Главная > Методические рекомендации


ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

А. В. Игнатов

Методические рекомендации

по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова,
М. В. Пономарева, В. А. Рогожкина «Россия и мир. 11 класс»
при изучении курса истории на базовом и профильном уровнях

Москва

2004

Введение

В данном методическом пособии даются рекомендации по работе с учебником «Россия и мир» для 11 класса, созданным авторским коллективом в составе О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. Пономарева, В. А. Рогожкина (изд. «Новый учебник», «Дрофа»). Учебник в основном соответствует новым государственным стандартам по истории базового уровня образования. В случае необходимости он может быть также использован и в профильных классах. Поэтому в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильное обучение.

В основу содержания курса авторами положены цивилизационный и сравнительно-исторический подходы, а также принятая в современной исторической науке теория модернизации. Это позволяет эффективно организовать учебный процесс, как по всемирной истории, так и истории России без потери учебного времени и объема исторического материала, достичь определенной формализации и моделирования исторического процесса. У учителя существует возможность при использовании данного курса увеличить количество уроков посвященных проблемам истории России, в том числе и за счет всемирной истории.

Апробация учебника «Россия и мир» в общеобразовательных школах целого ряда регионов Российской Федерации показала его адекватность базовому уровню образования по истории, а также образовательным возможностям учащихся. Выбор приемов и средств, которые рекомендуются в пособии для использования на уроках, определяется уровнем подготовки учащихся и теми конкретными задачами, которые учитель считает важнейшими. Поэтому следует активно использовать формы самостоятельной работы учащихся не только с учебником, но и с дополнительной научно-популярной литературой по истории, активно использовать работу по составлению таблиц и схем, позволяющие наглядно представить процессы и события по истории зарубежных стран и отечественной истории, выявлять общее и особенное в их развитии, систематизировать и обобщать исторические факты, процессы и явления. В этом учителю помогут задания данного учебного пособия по составлению плана или фиксация основных положений текста учебника в виде структурно-логической схемы – опорного конспекта. Учитывая современные образовательные возможности, целесообразно использовать в процессе изучения истории возможности компьютерной сети Интернет. В частности, автор пособия рекомендует следующие сайты:

/history/index.htm

/events.phtml

/kis.htm

В пособии даются рекомендации по организации коллективной работы с таблицами на уроке, когда заполнение данными в таблице проводится в ходе обсуждения учебного материала темы или в процессе самостоятельной работы учащихся на уроке или дома с последующей проверкой и обсуждением выполненной работы. Дополнительный материал, который помогает углублению исторических представлений и знаний, целесообразно предложить учащимся в виде познавательных заданий, сообщений, докладов, рефератов, проектных работ при использовании индивидуальной и групповой подготовке к ним. Такие формы подачи исторического материала в процессе углубленного (профильного) изучения истории являются одними из наиболее продуктивных вариантов организации познавательной деятельности старшеклассников на уроках.

Целью данного подхода в работе с учебником является стремление углубить знания и представления старшеклассников по всемирной и отечественной истории, развить интерес к изучаемому предмету. Вопросы и задания проблемного характера ориентированы на то, чтобы учащиеся не только лучше запомнили факты, имена, даты, но и сознательно, осмысленно воспринимали материал, научились анализировать события прошлого и настоящего, «…осмыслить тот путь, которым шло человечество …». При использовании на уроке заданий в учебнике и в еще большей степени в пособии учитываются индивидуальные интересы и возможности школьников.

Как в учебнике, так и в методическом пособии имеются материалы, способствующие развитию исторического мышления учащихся и их творческого отношения к оценке изучаемых фактов и явлений.

Учебник в соответствии с требованиями, предъявляемыми ко второму концентру, предельно освобожден от избыточного фактологического материала (особенно это касается всеобщей истории). В то же время в пособии даются факты и документы, детализирующие исторические представления учащихся.

