Главная > Пояснительная записка


Пояснительная записка

к рабочей программе по истории древнего мира (5 класс)

Рабочая программа учебного курса «История» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования на основании

- приказа от 5.03.2004г. Москва №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- примерной программы основного общего образования по истории и программы курса истории для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений;

-базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год МОУ СОШ № 10.

В рабочей программе отражена специфика преподавания предмета в условия введения нового государственного стандарта и БУПа:

Программа включает материал по истории древнего мира (развитие человечества с первобытных времен и до падения Западной Римской империи). Рассчитана на 70 часов, при 2 часах в неделю.

Изучение материала предполагает блочное обучение. Даны 5 блоков, каждый из которых заканчивается проведением контрольного урока.

УМК:

  1. Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2009 г.

  2. Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2011 г.

Атлас по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2011 г.

Цель, решаемая при реализации рабочей программы:

дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности, создать более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций.

Задачи, решаемые при реализации программы:

• выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фак­тов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельно­сти людей и др.);

• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личност­ного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям националь­ной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть к концу года:

• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравни­вая явления и события, определяя их основные характеристики;

• давать оценку отдельным явлениям культуры;

• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам зна­ний (на основе простого плана);

• составлять характеристику исторических деятелей;

• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Учебники

  1. Годер Г.И., Вигасин А.А. и др. История древнего мира: учеб.для 5 кл.общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2009.–287 с., ил.

Дополнительная литература

  1. Кишенкова О.В. Сборник тематических тестов по истории Древнего мира для учащихся 5-х классов. - М.: «Интеллкт-Центр», 2010-160с.

  2. Северина О.А. История древнего мира. 5 кл: поурочные планы по учебнику «История древнего мира. 5 класс» Вигасина А.А. Часть 1, 2.–Волгоград:«Учитель-аст», 2010.–144 с.

  3. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира: пособие для учителя.–М: Просвещение: учеб.дит., 1996.–144 с., ил.

  4. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: пособие для учителя.–М: Просвещение, 1998.–95 с.

  5. Арасланова О.В., К.А.Соловьев. История древнего мира. 5 класс: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой, Ф.А.Михайловского, Е.В.Саплиной, Б.С. Ляпустина. –М.:ВАКО, 2009.–512 с.

В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:

Кол-во часов

Раздел

10

Что изучает история

6

Первобытный мир

17

Древний Восток

17

Древняя Греция

20

Древний Рим

Итого 70

Учебно-тематическое планирование

по истории древнего мира

5 класс

урока

Тема

урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика

деятельности учащихся

или виды

учебной

деятельности

Виды

контроля, измерители

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Дата проведения

Примечание

План

Факт

I блок «Что изучает история» (10 ч.)

1.

Что изучает история? Источники знаний о прошлом

1

Вводный

Беседа

Беседа

Работать со справочным аппаратом книги.

Конспект

3.09

2.

Вспомогательные исторические дисциплины

1

Изучение нового материала

Беседа

Устный опрос

Знать назначение и особенности вспомогательных исторических наук

Конспект

5.09

3.

История Отечества – часть всемирной истории. Генеалогия. Родословная моей семьи

1

Урок-практикум

Самостоятельная работа с данными, беседа

Тест

Составлять устный рассказ

Конспект

10.09

4-5.

Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств

1

Комбиниро

ванный

Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа

Устный опрос

Знать особенности современной символики государств

Конспект

12.09

17.09

6.

Российская государственная символика

1

Изучение нового материала

Беседа

Тест

Знать символику России

Конспект

19.09

7.

Хронология. Летоисчисление

1

Урок счета лет

Решение исторических задач

Тест

Уметь определять век по дате; работать с лентой времени.

Конспект

24.09

8.

Географические названия – свидетели прошлого

1

Урок-экскурсия

Решение творческих задач, практическое задание

Вопросы

Уметь определять по карте исторические географические названия

Конспект

29.09

9.

Историческая карта

1

Урок-путешествие

Работа по карте, беседа

Устный опрос

Работать с исторической картой

Конспект

1.10

10

Урок повторения и обобщения по теме «Что изучает история»

Урок-игра

Зачет

3.10

II блок «Первобытный мир» (6ч)

11.

Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Древнейшие люди

1

Изучение нового материала

Беседа,

работа по карте

Беседа

Составлять рассказ по рисунку, сравнивать древнейших и современных людей

§ 1

8.10

12.

Родоплеменные отношения.Родовые общины охотников и собирателей

1

Комбинированный урок

Беседа,

самостоятельная работа с текстом

Устный опрос

Называть признаки родовой общины

§ 2

10.10

13.

Первобытные верования. Зарождение искусства.Религия и искусство в первобытном мире

1

Урок-путешествие

Решение творческих задач, работа с терминами

Тест

§ 3

14.

«Неолитическая революция». Возникновение земледелия и скотоводства

1

Комбинированный урок

Решение творческих задач, самостоятельная работа с текстом, работа с картой

Устный опрос

Называть факторы, обусловившие «неолитическую революцию»

§ 4

15.

