Главная > Документ


Литература

  1. Жигулина, Г. А. Интерактивные приемы в преподавании истории, обществознания и права [Текст]. / Г. А.Жигулина. – Право в школе, № 1, 2006. – С. 28–36.

  2. Ивонина, А. И. Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании [Текст]. / А. И. Ивонина. – Право в школе, № 4, 2006. – С. 18–21.

  3. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе [Текст] / Под ред. С. И. Володиной. – М.: Новый учебник, 2002. – 256 с.

  4. Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. – 64 с.

  5. Свиридов, А. Н., Колпакова, Н. В. Социальная компетентность учащихся и ее диагностика: практическое пособие [Текст] / А. Н. Свиридов, Н. В.Колпакова – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2007. – 200 с.

  6. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В.Хуторской. – Народное образование, 2003. – № 2. – С. 58–64.

  7. /official

Ю.И. Искандарова,

администрация Железнодорожного района,

г. Екатеринбург

Развитие субъект-субъектных отношений между участниками
образовательного процесса

Вопрос развития субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса интересовал многих исследователей.

Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы (работы Е.В. Бондаревской, И.А.Зимней, П.В.Зуева, Е.В.Коротаевой, А.А.Леонтьева, В.В.Серикова, И.Я. Якиманской и др.), диссертационных исследований (Л.А. Алтухова, Е.А. Максимова, Н.С. Якса и др.) позволили выявить противоречие между объективной необходимостью развития субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса и недостаточной разработанностью системы методических средств, форм обучения, обеспечивающих успешность развития процесса в условиях школы.

Это противоречие обусловливает проблему настоящего исследования: поиск новых средств, форм и методов обучения, развивающих субъект-субъектные отношения в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: процесс формирования субъект-субъектных отношений учителя и учащихся в учебном процессе общеобразовательной школы будет более эффективным, если:

– формирование субъект-субъектных отношений учителя и учащихся рассматривается как одна из специфических целей учебного процесса, нуждающаяся в специальном содержательно-процессуальном обеспечении;

– в деятельности педагога преобладает демократический стиль отношений, а доминирующей формой общения педагогов и воспитанников является диалог;

– формирование субъект-субъектных отношений осуществляется в процессе личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, организованного в единстве потребностно-мотивационного, эмоционального, коммуникативно-деятельностного и оценочно-рефлексивного компонентов;

– система используемых средств, форм и методов обучения соответствует общей логике, условиям и принципам формирования субъект-субъектных отношений и обеспечивает субъектную позицию ученика в учебной деятельности.

Для формирования этапов субъект-субъектных отношений в обучающем взаимодействии проанализируем понятия «отношение», «субъект-субъектное взаимодействие».

По мнению Крысько В.Г. в любом акте взаимодействия людей всегда присутствуют их отношение друг к другу. Понятие «отношение» находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком. Отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром. Даже безразличие к кому-либо, чему-либо является отношением. Иначе говоря, отношение – атрибут любой связи человека: непосредственной и опосредованной, физической и идеальной. Через отношения определяется система потребностей, мотивов, влечений человека. В этом случае отношение выступает индикатором и средством выражения, объективизации всех действий человека. Категория отношения может рассматриваться и как готовность к определенному взаимодействию, и как реально действующая связь в рамках «субъект – объект», «субъект – субъект». Отношения в рамках «субъект – объект», «субъект – субъект» не являются идентичными. Так, общими для одной и другой связи выступают активность отношения, модальность (положительная, отрицательная, нейтральная), широта, устойчивость и т.д.. Вместе с тем существенно различаются в рамках субъект-объектной и субъект-субъектной связи однонаправленность и взаимность отношений. Только при условии наличия взаимности отношений возможно образование «совокупного фонда» общего и нового межсубъектного образования (мыслей, чувств, действий), когда трудно сказать, где свое, а где чужое, и то и другое становится нашим. Субъект-субъектные отношения характеризуются как постоянной взаимностью, так и изменчивостью, что обусловливается активностью не только одной из сторон, как это имеет место при субъект-объектных отношениях, где устойчивость больше зависит от субъекта, чем от объекта. Субъект-субъектные отношения, кроме того, включают в себя не только отношения человека с другим человеком, но и отношение к самому себе, т.е. самоотношение. [5]

Одним из ведущих факторов развития субъект – субъектных отношений в учебном процессе является развитая субъектная позиция учеников, способность совершать выбор.

