Главная > Документ


Новое ремесленное образование: второе пришествие

Ремесленничество на протяжении многих веков играло важную роль в формировании молодого поколения, его профессиональном и социальном становлении. Именно в нём появились первые организационные формы обучения и воспитания будущих наставников молодежи, а первыми педагогами профессионального обучения были мастера-ремесленники.

Возникнув на рубеже древнего мира и раннего средневековья, ремесленная мастерская стала прообразом современной профессиональной школы, в которой опытные умельцы-ремесленники выполняли функции не только рачительного хозяина и работного человека, но и мастера профессионального обучения и воспитателя.

У каждого ремесленника одновременно могли обучаться несколько учеников. Они жили в семье учителя-мастера, помогали вести домашнее хозяйство, участвовали в производственном процессе в его мастерской. Мастер на протяжении нескольких лет вводил каждого ученика в сферу своей ремесленной профессии, знакомил с ее тонкостями, передавал необходимые знания, обучал соответствующим навыкам и умениям. Кроме этого он должен был знакомить учеников с социальными и правовыми нормами жизни, культовыми знаниями. Не случайно, например, у восточных славян ремесленники долгое время считались «ведунами», чародеями.

Точечный, сокрытый от посторонних глаз характер подготовки ремесленников позволяет говорить о наличии в нем тесной связи производственного и педагогического компонентов обучения. В тот период между образовательной и производственной деятельностью не было еще «посредника» в виде педагогической науки, поэтому средневековое обучение носило во многом так называемый «рецептурный характер» [4, с. 100]. Производственные приемы, методы и секреты здесь становились педагогическими приемами, методами и секретами. Будущих мастеров одновременно учили и тому «как делать», и тому «как обучать других».

Подготовка ремесленника осуществлялась до тех пор, пока ученик не становился сначала подмастерьем, а затем и мастером, профессионалом своего дела, т.е. получал «право» на самостоятельное ведение ремесленной деятельности и набор своих учеников. Но в большинстве случаев, для этого он должен был сначала совершить длительное, иногда многолетнее путешествие, исходить землю «вдоль и поперек», увидеть многообразие и гармонию естественных форм и социальных укладов, сформировать новые представления об окружающем мире, природе и людях.

В западноевропейских странах, например, существовало неписаное правило, согласно которому странствующих подмастерьев, при наличии сопроводительного письма от их гильдии, принимали везде. Именно так средневековый мастер-ремесленник становился личностью, способной мыслить, выходя за пределы «городских стен». Во многом благодаря такому «учебно-профессиональному компоненту» подготовки, на протяжении многих веков ремесло сохраняло в себе особенности и характер взаимоотношений человека с природой, было слито с его нравственным пониманием жизни и идеалом красоты. Для своего времени мастера-ремесленники были весьма прогрессивными людьми с достаточно широким кругозором и богатым жизненным опытом.

Таким образом, ремесленничество, возникнув в ответ на обыденные, утилитарные потребности человека в обустройстве своего жилища и быта, со временем превратилось в действенный «механизм» наследования, осмысления, сохранения и обогащения профессионального и социального опыта предков.

В нашей стране в советский период ремесленная деятельность, как разновидность частнособственнической деятельности, находилась под негласным запретом и вытеснялась из хозяйственной жизни общества. Многие ремесленные традиции, уклады, фамильные секреты были забыты или утеряны. В педагогической науке не рассматривались вопросы организации системного обучения ремесленному мастерству. Только после перехода в 1990-х гг. к рыночным отношениям и законодательного разрешения частного предпринимательства, ремесленничество, в современном его понимании, стало занимать всё большее место в экономике нашей страны.

Современный ремесленник – это работник нового типа, осуществляющий свою деятельность не на крупном, массовом производстве, а в условиях небольших предпринимательских структур, в которых продукция или услуги производятся, как правило, под конкретного заказчика. Современный ремесленник должен владеть не только технологией определенной ремесленной профессии, но и быть хорошим организатором бизнеса, уметь работать с клиентами, ценить и уважать свою профессию и себя в ней.