Значительное внимание было уделено обеспечению преемственности в изучении первого и второго концентров, с одной стороны, и подготовке учащихся к сдаче экзамена. Наличие тестовых заданий предусматривает подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Пособие нацеливает учащихся на работу с различными источниками информации. К ним относятся: исторические документы, мемуарная литература, периодические издания, телепередачи, документальные кинофильмы, сочинения историков.

Пособие поможет решению задачи формирования понятий, выработке умений работать в этом направлении как с основным текстом учебника, так и с его справочным аппаратом (таблицами, словарем и др.), а также со справочной литературой.

Учебник и материалы пособия учитывают возрастные особенности учащихся 11 класса.

В настоящем виде пособие полностью соответствует содержанию учебника. Но в дальнейшем авторы учебника и автор пособия предполагают доработку курса «Россия и мир» исходя из новых стандартов, а также практики преподавания. Будут расширены сведения по истории России, касающиеся русско-японской войны, событий гражданской войны, политики военного коммунизма, российской эмиграции, созданию советской системы образования.

Планируется расширение материала по современной истории России и по теме «Человечество на этапе перехода к информационному обществу».

В данном пособии основное внимание уделено работе учащихся с учебником - основному средству учебного процесса на уроке. Работа с учебной книгой является одним из важнейших методов обучения. Учебник успешно и эффективно выполняет все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. Целью работы с учебником курса истории «Россия и мир» для 11 класса может быть ознакомление с его структурой, просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на поставленные учителем вопросы и задания, изучение нового материала, решение познавательных задач, заучивание исторического материала на память. Наиболее целесообразным является работа с учебником на уроке под руководством учителя, а также дома в процессе самостоятельной работы с целью закрепления и расширения полученных на уроке истории знаний. При этом необходимо стремиться, чтобы учащиеся могли максимально освоить исторический материал на уроке, чтобы избежать перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания. Следует также помнить, что при работе на уроке с учебным пособием должна быть выработана установка на запоминание. В этом помогут задания по составлению плана или фиксация основных положений текста учебника в виде структурно-логической схемы – опорного конспекта.

В учебнике «Россия и мир» ч. 2 для учащихся 11-х классов соотношение всемирной и отечественной истории распределяется следующим образом: всеобщая история – 12 часов учебного времени, история России – 24 урока. Так как учебный материал курса в 11 классе в большей степени интегрирован, чем в предыдущей части курса «Россия и мир», то уроки, в темах которых история всемирная и отечественная переплетаются, составляют – 18 часов. С учетом 11 повторительно-обобщающих уроков курс «Россия и мир» новейшего периода истории составляет 65 уроков, кроме того, 3 урока тематическим планированием (см. Козленко С.И. Тематическое поурочное планирование курса «Россия и мир». Учебник: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В, Пономарев, В.А. Рогожкин. Россия и мир. Учебник для 10-11 кл. В 2-х частях. Ч 1. 11 кл., Новый учебник, 2002 – далее Тематическое планирование) отводятся под уроки повторения и обобщения, резерв. Так как программа для 10 и 11 классов рекомендует соотношение часов на изучение курса истории России и всеобщей истории как 3:1 или 4:1, то вторая часть учебника «Россия и мир» позволяет эффективно организовать учебный процесс по всемирной истории и истории России без потери учебного времени и объема исторического материала по отечественной истории. Кроме того, у учителя существует возможность при использовании данного курса увеличить количество уроков посвященных проблемам истории России. Особенностью данного курса истории второго концентра является обобщающий характер исторического материала, аналитический характер проблем цивилизационного развития мира и России. Поэтому данный курс дает возможность провести углубление на более высоком проблемно-теоретическом уровне исторического материала основной школы.

Другой особенностью данного курса является его обществоведческая направленность, что поможет учителю на уроках по курсу обществознания активно использовать учебный материал курса «Россия и мир» (в материале учебника представлены проблемы развития всех сфер общества: экономической, социальной, политической, духовной). В тоже время при проведении уроков истории возможно более активное привлечение знаний учащихся по темам курса обществознания.

