Главная > Документ


– возрастают требования к уровню образования со стороны разных потребителей образовательных услуг: родителей, общественности, самих учащихся и т.д.

Необходимость постоянной модернизации образования ставит под сомнение понятие «законченное образование» и делает актуальной идею о необходимости непрерывного пополнения знаний, о непрерывном повышении квалификации и методическом обеспечении образовательного процесса. Особенно назревшей становиться проблема приобщения педагогов к педагогическому творчеству, включение его в научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Ориентиромэффективности структуры научно-методической службы в образовательных учреждениях может стать наличие организационно-педагогические условий для развития творческой деятельности педагога, ориентированной на научно-исследовательскую и экспериментальную работу.

Современные требования и основные задачи, которые сегодня стоят перед методической службой нашей школы, заключаются в следующем:

  • выявить потребности и запросы педагогов в услугах методической службы школы;

  • разработать конкретные меры по обеспечению условий методического взаимодействия педагогических работников;

  • разработать новое содержание и формы научно-методической деятельности в условиях инновационной деятельности педагогического коллектива с учетом запросов педагогических работников;

  • разработать программу развития школы в соответствии с объективной оценкой ее ресурсных возможностей и продуманным поиском резервов развития;

  • построить научно-методическое обеспечение образовательного процесса на диагностической основе с учетом интересов и возможностей каждого педагога.

Практическое решение данных задач сопряжено с построением единого методического «пространства», «поля» взаимодействия субъектов педагогической практики, участвующих в научно-методическом обеспечении образовательного процесса. Такое пространство в школе можно создать поэтапно.

В успех позитивных изменений образовательной практики школы зависит, прежде всего, от инновационного потенциала и компетентности педагогов в процессах внедрения инновационных идей. Организация проектировочной и экспериментальной исследовательской деятельности в образовательном учреждении начинается с этапа определения потребности в такой работе, темы эксперимента, определении целевой группы (учащихся, педагогического коллектива и т.д.).

Направленность школы на удовлетворение запросов общества, учащихся и их родителей должна быть сопоставима с имеющимися ресурсами и предоставляемыми возможностями, диктуемыми конкретными условиями функционирования школы.

Начало постановки экспериментальной исследовательской работы в равной степени богато различными возможностями и бедно фактической информацией.

Нерезко педагоги, даже осознав необходимость в изменениях педагогической практики, не всегда могут определить направления этих изменений. Информированность педагогического коллектива в позициях и намерениях органов власти в отношении системы образования позволяет определить границы правового поля деятельности, стратегические направления образовательной практики. Но до настоящего педагогического эксперимента на этой стадии еще далеко. Как в реальности руководителю методической службы школы организовать исследовательскую и проектировочную работу педагогов, выявить наиболее ценные и значимые для достижения образовательного результата темы педагогического эксперимента?

Для этого необходимо специально организованная деятельность руководителя школы, направленная на освоение педагогическим коллективом основ педагогического исследования, осознания необходимости такой деятельности и мотивацию педагогов к постановке педагогических исследований. При организации методической деятельности на основе результатов педагогического диагностирования, необходимо создавать ситуации, при которых педагог может вступить во взаимодействие с коллегами в разрешении своих профессиональных затруднений и одновременно быть источником педагогического опыта для своих коллег. Успешность педагога, подкрепленная возможностью его самореализации при оказании помощи своим коллегам через появление соответствующих структур методической деятельности, способствует возникновению у него положительных установок и повышает стремление к саморазвитию.

В нашей школе такая работа организована в нескольких направлениях:

– обучение педагогическим основам организации инновационной деятельности, технологии постановки педагогического исследования, проектирования и реализации педагогического эксперимента;

– создание условий для рефлексии профессионального опыта и развития инновационной практики;

– создание системы поощрения педагогов, занимающихся инновационной деятельностью.