При этом опыт большинства стран мира наталкивает на мысль, что для подготовки таких специалистов необходимо создавать по существу новый вид образования – профессиональное ремесленное образование. Руководитель германо-российских модельных проектов по подготовке в учебных заведениях Свердловской области специалистов ремесленного профиля Б. Тидеманн считает, что основой для такого образования, могла бы выступить германская дуальная модель профессионального образования, основным принципом которой является тесная связь теории с практикой [3, с. 26].

В настоящее время в России ремесленничество переживает своё второе рождение. Однако его становление и развитие связано с рядом объективных трудностей: слабой законодательной базой, отсутствием профессиональных и образовательных стандартов ремесленных профессий, учебно-методической документации, технологий и методик обучения и т.д., и практически невозможно без участия других общественных и властных институтов[1, с. 3]. Данные проблемы были проранжированны и представлены в таблице по степени важности.

Таблица 1

Проблемы становления профессионального ремесленного образования в России
и пути их решения

Выявленные проблемы становления ремесленного образования

Социальные партнеры, участие которых

необходимо для их разрешения

На сегодняшний день в России не принят федеральный закон о ремесленничестве (в большинстве европейских стран это сделано давно) и, как следствие, на общегосударственном уровне законодательно не введены ключевые положения и нормы: «ремесло», «ремесленная деятельность» и др., без чего невозможно полноценно развивать ремесленничество как вид экономической деятельности и систему подготовки ремесленников

Решение данной проблемы во многом зависит от позиции и действия высшего руководства страны: президента России и его администрации, депутатского корпуса и профильных комитетов Государственной думы, без прямого и активного участия которых данную ситуацию с мертвой точки не сдвинуть. Ускорить эти шаги могли бы инициативные действия хорошо организованных союзов и ассоциаций ремесленников – общероссийской и региональных ремесленных палат и гильдий

В общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и специалистов нет группы ремесленных профессий, а значит, нет разработанных и утвержденных профессиональных стандартов на ремесленные профессии

Решение этой задачи невозможно без участия следующих сторон: правительства Российской Федерации и его профильного Министерства здравоохранения и социальной политики; федерального агентства по профессиональным квалификациям; профессиональных союзов и других общественных объединений ремесленников; научно-исследовательских центров по изучению проблем ремесленничества и др.

Невысокая квалификация работников и, как следствие, низкое качество товаров и услуг предприятий ремесленного профиля

Проблема носит комплексный характер и должна решаться совместными усилиями региональных властей, научных и общественных организаций путем открытия ремесленной подготовки в профессиональных учебных заведениях

В сфере образования отсутствуют общепризнанные федеральные нормативные и учебно-программные документы: перечень образовательных ремесленных специальностей и утвержденных образовательных программ, государственные образовательные стандарты и учебные планы подготовки ремесленников и т.д.

Данная задача требует активного участия со стороны соответствующих подразделений Министерства образования и науки РФ, научных и образовательных структур, таких как: Российская академия образования; Академия профессионального образования; учебно-методическое объединение по ремесленному образованию; ресурсные центры по мультипликации опыта подготовки ремесленников; образовательных учреждений, осуществляющих подготовку ремесленников и др.

На сегодняшний день практически отсутствует специальная учебная и учебно-методическая литература по большинству ремесленных профессий

Разработку учебной литературы для подготовки ремесленников могут взять на себя учебно-методические и ресурсные центры колледжей ремесленного профиля, научные и научно-образовательные структуры профессионально-педагогических вузов, факультетов и отделений

Практика учебных заведений, осуществляющих подготовку ремесленников, показывает, что новые образовательные программы требуют и новых преподавателей, поэтому для их успешной реализации необходимо начать подготовку и переподготовку педагогов профессионального обучения ремесленного профиля

Подготовку и переподготовку профессиональных педагогов для ремесленного вида образования призваны осуществлять профессионально-педагогических вузы, инженерно-педагогические факультеты и отделения технических и педагогических вузов, профессионально-педагогические колледжи

Немногочисленность, разобщенность и экономическая слабость предприятий ремесленного профиля не позволяет им стать заказчиками кадров для своих нужд или иным образом участвовать в процессе подготовки ремесленников

Заказчиками на подготовку ремесленных кадров могут стать региональные и муниципальные органы власти, ремесленные палаты, ремесленные гильдии и другие ассоциации, с учетом востребованных ремесленных профессий для данного региона или территории

Представленный перечень наиболее острых проблем сдерживающих развитие ремесленничества и ремесленного образования показывает, что изменить ситуацию какой-либо одной заинтересованной стороне без участия других социальных партнеров невозможно. Именно социальное партнерство всех прямо и косвенно причастных к данному процессу сторон, является необходимым условием для успешного развития ремесленной деятельности и ремесленного образования в нашей стране.

