Главная > Документ


Главное управление идеологической работы

Министерства обороны Республики Беларусь

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ –

ГАРАНТ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА.

ЗАЩИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – ОБЯЗАННОСТЬ И СВЯЩЕНЫЙ ДОЛГ ГРАЖДАНИНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

П о с о б и е

по идеологической подготовке

для солдат и сержантов

ЧАСТЬ I

Минск, 2008

Содержание:

Раздел 1. Государство и армия

1. Армия белорусского народа – надежный гарант обеспечения военной безопасности государства. Приоритетные направления обеспечения безопасности Республики Беларусь в военной сфере

стр. 5-12

2. Государственные и воинские символы Республики Беларусь – история и реальность. Высшие должностные лица белорусского государства и его Вооруженных Сил

стр. 13-21

3. Национальная безопасность – главный приоритет государственной политики Республики Беларусь. Актуальные проблемы обеспечения безопасности в современном мире

стр. 22-36

4. Конституция Республики Беларусь об основах конституционного строя белорусского государства. Вооруженные Силы в структуре государственных институтов Республики Беларусь

стр. 37-44

Раздел 2.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Военная служба и порядок ее прохождения в Вооруженных Силах Республики Беларусь

стр. 45-51

2. Общие положения права вооруженных конфликтов. Правила поведения военнослужащих в бою

стр.52-59

3. Социальные стандарты – основные показатели внутренней политики государства

стр. 60-68

4. Понятие и виды юридической ответственности военнослужащих. Уголовный кодекс РБ о нормах ответственности за воинские преступления

стр. 69-76

Раздел 3. СОЛДАТСКАЯ ДОБЛЕСТЬ И ВОИНСКИЙ ДОЛГ

1. Защита Отечества – высшая доблесть в сознании белорусского народа. Выдающиеся полководцы нашей Родины

стр. 77-88

2. Победа советского народа в Великой Отечественной войне – величайшее событие ХХ века. Вторая мировая война: уроки истории и современность

стр. 89-96

3. Укрепление правопорядка и воинской дисциплины – залог успеха в боевой учебе. Социально-психологические факторы эффективности совместной деятельности воинского коллектива

стр. 97-101

4. 65-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков: уроки и значение для современного военного строительства

стр. 102-111

5. Пути предупреждения и разрешение конфликтов в воинских коллективах

стр. 112-119

6. Дружба и войсковое товарищество – важнейшие слагаемые победы в бою. Пути формирования духовно-нравственных качеств у военнослужащих

стр. 120-127

7. Традиции и ритуалы Вооруженных Сил Республики Беларусь – бесценное духовное наследие. Верность воинскому долгу – основа достойного служения Отечеству

стр. 128-136

Раздел 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Специфика психологических трудностей в условиях военной службы. Основные способы их преодоления

стр.137-145

2. Основные особенности развития и формирования личности человека. Способы профилактики и преодоления жизненных кризисов

стр.146-155

3. Современный бой и его влияние на психику военнослужащего. Преодоление стресса в боевой обстановке

стр.156-165

Раздел 5. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Патриотизм, как общенациональная ценность и источник духовной силы воина. Основы нравственности военнослужащего Республики Беларусь

стр. 166-173

2. Национальные ценности в духовной сфере. Национальная культура как форма национальной идеи и важнейшее достояние независимого белорусского государства

стр. 174-181

3. Воинский этикет и культура поведения военнослужащих. Нравственный облик военнослужащего Вооруженных Сил Республики Беларусь

стр. 182-189

4. Молодежное движение в Республике Беларусь: конструктивное взаимодействие с государством и обществом. Задачи ОО «БРСМ» в Вооруженных Силах

стр. 190-197

5. Социальные последствия пьянства и наркомании. Основы здорового образа жизни, как средство для успешной самореализации молодого человека

стр. 198-204

6. Здоровая семья – основа процветания общества. Национальная программа демографической безопасности как составляющая обеспечения гуманитарной безопасности Республики Беларусь

стр. 205-212

Раздел 1. ГОСУДАРСТВО И АРМИЯ

АРМИЯ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА – НАДЕЖНЫЙ ГАРАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

1. История Вооруженных Сил Республики Беларусь.

2. Белорусская армия на современном этапе.

