Главная > Документ


Единое информационное пространство

Александр Галиновский Генеральный директор «Е-Система».

Это некоммерческая статья, объясняющая что такое Единое пространство, кому это надо, и как его построить.

Ставить в поисковые системы.

Автор:

Галиновский А.С.

Схему переделаю на этой неделе.

Тема единого информационного пространства в том или ином виде сегодня все чаще мелькает в прессе, в обсуждениях на форумах различных сайтов, этот вопрос постоянно всплывает на разного рода «круглых столах», посвященных информационным технологиям в туризме. И в этом нет ничего удивительного, ведь единое информпространство (ЕИП) – это голубая мечта всех игроков туристического рынка на протяжении последних 10 лет. За эти годы были сделаны десятки попыток реализовать эту идею, но, к сожалению, добиться стопроцентного результата никому не удалось. Цель данной статьи – попытаться более-менее формализовать понятие ЕИП, разобраться в причинах неудачных попыток его построения и, конечно, постараться определить условия, при которых станет возможным создание ЕИП.

Итак, ЕИП в туризме. Что же понимать под этим термином? Если есть слово «информационное», значит, должна присутствовать какая-то туристическая информация. Я АВТОР?????? бы разделил ее на два вида: оперативная и справочная информация. Думаю, что не сделаю никаких открытий, если выделю в качестве оперативной информации следующие понятия: прайс-листы, информация о наличии мест, стоп-листы и заявки на бронирование. Со справочной тоже все понятно – информация о странах, курортах, отелях, экскурсиях и т.п. Если есть слова «единое пространство», значит, подразумеваем, что все игроки туристического рынка (туроператоры, турагентства, клиенты) имеют возможность оперативно, в реальном режиме времени поместить или отобрать нужную информацию в(из) этого пространства, причем существенными факторами являются «понятность» и «правдивость» этой информации для всех, то есть вся информация должна восприниматься всеми одинаково. Информация не должна устаревать, должна отражать реальное положение вещей. Это в свою очередь означает, что всю информацию необходимо формализовать и стандартизовать. Для этого требуются какие-то базы данных (БД), связанные с центральной БД.

Таким образом, ЕИП – это единая, централизованная БД, информация в которую попадает из баз данных туроператоров и информация из которой попадает в базы данных турагентств, то есть ЕИП прежде всего – это стандартизованные информационные потоки между базами данных игроков туристического рынка в реальном режиме времени. В виде схемы ЕИП можно представить следующим образом:

У кого-то могут возникнуть вопросы: а зачем нам все это нужно, что дает туристическому рынку ЕИП? Ответ достаточно прост. Владельцам ресурса (туроператорам) ЕИП дает возможность максимально быстро и широко донести информацию о своем продукте до любого потенциального клиента (турагентства или конечного клиента). Клиенту ЕИП дает возможность максимально быстро найти требующийся продукт и, самое главное, забронировать его в режиме он-лайн. Всем вместе ЕИП дает снижение затрат и уменьшение времени и ошибок на проведение бронирования.

Как я уже писал, на протяжении последних десяти лет постоянно осуществлялись попытки создания ЕИП. Наибольших успехов в этом направлении сегодня достигли различного рода поисковые системы. Читателю наверняка знакомы такие названия, как «ТУРЫ.ру», «ФОРОС», «Ехать» и т.д. Какие-то из них более популярны, какие-то менее. Я не буду подробно останавливаться на особенностях каждой из них, потому что это выходит за рамки моей темы. Главное, что принципиальных отличий между ними нет. В попытках создать ЕИП все эти команды идут одним и тем же путем, хотя и поодиночке. Чего же им удалось добиться? В терминах схемы, показанной выше, каждая из команд создала свою центральную БД, в которую загружает практически вручную прайс-листы туроператоров, информацию о наличии мест, стоп-листы на отели (оперативная информация) и, конечно, разного рода справочную информацию. Чего им не удалось добиться? Ни одной из команд не удалось связать свою центральную БД ни с одной БД туроператора, то есть отсутствуют информационные потоки и, соответственно, информационное пространство как таковое. В качестве информационных объектов есть лишь прайс-листы, стопы и разного рода справочная информация. Возможность он-лайн бронирования и передача заявок на бронирование в БД туроператора отсутствуют. Сразу возражу тем, кто скажет, что поисковики ничего не добились в построении ЕИП. Прежде всего они были первыми, кто достиг хоть какого-то практического результата. Считаю, что все они проделали титаническую работу и выжали максимум из тех возможностей, которые у них были. Кроме этого, они подготовили игроков туристического рынка к пониманию необходимости ЕИП, к осознанию его возможностей, а это, согласитесь, очень немало.

