Главная > Научно-исследовательская работа


РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ

«Состояние воздушной среды в школе и её влияние на здоровье учащихся»

Выполнила:

Фогель Ольга Владимировна

Ученица 9акласса РМОУ Октябрьская СОШ

Руководитель:

Козлова Нина Михайловна,

Учитель биологии 1 квалификационной категории

РМОУ Октябрьская СОШ

Мошково 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………………… 2

ОГЛАВЛЕНИЕ………………………………………………. 2

ВВЕДЕНИЕ………………………………………… 3

1.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР…………………………………… 3

1.1. СОСТАВ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА……… 3

1.2. ЗАГРЕЗНЕНИЕ ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИЯХ…….. 3

1.3. ВЛИЯНИЕ ВЕНТИЛЯЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ВОЗДУХА… 4

1.4. МИКРООРГАНИЗМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПЛОХИМ КАЧЕСТВОМ ВОЗДУХА ПОМЕЩЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ….. 5

1.5. МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗДУХА ЗАКРЫТОГО ПОМЕЩЕНИЯ………………………………. 6

1.6.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАСТЕНИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОЗДУХА……………………………………. 6

1.7.НЕОБХОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИЯХ……………………………… 7

2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ…………. 8

3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………. 9

3.1. МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИЯХ ОКТЯБРЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ………… 9

4.ВЫВОДЫ………………………………………… 12

5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………… ………………………….. 14

6. ПРИЛОЖЕНИЕ…………… …………………… 15

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

КОЕ колониеобразующие единицы

РПА рыбно-пептонный агар

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования- изучение условий воздушной среды и разработки комплекса гигиенических мероприятий, которые направлены на создание оптимальных условий по предупреждению воздушно-капельных инфекций в Октябрьской средней школы.

Задачи исследования: изучить микробиологический состав витающей пыли в воздухе в некоторых кабинетах школы.

Актуальность: школа работает по программе здоровья учащихся.

Состав атмосферного воздуха

Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов. В его составе имеются постоянные компоненты атмосферы- кислород (21%), азот (объем 78,08%), углекислый газ (объем 0,03 %), инертные газы (объем 0,94%), а также в переменных количествах различные примеси (пыль, летучие химические вещества, микроорганизмы). Кроме того, воздух всегда содержит пары воды. Так, при температуре 01 м3 может вмещать максимально 5 граммов воды, а при температуре 10 - уже 10 граммов. 

Загрязнения воздуха в помещениях

Воздух в закрытых помещениях загрязняется вследствие дыхания людей, разложения пота и органической пыли на коже тела и одежде. От этого в воздухе несколько уменьшается содержание кислорода, увеличивается содержание двуокиси углерода и водяных паров, повышается температура воздуха, воздух приобретает неприятный запах. Все эти изменения состава и физических свойств воздуха неблагоприятно отражаются на самочувствии, работоспособности и здоровье людей. Так, давно замечено, что при скученности большого числа людей в плохо проветриваемых помещениях появляются жалобы на духоту, затруднение дыхания, тяжесть в голове, головную боль, потливость, сонливость и снижение работоспособности. Одной из причин ухудшения состояния людей в описанных условиях является влажность воздуха. К этому присоединяются влияние дурно пахнущих летучих соединений, вследствие чего дыхание человека рефлекторно становится менее глубоким, что неблагоприятно влияет на вентиляцию легких и газообмен. Не исключено, что на это наслаивается действие измененного состава воздуха. Таким образом, в плохо проветриваемых помещениях имеет место, сочетанное действие на человека неблагоприятных физических и химических изменений воздушной среды.

Серьезная причина порчи воздуха в помещениях- курение. В сигаретном дыму содержится много вредных для организма соединений- никотин, окись углерода, синильная кислота, метиловый спирт, канцерогенные (3,4-бензпирен) и др. воздух, содержащий табачный дым, вреден для некурящих не меньше, чем для курящих. Дым сигарет, очень опасен для здоровья человека и может вызывать серьезные заболевания.[2

Влияние вентиляции на состояние воздуха

Повышение СО2 в воздухе класса более 0,1% говорит о недостаточной вентиляции помещения, хотя эта концентрация двуокиси углерода сама по себе не оказывает неблагоприятного влияния на организм человека. Существует естественная вентиляция помещений, обуславливается разностью температур наружного и комнатного воздуха и силой ветра. Нагретый в помещении воздух поднимается вверх и уходит из комнаты через верхнюю часть стен, окон, дверей, потолок. На его место в нижнюю часть помещения устремляется холодный атмосферный воздух. Даже если окна и двери закрыты, он проникает в теплую комнату через щели и неплотности окон, дверей, полов, зазоры в кладке кирпичей и в очень незначительной мере непосредственно через строительные материалы. При закрытых окнах и дверях естественная вентиляция незначительна. В связи с этим возникает необходимость применять средства усиления естественной вентиляции: открывание окон, форточек или фрамуг. При открывании окна в зимнее время воздух в помещении сменяется в течение 5-10 мин и оно не успевает охладиться. Поэтому в больших помещениях (аудитория, класс) целесообразно одно из окон не заклеивать на зиму, используя его для вентиляции.

