Главная > Документ


ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ

Сборник методических рекомендаций

Социального центра «Попечение» при храме во имя

святой великомученицы Екатерины и КРОМО «Равновесие»

(г. Петрозаводск) / Под ред. Калачевой В. А., к.п.н.

Армия доброй воли

Американский университет им. Дж. Хопкинса в конце 90-х гг. ХХ в. провел исследование в 22-х странах, которое показало, что суммарное количество времени труда добровольцев эквивалентно труду 10,5 млн. человек, работающих полный рабочий день. Число волонтеров только в 36 странах мира по подсчетам того же университета — свыше 131,557 млн. человек.

В современной России добровольчество пока не стало нормой повседневной жизни. Тем не менее, появляются общественные организации или отдельные личности, которые стараются по мере своих сил дарить усилия и время тому, кто в них остро нуждается.

Если бегло просмотреть словарные статьи о слове «доброволец» («волонтер»), то сразу же бросается в глаза связь этого понятия с армией: вольнослужащий; причисленный на своем иждивении и по своей воле, в военное время, к войску, но не вступивший в службу (словарь В. И. Даля); человек, добровольно вступивший в действующую армию (Толковый словарь Ожегова) и т. д. И лишь в современном словаре по праву упоминается добровольная работа социальной направленности, что свидетельствует о недостаточной закрепленности последнего значения в массовом сознании. В социальных науках существует разделение этих синонимичных терминов: волонтер — человек, который безвозмездно участвует в общественно-полезной деятельности на основе осознанного свободного выбора, а доброволец — это благотворитель, жертвующий свой труд на благо окружающих.

Тем не менее, воинственный дух добровольческого движения остается неизменным во все времена. Встав на путь волонтера ли, добровольца, одержимого идеей бескорыстной помощи людям, человеку придется стоически выдержать «осаду» своей семьи («самим есть нечего!», «лучше б дома помог!», «и без тебя обойдутся!» и т. д.), приятелей (« тебе чего, больше всех надо?») ну и общества («чего-то выгадать хочешь?»). Это раньше меценатство было в почете, и русская царица своих дочерей определяла в госпиталь, руководствуясь соображениями милосердия и спасения детских душ, теперь человек человеку — чаще всего никто, чужой, а то и потенциальный враг, поэтому какая бы то ни было общественная деятельность воспринимается с большим подозрением.

После осады надо создать стратегию работы с социально незащищенными категориями граждан и овладеть тактикой борьбы с контролирующими организациями и бдительной общественностью. В газете хвалят, когда вы помогли, допустим, детдому одноразово под эгидой предвыборной компании какой-то партии, в выгодном ракурсе попозировали перед телекамерами. А если ваша долговременная помощь принесла большие плоды в виде сотен усыновленных — вы мишень номер один для провокаций и ненависти. Почему? Сокращается численность воспитанников — сокращается количество детдомов, а значит, и количество рабочих мест. И таких примеров — сотни. Поэтому путь волонтеров тернист и куда сложнее любой компьютерной «стратегии».

Однако некоторых это не пугает. В добровольческом труде можно выделить «три структурные составляющие трудового потенциала, которые раскрываются через количественные и качественные характеристики. К ним относятся:

- демографическая составляющая: абсолютные и относительные показатели субъектов добровольчества — доля населения, охваченная добровольчеством, а также показатели пола, возраста, территории. В развитых странах в добровольчестве участвуют все группы населения. По расчетам Л. А. Кудринской, в России от 876 тыс. до 1752 тыс. добровольцев. Это, прежде всего, очно учащаяся молодежь, чаще женщины;

- статусно-профессиональная: показатели профессии, образования, социального статуса и дохода. В развитых странах участие в волонтерстве положительно коррелирует с уровнем доходов, уровнем образования, статуса. В России молодые люди с гуманитарной профессией и более образованные чаще становятся добровольцами;

- социально-психологическая: характеристики личностной структуры волонтера — социальная ответственность, социальная активность, готовность к бескорыстному служению обществу, альтруизм, нравственность, экстравертированность, доброжелательность, уравновешенность, убежденность в нужности своего труда. Эти качества были выявлены на основе результатов западных исследований, которые показали наличие психологической предрасположенности к добровольчеству» (Кудринская Л. А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции / Л. А. Кудринская // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. — С. 25).

