Главная > Пояснительная записка


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики

УМК дисциплины

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРА

для направления 030300.68 – «Психология»

подготовки магистра

Составитель: Старовойтенко Е. Б.

Утверждено на заседании кафедры

психологии личности ф –та психологии

Зав. кафедрой

_______________________2008 г.

МОСКВА 2008

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет-

Высшая школа экономики

Факультет психологии

Программа дисциплины
«Психология личности и культура»

для направления 030300.68 – «Психология»

подготовки магистра

Автор программы: Е. Б. Старовойтенко

Рекомендовано Одобрена на заседании

секцией УМС «Психология» кафедры психологии личности
Председатель Зав. кафедрой

______________ Штроо В. А. _____________ К. А. Абульханова

___” __________ 2008 г. “___” __________ 2008 г.

Утверждена Ученым

советом факультета психологии

Ученый секретарь

_________Е. Б. Старовойтенко

«_______» _____________2008г.

Москва 2008 г.

Пояснительная записка

Требования к студентам: знания в объеме курсов «История психологии», «Психология личности», «Психология творчества», «Современные концепции личности», «Методология психологии», «Философия», «Культурология».

Аннотация:

.Целью изучения данной дисциплины является знакомство с новым направлением в психологии личности, акцентирующим мало изученные связи личности с культурой и представляющим собой синтез современных теорий личности на основе парадигмы «культуры». Курс предполагает сравнительное рассмотрение «культурной психологии личности» с психологической антропологией, кросс – культурной психологией и культурной психологией. Изучение курса требует знаний из области истории психологии, философии, культурологии, социологии и социальной психологии, преломляя их в соответствии со спецификой психологии личности. Курс позволяет по-новому рассмотреть и реализовать исследовательские и практические возможности современной психологии личности, дополняя известные подходы к личности акцентами на культурную детерминацию, культурные формы психического развития, культурную деятельность и творчество, культурную продуктивность личности. Особой проблемой изучения выступает культурогенез познания индивидуальной личности в условиях европейской культуры. Знакомство с культурно – психологическими моделями личности, воссоздающими историю европейского понимания личностного начала человека, позволяет студентам интегрировать ведущие идеи о личности и понять происхождение главных парадигм современной персонологии. Культурные способы действий, смыслы, ценности, знаки, символы, тексты понимаются как необходимые объекты и содержания не только теоретических концепций личности, но также консультативных и психотерапевтических практик. Курс предполагает диалогичный стиль преподавания, использование приемов компьютерной презентации теоретических тем, обсуждение на семинарах проблем и новаций в данной области, самостоятельную разработку студентами моделей культурно – психологической практики индивидуального консультирования. Общая задача курса – направить внимание студентов в сложнейшую область изучения и развития культурно – психологического потенциала личности.

Объем курса – 162 часов. В ходе курса предусматривается написание эссе.

Учебные задачи дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать специфику культурного направления психологии личности в сравнении с другими направлениями исследования личности;

  • понимать особенности изучения связей личности и культуры в контексте психологии личности по сравнению с другими психологическими науками о культуре;

  • знать проблемы и стратегии исследования личности с позиций «культурной психологии личности»;

  • уметь находить и обосновывать культурные акценты в глубинной, экзистенциальной, когнитивной, гуманистической психологии личности, а также в отечественных концепциях личности;

  • понимать, что психология личности – часть культуры, развивающаяся в единстве с философскими, социальными и гуманитарными сферами культуры;

  • понимать определение европейской культуры как «индивидуальной» и обосновывать роль познания личности в данной культуре;

  • знать основные культурные источники знания о личности;

  • освоить принципы и приемы культурно – психологического моделирования личности;

  • знать культурную динамику психологических моделей личности, их сравнительные различия и единство;

  • понимать значение исследований «культурно – психологического потенциала личности» для практики индивидуального консультирования и психотерапии.

  • уметь применять культурно – психологические установки и знания о личности при изучении других дисциплин специализации.

Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские. занятия

ВСЕГО:

162

28

28

106

1.

.

2.

3.

4.

.

5.

6.

8..

Проблема «культура и личность» в психологии.

Культурный подход в

психологии личности

Культурогенез психологического познания личности.

Модели личности в истории европейской культуры.

Модели личности в современной культуре.

:

Перспективные культурно – психологические модели личности

ИТОГО

30

26

26

38

24

26

162

6

4

4

6

4

4

28

6

4

4

6

4

4

28

18

18

18

18

16

18

106

Формы контроля.

Текущий контроль: индивидуальная активность на семинарских занятиях.

Промежуточный контроль: 1эссе.

