Главная > Учебное пособие


причины ВОЗНИКНОВЕНИя ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ

 

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.

В христианской историографии начало истории государства Киевская Русь связано с принятием им истинной веры — хри­сти­ан­ства православного толка. Тысячелетняя история Русской православной церкви (988) — это одновременно начало и история русского, Российского госу­дарства. Российское государство постоянно расширяло сферы влияния, территорию за счет приобщения к истинной вере иноверцев (басурман), проживающих на территории Восточной Европы и Северной Азии.

Христианская теория связывает возникновение Киева с про­ро­чест­вом апостола Андрея Первозванного. После вознесения на небо Иисуса Христа его ученики (апостолы) разошлись по свету проповедовать новую веру. Апостол Андрей Первозванный (его первого позвал Христос в ученики) в I веке был в Восточной Европе. Поднимаясь в верховья Днепра, Андрей сделал остановку в районе сегодняшнего Киева, благословил окрестные хол­мы и сказал: “На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей”.

Великие киевские князья, Ольга, а затем ее внук Владимир I приняли христианство. В 988 году князь Владимир I начал крещение Руси. Согласно религиозному подходу, это событие начинает отсчет исторического времени православного государства: Киевского – Московского — Российского.

 

Всемирно-историческая теория. В стенах Российской академии наук в XVIII веке родилась “норманнская теория”, согласно которой Киевское государство было создано норманнами-варягами. Родоначальниками этой теории выступали З. Байер, кенигсбергский ученый-лингвист, а вслед за ним другой немецкий ученый И. Миллер.

Против этого утверждения сразу же выступили русские ученые и, в частности, М. Ломоносов, который положил начало полемике между “нор­ман­нистами” и “антинорманнистами”. М. Ломоносов подверг сомнению выводы Г. Миллера о создании государства варягами. Особое внимание Ло­мо­носов уделил происхождению термина “русь”. Если Миллер связывал термин с северными племенами русь = варяги = скандинавы = норманны, то Ломоносов возводил происхождение термина к наименованию южно-славянского племени “роксоланов”, широко используя при этом данные топонимики. Он считал, что роксоланы вместе с готами (по Ломоносову, тоже славянами) пришли с берегов Черного моря к побережью Балтийского моря, получив там название “варяги”.

Полемика между “норманнистами” и “антинорманнистами” обозна­чилась по ряду вопросов: 1) Являлись ли варяжские князья основателями государства Киевская Русь? 2) Термин “русь” является словом скандинав­ского или иного происхождения?

Наибольшей остроты дискуссия достигла в середине XIX века, когда в защиту “норманнской” теории выступили датский историк, профессор Ко­пен­гагенского университета В. Томсен и русский историк, академик
А. Ку­ник. В работе В. Томсена “Начало русского государства” (1891 г.) были сформулированы основные аргументы в пользу норманнской теории. После выхода в свет этой работы многие ученые пришли к выводу, что норманнское происхождение Русского государства можно считать доказанным.

 

Вместе с тем ряд историков XIX века стояли на позициях воинствующего “антинорманнизма”. В частности, Гедеонов в своем двухтомном труде “Варяги и Русь” (1876) подверг критике взгляды норманнистов и привел ряд доказательств местного проис­хож­дения термина “русь” и присутствия его в Восточной Европе с очень давних времен.

 

После 1917 года в зарубежной литературе, как и в российской до­ре­во­лю­ционной, продолжало преобладать либеральное направление всемирно-исторической теории образования государства Киевская Русь. В основе ее лежала идея фран­цуз­ских просветителей XVIII века Ж.-Ж. Руссо, Вольтера и др. об общест­вен­ном договоре как основе образования государства.

В то же время у части зарубежных историков норманнская теория под­верг­лась политизации. Неприятие западным обществом советского госу­дар­ст­ва переносится и на историю. В 30-е годы норманнизм приобретает анти­славянскую направленность, доказывающую неспособность народов Вос­точ­ной Европы самостоятельно создать свое государство, свою культуру. “Расцве­тает” расистская теория неполноценности народов.

Материалистическое направление становится официаль­ным в советский период. В соответствии с историко-материалистической заданностью опре­де­ле­ние государства наполняется следующей трактовкой: “государство никаким образом не представляет из себя силы, извне навязанной обществу, а является продуктом его длительного развития” (Ф. Энгельс).