Таким образом, образ добровольца рисуется весьма привлекательным: молодая образованная преуспевающая женщина, готовая к бескорыстному служению своему ближнему.

Не зря ситуация с добровольчеством в России изменяется в сторону лозунга: добровольчество — модно, престижно, значимо. Много пишут о том, что это качественно новая форма гражданского участия в жизни общества, фактор развития общественных отношений на основе решения социально-значимым проблем и т. д. Добровольческое движение может стать для молодежи хорошей стартовой площадкой в жизни, поскольку учит правильно функционировать в современном обществе, находить новых друзей, получать опыт и разнообразные навыки.

С одной стороны, данные материалы имеют большую социальную значимость, потому что показывают, что добровольчество — не психиатрический диагноз, а нечто, обладающее ценностным потенциалом. С другой, — существует опасность демагогии.

В школах сейчас, допустим, в спешном порядке заводят «портфолио выпускника», где как в Америке, коллекционируются все достижения — от спортивных до социально ориентированных. Опекаешь больную бабушку, получи бумажку от соответствующей организации, положи в портфолио. Гладишь, в МГУ возьмут. Школа отчитается опять же за нравственное воспитание. Волонтерство — ведь это здорово! И сколько в «мероприятийной педагогике» можно придумать «недель добра» и «дней милосердия». Портфолио лопнет. Поэтому думается, весь этот пафос в скором времени сведется к насыщенной «бумажной жизни», когда не важно, что сделал, а важно, насколько красиво оформил отчет.

На самом же деле, нужно без «имиджей», лозунгов и формулировок, взять за основу идеологию «малых дел». Плохо брошенным детям в больницах — будем без шума и демонстраций посещать их. Заболела бабушка на лестничной площадке — пойду схожу ей за продуктами и лекарствами. Замерзает бомж на дороге — свезу в ночлежку. Но этот путь хорош для одиночки.

Если же вы организация, то существует множество тонкостей и «подводных камней», преодолеть которые с минимумом потерь Вам постарается помочь этот сборник, призванный показать сущность и функции добровольческого труда в современном обществе, его содержание, характер, условия эффективной организации, потенциал и основные факторы его развития с учетом регионального опыта.

В основу сборника положен практический опыт семилетней работы Карельской Региональной Общественной Молодежной Организации «Равновеие» и Социального центра «Попечение» при храме во имя святой великомученицы Екатерины г. Петрозаводска (Петрозаводская и Карельская епархия, Московский Патриархат Русской Православной Церкви). В книге содержится несколько глав: об организациях (КРОМО «Равновесие» и центре «Попечение»), о добровольчестве, о специфике работы с различными социальными группами нуждающихся — отказными детьми, содержащимися в детских больницах, бездомными, заключенными, детьми-сиротами, многодетными семьями, тяжелобольными людьми. Также приведено множество полезных советов — с чего начать добровольческую деятельность, как правильно искать деньги для помощи тяжелобольному родственнику, в чем нуждаются заключенные, какие документы нужны для усыновления и т. д. В Приложениях помещены таблицы запроса социальных групп нуждающихся Карелии, указаны формы оказания помощи (координатор — центр «Попечение») адреса детских домов и исправительных колоний Карелии, а также приведена информация об истории безнадзорности в России.

Авторство материалов принадлежит Александру Гезалову, председателю КРОМО «Равновесие» и Попечительского Совета УФСИН России по Карелии, кроме тех случаев, где указан иной автор.

Валентина Калачева, редактор вестника «Попечение»,

кандидат педагогических наук

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПОЗВОЛЬТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ

О деятельности социального центра «Попечение»

при храме во имя святой великомученицы Екатерины г. Петрозаводска


Храм во имя святой великомученицы Екатерины г. Петрозаводска

Руководитель центра: протоиерей Андрей Верещагин, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины.

Консультант центра: Александр Гезалов, председатель КРОМО «Равновесие».

