Главная > Конкурс


Информационный вестник

Управления образования

ВЫПУСК № 19 (29)

Май, 2011


Справочно-информационное издание

Управления образования

Администрации города Ижевска

Серия: из опыта работы

Инновационные процессы в образовании города Ижевска

Методический сборник лучших проектов

городского смотра – конкурса

«Образование без границ -2011»

Ижевск, 2011

Справочно-информационное издание

Управления образования

Администрации города Ижевска

Составители:

Блинова И.К., директор МУ «Муниципальный методический центр»

Мезрина Р.Я., методист МУ «Муниципальный методический центр»

Ответственный за выпуск: Е.П. Бельтюкова, начальник отдела документообеспечения и кадровой работы Управления образования Администрации города Ижевска

Материалы информационного сборника предназначены для практической деятельности административных и педагогических работников образовательных учреждений.

© Н.А. Кулемин

© Управление образования Администрации города Ижевска

Представленные материалы печатаются без редактирования

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ 4

«Модель тьюторского сопровождения в старшей профильной школе»

АМОУ Гуманитарный лицей 5

«Обогащенная образовательная среда – условие для развития индивидуальности обучающихся»

МОУ гимназия № 56 11

«Система управления инновационной образовательной деятельностью»

МОУ гимназия № 56 21

«Социализация и интеграция детей с нарушением слуха посредством реализации профильного образования»

МС(К)ОУ С(К)ОШ № 15 28

«Развитие когнитивно-коммуникативных умений педагогов посредством портфолио учащихся»

МОУ СОШ № 100 34

«Музейное партнерство – перспективная технология гражданско-патриотического воспитания»

ЦДТ Ленинского района 40

«Web-сайт: от диалога методиста и педагога к современному качеству образования»

МУ «Муниципальный методический центр» 49

«Школа культуротворчества»

МОУ СОШ № 57 58

«Формула социальной компетентности»

МОУ СОШ № 74 62

«На стороне подростка» (Родительское общественное объединение как форма взаимодействия школы и семьи)

МОУ Лицей № 41 71

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

В данном методическом сборнике представлены лучшие проекты смотра-конкурса. В материалах отражен позитивный педагогический опыт: инновационные проекты образовательных учреждений. Сборник адресован руководителям образовательных учреждений, педагогическим коллективам, родительской общественности и студентам педагогических колледжей и ВУЗов.

Городской смотр-конкурс инновационных социально-педагогических (образовательных) проектов «Инновационные процессы как механизм реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» в рамках выставки «Образование без границ - 2011» проходил с 21.03.2011 по 25.03.2011 г.г.

Цель смотра-конкурса - создание системы по реализации социально-педагогических проектов как выявление ценного опыта в условиях массового распространения инноваций

Всего было представлено 156 проектов образовательных учреждений города Ижевска по 7 номинациям:

  • «Информационные технологии в образовании»;

  • «Инновации в управлении и управление инновациями»;

  • «Инновационный поиск в воспитательных системах общего и дополнительного образования»;

  • «Инновационная деятельность учителя как условие профессионально-личностного развития»;

  • «Комфортная школьная среда»; «Здоровье, спорт, безопасность в образовательном учреждении»;

  • «Новые стандарты в образовании – обеспечение нового качества»;

  • «Система поддержки талантливых и одаренных детей, в том числе детей с ограниченными возможностями и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Все тексты даются в авторской редакции.

«Модель тьюторского сопровождения в старшей профильной школе»

АМОУ «Гуманитарный лицей»


Содержание

  1. Краткая аннотация проекта

  2. Информация об авторе и партнерах проекта

  3. Актуальность проекта

  4. Цели и задачи проекта

  5. Основное содержание проекта

  6. Ресурсы

  7. План реализации проекта и ожидаемые результаты

  8. Перспективы дальнейшего развития проекта

  1. Краткая аннотация проекта

Данный проект представляется актуальным в условиях повсеместной практики реализации «Концепции организации профильного обучения на старшей ступени общего образования» и в практике обсуждения новых образовательных стандартов для старшей школы. Ключевой идеей в двух этих документах является реализация принципа индивидуализации. Несмотря на возрастающий в педагогическом сообществе интерес к инновационному образованию, к идеям индивидуализации и открытости образования, в современной старшей профильной школе пока нет модели реализации этой идеи. Отсюда и крайнее неприятие проекта новых стандартов старшей школы большинством педагогов страны.