Итоговый контроль: зачет.

Методика формирования итоговой оценки.

При получении итоговой оценки учитываются: оценка за активность на занятиях Озн, оценки за эссе Оэ. и оценка за ответ на вопросы экзамена Оэк..

2. Оценки относительной важности:

Wзн

Wэ

Wэк

 

 

0.3

0,3

0,4

 

3. Если у студента

Озн

Оэ

Oэк

 

 

6

7

8

 

Ocp=Oзн*Wзн+ O*Wэ+Oэк*Wэк =6*0,3+7*0,3+8*0,4 = 7, 1

После округления Оср= 7

Базовые учебники.

    1. Психология и культура. ( Под ред. Д. Мацумото ) СПб.: Питер. 2003.

    2. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академ. проект.2007.

    3. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. (Отв.. ред. А. А. Белик) М.: Смысл. 2001.

Содержание программы.

ТЕМА 1. Проблема «культура и личность» в психологии.

Особенности исследования проблемы «личность и культура» в психологии. Психологическая антропология, культурная психология, кросс – культурная психология о личности. Методы исследования личности в психологических науках о культуре. Понятие культурной специфики и культурных различий личностей. Культурные свойства и типы личности. Инструментарий кросс – культурных и культурно – психологических исследований личности. Определение культуры в аспектах «ценностей» и «жизни». Задачи и стратегии исследования в культурной психологии личности. Культурная тематика в глубинной психологии личности. Акценты на культуру в экзистенциальной психологии личности. Положения о личности – в – культуре в гуманистической психологии. Проблема культурных влияний на смыслы, отношения, познание, деятельность, качества личности в отечественной психологии. Понятие личности как субъекта жизни – в – культуре. Культурный контекст развития личности как индивидуальности.

Ключевые понятия:

культура, личность, проблема культуры в психологии личности, психологические науки о культуре, культурное направление в психологии личности, методы изучения проблемы «культура и личность», тема культуры в контексте теорий личности, задачи и стратегии культурной психологии личности.

Основная литература:

1. Психология и культура. ( Под ред. Д. Мацумото ) СПб.: Питер. 2003.

2. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. (Отв. ред. А. А. Белик) М.: Смысл. 2001.

3. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академ. проект.2007.

4. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь. 2002.

Дополнительная литература:

1. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб: Питер 2000.

2. Психоанализ и культура. М.: Юрист. 1995

3. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: РГГУ. 2000.

4. Культурология. ХХ век. Антология. М.: Юрист. 1995.

5. Старовойтенко Е. Б. Проблема субъекта в культурной психологии личности. – Человек. Субъект. Поступок. ( Под ред. В.А. Татенко) К.: 2006. С. 230 – 257.

ТЕМА 2. Культурный подход в психологии личности.

Поликультурная обусловленность жизни личности. Культурный аспект детерминации и самодетерминации личности. Культурная среда индивидуальной жизни. Культурные факторы развития личности. Архетипы личности и культура. Культурные объекты и формы активности личности. Внутреннее освоение личностью культуры. Культурные содержания внутреннего мира личности. Культурные деятельности, вклады и культурный диалог личности. Отношения личности к культуре. Культурные особенности сознания и бессознательного личности. Рефлексия личности как культурный феномен. Жизненный путь личности в культурном осмыслении. Личность субъекта культуры. Культурное творчество личности. Культурная продуктивность личности. «Индивидуальная культура» как тип культурного развития общества. Социокультурная поддержка индивидуальной личности. Культурно – психологический подход в практике консультирования и психотерапии личности. Культурно – ориентированные модели развивающей и коррекционной работы психолога.

Ключевые понятия:

поликультурная среда и жизнь, культурная детерминация, культурные объекты, культурная активность, освоение культуры, культурные формы и содержания внутреннего мира, субъект культуры, культурное самовыражение и творчество личности, культурно – психологическая практика.

Основная литература:

1 .Психология и культура. ( Под ред. Д. Мацумото ) СПб.: Питер. 2003.

2. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академ. проект.2007.

3. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. (Отв. ред. А. А. Белик) М.: Смысл. 2001.

4. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: РГГУ. 2000.

. Дополнительная литература:

1. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс. 1993.

2. Белик А. А. Культура и личность. М.: РГГУ. 2001.

3. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб: Питер 2000.

4. Шадриков В. Д. Духовные способности. СПб 1997.

5. Старовойтенко Е. Б. Психология личности (В парадигме жизненных отношений) М.: Академ. проект. 2004.

ТЕМА 3. Культурогенез психологического познания личности.

