Главная > Пояснительная записка


4. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. – Римские стоики. М.: Республика. 1995. С. 271 – 363.

5. Самосознание европейской культуры. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Наука. 1991.

6. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М.: Мысль. 1993. .

7. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс. 1991.

ТЕМА 5. Модели личности в современной культуре.

Социокультурные условия персонализации и деперсонализации индивидов в 19 – 20 вв. Сущность философского персонализма. Акценты на личность в философии жизни. Философские и философско - психологические интерпретации связей «личности» и «жизни»: Ницше, Бубер, Шелер, Хайдеггер, Гуссерль, Мунье, Сартр, Бердяев, Франк, Рубинштейн. Личностное отрицание жизни, личностное развитие жизни и отношение личности к жизни в философском персонализме. Тема личности и «я» в литературно – психологических шедеврах Толстого, Бунина, Набокова, Пруста. Философско – гуманитарные основы психоанализа, аналитической, экзистенциальной и гуманистической психологии личности. «Социальное» и «индивидуальное» как единое и оппозиционное в личности. Тенденции массификации, «крайнего индивидуализма», глобализации в современных обществах; их влияние на личность. Признаки «исчезновения» личности. Личность невротика. Культурная альтернатива: «глобальная» или индивидуальная личность.

Ключевые понятия:

персонализация, деперсонализация, философский персонализм, философия жизни, личность в соотношении с жизнью, личность как герой литературы, психологические теории личность, социальное подавление «личного», разрушительный индивидуализм, «глобализация» личности.

Основная литература:

1. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академ. проект.2007.

2. Психология и культура. ( Под ред. Д. Мацумото ) СПб.: Питер. 2003..

3. Тарнас Р. История западного мышления. М.: КРОН – ПРЕСС. 1995

4. Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика. 1999.

Дополнительная литература:

1.Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. М.: Мысль. 1990.

2. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл. – бук. 1998.

3. Проблема человека в западной философии. Сб. трудов. М.: Прогресс.1988.

  1. Психоанализ и культура. М.: Юрист. 1995.

  2. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. СПб.: РХГИ. 1997

  3. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение. 1989.

  4. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика. 1992.

ТЕМА 6. Перспективные культурно – психологические модели личности.

Модель выдающейся личности. Модель самоактуализирующейся личности. Модель личности как субъекта инноваций. Синтез сквозных идей о личности в культурогенезе. Понятие культурно – психологического интеграла личности. Единство культурно - психологических свойств личности. Абсолютное, природное, культурное, социальное, типичное, индивидуальное, психическое, сознательное, феноменологическое, бессознательное, иррациональное, субъективное, деятельное, жизненное, временное, целостное, противоречивое, деструктивное, зрелое в личности. Роль интегральных моделей личности в истории, методологии и практике психологии личности. Культурогенез парадигм и методов психологии личности. «Личность» как ценностная основа культурно – психологического единства европейцев.

Ключевые понятия:

современная личность, творческая индивидуальность, синтез идей о личности, культурный интеграл «личности», свойства личности в культурогенезе, новая форма целостного подхода к личности.

Основная литература:

1. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академ. проект.2007.

2. Психология и культура. ( Под ред. Д. Мацумото ) СПб.: Питер. 2003.. 3. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл – бук. 1997.

4. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл. – бук. 1998

Дополнительная литература:

1. Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика. 1999.

2. Тарнас Р. История западного мышления. М.: КРОН – ПРЕСС. 1995

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература:

Основная

    1. Психология и культура. ( Под ред. Д. Мацумото ) СПб.: Питер. 2003.

    2. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академ. проект.2007.

    3. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. (Отв. ред. А. А. Белик) М.: Смысл. 2001.

    4. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: РГГУ. 2000.

    5. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь. 2002.

Дополнительная.

      1. Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика. 1992.

      2. Августин А. Исповедь. М.: Ренессанс. 1990.

      3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. 1986.

      4. Белик А. А. Культура и личность. М.: РГГУ. 2001.

5. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. М.: Мысль. 1990.

6. Гете И.-В. Из моей жизни. Поэзия и правда. С.С. в 10 т. Т. 3. М.: Худ. лит. 1976.

7. Культурология. ХХ век. Антология. М.: Юрист. 1995.

8. Лосев А.Ф. Философия, Мифология, Культура. М.: Изд-во полит. лит. 1991.

9. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь. 2002.

10. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. СПб.: РХГИ. 1997.

11. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. – Римские стоики. М.: Республика. 1995. С. 271 – 363.

12. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл – бук. 1997.

13. Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика. 1999.

14. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл. – бук. 1998.

15. Проблема человека в западной философии. Сб. трудов. М.: Прогресс.1988.

16. Психоанализ и культура. М.: Юрист. 1995.

17. Психоанализ и этика. М.: Дайджест. 1993.

18. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб: Питер 2000.

19. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение. 1973.

20. Самосознание европейской культуры. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Наука. 1991.

21. Старовойтенко Е. Б. Проблема субъекта в культурной психологии личности. – Человек. Субъект. Поступок. ( Под ред. В. А. Татенко) К.: Лыбидь. 2006. С. 230 – 257.

22. Старовойтенко Е. Б. Психология личности (В парадигме жизненных отношений) М.: Академ. проект. 2004.

23. Тарнас Р. История западного мышления. М.: КРОН – ПРЕСС. 1995.

24. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение. 1989.

25. Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика. 1995.

26. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика. 1992.

27. Шадриков В. Д. Духовные способности. СПб 1997.

28. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М.: Мысль. 1993. .

29. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс. 1991.

30. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс. 1993.

Тематика заданий по формам текущего контроля

Темы эссе.

1. Культурное направление в психологии личности.

2. Психология личности как культурная ценность.

3. Влияние мифологии и литературы на развитие знания о личности.

    1. Проблема культуры в глубинной психологии личности.

    1. Тема «культурного потенциала человека» в гуманистической психологии личности.

    1. Культурные акценты в отечественной психологии личности.

    1. Культурная детерминация и культурное творчество личности.

    1. Культурно обусловленные отношения личности.

    1. Культура и смыслообразование личности.

    1. Жизнь личности на пересечении культур.

    1. Личность в психологии искусства и психологии науки.

    1. Личность в психологии творчества.

    1. Личность как субъект инновационной деятельности.

    1. Единая модель личности как основа интеграции европейцев.

Вопросы к зачету.

1.Связь психологии личности с науками о культуре.

2. Проблема «личность и культура» в различных психологических науках.

3. Личность как проблема кросс – культурной психологии.

4. «Личность» в психологической антропологии и культурной психологии.

5. Специфика отношений личности и культуры в контексте психологии личности.

6. Тема культуры в глубинной психологии личности.

7. Связь личности и культуры в положениях гуманистической психологии.

8. Культурный аспект экзистенциального понимания личности.

9. Культурные акценты в когнитивной психологии личности.

10. Направления изучения связей личности и культуры в отечественной психологии.

11. Проблема личности в психологии искусства и психологии научного творчества.

12. Психология личности и акмеология.

13. Тема культурных ценностей в психологии личности.

14. Культурная детерминация личности и индивидуальной жизни.

15. Поликультурный контекст жизни личности.

16. Культурные содержания внутреннего мира личности.

17. Влияние культуры на познание и смыслообразование личности.

18. Деятельность личности как культурный феномен.

19. Культурная обусловленность сознания и рефлексии личности.

20. Культура повседневной жизни и жизненного мира личности.

21. Личность как субъект культуры.

22. Культурные вклады и влияния личности.

23. Понятие культурогенеза «личности».

24. Специфика европейской динамики познания личности.

25. Современные направления в изучении российской личности.

26. Источники культурно – психологических знаний о личности.

27. Гуманизм, персонализм, индивидуализм в европейской культуре.

28. Роль текстов и изображений в психологическом познании личности.

29. Тексты индивидуального самопознания и психология личности.

30. Влияние мифологии, религии и литературы на психологию личности.

31. Этапы культурогенеза идей об индивидуальной личности.

32. Способы и «коды» реконструкции культурно – психологических моделей личности.

33. Идеи о «личном» в античной культуре.

34. Христианский персонализм средневековья.

35. Динамика идей о личности в ренессансной культуре.

36. Модели «универсальной личности» и «личности без свойств».

37. «Творческая личность» культуры Просвещения и Романтизма.

38. Модель Фаустовской личности.

39. Личность в философии жизни и учениях о сознании и бессознательном.

40. Современные альтернативы персонализма: тоталитаризм, массификация, глобализация.

41. Модель выдающейся личности.

42. Гуманистические модели личности в психологии.

43. Модель личности как субъекта инноваций.

44. Интегральные модели личности в культурном контексте и их значение для психологии личности.

