Главная > Статья


Постатейный комментарий к Федеральному закону ";О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

Глава I. Общие положения

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования

В комментируемой статье определяется система источников права, которыми регулируются отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Законодатель выделяет два уровня нормативно-правового регулирования таких отношений: ";внутренние";, российские нормативно-правовые акты и ";внешние";, международно-правовые акты.

Система внутригосударственных источников, регулирующих отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, формируется на трех уровнях - федеральном, региональном (уровне субъекта Российской Федерации) и местном (муниципальном).

Существующая на данный момент трехуровневая система ";внутригосударственных"; источников образовательного права сформировалась сравнительно недавно - с 1 января 2006 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2002 N 199-ФЗ ";О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий";. Действовавшая до этого редакция ст. 1 комментируемого Закона (в ред. ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ) предполагала возможность нормативно-правового регулирования отношений в области высшего и послевузовского образования только на федеральном уровне.

Федеральные источники образовательного права, регулирующие отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, представлены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными актами.

На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере высшего и послевузовского образования представлена:

1. Конституцией РФ;

2. Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ ";О высшем и послевузовском профессиональном образовании";;

3. Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 ";Об образовании";;

4. иными ";профильными"; федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования;

5. ";непрофильными"; законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

1. Конституция РФ*(1).

Статья 43 Конституции РФ целиком посвящена образованию. В ней закрепляется право каждого на образование. Применительно к высшему образованию данная норма конкретизируется следующим образом: ";Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии";. При этом Российская Федерация ";устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования";.

Наряду со ст. 43, отдельные положения, регулирующие отношения в области высшего и послевузовского образования, содержатся и в других статьях Основного закона Российской Федерации: так, в ст. 72 (п. 1) общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; в ст. 114 устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования.

2. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ ";О высшем и послевузовском профессиональном образовании";*(2).

Принятый через четыре года после появления ";базового"; закона - Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 ";Об образовании";, - комментируемый Закон развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона РФ ";Об образовании"; применительно к сфере высшего и послевузовского образования.

В комментируемый Закон неоднократно вносились изменения и дополнения*(3):

в 2000 г. - два раза (ФЗ от 10.07.2000 N 92-ФЗ; от 07.08.2000 N 122-ФЗ);

в 2002 г. - один раз (ФЗ от 25.06.2002 N 71-ФЗ);

в 2003 г. - три раза (ФЗ от 10.01.2003 N 11-ФЗ, от 05.04.2003 N 41-ФЗ; от 07.07.2003 N 119-ФЗ);

в 2004 г. - один раз (ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ);

в 2005 г. - два раза (ФЗ от 21.04.2005 N 35-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ);

в 2006 г. - пять раз (ФЗ от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 18.07.2006 N 113-ФЗ, от 16.10.2006 N 161-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ).

Действие ряда норм комментируемого Закона в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета, неоднократно приостанавливалось федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год (например, ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ).

ФЗ ";О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучением в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т.д. Нормами комментируемого Закона регламентируются:

система высшего и послевузовского образования и управление этой системой;

статус субъектов учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского образования;

экономика системы высшего и послевузовского образования;

международная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заведений.

3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 ";Об образовании";*(4).

Закон РФ ";Об образовании"; регулирует систему общественных отношений в области образования, под которым законодатель понимает ";целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)";*(5).

В Законе РФ ";Об образовании"; регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации, а также содержатся нормы, непосредственно касающиеся высшего и послевузовского образовании (например, ст.ст. 24, 25).

4. Иные ";профильные"; федеральные законы.

Среди актов российского законодательства, регулирующих отношения в сфере высшего и послевузовского образования, наряду с комментируемым Законом и Законом РФ ";Об образовании";, могут находиться и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования. Например: ФЗ от 10.04.2000 N 51-ФЗ ";Об утверждении Федеральной программы развития образования";*(6), от 12.07.1995 N 100-ФЗ ";Об исключительном праве на поступление в учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования выпускников школ, пострадавших от землетрясения в Охинском районе Сахалинской области";*(7).

5. ";Непрофильные"; законы, содержащие правовые нормы, которыми регулируются отношения в сфере высшего и послевузовского образования.

Эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере высшего и послевузовского образования. Большое количество таких законов, их ";разнокалиберность"; (в одних законах содержится одна-две статьи по образовательной проблематике, в других - целые главы), частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в ";профильных"; законах об образовании, - эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере образования.

