Главная > Документ


Что такое ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) образование?

По материалам Альянса правозащитных организаций ";Спасите детей"; (";Save the children";)

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.

Обоснование необходимости инклюзивного образования:

  • обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;

  • анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (например, в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей;

  • анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми;

  • в тех случаях, где ресурсы ограничены, результат может быть достигнут без дополнительных ресурсов, если отношение и поведение участников поддерживают методологию инклюзии.

Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного образования именно для того чтобы не ";импортировать"; систему в другую культуру и сообщество, а реализовывать свои собственные идеи на основе общих принципов:

  • дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;

  • программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике ";комбинированному";) детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;

  • методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);

  • все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;

  • индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;

  • инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом;

В заключение:

  • все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии - если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты;

  • все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения;

  • есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье;

Принципы очень важны, потому что они помогают людям, работающим в этом направлении, проводить оценку своей работы.

РЕКОМЕНДАЦИИ учителям

school accommodations and modifications ";fafilies and advocates partnershid for education

перевод Е. Скачковой

Некоторые учащиеся с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Закон не дает определения терминам ";изменение способов подачи информации"; и ";модификация";, но существует некое соглашение о том, что следует понимать под этими определениями. В контексте данной статьи под ";изменением способов подачи информации"; понимается предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.

Изменение способов подачи информации и модификация не влияют на результаты, полученные в ходе тестирования. Например, незрячий ученик сдает тест, написанный по системе Брайля. Некоторым же учащимся на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе.

Модификацию можно определить как некое изменение задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями. Примером модификации может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы.

Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.

Далее представлены некоторые соображения по поводу коррективов в учебниках и образовательных программах, возможных изменений на уроке, в классе и в заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Учебники и учебная программа

Учебники

  • обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми для чтения;

  • обеспечение аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст;

  • предоставление краткого содержания глав учебников;

  • обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня;

  • использование маркеров для выделения важной информации;

  • использование предложений с пропущенными словами;

  • обеспечение двумя комплектами учебников, для школьных и домашних занятий;

  • использование учетных карточек для записи главных тем;

  • предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста;

  • указание номеров страниц для нахождения верных ответов;

  • обеспечение альтернативными учебниками и учебными материалами, основанными на азбуке Брайля или напечатанных большим шрифтом для слепых и слабовидящих детей;

Учебная программа:

  • сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;

  • сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;

  • альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);

  • четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;

  • акцентирование внимания на задании (например, ";Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать три причины возникновения Гражданской войны";);

  • предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).

Работа в классе

  • наличие индивидуальных правил для учащихся;

  • оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся;

  • поддержание тишины во время интенсивных занятий;

  • отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов);

  • обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ;

  • близость учеников к учителю;

  • использование кабины для индивидуальной работы;

  • наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг;

  • использование альтернативы кроссвордам;

  • сохранение достаточного пространства между партами.

Обучение и задания

  • спользование указаний как в устной, так и в письменной форме;

  • поэтапное разъяснение заданий;

  • последовательное выполнение заданий;

  • повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

  • обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;

  • демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача;

  • близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

  • подготовка учащихся к перемене вида деятельности;

  • предоставление дополнительного времени для завершения задания;

  • предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

  • обеспечение помощи при передвижении.

Письменные задания

  • использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

  • использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;

  • обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;

  • дополнение печатных материалов видео и диафильмами;

  • обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;

  • разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися;

Оценка знаний

  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

  • ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

  • оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;

  • акцентирование внимания на хороших оценках;

  • разрешение переделать задание, с которым он не справился;

  • оценка переделанных работ;

  • использование системы оценок достижений учащихся.

Тесты

  • устное объяснение заданий;

  • обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста);

  • обеспечение учащихся списком слов с определениями;

  • неограниченное время для выполнения теста;

  • проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (например, в библиотеке);

  • чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов;

  • разграничение тестов на секции по сходным проблемам;

  • использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;

  • разрешение учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту;

  • сообщения о достижениях учащихся вместо оценки;

  • оценка правописания отдельно от содержания работы;

  • обеспечение напечатанными учебными материалами;

  • разрешение выполнить тест дома или с использованием учебников;

  • предоставление возможных ответов для заданий с пропущенными словами;

  • написание первой буквы пропущенного слова.