Выстраивается следующая схема: пле­мен­ные княжения (союзы племен), формирование Северного и Южного образований, Русское госу­дарство (Киевская Русь). Схема постоянно уточняется и детализируется. Так, государство возникает на восточно­-сла­вян­ской основе, но со значи­тельным участием чудских племен и сканди­нав­ских наемных дружин. Норманны явились сюда после того, как социально-экономические, политиче­ские и духовные предпосылки создания государства в Вос­точ­ной Европе уже сложились. В этой трактовке роль варягов-норманнов в обра­зо­ва­нии государства становится несущественной.

Советские историки (Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов и др.), признав, что государственность — процесс не од­но­моментный, а итог длительного эволюционного развития, ра­зошлись в определении места первоначального возникновения государства. Одни исследователи считали, что процесс становления Русского государства сначала развернулся на Юге, и лишь позднее — на Северо-Западе, другие — на первое место среди этапов формирования государственности ставят образование северного суперсоюза и только после этого — “грандиозного суперсоюза” с центром в Киеве. Однако все истори­ки признают, что процесс объединения завершился походом северной части русских на Юг, победой северян и под­чи­не­нием Южной Руси. Столицей объединенного государства стал Киев.

Марксистская теория происхождения государства сняла остроту обсуждения термина “русь”. Термин “русь” варяжского происхождения, но ставший этнонимом собирательного характера, стали связывать с проблемой эт­но­нимии. Утвердилось мнение, что используемые применительно к самым различным, чаще неродственным, народам этнонимы “скифы”, “киммерийцы”, “гунны”, “франки” и другие носят собирательный характер. Жители государства Киевская Русь по названию государства назывались русскими.

В локально-исторической литературе Восточная Европа и Северная Азия рассмат­риваются как единое пространство (“месторазвитие”), заполненное сменяющими друг друга локальными цивилизациями, государствами. Так на протяжении тысячелетий на едином “место­развитии” сменилось много государств: Скифское, Готское, Хазар­ское, Киевское, Золотоордынское и другие. Все государства Восточной Европы и Северной Азии были многонациональные, а политическое лицо государства, его название определял народ, становившийся во главе его.

 


причины принятия православия в киевской руси
(выбор веры)

 

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.

Христианские историки (А. В. Карташов и др.) считают, что принятие Влади­миром I христиан­ства, а не ислама и иудейства в качестве государственной религии было обуслов­ле­но давним проникнове­нием христианства на территорию Восточной Европы. Владимир I из всех вер вы­брал самую правильную веру — христианскую православ­ного толка.

Церковная традиция относит начало христианизации к I веку н. э. В летописях упоминается хождение апостола Андрея Первозванного на Русь. Знакомство народов Восточной Европы с христианством состоялось во времена готского государства (IV в.). Однако процесс проникновения христианства был прерван вторжением гуннов. Следующим этапом распространения христиан­ст­ва в Восточной Европе считается IX век.

 

Материалистическое направлениевсемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.

Историки-материалисты (Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов и др.) считают, что при выборе государственной религии князь Владимир I руководствовался только полити­ческими мотивами.

Соседние государства — исламская Волжская Булгария и иудейская Хазария — в этот период были слабее Киевской Руси. Авторитет этих государств у князя и киевлян был невелик.

Сложнее обстояло дело с христианской верой. Христианская религия не едина. В середине первого тысячелетия она разделилась на две ветви: западно-рим­скую — католическую­­­ — и восточно-римскую — православную. В 1054 году ­­­­дело дошло до обоюдного предания анафеме (отречения от церкви). Обе ветви веры претендовали на влияние в Восточной Европе. Но между ними в политическом отношении имелась существенная разница.

Римский папа требовал полного подчинения королей и импера­то­ров и тем самым возвышался над ними как в религиозном, так и в полити­ческом отношении. К тому же католическая церковь считала богослужебным языком только латынь.

Патриарх Константинопольский признавал определенную зависимость от императора и ставил церковь на службу государству. Православная церковь допускала возможность использования любых языков. Киевский князь выбрал, естественно, то, что ему было выгоднее — православие.

Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.