Традиционная педагогика оценивала роль учителя и ученика как субъектно-объектные (S-O). Педагог был единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик – объектом педагогических воздействий, среды, условий и средств воспитания, цели которого определяются государством исходя из экономических, военных и прочих потребностей. Госзаказ определяет модель личности с желательными свойствами, формирует основные направления и содержание воспитания, предписывает его конечные результаты. В этих условиях оно приобретает строго нормативный, регламентированный, закрытый характер, его участники усваивают и воспроизводят уже готовый жизненный и нравственный опыт, возможности их собственного жизнетворчества ограничены. [2] Такая система обучения не способствовала развитию каждого ученика с учетом его особенностей, наклонностей, образовательных потребностей, а культивировала в учащихся безынициативность, инфантилизм.

С позиций субъектного подхода, по мнению Бондаревской Е.В., ученик становится активным участников учебно-воспитательного процесса, способным оказать на него существенное влияние, перестроить его в соответствии с потребностями своей личности, интересами саморазвития. Он не средство достижения целей общества и государства, он самоценен, поэтому свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нормативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены природой в ученика в качестве потенциала его личностного саморазвития.

Мы понимаем «обучающее взаимодействие» как целенаправленный взаимообмен между субъектами образовательного процесса социокультурным опытом, ценностными установками и эмоциями в течение обучения, приводящий к удовлетворению образовательных потребностей, взаимообогащению в информационном и эмоциональном аспектах.

Именно взаимодействие учителя и учащегося позволяет расширить возможности того и другого, развить их способности, сформировать умение понимать других людей и толерантно относится к их мнениям. Во взаимодействии происходит объективная оценка своей деятельности как учителем, так и учеником. Анализ мнения каждого из взаимодействующих субъектов позволяет им корректировать свою деятельность или мобилизовать силы тех и других для достижения поставленной цели.

Понятие «обучающее взаимодействие» охватывает только субъективные взаимовлияния. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие субъектов. «Обучающее взаимодействие» предполагает не только влияние субъектов друг на друга, но и непосредственную организацию их совместных действий, позволяющих реализовать общую деятельность. Оно основано на диалоге, обмене смыслами, сотрудничестве его участников. В ходе «обучающего взаимодействия» они обмениваются личностным опытом, знаниями, идеями, эмоциями, результатами труда и устанавливают два основных типа отношений: субъект-объектные отношения к предмету деятельности и субъект-субъектные отношения друг к другу. Последние трактуются как специфическая форма межличностных отношений, основанных на единстве делового (сотрудничества) и личностного (общения) аспектов взаимодействия, предоставляющих возможность ученикам раскрыться, проявить себя и самореализоваться в учебной деятельности.

В исследованиях последнего времени, например, в работе Л.А. Алтуховой (2004 г.) субъект-субъектные отношения определяются как специфическая форма межличностных отношений, представляющих собой значимую связь одного активного субъекта (учителя) с другим равноправным субъектом учебного процесса (учеником), основанных на единстве делового (сотрудничества) и личностного аспектов взаимодействия и проявляющихся в осознанных действиях, реакциях и поступках. [1]

В данном определении подчеркивается, что учитель и ученик выступают как равноправные субъекты учебного процесса. Однако, как справедливо замечает Е.В. Коротаева, субъект-субъектные отношения педагога и учащегося нельзя считать равновесными. По ее мнению «…неравновесность, разница (в знаниях, в опыте, в восприятии и пр.), ассиметричность (иерархическая, рефлексивная, предметно-учебная, возрастная и пр.) составляют то поле напряжения, в рамках которого развертывается совместная познавательная деятельность учителя и учащегося. Эта ассиметричность становится необходимым фактором личностно ориентированной технологии образования, где педагог выступает субъектом деятельности преподавания, а учащийся – субъектом деятельности учения. Известно, что субъект деятельности должен осознавать конечную цель, выстраивать свои действия в соответствии с целью, корректировать промежуточные итоги и т.д., т.е. быть полноправным, ответственным, активным деятелем на всех этапах». Однако деятельность учителя и учащегося различаются «по целям, условиям протекания, действиям, результату, потому и субъектность участников образовательного процесса проявляется по-разному». [3] Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели - вооружению обучающихся знаниями, навыками, к их развитию и воспитанию. Обучение – двусторонний процесс. Деятельность учителя преподавание, деятельность ученика – учение.

Мы считаем необходимым на современном этапе конкретизировать определение данное Л.А. Алтуховой. Под субъект – субъектными (S-S) отношениями в обучающем взаимодействии необходимо понимать такие отношения, при которых каждый участник учебно-воспитательного процесса внутренне смотивирован и осознанно включается в совместную деятельность, участвует в ее планировании, выборе содержания, оптимальных форм, методов и средств обучения. Однако следует учитывать, что субъектность самого ученика не может быть некоторой данностью, она формируется в процессе обучающего взаимодействия.