Математика

  • разрешение использовать калькулятор;

  • группирование сходных проблем;

  • размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице);

  • использование малого количества заданий для получения оценки;

  • использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы;

  • предоставление стола с математическими предметами для справочной информации;

  • обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом;

  • поэтапное представление проблемных заданий;

  • использование визуальных пособий (картинок, графиков).

Дополнительная информация

  • маркирование заданий в учебниках;

  • обеспечение обратной связи по каждому заданию;

  • использование линейки во время чтения для его облегчения;

  • обеспечение общего представления о долгосрочных заданиях, чтобы учащиеся знали, что от них требуется при выполнении этого задания;

  • ориентирование длительных по времени заданий на поэтапное выполнение, с ежедневной проверкой и частым оцениванием;

  • возможность представить выполненное задание в малой группе прежде чем выступить перед всем классом;

  • одновременная раздача листов с упражнениями;

  • последовательное выполнение задания, начиная с самой легкой его части;

  • проецирование изображений;

  • использование вспомогательных вопросов при выполнении теста;

  • практика записи заданий в тетради;

  • использование стрелок (в листах с упражнениями, на доске) для обозначения связей между явлениями.

Поведение

  • организация учебного дня;

  • распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому;

  • обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать;

  • использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;

  • использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши);

  • свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

  • составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированный и учитывающий навыки и умения школьника;

  • предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом ";безопасном месте";, когда этого требуют обстоятельства;

  • разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

  • игнорирование незначительных поведенческих нарушений.

  • разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

  • знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями.

Инвалидность и права человека

Уолтер Эйгней

В 1998 году отмечается 50-летие Всеобщей декларации прав человека. Кроме того, в 1998 году истекает срок моего президентства в Inclusion Integrational — президентства, которое я посвятил реализации во всем мире прав человека для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Для меня обе эти даты являются поводом еще раз привлечь внимание общественности к людям, чьи права защищает Inclusion Integrational.

В этой связи есть вопросы, которые я хотел бы обсудить. Была ли успешной деятельность Inclusion Integrational, направленная на изменение отношения общества к проблеме ограниченных возможностей? Удалось ли нам доказать необходимость перехода от рассмотрения ее как медицинской проблемы к принятию ее как проблемы соблюдения прав человека? Как далеко мы продвинулись в искоренении нарушений прав человека в отношении людей с ограниченными интеллектуальными возможностями?

Во всем мире все еще немало тех, кто думает, что инвалидность — медицинская проблема. Поэтому международное сообщество еще слабо реагирует на способы лечения людей с ограниченными возможностями и способы ухода за ними. Хотя способы эти, применяйся они к людям с сохранными возможностями, безусловно, воспринималось бы как явное нарушение их прав.

Инвалидность — это социальное понятие

Понять инвалидность в контексте прав человека значит увидеть неравенство отношения к гражданам, которое изначально присуще нашим государственным структурам. Подход с точки зрения прав человека не основывается ни на приверженности политической позиции, ни на догмах религиозных верований, на уровне экономического развития нации. Скорее этот подход проистекает из понятия справедливости. Такой подход нужен, чтобы осознать, что международное сообщество имеет обязанность по отношению ко всем людям, включая и людей с ограниченными возможностями. Необходимо также обратить внимание на условия, которые ведут к социальной и правовой изоляции и неправильному лечению.

Инвалидность — это в основном социальная проблема. Для большинства людей с ограниченными возможностями сами по себе ограниченные возможности почти не являются преградой, по крайней мере, они ее не видят. Другое дело — проявления дискриминационной политики, особых законов и программ, которые предполагают, что люди с ограниченными возможностями — это обуза для общества. Вот настоящие преграды, с которыми эти люди сталкиваются.