Актуальность создания социального центра «Попечение» при храме во имя святой великомученицы Екатерины обусловлена, прежде всего, тем, что с древнейших времен Православная Церковь являлась образцом милосердия и сострадания к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, основываясь на словах Спасителя «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37 — 40). В течение последних лет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно обращался к пастве со словами обратить особое внимание на вопросы социального служения на приходах, организация которого несет важную миссию в обществе и, помимо решения насущных людских проблем, имеет и миссионерскую значимость, ибо как древо узнается по плодам, так и христианин — по делам.

Говоря о создании центра, нельзя упускать его огромный воспитательный потенциал для самих православных воцерковленных людей. К сожалению, в наш век любовь к ближнему часто понимается формально: не нагрубил, не толкнул, не прогневался, не ударил… Люди, приученные к агрессии средствами массовой информации, рекламой, современной массовой культурой, принимают равнодушное отношение за христиански приемлемое и часто стараются «откупиться» от участия в судьбе другого деньгами. Укором для многих звучат апостольские слова о том, «что вера без дел мертва». Центр «Попечение» призван вовлечь прихожан в социально значимую деятельность, научить формам оказания помощи нуждающимся, направить консолидированные усилия в нужной русло.

На сегодняшний день можно констатировать низкий уровень поддержки нуждающихся людей, которым необходима помощь как государства, общества, так и Православной Церкви. Разрозненность структур, занимающихся помощью нуждающимся, также является отрицательным фактором социального служения. Для решения данных проблем приход храма во имя святой великомученицы Екатерины создал социальный центр «Попечение» (отдела социального служения).

Цель проекта: создание эффективной системы помощи нуждающимся Петрозаводска.

Задачи проекта:

1.организация и реализация специальных программ и мероприятий, направленных на оказание помощи нуждающимся жителям Петрозаводска;

2. популяризация накопленного опыта социальной работы среди населения;

3. создание условий для социально значимой деятельности прихожан храма, в том числе — подростков.

Адресность проекта

Деятельность Центра «Попечение» направлена на следующие социальные группы:

1. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

2. осужденные (подростки и женщины);

3. престарелые, ветераны войн;

4. бездомные;

5. кризисные семьи;

6. отказные дети.

Организационные аспекты проекта

Формы работы:

1. духовное окормление;

2. материальная поддержка;

3. социализация и адаптация в современной жизненной ситуации.

Методы работы:

1. взаимодействие с органами региональной и муниципальной власти;

2. организация регулярных поддерживающих встреч с социальными группами;

3. создание разно-форменных условий поддержки нуждающихся;

4. обучение желающих основам социальной деятельности;

5. проведение просветительских обучающих семинаров, лекториев, круглых столов;

6. выпуск печатных и электронных СМИ, использование медийных ресурсов.

Технологии (по социальным группам).

I. Бездомные:

1. организация поддерживающей (сезонной) столовой;

2. оказание помощи в восстановлении документов;

3. гуманитарная поддержка;

4. поиск работы;

5. помощь в предоставлении жилья;

6. витаминизация, медицинская поддержка;

7. духовное попечение.

II. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей:

1. организация культурно-спортивных программ в рамках сиротских учреждений;

2. духовное окормление сиротских учреждений (участие в таинствах, церковных праздниках), в том числе — воспитательского состава;

3. оказание содействия в подборе значимых людей для реализации программы «Гостевой режим»;

4. оказание содействия в трудоустройстве;

5. реализация обучающих программ;

6. возможное участие в усыновлении и удочерении детей-сирот.

III. Отказные дети больниц:

1. материальная поддержка («памперсы», игрушки, одежда, медикаменты, санитарно-гигиенические принадлежности и т.д.);

2. участие в жизни детей добровольцев прихода;

3. крещение новорожденных отказных детей, дальнейшее духовное попечение;

4. духовная и материальная поддержка персонала больниц.

IV. Престарелые, ветераны войн:

1. патронажное посещение на дому;

2. патронажное посещение находящихся в госпиталях и больницах;

3. выдача поддерживающих продуктовых пакетов;

4. закрепление за каждым ветераном добровольца;

5. медицинский уход;

6. улучшение жилищных условий, ремонт жилья, помощь на дому, покупка продуктов и т.д.