Система методической работы, ориентированная на внутренние формальные показатели (количество разработанных программ, методических рекомендаций, проведенных мероприятий и т.п.), не обеспечивает качественного влияния на развитие педагогического процесса и активное проявление творческого потенциала педагогов. Для определения сущностных характеристик научно-методической деятельности мы сделали попытку рассмотреть ее в параметрах творчества. Подбор педагогов, обладающих творческим потенциалом, объединение их в творческие педагогические коллективы и постановка перед ними задач, в решении которых они могли бы раскрыть свои способности - это главная цель того, чтобы в образовательном учреждении начал осуществляться целенаправленный процесс научно-методического обеспечения.

Администрация школы уделяет большое внимание работе по изучению профессиональной позиции педагогов, мониторингу профессиональных достижений и выявлению инновационного потенциала учителя. Такая работа позволяет определиться с темами педагогических исследований, разработать педагогические проекты и организовать работу по их реализации.

Работа над повышением творческого потенциала педагога будет эффективна лишь в том случае, если станет для него личностно значимой, жизненно необходимой, то есть при наличии устойчивой положительной мотивации.

В нашей школе существует система грантов для поощрения исследовательской экспериментальной работы педагогов [2, с. 23]. Школьный грант – это субсидия учителю, предназначенная для осуществления конкретных педагогических проектов. Причем грант можно получить как по результатам рассмотрения заявленных на грант проектов, так и по результатам внедренных педагогических новшеств. В качестве грантодателя в нашей школе выступают две общественные организации – Благотворительный «Фонд поддержки нового поколения», действующий в рамках реализации программы «Вместе мы – будущее» и Фонд председателя совета директоров ООО «Уралнедруд» А.В. Богачев. За последние четыре года школьные гранты под проекты и по результатам деятельности получили 15 педагогов.

Наибольшую трудность в организации исследовательской деятельности педагогов представляет выделение существенных факторов конкретной педагогической практики, влияние которых необходимо исследовать, чтобы разработать новый, более эффективный способ решения педагогических проблем. Для этого руководителю методической службы необходимо хорошо знать педагогический почерк каждого учителя, особенности его стиля работы, слабые и сильные стороны, проводимых им уроков, суть разработанного им новшества. Это требует от руководителя высокого уровня профессионализма, большого такта и желания продвигать других в профессиональном росте. На практике эту задачу можно решить, посещая уроки учителей, проводя мониторинг применяемых в школе методов обучения, образовательных технологий, организуя аттестационные процессы.

В системе научно-методической работы используются различные виды объединений педагогов для выработки совместных решений по вопросам совершенствования педагогической деятельности. Если учитель понимает необходимость проведения педагогического эксперимента, он добровольно усложняет и без того объективно сложный труд педагога. Так как при проведении педагогического эксперимента возникает необходимость теоретического обоснования проекта, проведения диагностики и экспертной оценки многих параметров, влияющих на ход эксперимента. Поэтому в нашей школе для осуществления исследовательской и проектной деятельности создаются временные творческие группы учителей, организуется методическая, информационная, психологическая поддержка педагогов – участников проекта.

Совершенно очевидно, что проведение исследовательской и проектной деятельности эффективно повышает квалификацию педагога, создает условия для личностного развития, развивает системное видение педагогических проблем [6, с. 100]. Самый главный результат исследовательской и проектной деятельности педагогов заключается в том, что любой грамотно поставленный педагогический эксперимент позволяет оптимизировать образовательный процесс, повысить результативность и эффективность педагогического воздействия. В ходе работы выявляется взаимосвязь между различными факторами процесса обучения, выясняется характер влияния педагогических нововведений на восприятие детей и уровень их обученности.

В настоящее время в школе функционируют две инновационные площадки городского уровня, одна районного уровня. Двенадцать педагогов проводят педагогический эксперимент, одобренный методическим советом школы. Так с 2008 года школа является городской инновационной площадкой по итогам конкурса «Инновации в образовании-2008» по теме «Межшкольная молодежная организация социальных инициатив «Решим проблемы вместе»», инновационной базовой площадкой МУ ИМЦ «Развивающее образование» «Школа – методический центр внедрения инновационного проекта развития творческих способностей школьников» с 2009 года. А с 2009 года школа является инновационной базовой площадкой муниципального уровня «Одаренные дети» по теме «Развитие визуального мышления младших школьников средствами ИЗО».