Наша цель в Inclusion Integrational дать знать об этом в каждом уголке мира. Основной работой некоторых наших групп по открытию проектов (Open Project Groups) было привлечение внимания к распространенной практике оправдания любых методов лечения людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Предстояло доказать, что инвалидность — это не только медицинская или генетическая проблема.

Концепция лечения и ухода в рамках прав человека заставила нас пересмотреть некоторые позиции, которые раньше воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Так, мы стали с подозрением относиться к тем, кто заявляет, что если тот или иной метод эффективен для лечения людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, то, следовательно, он не должен встречать критического отношения и с точки зрения общих правил приличия и гуманности.

Можем л и мы не обращать внимание на мнение тех, кто думает что запирать людей с ограниченными интеллектуальными возможностями в учреждениях, фактически похожих на тюрьмы, было бы хорошо для этих людей и для всего общества? Можем ли мы игнорировать мнение тех, кто призывает использовать электрошок для лечения людей с маниакальным или аутоагрессивным поведением — метод, который был осужден как попытка, когда он применялся к заключенным. Именно этот метод упоминается как недопустимый в Статье 5 Всеобщей декларации прав человека. Если каждый имеет «право на жизнь, свободу и безопасность личности» (Статья 3 Всеобщей декларации прав человека), тогда как мы объясним откровенную широко распространенную стерилизацию девушек и женщин с ограниченными интеллектуальными возможностями? Как мы объясним намеренное убийство детей с ограниченными возможностями как при рождении, так и позже — уже в качестве акта милосердия со стороны родителей?

Дискриминация имеет много форм

В мире, где образование является основой здоровья, работы, перспектив, — можем ли мы оправдывать отказ миллионам детей в поступлении в школу из-за того, что школы не хотят их принимать и не понимают, как это для них важно?

Некоторые правительства и неправительственные организации сейчас пришли к осознанию существования дискриминации в отношении людей с ограниченными возможностями, тем не менее члены Inclusion Integrational вынуждены говорить о дискриминации как о действительно распространенном и пагубном явлении.

Дискриминация людей с ограниченными возможностями связана не только с личными предубеждениями. Она свойственна и учреждениям в каждой структуре нашего общества. Люди с ограниченными возможностями встречаются с ней в своей жизни ежедневно.

Дискриминация существует во многих учреждениях. Она поддерживается историей и культурой. Исторически к людям с ограниченными возможностями относились с различными отрицательными эмоциями, в том числе с подозрением, с насмешкой или с жалостью. До недавнего времени они были почти полностью исключены из всех аспектов общественной жизни. Большинство культур в языке содержат образы «неполноценных», которые поддерживают традицию страха и предубеждения.

Дискриминация очевидна, когда в результате политики и действий всех видов организаций людям с ограниченными возможностями отказывают в лечении, в равном с людьми с сохранными возможностями доступе к товарам и услугам. Современные социальные службы постоянно отказывают людям с ничейными возможностями в основных правах, не желая понимать и признавать их нужды, или обеспечивают принудительные «услуги», которые нарушают их свободу и/или вмешиваются в частную жизнь.

Многие еще страдают

Право на стандарт жизни, адекватный здоровью и благополучию человека и его семьи, которое записано в Статье 25 Декларации ООН, не выполняется по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями даже в благополучных странах. Существуют неоспоримые доказательства несоразмерно высокого уровня бедности в этой группе людей. В некоторых частях мира мы до сих пор с ужасом находим детей с ограниченными возможностями, живущих в вагончиках. Подобно Холокосту, ситуация с людьми с ограниченными интеллектуальными возможностями до недавнего времени игнорировалась, подобные факты все еще не вызывают возмущения в международном сообществе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М ОНИТОРИНГ СМИ Модернизация профессионального образования Март - август 2011г

    Краткое содержание
    ... только военные, но и представители общественных и правозащитныхорганизаций, местных органов власти. Родителям призывников ... пообразованию Любовь Духанина узнала от корреспондента "НИ". Г-жа Духанина обрадовалась и подтвердила, чтотакая ...

Другие похожие документы..