Думается, что адекватным ответом на сложившуюся ситуацию могло бы стать выделение в системе образования специальной отрасли – ремесленного профессионального образования, ориентированной на целенаправленную подготовку работников для малых и средних предприятий ремесленного профиля. Для подготовки такого специалиста необходимо концептуально изменить принципы и подходы к профессиональному образованию. Необходимо не разрушая, а опираясь на позитивный опыт традиционной системы подготовки кадров, ориентированной в основном на подготовку массовых рабочих профессий, реконструировать ее так, чтобы перейти на подготовку рабочих-профессионалов, отвечающих за себя и способных ответственно решать производственные задачи.

И такой опыт в нашем регионе имеется. С 1998 г. в рамках международных германо-российских образовательных проектов на основе европейских стандартов на базе Уральского колледжа технологий и предпринимательства (г. Екатеринбург) было начато обучение специалистов по ремесленным строительным профессиям: плиточник-мозаичник, столяр, маляр-дизайнер, кровельщик, мастер по вентиляционному и сантехническому оборудованию. С 2005–2006 гг. нарабатываемые технологии обучения были распространены в Асбестовский политехникум, Социально-профессиональный лицей «Строитель» (г. Екатеринбург), Профессиональное училище № 64 г. Каменск-Уральский, но дальнейшее развития этого вида профессионального образования в регионе становится крайне сложным в виду причин указанных выше.

Литература

1. Романцев, Г. М. Новая отрасль профессионального образования [Текст] / Г. М. Романцев // Профессиональное образование. 2004. – № 9. – С. 2–3.

2. Тидеманн, Б. Возможности профессионального образования ремесленников в России [Текст] / Б. Тидеманн / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. 36 с.

3. Некоторые понятия современной педагогики профессионального обучения в Германии [Текст] / сост. Б. Тидеманн / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. 86 с.

4. Чапаев, Н. К. Горнозаводские школы как феномен русской педагогической культуры [Текст]: монография // Н. К. Чапаев, И. П. Верещагина. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т. 2008. 196 с.

Н.А. Ефимова,

Каменск-Уральский агропромышленный техникум,

г. Каменск-Уральский

Интерактивные методические приемы как одно из средств формирования
правовой компетентности обучающихся

Начало XXI века характеризуется существенными переменами в общественной жизни России. Это время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. В качестве приоритетной цели образовательного процесса рассматривается формирование правовой культуры общества, которая служила бы гарантом эффективности проводимых политических и экономических реформ. Недаром на встрече с членами совета Общественной палаты в Кремле 19.03.2008 г. президент России Д.А. Медведев отметил, что «пренебрежение законом до сих пор резко тормозит развитие страны» и «мы вместе должны сделать так, чтобы уважение к закону стало определяющим принципом нашей жизни» [7].

Актуальность проблемы формирования правовой культуры подростков обусловлена процессами интеграции и модернизации, происходящими в современном обществе и образовании.

В настоящее время существует противоречие между требованиями, предъявляемыми современным обществом к уровню гражданско-правовой культуры современной молодежи, и недостаточным уровнем сформированности правовой компетентности выпускников учреждений начального профессионального образования. Отсюда следует проблема поиска способов создания условий, направленных на подготовку специалистов, владеющих основами правовых знаний.

Право – прагматическая наука, которая зубрежкой терминов и статей законов не берется. Право живет в действии, в практике его применения. В связи с этим логика правового образования в наибольшей степени соответствует компетентностному подходу.

Компетенция определяется как способность использовать знания, умения, навыки, способности в будущей профессиональной деятельности.

Компетентность – результат учения. Правовая компетентность может быть определена как совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами. Правовая компетентность предполагает много аспектов. И правоведение – наука, которая не стоит на месте. Поэтому преподавателю права важно сформировать у обучающихся умение определять достаточный для решения проблемы минимум правовой информации и умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий [6, с. 58–64].