Выход - в изменении ситуации в образовательном и содержательном процессе старшей школы. Отчасти решение этой проблемы может быть реализовано введением новой (для отечественной системы образования) профессии «тьютор», которая была закреплена 26 августа 2010 года Приказом Минздравсоцразвития РФ № 761н в числе других групп должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования.

Данный проект направлен на решение вопроса: каковы модели и механизмы реализации принципа индивидуализации в предпрофильной и профильной школе. Целевой аудиторией проекта являются руководители и специалисты органов управления образования, методисты ИПК, ИРО, директора ОУ, заместители директоров, методисты школ с инновационной деятельностью, педагоги профильного направления, психологи, социальные педагоги.

Проект может быть реализован как на региональном, так и на федеральном уровне.

  1. Актуальность проекта

15 февраля 2011 года завершилось общественное обсуждение проекта нового стандарта старшей школы (10-11 классы). Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывается с 2005 года. Стандарт, по словам его авторов, ориентирован на потребности семьи, личности ребёнка, а также запросы общества и государства. Разработкой стандарта сделана попытка изменить ситуацию в школьном образовании. Ключевой темой в этом документе проходит идея реализации принципа индивидуализации. Но, несмотря на это, проект федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (стандарт старшей школы) вызвал негативную общественную и профессиональную реакцию. Главным образом, из-за отсутствия четко прописанных моделей и механизмов реализации принципа индивидуализации. Индивидуализация образовательного процесса в современной школе представляется нам важной и актуальной в связи с тем, что человек обладает не только общественной, социальной сущностью, но и индивидуальной, собственной сущностью. И именно эта индивидуальная сущность характеризует его как субъекта жизни и деятельности.

Методологические и концептуальные вопросы, а также общепедагогические аспекты индивидуализации образовательного процесса рассматривали в своих работах Ковалева Т.М., Прозументова Г.Н., Проскуровская И.А., Рыбалкина Н.В., Суханова Е.А., Тубельский А.Н., Фрумин И.Д., Щедровицкий П.Г., Эльконин Б. Д., Попов А.А. и ряд других исследователей. В некоторых из этих работ рассматриваются вопросы привязки принципа индивидуализации к старшей школе. Выделяя принципиальную культурную специфику юношеского возраста, они связывают ее с базовым возрастным процессом – поиском собственной идентичности. Таким образом, ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути). Выделяют несколько периодов юношеского возраста:

  • Первый период связан с постановкой жизненных целей;

  • Второй – с определением условий дальнейшего развития человека;

  • Третий – с выделением необходимых для этого ресурсов.

Старший школьный возраст главным образом связан с постановкой жизненных целей. К сожалению, современная школа организационно и содержательно мало соответствует задачам этого возрастного периода. Отсюда, по мнению Б.Д.Эльконина, и возникает проблема сдвига подросткового возраста до третьего курса ВУЗа. Школа и родители, сами того не желая, воспитывают учащихся, которые иногда успешно могут решать чужие задачи, но не умеют при этом ставить собственные жизненные цели. Все это находится в противоречии с идеями инициативы Президента Российской Федерации Д.А.Медведева «Наша новая школа». Школьное обучение, по его словам, должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Выход из этой проблемы - в изменении ситуации в образовательном и содержательном процессе старшей школы. Отчасти решение этой проблемы может быть реализовано введением в школу профессии «тьютор» или появлением у участников образовательного процесса «тьюторской компетенции».

Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Функциями тьютора (по материалам МИМ «Линк», г. Москва) являются:

  • проектировочная;

  • организационно-мотивационная;

  • информационно-консультационная;

  • аналитическая и рефлексивная.

