Главная > Рабочая программа


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-

методической работе

А.А. Недоступ

19.09.2011 г.

Рабочая программа дисциплины

Введение в профессию

Профессиональный цикл, вариативная часть

Направление подготовки

140100 Теплоэнергетика и теплотехника

Профиль подготовки

Тепловые электрические станции

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Факультет судостроения и энергетики

Кафедра-разработчик: «Судовые энергетические установки и теплоэнергетика»

Калининград 2011

  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» являются:

- ввести студента-первокурсника в избранную область его будущей профессиональной деятельности;

- показать значение энергетики в развитии человеческого общества и обеспечении научно-технического прогресса;

- познакомить с историей развития мировой и отечественной энергетики;

- определить роль теплоэнергетики в общем энергетическом балансе мира и России;

- отразить основные проблемы и перспективы развития энергетики;

- дать классификацию возможных для использования традиционных и альтернативных источников энергии;

- показать пути внедрения в энергобаланс региона нетрадиционных возобновляемых источников энергии;

- подчеркнуть необходимость гармоничного сосуществования системы «энергетика-экономика-природа-общество»;

- познакомить с основными предприятиями региональной энергетики;

- ознакомить со структурой учебного плана специальности и показать взаимосвязь и единство входящих в него дисциплин;

- дать ряд практических рекомендаций по рациональному усвоению знаний при обучении в университете;

- научить самостоятельному поиску информации для научной, учебной и профессиональной деятельности.

  1. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Введение в профессию» - это первая специальная дисциплина в составе вариативной части профессионального цикла, с которой студент встречается уже в первом семестре. При ее изучении используются знания, умения и навыки, полученные в школе по следующим предметам: математика, физика, химия, черчение, информатика.

При преподавании дисциплины в соответствии с учебным планом направления и его профиля делается упор на изучение именно теплоэнергетики, как одной из составляющих общей энергетики.

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, используются при изучении всех остальных дисциплин профессионального цикла, при курсовом проектировании, в процессе прохождения учебных и производственных практик, при выполнении итоговой государственной аттестационной работы, в практической профессиональной деятельности.

3. Компетенции обучающегося, формулируемые в результате освоения дисциплины (в соответствии с ООП ВПО) : ОК-1,5,6,11,14; ПК-6,8,10,17.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: принципы и способы преобразования природных энергетических ресурсов в тепловую, механическую и электрическую энергию; виды традиционных и альтернативных источников энергии; проблемы мировой и региональной энергетики.

Уметь: находить информацию о состоянии современного энергетического баланса и перспективах его развития.

Владеть: способностью и желанием самосовершенствования в избранной сфере профессиональной деятельности, навыками поиска информации для ее использования в учебном процессе.

4. Структура и содержание дисциплины «Введение в профессию».

4.1. Структура дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

Аудиторные занятия – 60 часов, самостоятельная работа – 84 часа.

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

1.

Основы информационной культуры.

1

1-5

ПЗ(10)

К(5)

2.

Введение в профессию.

1

1-15

Л(30)

ПЗ(8)

Э(12)

СР(84)

Т(9) К(15)

Экзамен

Примечание: Л – лекции, ПЗ – практические занятия; Э – экскурсии; СР – самостоятельная работа; К – коллоквиумы; Т – тестирование.

4.2. Теоретические занятия (лекции).

п/п

Тема

Содержание

Кол-во

часов

1

2

3

4

1.

Предмет и задачи дисциплины

Направление и профиль подготовки. Учебный план и его структура. История энергетического образования в России. Подготовка инженеров - теплоэнергетиков в КГТУ. Система вузовского обучения. Рекомендации перво-курсникам по различным видам занятий.

2

2.

Энергетика и энергоресурсы

Энергия и ее виды. Энергоресурсы. Энергетический баланс. Ресурсы возобновляемые и невозобновляемые. Тепловая, механическая и электрическая энергия. Термодинамика. Способы преобразования энергии. Теплогенераторы. Тепловые двигатели. Тепловые электростанции. Теплоносители. Теплообменные аппараты. Теплотехника. Экологические проблемы энергетики.

2

3.

История развития энергетики

Использование энергии воды, ветра, биомассы. Паровые машины. Паровые турбины. Двигатели внутреннего сгорания. Газовые турбины. Парогазовые установки. Ядерная энергия в современном мире.

2

4.

Развитие энергетики в России

Первые электростанции. План ГОЭЛРО. Энергетический баланс на разных этапах развития страны. Роль торфа, угля, нефти, природного газа. Гидроэнергетика. Ядерная энергетика. Энергетическая стратегия России. Малая энергетика. Экологические проблемы энергетики.