Микроорганизмы, связанные с плохим качеством воздуха помещений и их влияние на здоровье

Загрязнённый воздух может представлять опасность и в эпидемиологическом отношении. Источником бактекриального загрязнения воздуха является человек.При разговоре, чиханье и кашле капельки жидкости отрываются от слизистых оболочек носоглотки и попадают в воздушную среду. Если человек болен или является бациллоносителем, то то эти капельки могут содержать большое количество патогенных организмов или вирусов. В воздухе крупные капли быстро оседают, а небольшие капли часами носятся в нём. Если здоровый человек вдыхает такой воздух, он может инфицироваться и заболеть (воздушно-капельная инфекция). Небольшие капельки очень быстро испаряются в воздухе, и в нём остаётся «бактериальная пыль» ,которая переносится токами воздуха в соседние помещения. Пока эти микроорганизмы не погибли от высыхания или действия солнечных лучей, вдыхание воздуха, содержащего их, также опасно.

Капли, осевшие на пол, предметы обстановки, загрязняют лежащую на них пыль. При неправильной сухой уборке, ходьбе, чистке вещей в воздух помещений поступает много пылевых частиц, вместе с которыми переносятся микроорганизмы. Если они ещё не погибли, то вдыхание такого воздуха может привести к инфицированию человека.( воздушно- пылевая инфекция) патогенные стрептококки, дифтерийная палочка и туберкулезные микробактерии сохраняют свою жизнеспособность в пыли в течении десяти дней. В основном в воздухе помещений патогенные микроорганизмы встречаются редко, но важным компонентом воздуха являются грибы. Из-за своей способности размножаются грибы часто служат хорошим индикатором, например, пятна плесени говорят о неблагополучном состоянии с влажностью в помещениях и указывают на возможную опасность для здоровья.

Бактериальное загрязнение воздуха увеличивается параллельно с увеличением его запылённости. Таким образом , запылённость воздуха в зданиях имеет эпидемиологическое значение. Предупреждение загрязнения воздуха в закрытых помещениях имеет большое гигиеническое и противоэпидемическое значение.

Правильное и частое проветривание помещения уменьшает количество микроорганизмов и пыли в воздухе в 3-5 раз, поэтому все общественные здания должны быть оборудованы средствами усиления естественной вентиляции.3

Микробиологический анализ воздуха закрытого помещения

Микрофлора помещений представлена сапрофитными организмами, палочками и спорами плесневых грибов.

Патогенные микроорганизмы могут определяться в воздухе при наличии больных. Чаще всего в воздушной среде жилых и общественных помещений определяются санитарно-показательные ( стафилококки, стрептококки). Микроорганизмы представляют собой своеобразную форму организации живой материи. Их отличает беспрецедентная многочисленность, удивительная жизнеспособность, пластичность, повсеместность распространения. Микроорганизмы способны вступать с организмом человека в самые разные взаимоотношения -от симбиоза до паразитизма. 4

Критерии оценки воздуха закрытых помещений 8

Таблица 1

Оценка воздуха

Общая обсеменённость (на 1м2)

Лето чистый

До 1500

Лето загрязнённый

1500- 2500

Зима чистый

ДО 4500

Зима загрязнённый

4500-7000

Использование растений для улучшения качества воздуха в помещениях

Благоприятные условия( влажность, температура воздуха) способствуют размножению микроорганизмов, и могут вызвать различные заболевания (катарального, аллергического характера, дерматиты и др.). Одним из путей улучшения качества воздуха в помещениях является использование растений. Содержание в растениях фитоорганических соединений (фитонциды) оказывают оздоровительные свойства в помещениях. Фитонцидная активность изменяется в зависимости от времени года, но почти не меняется в течение суток. Весной фитонциды выделяются сильные, чем зимой. Фитоорганические вещества способствуют снижению общего содержания микроорганизмов в среднем 2,0-4,3 раза. Растения используемые для озеленения помещений являются универсальным фильтром, аккумулирующим и детоксирующим самые различные вещества. В общей системе оптемизации среды фитодизайн направлен не только на эстетическое воспитание, снятие психологических нагрузок, но и улучшение санитарно-гигиенической обстановки мест труда и отдыха.[5]

Очень важно, что растения поглощают углекислоту и отдают кислород. В помещениях содержание углекислоты составляет 0,7%, т.е в 23 раза больше, чем на открытом воздухе.[6]