Дисциплина «Основы правовых знаний» формирует многие профессионально важные качества обучающихся:

– знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;

– умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;

– способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций;

– определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации;

– умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;

– готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем.

Практика создала большое количество методических приемов, с помощью которых преподаватель права добивается высоких показателей уровня обученности своих воспитанников. Одним из методических приемов является интерактивное обучение.

Интерактивное обучение – «обучение, погруженное в процесс общения», то есть основанное на взаимодействии обучающегося с другими обучающимися и с педагогом. При этом учебная ситуация меняется так, что преподаватель из лектора превращается во внимательного, заинтересованного собеседника. К методам интерактивного обучения относятся и такие, которые способствуют вовлечению обучающегося в активный процесс получения и переработки знаний [1, с. 22–28].

Наиболее успешно применение интерактивных приемов достигается на основе последовательной организации индивидуальной, парной и групповой работы. Но из-за ограниченности учебного времени этап парной работы используется на уроках не часто.

В качестве форм индивидуальной работы, прежде всего, предлагается:

1. вызов зрительного ряда (прием визуализации). Обучающимся предлагается нарисовать то, как они представляют себе тему, обсуждаемую на уроке. Например, можно попросить учащихся нарисовать, как они представляют себе семью, но это задание будет совершенно неприемлемо по отношению ко многим другим понятиям курса «Основы правовых знаний». Кроме того, следует помнить, что это задание не стоит задавать безальтернативно, поскольку не все учащиеся умеют и любят рисовать. В качестве альтернативы выступает задание на вызов ассоциаций.

2. Вызов ассоциаций (прием ассоциаций). Обучающимся можно предложить записать в тетради все ассоциации, которые у них возникают по поводу ключевого слова урока. Будет интересно узнать, какие ассоциации возникают у учащихся со словами «право», «суд», «собственность» и др.

3. Вызов имеющихся знаний и представлений (прием актуализации). Обучающиеся получают задание в течение 2–3 минут записать в тетради все, что они знают или думают по изучаемой теме: например, о правах ребенка, о дееспособности, наследовании или обязанностях президента РФ.

4. Решение проблемы юридически значимой ситуации. Предлагается описание каких-либо ситуаций или диалога. Подростки получают задание, ознакомиться с определенной ситуацией и попытаться найти ее решение, опираясь на имеющиеся знания [3, с. 156].

Следующий вид – организация парной и групповой работы. В качестве форм такой работы предлагается:

1. обмен мнениями в группе (паре). Обучающимся предлагается обменяться в группе (паре) тем, что они знают или думают об изучаемой теме.

2. «Корзина идей» (сброс идей в корзину). На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что обучающиеся вместе знают об изучаемой теме. Каждая группа называет какое-то одно сведение или факт. Далее по кругу, не повторяя ранее сказанного, представители от групп дополняют список идей. Если ранее проходило обсуждение юридически значимой ситуации, то представители от групп дают свой вариант решения и обосновывают его.

Заметим, что в то время, когда обучающиеся обмениваются информацией в группах (парах), идет активная мыслительная деятельность. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Они могут стать базой для усвоения нового знания. Преподаватель записывает сказанное обучающимися на доске в виде тезисов. При этом важно безоценочно принимать информацию, даже если она заведомо не верна.

3. Составление кластера. Кластер – графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Разбивка на кластеры – это педагогический прием, который позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Преподаватель записывает ключевое понятие на доске, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими кластерами (предлагаются обучающимися), в свою очередь лучи расходятся все дальше и дальше. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Его можно давать в качестве индивидуального домашнего задания и задания для группы учащихся.

4. Заполнение маркировочной таблицы. Обучающимся предлагается составить таблицу, которая имеет 3 колонки: «знал», «узнал новое», «хочу узнать». В каждую из них необходимо внести полученную в ходе чтения текста информацию. При этом записывать важно своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым идет работа [3, с. 161].

На стадии рефлексии обучающимся можно предложить следующие интерактивные методические приемы.

1. Написание короткого эссе по теме урока. В конце обсуждения уместно предложить обучающимся в течение пяти минут написать короткое эссе. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Смысл такого рода письменного задания можно выразить следующими словами: «я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».