2

1

2

3

4

5.

Тепловые электрические станции.

Схемы преобразования химической энергии органических топлив в электрическую энергию. КЭС, ГРЭС. Топливо и топливное хозяйство. Теплофикация. Турбины с противо-давлением и с отборами пара, ТЭЦ. Парогазовые установки. Калининградская ТЭЦ-2.

6

6.

Атомные электростанции

Схемы преобразования ядерной энергии в электрическую. Типы ядерных реакторов. Характеристики АЭС России. Безопасность и надежность работы АЭС.

2

7.

Геотермальные электрические станции

Виды геотермальной энергии. Три класса геотермальных районов. Блочно-модульные ГеоЭС. Теплофикационные установки. Экологические проблемы.

2

8.

Нетрадиционные возобновляемые источники энергии

Виды НВИЭ. Проблемы использования НВИЭ в энергетическом балансе России. Валовой, технический, экономический потенциал НВИЭ.

2

9.

Малая энергетика

Рациональная структура техноценоза энергетических установок. Использование энергии ветра, солнца, малых ГЭС, биомассы в региональных энергосистемах. Комплексное использование НВИЭ.

2

10.

Биоэнергетические установки

Биомасса городского и сельского происхождения. Отходы животноводства и растениеводства. АТК. Твердые бытовые и промышленные отходы. КРТС.

2

11.

Малые атомные станции теплоснабжения

Опыт конвертирования корабельных и ледокольных ЯЭУ для целей теплоснабжения промышленных узлов. Плавучие, прибрежные, подземные АЭС.

2

12.

Новые способы получения энергии

Водородная энергетика. Топливные элементы. МГД-генераторы. Тепловые насосы.

2

13.

Экологические проблемы энергетики

Взаимодействие человека с окружающей средой. Выбросы вредных веществ в атмосферу, в водоемы, загрязнение почвы. Методы защиты от выбросов ТЭС.

2

ИТОГО:

30

4.3. Практические занятия.

п/п

темы

Темы практических занятий

Кол-во

часов

Основы информационной культуры

1.

1.

Значение научной информации. Роль библиотек. Методы работы с книгой.

2

2.

2.

Справочный аппарат библиотеки. Электронный каталог.

6

3.

3.

Библиографический поиск в учебной и научной работе студента. Оформление письменной работы.

2

ИТОГО:

10

Введение в профессию

1.

1.

Знакомство с макетами и лабораторными стендами кафедры СЭУ и ТЭ.

2

2.

2.

Знакомство с макетами и музейными экспонатами филиала кафедры в УКК на ул. Барнаульской.

2

3.

3.

Знакомство с лабораторными установками и экспериментальными стендами кафедры на ул. Калязинской.

2

4.

4.

Коллоквиум по материалам изучения лабораторного оборудования кафедры и результатам экскурсий на предприятия города.

2

ИТОГО:

8

4.4. Экскурсии на предприятия.

п/п

темы

Темы экскурсий

Кол-во

часов

1.

1.

Экскурсия на Калининградскую ТЭЦ-2.

4

2.

2.

Экскурсия на теплонасосную станцию (ТНС)

2

3.

3.

Экскурсия на предприятие «Янтарьэнергоремонт»

2

4.

4.

Экскурсия на РТС «Северная»

2

5.

5.

Экскурсия на ЦТП по ул. Горького.

2

ИТОГО:

12

4.5. Самостоятельная работа.

п/п

Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

1.

Изучение учебной и справочной литературы по темам лекций и практических занятий.

16

Тестирование

2.

Изучение литературы по теме реферата, написание реферата.

20

Защита реферата

3.

Подготовка к коллоквиумам.

12

Коллоквиумы

4.

Подготовка к экзамену.

36

Экзамен

ИТОГО:

84

5. Образовательные технологии.

Формами аудиторной учебной работы являются: лекции (по разделу «Введение в профессию»), практические занятия (по обоим разделам дисциплины), экскурсии на промышленные предприятия, консультации (индивидуальная работа под контролем преподавателя), коллоквиумы, защита рефератов, тестирование.

При чтении лекций в специализированной аудитории широко используются комплекты демонстрационных плакатов и видеофильмов, а также раздаточный материал с кратким содержанием лекций и схемами энергетических установок.

На практических занятиях по разделу «Основы информационной культуры», которые проводятся в специализированной аудитории, используются персональные компьютеры с электронным каталогом. Проводятся презентации с поиском в электронном каталоге и с библиографическим описанием документа.