Развития субъект-субъектных отношений следует рассматривать с позиций субъектно-деятельностного подхода. Проявление субъектности ученика, становление его субъектной позиции происходит в процессе собственной деятельности через осмысление этой деятельности и себя в ней в диалогическом эмоциональном контакте с другим человеком.

Сформулируем этапы развития субъект – субъектных отношений в обучающем взаимодействии. Процесс развития субъект-субъектных отношений выстраивается через единство потребностно-мотивационного, эмоционального, коммуникативно-деятельностного и оценочно-рефлексивного компонентов.

1 этап. S (учитель) – O (ученик). Формируется потребностно-мотивационный компонент субъект-субъектных отношений, который ориентирован на подготовку учащихся к совместной деятельности и общению с учителем в учебном процессе. Критерием сформированности субъект-субъектных отношений на данном этапе выступает направленность личности на другого, соответствующими показателями являются: осознанная готовность учащихся к сотрудничеству и диалогу с учителем, наличие положительной установки на другого человека, проявление интереса к личности педагога, предмету, учебным занятиям и т.д.

Рассмотрим позицию учителя и ученика. Взаимодействие неравновесное. Активная позиция учителя. Пассивная позиция ученика. Ученик в большей степени объект педагогического воздействия. Мотивация на самообразование слабая. Ученик не умеет или не хочет планировать собственную деятельность, выбирать содержание, оптимальные формы и методы обучения и воспитания. В ходе этого взаимодействия осуществляется передача учителем знаний по предмету, умений и навыков проведения исследований, эксперимента, наблюдений, опыта поведения, общения, работы с научной литературой, поиска необходимой информации. Ученик знакомится с уровнем профессионализма педагога, его личностными качествами. Данный этап определяет дальнейшее развитие по восходящей или по нисходящей линии.

2 этап. S (учитель) – Os(ученик). Формируется эмоциональный компонент, который основан на переживаниях. Они придают качественное своеобразие отношениям личности к учителю, деятельности, к себе. Основным критерием выступает удовлетворенность отношениями с учителем, а положительный характер эмоционально-нравственных проявлений и наличие таких качеств и способностей, как открытость партнеров по общению, стремление к достижению взаимопонимания, безоценочность, доверительность, способность к сопереживанию, эмоциональная поддержка, уважение и т.д. – основными показателями.

Успех данного этапа зависит от образовательных потребностей ученика, степени его подготовленности, желания работать с данным учителем, профессионализма педагога. Но в любом случае одним из необходимых условий организации взаимодействий учителя и ученика является наличие между ними постоянной обратной связи. При адекватной обратной связи, т.е. соответствующей ожиданиям обеих сторон возникают предпосылки для усиления отношений сотрудничества, повышении субъектности позиций педагога и учащихся.

3 этап. S (учитель) – S (ученик). Коммуникативно-деятельностный компонент выражен в коммуникативных, учебных и интерактивных действиях учащихся. Сформированность субъектной позиции учеников, равнозначность позиций учителя и учащихся, развитость коммуникативных умений актуализируют проявление таких способностей и качеств, как инициативность, контактность, толерантность, уникальность, творческое отношение к овладению предметными знаниями, способность к свободному выбору заданий и партнеров по общению, взаимопомощь, самостоятельность, уверенность в себе, взаимопонимание через диалог и т.д.

Взаимодействие равновесное, осознанное. Ученик активно относится к процессу учения. У школьника есть желание работать с данным педагогом. Отношения между учителем и учеником отличаются взаимным уважением. Они становятся партнерами при выборе содержания, форм, методов учебно-познавательной деятельности за достижение единой цели обучения. [4]

4 этап. S (учитель-тьютор) – S (ученик). Оценочно-рефлексивный компонент функционирует на основе рефлексии поведенческих реакций и анализа обуславливающих их отношений в обучающем взаимодействии учителя и учащихся (самоооценка, самоотношение, самоконтроль).

Высшая степень взаимодействия учителя и ученика. Доминирующей целью такого взаимодействия является деятельность второго субъекта – учащегося, а педагог занимает позицию консультанта, помощника-тьютора. У воспитанника сформирована потребность в самообразовании. Ученик заинтересован в изучении предмета, например, он ему будет необходим для дальнейшего продолжения образования в колледже, вузе и профессиональной деятельности. Учитель выполняет роль консультанта в постановке учащимся целей, задач, определении форм, методов и средств самообразования, а также в его планировании. Он корректирует деятельность школьника по самообразованию, консультирует его по наиболее заинтересовавшим или вызвавшим затруднения вопросам.