46. Культурно – ориентированные модели консультирования и психотерапии личности.

47. Психология развития личности и культура.

48. Эстетика и искусство в их влиянии на теорию и практику психологии личности.

49. Этическая и рефлексивная ориентация теоретической и практической психологии личности.

50. Значение психологии личности для культуры и профессиональная культура психолога.

Автор программы: Е. Б. Старовойтенко

ТЕСТ

для проверки остаточных знаний студентов 1 курса магистратуры по

дисциплине «Культурная психология личности»

  1. Какая из следующих наук акцентирует связи культуры и личности?

    1. Психофизиология.

    2. Социальная психология.

    3. Психологическая антропология.

    4. Возрастная психология.

  1. В каких исследованиях применяется понятие «модальная личность?

    1. Историко – психологических исследованиях.

    2. Исследованиях индивидуальности.

    3. Исследованиях интеллекта.

    4. Кросс – культурных исследованиях.

3. Завершите следующее положение глубинной психологии: «Все самые мощные культурные идеи и представления индивидов сводятся к……..»

1) Мышлению.

2) Инстинктам.

3) Архетипам.

4) Установкам.

4. Какое суждение можно считать наиболее психологически верным?

1) Личность разрушается культурой.

2) Личность формируется культурой.

3) Личность развивает культуру и создается ею.

4) Личность становится собой вне культуры.

5. Какие свойства личности больше подвержены влиянию культуры?

1) Конституциональные.

2) Ценностно – смысловые.

3) Феноменологические.

4) Психодинамические.

6. Какими являются условия жизни личности в российском обществе?

1) Теряющими культурную специфику.

2) Монокультурными.

3) Не зависящими от культуры.

4) Поликультурными.

7. Какое основное культурное средство служит развитию творческой личности с точки зрения К. Г. Юнга?

1) Изображение.

2) Символ.

3) Образ фантазии

4) Текст.

8. Кто из отечественных психологов особо подчеркивал культурное опосредование психического развития личности?

1) Б. Г. Ананьев.

2) В. Н. Мясищев.

3) Л. С. Выготский.

4) С. Л. Рубинштейн.

9. Каким, согласно А. Маслоу, является отношение самоактуализирующейся личности к культурной традиции?

1) Полное принятие

2) Отрицание.

3) Сопротивление.

4) Уничтожение.

10. Благодаря какой способности, личность создает тексты литературных исповедей или жизнеописаний?

1) К деятельности.

2) К познанию.

3) К рефлексии.

4) К общению.

11. Акцент на какое свойство личности, зависимое от культуры, объединяет З. Фрейда, А. Маслоу и С. Л. Рубинштейна?

1) Сублимацию.

2) Самоактуализацию.

3) Юмор.

4) Агрессию.

12. В какую эпоху европейской культуры «личное» означало, прежде всего, необычное, курьезное, скандальное?

1) Античность.

2) Средневековье.

3) Ренессанс.

4) Новое время.

13. Кто создал античную классификацию характеров?

1) Лабрюйер.

2) Теофраст.

3) Монтень.

4) Платон.

14. Чей рефлексивный текст является средневековым вкладом в развитие европейского персонализма?

1) Фомы Аквинского.

2) Эразма Роттердамского.

3) Аврелия Августина.

4) Макьявелли.

15. Какая культура породила личностный тип Титана?

1) Культура Романтизма.

2) Культура постмодернизма.

3) Культура Ренессанса.

4) Первобытная культура.

16. В каком отношении к культурному контексту должна находиться психология личности?

1) Относительной независимости.

2) Развивающего влияния на культурные каноны.

3) Критики современной культуры.

4) Защиты культурных канонов.

17.Какой взгляд на соотношение индивидуальной личности и национального характера преобладает в европейской культуре?

1) Национальный характер выше, чем личность.

2) Личность индивидуально воссоздает национальный характер.

3) «Национальный характер» - проекция в личности.

4) Индивидуальность исключает национальную идентичность.

18. Какую науку о культуре следует исключить как наименее связанную с психологией личности?

1) Культурологию.

2) Археологию.

3) Филологию.

4) Искусствоведение.

19. Какая характеристика не релевантна европейской модели личности?

1) Автономия.

2) Творчество.

3) Зависимость.

4) Самоопределение.

20. Кто из мыслителей создал модель «Фаустовского человека»?

1) К. Юнг.

2) Гете.

3) О. Шпенглер.