Практические занятия по разделу «Введение в профессию» проводятся в специализированных аудиториях кафедры, оборудованных плакатами и макетами элементов теплоэнергетических установок, а также в специализированной аудитории филиала кафедры в Учебно-курсовом комбинате ЖКХ на ул. Барнаульской. Здесь имеются материалы по истории развития энергетики региона и образцы действующего теплоэнергетического оборудования (котлов, теплообменников, трубопроводов и т.п.). Здесь студенты приобретают первые навыки грамотной эксплуатации теплоэнергетического оборудования. Знакомятся с проблемами и перспективами развития региона.

Экскурсии на промышленные предприятия топливно-энергетического комплекса области предполагают встречи с руководящим персоналом предприятий, выпускниками кафедры, работающими на них, знакомство с действующим оборудованием, с проблемами и перспективами развития предприятий. В качестве объектов экскурсий выбраны наиболее современные и эффективно действующие (ТЭЦ-2, ТНС, «Янтарьэнергоремонт», РТС «Северная», один из центральных теплопунктов). Одну из экскурсий студенты совершат в лабораторию кафедры на ул. Калязинской.

При написании реферата студенты получают индивидуальные консультации преподавателя, рекомендации по выбору литературы и его оформлению. Темы рефератов выбираются самими студентами из перечня, предложенного преподавателем.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Для текущего контроля уровня усвоения дисциплины используется тестирование в середине семестра. Ниже приводятся некоторые примеры вопросов тест-контроля:

- Какие виды природной энергии используются человеком в современном мире?

- Что такое традиционные энергоресурсы?

- Что относится к ресурсам возобновляемым и невозобновляемым?

- Как понимать валовой, технический и экономический потенциал энергоресурса?

- Какие виды энергии наиболее удобны для использования в промышленности и в быту?

- Что такое «теплогенератор»?

- Что такое «тепловой двигатель»?

- Что такое «теплосиловая установка»?

- Что такое «тепловая электрическая станция» (ТЭС)?

- Что такое «холодильная установка»?

- Что мы называем теплоносителем?

- Какие бывают электростанции кроме ТЭС?

- Какие нетрадиционные источники энергии можно использовать в нашем регионе?

Для подготовки к коллоквиуму по разделу «Основы информационной культуры» рекомендуется следующая тематика:

- Понятие информационной культуры;

- Роль библиотек в информационном процессе;

- Структура СБА библиотеки;

- Каталожная карточка;

- Принцип расстановки карточек в АК, СК;

- Внешнее и внутреннее оформление документа;

- Шифр хранения документа. Его составные части;

- Библиотечная классификация УДК;

- Электронный каталог;

- Поиск по электронному каталогу;

- Правовые программы «Консультант Плюс» и «Гарант». Поиск информации;

- Тезисы и конспекты. Общее и различие;

- Система ссылок и отсылок в реферате;

- Правила оформления письменных работ;

- Библиографическое описание документа (аналитическое описание).

Тематика рефератов по разделу «Введение в профессию» включает в себя вопросы:

- По истории мировой, отечественной и региональной энергетики;

- По экологическим проблемам энергетики;

- По перспективам использования отдельных видов традиционных энергоресурсов в мировом и отечественном энергобалансе;

- По перспективам использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии (НВИЭ);

- По структуре энергетического баланса региона;

- По характеристикам региональных объектов энергетики.

Указывается перечень литературы по темам рефератов. Проводятся консультации в рамках индивидуальной работы преподавателя со студентами. Подготовленный реферат защищается студентом на собеседовании у преподавателя.

Допуск к экзамену по практическим занятиям студент получает на коллоквиуме у преподавателя, ведущего эти занятия. Тематикой бесед являются вопросы, которые освещались во время экскурсий на энергетические объекты города и в лабораториях кафедры.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя выдаваемую на учебном абонементе университета учебную и справочную литературу и интернет-ресурсы.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Введение в профессию».

а) основная литература:

1. Клушин Ю.А. Тепловые электрические станции: Введение в специальность. Учебное пособие для вузов. – М.: Энергоиздат, 1982. - 144 с.

2. Быстрицкий Г.Ф. Общая энергетика: Учебное пособие.-М. : КНОРУС, 2010.-296 с.

3. Быстрицкий Г.Ф. Основы энергетики: Учебник. – М.: ИНФРА-М,2006. - 287 с.

4. Моргачева Л.О. Основы информационной культуры: учеб. метод. пособие. – Калининград, 2004.

б) дополнительная литература:

1. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии. Учебное издание. – М.: ИП Радио Софт, 2009. - 232 с.

