Главная > Экзаменационные билеты


зарубежные долги превысили 60 млрд долларов США (Россия, как правопреемница СССР, была вынуждена признать их своими);

  • инфляция 30% в месяц, падение курса рубля;

    - тотальный дефицит, страна перед угрозой голода.

    По аналогии с подобными преоб­разованиями в странах Восточной Европы за ре­формами Гайдара закрепилось образное название «шоковой терапии». Были отпущены цены (либерализация цен), реше­ние о том, по какой цене продавать тот или иной товар, отныне устанавливали производитель и про­давец. Началась ваучерная приватизациягосу­дарственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий.

    Первые итоги реформ состояли в том, что уда­лось насытить рынок минимальным набором не­обходимых товаров, но при этом цены к середи­не года выросли в сотни раз, тогда как доходы на­селения — в 10—15 раз. Денежные накопления граждан обесценились. Спад промышленного про­изводства остановлен не был.

    Билет 5. Вопрос 2. Сравните внешнюю политику СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. и в 1970-е гг. Объясните, что было общим и в чем заключались различия.

    Внешнюю политику рассматриваемых периодов объединяют условия продолжавшейся холодной войны (идеологического противостояния стран социалистического лагеря (во главе с СССР) и стран капиталистического лагеря (США)).

    Во внешней политике в середине 50 – середине 60 годов происходит поворот от противостоя­ния двух систем к мирному сосуществованию. Начался период от­тепели в международных отношениях. Состоялись встречи Хру­щева с президентом США. Однако внешняя политика руководства СССР была противоречивой. На этот же период приходятся два кризиса: Берлинский, 1961 года, когда американские и советские танки стояли друг против друга, и Карибский, 1962 г., чуть было не поставивший мир на грань ядерной войны.

    В 1955 г., в ответ на включение ФРГ в НАТО, в Варшаве был подписан Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаи­мопомощи семи социалистических стран во главе с СССР. Заклю­чение Варшавского договора было вызвано деятельностью НАТО и имело целью обеспечение безопасности стран - участниц договора и поддержание мира в Европе.

    Внешняя политика в 70-е годы выглядела довольно дина­мично. Ценой гигантского напряжения сил СССР добился военно-стратегического паритета с США. Это дало импульс к началу поли­тики «разрядки». В 1975 г. в Хельсинки состоялось совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе с участием лидеров 33 европейских стран, США и Канады. СССР и США достигли первых соглашений об ограничении стратегических вооружений (в 1972 г. - ОСВ-1, в 1979 г.- ОСВ-2).

    Активно проводился курс на укрепление сотрудничества стран социалистического лагеря. Однако стабильность в мире социализма сохранялась недолго. В 1979 г. вспыхнула война между Китаем и Вьетнамом. Через год начался кризис в Польше.

    В 70-е годы СССР расширил сферу влияния на страны «третьего мира». В Афганистане, Анголе, Лаосе, Эфиопии и др. утверждаются просоветские режимы.

    В целях удержания своих позиций в Афганистане Москва в 1979 г. приняла решение о введении в эту страну «ограниченного контингента советских войск» (около 200 тыс. чел.). СССР оказался втянутым в бесперспективную кровопролитную войну (Афганская война). Это был удар по политике разрядки.

    Билет 6. Вопрос 2. К какому периоду (периодам) истории России относится понятие «многопартийность»? Объясните, с какими событиями, процессами оно связано.

    Понятие «многопартийность» в истории России связано с двумя периодами.

    I период. Конец XIX – начало ХХ века. Этот период характеризуется созданием политических организаций и партий, ставивших своей целью реформирование российской действительности. Политические партии начала ХХ века можно разделить на 3 группы.

    Монархические партии. Наиболее крупные и из­вестные — «Союз русского народа» (1905 г., ли­деры: А. И. Дубровин, Н. Е. Марков) и «Союз Михаила Архангела» (1907 г., лидер — В. М. Пуришкевич). Выступали за сохранение абсолютной монархии.

    Либеральные партии. Партия октябристов(«Союз 17 октября») – лидер Гучков, партия ка­детов(Конституционно-демократическая пар­тия, или Партия народной свободы) лидер —П. Н. Милюков. Выступали за конституционную монархию.

    Социалистические партии. Выступали за свержение самодержавия и установление демократической республики. Идеал — общество без эксплуатации человека че­ловеком, т. е. социализм. Наиболее крупные и влиятельные — Партия со­циалистов-революционеров (эсеры) лидер В.М.Чернов и РСДРП (со­циал-демократы) лидеры В.И.Ленин (большевики), Л.Мартов (меньшевики).

    II период. 1990-е годы. В марте 1990 года (в годы перестройки) на III Съезде народных депутатов была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая в стране однопартийную систему, что означало начало создания в СССР многопартийности. Были образованы различные партии, такие как: Демократическая партия (Н.Травкин), Социал-демократическая, Христианско-демократическая, Либерально-демократическая (В.В.Жириновский), анархические партии.

    Билет 7. Вопрос 2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «реабилитация», «совнархоз», «освоение целины»? Объясните, какие характерные черты этого периода они отражали.