Многочисленные ";непрофильные"; законы можно объединить, с известной долей условности, в следующие группы:

а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации высшего и послевузовского образования в Российской Федерации (например, Закон РСФСР от 25.10.1991 N 1807-1 ";О языках народов Российской Федерации";*(8); ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ ";О свободе совести и о религиозных объединениях";*(9); ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ ";О науке и государственной научно-технической политике";*(10); ФЗ от 17.06.1996 N 74-ФЗ ";О национально-культурной автономии";*(11); ФЗ от 24.05.1999 N 99-ФЗ ";О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом";*(12));

б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования (например, гигиеническое воспитание и обучение - ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ ";О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";*(13); военное образование и военная подготовка - ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ ";О статусе военнослужащих";*(14), ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ ";О воинской обязанности и военной службе";*(15), ФЗ от 06.02.1997 N 27-ФЗ ";О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации";*(16); экологическое образование - ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ ";Об охране окружающей среды";*(17); спортивная подготовка - ФЗ от 29.04.1999 N 80-ФЗ ";О физической культуре и спорте в Российской Федерации";*(18); религиозное образование - ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ ";О свободе совести и о религиозных объединениях";*(19); обучение и профессиональная подготовка по охране труда - ФЗ от 17.07.1999 N 181-ФЗ ";Об основах охраны труда в Российской Федерации";*(20); профессиональное образование осужденных к лишению свободы - Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ*(21); подготовка кадров для таможенных органов - ФЗ от 21.07.1997 N 114-ФЗ ";О службе в таможенных органах Российской Федерации";*(22) и др.);

в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений (например, Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 ";О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";*(23), ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ ";О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";*(24), ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ ";О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";*(25), ФЗ от 25.07.2002 N 113-ФЗ ";Об альтернативной гражданской службе";*(26) и др.);

г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения участников образовательных правоотношений (например, ФЗ от 07.08.2000 N 122-ФЗ ";О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации";*(27), Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ*(28));

д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования (например, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ ";Об автономных учреждениях";*(29) и др.).

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие на федеральном уровне отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

1. Указы Президента РФ, среди которых в свою очередь можно выделить:

а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования (например, Указы Президента РФ от 11.07.1991 N 1 ";О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР";*(30), от 12.04.1993 N 443 ";О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования";*(31), от 27.03.1996 N 424 ";О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений РФ";*(32), от 06.04.2006 N 15 ";О мерах государственной поддержки талантливой молодежи";*(33));

б) указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики высшего и послевузовского профессионального образования (например, основы организации государственного управления системой высшего и послевузовского профессионального образования закреплены в Указах Президента РФ от 09.03.2004 N 314 ";О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти";*(34) и от 20.05.2004 N 649 ";Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти";*(35)).

2. Постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию высшего и послевузовского профессионального образования (например, постановления Правительства РФ от 29.03.2002 N 194 ";Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий";*(36), от 05.04.2001 N 264 ";Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации";*(37)), либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования (например, Постановления Правительства РФ от 13.09.1994 N 1047 ";Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти";*(38), от 27.07.2001 N 564 ";О федеральной целевой программе ";Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года";*(39)).

3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам высшего и послевузовского профессионального образования.

Этот многочисленный и разнообразный массив источников образовательного права можно условно объединить в следующие группы:

1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (ранее - Министерства образования РФ) (например, приказ Минобрнауки России от 03.07.2006 N 177 ";Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации";*(40), приказ Минобразования России от 25.03.2003 N 1154 ";Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования";*(41), от 13.05.2002 N 1725 ";Об утверждении условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки";*(42));

2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе:

а) ";профильные";, то есть принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере высшего и послевузовского профессионального образования (например, приказ МВД России от 07.08.2003 N 610 ";Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации";*(43), приказ Минздрава России от 17.02.1993 г. N 23 ";Об утверждении Положения о клинической ординатуре";*(44), приказ Министерства обороны РФ от 12.03.2003 N 80 ";Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации";*(45));

б) ";непрофильные";, в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой высшего и послевузовского профессионального образования (например, приказ Минздрава России от 26.07.2000 N 284 ";О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах";*(46), приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 N 575 ";О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации";*(47)).

Региональные источники образовательного права, регулирующие отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, принимаются соответствующими государственными органами субъектов Российской Федерации в рамках компетенции, установленной для субъектов Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования. Эти источники, как и федеральные источники образовательного права, представлены законодательными актами (законами субъектов Российской Федерации) и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными актами.

Законодательные акты, принимаемые на уровне субъекта Российской Федерации, могут приниматься по общим вопросам организации системы образования в регионе.