В представленное пособие включены рекомендации по проведению уроков, вопросы и задания по повторению и изучению нового исторического материала, план урока, перечень основных понятий и дат, которые необходимо освоить учащимся, а также приемы и средства изучения нового материала. Выбор приемов и средств, которые необходимо использовать на уроке, определяется уровнем подготовки учащихся и теми образовательными задачами, которые учитель считает важнейшими. Методическое пособие включает таблицы и схемы, позволяющие наглядно представить процессы и события по истории зарубежных стран и отечественной истории XX столетия, выявить общее и особенное в их развитии, систематизировать и обобщить исторические факты, процессы и события.

Целесообразно организовать совместную работу с таблицами на уроке, когда заполнение данными в таблице проводится в ходе обсуждения учебного материала темы или в процессе самостоятельной работы учащихся на уроке или дома с последующей проверкой и обсуждением выполненной работы. За основу данных таблиц взят исторический материал текста учебника. Дополнительный материал в методическом пособии по истории дается в виде познавательных заданий. Целью данного подхода является стремление расширить знания и представления старшеклассников по всемирной и отечественной истории, развить интерес к изучаемому предмету. Такая форма подачи исторического материала является одним из наиболее продуктивным вариантом организации познавательной деятельности школьников на уроках истории. Вопросы и задания проблемного характера ориентированы на то, чтобы учащиеся не только лучше запомнили факты, имена, даты, но и сознательно, осмысленно воспринимали материал, научились анализировать события прошлого и настоящего. При использовании на уроке заданий необходимо учитывать индивидуальные интересы и возможности школьников.

В качестве закрепления нового материала, итоговой проверки знаний учащихся в конце главы приведены тестовые задания. Несмотря на то, что тестирование по истории не может заменить все многообразие приемов и форм контроля знаний учащихся, они призваны помочь учителю выполнить обучающие и корректирующие функции, провести итоговый контроль и выявить усвоение школьниками важнейших исторических понятий, дат и фактов. Тесты привязаны к конкретному историческому материалу параграфов данного учебного пособия. При этом учитель, исходя из собственного опыта и уровня подготовки учащихся, может воспользоваться другими сборниками тестовых заданий по истории.

Урок №1. Вводный урок. Содержание и особенности изучения

новейшей истории Отечества в мировом общественном

развитии.

Урок посвящен ознакомлению старшеклассников с содержанием, структурой курса «Россия и мир» по новейшей истории Отечества и зарубежных стран, требованиям к подготовленности учащихся по успешному изучению курса всемирной и отечественной истории в 11 классе. Для реализации целей, поставленных на вводном уроке, рекомендуется:

  • показать структуру учебника Россия и мир (Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А., ч. 2, 11 кл., М., Издательский дом «Новый учебник», 2002 – далее Учебник) и правила работы учащихся с ним;

  • познакомить учащихся с особенностями изучения истории в курсе «Россия и мир» в 11 классе, отметив принципы и подходы, положенные в процесс изучения данного курса;

  • рассказать учащимся о содержании истории в старших классах, подчеркнуть преобладание теоретического характера работы с историческим материалом, его проблемный и мировоззренческий характер;

  • обратить внимание старшеклассников на необходимые требования их подготовленности по успешному изучению курса «Россия и мир» в 11 классе, которые призваны помочь старшеклассникам разбираться в имеющихся противоречиях современной истории;

  • на основе учебника ознакомить школьников со структурой курса новейшей истории Отечества и всемирной истории, с основными этапами мирового общественного развития в XX веке;

  • охарактеризовать основные итоги мировой истории и России к концу XIX века.

Основные понятия: новейшая история,модернизация, социокультурный процесс, глобальность, политизированное общество, тенденции мирового общественного развития.

Основные даты: XX- начало XXI века – новейшая история.

Рекомендации по проведению урока.

Все пункты плана урока целесообразно раскрыть, используя материал текста учебника «Введение» (О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин. Россия и мир. Учебник для 10-11 кл. в 2-х частях. Ч. 2. 11 кл. М., «Новый учебник», 2002).