    Перечисленные понятия относятся к периоду, вошедшему в историю как «оттепель».

    Реабилитация - 1. восстановление в правах; 2. восстановление доброго имени, репутации.

    Совнархоз – Совет народного хозяйства - название местного органа управления промышленностью и строительством (в 1957 - 1965 гг.).

    Целина – земли, покрытые естественной растительностью, которые веками не распахивались. Массовое освоение целины в СССР (Казахская ССР, Сибирь, Урал, Поволжье и др. районы) проводилось в 1954-60. Распахано 41,8 млн. га.

    Далее следует кратко изложить информацию Билета 22, вопроса 1.

    Билет 8. Вопрос 2. Сравните периоды восстановления хозяйства России, СССР после Гражданской войны и после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Объясните, в чем заключались общие черты и различия.

    Восстановление хозяйства России после Гражданской войны

    Восстановление хозяйства России после

    Великой Отечественной войны

    См. Билет 16. Вопрос 1.

    (вторая часть – о новой экономической политике)

    После войны разрабатывались разные планы восстановления хозяйства страны. В том числе рассматривался и опыт НЭПа. Предполагалось как и тогда перейти к свободной торговле, разрешить частную торговлю наряду с государственной. Но Сталин отверг эти проекты. Произошло резкое ужесточение политического режима. Культ личности Сталина достиг вершины. Восстановление хозяйства проводилось в годы 4-й пятилетки. Несмотря на жесткие меры экономического принуждения к началу 50-х гг. экономика страны была полностью восстановлена.

    Общие черты заключались в радикальном вмешательстве государства в экономическую жизнь. Только, в первом случае можно отметить значительную долю свободу в экономической сфере, а во втором случае, напротив, жесткий контроль за экономикой со стороны государства.

    Билет 9. Вопрос 2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «гласность», «политический плюрализм», «парад суверенитетов»? Объясните, какие черты, процессы этого периода отражали названные понятия.

    Перечисленные понятия относятся к периоду правления М.С.Горбачева и проводимой им перестройки.

    Гласность – открытость, доступность информации для общественного ознакомления, обсуждения.

    Политический плюрализм – характеристика демократической политической системы общества, при которой население страны имеет возможность для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).

    Парад суверенитетов – процесс обретения независимости, начавшийся с приходом к власти в СССР М. С. Горбачёва и начатой им перестройки. Развал СССР повлёк за собой образование новых государств на постсоветском пространстве.

    Перестройка - термин, вошедший в широкое употребление с сер. 80-х гг. 20 в. и обозначавший курс на реформирование тоталитарной системы в СССР. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с М. С. Горбачевым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом (гласность, политический плюрализм, окончание «холодной войны» и др.). К кон. 80-х нач. 90-х гг. в результате противоречивости и непоследовательности в осуществлении перестройки произошло обострение кризиса во всех сферах жизни общества, что в конечном итоге привело к краху социалистической системы и распаду СССР.

    Билет 10. Вопрос 2. Что означает понятие «коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»? Объясните, с какими событиями на фронтах и в тылу оно было связано.

    Понятие «коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны» означает переход стратегической инициативы в военных действиях к СССР.

    19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в наступ­ление под Сталинградом и окружила группировку Ф. Паулюса, после тяжелых боев остатки группировки Паулюса сдались бойцам К. К. Рокоссов­ского. Советские войска взяли Ростов и Воронеж, дошли до Харькова и Белгорода, но затем были отброше­ны и перешли к обороне. Началось контрнаступление на Кавказе. В январе 1943 г. прорвана блокада Ленинграда. В мае 1943 г. союзникам сдались итало-не­мецкие войска в Тунисе (Северная Африка).

    5 июля 1943 г. началась Курская битва, где гитле­ровцы применили новые танки «тигр» и «пантера». Но 12 июля Красная Армия перешла в контрнаступление и взяла Орел, Белгород, Харьков. Курская битва была проиграна фашистами. 10 июля союзники высадились на Сицилии, Италия вышла из войны.

    К концу осени 1943 г. после тяжелых боев был очи­щен от немцев Северный Кавказ. Началась кровопро­литная битва за Днепр. 6 ноября был освобожден Киев. Началось освобождение Белоруссии.

    Ширилось партизанское движение против нацист­ского «нового порядка» (угон людей в Германию, рас­стрелы коммунистов, подозреваемых в связи с парти­занами, евреев, заложников и др). В 1943 г. партизаны провели операции «Рельсовая война» и «Концерт» по выводу из строя железных дорог.

    28 ноября — 1 декабря 1943 г. прошла Тегеранская кон­ференция. И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт и У. Черчилль договорились об открытии второго фронта во Франции. СССР обещал всту­пить в войну против Японии после разгрома Германии. Были обсуждены вопросы послевоенного устройства мира.

    Произошел перелом в работе военной промышлен­ности, позволивший обеспечивать армию и флот оружием и снаряжением в необходимом количестве.