Мир за последние десятилетия необратимо изменился. Появились принципиально новые угрозы национальной безопасности и как показывает анализ современной международной обстановки мир возвращается к состоянию, при котором война и силовое давление становятся реальным инструментом внешней политики.

В настоящее время непосредственная угроза развязывания прямой агрессии против Республики Беларусь значительно снизилась, но военная опасность продолжает сохраняться. Причинами ее сохранения, возникновения вооруженных конфликтов и войн являются социальные, политические, экономические, территориальные, религиозные, национально-этнические и другие противоречия, а также стремление ряда государств и политических сил разрешить их, используя средства вооруженной борьбы. Поэтому и сегодня белорусская армия стоит на защите мирных рубежей, надежно обеспечивая безопасность страны и труд белорусских людей. И каждый военнослужащий белорусской армии должен понимать, что служим мы не для выполнения возложенных обязанностей, а выполняем эти обязанности для своего настоящего и будущего, будущего своих детей и внуков, будущего своего Отечества. Только в таком случае армия будет надежным гарантом обеспечения военной безопасности государства.

1

История современной белорусской армии берет свое начало 20 марта 1992 года, когда было принято постановление белорусского правительства «О создании Вооруженных Сил Республики Беларусь». В этот же день парламент Белоруссии принял Закон «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», на основании которого и началось их формирование. В качестве основы для формирования Белорусской армии послужили войска бывшего Белорусского военного округа, дислоцированные на территории республики. До 1992 года Краснознаменный Белорусский военный округ имел в своем составе 5-ю гвардейскую танковую армию, 7-ю танковую армию, 28-ю армию, 120-ю гвардейскую мотострелковую дивизию, 51-ю гвардейскую авиадивизию, 72-й гвардейский Объединенный учебный центр, а также соединения и части боевого, тылового и технического обеспечения. На территории республики, кроме войск округа, дислоцировались части так называемого центрального подчинения: 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, 38-я гвардейская воздушно-десантная бригада, 11-й корпус 2-й отдельной армии ПВО, 28-я воздушная армия, а также соединения и части РВСН, дальней авиации, Военно-морского Флота и специальных войск, подчинявшихся в то время непосредственно Министерству обороны СССР и главкомам видов Вооруженных Сил.

Общая численность этой группировки войск составляла более 280 тысяч военнослужащих, рабочих и служащих. К 1997 году она стабилизировалась на отметке 83 тысячи человек. В настоящее время численность Вооруженных сил Республики Беларусь составляет около 65 тысяч человек. Как заявил глава Министерства обороны Республики Беларусь Леонид Мальцев, этих сил достаточно для выполнения задач мирного времени, нейтрализации локального конфликта и обеспечения мобилизационной готовности в случае возникновения крупномасштабной агрессии.

Армия в Белоруссии комплектуется на основании закона «О воинской обязанности и военной службе», принятом в 1992 году и измененном в 2003-м. Согласно этому закону, впервые вводится понятие «служба в резерве». Общеизвестно, что в Белоруссии практически нет уклонистов, а количество желающих служить в три-пять раз превышает потребности армии. Однако любой армии всегда требуется подготовленный мобилизационный резерв. Но, чтобы не отвлекать большое количество граждан от их повседневной трудовой деятельности, предусматривается, что службу в резерве резервисты будут проходить путем привлечения их на занятия и учебные сборы в воинских частях или иных организациях Министерства обороны Республики Беларусь в целях получения военно-учетной специальности без прекращения трудовой деятельности.

В 2005 году подведены итоги завершения реформирования Вооруженных Сил. Главный итог, суть реформы в том, что созданы Вооруженные Силы независимого суверенного государства.

Созданы все системы, необходимые для функционирования Вооруженных Сил и выполнения ими задач по обеспечению военной безопасности государства, защите конституционного строя Республики Беларусь в любых условиях возникновения и развития угроз.

Прежде всего – это новая система управления Вооруженными Силами. Практически все имеющиеся сегодня органы управления оперативного и оперативно-тактического звеньев созданы за последнее пятилетие.

Реорганизован ряд структурных подразделений Министерства обороны, Главный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь преобразован в Генеральный штаб.

Юридически закреплено разграничение военно-политических, административных, обеспечивающих, планирующих и других функций между Министерством обороны и Генеральным штабом Вооруженных Сил.