Появление неравенства и знати

1

Медиаурок

Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа

Тест

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям

§ 5

16

Урок повторения и обобщения по теме «Первобытный мир»

1

Контрольный урок

Контрольная работа

IIIблок «Древний Восток» (17ч)

17.

Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Возникновение государств. Древний Египет: природные условия, население

1

Урок изучения нового материала

Анализ источников, беседа, работа по карте

Беседа

Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника

§ 6

18.

Занятия жителей. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

Комбинированный

Анализ источников, беседа

Устный опрос

Использовать исторические источники знаний; формулировать выводы.

§ 7

19.

Мир человека древности в зеркале мифов и легенд Жизнь египетского вельможи

1

Комбинированный

Анализ источников, беседа, решение творческих задач

Тест

Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

§ 8

20.

Военные походы фараонов

1

Урок-практикум

Дискуссия, работа по карте, анализ источников

Устный опрос

Уметь читать историческую карту; делать выводы.

§ 9

21.

Зарождение древних религий.

1

Комбинированный

Анализ источников, работа в тетрадях

Тест

Пересказывать текст учебника; сравнивать религиозные верования первобытных людей и египтян.

§ 10

22.

Культурное наследие Древнего Востока.

1

Урок-путешествие

игра

Тест

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации

§ 11-12

23.

Древнее Двуречье

1

Урок изучения нового материала

Анализ источников, работа по карте, практическая работа

Беседа

Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья; анализировать исторический документ

§ 13

24

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Комбинированный

Анализ источников, решение исторических задач

Устный опрос

Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи

§ 14

25

Финикия

1

Урок-практикум

Анализ источников, работа по карте

Тест

Уметь читать историческую карту; анализировать исторический текст

§ 15

26

Палестина

1

Комбинированный

Анализ источников, работа по учебнику

Устный опрос

Пересказывать текст учебника; находить сходства и отличия религий

§ 16-17

27

Ассирийская держава

1

Комбинированный

Решение ист. задач, беседа, работа по карте, анализ источников

Беседа

Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника

§ 18

28

Персидская держава

1

Урок-практикум

Анализ источников, решение исторических задач

Устный опрос

Уметь читать историческую карту; оперировать датам

§ 19

29

Природа и люди Древней Индии

1

Комбинированный

Работа по карте, беседа, решение истор. задач

Тест

Анализировать исторический источник

§ 20

30

Индийские касты

1

Урок-практикум

Групповая работа, беседа, решение истор.задач

Устный опрос

Давать самостоятельную оценку явлениям

§ 21

31

Природа и люди Китая. Конфуций.Будда.

1

Комбинированный

Работа по карте, беседа

Тест

Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту

§ 22

32

Государство в Древнем Китае

1

Комбинированный

Самостоятельная работа, беседа

Тест

Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника; формулировать выводы

§ 23

33

Урок повторения и обобщения «Древние цивилизации Азии»

1

Контроль

ный урок

Контрольная работа № 2

34

Древняя Греция. Легенды о людях и богах . Греки и критяне

1

Урок изучения нового материала

Беседа,

работа по карте

Беседа

Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту

§ 24,26,27

13.01

35

Микены и Троя

1

Комбинированный

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Устный опрос

Характеризовать события и их участников на основе текста учебника

§ 25

36

Религия древних греков

1

Комбинированный

Работа по карте, по иллюстрациям

беседа

Тест

Работать с текстом учебника и его иллюстрациями

§ 28

37

Полис – город-государство. Аттика.

1

Комбинированный

Анализ источников, беседа, работа с терминами

Устный опрос

Уметь читать историческую карту; давать самостоятельную оценку явлениям

§ 29

38

Свободные и рабы. Афины. Зарождение демократии.

1

Урок-презентация

Беседа,

дискуссия

Тест

Анализировать исторический источник

§ 30

39

Спарта

1

Лаборатор

ное занятие по учебнику

Анализ источников, работа по карте

Беседа

Сопоставлять древнегреческие полисы в развитии

§ 31

40

Греческие колонии.

1

Комбинированный

Работа с текстом, работа по карте

Устный опрос

Уметь читать карту; пересказывать текст учебника

§ 32

41

Олимпийские игры

1

Урок-путешествие

Работа по учебнику, беседа

Тест

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

§ 33

42

Греко-персидские войны

1

Медиаурок

Работа по карте, анализ источников, беседа

Устный опрос

Уметь читать историческую карту

§ 34-35

43

Древнегреческие города: Пирей, Афины

1

Урок-экскурсия

Беседа

Беседа

Анализировать исторический источник; делать выводы. Раскрывать содержание иллюстрации.

§ 36-37

44

Афинские школы

1

Комбинированный

Работа в группах

Устный опрос

Пересказывать текст учебника

§ 38

45

В театре Диониса

1

Комбинированный

Решение историч. задач, работа с иллюстрациями

Тест

Пересказывать текст учебника

§ 39

46

Афинская демократия при Перикле

1

Урок-практикум

Решение истор. задач, анализ источников

Устный опрос

Сравнивать особенности управления в Египте и Афинах; делать выводы

§ 40

47

Возвышение Македонии

1

Комбинированный

Анализ источников, беседа

Тест

Уметь читать историческую карту; делать выводы

§ 41

48

Империя Александра Македонского.

