Главная > Учебно-методический комплекс
ИСТОРИЯ
КАЗАХСТАНА
Учебно-методический комплекс
по кредитной технологии обучения.
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Учебно-методический комплекс по
кредитной технологии обучения.
Актобе, 2009 – 189 стр.
Обсужден и рекомендован в печать
Ученым Советом
Актюбинского государственного
педагогического института
АБДУЛЛАЕВ НУРТАЗА АКИШАНОВИЧ
Рецензенты:
Мухлисов Н.К. д.и.н., профессор;
Муктар А. К. д.и.н., профессор.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------3 стр.
Лекция № 1. Предмет цели и задачи курса,
источники и материалы-----------------------------------------4 стр.
Лекция № 2. Эпоха бронзы
на территории Казахстана-------------------------------------15 стр.
Лекция № 3. Эпоха раннего железа на территории
Казахстана и степного пространства Евразии----------26 стр.
Лекция № 4.Тюркские государства Раннего
средневековья /VI- IX вв/--------------------------------------43 стр.
Лекция №5 Государства развитого
средневековья /IX - XIII вв./----------------------------------59 стр.
Лекция № 6 Культура средневековых государств
Казахстана /VI-XIII вв./---------------------------------------80 стр.
Лекция № 7 Казахстан в период монгольских
завоеваний---------------------------------------------------------97 стр.
Лекция № 8 Образование казахского
ханства и этноса------------------------------------------------112 стр.
Лекция № 9 Социально-экономические
отношения в Казахском ханстве
в XVII-XVIII вв. Культура----------------------------------129 стр.
Лекция № 10. Периодколонизации иприсоединения
Казахстана к России-------------------------------------------148 стр.
Лекция№11. Национально-освободительное
движение XVIII-XIX вв.--------------------------------------169 стр.
Лекция № 12. Казахстан во второй половине
XIX - начале XX века----------------------------------------202 стр.
Лекция № 13. Установление Советской власти-------225 стр.
Лекция № 14. Установление системы единовластия
в стране (20-30-е гг.). Индустриализация
и коллективизация-------------------------------------------249 стр.
Лекция № 15. Казахстан в годы второй мировой
войны и послевоенный период (40-70-е гг.)-----------271 стр.
Лекция № 16. Социально-экономическое и политическое
положение Казахстана в 70-80 гг. ХХ вв.--------------294 стр.
Лекция № 17. На путях Независимости
(1991-2005 гг.)--------------------------------------------------317 стр.
Краткая тематическая хронология курса-------------341 стр.
ВВЕДЕНИЕ.
История Отечества вызывала и будет вызывать интерес у широкой публики, гражданского общества Казахстана. В связи с переходом на новую кредитную технологию обучения, появилась необходимость в создании новой формы типового учебника для студентов, целью которого является краткий обзор истории Казахского народа с древнейших времен до современности.
Основной задачей данного учебного пособия является:
- изучение основных этапов возникновения и развития казахского этноса;
- осмысление культурно-исторических процессов формирования хозяйственного типа, народных традиций, политических образований на территории Казахстана;
- осмысления места и роли исторических событий и процессов в контексте мировой истории.
Изучение истории Казахстана дается в хронологической последовательности. Авторы данного учебника предлагают пересмотреть некоторые вопросы периодизации Истории Казахстана, сохранить четырёх членную периодизация в следующей последовательности:
- история древнего мира;
- средние века; данный период включаеттри этапа: период тюркского каганата VI-IX вв., период распада каганата IX-XIII вв. и монгольский период XIII-XV вв.
- новое время начать с истории образования Казахского ханства 1465 гг. В прежней советской периодизации «Новое время» начинается с периода колонизации и потери Казахстаном независимости. Данный этап включает следующие периоды: образование казахского ханства XV-XVIII вв., период колониализма XIX-XX вв., советский период в истории Казахстана 1917 – 1991 гг.
-новейшую историю начать с периода обретения независимости Республики Казахстан т.е. с 1991 гг.
Данная периодизация, на наш взгляд, способствовала бы систематизации накопленных исторических фактов и соответствовала современным требованиям изучения отечественной истории, а также переосмыслению исторических событий, ограничила бы господство формационного подхода и колониального духа в прежней трактовке периодов истории Казахстана.