V. Осужденные (женщины и подростки):

1. патронажное посещение женщин и подростков СИЗО № 1;

2. гуманитарная и материальная поддержка;

3. реализация права на свободу вероисповедания (участие в таинствах, духовное попечение).

VI. Кризисные семьи:

1. духовные беседы;

2. поиск работы;

3. проведение патронажных рейдов;

4. материальная поддержка;

5. помощь семенами;

6. лоббистская помощь в органах власти.

Дополнительные программы:

1. летние и сезонные лагеря для детей и подростков;

2. спортивная секция (общая физическая подготовка);

3. кружки эстетической направленности;

4. общий хор для желающих;

5. обучение навыкам владения персональным компьютером;

6. обучения навыкам социальной работы;

7. фото- и видеостудия;

8. юридическая помощь.

Ожидаемый результат

К прогнозируемым результатам работы Центра «Попечение» можно отнести следующие:

1. повышение уровня и улучшение качества помощи нуждающимся;

2. организованное взаимодействие с государственными и муниципальными органами;

3. снижение уровня социальной напряженности в Петрозаводске;

4. повышение уровня социальной адаптации горожан;

5. улучшение психологического климата в опекаемых семьях;

6. уменьшение количества детей, поступающих в детские дома и приюты;

7. активное участие прихожан храма в жизни нуждающихся;

8. появление большего количества желающих (добровольцев) помогать нуждающимся в городе;

9. трансляция опыта социальной работы Центра «Попечение» в другие регионы РФ;

10. повышение доверия к Русской Православной Церкви у населения;

11. возрастание числа православных христиан, включенных в социальное служение;

12. создание и работа Попечительского совета Центра «Попечение».

Всех скорбящих — утешение

(О деятельности КРОМО «Равновесие»)

Ну вот и настало время, когда чадо уже вполне серьезно может отвечать за себя и свои поступки. КРОМО «Равновесие» (г. Петрозаводск) можно поздравить с семилетием. Возраст для общественной организации солидный. Особенно для той, которая занимается «черной работой»: опекает больных, бездомных, сирот, заключенных, то есть тех, кому, несмотря на засилье бравурных лозунгов о великих достижениях, живется несладко. Многое пережито — и взлетов, и падений. В дебете — доброе имя, в кредите — непочатый край проблем.

«Помогите!»

— несется со всех сторон. У Александра Гезалова, председателя организации, похоже, сотовый из тугоплавкого материала — иначе давно бы расплавился. Звонят со всех концов Карелии, да и не только. Помню, зимой Александру дали знать о замерзающем монастыре где-то в центральной полосе. У монахов не хватало дров. И что вы думаете? Гезалов их каким-то образом нашел, сидя в Петрозаводске.

Об акции «Сухая попа» не слышал разве что глухой. Потоки информации, инициированные «Равновесием», буквально обрушиваются на всех — дети, брошенные своими родителями, как ненужный хлам, страдают в больницах города. Они лишены спокойного сна и прогулок — не хватает одноразовых подгузников. Со страниц газет на нас глядят полные боли глаза малышей. Люди начинают задумываться над судьбами

Александр Гезалов. Фото В. Ларионова

этих детей, и, как результат, — проблема с «памперсами» решается.

Если же заглянуть на сайт организации «Сиротская душа» (www.sirotinka.ru), то можно содрогнуться от количества людей, попавших в беду.

«Аня заболела лейкозом в 14 лет. Потом было долгое лечение. 5-летняя ремиссия. Нормальная жизнь. Учеба в школе и институте. Появление в лексиконе будущего времени. Рецидив. Будущее время уходит в подсознание». Требуются деньги на лечение.

«Диана родилась 21 сентября 2004 года. Она — наша единственная девочка, дочка, которую мы хотели и ждали с нетерпением. Диагноз: атрезия желчных ходов. Необходима операция по пересадке печени. Печень ребенка неумолимо разрушается. Без пересадки мы можем лишиться нашей маленькой девочки».