1

Медиаурок

Работа по карте, беседа

Тест

Уметь читать историческую карту; делать выводы

§ 42

49

Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции.

1

Урок-путешествие

Работа по учебнику, беседа

Тест

Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту

§ 43

50

Урок повторения и обобщения по теме «Цивилизация Древней Греции»

1

Контроль

ный урок

Письменный опрос

Контро-

льная работа № 3

51

Древний Рим Легенды и верования римлян.

1

Урок изучения нового материала

Работа по карте, беседа

Беседа

Уметь читать историческую карту; делать выводы

§ 44

52-53

Патриции и плебеи. Республика.

2

Комбинированный

Работа по учебнику, по карте

Устный опрос

Уметь читать историческую карту; оперировать датами

§ 45-46

54

Войны Рима. Г.Ю. Цезарь.

1

Урок-практикум

Анализ источников, работа по карте, беседа

Тест

Уметь читать историческую карту; оперировать датами

§ 47

55

Римская империя и соседние народы.

1

Медиаурок

Работа по карте, беседа

Устный опрос

Сравнивать

исторические явления, выделяя сходства и отличия

§ 48

56

Рабство в Древнем Риме

1

Комбинированный

Анализ источников, беседа

Тест

Раскрывать содержание иллюстрации

§ 49

57

Земельный закон братьев Гракхов

1

Комбинированный

Анализ источников, беседа

Беседа

Давать самостоятельную оценку явлениям

§ 50

58

Восстание Спартака

1

Комбинированный

Дискуссия, анализ источников, беседа

Устный опрос

Составлять рассказ, используя текст и иллюстрации

§ 51

59

Падение республики в Риме

1

Медиаурок

Анализ источников, беседа

Тест

Пересказывать текст учебника;

делать выводы

§ 52

60

Установление империи в Риме

1

Урок-практикум

Работа в группах, работа с терминами

Устный опрос

Давать самостоятельную оценку явлениям

§ 53

61

Соседи Римской империи в 1-е вв.

1

Урок-путешествие

Работа по карте, беседа

Беседа

Уметь читать историческую карту

§ 54

62

В Риме при императоре Нероне

1

Комбинированный

Ррешение исторических задач, анализ источников

Устный опрос

Давать самостоятельную оценку явлениям

§ 55

63

Возникновение и распространение христианства в Римской империи

1

Комбинированный

Беседа, работа по учебнику

Тест

Пересказывать текст учебника;

делать выводы

§ 56

64

Жизнь в Римской империи

1

Комбиниро

ванный

Работа в группах

Устный опрос

Сравнивать

исторические явления; делать выводы

§ 57

65

«Вечный город» и его жители

1

Урок-экскурсия

Беседа

Тест

Пересказывать текст учебника;

делать выводы

§ 58

66

Раздел Римской империи на Западную и Восточную.

1

Комбинированный

Работа по карте, анализ источников, беседа

Тест

Сравнивать

исторические явления; делать выводы

§ 59

67

Падение Западной Римской империи

1

Комбинированный

Беседа работа по карте

Устный опрос

Уметь читать историческую карту; оперировать датами; делать выводы

§ 60

68

Урок повторения и обобщения по теме «Цивилизация древних римлян»

1

Контроль

ный урок

Письменный опрос

Контрольная

работа № 4

Уметь анализировать полученные знания

69

Культурное наследие Древнего Рима.«Семь чудес света»

1

Урок-путешествие

Беседа, игра

Уметь использовать полученные знания на практике, анализ исторических событий

70

Итоговое повторение по курсу истории древнего мира

Контроль

ный



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка к рабочей программе по истории древнего мира (5 класс)

    Пояснительная записка
    Пояснительнаязаписка к рабочейпрограммепоисториидревнегомира (5 класс) Данная рабочаяпрограмма разработана на основе: 1. БУП -2004, ...
  2. Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс Пояснительная записка (1)

    Рабочая программа
    РабочаяпрограммапоисторииДревнегомира, 5 классПояснительнаязаписка Данная программа написана на основе федерального компонента ...
  3. Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс Пояснительная записка (2)

    Рабочая программа
    РабочаяпрограммапоисторииДревнегомира, 5 классПояснительнаязаписка Данная программа написана на основе федерального компонента ...
  4. Рабочая программа по истории древнего мира (5 класс) пояснительная записка задачи курса

    Рабочая программа
    РабочаяпрограммапоисторииДревнегомира (5 класс) Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования поистории МО РФ 2004 г. и авторской ...
  5. Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс Пояснительная записка

    Рабочая программа
    РабочаяпрограммапоисторииДревнегомира, 5 классПояснительнаязаписка Данная программа написана на основе федерального компонента ...

Другие похожие документы..