Над разработкой данного проекта работали: д.и.н., профессор Абдуллаев Н.А., д.э.н., профессор Нурышев Г.Ж., преподаватели кафедры истории Казахстана АкГПИ Ерниязов Д.К., Кожахметова Г.К., Есеналина Ж.С.
Лекция № 1. Предмет и задачи курса история Казахстана.
ВОПРОСЫ | ||
1 | Предмет, цели и задачи курса истории Казахстана, источники и материалы. | |
2 | Историография Казахстана. | |
3 | Период каменного века на территории Казахстана, процессы: антропогенеза, социогенеза и техногенеза. |
Литература:
Авторы, сборники. | Рекомендуемая литература |
Алпысбаев ХА | «Памятники нижнего палеолита Южного Казахстана» А-А 1979 гг. |
Байпаков КМ, Таймагамбетов ЖК, Жумаганбетов Т | «Археология Казахстана» А-А 1993 гг. |
Медоев А.Г. | «Геохронология палеолита Казахстана» А-А 1982 гг. |
АН Институт истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова. | История Казахстана. Том 1. А – 1996 гг. История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. Том 1. А-А 1977гг. История Казахской ССР в 2-х томах. Том 1. А-А 1963 гг. История Казахстана (очерки) А- 1993 гг. |
сборники | «Археологические исследования в Казахстане» А-А 1973 гг. «Культура древних скотоводов и земледельцев Казахстана» А-А 1969 гг. Тезисы докладов Всесоюзной археологической конференции «Задачи советской археологии в свете решений ХХVII съезда КПСС» М-1987 гг. |
Новые слова:
археология | наука, изучающая историческое прошлое человечество по вещественным историческим источникам |
этнография | наука изучающая обычаи, традиции обряды и культуру различных народов |
антропология | наука, которая изучает строение тела человека, его возникновение и наследственность; |
антропогенез | процесс эволюционного развития человека. |
ашель | Ранний палеолит, датируется 700-150 тыс.(120 тыс.) лет до н.э. |
бифас | Орудия обработанные с обеих сторон камня. Относятся к первому этапу раннего палеолита. |
керамика | обожжённая на кострах прочная глиняная посуда |
микролиты | миниатюрные каменные пластины, которые служили вкладышами составных орудий труда. Например, к ним относятся каменные наконечники стрел. |
мустье | последний этап раннего палеолит, датируется с 150 тыс. (120 тыс.) по 35-30 тыс. лет д. н.э. |
нуклеус | ядро камня |
обмен | натуральный обмен, появился в период неолита. Долгое время заменял торговлю. |
отжимная ретушь | отдавливание тонких осколков камня с помощью специальных пластин. |
присваивающее хозяйство | охота, рыболовство, собирательство. Первобытная форма хозяйство периода палеолита и мезолита. |
производящее хозяйство | земледелие, скотоводство, ремесло. Самые ранние формы хозяйства возникшие в период неолита. |
ретушь | обработка камня рядом мелких ударов. |
социогенез | процесс развития общественных отношений. |
техногенез | эволюция развития орудий труда, охоты. |
чоппер | грубое рубящее орудие, обработанное с одной стороны |
чопплинг | грубое рубящее орудие, обработанное с двух сторон |
Предмет цели и задачи курса истории Казахстана, источники и материалы.
Задачи предмета истории Казахстана:
1. Гносеологическая задача – знание о прошлом Отечества.
2. Аксеологическая задача - чувство сопричастности к истории.
3. Праксеологическая – вырабатывает способности самостоятельного анализа и оценки
исторических событий.
Периодизация и источники по истории Казахстана.