С начала 1990-х годов практика тьюторства реализуется в ряде российских инновационных образовательных организаций (Школа культурной политики, Свободный университет «Эврика», томская школа «Эврика– развитие» и др.). С 1996 года в Томске ежегодно проводятся Всероссийские научно–практические тьюторские конференции, благодаря которым стала разрабатываться теория тьюторства и начали оформляться тьюторские региональные команды в Брянске, Ижевске, Кемерово, Красноярске, Междуреченске, Москве, Новосибирске и других городах России. 7 февраля 2007 года на XI тьюторской конференции в Томске была учреждена Межрегиональная тьюторская ассоциация (МТА). Президентом Ассоциации единогласно избрана Т.М. Ковалева, д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ (г. Москва).

В Удмуртии технология тьюторства стала внедряться благодаря инновационной деятельности Гуманитарного лицея г. Ижевска, - федеральной экспериментальной площадке, где команда тьюторов начала работать с 1997 года.

26-30 июня 2010 года в Ижевске, на базе Удмуртского Государственного Университета, состоялась экспертиза «Регионального тьюторского центра – Удмуртия» (РТЦ – Удмуртия), который стал первым сертифицированным центром МТА в России. В феврале 2011 года, по итогам отчетно-выборной конференции, в состав правления Межрегиональной тьюторской ассоциации вошли Черемных М.П. - вице-президент МТА и Митрошина Т.М. - директор РТЦ - Удмуртия.

3. Цели и задачи проекта

Цель - создание модели тьюторского сопровождения в старшей профильной школе (на основе организационных и содержательных изменений школы в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения).

Задачи:

  1. Анализ теоретического материала по данной проблематике;

  2. Описание практик реализации принципа индивидуализации в Удмуртской Республике (АМОУ Гуманитарный лицей, СОШ «Италмасовская школа–интернат для одаренных детей» Завьяловского района УР, ООО «Центр Семьи и Детства», МОУ ДОД «Центр детского творчества Устиновского района» г. Ижевска);

  3. Разработка моделей тьюторского сопровождения практик индивидуализации. Создание нормативно- правовой базы;

  4. Экспериментальная апробация моделей на других ОУ г. Ижевска и Удмуртской Республики;

  5. Представление результатов на ежегодной Российской научно – практической конференции «Антропопрактики: пространство антропного действия» в декабре 2011 года;

  6. Представление результатов в виде сборника «Тьюторство: модели и механизмы реализации принципа индивидуализации»;

  7. Продвижение идеологии тьюторства в ОУ г. Ижевска, Удмуртской Республики, Российской Федерации.

4. Основное содержание проекта

В старшей школе возможна реализация нескольких моделей тьюторского сопровождения профильного обучения:

  • Модель сопровождения индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ

  • Модель тьюторского сопровождения в отдельном профильном предмете

  • Модель тьюторского сопровождения в метапредметной деятельности (технологии исследования, проектирования, творчества)

В старшей профильной школе реализуется модель профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (ИУП). Использование индивидуального учебного плана позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся и их семей. Все классы старшей школы являются профильными. Под индивидуальным учебным планом учащихся понимается совокупность учебных предметов (базовых, профильных) и элективных курсов, выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив. ИУПсоставляется с учетом нормативов учебного времени, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом 2004 г., а также, исходя из возможностей школы в предоставлении выбора профильных учебных предметов и элективных курсов.

Учебный план старшей школыформируется на основе ИУПов учащихся. Совокупность ИУПов учащихся старших классов является основой для их распределения по классам и учебным группам.

Ключевой фигурой в такой школе является тьютор. Введение позиции тьютора может быть реализовано в двух качественных категориях:

  1. Введение должности «тьютор», с соответствующей записью в трудовой книжке. Должностные обязанности такого тьютора полностью соответствуют Приказу Минздравсоцразвития РФ № 761н от 26 августа 2010 года;

  2. Формирование «тьюторской компетенции» у ключевых фигур образовательного учреждения. В этом случае тьютор может быть представлен разными позициями: тьютор-менеджер, тьютор в профильном предмете (тьютор-консультант), социальный продюсер (ресурсный тьютор). Должностные обязанности такого тьютора определяются локальными актами ОУ.

Тьютор-менеджер(в существующей системе общего образования, - директор ОУ, заместитель директора по НМР, УВР) - проектирует образовательное пространство по разработке и реализации индивидуальной образовательной программы учащегося (модель построения ИОП, ИУП, выстраивает связи между субъектами). Основными функциями такого тьютора являются: проектировочная и организационно-мотивационная.