Таких Настенек, Диан, Олегов, Иришек, чья жизнь находится в опасности — сотни. И КРОМО «Равновесие», имеющее возможность широкой информационной поддержки и опыт сбора средств на лечение, — может стать их последней надеждой на будущее. Так уж сложилось, что к одинокому крику о помощи стали относиться с недоверием — слишком много развелось мошенников, которые, рассчитывая на чужое милосердие, считают подобный сбор средств методом зарабатывания денег. Да и благотворительностью в нашей стране не спешат заниматься. Мало того, что законодательство в этой области оставляет желать лучшего, так еще и имидж меценатам СМИ создают такой, что только у преступника-рецедивиста хуже. Они и «грехи свои покрывают», и «дадут рубль, отмоют — десять». А что этот рубль несчастный поможет родителям ребенка спасти, почему-то никому в голову не приходит, как и то, что человек может бескорыстно пожертвовать что-то ради спасения ближнего своего.

Успеть к каждому

После тяжелейшей проделанной работы на сайте КРОМО «Равновесие» появляется «Партнерское обращение: С терпением и любовью»:

«КРОМО «Равновесие» — небольшая по численности организация, в состав которой входят несколько студентов петрозаводских ВУЗов. При том, что добровольцев в КРОМО «Равновесие» катастрофически не хватает, организация старается, как может помогать детям-сиротам, осужденным, бездомным, отказным детям, находящимся в больницах, строить православные храмы. Иногда одновременно в организацию могут обратиться несколько нуждающихся. Мы не отказываем никому, поэтому к нам, бывает, невозможно дозвониться или организовать личную встречу с членами «Равновесия». Мы просим понимания, терпения и осознания того, что мы не можем быть всюду и со всеми. Если мы где-то чего-то не успеваем, просим постараться понять и принять это как данность — у нас слишком большой формат общественной работы. С уважением, КРОМО «Равновесие».

И люди терпят, потому что не хотят терять надежду, спасительную ниточку между своим горем и миром, где еще не перевелись добрые люди. А ведь сбор средств на лечение — это только одно из направлений работы КРОМО «Равновесие». Есть еще и заключенные, которые нуждаются в ремонте камер, одежде, создании условий для перевоспитания, реализации духовных потребностей. Буквально на днях КРОМО «Равновесие» совместно с молодежным отделом Петрозаводской и Карельской епархии завершило работу по возведению небольшой часовенки во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в СИЗО № 1 г. Петрозаводска. Часовня в скором времени будет установлена во дворике следственного изолятора. А до этого усилиями организации возведено три храма, украсивших город Петрозаводск и село Машезеро.

Скоро по городу станет ездить автобус, с которого будут кормить бездомных. КРОМО «Равновесие» также помогает в работе с бездомными детьми Народному движению «Курский вокзал — бездомные дети». Зимой 2005 — 2006 г. Александр Гезалов выезжал в Москву, где помог организовать это движение. Был очерчен круг основных задач и стала реализовываться программа по выполнению самых насущных нужд беспризорников — снабжение теплой одеждой, горячим питанием.

Также «Равновесие» создало клуб для будущих выпускников детдомов «Твои горизонты». Не секрет, что выпускники детских домов с большим трудом привыкают к самостоятельной жизни и имеют низкий уровень адаптивных навыков. Клуб помогает ребятам сформировать оптимистичный взгляд в будущее, получить навыки общения в обществе, работы с необходимыми каждому человеку документами — теми же квитанциями за коммунальные услуги. Также в задачи клуба входит профориентация выпускников сиротских учреждений.

А сколько детей-сирот нашли родителей, почти 1500 детишек живут в новых семьях, все это благодаря программе организации — «Ищу маму». Не оставлены вниманием и родители-подростки. Уже несколько лет существует клуб несовершеннолетних родителей, где они получают моральную и материальную поддержку.

И также, что очень важно в наше время, «Равновесие» занимается просвещением граждан в вопросах усыновления, социальной работы, благотворительности, заставляет их взглянуть с состраданием на тех, кому тяжело, протянуть им руку помощи.