№ | Периодизация | Источники |
1 | История древнего мира. | |
1. каменный век. | Материалы археологических экспедиций. | |
2. бронзовый век. | «Авеста» - религиозный гимн зороастрийцев. | |
3. раннежелезный век. | Дари-1 «Бехистунская надпись» 522-424 г. д.н.э. Геродот «История» 430-424 г. д.н.э. Страбон «География» 64 г.д.н.э.-24 г. н.э. Птоломей 90- 160 гг. Чжань Цянь 2 в.д.э. Сыма Цянь «Ши цзи» (исторические записки) 145 – 86 г. д.н.э. Бань Гу «Цянь Ханьшу», «Цянь Таньшу» 1 в. н.э. | |
II | Средние века. VI – XVIII вв. | |
1. раннее средневековье. Тюркский период. | Йолыг-тегин оставил руническую надпись в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина. VIII вв. Ибн аль-Факих X вв. | |
2. развитое средневековье. Эпоха кочевых государств. | Марко Поло XIII вв. Плано Карпини, Гильем Рубрук – европейские дипломаты и путешественники. | |
3. позднее средневековье. Казахское государство. | Мухаммед Хайдар Дулати «Тарихи Рашиди». 1500-1551 гг. Ибн Рузбихан «Записки Бухарского гостя» XVI вв. Кадыргали Бек Жалаири «Сборник летописей» XVII вв. Дженкинсон XVI вв. | |
III | Новая история. 1732 – 1917 гг. | |
1. присоединение к России. | Материалы экспедиции Российской Академии наук под руководством П.С. Палласа (1768-1774) гг. Н.Я. Бичурин (отец Йакинф) 1777-1853 гг. А.И. Левшин «Описание киргиз-кайсацких орд и степей» 1799-1879 гг. | |
2. колонизация. | Вельяминов –Зернов «Исторические сведения о киргиз- кайсаках» 1830-1904 гг. Бартольд В.В. «Очерки истории семиречья». 1869 – 1930 гг. Валиханов Ч.Ч. «Абылай», «Киргизская родословная» и др. 1835-1865 гг. Букейханов А. «Формы национального движения в национальных государствах». 1866 – 1937 гг. | |
3. | проникновение капитализма. | «Землепользование в киргизской степи» Экспедиция Щербины. |
IV | Новейшая история. 1917 ……. | |
1 | Борьба за установление советской власти. | |
2 | Построение социализма. | |
3 | Период «Развитого социализма». | |
4 | Период независимости. |
Отраслевая структура исторической науки и вспомогательные исторические дисциплины (краткий перечень).
№ | Предмет | Решаемые задачи |
1. | Археология | Исследует материальные памятники истории. |
2 | Нумизматика | Исследует монеты древних государств. |
3 | Метрология | Исследует метрические системы прошлого. |
4 | Этнография | Исследует культуру, традиции и обряды народов, этносов, народностей. |
5 | Историография | Исследует историю исторической науки. |
6 | Историческая ономастика | Раздел изучающий имена собственные |
Похожие документы:
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Учебно-методический комплекс для кредитной технологии обучения
Учебно-методический комплексИСТОРИЯКАЗАХСТАНАУчебно-методическийкомплекс для кредитнойтехнологииобучения. УДК 94 (574) ББК 63.3 (рус) К 18. ИСТОРИЯКАЗАХСТАНАУчебно-методическийкомплекс для кредитнойтехнологииобучения. Актобе, 2005 ...Учебно-методический комплекс (150)
Учебно-методический комплекс... проф. Рубинштейн Е.Б. Учебно-методическийкомплекспо дисциплине «ИсторияКазахстана» для неисторических специальностей форма обучения – дневная, заочная ... . Изучение данного предмета по правилам кредитнойтехнологии завершается экзаменом, оценка ...Учебно-методический комплекс (273)
Учебно-методический комплекс... проф. Рубинштейн Е.Б. Учебно-методическийкомплекспо дисциплине «ИсторияКазахстана» для неисторических специальностей форма обучения – дневная, заочная ... . Изучение данного предмета по правилам кредитнойтехнологии завершается экзаменом, оценка ...Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Отечественная история» Омск 2009
Учебно-методический комплекс... учебно-методическийкомплекспоучебной дисциплине «Отечественная история» Омск 2009 Ворожко, Ю.В. Учебно – методическийкомплекспоучебной дисциплине «Отечественная история» ... в кредитных учреждениях. ... Железнодорожники Казахстана и ... новой технологией. ...Учебно-методический комплекс по дисциплине «компьютеризация в бухгалтерском учете»
Учебно-методический комплекс... Астана-2010 Учебно-методическийкомплекспо дисциплине «Компьютерные технологии в бухгалтерском ... интерактивных методов обучения с приведением ... истории изменений, просмотреть историю ... для Казахстана позволяет ... , другими кредитными институтами); ставки ...