Министерство обороны получило статус республиканского органа государственного управления и сосредоточивает основные усилия на реализации военной политики государства, административном руководстве Вооруженными Силами и всестороннем их обеспечении, координации деятельности других республиканских органов государственного управления по вопросам обороны.

Основным предназначением Генерального штаба является стратегическое планирование применения и оперативное управление Вооруженными Силами, организация взаимодействия всех силовых структур по подготовке обороны государства.

В военное время Генеральный штаб обеспечивает стратегическое управление военной организацией государства Президентом Республики Беларусь – Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Значительно оптимизирована организационная структура Вооруженных Сил. Наряду с переходом на двувидовую структуру (Военно-воздушные силы и войска ПВО и Сухопутные войска) большие изменения претерпела структура видов Вооруженных Сил.

Выполнены мероприятия по созданию и развитию в составе Сухопутных войск мобильного компонента, общевойсковых соединений постоянной готовности, а также воинских частей специального назначения.

Учитывая возросшие роль и значение сил специальных операций в решении задач обеспечения военной безопасности государства, опыт зарубежных стран по созданию системы специальных действий, в 2007 году создано командование нового рода войск Вооруженных Сил - сил специальных операций.

На воинские части и подразделения сил специальных операций возлагаются разведывательные и специальные задачи, а также участие в антитеррористической и контрдиверсионной борьбе как в рамках самостоятельной боевой работы, так и во взаимодействии с иными воинскими формированиями.

В настоящее время развивается новое направление деятельности Вооруженных Сил и некоторых других государственных институтов - территориальная оборона.

Среди задач, которые решает территориальная оборона, - участие в охране и защите Государственной границы, охрана и оборона важных объектов, участие в борьбе с десантно-диверсионными силами, проведение инженерных мероприятий по подготовке населенных пунктов к обороне, участие в проведении спасательных и аварийно-восстановительных работ, выполнение обеспечивающих мероприятий в интересах вооруженной защиты государства и другие.

Новая система управления и оптимальная структура Вооруженных Сил проверена всем ходом их подготовки, а также в ходе серии учений, прежде всего, крупномасштабных оперативных и оперативно-тактических учений «Неман – 2001», «Березина – 2002», «Чистое небо – 2003», «Щит Отечества – 2004», командно-штабного учения «Щит Союза – 2006», «Осень – 2008».

2

Цель дальнейшего строительства и развития Вооруженных Сил – их перевод на новый качественный уровень, соответствующий инновациям в военном деле, и поддержание их способности в любых условиях военно-политической и стратегической обстановок гарантировать стабильное развитие Республики Беларусь, не допустить перерастания военной опасности в военную угрозу государству, а в случае возникновения такой угрозы – адекватно реагировать на ее нарастание.

Среди наиболее актуальных задач строительства и развития Вооруженных Сил следует выделить следующие:

совершенствование системы управления Вооруженными Силами c максимальным использованием технологических достижений и новых технических решений в процессе управления;

повышение боевой и мобилизационной готовности, способности войск (сил) к выполнению возложенных задач путем эффективного использования боевых потенциалов и технических возможностей вооружения и военной техники, рационального развития всех составных элементов созданных в Вооруженных Силах систем;

наращивание эффективности системы подготовки военных кадров, оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил) до уровня, соответствующего современным требованиям к ведению военных действий и применению войск.

Для выполнения данных задач Министерством обороны Республики Беларусь разработан План строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь на 2006-2010 годы. В нем определены основные задачи дальнейшего строительства Вооруженных Сил.

Среди наиболее актуальных следует выделить:

1. Развитие системы стратегического сдерживания:

предусматривается нормативно-правовое закрепление системы стратегического сдерживания, а также плановое поэтапное техническое перевооружение на основе технических достижений.

2. Развитие системы территориальной обороны:

подготовка органов территориальной обороны, оптимизация состава и организационно-штатных структур органов управления и подразделений территориальных войск, исходя из конкретно решаемых задач территориальной обороны.

3. Совершенствование системы подготовки войск:

органы военного управления и войска, путем внедрения в процесс обучения современных тренажерных комплексов и передовых обучающих программ, обучаются автономному ведению боевых действий, относительно небольшими мобильными формированиями.