    Билет 11. Вопрос 2. С каким событием отечественной истории 1920–1930-х гг. связаны понятия «автономизация», «федеральное устройство»? Объясните, какие позиции партийных руководителей они отражали.

    Перечисленные понятия связаны с проектами создания СССР.

    Причи­ны объединения советских республик в единое государство: единство языка и культуры, эконо­мические связи, одинаковый политический ре­жим. Основные планы объединения:

    • «план автономизации» И. В. Сталина. Его суть: советские республики — Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация (Армения, Грузия и Азербайджан) должны были войти в состав РСФСР на правах автономий. Ленин назвал этот план антидемократическим, означающим воз­врат к имперскому прошлому;

    • план создания федерации В. И. Ленина. Его суть: советские республики создают федера­цию на принципах равноправия и сохранения су­веренных прав, вплоть до права выхода и образо­вания самостоятельного государства. Этот про­ект и был реализован. СССР был образован 30 декабря 1922 г. Но после смерти Ленина, утвердившись во власти, Сталин добьется осуществления своих идей.

    Билет 12. Вопрос 2. С каким периодом отечественной истории связаны понятия «Избранная рада», «опричнина»? Объясните, какой политический курс отражало каждое из этих понятий.

    Перечисленные понятия связаны с периодом правления Ивана IV Грозного.

    Правление Ивана IV можно разделить на 2 этапа:

    I этап – время деятельности Избранной рады - неофициального правительства Русского государства из приближенных царя Ивана IV в кон. 40-50-х гг. 16 в. (А. Ф. Адашев, Сильвестр, Макарий, А. М. Курбский и др.). Сторонники компромисса между различными слоями феодалов; присоединения Поволжья, борьбы с Крымом. Реформы центрального и местного государственного аппарата. Был издан новый Судебник (1550), в 1549 г. созван первый Земский собор— съезд представителей основных сословий России. Проводимые реформы ук­репили централизованное государство.

    II этап – введение опричнины. В начале 1560-х гг. усилились трения царя с бояра­ми. Россия терпела неудачи в Ливонской войне и борь­бе с Крымом. Царь подозревал бояр в измене, в 1560 г. разогнал Избранную раду, а в 1564 г. ввел опричнину — режим, при котором частью страны управлял без ведо­ма Боярской Думы (другая часть называлась земщиной). Начался террор против знати и вообще всех подозрева­емых. Иван Грозный разгромил Новго­род, обвиняя горожан в измене. Разделение страны ослабило ее оборону. В 1571г. крымцы сожгли Москву. В 1572 г. царь отменил опричнину, но казни продолжа­лись. В 1581г. в припадке гнева Иван убил сына Ивана, что в итоге привело к пресечению династии.

    В начале 1580-х гг. царь «временно» отменил пере­ходы крестьян от помещиков в Юрьев день, положив начало крепостному праву. Итоги правления Ивана Грозного — начало формирования абсолютизма в Рос­сии и «великое разорение». Недовольство общества и отсутствие дееспособных наследников обусловило Смуту в начале XVII в.

    Билет 13. Вопрос 2. К какому периоду отечественной истории относится появление понятий «всероссийский рынок», «мануфактуры», «Новоторговый устав»? Объясните, с какими процессами они были связаны.

    Перечисленные понятия относятся к XVII веку. XVII век вошел в историю под названием «но­вый период в истории России». Новшества были связаны с возникновением первых мануфак­тур— предприятий капиталистического типа. Признаки: круп­ное производство, разделение труда по операци­ям, применение ручного труда. Особенности:

    • применение не наемного, а в основном кре­постного труда.

    • в качестве организаторов выступали не раз­богатевшие купцы и ремесленники, как в Запад­ной Европе, а государство (в 80% случаев) и знат­ные бояре (бояре Морозовы и Милославские).

    В целом же мануфактуры играли пока еще незначительную роль в экономике, обслуживали в основном военные нужды (оружейные ману­фактуры в Туле). Господствовало по-прежнему натуральное хозяйство, а в городах — мелкото­варное производство.

    Второе новшество — это начало складывания в середине XVII в. единого всероссийского рынка. Его признаки: единая денежная и нало­говая системы, единая система мер и весов, еди­ное экономическое пространство, т. е. отсутствие внутренних таможенных барьеров между облас­тями. Способствовал росту товарно-денежных отношений, сокращению натурального хозяйства, мелкотоварного производства. Политическое объединение закрепилось экономическим, что привело в XVII в. к укреплению централизации России.

    Третье новшество касается экономической политики правительства, которая характеризу­ется переходом к протекционизму — поощри­тельной политике по отношению к отечествен­ным купцам и производителям, их защите от конкуренции со стороны иностранных купцов. Это новшество связано с именем А. Л. Ордин-Нащокина — фактического руководителя прави­тельства в 1660-е гг.

    1653 г. — Торговый устав, установивший вместо множества торговых пошлин одну — в размере 5% от стоимости товара. С иностран­ных купцов бралось 6% и еще 2% , если они про­давали свой товар не в пограничных городах, а везли его в глубь страны.