А что творится Новый год?.. КРОМО «Равновесие» подключает организации, бизнесменов и простых людей к различным акциям, направленным на поздравление заключенных и сирот с этим праздником. Добровольцы спешат в детские дома, чтобы по-праздничному их украсить. В гипер-маркете «СИГМА» устанавливаются корзины для сбора игрушек. На сайте и в недавно созданной газете организации «Сиротская душа» появляются обращения, наподобие этого: «Дорогие друзья! Совсем скоро настанет любимый праздник детворы — Новый год! Именно в это время каждый ребенок верит в сказку и надеется на чудо. А дети-сироты особенно. Всего в детских домах Карелии живет около 1500 детей-сирот в возрасте от 2 до 18 лет. Практические все детские дома находятся в отдалении от столицы Карелии — Петрозаводска — и не имеют такую поддержку, как столичные учреждения. Детишки очень ждут прихода Деда Мороза, который может исполнить их желания и принесет подарки. Конечно, самое большое желание таких детишек — иметь маму и папу. ПОКА оно может быть осуществимо далеко не для всех детей-сирот. Но каждому ребенку мы с вами можем подарить частичку своей заботы, тепла, любви. Давайте устроим детям праздник и примем участие в акции по сбору новогодних подарков для детей-сирот Карелии. Дорогие друзья, выберите сами подарок для ребенка из детского дома по своим возможностям и желанию. Это могут быть игрушки, сладости, канцтовары, но, пожалуйста, напишите несколько добрых слов для человечка, они обязательно будут ему прочитаны. Любой, даже самый маленький подарок принесет ребенку радость и настоящее новогоднее чудо, которое останется в его сердце навсегда. Вы можете выбрать несколько форм помощи, начиная с открыток или посылок! Поверьте, районные детские дома бедные, и персонал этих учреждений чаще всего люди честные и самоотверженные, что позволяет нам эффективно работать ними. Мы доверяем друг другу!»

Мы, окружающие, тоже доверяем КРОМО «Равновесие», о чем свидетельствует партнерская сеть организации, расширяющаяся день ото дня, и хотим пожелать ей новогодней сказки — чтобы все те бездомные, больные, сироты, заключенные обрели наконец-то то, в чем нуждаются, и отогрелись бы теплом людских сердец. Наверное, для «Равновесия» — это лучший подарок.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерства внутренних дел российской федерации» (1)

    Документ
    ... – Основысоциальной концепции ... , названной воимясвятойвеликомученицыЕкатерины, всем ... рекомендации ... методическому, организационному и материально-техническому обеспечению духовного просвещения способствуют создаваемые духовно-просветительские центры ...
  2. Основы духовной культуры

    Документ
    ... вохрам Пресвятой Богородицы, Благовещение. Богородичный центр – религиозная секта деструктивного характера, в основе ... великомученицыЕкатерины, ... методические разработки (методическиерекомендации ... социальная помощь малоимущим, предоставление им льгот при ...
  3. 23 апрель 2006 Уважаемый Олег

    Документ
    ... святойвеликомученицы ... храмывоимясвятого ... храмаво время богослужения, располагающееся в центре ... прихраме или епархии. Постепенно, с опытом молитвы и приобщением к благодати Святого Духа, многие вещи и основы ... по социальномуслужению ... рекомендации. Кроме ...
  4. Протоиерей Серафим Соколов ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОГО И ЗАПАДНОГО ХРИСТИАНСТВА (iv – XX векА) Учебное пособие Москва

    Учебное пособие
    ... основе Иерусалимского устава. В административном центре ... храмвоимясвятой Софии. При постройке этого храма ... храм в честь Преображения Господня, в котором находятся мощи великомученицыЕкатерины ... в социальномслужении. В ... Кроме того, он составил сборник ...
  5. Протоиерей Серафим Соколов ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОГО И ЗАПАДНОГО ХРИСТИАНСТВА (iv – XX векА) Учебное пособие Москва

    Учебное пособие
    ... основе Иерусалимского устава. В административном центре ... храмвоимясвятой Софии. При постройке этого храма ... храм в честь Преображения Господня, в котором находятся мощи великомученицыЕкатерины ... в социальномслужении. В ... Кроме того, он составил сборник ...

Другие похожие документы..