Тем не менее общими недостатками поисковиков являются неоперативность и недостоверность информации. Из-за отсутствия единого формата обмена данными и прямого доступа к базам данных туроператоров поисковикам приходится задействовать человеческий фактор на этапе загрузки прайс-листов и стопов. Это в свою очередь приводит к большому количеству ошибок и увеличению времени публикации информации. Конечно, разработчики поисковых систем постоянно совершенствуют технологии загрузки информации, пытаются снизить количество ошибок и увеличить скорость публикации, однако надо признать, что принципиально изменить ситуацию они не в состоянии. Велосипед не может ездить со скоростью 150 км в час, какие бы колеса вы туда ни поставили. Не хватает двигателя.

Выходит, тупик? Построение ЕИП в принципе невозможно? Конечно, не так все пессимистично. Я бы выделил два основных условия, при которых ЕИП может стать реальностью:

- Прежде всего это наличие формализованного турпродукта. То есть ведущие туроператоры должны быть автоматизированы, а их турпродукт - храниться в БД. В противном случае мы, в принципе, не сможем построить информационные связи между центральным хранилищем и БД отдельного туроператора.

- Наличие единого формата обмена данными, позволяющего переносить все вышеперечисленные информационные объекты – от прайсов до заявок на бронирование. Иначе будем иметь ситуацию, сходную со строительством вавилонской башни. Каждый ТО будет «говорить» на своем языке, и агентству придется изучать столько «языков», сколько существует ТО.

Поисковые системы не добились успеха потому, что начали решать проблему не с той стороны. Проблема не в том, чтобы создать центральное хранилище информации, а в том, откуда ее брать и как ее загружать. Сначала надо поднять технологический уровень всех игроков туристического рынка и только потом строить на этой основе высокотехнологичное информационное пространство. Другими словами, начинать надо с электростанции, а не с электролампочки.

Следует отметить, что сегодня настал момент, когда можно уверенно сказать: оба условия создания ЕИП имеют место быть. У абсолютного большинства ведущих российских ТО есть высокотехнологичное программное обеспечение, позволяющее полностью автоматизировать всю их внутриофисную деятельность. Практически не встретить сегодня серьезного ТО, не имеющего своей системы он-лайн бронирования. А это прямо указывает на наличие формализованного ресурса. Кроме этого, очень удачным фактором является то, что большинство туроператоров используют продукты компаний «САМО-Софт» или «Мегатек». Именно поэтому эти ведущие разработчики туристического ПО решили объединиться и сделать совместный проект «Е-система» – создание ЕИП. В течение 2004 года на основе существующих XML форматов обмена данными был разработан единый XML формат - «TourML», позволяющий передавать все виды информации, требующиеся для построения ЕИП. Была создана БД для хранения синхронизированной информации о ресурсах ТО и заказах на бронирования от ТА. Кроме этого, был разработан механизм, позволяющий соединить БД туроператоров, работающих на продуктах «САМО-Софт» или «Мегатек», с центральной БД. Таким образом, были реализованы все условия, необходимые для построения ЕИП. Сегодня проект находится на стадии бета-тестирования. Но уже сейчас понятно, что разработчикам удалось преодолеть недостатки, имеющиеся в существующих поисковых системах. Информация от ТО поступает напрямую из их БД в реальном режиме времени. Причем это та же информация, которую ТО опубликовал в своей системе он-лайн бронирования, что само по себе говорит о качестве этой информации. Презентация системы состоится на МИТТ-2005, с этого же момента начнется рабочая эксплуатация системы. Единое информационное пространство становится реальностью.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КОРПОРАЦИИ НА ОСНОВЕ МНОГОМЕРНОЙ СУБД UMS-FAD

    Документ
    ... .ru Аннотация Предложена концепция построения единогоинформационногопространства корпорации (ЕИП) средствами многомерной ... многомерного баланса и «быстрой» консолидации; единоеинформационноепространство компании изначально вмещает любые разрозненные ...
  2. ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КОРПОРАЦИИ НА ОСНОВЕ МНОГОМЕРНОЙ СУБД UMS-FAD

    Документ
    ... .ru Аннотация Предложена концепция построения единогоинформационногопространства корпорации (ЕИП) средствами многомерной ... многомерного баланса и «быстрой» консолидации; единоеинформационноепространство компании изначально вмещает любые разрозненные ...
  3. Информационная система «Единое информационное пространство» как решение для автоматизации работы ВУЗа

    Документ
    ... Н.Г. Чернышевского основных идей единогоинформационногопространства позволяет подчеркнуть следующие особенности ... В.А., Соловьев В.М. О концепции формирования единогоинформационногопространства университетского комплекса. Инновационные методы и ...
  4. Кременецкая марина евгеньевна системный анализ и управление единым информационным пространством машиностроительного предприятия

    Автореферат диссертации
    ... управлению единыминформационнымпространством предприятия тяжелого машиностроения. Результаты внедрения автоматизированной информационной системы управления единыминформационнымпространством на ...
  5. «создание единого информационного пространства»

    Программа
    ... национального проекта «Образование» Развитие единогоинформационногопространства школы и интерактивных технологий для ... деятельности. Создание единогоинформационногопространства школы ведется на базе информационно-программного комплекса « ...

Другие похожие документы..