. изменять жизненные установки по мере продвижения к поставленной цели.

После проведения беседы «Что такое воля и как определить уровень ее развития» учащиеся по данным критериям решительности и целеустремленности определяют у себя их наличие или отсутствие. В индивидуальных беседах затем даются советы по выработке у себя воли. Изучение перерастает в самоизучение и самовоспитание личности.

С позиции волевой готовности к труду на основе перечня качеств личности можно составить таблицу, которая поможет изучить учащихся в данном аспекте.

Волевые качества, определяющие трудовую активность личности

Волевые качества, которые создают предпосылки для готовности к труду

I—IV классы

V—VII
классы

VIII—IХ классы

X—XI
классы

1

2

3

4

5

Ответственность за порученное дело

прилежность

старательность

обязательность

добросовестность

Уверенность в своих силах

собранность

сосредоточенность

самообладание

решительность

Самостоятельность

исполнительность

дисциплинированность

организованность

инициативность

Требовательность к своему труду

самоуважение

самокритичность

объективная самооценка труда

взыскательное отношение к себе

Умение преодолевать трудности

не унывает при неудачах

стойкость

настойчивость

упорство

Как видим, некоторые волевые компоненты готовности к труду уже упоминались ранее как компоненты нравственной готовности к нему (прилежность, старательность, добросовестность, взыскательное отношение к себе и своей работе). Кроме них, есть и другие нравственно-волевые компоненты (дисциплинированность, самокритичность и т. п.), объединяющие две подструктуры личности.

Приведем неполный перечень волевых качеств (он включает в себя свыше 300 наименований).

А. Самостоятельность

Несамостоятельность

Иждивенчество

1. Независимость

Податливость

Угодничество

непокорность

достоинство

степенность

свободолюбие

послушность

строптивость

повиновение

подхалимство

покорность

подчиненность

смиренность

раболепие

2. Своеобразность

Самобытность

Стереотипность

нестандартность

оригинальность

специфичность

оригинальничание

стандартность

банальность

обособленность

своенравность

самонадеянность

3. Сосредоточенность

Разбросанность

Беспорядочность

нацеленность

определенность

собранность

серьезность

неустойчивость

переменчивость

несобранность

несерьезность

сиюминутность

неопределенность

растерянность

шутовство

4. Сопротивляемость неблагоприятным воздействиям

Податливость внешним влияниям

Бесхарактерность

стойкость

неустойчивость

бесхребетность

несгибаемость

расслабленность

распущенность

5. Самообладание

Расхлябанность

Необузданность

самоограничение

самоуправляемость

неуправляемость

своевольность

бесконтрольность

самоуправство

уравновешенность

хладнокровность

возбудимость

развязность

неуравновешенность

необузданность

Б. Активность

Инертность

Пассивность

1. Энергичность

Экспансивность

Лихорадочность

интенсивность

расслабленность

вялость

проворность

оживленность

скованность

беспокойность

взвинченность

истеричность

сдержанность

раздражительность

несдержанность

напряженность

подвижность

расслабленность

сонливость

апатичность

малоподвижность

темпераментность

бодрость

горячность

прыткость

медлительность

рыхлость

неутомимость

возбудимость

резвость

вздорность

лихорадочность

развязность

спокойствие

запальчивость

инертность

2. Настойчивость

Слабохарактерность

Слабоволие

упорство

настырность

упрямство

непреклонность

уклончивость

мягкотелость

целенаправленность

неуправляемость

стихийность

устойчивость

колебание

неустойчивость

непоколебимость

неуверенность

слабодушие

одержимость

неугомонность

докучливость

непокорность

покорность

раболепие

несгибаемость

кротость

загнанность

3. Смелость

Бойкость

Трусость

мужественность

бравада

лихачество

храбрость

задиристость

вздорность

бесстрашие

неустрашимость

отчаянность

отважность

бесшабашность

слюнтяйство

боевитость

подзуживание

драчливость

осмотрительность

робость

паникерство

неустрашимость

опасливость

боязливость

героичность

бесшабашность

нахрапистость

удальство

молодечество

ухарство

осторожность

осмотрительность

неосторожность

6. Эмоциональные качества (чувства)

Воля и эмоции выполняют в духовном мире личности регулятивные функции и всегда связаны с нравственностью и интеллектом. В зависимости от этих связей эмоциональные качества могут быть положительными или отрицательными. Например, любовь к Родине и ненависть к ее врагам — положительные чувства, хотя кажутся противоположностями (любовь — ненависть). Нельзя быть беспощадным к слабости хороших людей, но надо быть беспощадным к нашим недругам. Вот почему эмоциональное воспитание неотделимо от нравственного. Эмоции и чувства необходимы человеку для обогащения его внутреннего мира, создания благоприятной среды для развития нравственности и интеллекта, они нередко стимулируют положительную деятельность людей с недостаточно развитой волей. Вот почему необходимо знать чувства и управлять их формированием в воспитании.