Вопросы плана урока
Приемы, средства и содержание обучения

1. Содержание и особенности изучения истории в 11 классе.

 Рассказ учителя. Самостоятельная работа с текстом учебника «Введение» (стр. 3-4), с последующим обсуждением вопросов содержания новейшей истории и ее особенностей по сравнению с предыдущими периодами всемирной истории.

В ходе рассказа учителя и самостоятельной работы старшеклассников с текстом учебника «Введение» обращаем внимание на следующие особенности и содержание курса «Россия и мир» в 11 классе:

  1. Особенностью содержания данного курса является отражение основных этапов, процессов, событий как истории Отечества, так и зарубежных стран.

  2. Основной целью такого подхода изучения истории становится целостное представление для старшеклассников основных тенденций мирового общественного развития в XX веке.

Обращаем внимание учащихся по вспоминанию сущности понятия «тенденции мирового общественного развития» известного им по предыдущему курсу всемирной истории. Данное понятие представлено в тексте как «вектор мирового общественного развития» в XX веке – страшные трагедии и потери и в то же время огромные достижения человечества (см. стр. 4). При этом уместно подчеркнуть, что современное состояние человеческой цивилизации является следствием реализации исторических направлений мирового общественного развития предшествовавших столетий.

  1. Составной частью всемирной истории новейшего периода является история Отечества, которая в большей степени переплетены, по сравнению с предыдущими периодами всемирной истории.

  2. Напоминаем, как и в предыдущем курсе «Россия и мир» 10 класса, остается обобщенный и аналитический характер исторического материала и в 11 классе, который предполагает, опираясь на уже известные исторические факты, выявлять причинно-следственные связи, то есть взаимосвязь исторических событий, их повторяемость, закономерность процессов и явлений человеческой истории.

  3. Обращаем внимание на сущность понятия модернизация в тексте введения.

  • Вспомните, какие процессы в курсе «Россия и мир» 10 класса характеризовались как модернизация? Приведите примеры.

  • Какие изменения в истории России можно назвать модернизацией? Почему?

  • Что свидетельствовало о том, что Россия во второй половине XIX века вступила на путь модернизации? Какие причины привели к необходимости модернизации в этот период?

История человечества, наполненная важными событиями, протекала медленно и плавно. Возникали и исчезали империи, государства и народы сотрясали войны и восстания, строились храмы и города, но в целом жизнь многих поколений людей была стабильна и непротиворечива, изменения проходили почти незаметно, в процессе смены многих поколений. На исходе новой истории ситуация в мире кардинально изменилась. Неторопливый ход истории сменился стремительным бегом. Не случайно историки сравнивают новейшее время со скачущим конем. Конь истории вздыбился, перешел на бешеный галоп, неожиданно меняя направления и увлекая с собой невольных путешественников. В этом состоит первая особенность новейшей истории.

Новейшее время является одним из наиболее насыщенных событиями периодов мировой истории. Это связано с усилением влияния на отдельные страны экономических, политияческих и социальных процессов мирового развития. Мир в XX веке развивается все больше как единая цивилизация. В стремительный вихрь преобразований, рожденной европейской индустриальной цивилизацией неминуемо вовлекались страны и народы мира. Стремление перенять качества передовых держав привело к процессу, который получил название модернизация, то есть освоение и практическое применение страны (или группы стран) передового экономического, социально-политического и др. опыта наиболее развитых стран. Мир к концу XX века стал взаимозависимым. На рубеже XX-XXI вв. вектор развития привел к формированию новой цивилизации – информационного общества. Это ставит перед многими странами, как и в начале XX века, задачу новой модернизации, что обостряет противоречия, вызванные неравноправным миропорядком.

2. Структура курса «Россия и мир» периода новейшей истории.

 Ознакомление учащихся со структурой курса «Россия и мир» в 11 классе. Использование материала «Введения» и оглавления учебника (стр. 346-352).

Беседа с учащимися о хронологических рамках и основном содержании периодов всемирной и отечественной истории с использованием оглавления учебника и хронологической таблицы «Основные события Всемирной истории».