2. Работа ученика с вопросами, которые он сформулировал в колонке «хочу узнать». С этой целью ученику предлагается несколько вариантов работы: 1. сгруппировать поставленные вопросы в кластер, 2. составить план поиска ответа, 3. определить источники поиска информации.

3. Написание синквейна. В переводе с французского слово «синквейн» означает «стихотворение, состоящее из пяти строк», которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от обучающихся в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма творчества, но по определенным правилам: первая строчка – это одно слово или тема синквейна. Обычно, это существительное, например: право, налоги, договор. Вторая строчка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. Третья – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. Четвертая – фраза, предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме. Это может быть крылатое выражение или цитата в контексте темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение. Тема синквейна должна быть по возможности эмоциональной.

4. Метод проектов. Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Примером проекта может служить разработка обучающимся под руководством педагога Справочника прав и обязанностей обучающихся образовательного учреждения.

Применение интерактивных приемов позволяет обучающимся самостоятельно решать трудные проблемы, выйдя из привычной роли наблюдателя и потребителя; создает потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

Как в рамках традиционного, так и в рамках интерактивного обучения преподаватель прибегает к помощи учебника на уроках права. Разница лишь в том, что интерактивное обучение имеет свои специфические методические приемы работы с учебником. Наиболее распространенными являются методический прием «Учимся вместе» и методический прием «Зигзаг». Рассмотрим данные приемы.

Методический прием «Учимся вместе». Под руководством преподавателя проходит процесс совместного освоения обучающимися учебного материала. Этот прием позволяет направить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той или иной информации. Использование приема открывает возможности по организации различных видов деятельности обучающихся: одним предстоит прочитать текст и объяснить прочитанное, другим – прочитать текст и подготовить вопросы к нему. При этом всем учащимся, не зависимо от задания, приходится глубоко осмысливать текст, перегруппировывать его, задавать вопросы и отвечать на них.

Методический прием «Зигзаг» [2, с. 8–9]. Это еще один из вариантов самостоятельной работы с текстом учебника и взаимообучения на уроке. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Отсюда возник данный прием, который позволяет обучающимся оказаться в роли преподавателя, в роли объясняющего, в роли задающего вопросы и отвечающего на них. Этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом.

Таким образом, существуют различные методические приемы, которые преподаватель использует на уроках. Поскольку основополагающим элементом правовой компетентности является способность решать проблемы, ее формирование может быть спроектировано через учебные задания и учебные ситуации, действие в которых формирует опыт решения проблем. Практика преподавания права показала, что методы и приемы интерактивного обучения позволяют формировать компоненты правовой компетентности, следовательно, формируют у обучающихся социальную ответственность, самостоятельность, критичность мышления.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад начальника управления образования мо город алапаевск на августовской общегородской педагогической конференции 23 августа 2011 г

    Доклад
    ... на Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывноеобразование: ориентирыинновационногоразвития» (материалы, представленные на конференции опубликованы ...
  2. Непрерывное географическое образование новые технологии в системе высшей и средней школы ггу имени ф скорины

    Документ
    ... разных этапах исторического развития, ориентироваться в ее современных ... высшая школа в условиях инновационногоразвития: материалы науч.-методич. ... обеспечивающей непрерывностьобразования и творческое развитие личности на всех ступенях образования: ...
  3. Образование для коренных народов сибири

    Книга
    ... способствующих их взаимному развитию; образованиеориентировано не только на ... основным направлениям: развитие системы непрерывногообразования в регионах Севера ... начального профессионального образования, инновационных образовательных учреждений ...
  4. Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 содержание

    Программа
    ... строительство, транспортные услуги). Реализация Программы ориентирована в основном на малое и среднее ... ; - формирования системы непрерывногообразования, обеспечивающей инновационноеразвитие реального сектора экономики; - развития культуры как основы ...
  5. Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 содержание (1)

    Программа
    ... формирования системы непрерывногообразования, обеспечивающей инновационноеразвитие реального сектора экономики; - развития культуры как ... Целевой (инфраструктурный) сценарий ориентируется на развитие инженерной, транспортной инфраструктуры, ...

Другие похожие документы..