Развитие субъект-субъектных отношений способствует:

1) формированию устойчивых учебно-познавательных мотивов изучения предмета и мотивов общения учащихся с учителем и друг с другом;

 2) росту степени удовлетворенности учащихся предметом, учителем и межличностными отношениями;

3) созданию благоприятной эмоционально насыщенной атмосферы взаимоподдержки, взаимопонимания и взаимосотрудничества;

4) формированию умений ведения конструктивного диалога и построения взаимоотношений с его участниками;

4) становлению субъектной позиции учеников, оказывающей положительное влияние на характер и результативность учебно-познавательной деятельности школьников, на процесс их самореализации.

Литература

  1. Алтухова, А. А. Формирование субъект-субъектных отношений учителя и учащихся в учебном процессе общеобразовательной школы : автореф. дис. … канд. пед. наук / А. А. Алтухова. – Барнаул – 2004. – 21 с.

  2. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2001. – № 1. – с. 17–24.

  3. Коротаева, Е. В. О личностно развивающих технологиях в образовательном процессе [Текст] / Е. В. Коротаева // Русский язык в школе. – 2008. – № 5. – с. 10–15.

  4. Коротаева, Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия [Текст] / Е. В. Коротаева : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Профит Стайл , 2007. – 223 с.

  5. Крысько, В. Г. Социальная психология: Схемы и комментарии [Текст] / В. Г.Крысько – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2001. – 208 с.

Е.А. Ким,

РГППУ,

г. Екатеринбург

Акмеологический подход к развитию профессионального мастерства
ремесленника как субъекта непрерывного образования

Непрерывное образование, основанное на концепции lifelong learning или образования на протяжении всей жизни, приобрело особую популярность в контексте стремительных социально-экономических изменений, ставших неотъемлемой частью и нормой современного, динамично развивающегося постиндустриального общества. Существующие вариативные формы обучения и обновления знаний в рамках заданной системы перманентного образования формировались на основе принципов всеобщности, открытости, и доступности для его субъектов, и в том числе, для ремесленников-предпринимателей.

Обновление содержания, форм, технологий и методов обучения через массивный поток информационных ресурсов обуславливают необходимость обеспечения соответствия применяемых знаний темпам внедряемых инноваций во избежание возникновения эффекта морального устаревания. В данном контексте одной из приоритетных задач непрерывного образования, как поэтапного процесса, обеспечивающего постоянное удовлетворение развивающихся и меняющихся потребностей личности и общества, является достижение этого соответствия, а также формирование у будущего ремесленника способности к непрерывной адаптации в профессиональной деятельности.

Основные преимущества концепции непрерывного образования, такие как, гибкость, преемственность, доступность во времени и пространстве, ориентация на творческую деятельность, позволят ему мобильно, и главное, своевременно адаптироваться к естественным изменениям, происходящим в сфере его профессиональных интересов, что в современных реалиях представляет собой одну их ключевых характеристик специалиста, в том числе, ремесленного профиля, отражающего его ценность как профессионала в определенной области.

Важнейший ресурс ремесленника-предпринимателя, который во многих случаях является фактором, способствующим нахождению оригинального решения для нестандартной профессиональной задачи и достижению успеха в целом – это высокий уровень профессионализма и творческое мастерство. Поэтому в данном контексте, мы можем характеризовать ремесленника-предпринимателя, как субъекта непрерывного образования со стороны акмеологического подхода. С учетом различных аспектов подготовки и совершенствования мастера ремесленного дела, именно при акмеологическом подходе доминирует проблематика развития его творческих способностей как профессионала.

В таком случае, акмеологический подход будет являться непосредственным связующим звеном ремесла и творчества. Основным критерием, отличающим творчество от изготовления (производства) является неповторимость и уникальность результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Вероятно, что никто, включая самого автора, не сможет получить идентичный результат, даже при воссоздании всех необходимых условий. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие усилия и энергетику, которые нельзя свести к типичным трудовым действиям или логическому умозаключению, выражая тем самым определенные грани своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами промышленного производства.

И в стоящее время мы говорим о формировании профессионального мастерства ремесленника-предпринимателя в системе непрерывного образования, позволяющего ориентироваться не на выпуск «стандартной продукции» массового характера, а работать по индивидуальным заказам. Учет индивидуальных пожеланий заказчика, безусловно, подразумевает наличие высокого уровня профессионального мастерства и гармоничное взаимодействие с элементами творческого подхода в работе ремесленника.