    1667 г. — Новоторговый устав, носивший еще более протекционистский характер. Ино­странные купцы должны были платить при въез­де в страну 5-процентную пошлину, а если везли товар в глубь страны, то 10-процентную. Кроме того, они могли торговать только оптом и только с русскими купцами, а не между собой.

    Билет 14. Вопрос 2. С событиями какой из войн XVIII в. связаны названия Нарва, Лесная, Полтава, Гангут? Раскройте место и значение каждого из этих событий в истории войны.

    Речь идет о Северной войне 1700 – 1721 гг.

    Причина войны – борьба со Швецией за выход к Балтийскому морю.

    Основные даты и события:

    1701 г. – поражение русских войск под Нарвой.Шведы потеряли 3 тыс. человек, а русские – 8 тыс. солдат, 145 пушек и все запасы продовольствия и снаряжения. В итоге русская армия в самом начале войны осталась без артиллерии. Петр I приказал снимать колокола с церквей и переплавлять их в пушки. В народе о нем заговорили как о «царе-антихристе». Карл XII посчитал, что Россия более не представляет для него опасности.

    28 сентября 1708 г. – победа русских войск на р. Сожа у деревни Лесная, был захвачен шведский обоз, двигавшийся на помощь Карлу XII, который остался без продовольствия и боеприпасов.Значение: Впоследствии Петр I назвал сражение под Лесной «матерью Полтавской баталии». Карл XII вынужден был отказаться от похода на Москву.

    27 июня 1709 г. – Полтавская битва. Генеральное сражение Северной войны. Шведские войска разбиты. Эта победа стала переломной в войне. Вырос международный престиж России, вся Прибалтика вошла в состав России. Карл XII бежал в Турцию.

    1714 г. – победа русского флота у мыса Гангут. Окончательная победа над Швецией.

    1721 г. – Ништадтский мир. Россия получила выход к Балтийскому морю, Прибалтику, часть Карелии. Россия стала великой европейской державой.

    Билет 15. Вопрос 2. Объясните, как менялся характер внутренней политики Александра I в первой и второй половине его царствования. В чем это выразилось?

    Вся внутренняя по­литика этого периода была на­прямую связана с личностью нового императо­ра — Александра I (1801—1825), с изменением его взглядов. Во внутренней политике этого пе­риода можно выделить два этапа.

    1.Либеральные реформы (1801— 1820). Характерная черта первого этапа— по­пытки проведения широкомасштабных реформ. Причины перехода правительства Александра I к реформам: прежде всего, это личные взгляды императора, воспитанного в духе идеалов Про­свещения.

    Попытки крестьянской реформы:

    • 1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах». Значение его принятия: первая реальная попыт­ка начать ликвидацию крепостного права путем выкупа крестьян целыми семьями или селами, по обоюдно­му согласию с помещиком. Но на практике указ не сыграл заметной роли: к 1858 г. было осво­бождено всего 152 тыс. душ, или 1,5%;

    Итоги: был сделан первый шаг к ликвида­ции крепостного права, но само оно ликвидиро­вано не было, так как подавляющее большинство помещиков выступало против этого.

    Попытки реформы государственного строя:

    • 1801 г. — начало деятельности Негласного комитета. Разработка проектов ре­форм, в том числе проекта Жалованной грамоты российскому народу. Она должна была предоста­вить всему населению гражданские права и рас­сматривалась как часть будущей конституции, но так и не была опубликована.

    • 1809 г. — конституционный проект Сперан­ского. Остался нере­ализованным. Будь проект реализован в России установилась бы конституционная монархия

    Вывод: большинство реформ Александра I окончились неудачей. Причины этого:

    • дворянство ре­формы не поддержало;

    • личные качества Александра I — слабая во­ля, колебания, боязнь дворцового переворота;

    • Россия вела непрерывные войны, в этой об­становке было не до реформ.

    2. Переход к консервативной по­литике (1820—1825). Второй этап внутренней политики Александра I ознаменовался постепен­ным отказом от реформ и переходом к консерва­ции сложившихся отношений. Причины: ре­волюционная волна в Европе 1820-х гг., разоча­рование императора в возможности с помощью реформ предотвратить революцию.

    - организация военных поселений. С одной стороны, это была по­пытка решить проблему финансирования армии, с другой — один из косвенных способов решения крестьянского вопроса: через 25 лет службы во­енный поселенец получал свободу. Следует отме­тить, что военные поселения вызывали возмуще­ние как простого народа (восстания в Чугуеве и под Новгородом в 1819 г., в Семеновском полку в 1820 г. из-за крайне жестоких порядков, царивших в поселениях.), так и просвещенного дворянства.

    В заключение необходимо подвести итоги правления Александра I.

    Билет 16. Вопрос 2. Когда в истории России происходили дворцовые перевороты? Объясните, к каким последствиям они привели.