4. Совершенствование системы комплектования войск и подготовки младших специалистов:

увеличение числа подготовки младших командиров по военно-учетным специальностям технической направленности и тыла на военных факультетах и кафедрах гражданских ВУЗов, формирование в Вооруженных Силах качественно нового института сержантов.

5. Модернизация систем технического и материального обеспечения:

разработка новых методов обслуживания принятых на вооружение новых образцов вооружения и военной техники;

внедрение новых методов содержания на хранении вооружения и военной техники (ВВТ), завершение утилизации ракет, боеприпасов, военного имущества и старых образцов ВВТ;

реформирование единой системы материального обеспечения Вооруженных Сил, максимальное использование для обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил организаций, не входящих в их состав, на основе реализации современных рыночных механизмов.

6. Развитие вооружения и военной техники:

планомерная реализация государственной программы перевооружения, закупки, ремонта и модернизации ВВТ. Проведение научно-исследовательских работ в целях уменьшение номенклатуры, осуществление стандартизации, взаимозаменяемости и развития образцов ВВТ. С 2002 года приняты на вооружение 47 наименований образцов вооружения и военной техники, и этот процесс постоянно наращивается. В настоящее время в боевом строю белорусской истребительной авиации находятся модернизированные на 558-м авиационном ремонтном заводе истребители Су-27 УБМ и МиГ-29 БМ. Причем на модернизированном МиГ-29 БМ, находящемся на вооружении 61-й истребительной авиационной базы, в 2005 году установлено 15 мировых рекордов.

Разработаны современные прицелы для стрелкового оружия. Тепловизионные прицельно-наблюдательные комплексы, установленные на опытных образцах танков Т-72А, позволили поднять их боевые характеристики практически до уровня самых современных танков. Создан и испытан образец боевой машины пехоты БМП-2 с системой управления огнем «Рубеж-М». Принята на вооружение разработанная отечественным оборонно-промышленным комплексом модернизированная реактивная система залпового огня «Град» на базе отечественного автомобиля МАЗ.

7. Обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц уволенных с военной службы, и членов их семей:

внедрение ипотечной накопительной системы строительства жилья для военнослужащих;

развитие инфраструктуры военных городков;

строительство служебного жилья;

совершенствование системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил.

В то же время приоритет, отдаваемый агрессором массированному и широкомасштабному применению высокоточного оружия, основанному на использовании тесной взаимосвязи ВВС и космических сил, представленного различными модификациями управляемых крылатых ракет, активно-реактивных боеприпасов и т.п. требует обеспечения высокой эффективности системы ПВО.

Вследствие этого возникла необходимость реформирования системы ПВО. Суть реформы состоит в том, чтобы в структуры соответствующей системы ПВО ввести элементы, способные обеспечить защиту от атак высокоточным оружием.

Беларусь делает для этого все необходимое. Президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко отмечено, что одним из основных приоритетов обеспечения национальной безопасности государства является совершенствование вооружения и военной техники в целях своевременного и адекватного ответа на возможные угрозы нашему суверенитету и независимости.

В ходе реформирования в 2006-2008 годах запланирована модернизация трех зенитных ракетных бригад «Бук» до уровня «Бук-МБ», что обеспечит им возможность борьбы с высокоточным оружием в условиях сильного радиоэлектронного подавления на увеличенных дальностях. Ведется работа по модернизации зенитных ракетных комплексов «С-300».

Для повышения уровня безопасности 115-я зенитная ракетная бригада, которая прикрывает направление Брест-Гродно, перевооружена с комплексов «С-125» на системы «С-300». Это увеличило возможности войск ПВО по прикрытию воздушного пространства нашей страны.

Проводится модернизация вертолетов Ми-8 до уровня Ми-8 МТБ, позволяющая применять их в ночных условиях.

Начата работа по проведению двухэтапной модернизации средств РЭБ, что позволит в конфликте высокой интенсивности обеспечить подавление радиоэлектронных средств вероятного противника и дезорганизовать его систему управления войсками и оружием.

Влияние средств и способов радиоэлектронного противодействия на исход всей военной компании переоценить невозможно. Серьезная проработка возможностей этих способов и средств позволит блокировать работу разведывательно-ударных систем пилотируемой авиации и систем противовоздушной обороны.

Главной целью Государственной программы вооружения является обеспечение Вооруженных Сил боеготовой и отвечающей требованиям современной войны военной техникой и вооружением, позволяющей им выполнить задачи обороны и безопасности Республики Беларусь.