Труд ремесленника не может полностью отождествляться с творческой деятельностью, но тесную связь между ними сложно опровергать. Ремесленничество и творчество переплетаются между собой, и в процессе обучения это сочетание требует не разрыва, но активного использования для достижения лучшего результата. Данное нетривиальное сочетание может быть достигнуто при помощи использования акмеологических технологий, разработка которых требует учета специфики деятельности ремесленника-предпринимателя: совмещение элементов творческой и управленческой деятельности. Акмеологическое воздействие в процессе обучения ремесленников имеет целью

Применение акмеологического подхода в контексте непрерывного образования открывает возможность не только влиять и деформировать существующие консервативное общественное мнение и представление о ремесленниках как о мастерах, работающих строго по образцу, без креативной составляющей, но и формировать в процессе обучения ремесленников качественно новую личность будущего мастера, профессиональное мастерство которого будет основываться на способности к профессиональной адаптации. Следствием акмеологического воздействия в процессе обучения ремесленников становится устойчивая мотивация на постоянный поиск и динамику в профессиональной деятельности с целью самосовершенствования и достижения своего АКМЕ, стремление к непрерывному развитию себя как личности и как профессионала.

Акмеологический подход к развитию профессионального мастерства ремесленника в системе непрерывного образования, может существенно повлиять на расстановку акцентов в сфере профессиональной подготовки ремесленных кадров.

Е.В. Коробова,

МБОУ-СОШ № 168,

г. Екатеринбург

Научно-методическое обеспечение развития
профессионального потенциала педагога

В современных условиях, когда существенно меняются социальные установки и потребности в области образования, произошел пересмотр содержания всех компонентов педагогической деятельности. Стало функциональной необходимостью наличие в образовательном учреждении структур, которые могли бы обеспечить высокий профессиональный уровень педагогов, осуществляющих организацию образовательного процесса современного уровня.

Неустойчивость педагогических условий сделало актуальным развитие профессионального мастерства педагога, его творческих способностей, Решение многих проблем современного образования зависит от профессиональных качеств педагога, его квалификации и методической подготовки. Сегодня основным компонентом системной организации процесса образования выступает личность педагога как организатора образования.

Поэтому в настоящее время инновационные процессы требуют эффективной организации научно-методической деятельности образовательных учреждений, направленной на повышения профессионального мастерства педагогов, оказания им эффективной научно-методической помощи. Понятие «научно-методическое обеспечение процесса образования» можно рассматривать как инновационную технологию деятельности педагога в образовательном учреждении и считать нововведением в управлении качеством образования, если создать условия, при которых научно-методическая работа педагога станет частью его функциональных обязанностей [1, с. 140].

Опыт организации научно-методической работы показывает, что количественное увеличение так называемых «инновационных подходов» в деятельности учителей происходит в связи с тем, что:

– педагогическим сообществом осознается необходимость радикальных изменений;

– появляются новые характеристики образования, такие как вариативность, разноуровневость и др., предопределивших изменение также форм и уровней образования;

– растет конкуренция на рынке образовательных услуг;

– появляются новые проблемы в образовании: уменьшается численность учащихся, ведется реструктуризация образовательных учреждений, наблюдаются разные подходы к определению качества образования, разная практика его оценивания и др.;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад начальника управления образования мо город алапаевск на августовской общегородской педагогической конференции 23 августа 2011 г

    Доклад
    ... на Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывноеобразование: ориентирыинновационногоразвития» (материалы, представленные на конференции опубликованы ...
  2. Непрерывное географическое образование новые технологии в системе высшей и средней школы ггу имени ф скорины

    Документ
    ... разных этапах исторического развития, ориентироваться в ее современных ... высшая школа в условиях инновационногоразвития: материалы науч.-методич. ... обеспечивающей непрерывностьобразования и творческое развитие личности на всех ступенях образования: ...
  3. Образование для коренных народов сибири

    Книга
    ... способствующих их взаимному развитию; образованиеориентировано не только на ... основным направлениям: развитие системы непрерывногообразования в регионах Севера ... начального профессионального образования, инновационных образовательных учреждений ...
  4. Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 содержание

    Программа
    ... строительство, транспортные услуги). Реализация Программы ориентирована в основном на малое и среднее ... ; - формирования системы непрерывногообразования, обеспечивающей инновационноеразвитие реального сектора экономики; - развития культуры как основы ...
  5. Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 содержание (1)

    Программа
    ... формирования системы непрерывногообразования, обеспечивающей инновационноеразвитие реального сектора экономики; - развития культуры как ... Целевой (инфраструктурный) сценарий ориентируется на развитие инженерной, транспортной инфраструктуры, ...

Другие похожие документы..