    Эпохой дворцовых переворотов в истории России называют краткий (37 лет) период, когда при помощи оружия происходила смена правителей России. Нача­ло ей положила смерть Петра I, а завершилась эта эпоха во­царением императрицы Екатерины II. Главной при­чиной частоты и легкости переворотов было усиление роли гвардии в государственных делах. Существовавший порядок наследования престола (Петра I, по которому монарх сам мог назначить наследника) вел к уси­лению дворцовых интриг и острой борьбе за власть. Каждая из сторон в этой борьбе была вынуждена обращаться за помо­щью к гвардейским полкам. Не удивительно, что главным со­держанием внутренней политики этих лет было расширение и укрепление привилегий дворянства. Нет ничего удивительного в том, что дворянство сумело добиться исполнения многих своих желаний. Исчезли различия меж­ду вотчиной и поместьем, владельческие права дворян на землю были гарантированы. Собствен­ность на крепостных стала сословной привилегией дворянства, оно получило огромную судебно-поли-цейскую власть над крестьянами, право ссылать их в Сибирь без суда, продавать без земли. Срок во­енной службы был ограничен 25 годами, учрежден кадетский корпус, дворянские отроки могли запи­сываться в полки и не начинать службу солдатами. Апогеем стал манифест Петра III о вольности дво­рянства, освободивший дворян от обязательной службы.

    Екатерина I(1725-1727). Петр II (1727-1730).  Анна Иоанновна (1730-1740).  Иван VI(1740-1741).  Елизавета (1741-1761).  Петр III(1761-1762).  Екатерина II(1762-1796).

    С воцарением Екатерины II в России закончился период дворцо­вых переворотов.

    Билет 17. Вопрос 2. С какими событиями в истории России связаны понятия «самозванец», «семибоярщина», «тушинский вор»? Объясните, чем эти события были вызваны.

    Перечисленные понятия связаны с периодом, вошедшим в отечественную историю как смутное время

    Начало XVII в. было отмечено Смутой, длившейся более десяти лет. Ее главными причинами были заметное ухудшение экономического положения страны в результате нескольких неурожайных лет и обострение недовольства властью царя Бориса Годунова со стороны практически всех слоев населения. Бояре были недовольны недостаточно знатным происхождением царя, часть дворян — перебоями с выплатой жалованья. Многие крестьяне, испытавшие усиление крепостного бремени, оказались на грани выживания. В этих условиях стали появляться «самозванцы»

    Появились слухи о том, что сын Ивана Грозного — царевич Дмитрий не погиб. Вскоре в Польше появился человек, называвший себя спасшимся сыном Ивана Грозного - Лжедмитрий. Осенью 1607 г. при поддержке поляков появился новый самозванец — Лжедмитрий II, также объявивший себя «чудом спасшимся» царем Дми­трием. При поддержке поляков он сумел дойти до самой Москвы, где в предместье Ту­шино создал собственный двор, боярскую думу, приказы. Самозванец раздавал земли и должности тем, кто изъявил же­лание его поддержать. В этих условиях, не имея сил для раз­грома «тушинского вора», Василий Шуйский обратился за во­енной помощью к Швеции, направившей свою армию в Россию. Войска самозванца были разбиты, а вскоре погиб и он сам. Но русско-шведский союз послужил поводом для во­енного вмешательства Польши, которая находилась в состоя­нии войны со Швецией. Польская армия двинулась на Моск­ву, русские войска не могли ей успешно противостоять. Василий Шуйский в результате заговора был свергнут и на­сильно пострижен в монахи. В Москве было образовано вре­менное правительство из семи бояр («семибоярщина»), кото­рое впустило в город польские войска и пригласило на царский престол польского королевича Владислава.

    Угроза утраты национальной независимости вызвала мас­совые волнения населения. В южных районах России стало формироваться народное ополчение, в состав которого вошли посадские люди, часть казаков и дворян, остатки армии Лжедмитрия II. Последствия Смуты и интервенции для России были крайне тяжелыми. Страна оказалась отброшена в своем развитии на несколько десятков лет. Однако, несмотря на суровые испытания, российская государственность была сохранена.

    Билет 18. Вопрос 2. Объясните, почему XVII в. отечественной истории был назван «бунташным». Какие события дали основание для этого названия?

    В целом XVII в. охарактеризован современниками как «бунташный», так как население яростно сопротивлялось закрепощению.

    В царствование Алексея Михайловича происходит ряд на­родных волнений: это Медный и Соляной бунты в 1648 и 1662 гг., серия городских восстаний 1650-1652 гг. и самое крупное крестьян­ское восстание - под руководством Степана Разина, 1667-1671 гг.

    Восстания были вызваны как отдельными действиями вла­стей (налог на соль, злоупотребления при введении медных денег), так и общим ухудшением жизни народа, связанным с ужесточаю­щимся закрепощением крестьян, увеличением налогов, цен и т. д. Нельзя забывать и о том, что Россия должна была постоянно выдер­живать большое военное напряжение: военные расходы во второй половине XVII в. достигали 67 % доходов казны.

    Билет 19. Вопрос 2. Сравните взгляды славянофилов и западников на пути развития России. Объясните, в чем заключались основные различия.