Зрелость чувств определяется в конкретные возрастные периоды следующими критериальными качествами: в I—IV классах — заботливостью и дружелюбием; в V— VII классах — оптимистичностью, а также совестливостью; в VIII—XI классах — человеколюбием. В сущности, речь идет о едином нравственно-эмоциональном чувстве — человечности.

Критериями человечности выступают: а) любовь к родным, близким, товарищам, учителям, хорошим людям; б) забота о других, всех тех, кто нуждается в помощи; в) сочувствие, сострадание, готовность разделить горе, уменьшить несчастье людей; г) активное сопереживание великих чувств советского народа — патриотизма, интернационализма, дружбы народов; д) бережное отношение к природе, животным, забота о сохранении красоты родной земли.

Более точное знание эмоциональной зрелости личности можно получить по полноте и регулярности проявления ведущих чувств личности: оптимизма, жизнелюбия, совестливости. Например, если все пять компонентов базисного качества чувств (в таблице они выделены) проявляются постоянно — это высокий уровень оптимистичности, если часто, но не полно — хороший, если проявляется большинство признаков, но какой-то отсутствует — удовлетворительно и т. д.

А. Оптимизм

Неуверенность

Пессимизм

1. Жизнерадостность

Меланхоличность

Упадничество

мажорность

подавленность

скорбность

жизнелюбие

неугомонность

лихорадочность

торжественность

суровость

угрюмость

радостность

тоскливость

безысходность

веселость

унылость

безнадежность

улыбчивость

слезливость

трагичность

2. Бодрость

«Бодрячество»

Угнетенность

энтузиазм

взвинченность

равнодушие

шутливость

насмешливость

затравленность

беспечальность

печальность

тоскливость

неунывность

уныние

отчаяние

спокойствие

тревожность

обеспокоенность

неукротимость

астеничность

подавленность

3. Доверчивость

Маловерие

Скептицизм

доверительность

сомнительность

подозрительность

уравновешенность

колебания

неур авновешен-ность

4. Романтичность

Увлеченность

Прозаичность

минорность

праздничность

одухотворенность

задумчивость

будничность

неудовлетворенность

хмурость

обыденность

бездуховность

вдохновенность

неистовость

истеричность

5. Перспективность

Потенциальность

Бесперспективность

мечтательность

забвение в грезах

устремленность

хлопотлнвость

приземленность

уверенность в лучшем будущем

надежда на лучшее будущее

безнадежность

Б. Человеколюбие

Бесстрастность

Ненависть

1. Миролюбие

Безучастность

Агрессивность

благонамеренность

апатичность

недружелюбие

благорасположенность

смиренность

враждебность

благожелательность

покорность

конфликтность

доброжелательность

примиренчество

жестокость

легкосердечность

беззлобность

злость

радушие

незловредность

зловредность

незлобивость

злопамятность

свирепость

незлопамятность

неумолимость

озверелость

возмездие

мстительность

ярость

2. Отзывчивость

Безучастность

Равнодушие

сердечность

умиление

бессердечие

чуткость

сопричастность

бестактность

сострадательность

беззащитность

бездушность

душевность

неуживчивость

грубость

участливость

надоедливость

безразличность

задушевность

прилипчивость

отчужденность

добродушие

попечительство

попустительство

заботливость

покровительство

опекание

3. Благородство

Соглашательство

Подлость

признательность

безобидность

злопамятность

великодушие

добрячество

униженность

возвышенность

мягкосердечность

озлобленность

4. Страстность

Брезгливость

Отвращение

влюбленность

влюбчивость

себялюбие

сентиментальность

бесстрастность

похотливость

лиричность

разочарованность

богемность

воодушевленность

огорченность

экспансивность

восторженность

самовнушаемость

привередливость

азартность

безмятежность

скандальность

5. Избирательность

Разборчивость

Неразборчивость

беспристрастность

пристрастность

завистливость

верность

беспорядочность

неверность

однолюбие

женолюбие

женоненавистничество

преданность

нелюдимость

мизантропия

В. Совестливость

Малодушие

Бессовестность

1. Стыдливость

Простодушие

Бесстыдство

благопристойность

фривольность

неблагопристойность

застенчивость

наивность

непристойность

невинность

стеснительность

неприличие

смущенность

жеманство

кривляние

неловкость

виноватость

нахальство

2. Порядочность

Беспорядочность

Распущенность .