В школе реализуются инновационные образовательные проекты школьного уровня: фестивальное движение «Познание и творчество», «Школьный университет здоровья», «Гендерные аспекты обучения и воспитания обучающихся младшего подросткового возраста», «Внедрение социокультурного компонента в процесс преподавание иностранного языка», «Система воспитательных мероприятий по формированию толерантного взаимоотношений в социуме», «Развитие литературно-творческий способностей обучающихся на литературном материале писателей Урала».

Большое значение в развитие профессионального потенциала педагога имеет и участие в конкурсах профессионального мастерства. Во-первых, сам характер состязательности профессиональных конкурсов является мощным внутренним мотивом к самосовершенствованию, во-вторых, подготовка к конкурсу всегда сопряжена с анализом, обобщением, осмыслением собственного опыта и поиском возможностей для его улучшения и развития. Но конкурсы ставят учителя в непривычное для него положение человека, которого оценивают, а ведь обычно он сам оценивает результаты деятельности своих учеников. Поэтому понятно, что предложение участвовать в конкурсах вызывает повышенную тревожность у педагогов и отказ от участия. Здесь необходимо обосновать, почему администрация школы считает данного педагога способным проявить себя в конкурсе, оказать ему всестороннюю психологическую, методическую поддержку. От руководителя методической службы требуется высокая контактность, доброжелательность, открытость. Активное привлечение коллег на этапе подготовке к конкурсу позволяет находить оптимальные решения, выработать эффективную стратегию практической реализации конкурсного проекта. Когда творческие потребности педагога и его профессиональные запросы удовлетворены, в личности раскрывается созидательный потенциал.

Педагоги нашей школы за последние пять лет участвовали в следующих конкурсах профессионального мастерства: «Лучший педагог-организатор ОБЖ и КБЖ», «Учитель года», «Лидер в образовании», Всероссийский конкурс методических разработок «Сто друзей», «Педагогический олимп», «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы», Международный фестиваль педагогов «Мультимедиа в образовании», «Директор года», «Самый классный классный», «Инновации в образовании». Результатами участия в конкурсах стало получение медали им. Я. Корчака, пяти призовых место на уровне региона, семи на уровне города, девяти на уровне района. Всего за последние 5 лет педагоги нашей школы участвовали в двадцати одном конкурсе профессионального мастерства.

Литература

  1. Венедиктова, Т. А., Глазунов, А. Т. Творческое развитие педагога. – М.: ИЦАПО, 2000. – 139 с.

  2. Вяткина, Т. О. Разработка системы грантов для поощрения творческой активности педагогов и учащихся. / Развитие педагогического потенциала системы образования Екатеринбурга: материалы XVI городских педагогических чтений/ под общ. ред. А. А. Симоновой, Н. А. Лопатюк. – Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2010. – 73 с.

  3. Глушкова, В. С. К вопросу о социальной ценности педагогического потенциала образовательного учреждения. / Развитие педагогического потенциала системы образования Екатеринбурга: материалы XVI городских педагогических чтений/ под общ. ред. А. А. Симоновой, Н. А. Лопатюк. – Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2010. – 17 с.

  4. Коробова, Е. В. Процедура аттестации как способ реализации компетентностного подхода в оценке деятельности педагогов. / Верх-Исетское образование. Знак качества. Материалы районных педагогических чтений - Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2007. – 23 с.

  5. Коробова, Е. В. Организация общешкольных педагогических чтений как способ управления аттестационными процессами. / Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования. Сб. научных статей V Международной конференции (Екатеринбург, апрель 2006). – УРГПУ, Екатеринбург, 2006. с. 174–176.

  6. Коробова, Е. В. Поисково-исследовательская деятельность педагогов как средство обновления образовательной практики. – Развитие педагогического потенциала системы образования Екатеринбурга: материалы XVI городских педагогических чтений/ под общ. ред. А. А. Симоновой, Н. А. Лопатюк. – Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2010. – 100 с.

  7. Коротаева, Е. В. Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия. / М.: Сентябрь, 2000. – 144 с.