    ЗАПАДНИКИ, представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 — 50-х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители: И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев и др. После крестьянской реформы 1861 западники сблизились со славянофилами на почве либерализма. Взгляды западников (особенно их конституционные проекты) получили дальнейшее развитие в программах российских либеральных организаций и групп кон. 19 — нач. 20 вв.

    СЛАВЯНОФИЛЫ, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в.; выступали с идеей особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, видели ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные представители: братья Аксаковы. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев и др. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 многие славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма.

    Билет 20. Вопрос 2. С какими событиями отечественной истории связаны понятия «выкупные платежи», «отрезки», «уставные грамоты», «временнообязанные крестьяне»? Объясните, как они характеризуют эти события.

    Перечисленные понятия относятся к реформе Александра II – отмена крепостного права в России.

    19 февраля 1861 г. — Манифест об отмене крепостного права и «Положение 19 февраля», в котором разъяснялись условия освобождения. Крестьяне получили личную свободу и ряд граж­данских прав, а также надел земли.

    Временнообязанные крестьяне: крестьянин продолжал платить оброк и нести другие повинности, пока не накопит 20— 25% выкупной суммы;

    Выкупные платежи: 75— 80% выкупа помещикам сразу выплачивала каз­на, 20—25% платил крестьянин. Сумма выку­па, уплаченного государством, взыскивалась с крестьянина в течение 49 лет с процентами.

    Размер выкупа определялся на основе принципа капитализации оброка из расчета 6% годовых, т. е. нужно было внести такой капитал, который, будучи положен в банк, приносил бы помещику в качестве 6% годовых сумму, равную прежнему годовому оброку.

    УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ фиксировали отношения помещика с временнообязанными крестьянами по Положениям 19 февраля 1861, устанавливали размер надела и повинности за пользование им.

    ОТРЕЗКИ - часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 в пользу помещиков. Отрезки в основном производились, если надел превышал высшую норму, установленную «Положениями» 19 февраля 1861.

    Билет 21. Вопрос 2. К какому периоду отечественной истории относится понятие «золотой век русской культуры»? Творчество каких деятелей культуры дало основание для этого названия?

    Первую половину XIX века называют «золотым ве­ком» русской культуры, так как время после Отече­ственной войны 1812 г. характеризовалось расцветом всех видов художественного творчества. Он был под­готовлен духовным климатом времен «просвещенного абсолютизма» и творческим осмыслением достижений западной культуры.

    Литература. Автор повести «Бедная Лиза» Н. М. Ка­рамзин, представитель сентиментализма, много сделал для взаимного сближения литературного и разговорно­го языка, А. С. Пушкин — для создания современного литературного языка. Его перу принадлежат произведе­ния всех основных литературных жанров — роман (в сти­хах) «Евгений Онегин», повести «Дубровский», «Капи­танская дочка», «Пиковая дама», поэмы «Медный всад­ник», «Полтава», «Бахчисарайский фонтан», любовная лирика, сказки и др. В духе романтизма писали Жу­ковский, ранний Пушкин, К. Н. Батюшков, М. Ю. Лер­монтов. Основы реализма заложили А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. С. Грибоедов. Поэты-философы — Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев. Мастера басенного жанра — И. А. Крылов, И. И.Дмитриев

    В живописи главенствовал романтизм. Мастерами портрета были В. А. Тропинин («Кружевница»), О. А. Кипренский (портреты Пушкина, Жуковского, автопортрет), монументальной живописи — К. П. Брюллов («Последний день Помпеи», «Всадница»), жанро­вой живописи — П. А. Федотов, в творчестве которого уже чувствовалось влияние реализма («Завтрак аристок­рата», «Свежий кавалер», «Сватовство майора»).

    В архитектуре господствовал поздний классицизм (ампир). Известны творения А. А. Монферрана (Исаакиевский собор), А. Н. Воронихина (Казанский собор), А. Д. Захарова (здание Адмиралтейства в Санкт-Петер­бурге), О. И. Бове (Большой театр в Москве).

    Шедеврами скульптуры стал памятник Мини­ну и Пожарскому И. П. Мартоса (на Красной площади в Москве).

    Создателем отечественной школы классической му­зыкистал М. И. Глинка, автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Наряду с А. С. Даргомыжским, А. Е. Варламовым, А. А. Алябье­вым Глинка был одним из создателей русского романса.

    Наука. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн пер­выми в России совершили кругосветное плавание. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев открыли Антарк­тиду

    Билет 22. Вопрос 2. Сравните политический строй Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII–XIV вв. Объясните, в чем заключались основные различия.

    Владимиро-Суздальское княже­ство. Главная особенность — сильная княже­ская власть.Причины этого:

    • особенности землевладения — Начиная с Вла­димира Мономаха, князья стали проводить поли­тику привлечения населения на эти земли путем предоставления налоговых льгот. Переселенцы, включая и феодалов из других областей, получа­ли землю из рук князя и поэтому изначально за­висели от него;

    •слабость вечевых традиций в городах (вече – народное собрание) — князья проводили политику основания новых го­родов, в которых народные собрания не созыва­лись;

    • почти все влади­миро-суздальские князья были талантливыми организаторами и военачальниками. (Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский).