безупречность

безукоризненность

укоризненность

чистоплотность

брезгливость

нечистоплотность

чистосердечие

сердечность

бессердечность

целомудрие

греховность

чистоплюйство

непорочность

фривольность

сутенерство

чистоплотность

развращенность

развратность

3. Обеспокоенность

Успокоенность

Безудержность

уравновешенность

неуравновешенность

скандальность

заботливость

пронырливость

пройдошничество

чуткость

внимательность

невнимательность

озабоченность

беззаботность

порочность

отходчивость

настороженность

злонамеренность

4. Ранимость

Обидчивость

Мстительность

стеснительность

развязность

беззастенчивость

укор совести

угрызения совести

бесчестность

5. Щепетильность

Угодливость

Лицемерность

самоосуждение

компромиссность

лизоблюдство

неподкупность

непорочность

продажность

несговорчивость

сговорчивость

пресмыкательство

Предлагаемые таблицы не могут считаться завершенными. Принципиально может быть разработан и другой подход: определены группы противоположных качеств (коллективизм — свободолюбие, бережливость — щедрость, активность — сдержанность, инициативность — исполнительность и т. п.) и между ними найдены связующие их качества личности. Однако нет еще целостной концепции личности, которая бы позволила осуществить приемлемую для всех классификацию интегративных качеств.

То, что предлагается в данной книге, имеет свою логику, приемлемую для учителей-исследователей, методистов ИУУ, обобщающих передовой опыт. Можно быстро определить, последовательность воспитания тех или иных качеств (в каком сочетании их формировать), использовать их перечень для выявления признаков ведущих качеств в том или ином возрасте. Такая вспомогательная, техническая функция таблиц оправдала себя в массовом совместном поиске учителей и ученых БССР.

Предлагаемая система педагогической диагностики опирается на современные социальные психологические концепции обучения и воспитания учащихся, однако не исчерпывает все многообразие методик психологического изучения детей и подростков. Если возникает необходимость более глубокого изучения тех или иных вопросов коллектива или личности, можно обратиться к следующей литературе:

Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии.— М., 1975.

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.— М., 1982.

Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов.— М., 1981.

Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.— Челябинск, 1979.

Загвязинский В.И. Учитель как исследователь.— М, 1980.

Кочетов А.И. Педагогическое исследование.— Рязань, 1975.

Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики.— М., 1977.

Марищук В.Л., Блужов Ю.М., Плахтиенко В.А. и др. Методики психодиагностики в спорте.— М., 1984.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.— М., 1985.

Методы социальной психологии.— Л., 1977.

Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей.— М., 1983.

Психологическая диагностика.— М., 1981.

Платонов К.К. Структура и развитие личности.— М., 1986.

Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.— М., 1986.

Литература об опыте учителей-новаторов

Волков И.П. Учим творчеству.—М., 1982.

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству.— М., 1982.

Ильин Е.Н. Искусство общения.— М., 1982.

Лысенкова С.Н. Когда легко учиться.— М., 1985.

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя.— М., 1984.

Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки.— М., 1979.

Шаталов В.Ф. Педагогическая проза.— М., 1980.

Учебно-методическое издание

Васильева С.И., Базелюк В.В., Воронова Т.А., Пауль Н.А., Зотова Л.Р., Паничева Н.М., Мошечкова С.Д., Потеряева О.Л., Гаврилова Т.С., Титеева И.Л.

Школа социального развития личности учащегося:

Комплексная программа развития МОУ СОШ № 38 на период до 2011 года.

Учебно-методическое пособие.

Подписано в печать 19.12.2004

Формат 60 х 84 х 1/16. Тираж 10 экз.

Объем 17,56 усл. печ. л.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Имени Омские книги (3)

    Библиографический указатель
    ... 2011 УДК 019.1:015 (571.13) ББК 91 ... МП С2234467 К 1372. 74.200.5 Д853 Духовно-нравственное воспитание ... 1430. 81.411.2-923 Ш66 Шкайдерова Т. В. Лингвистическая стилистика ... 17 см. – Библиогр. в примеч.: с. 332-371. – Публикации о Е. Н. Забелине: с. 372- ...
  2. Международные отношения (6)

    Библиографический указатель
    ... 7 Москва 2008 УДК 016 ББК я19:Ф4 ... , посвящ. 200-летию установ­ления дипломат ... 2005. – XX, 371 p. – (Cam­bridge ... – 2007. – № 4. – С. 74–78. Койл Ф. Американская ПРО и альтернатива ... – С. 56–69. 301 Ш66 Шкаратан О.И. Социальная стратификация России и ...

Другие похожие документы..