2. Ястржембский А.С. Термодинамика и история ее развития. – М. – Л.: Энергия, 1966. - 688 с.

3. Зысин Л.В. Страницы истории теплоэнергетики: Учебное пособие. – СПб.: ВВМ, 2010. - 196 с.

4. Кириллин В.А. Энергетика. Главные проблемы: (В вопросах и ответах). – М.: Знание, 1990. - 128 с.

5. Селин В.В. Теплотехника: Учебник для вузов. –Калининград: ОГУП «Калинин-градское книжное издательство», - 2001. - 381 с.

6. Селин В.В. Из истории энергетического образования в КГТУ // Энергетика Балтики. – 2004. -№ 6. – с. 20 – 22.

7. Селин В.В., Бич А.П. Наши выпускники в энергетике региона // Энергетика Балтики. – 2004. -№ 8 - 9. – с. 24 – 25.

8. Селин В.В., Беркова Е.А. Место и роль малой энергетики в энергобалансе Калининградской области. – Калининград: Известия КГТУ. – 2010. - № 17. – с. 108 – 112.

9. Канталинский В.П. От дипломных работ к производству // Энергетика Балтики. – 2004. -№ 8 - 9. – с. 20 – 23.

10. Филатов О.К. Информатизация технологий обучения в высшей школе. – М.: 2001. – 283 с.

8. Материально – техническое обеспечение дисциплины.

8.1. Специализированные аудитории.

8.1.1. Специализированные аудитории кафедры 207 Б, 210 Б, 211 Б, 409 Б.

8.1.2. Компьютерный класс кафедры 417 Б.

8.1.3. Персональные компьютеры библиотеки с электронным каталогом.

8.1.4. Презентации:

- Поиск в электронном каталоге;

- Библиографическое описание документа.

8.2. Учебно-лабораторное оборудование.

8.2.1. Лаборатория теоретических основ теплотехники 112 Б.

8.2.2. Лаборатория Учебно-курсового комбината ЖКХ филиала кафедры на ул. Барнаульской.

8.2.3. Демонстрационные стенды кафедры по энергосбережению и подготовке специалистов – теплоэнергетиков.

Лист согласования рабочей программы дисциплины

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 140100 – Теплоэнергетика и теплотехника (утвержден 18.11.2009 г., регистрационный номер 635), учебным планом университета по этому же направлению, утвержденному ученым советом университета с учетом примерной программы дисциплины (утверждена 06.04.2010 г.).

Автор программы – Селин В.В., к.т.н., доцент, профессор кафедры СЭУ и ТЭ.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Судовых энергетических установок и энергетики (рецензент – к.т.н. проф. Канталинский В.П., протокол № 8 от 22.06.2011 г.).

Заведующий кафедрой

к.т.н., доцент А.А. Минько

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета судостроения и энергетики.

Протокол № 27 от 04.07.2011 г.

Председатель

методической комиссии Б.И. Пименов

СОГЛАСОВАНО

Начальник учебно-

методического отдела Д.Ю. Загородняя

№ 89 дата 19.09.2011



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины (16)

    Рабочая программа
    Рабочаяпрограммадисциплины Форма рабочейпрограммыдисциплины утверждена Методическим советом академии 03.10.2011г. Рабочиепрограммы учебных дисциплин должны быть ...
  2. Рабочая программа дисциплины (255)

    Рабочая программа
    РАБОЧАЯПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ УТВЕРЖДАЮ Декан инженерно-экономического факультета _____________ (д.э.н. Гвоздев Н.И.) «___»_____________2011 г. РАБОЧАЯПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ «Бухгалтерский учет» НАПРАВЛЕНИЕ ...
  3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (268)

    Рабочая программа
    РАБОЧАЯПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННО – ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ... , системы и сети” 1. Пояснительная записка. Настоящая программадисциплины “Математические и логические основы электронно-вычислительной ...
  4. Рабочая программа дисциплины (211)

    Рабочая программа
    Рабочаяпрограммадисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ... Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: 1. Безопасность ... производственной деятельности: учебное пособие по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" / Л. В. ...
  5. Рабочая программа дисциплины (165)

    Рабочая программа
    РАБОЧАЯПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ Основы построения современных телекоммуникационных сетей Цели и задачи дисциплины Изучение теоретических ... сетей. Примерное содержание разделов дисциплины Архитектура современных телекоммуникационных сетей Организационно ...
  6. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (145)

    Рабочая программа
    РАБОЧАЯПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ "Физические основы полупроводниковой микро- и оптоэлектроники " ( ... по всем основным разделам данной дисциплины. Семинары Занятия включают знакомство с основными ...

Другие похожие документы..