    Новгородская земля. Главная осо­бенность — республиканская форма правления с 1136 г. (дата изгнания Всеволода Мстиславича за попытку вмешательства в дела Новгорода).

    Законодательная власть. Высший ор­ган — общегородское вече, в котором участво­вало не все мужское население. Функции вече: принятие законов, установ­ление налогов, рассмотрение вопросов внешней политики, избрание высших должностных лиц — князя, посадника, архиепископа. На деле все ре­шения принимал Совет господ (20—30 человек), а вече лишь голосовало за эти решения.

    Исполнительная власть. Высшее долж­ностное лицо — посадник избирался общегород­ским вече из числа наиболее влиятельных бояр. Его функции: решал вопросы текущего управле­ния, руководил внешней политикой, командовал народным ополчением. Тысяцкий, по сути, по­мощник посадника, отвечал за сбор налогов.

    Судебная власть. Наибольшие полномочия в сфере судебной власти принадлежали архи­епископу, который избирался городским вече и затем утверждался Киевским митрополитом. Кроме того, у него хранились государственная печать и эталоны мер и весов, он вместе с посадником контролировал государ­ственную казну. Частично судебные функции принадлежали также посаднику и князю.

    Князь занимал особое место в структуре уп­равления Новгорода. С 1136 г. он избирался на условиях невмешательства во внутренние де­ла Новгорода. Ему запрещалось приобретать соб­ственность в городе, его резиденция находилась за пределами Новгорода. Главная функция — во­енное руководство.

    Тексты к третьему заданию

    1. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как он назывался. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами… И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».

    Ответ.

    «Повесть временных лет» (общерусский летописный свод, составлен в Киеве во 2-м десятилетии 12 в. Нестором. Текст включает летописные своды 11 в. и другие источники. История Руси в «Повестивременныхлет» связана со всемирной историей и историей славянства. Положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.) Вывод сделан на основании того, что в документе описывается легенда об основании Киева тремя братьями.

    2. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду… и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

    Ответ.

    Ледовое побоище или битва на Чудском озере 5 апреля 1242 г. В отрывке упоминаются участники битвы, время года (весна), место (озеро).

    3. Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы. И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских… И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья… бегите непроторёнными дорогами». И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде… Видя это и прочие… от мала до велика бросились в бегство…»

    Ответ.

    Куликовская битва или Мамаево побоище (8 сентября 1380 г.). В отрывке указано место, участники, а также результата битвы.

    4. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Сей святой старец… предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»

    Ответ.

    Сергий Радонежский. ((ок. 1321-91), основатель Троице-Сергиева монастыря. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского, к которому был близок. Канонизирован русской православной церковью.) В отрывке рассказывается о том, как он благословил кн. Дмитрия Ивановича на сражение на поле Куликовом.

    5. Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое событие. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять, а учинить ему на своём государстве себе опричнину…»

    Ответ.

    Описываемое в отрывке событие связано с деятельностью первого русского царя Ивана IV Грозного.

    6. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком событии в нем говорится. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира» – так кричали на вече бояре и их сторонники».

    Ответ.

    В источнике говориться о восстании в Новгороде, связанном с нежеланием Новгорода войти в состав Московского государства. Относится к периоду правления Ивана III и ко времени образования единого русского государства.

    7. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «…Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нём писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь великий князь гнев свой положил. …Царь повелел учинить ему на своём государстве двор особый…»

    Ответ.

    Речь идет об учреждении опричнины царем Иваном IV.

    8. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как называется период в истории России, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправду спасся и ещё жив. Слух об этом дошёл до Москвы, в простонародье в связи с этим возникли дикие и нелепые мысли».

    Ответ.

    Смутное время.

    9. Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому веку относятся описываемые в нем события. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «…Борис Годунов… начал делать многие неправды: и Бог ему мстил за убиение… а вор Гришка Отрепьев-разстрига принял от Бога месть по делам своим и злою смертию умер; а царя Василия избрали на государство не

    многие люди, и тогда, по вражью действу, многие города не захотели ему служить, а отложились от Московского государства…»

    Ответ.

    Начало XVII в.

    10. Прочтите отрывок из документа, изданного в царствование Екатерины II, и укажите, как называется этот документ. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских государств нам союзных и выезжать в чужие края. Благородным подтверждается право покупать деревни. Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится. Иметь фабрики и заводы по деревням. В вотчинах их заводить местечки и в оных торги и ярмарки. Право иметь или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие».

    Ответ.

    Жалованная грамота дворянам. 1785 г.

    11. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедал с юности, в чём видел своё высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны… возмущение надёжного из надёжнейших Семёновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие – всё это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему всё более недоставало, – решительностью и твёрдостью в своих действиях – Аракчееву».

    Ответ.

    Александр I.

    12. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в каком году происходили описанные события. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны. Войско присягнуло Константину холодно, однако без изъявления неудовольствия. В городе ещё не знали, отречётся ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая ещё не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, что дела останутся в том же положении».