  • Почему взаимосвязь истории России в XX веке с событиями мировой истории в большей мере переплетены, чем в предыдущие периоды мирового общественного развития?

  • Используя хронологическую таблицу и оглавление учебника покажите эту тесную взаимосвязь.

Использование оглавления учебника дает возможность перейти к ознакомлению учащихся с его структурой. Обращаем внимание на принцип знакомства с историей всемирной и отечественной, где история Россия рассматривается не только как составная часть всемирной, но ее изучение построено на сравнительном анализе процессов, событий мировой истории. Название глав и параграфов даст возможность в процессе беседы учащимся самостоятельно определить основное содержание периодов мировой и отечественной новейшей истории.

Сравнительная характеристика по таблице «Основные события всемирной истории» поможет выявить хронологические рамки основных периодов и место истории России во всемирном историческом процессе.

3. Характеристика учебника, правила работы с ним.

 Обращаем внимание старшеклассников на примере §1 как работать с данным учебником – выделение понятий в тексте курсивом, словарь терминов в конце учебника, к которому следует обращаться учащимся, чтобы вспомнить или узнать значение того или иного термина. В конце каждого параграфа подводится основной итог, рассмотренных исторических событий. Вопросы и задания помогут школьникам проверить свои знания темы и нацеливают их на анализ исторических событий, выявление причинно-следственных связей. Такую же цель преследуют вопросы и задания к главам. Их можно использовать в процессе повторительно-обобщающих уроков и на их основе проводить семинарские занятия.

Знакомство учащихся со списком исторической литературы для дополнительного чтения и набором прекрасно выполненных исторических карт завершают знакомство с учебником «Россия и мир». Помещенный в учебнике список литературы для дополнительного чтения, целесообразно в дальнейшем использовать для подготовки школьниками сообщений, написания докладов и рефератов, а также для ознакомления к семинарским занятиям.

4. Основные итоги истории России и мира в XIX веке.

 Более подробный анализ итогов истории России и мира в XIX веке рассматривается на следующем уроке («Новые тенденции в развитии общества»). Поэтому целесообразно на уроке воспользоваться для предварительного повторения заданием: «Сравните западное общество и Россию в конце XIX века по следующим признакам: политический строй, основные идейные течения, социальный состав, развитие экономики», которое завершало курс «Россия и мир» в 10 классе. Обсуждение задания поможет учащимся вспомнить основные итоги развития России и стран Запада в конце XIX века, выделив наиболее существенные этапы и события.

Тема 1: Россия и мир в начале XX века

Урок №2. Новые тенденции в развитии общества.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профильное обучение методические рекомендации (2)

    Методические рекомендации
    ПрофильноеобучениеМетодическиерекомендации по использованию учебников ... и общественной жизни. Для профильногообучения существенно, как соотносится такая ... самостоятельной работы учащихся для профильногообучения, одновременно следует заметить, ...
  2. Профильное обучение методические рекомендации (4)

    Методические рекомендации
    ПрофильноеобучениеМетодическиерекомендации по использованию учебников ... и общественной жизни. Для профильногообучения существенно, как соотносится такая ... самостоятельной работы учащихся для профильногообучения, одновременно следует заметить, ...
  3. Профильное обучение методические рекомендации по использованию учебника «геометрия»

    Методические рекомендации
    ПРОФИЛЬНОЕОБУЧЕНИЕМЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ по использованию учебника «ГЕОМЕТРИЯ» автор И.М. ... к основному, так и дополнительному материалу. Представленные методическиерекомендации полностью соответствует новым стандартам по ...
  4. Профильное обучение методические рекомендации (1)

    Методические рекомендации
    ПРОФИЛЬНОЕОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методическиерекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильноеобучение. Во втором концентре ...
  5. Профильное обучение методические рекомендации (3)

    Методические рекомендации
    ПРОФИЛЬНОЕОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методическиерекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильноеобучение. Во втором концентре ...

Другие похожие документы..