  8. Кулюткин, Ю. Н., Муштавинская, И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУМП, 2002. – 48 с.

  9. Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие / Т. А. Сергеева, Н. М. Уварова, С. Е. Назарова и др. – М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002. – 224 с.

  10. Прохорова, Г. Е. Технология построения методической деятельности в профессиональных образовательных учреждениях на диагностической основе: Методическое пособие. М.:АПКиППРО, 2009. – 52 с.

С.И. Масалова,

ГОУ ДПО РО «ИПКиПРО»,

г. Ростов-на-Дону

Методология интеграции непрерывного образования:

культурологический аспект

Образовательная деятельность – производство, творение человеком человеческого мира предстает как процесс универсализации человеческого отношения к миру и вместе с тем становление целостности самого человека как субъекта исторического развития этого мира.

В конце XX – начале XXI вв., образование, как и все сферы общества, охватил инновационный процесс интеграции – европейской и мировой. Он явился следствием понимания необходимости сообща решать глобальные проблемы, угрожающие мировому сообществу.

В рамках интеграции образования актуализируются глобальные образовательные тенденции, так называемые «мегатенденции» (М.В. Кларин):

– растущая массовость образования и его непрерывный характер;

– высокая значимость образования, как для индивида, так и для общества;

– ориентация на активное освоение человеком не только знаний, умений и навыков, но и способов познавательной деятельности;

– адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности, ориентация обучения на развитие личности учащихся и обеспечение их созидательных возможностей и качеств.

Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г., стал поворотным моментом в определении политики и практики Европейского Союза. Его выводы подтверждают, что Европа уже вступила в «эпоху знаний» со всеми вытекающими культурными, экономическими и социальными последствиями. Успешный переход к экономике и обществу, основанным на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования - учения длиною в жизнь. Его определение в рамках Европейской стратегии занятости как отправная точка для последующего нашего обсуждения процесса формирования единого европейского информационно-образовательного пространства – этовсесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью обогащения знаний, навыков и профессиональной компетентности.

Образование никогда не прекращается, «учиться никогда не поздно». Насытиться знанием нельзя – это вечная «точка роста» личности в любом возрасте, условие «обмена веществ» ее с окружающим миром – природным и социальным.

Главная идея нового подхода состоит в том, что непрерывное образование перестает быть одним из аспектов образования и переподготовки; оно становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его учебной деятельности.

Меморандум непрерывного образования Европейского Союза закрепил эти идеи. Непрерывное образование имеетдве главные цели: активная гражданская позиция, конкурентоспособность на рынке труда. Эти цели достижимы при условии формирования определенных умений и навыков и доступа к современным знаниям посредством образования.

Непрерывное образование способствует успешной реализации задач экономического развития, достижению социального единства Европейского Союза, что является образцом реальной интеграции.

Образовательные системы должны приспособиться к новым реалиям XXI века, и «непрерывное образование должно стать главной политической программой гражданского общества, социального единства и занятости» [3]. Тем самым европейские системы образования заложили основу для наступающих перемен. С помощью системы непрерывного образования все жители Европы должны получить равные возможности адаптироваться к требованиям социально-экономических перемен и активно участвовать в формировании будущего Европы.

Кроме экономического и политического аспектов не менее, а, может быть, и более важным является культурологический аспект непрерывного образования.

Еще древние греки первые выдвинули идею ценности культуры, которая совпадает с образованием, и которая есть высшее земное благо.

Для России социально значимые комплексные (экономические, политические, культурологические) европейские идеи стали основными в осуществлении национальной образовательной политики, базирующейся на идее значимости непрерывного образования.

В 2005 г в соответствии с поручением Президента Российской ФедерациибылапринятаГосударственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006–2010 годы». Государственный заказчик программы – Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Эта культурологическая программа не утратила своей актуальности и в настоящее время.

Цели программы: 1. Формирование и реализация государственной политики в области гражданского образования населения Российской Федерации. 2. Создание эффективной системы непрерывного гражданского образования в России. Мероприятия программы охватывали период 2006–2010 гг.