Тьютор в профильном предмете (в существующей системе общего образования, - преподаватель профильного предмета высшей категории, научный консультант ВУЗа, учитель-методист) - помогает выстраивать линию индивидуального сопровождения в профильном предмете. Организует иное, сложно организованное, пространство профильного предмета, где большая часть учебного времени принадлежит самостоятельной работе учащихся, участвует в обсуждении образовательных целей и перспектив учащегося. Основными функциями такого тьютора являются: организационно- мотивационная и информационно-консультационная.

  1. Перспективы дальнейшего развития проекта

  1. Расширение экспериментальных площадок по программе «Тьюторство» среди образовательных учреждений (ОУ) города и республики:

    • ОУ города Ижевска (5 площадок в год);

    • ОУ Удмуртской Республики (10 площадок в год);

    • ОУ дополнительного образования (1 площадка в год);

    • ОУ СПО И НПО (4 площадки в год).

  2. Издательская деятельность по тематике «Тьюторство» (2 издания в год).

  3. Проведение всероссийских НПК по тематике «Тьюторство», «Антропопрактики» (1 раз в год).

  4. Разработка и создание 5 учебно-методических комплексов (УМК) и программного обеспечения (ПО) деятельности тьюторов.

  5. Формирование рынка спроса-предложения тьюторских услуг посредством формирования независимого консультационного Центра тьюторской поддержки образования.

  6. Разработка и апробирование 5 программ повышения квалификации, а именно:

  • Введение в теорию и практику тьюторства (общее и профессиональное образование);

  • Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности (общее и профессиональное образование);

  • Мониторинг индивидуального образования в тьюторской деятельности (общее и профессиональное образование);

  • Тьюторское сопровождение учебных затруднений;

  • Супервизорство в различных тьюторских моделях.

  1. Создание сообщества тьюторов в реальном и виртуальном пространстве в следующих формах:

  • «Тьюторский клуб» на базе УдГУ (серия теоретических семинаров);

  • действующий сайт «Региональный тьюторский центр Удмуртия».

  1. Появление практики тьюторства в региональных целевых программах развития образования:

  • ФГОС для НПО и СПО (2011 год);

  • «Сельская школа» (2012 год);

  • «Инклюзивное образование» (2012 год).

«Обогащенная образовательная среда – условие для развития индивидуальности обучающихся»

МОУ гимназия № 56


Авторский коллектив

Харитонова Валентина Александровна, директор МОУ гимназия №56, Народный Учитель Российской Федерации;

Колесниченко Елена Владимировна, заместитель директора МОУ гимназия №56;

Никитина Марина Викторовна, заместитель директора МОУ гимназия №56.

Участники проекта: педагоги и учащиеся гимназии №56.

Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире… …школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

Послание Президента РФ Медведева Д.А.
Федеральному Собранию Российской Федерации. Выписка

Паспорт проекта

Наименование проекта

Стратегическая цель

 

«Обогащенная образовательная среда – условие для развития индивидуальности обучающихся».

Создание «школы решающей задачи опережающего развития» в условиях обогащенной образовательной среды на основе потенциала новых информационных технологий

Цель

 

Создание обогащенной образовательной среды нового качества, предоставляющей оптимальные возможности использования современных информационных технологий для работы с разными категориями обучающихся

Задачи

Формирование информационной образовательной среды, насыщенной информационными и коммуникационными технологиями

 

Создание условий для внедрения технологий дистанционного и электронного обучения на учебных и индивидуальных занятиях для разных категорий обучающихся.

Создание системы дистанционной поддержки обучения детей с особыми образовательными потребностями

Формирование информационной культуры педагогов и обучающихся

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся

Формирование образовательного контента на основе сетевых образовательных программ

Разработка и реализация сетевых образовательных программ с использованием различных технических решений

Развитие учебно-исследовательских компетенций учащихся с применением новых технологий и сетевых сервисов

Разработка модели сетевого портфолио

 

Разработка модели сетевого портфолио как технологии управления качеством образовательного процесса в целом и индивидуальным прогрессом обучающихся

Целевые показатели эффективности

проекта

 

удельный вес численности учащихся, обучающихся по индивидуальным образовательным программам с использованием технологий дистанционного обучения

 

Удельный вес численности педагогов, использующих дистанционные образовательные технологии в учебном процессе для индивидуального подхода и в классном коллективе..