Либеральные историки (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) утверждают, что Владимир I сделал роковую ошибку при выборе христианской веры. Владимир, приняв православие, а не католичество, обрек народы Восточной Европы на “вечное” отставание от западных стран. Народы Восточной Европы выпали из русла мировой цивилизации и бредут по замкнутому кругу. Удел России — в деспотии власти и рабстве народов. В развитии народов католичество отдает примат духовной власти (культуре, индивиду), а православие — светской (госу­дар­ству, монарху). Принятие православия привело к изоляции России от цивилизованного мира Европы.

 

 

влияние норманнских и византийских культур

(вестернизации) на развитие народов и государств

на территории Восточной Европы

 

Технологическое направлениевсемирно-историче­ской теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе.

Сторонники технологическогонаправления (С. А. Нефедов и др.) считают, что распространение каждого культурно-технологиче­ского круга связано с тем или иным фундаментальным открытием, которое дает его обладателям преимущества перед другими народами. Обладая этими преимуществами, народ-первооткрыватель расселяется из мест своего обитания, покоряя или подчиняя своему влиянию другие народы.

Фундаментальным открытием, породившим волну завоеваний норманнов, был дракар — мореходное судно с 40–70 гребцами и прямо­уголь­ным парусом. Отличительным качеством дракара было то, что он мог с оди­на­ковой легкостью преодолевать моря и подниматься по рекам, его можно было даже перетаскивать волоком через водоразделы. Благодаря дракару норманны могли внезапно появляться едва ли не в любом месте — там, где хотели; флотилия из 50-100 кораблей высаживала несколько тысяч воинов, которые грабили города и села и уходили, как только противник собирал крупные силы. Дракар позволил норманнам разграбить большую часть Западной Европы, но, не обладая преимуществом перед рыцарской конницей, они смогли закрепиться лишь в немногих областях — в Нормандии, в Сицилии, в Англии.

На востоке Европы сложилась иная ситуация: здесь не было рыцарской конницы, и благодаря своим мечам и кольчугам норманны-варяги обладали военным превосходством над местным населением. В угро-славянском мире шведских норманнов именовали “русью”, финское ruotsi до сих пор означает “швед, Швеция”. Основной целью варягов было приобретение баз для набегов на Константинополь по только что открытомуволхово-днепровскому пути. Продвигаясь по этой дороге, они основали базы в Холмгарде (Holmgard — Новгород) и Каенугарде (Koenugard — Киев), которые стали центрами варяжского владычества в земле славян. Из Киева-Каенугарда “русь” совершала непрерывные набеги на Византию и по Дону и Волге — на Северный Иран. Еще одна база была основана норманнами в Таматархе (Тмутаракани) в Крыму; этот город некоторое время соперничал с Киевом.

К чему, в конечном счете, привело распространение модернизации на Восточную Европу норманнского культурно-технологического круга? Славяне и угро-финны были покорены завоевателями, которые жили в укрепленных “градах”, собирали с местного населения дань, захватывали рабов и продавали их в Константинополе и Булгаре.

Со временем, ассимилировавшись, варяги превратились в русских бояр, они обосновались в бревенчатых замках, имели села с рабами, собственные дружины и постоянно воевали друг с другом. Варяги не принесли
в Восточную Европу ни высокой культуры, ни сколько-нибудь прочной государственной организации — по той причине, что сами ее не имели. Сохранился лишь десяток скандинавских слов: “стяг”, “броня”, “багор”, “удел”, “город”, “торг”, “тиун” (судья); слово “конунг” превратилось в “князь”, “викинг” — в “витязь”. Скандинавский бог грозы и войны Тор превратился в славянского Перуна, идол которого стоял на холме над Киевом и которому приносили человеческие жертвы. В культурном отношении варяжское наследие в основном ограничивалось военной техникой: ладьи-дракары, прямые “франкские” мечи, секиры, боевые ножи скрамасаксы. Из военных традиций сохранился обычай совершать походы на стругах-“дракарах” – запорожские и донские казаки, подобно варягам, ходили на стругах к берегам Турции и Персии.

Скандинавское происхождение имеет также система погостов, опорных пунктов, куда местное население было обязано привозить дань. “Вотчина” боярина — это был скандинавский “одаль”, “удел”, наследственное владение главы рода. Обычай князей пировать с боярами и обсуждать дела в боярской думе восходит к скандинавским дружинным традициям. Городское вече ведет свое начало от скандинавского тинга.