Необходимые мероприятия для улучшения качества воздуха в помещениях

Среди мероприятий, направленных на уменьшение загрязнения воздуха закрытых помещений, большое значение имеют обеспечения проветриваемости помещений, поддержание чистоты тела, одежды, исправность и правильная эксплуатация приборов, санитарных узлов и т.д., запрещение курения в местах пребывания людей, прикрывание носовым платком рта и носа при чихе и кашле, ношение ватно-марлевых повязок, закрывающих рот и нос, болеющими лицами. Перед входом в помещение следует снимать верхнюю одежду и уличную обувь. Озеленение помещений улучшает качество воздушной среды, значительно снижая содержание углекислого газа и обогащая воздух кислородом. Кроме того, должны осуществляться мероприятия по борьбе с запыленностью воздуха в помещениях. Для этого стены, полы и мебель должны иметь гладкие, легко очищаемые поверхности. Уборка помещений должна быть регулярной, рациональной (влажная уборка, применение пылесосов). Она должна включать обметание, вытирание влажной материей или мытье стен, полов, панелей, радиаторов, окон, дверей и мебели. Полы следует натирать мастикой или другими пылесвязывающими составами, которые не дают пыли подниматься в воздух.

Материалы и методы

Материалы и оборудование: Стерильные чашки Петри с РПА, лупа, перчатки, халат, 70% этиловый спирт, линейка.

Состав РПА: Панкреатический гидролизат кильки (17,9 г/л), агар микробиологический (11,2 г/л), натрия хлорид (7,7г/л), рН от 7,1 до 7,5. Готовая среда прозрачная, желтого цвета. Производитель- г.Махачкала.

Для определения количества КОЕ в воздухе можно использовать метод Коха (осаждение клеток микроорганизмов на плотных питательных средах). Стерильные чашки Петри с питательной средой открывают в исследуемом помещение на 5 мин. Частицы пыли с бактериями под действием силы тяжести оседают на поверхность плотной питательной среды. Через 48 часов инкубации при 28-30 осевшие бактерии образуют на среде колонии, которые можно подсчитать. Поскольку некоторые микроорганизмы развиваются медленно, окончательно подсчитывают колонии на 5-е сутки.[7]

На площади в 100 см2 за 5 мин осаждается примерно столько клеток в 1м3 воздуха. Для этого число колоний, выросших в чашке Петри, относят к общей площади чашки, затем пересчитывают. Сколько таких колоний поместилось бы на 100 см2 и далее- в 1 м3.

Площадь чашки Петри рассчитывают по формуле: 2[7]

Расчет площади чашки:

S=3,14x4,252

S=56,72(см2)

Результаты собственных исследований

Постановку опыта внутри помещений осуществляли в зимний период. Для определения количества колоний мы использовали метод Коха. Эксперимент проводили перед занятиями (в отсутствии учащихся) и после занятий открывая чашки Петри в течение пяти минут, а затем чашки инкубировали при комнатной температуре (22) в течение 6 суток. Количество колоний выросших в течение шести суток приведены в таблице 2 и 3. Подсчитали среднее количество колоний на чашке Петри и сделали пересчет на 1 м3, данные приведены в таблице 4.

Опыт №1 Таблица №2

Спортзал

Коридор

Кабинет русского языка

Кабинет географии

утро

вечер

утро

вечер

утро

вечер

утро

Вечер

Количество колоний на чашке

7

1

1

14 +2 гриба

2

4

1

5

Опыт №2 Таблица №3

Спортзал

Коридор

Кабинет русского языка

Кабинет географии

утро

вечер

утро

вечер

утро

вечер

утро

вечер

Количество колоний на чашке

2

3

1

0

1

1

1

0

Количество колоний на чашке (повтор)

2

0

1

0

1

0

0

0

Среднее количество колоний на чашке

2

1,5

1

0

1

0,5

0,5

0

Таблица №4

Спортзал

Коридор

Кабинет русского языка

Кабинет географии

Утро

вечер

утро

вечер

утро

вечер

утро

вечер

Среднее арифмети-

ческое количество колоний на чашке

3,7

2

1

7 +1

1,3

2,5

1

2,5

Количество колоний на 1 м3 воздуха

650

353

176

1234 + 176 грибов

229

440

176

440

Содержание микроорганизмов на 1 м3 воздуха в помещениях школы представлены на диаграмме 1.

Диаграмма №1

КОЕ/м3

Из полученных результатов видно, что к концу учебного дня в воздухе повышается содержание микроорганизмов, а в утренние часы содержание микроорганизмов низкое, исключение составляет спортивный зал. Мы предполагаем, что в спортивном зале обсемененность воздуха высокая в утренние часы потому, что нарушена методика проведения эксперимента, т.к. учащиеся успели поиграть перед проведением опыта и не успели провести проветривание и влажную уборку.