Основные направления реализации Программы:1. Формирование теоретико-методологической базы гражданского образования населения Российской Федерации. 2. Создание нормативно-правовых основ системы гражданского образования в России. 3. Создание системы государственной поддержки гражданского образования. 4. Разработка механизмов взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в целях развития гражданского образования. 5.Популяризация гражданского образования в средствах массовой информации, повышение роли СМИ в формировании гражданских и культурных качеств личности.

В процессе модернизации перед российской системой образования встала задача смены господствующих образовательных парадигм и переход на более современные и перспективные научные основания, формирование новой системы ценностей, политических и социальных норм современного общества, где знание оказывается средоточием культуры, освобождающейся от традиционных пут [2, с. 33–34].

Знание трактуется теперь как интеллектуальный капитал, а инвестиции в человеческий капитал и в информационные технологии становятся решающими и преобразующими и экономику, и все общество.

Этот переход подразумеваетунификацию требований к национальным образовательным стандартам:

– энергичное подключение отечественной системы образования к процессам глобализации в своей сфере, в частности, к Болонскому процессу;

– методологическую перестройку системы образования, переход к инновационному обучению и подготовке кадров;

– более полное отражение идей, ценностей и смыслов глобального образования на всех этапах общего и профессионального обучения;

– дальнейшее освоение новых ИКТ, создание в российской системе образования единой образовательной среды, интегрированной с «всемирной паутиной»;

– трансформация учреждений профессионального образования в организации предпринимательского типа, более тесно связанные с экономическим, социальным и культурным развитием региона, страны и мира;

– увеличение на этой основе его вклада в становление экономики знаний;

– создание системы непрерывного образования, охватывающей всю деятельную жизнь человека;

– увеличение вклада образования в становление общества знаний.

Культурологическая парадигма и стратегия образования XX–XXI вв., нацеливает участников образовательного процесса на освоение высоких духовных ценностей:

– Во-первых, она объявляется содержательно пронизывающей все другие, поскольку и знания, и компетенции, и собственно развитые индивидуальные и личностные качества являются достоянием культуры и продуктами ее усвоения.

– Во-вторых, эта парадигма должна быть признана доминирующей как обеспечивающей полноценное и разностороннее усвоение культуры – на разных ступенях образования и в разных его предметных модификациях [1].

Освоение общих культурных способов поведения и действий в различных областях деятельности, в сфере общения становится все чаще необходимым условием продолжения образования и построения профессиональной карьеры.

В решении этих задач системообразующим основанием выступает методология как одна из форм самопознания и самосознания образования. Методология образования вскрывает и анализирует образовательную деятельность, обретающую в знании законченные формы. Методология обеспечивает единство и диалектику всеобщего образования на всех уровнях интеграции его в единое информационное пространство: всеобщем – мировом; общем – европейском; особенном – российском; единичном – региональном.

Эффективность методологии развития системы непрерывного образования стала возможной благодаря общей идее европейской интеграции – гуманизации образования – ведущей общемировой тенденции его развития в XXI веке. Прежде всего, это принципиальное изменение содержания образования, его переориентация на человеческие, жизненные ценности. Стержень образования, обозначившийся со всей очевидностью на современном этапе, составляет проблема человека. Современный период осмысления социального статуса образования, по нашему мнению, можно определить как «кайрос» развитие сущности человека, что было обозначено еще на античном этапе развития представлений о природе образования и образованности. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза особо выделяет, что «человек является главным европейским достоянием и, следовательно, центральным элементом любой политической деятельности ЕС».

На этом новом «антропологическом повороте» конца XX – начала XXI в. российская модель вхождения в единое европейское информационно-образовательное пространство раскрывает новую роль методологии непрерывного образования в ее двух моделях:

1. Перестройка образования в соответствии с новой антропологической парадигмой.

2. Создание фундаментальных основ новой методологии означает переход к: а) среде творческого развития человека и б) среде порождения новых социальных ценностей. Парадигма как принятая система идей в России становится в XXI в. человекоцентристской образовательной системой.