В настоящее время нецелесообразно осуществлять полное перевооружение Вооруженных Сил. Поэтому проведен детальный анализ перспектив развития вооружения и военной техники, соответствующий облику Вооруженных Сил 2020 года и оперативно-техническим требованиям к вооружению и военной техники. 26 октября 2005 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 500 «Об утверждении Государственной программы вооружения на 2006-2015 годы».

Министерством обороны спланировано проведение технического переоснащения, сформулированы реальные количественные и качественные показатели боевого состава Вооруженных Сил.

Поэтапная реализация основных направлений модернизации и совершенствования вооружения, военной техники, определена в следующих программных документах:

Государственная программа по совершенствованию противовоздушной обороны Республики Беларусь на 2003-2010 годы;

Государственная программа научно-исследовательских, опытных и конструкторских работ в интересах развития и модернизации вооружения, военной и специальной техники на 2001-2010 годы;

Исходя из реализации данных программ, приоритет развития и модернизации отдается следующим направлениям:

средствам радиоэлектронной (радиотехнической, радиолокационной, оптико-электронной) разведки и радиоэлектронной борьбы наземного и воздушного базирования;

многофункциональным боевым авиационным комплексам;

мобильным зенитным ракетным комплексам (системам) противовоздушной обороны и ракетным комплексам (системам) оперативно-тактического назначения;

средствам информационного, топогеодезического, навигационного обеспечения и связи;

автоматизированным системам управления войсками, вооружением и военной техникой.

Вооруженные Силы Республики Беларусь, которые составляют основу военной организации государства, призваны гарантировать военную безопасность страны. При этом они являются не орудием ведения войны, а инструментом ее недопущения.

Чтобы никто не помышлял разговаривать с Беларусью с позиции военной силы, армия должна быть адекватной новым вызовам и угрозам XXI века, способна надежно гарантировать мирную жизнь и созидательный труд наших граждан. С этой целью и проведено их глубокое реформирование, осуществляется дальнейшее строительство и развитие, что и впредь будет надежно обеспечивать мир, стабильность и безопасность Беларуси.

Республика Беларусь – относительно небольшое государство. Важно, чтобы в Беларуси армия воспринималась народом как его органичная и неделимая часть, как возможность, созданная самим народом, для того, чтобы научиться себя защищать, защищать свой дом, свое Отечество. Важно, что понятие «армия – это народ» создает прочный задел к тому, чтобы в случае необходимости вооруженной защиты Отечества получить главный для решения этой задачи результат «народ – это армия». Никто и никогда с таким народом воевать не сможет и не решится, ибо такая армия непобедима.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Главное управление идеологической работы гарант военной безопасности государства

    Документ
    Главноеуправлениеидеологическойработы Министерства обороны Республики Беларусь ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – ГАРАНТВОЕННОЙБЕЗОПАСНОСТИГОСУДАРСТВА. ЗАЩИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ...
  2. Обеспечение военной безопасности российской федерации теория и практика правового регулирования

    Автореферат диссертации
    ... Главноеуправление специальных программ при Президенте России. Полномочия субъектов обеспечения военнойбезопасности ... военнойбезопасностигосударства (социально-философский анализ). М., 1998; Шахов М.Н. Контроль над духовно-идеологической ...
  3. Главное управление по противодействию экстремизму мвд россии управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации мвд россии

    Документ
    ... духовно-идеологическая обстановка определяют ... настоящее время военнаябезопасностьгосударства в значительной степени ... лиц»; «гарантии государственной безопасности, общественного порядка» ... работу сотрудников оперативно-розыскного бюро главногоуправления ...
  4. Направление работы (2)

    Аннотированный список
    ... идеологии обеспечения военнойбезопасностигосударства Ксенофонтов Владислав ... идеологическойработе в Вооруженных Силах - начальник главногоуправленияидеологическойРаботы Министерства обороны Рассмотрены сущность и содержание идеологическойработы ...
  5. Военная история

    Список учебников
    ... князю — гарантии их добросовестной ... идеологической и организационно-партийной рабо­той в Красной Армии осуществляли Центральный Комитет пар­тии и Главное политическое управление. Работа ... обеспечения военнойбезопасно­стигосударства; в области военно- ...

Другие похожие документы..