Влажная уборка в кабинетах и спортзале проводилась в течении учебного дня и после занятий. В коридоре уборка проводилась утром и вечером. Обсемененность воздуха кабинета русского языка и кабинета география находятся почти в одинаковом соотношении.

В коридоре школы к концу учебного дня уровень бактериальной обсемененности воздуха составил 1234 КОЕ/ м3, и грибной обсемененности – 176 КОЕ/ м3, что не превышает установленную санитарно-гигиеническую норму. Надо отметить, что здание школы было введено в эксплуатацию с 1964 г. (из архива школы), но за счет ежегодного ремонта школы (побелки, покраски), хорошего сантехнического обеспечения, проветривания, проведения влажной уборки два раза в день, и генеральной уборки раз в неделю всей школы, дает хорошие результаты по обсемененности воздуха внутреннего помещения школы. Немаловажную роль играет озеленение школы, на одного учащегося приходится два растения.

Рекомендации: в спортивно зале улучшить уборку в утренние часы.

Выводы:

1.Были изучены методики определения микрофлоры воздуха.

2.Проведены исследования микробиологического состава воздуха в средней школе п.Октябрьского.

3.В воздухе классных помещений и спортзала присутствуют микроорганизмы, а в воздухе коридора- микроорганизмы и грибы.

4.Количество микроорганизмов в воздухе классных помещений и коридоре школы увеличивается к концу учебного дня.

5.Уровень бактериальной обсемененности в школьных помещениях рекомендуем использовать влажную уборку, генеральную уборку, проветривание и применение фитодизайна.

Литература:

1.Слесарев В.И Химия: Основы химии живого: Учебник для вузов. - СПб: Химиздат, 2000. -768 с.

2./?page_id=58&page=9

3.Алешкина А. В. Медицинская микробиология: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс,2003. – 480 с.

4.Пяткин К.Д., Кривошеин Ю. С. Микробиология.М., «Медицина»,1987, 512 с.

5.Сулейманова З. Н. Использование тропических и субтропических растений для улучшения качества воздуха в жилых помещениях. Вестник ОГУ №6, июнь 2009

6.Кузьмина-Медова Е.Л. Растения в интерьере//Проблемы зеленого строительства садово-паркового хозяйства. Новосибирск,1972.

7.Нетрусов А.И., Егорова М.А, Захарчук и др. Практикум по микробиологии: Учебное пособие для студентов высшю учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 608 с.

8. Инешина Е.Г., Гомбоева С.В. Методические указания к лабораторному практикуму по курсам «Санитарная микробиология», «Санитарно-биологический контроль на производстве, КПВ «Микробиология для студентов», Улан-Уде. Издательство ВСГТУ, 2006

Приложение



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ по теме

    Отчет
    ... НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙРАБОТЫпотеме: «Разработка научно обоснованного проекта учебного курса по ... общеобразовательные школы, учебные ... работы должно стать проведение разъяснительной работысреди ... систем воздушного отопления ... (посостоянию на ...
  2. ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ по теме

    Отчет
    ... НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙРАБОТЫпотеме: «Разработка научно обоснованного проекта учебного курса по ... общеобразовательные школы, учебные ... работы должно стать проведение разъяснительной работысреди ... систем воздушного отопления ... (посостоянию на ...
  3. Научно-исследовательская работа по направлениям темам Физика элементарных частиц физика высоких энергий теория калибровочных полей и фундаментальных взаимодействий космология Теоретические проблемы физики частиц и космологии

    Научно-исследовательская работа
    стр Научно-исследовательскаяработапо направлениям, темам Физика ... воздушных и пластиковых световодов на тестовом пучке в ЦЕРНе, начаты работапо ... “Современное состояние спектрометрии по времени замедления нейтронов в свинце”. Зимняя школа ПИЯФ, ...
  4. Научно-исследовательская работа по направлениям темам Физика элементарных частиц физика высоких энергий теория калибровочных полей и фундаментальных взаимодействий космология Теоретические проблемы физики частиц и космологии

    Научно-исследовательская работа
    стр Научно-исследовательскаяработапо направлениям, темам Физика ... воздушных и пластиковых световодов на тестовом пучке в ЦЕРНе, начаты работапо ... “Современное состояние спектрометрии по времени замедления нейтронов в свинце”. Зимняя школа ПИЯФ, ...
  5. Исследовательская работа по теме – гордость русской науки

    Исследовательская работа
    ... школа №34 Исследовательскаяработапотеме: П.Л.Чебышев – гордость русской науки Выполнила: учащаяся 10 «А» Бабушкина Елизавета Научный ... о явлениях воздушных, от электрической ... следующее: «… среди многих комбинаций, ... нужно учитывать состояние ребенка. ...

Другие похожие документы..