4) М. Бахтин.

21. Что, в первую очередь, означает понятие «европейский индивидуализм»?

1) Эгоизм личности.

2) Независимость личности.

3) Одиночество личности.

4) Самоосуществление личности.

22. Какие качества личности подчеркивают ее всечеловеческую сущность?

1) Универсальные.

2) Индивидуальные.

3) Идеальные.

4) Национальные

23. Какой метод исследования личности не распространен в кросс – культурных исследованиях личности?

1) Метод «Большой пятерки».

2) Метод изучения когнитивных стилей.

3) Автобиографический метод.

4) Метод MMPI/

24. Какая пара сравнительных характеристик обычно не применяется в кросс - культурных исследованиях личности?

1) Индивидуализм – коллективизм.

2) Маскулинность – фемининность.

3) Эгоцентризм – социоцентризм.

4) Гетеросексуальность – бисексуальность.

25. Какое представление о «я» личности доминирует в европейском сознании?

1) «Я» личности полностью зависит от бессознательного.

2) «Я» - это социальное начало в личности.

3) «Я» подавляет жизненную, творческую активность

личности.

4) «Я» - основа самостоятельности и индивидуальности

личности.

26. Что должно быть свойственно перспективной гендерной модели личности?

1) Акцент на конфликтность гендерных свойств личности.

2) Акцент на достоинства маскулинного начала.

3) Акцент на вытеснение маскулинных свойств

фемининными.

4) Акцент на взаимодополнение гендерных свойств

личности.

27. Какое качество является ведущим для личности как субъекта инновационной деятельности?

1) Воля к власти.

2) Сознание.

3) Творчество.

4) Чувство справедливости.

28. Какая социокультурная тенденция противостоит суверенному развитию личности?

1) Индивидуализм.

2) Коллективизм.

3) Персонализм.

4) Традиционализм.

29. Что не присуще архетипу Героя в русской сказке и мифе?

1) Вера.

2) Преодоление.

3) Уверенность в себе.

4) Жестокость.

30. Какая область психологического изучения личности наименее зависима от конкретного культурного контекста?

1) Психология творческой личности.

2) Психология лидера.

3) Психопатология личности.

4) Психология развития личности.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА

1. 3) Психологическая антропология.

2. 4) Кросс – культурных исследованиях

3. 3) Архетип.

4. 3) Личность развивает культуру и создается ею.

5. 2) Ценностно – смысловые.

6. 4) Поликультурными.

7. 2) Символ.

8. 3) Л. С. Выготский.

9. 3) Сопротивление

10. 3) К рефлексии.

11. 3) Юмор.

12. 1) Античность.

13. 2) Теофраст.

14. 3) Аврелия Августина.

15. 3) Культура Ренессанса.

16. 2) Развивающего влияния на культурные каноны.

17. 2) Личность индивидуально воссоздает национальный характер.

18. 2) Археологию.

19. 3) Зависимость.

20. 3) О. Шпенглер.

21. 4) Самоосуществление личности.

22. 1) Универсальные.

23. 3) Автобиографический метод.

24. 4) Гетеросексуальность – бисексуальность.

25. 4) «Я» - основа самостоятельности и индивидуальности личности.

26. 4) Акцент на взаимодополнение гендерных свойств личности.

27. 3) Творчество.

28. 4) Традиционализм.

29. 4) Жестокость.

30. 3) Психопатология личности.

Составитель: Е. Б. Старовойтенко

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ

Планы семинарских занятий и задания для

самостоятельной подготовки студентов

по дисциплине «Психология личности и культура»

для направления 030300.68 – «Психология» подготовки магистра

Москва 2008

Пояснительная записка

Семинарские занятия по дисциплине «Психология личности и культура» служат для закрепления, углубления и развития знаний, полученных на лекциях и при самостоятельном изучении материалов указанной дисциплины. Темы, вопросы и задания семинаров соответствуют логике и содержанию лекционного курса.

В ходе семинарских занятий предусмотрено обсуждение проблем персонологии, касающихся этапов развития знания о личности в европейском культурогенезе. Планируется также обсуждение вопросов, связанных с культурным контекстом жизни личности, ее культурной детерминацией, культурной деятельностью и творчеством, культурными ценностями и авторскими культурными вкладами. Предусмотрен анализ лучших научных трудов по ряду тем семинаров и компьютерная презентация моделей, раскрывающих различные аспекты связи личности и культуры. Особое значение придается стимулированию самостоятельного осмысления студентами содержаний дисциплины посредством выполнения творческих аудиторных и домашних заданий. При подготовке к семинарским занятиям рекомендовано использование материалов ранее изученных дисциплин: «Философская антропология», «Культурология», «Современные концепции личности», «Личность как субъект жизни».