Модернизация целостной образовательной архитектуры, всё еще переживающей последствия войны парадигм, актуализирует потребность в становлении новой системы целей, ценностей, методологии и инструментальных комплексов. Ключевым фактором успешного построения адекватного прорыву европейского образовательного процесса в России выступает методология творческого развития человека в пространстве российского образования.

Эти процессы материализуются при соблюдении методологических принципов непрерывного образования, сформулированных в Меморандуме непрерывного образования ЕС: 1. Новые базовые знания и навыки для всех. 2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы. 3. Инновационные методики преподавания и учения. 4. Новая система оценки полученного образования. 5. Развитие наставничества и консультирования. 6. Приближение образования к дому.

Формирование новых ценностных ориентаций, соответствующих вызовам времени в эпоху глобальных проблем, становится необходимым общим культурным компонентом современного образования. Принятие человечеством ответственности за свои судьбы становится невозможным без формирования чувства личной нравственной ответственности за свое поведение и действия у отдельных людей.

При этом встает весьма непростая задача:

– совмещения адекватных реакций сферы образования на вызовы со стороны противоположных процессов – глобализации культурного пространства и сохранения культурной идентичности,

– развитие самобытности и самостоятельности национальных культур и ценностей в рамках образовательных систем.

Философия и практика непрерывного образования как глобального образования возвышают личность Учителя. Педагог, учитель, преподаватель представляются носителями и творцами культуры, восприемниками и продолжателями мирового педагогического опыта. Кроме того, учитель нашего времени – автор собственного восхождения к педагогическому Олимпу, в том числе благодаря специализированной системе непрерывного профессионального роста его в пространстве повышения квалификации.

В целом, философская и педагогическая мысль прошла достаточно длительную и обстоятельную школу выстраивания культуротворческой системы образования. Теперь приближается момент ее воистину самостоятельного, оригинального конструктивно-творческого выступления стать «маяком» и образцом в реализации идей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», принятой в России в 2009/2010 учебном году.

Литература

1. Валицкая, Л. П. Современные стратегии образования: варианты выбора / А. П. Валицкая // Педагогика. – 1997. – № 2. – С. 136–145.

2. Огурцов, А. П. Образы образования. Западная философия образования. XX век / А. П. Огурцов, В. В. Платонов. – СПб.: РХГИ, 2004. – С. 33–34.

3. European Council Presidency Conclusions, Лиссабон, 23-24 марта 2000, параграфы 5, 24 и 25, стр. 2 и 8; European Council Presidency Conclusions, Санта Мария да Фейра, 19–20 июня 2000, параграф 33, с. 6.

И.Я. Мурзина,

УрГПУ,

г. Екатеринбург



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад начальника управления образования мо город алапаевск на августовской общегородской педагогической конференции 23 августа 2011 г

    Доклад
    ... на Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывноеобразование: ориентирыинновационногоразвития» (материалы, представленные на конференции опубликованы ...
  2. Непрерывное географическое образование новые технологии в системе высшей и средней школы ггу имени ф скорины

    Документ
    ... разных этапах исторического развития, ориентироваться в ее современных ... высшая школа в условиях инновационногоразвития: материалы науч.-методич. ... обеспечивающей непрерывностьобразования и творческое развитие личности на всех ступенях образования: ...
  3. Образование для коренных народов сибири

    Книга
    ... способствующих их взаимному развитию; образованиеориентировано не только на ... основным направлениям: развитие системы непрерывногообразования в регионах Севера ... начального профессионального образования, инновационных образовательных учреждений ...
  4. Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 содержание

    Программа
    ... строительство, транспортные услуги). Реализация Программы ориентирована в основном на малое и среднее ... ; - формирования системы непрерывногообразования, обеспечивающей инновационноеразвитие реального сектора экономики; - развития культуры как основы ...
  5. Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 содержание (1)

    Программа
    ... формирования системы непрерывногообразования, обеспечивающей инновационноеразвитие реального сектора экономики; - развития культуры как ... Целевой (инфраструктурный) сценарий ориентируется на развитие инженерной, транспортной инфраструктуры, ...

Другие похожие документы..