Идея «личности» в европейской культуре. Европейский индивидуализм, персонализм, гуманизм. Культурные источники знаний о личности: мифология, литература, искусство, философия, гуманитарные науки, психология. Авторское знание о личности. Создатели европейского персонализма. Рефлексивные тексты и их авторы. Культурные эпохи и познание личности. Принципы построения культурно – психологических моделей личности. Герменевтика и интерпретация текстов о личности. Коды реконструкции культурно – психологических моделей личности. Культурная динамика отношений личности к надличному, внеличному, «другому», «я» и безличному. Психологическое знание об отношениях личности как синтез мифологических символов, литературных образов, философских идей и рефлексивных открытий «я».

Ключевые понятия:

культурогенез идеи «личности», европейская культура, источники знания о личности, культурное самопознание личности, модели личности, культурная динамика, коды моделировании, индивидуализм, персонализм, гуманизм, индивидуализация.

Основная литература:

1. Психология и культура. ( Под ред. Д. Мацумото ) СПб.: Питер. 2003..

2. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академ. проект.2007.

3. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: РГГУ. 2000

    1. Самосознание европейской культуры. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Наука. 1991.

Дополнительная литература:

1. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс. 1993.

2. Тарнас Р. История западного мышления. М.: КРОН – ПРЕСС. 1995.

3. Лосев А.Ф. Философия, Мифология, Культура. М.: Изд-во полит. лит. 1991.

4. Проблема человека в западной философии. Сб. трудов. М.: Прогресс.1988.

5. Психоанализ и культура. М.: Юрист. 1995.

6. Психоанализ и этика. М.: Дайджест. 1993.

7. Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика. 1995.

8. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика. 1992.

9. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. 1986

ТЕМА 4. Модели личности в истории европейской культуры.

Место человека в обществах традиционной (коллективистской) и индивидуальной культуры. «Личное» в античной мифологии и философии. «Я» античного философа. «Личное» в раннехристианской исповеди. Идеи о «личном» в позднем средневековье. Ренессансная динамика познания и самопознания личности. Личность Титана и личность Деятеля. Противоречия ренессансного понимания личности. Жизнь, творчество, «другой» в модели Фаустовской личности. Личность ученого, художника, поэта в европейских текстах и образах 17 - 18 вв. Персонализм русской классической литературы и его влияния на современные теории личности. От персонализма к персонологии.

Ключевые понятия:

сущность индивидуализации человека, индивидуальное и личное, этапы культурогенеза знаний о личности, мифология, философия, литература, рефлексивные тексты, античная, средневековая, ренессансная, Фаустовская личность, русский персонализм.

Основная литература:

1. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академ. проект.2007.

2. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: РГГУ. 2000

3. Тарнас Р. История западного мышления. М.: КРОН – ПРЕСС. 1995.

4. Лосев А.Ф. Философия, Мифология, Культура. М.: Изд-во полит. лит. 1991.

5 Проблема человека в западной философии. Сб. трудов. М.: Прогресс.1988

Дополнительная литература:

1. Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика. 1992.

2. Августин А. Исповедь. М.: Ренессанс. 1990.

3. Гете И.-В. Из моей жизни. Поэзия и правда. С.С. в 10 т. Т. 3. М.: Худ. лит. 1976.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утверждено на заседании кафедры

    Документ
    Утверждено на заседании кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» от ... -Петербурге. Заведующая кафедрой «Социально-культурный сервис и туризм» Н.Ф. Иванова Электронная версия на кафедре СКСиТ
  2. Утверждено на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин от «_28_» _сентября 2012г Протокол № _2_ Зав кафедрой доцент к ю н

    Документ
    Утверждено на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин от «_28_» _сентября 2012г. Протокол № _2_ Зав. кафедрой, доцент ... «Теория доказательств в гражданском процессуальном праве» на 2012-2013 учебный год. 1. Предмет ...
  3. Утверждено на заседании кафедры от

    Документ
    Утверждено на заседании кафедры от «17» сентября 2012 г. протокол № 2 ...
  4. Утверждено на заседании кафедры от (1)

    Документ
    Утверждено на заседании кафедры от «17» сентября 2012 г. протокол № 2 ...
  5. Утверждено на заседании кафедры от (2)

    Документ
    Утверждено на заседании кафедры от «17» сентября 2012 г. протокол № 2 ...
  6. «утверждено» на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин

    Документ
    «Утверждено» на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин “ _14_” __сентября__ ... . Размер хищения и его влияние на квалификацию преступления. Кража: основной состав ... и квалифицированные виды. Составитель: Зав. кафедрой к.ю.н., доцент Е.С. Азарова

Другие похожие документы..