Культурные достижения России сторонники технологической теории связывают, в основном, с византийским влиянием и принятием христианства. Византия принадлежала к римскому культурно-технологическому кругу, и могущество этой державы вызывало попытки подражания со стороны русских князей. Византийское влияние привело к принятию христианства, появлению на Руси письменности, строительству каменных храмов и заимствованию отдельных элементов греко-римской культуры. Распространение на Русь рим­ского культурно-технологического круга имело мирный характер и не оказало существенного влияния на социальные отношения.

 

 

причины раздробленности Киевской Руси

 

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.

Русские летописцы, отражающие пози­ции религиозной теории истории, обозначили причины распада государства как “наказание за грехи”, как “Божий гнев на гордость и высокомерие кня­зей”, искупление через страдание.

 

Представители всемирно-исторической теории (XIX — нач. XX вв.) Н.М. Карамзин (1766—1826), С.М. Соловьев (1820—1879) характеризовали этот период временем “темным, молчаливым”, “скудным делами славы и богатым ничтожными распрями”.

Позднее либеральный историк В.О. Ключевский (1841—1911) стал говорить не о раздробленности, а об “удельном строе”, называя период “удельными веками”. Терминология Ключев­ского подразумевала децентрализацию вследствие осущест­вле­ния принципа, множившего деление земель и власти внутри княжеского рода. Наследство переходило не от отца к сыну, а от старшего брата — среднему — младшему.

Материалистическое направлениевсемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.

В материалистической историографии государст­вен­ная раздроб­лен­ность рассматривается как “феодальная раздробленность”. Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов, Н. И. Павленко, В. А. Федоров и др. рассматривают феодальную раздробленность как закономерный этап в поступательном развитии производительных сил. Согласно форма­ци­он­ной схеме характерной чертой феодализма является замкнутость хозяйственно-политических структур. Раздробленность при этом трактуется как новая форма госу­дар­ст­венной организации, а главной причиной раздробленности является господство замкнутого натурального хозяйства. Считалось, что натуральная замкнутость отдельных земель давала возможность полнее использовать хозяйственный местный потенциал. В пе­риод феодальной раздробленности Русь трансформировалась в свое­образную федерацию княжеств и земель, среди которых выделялись Вла­ди­ми­ро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, Новгородская и Псковская феодальные республики. Выделение экономических причин из сложного причинно-след­ст­венного комплекса было связано с унификацией российской истории с западно-европейской (западно­-евро­пейский феодализм представлялся наиболее типичной формой этой общественной формации). Соглас­но данной логике раздробленность в период “среднего” феодализма — про­грес­сивное явление для всех стран мира.

Локально-историческая теория изучает единство человека и его окружающей среды, составляющее понятие локальная цивили­зация.

Л.Н. Гумилев (1912—1992) причиной гибели государства Киевская Русь считает спад пассионарной энергии в системе этноса. Одновременно в конце XII века усилился натиск половцев, который для ранее моно­литной в военно-политическом отношении Руси не вызывал бы особых труд­нос­тей. Половцы и внутренние усобицы разорили Киев, привели его к упадку. Население Южной Руси переселялось в северные и северо-западные районы страны.

По мнению Л.Н. Гумилева, “к середине XIII века идея объеди­не­ния Руси уже стала полностью иллюзорной. Русь окончательно распа­лась на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую земли”. Если следовать логике Гумилева, то на территории Восточной Европы, не помешай мон­гольское нашествие, через несколько веков возникли бы мощ­ные независимые государства.

 

 

Сравнительно-теоретические схемы

предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация

 

1. Всемирно-историческая теория о возникновении
государства Киевская Русь

 

 

Норманнская

(Либеральное

направление)

Государство создано варягами-норманнами. Термин «Русь» – варяжского происхождения. Интерпретация исходит из того, что в основе образования государства лежит общественный договор

Антинорманнская

(Либеральное

направление)

Государство создано славянами. Термин «Русь» славянского происхождения. Интерпретация исходит из того, что в основе образования государства лежит общественный договор

 

Умеренно-норманнская

(Материалистическое направление)

Признает наличие многочисленных варягов-норманнов в Восточной Европе, но отрицает их роль в создании государственности. Государство – продукт длительного эволюционного развития и не может быть привнесено «извне». Оно является орудием политического господства одного класса над другими. Термин «Русь» – норманнского происхождения, но ставший этнонимом собирательного характера

 

 

Норманнская

(Технологическое

направление)

Изобретение нового типа военного корабля, «дракара», обусловило военную экспансию норманнов в Европе и, в частности, завоевание норманнами Восточноевропейской равнины. Благодаря своему военному превосходству, норманны-варяги подчинили славян и в процессе социального синтеза стали военным сословием нового государства – Киевской Руси.