    Ответ.

    1825 г.

    13. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою крови своих подданных». Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещённости. Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».

    Ответ.

    Николай I.

    14. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в ходе какой из войн XIX в. произошли описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «…Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд… Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, но надобно покориться необходимости…»

    Ответ.

    Крымская война (1853-56)

    15. Прочтите отрывок из документа, укажите его название и в каком году он был принят. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощённых, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, – миром, которого самым определённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения монархии, – таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий… и без контрибуций».

    Ответ.

    Декрет о мире (1917 г.)

    16. Прочтите отрывок из декрета Совнаркома и укажите название политики, о которой идет речь в отрывке. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности…»

    Ответ.

    Новая экономическая политика.

    17. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о какой партийно-государственной политике идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так просто придёт и заберёт всё, что он нажил «своим трудом, своими мозолями»… В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, три рабочих лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребёнка…»

    Ответ.

    Коллективизация.

    18. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком периоде советской истории идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «…Разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодёжь была охвачена энтузиазмом…»

    Ответ.

    Индустриализация (1930-е гг.)

    19. Прочтите отрывок из письма, направленного на съезд партии, и укажите, в какие годы происходили описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «…К середняку применили политику, направленную против кулака… Пленум призвал к строжайшей каре за антисередняцкий уклон. Постановляем одно, а на деле проводим другое. …В силу массового применения репрессивных мер к середняку и бедняку середняк варварски уничтожил не только товарный скот, но и племенной и другие виды продукции первой необходимости. Последние являлись пока ещё основными источниками снабжения индустриальных центров».

    Ответ.

    1932 – 1933 гг. Массовый голод.

    20. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала Г.К. Жукова и укажите, как называлась политика руководства СССР, приведшая к описываемым результатам. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «…Мощная база обороны страны была создана. Как же выглядела наша армия после технической реконструкции, проведённой в предвоенные пятилетки? В целом она превратилась из технически отсталой в передовую современную армию… Были построены десятки и сотни оборонных предприятий».

    Ответ.

    Повышение обороноспособности СССР.

    21. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала К.К. Рокоссовского и назовите город, в котором происходила описанная битва. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «В кольце… оказалось двадцать две дивизии… Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение… Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавленные».

    Ответ.

    Сталинград.

    22. Прочтите отрывок из воспоминаний руководителя СССР, активного участника описываемых событий, и назовите их автора. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Вопрос стоял так: или партия открыто по-ленински осудит допущенные в период культа личностиошибки и извращения, отвергнет те методы партийного и государственного руководства, которые стали тормозом для движения вперёд, или в партии возьмут верх силы, цеплявшиеся за старое, сопротивлявшиеся всему новому, творческому. Именно так остро был поставлен вопрос».

    Ответ.

    Никита Сергеевич Хрущев.

    23. Прочтите отрывок из книги и назовите фамилию ее автора. Объясните, на основании чего вы ее определили.

    «Корабль вышел на орбиту – широкую космическую магистраль. Наступила невесомость – то самое состояние, о котором ещё в детстве я читалв книгах К.Э. Циолковского. Сначала это чувство было необычным, но вскорея привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданнуюв полёт. «Интересно, что скажут люди на Земле, когда им сообщат о моёмполёте», – подумалось мне… В 10 часов 35 минут «Восток», облетев земнойшар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябьполе…»

    Ответ.

    Юрий Алексеевич Гагарин.

    24. Прочтите отрывок из выступления Президента СССР и назовите его фамилию. Объясните, на основании чего вы ее определили.

    «Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны».

    Ответ.

    Михаил Сергеевич Горбачев.

    25. Прочтите отрывок из Указа Президента РСФСР Б.Н. Ельцина и назовите событие, в связи с которым был издан этот Указ. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся не чем иным, как государственным преступлением».

    Ответ.

    Август 1991 г. Путч. Организация государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП)



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) девятиклассники! здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты удачи в изучении учитель истории билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в

      Экзаменационные билеты
      ... ОтветынаэкзаменационныебилетыпоисторииРоссии (9 класс) Девятиклассники!Здесьвыложеныприблизительныеответынановыеэкзаменационныебилеты. Удачи в изучении. Т.М. Середина, учительистории. Билет № 1. Вопрос 1. ДревняяРусь в IXначалеXII ...
    2. Рекомендовано к публикации решением ученого совета

      Книга
      ... «в традиционных экзаменационныхбилетах их обычно ... ответовнавопросы тестов. В этом году 11-й класс у нас выпускали два сильнейших учителя ... новойРоссии. В русской литературе есть и философия жизни настоящая, и история... Можно историю изучать по ...
    3. Под редакцией профессора образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

      Список учебников
      ... учитель, по-моему, еще в пятом классе ... поизучению английского языка «Мой новый ... лиц. Ответнавопрос что? в начале сообщения ... России: Энциклопедия. М., 1994. Народы России: Энциклопедия. М., 1994. Отечественная история. ИсторияРоссии с древнейших ...

    Другие похожие документы..