 

Количество дистанционных образовательных программ по предметам базисного учебного плана на всех ступенях обучения.

 

Количество сетевых образовательных программ

 

Количество победителей в виртуальных конкурсах, дистанционных и эвристических олимпиадах.

 

Количество участников и победителей в научно-практической конференции разных уровней

 

Количество участников образовательного процесса, вовлеченных в интегративные творческие проекты.

 

Удельный вес численности учащихся, проходящих обучение по программам с использованием сетевого подхода.

 

Количество сетевых образовательных объединений педагогов

 

Количество блогов классов со сформированными сетевыми портфолио

Сроки и этапы реализации проекта

 

Подготовительный этап проекта – сентябрь 2007- декабрь 2010 – создание электронной образовательной среды в гимназии

 

Начало реализации проекта – январь 2011 года. Окончание  - декабрь 2013 года.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта и показатели социально-экономической эффективности

 

Создание виртуальной образовательной среды на основе современных информационных технологий.

Повышение качества образования путем укрепления материальной базы гимназии и проведения существенных изменений в его содержании и структуре за счет:

внедрения инновационных мероприятий, в том числе по информатизации образовательного процесса;

реализации проекта по развитию дистанционного образования;

Формирование новой системы по оцениванию образовательных результатов обучающихся;

Доля учащихся, получающих образование с использованием дистанционных технологий, увеличится в 2 раза по сравнению с 2010 годом

Доля учащихся, принимающих участие в творческих проектах, олимпиадах, конкурсах увеличится в 4 раза по сравнению с 2010 годом

Будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет:

распространения различных моделей образования для детей с ограниченными возможностями

-

Сокращение обязательной аудиторной нагрузки за счет использования интегрированных учебных программ, электронного образования и других альтернативных форм обучения к 2013 году в 1,5 раза;

Финансирование проекта

Финансирование проекта предполагается за счет бюджетных средств, спонсорской помощи, прибыли от оказания дополнительных платных образовательных услуг, денежных премий и грантов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный вестник управления образования выпуск № 25 декабрь 2011

    Автореферат диссертации
    ... ИнформационныйвестникУправленияобразованияВЫПУСК № 25 декабрь, 2011 Справочно-информационное издание Управленияобразования ... 8 124 2919 24 14 29 Октябрьский ... уровне Май 2010г. Руководители органов управленияобразованием муниципальных образований, ...
  2. Информационный бюллетень № 18 (719)

    Информационный бюллетень
    ... Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга № 18 (719), 23 мая2011 ... управления, навигации, подготовка и выпуск ... -2929мая в 19. ... образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» ... 239, 29.12.2006; "Вестник Администрации ...
  3. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (1)

    Документ
    ... вы­пуск., школ района 2010 2011 5. Структура методической работы в муниципальной системе образования ... «Инновационный вестникобразования» №2 ... 2. Информационно-методическое ... решения» (май2011 г.) показало ... управленияобразования в 2011-2012г.г. 19 ...
  4. Информационная карта муниципального образования «город архангельск»

    Документ
    ... образования по истории. Тематическое приложение к журналу Вестникобразования ... 2011 №447). Директор МБОУ СОШ №23 имени А.С.Пушкина ________________________Г.Л.Смурова М.П ПРОИЛОЖЕНИЕ № 2 Информационная ... управленияобразованием для ... образованияВыпуск по ...
  5. Мониторинг сообщений сми об общественной палате рф за май 2011 года

    Документ
    ... 19.05.2011; 19.05.2011; Sibnet 19.05.2011; Томский Обзор 19.05.2011; Информационный сервер Тольятти 19.05.2011; "" 19 ... 19мая. /ИТАР-ТАСС/. 19.05.2011; "АМИ-ТАСС: Агентство медицинской информации" 19.05.2011; "Медицинский вестник ... управленияобразования ...

Другие похожие документы..