 

2. Причины гибели государства Киевская Русь

 

Название
теории

Предмет
изучения

Интерпретации факта

Религиозная

(Христианская)

Движение человечества к Богу

«Божий гнев» на гордость и высокомерие князей

Всемирно-историческая:


 

Общемировое развитие, прогресс человечества.

  1. 1)      Раздел Киевской державы на уделы между сыновьями Великого князя.

  2. 2)      Горизонтальный принцип наследо­вания власти (от старшего брата к следую­щему брату по старшин­ству)

  3. 3)      Княжеские усобицы

Материалисти­ческое направление

Развитие общества, обще­ст­­­вен­­ных отно­ше­ний, свя­зан­ных с форма­ми собст­вен­ности. Классо­вая борьба.

Переход от раннего феодализма к сред­нему. Феодальная раздроблен­ность – за­ко­номерный и неизбежный этап в разви­тии феодального обще­ства. Это не рег­ресс, не движение вспять, а в целом – движение по пути прогресса

Локально-историческая

Единство человечества и терри­тории

Гибель государства – это результат спада пассионарной энергии в системе древне­русского этноса. (Л.Н. Гумилев)

 

Примечания

 

 1 Глава написана с позиции либерального направления всемирно-исторической теории.

2 Западные хроники свидетельствуют, что с 830 года до конца века в Европе не было ни одного года без норманнского (северные люди) нашествия. Они завоевали целый ряд стран: Шотландию (847 г.), Англию (1066 г.), основали Королевство Неаполитанское (911 г.) и др.

3 Эволюция (от лат. evolutio) — развертывание.

4 В связи с тем, что в 30-е годы на Западе распространяется расистская теория неполно­ценности славянских народов, советское руководство отдает предпочтение теории первоначального происхождения государства на Юге страны.

 

Конец формы

Переход на главную страницу



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История России История России Теории изучения Книга первая С древнейших времен до конца XIX века

    Учебное пособие
    Б.В. Личман. ИсторияРоссии. ИсторияРоссии. Теорииизучения. Книгапервая. С древнейшихвремендоконцаXIXвека. Учебное пособие. /Под. ред. Б. В. Личмана. ...
  2. История России История России Теории изучения Книга первая С древнейших времен до конца XIX века (1)

    Учебное пособие
    Б.В. Личман. ИсторияРоссии. ИсторияРоссии. Теорииизучения. Книгапервая. С древнейшихвремендоконцаXIXвека. Учебное пособие. /Под. ред. Б. В. Личмана. ...
  3. М л несмелова в и уколова а в ревякин всеобщая история с древнейших времен до конца xix века 10 класс методические рекомендации программа

    Методические рекомендации
    ... ИСТОРИЯ С древнейшихвремендоконцаXIXвека 10 класс Методические рекомендации ПРОГРАММА ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ: С ДРЕВНЕЙШИХВРЕМЕНДОКОНЦАXIXВЕКА ... теорий б) исторической антропологии в) теорий модернизации г) сравнительного изученияистории 11* ...
  4. Теория государства и права (3)

    Список учебников
    ... ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Мудрость с древнейшихвремен ... изучениятеории ... право. Книгапервая: Общие ... историю. В самом начале XIXвека ... Россия, по мнению специалистов, также допускает ошибки. Не доконца решив задачи первой ...
  5. Рабочая программа «всемирная история история россии и мира с древнейших времен до конца xix века» 10 класс пояснительная записка

    Рабочая программа
    ... с древнейшихвремендоконца XIXвека», М., Русское слово, 2005; 2 раза в неделю. Рабочая программа «Всемирная история. ИсторияРоссии и мира с древнейшихвремендоконцаXIXвека» ...

Другие похожие документы..