Ряд субъектов Российской Федерации на основе федерального закона об образовании разработал свои общие законы об образовании, предмет регулирования которых во многом совпадает с предметом регулирования Закона Российской Федерации ";Об образовании"; (см., например, Закон Московской области от 27.07.2006 N 136/2006-ОЗ ";Об образовании";*(48)). В региональных законах об образовании устанавливаются общие начала правого регулирования деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования на территории данного субъекта Российской Федерации, определяется порядок их взаимодействия с различными элементами системы образования в регионе, распределение компетенции по регулированию отношений в сфере образования (включая высшее профессиональное образование) между государственными органами субъекта Российской Федерации.

Вопросы высшего и послевузовского профессионального образования могут содержаться и в принимаемых в форме закона региональных целевых программах развития образования (например, Закон Алтайского края от 12.09.2006 N 89-ЗС ";Об утверждении краевой целевой программы ";Развитие образования в Алтайском крае"; на 2006-2010 годы";*(49)), в законодательных актах, разграничивающих компетенцию региональных органов государственной власти в области образования (например, Закон Санкт-Петербурга от 31.01.2006 N 12-5 ";О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга ";О разграничении компетенции Законодательного собрания Санкт-Петербурга и Администрации Санкт-Петербурга в области образования";*(50)) и т.д.

Региональные законы могут приниматься также по отдельным организационным, социальным, экономическим и финансовым вопросам деятельности образовательных учреждений (в том числе высшего профессионального) в данном субъекте Российской Федерации. В ряде случаев такие региональные законы ";компенсируют"; недостатки федеральных законодательных актов, восполняют пробелы федерального образовательного права. Многие региональные законодательные акты устанавливают формы социальной поддержки, дополнительные социальные и иные льготы участникам образовательных отношений (студентам, профессорско-преподавательскому составу и т.д.): Закон Ставропольского края от 20.06.2006 N 38-КЗ ";О стипендиальном обеспечении студентов и учащихся государственных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении Ставропольского края";*(51), Закон Томской области от 07.06.2006 N 118-ОЗ ";О социальной поддержке учащихся и студентов, обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на территории Томской области, по оплате проезда";*(52), Закон Пермской области от 01.09.2006 N 14-КЗ ";Об именных стипендиях Пермского края для аспирантов, докторантов, научных сотрудников, соискателей ученых степеней Пермского научного центра Уральской отделения Российской академии наук и государственных образовательных учреждений (и их филиалов) высшего профессионального образования Пермского края";*(53), Закон Республики Коми от 04.07.2006 N 52-РЗ ";О мерах социальной поддержки талантливых студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования";*(54).

Подзаконные акты, принимаемые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации развивают и дополняют положения соответствующих региональных законов. В ряде случаев органы исполнительной власти осуществляют нормативную функцию в силу непосредственного предписания, содержащегося в региональном законе. Но при этом в любом случае они могут принимать нормативные правовые акты в соответствии с закрепленными за ними полномочиями и в соответствии с установленным распределением полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации по регулированию отношений в области образования.

Региональные подзаконные акты могут быть посвящены регулированию общих вопросов образования или деятельности различных типов образовательных учреждений (например, постановление правительства Хабаровского края от 19.06.2006 N 93-пр ";Об утверждении Положения о Министерстве образования Хабаровского края";*(55), постановление правительства Ульяновской области от 17.04.2006 N 7/73 ";Об утверждении Положения по оплате труда работников государственных образовательных учреждений Ульяновской области";*(56) и др.). Принимаются и подзаконные нормативные акты, посвященные проблематике исключительно высшего и послевузовского образования (например, постановление правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 304 ";Об основных мероприятиях по развитию высшей школы Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы";*(57), постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.03.2006 N 113-А ";О мерах по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием в Ямало-Ненецком автономном округе в 2006 году";*(58), постановление правительства Самарской области от 29.09.2006 N 124 ";Об учреждении денежных выплат работникам учреждений высшего профессионального образования и научных организаций Самарской области";*(59)).

Как и в случае с региональными законами, большое количество региональных нормативных правовых актов подзаконного характера принимаются по вопросам социальной поддержки, предоставления социальных и иных льгот участникам образовательных отношений (например, постановление правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23.03.2006 N 74-ПП ";О льготном приеме в учреждения высшего профессионального образования Кабардино-Балкарской Республики";*(60), постановление главы администрации Краснодарского края от 26.09.2006 N 846 ";О присуждении грантов Администрации Краснодарского края студентам очной формы обучения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, действующих на территории Краснодарского края";*(61), постановление администрации Липецкой области от 18.05.2006 N 71 ";Об утверждении Порядка оказания финансовой помощи студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся на контрактной основе, из малоимущих семей";*(62), постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.04.2006 N 84-п ";О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";*(63) и др.).

Муниципальное образовательное право представляет систему нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и в рамках полномочий муниципальной власти в области образования. Муниципальные акты, регулирующие отношения в сфере высшего образования, немногочисленны. Они принимаются чаще всего в целях в целях предоставления дополнительной социальной поддержки и предоставления дополнительных льгот участникам образовательных отношений (например, постановление главы администрации г. Кузнецка от 17.03.2006 N 402 ";Об учреждении стипендии главы администрации города Кузнецка лицам, обучающимся в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования города Кузнецка";*(64), решение Грязинского районного Совета депутатов от 17.05.2006 N 236 ";О выплате муниципальных стипендий студентам, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждения высшего профессионального образования";*(65).

Характеризуя систему ";внутригосударственных"; источников нормативно-правового регулирования отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

1. Долгое время в массиве нормативных правовых актов, в том числе и по вопросам образования, были представлены такие правовые акты как письма, телеграммы и т.п. Их доля в общем объеме источников образовательного права была особенно велика в ";советский период";. В то время существовала практика направления инструктивных писем, нередко содержавших предписания нормативного характера.

Практика включения нормативных правовых предписаний в различного рода письма и телеграммы приводила к частым возникновениям случаев столкновения (коллизий) ";нормативных"; писем и законодательных актов, что в конечном счете приводило к дискредитации самого принципа законности.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. В этих Правилах устанавливается, что ";издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается";. Кроме того, содержится прямой запрет на издание нормативных правовых актов структурными подразделениями и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Нормативные правовые акты могут издаваться федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Письмами, телеграммами (телетайпограммами) могут оформляться: ответы на запросы, позиция руководства государственного органа, которая может комментировать (разъяснять) правовую норму, содержащуюся в нормативном правовом акте. Эти и иные подобные документы являются разъяснительными документами, отражающими точку зрения лица, их подписавшего.

Письма, телеграммы (телетайпограммы) могут выполнять информационную функцию. В особых случаях в целях оперативного доведения до сведения заинтересованных лиц положений законодательных актов либо иных нормативных правовых актов вышестоящих органов государственной власти информация об этих актах также может доводиться в виде писем, телеграмм (телетайпограмм).

Таким образом, письма, телеграммы и телетайпограммы, не будучи нормативными правовыми актами, не могут содержать общеобязательных предписаний.

2. Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 ";О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"; были уточнены полномочия федеральных органов исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, иными словами, по изданию ";на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц";.

Согласно п. 3 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 ";О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, является федеральное министерство (в нашем случае это Минобрнауки России). Федеральные службы и федеральные агентства не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. В пределах своей компетенции они могут издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности данной федеральной службы или федерального агентства (п. 4 и п. 5 Указа Президента РФ).

Порядок осуществления министерством функции по принятию нормативных правовых актов установлен в Положении о Минобрнауки России, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 280*(66). В нем перечислены (п. 5.2) те основные нормативные правовые акты, которые Минобрнауки России принимает самостоятельно:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 25 ДЕКАБРЯ 2008 Г № 273-ФЗ " О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ" (Постатейный)

    Закон
    ... . 6 Закона), особое внимание разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшегопрофессиональногообразования, вопросу о целесообразности реализации программ высшего и послевузовскогообразования ...
  2. Постатейный комментарий к федеральному закону " о полиции" от 7 февраля 2011 г n 3-фз

    Закон
    ... ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙЗАКОН О ПОЛИЦИИ Глава 1. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Назначение полиции Комментарий к статье 1 1. Термин "полиция" в комментируемом Законе употребляется ...
  3. Комментарий к федеральному закону " об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации"

    Документ
    ... субъекта Российской Федерации". Глава I. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯКомментарий к главе I Первая глава комментируемого Федеральногозакона устанавливает общиеположения организации органов государственной власти ...
  4. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г N 212-ФЗ " О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные

    Закон
    ... профессиональных заболеваний", Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Глава 1. Общиеположения ... Федеральныйзакон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовскомпрофессиональномобразовании"; Федеральныйзакон ...
  5. Комментарий к федеральному закону " о выборах депутатов государственной думы федерального собрания российской федерации"

    Закон
    ... Глава I. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального ... обучения см. Федеральныйзакон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовскомпрофессиональномобразовании" (с изм. ...

Другие похожие документы..