ТЕМА 1. Проблема «культура и личность» в психологии.

1. Области исследования проблемы «личность и культура»: психологическая антропология, культурная психология, кросс – культурная психология.

2. Методы исследования личности в психологических науках о культуре.

3. Задачи и стратегии исследования в «культурной психологии личности».

4. Акценты на взаимосвязи личности и культуры в основных направлениях персонологии: глубинной, экзистенциальной, гуманистической психологии личности.

5. Понятие личности как субъекта жизни в культуре.

Основная литература:

1. Психология и культура. ( Под ред. Д. Мацумото ) СПб.: Питер. 2003.

2. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. (Отв. ред. А. А. Белик) М.: Смысл. 2001.

3. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академ. проект.2007.

Дополнительная литература:

1. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб: Питер 2000.

2. Психоанализ и культура. М.: Юрист. 1995

3. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: РГГУ. 2000.

4. Культурология. ХХ век. Антология. М.: Юрист. 1995.

5. Старовойтенко Е. Б. Проблема субъекта в культурной психологии личности. – Человек. Субъект. Поступок. ( Под ред. В.А. Татенко) К.: 2006. С. 230 – 257.

Задания на самостоятельную подготовку (компьютерную презентацию).

1. Сравнительная характеристика традиционалистской, коллективистской и индивидуалистической культур (по Д. Мацумото).

2. Специфика постановки проблемы личности в психологической антропологии.

3. Подход к личности в контексте культурной психологии (по Э. Нойманну).

ТЕМА 2. Культурная парадигма в психологии личности.

1. Поликультурный мир жизни современной личности.

2. Факторы культурной детерминации личности.

3. Архетипы личности и культура. Культурное сознание личности.

4. Культурные содержания внутреннего мира личности.

5. Культурная деятельность, творчество и культурный диалог личности.

6. Проблемы жизни личности в культуре.

Основная литература:

1 .Психология и культура. ( Под ред. Д. Мацумото ) СПб.: Питер. 2003.

2. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: РГГУ. 2000.

3. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академ. проект.2007.

. Дополнительная литература:

1. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс. 1993.

2. Белик А. А. Культура и личность. М.: РГГУ. 2001.

3. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб: Питер 2000.

4. Шадриков В. Д. Духовные способности. СПб 1997.

5. Старовойтенко Е. Б. Психология личности (В парадигме жизненных отношений) М.: Академ. проект. 2004.

Задания на самостоятельную подготовку (компьютерную презентацию).

1. Дать интерпретацию случая личностного развития на пересечении многих культур.

2. Обосновать значение архетипа Героя в развитии европейской личности.

3. Рассмотреть ценностные смыслы личности как производные от культуры.

4. На примере выдающегося литературного произведения обосновать вклад автора в культуру познания человека.

ТЕМА 3. Культурогенез психологического познания личности.

1. Становление европейского гуманизма и персонализма. Развитие современной «индивидуальной культуры».

2. Культурные источники знаний о личности: мифология, литература, искусство, философия, гуманитарные науки, психология.

3. Культурно – психологические модели личности.

4. Культурная динамика отношений личности к надличному, внеличному, «Другому», «Я», безличному: синтез символов, литературных образов, философских идей и рефлексивных открытий «я».

Основная литература:

1. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академ. проект.2007.

2. Психология и культура. ( Под ред. Д. Мацумото ) СПб.: Питер. 2003..

3. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: РГГУ. 2000

4. Самосознание европейской культуры. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Наука. 1991.

Дополнительная литература:

1. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс. 1993.

2. Тарнас Р. История западного мышления. М.: КРОН – ПРЕСС. 1995.

3. Лосев А.Ф. Философия, Мифология, Культура. М.: Изд-во полит. лит. 1991.

4. Проблема человека в западной философии. Сб. трудов. М.: Прогресс.1988.

5. Психоанализ и культура. М.: Юрист. 1995.

6. Психоанализ и этика. М.: Дайджест. 1993.

7. Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика. 1995.

8. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика. 1992.

9. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. 1986

Задания на самостоятельную подготовку (компьютерную презентацию).

1.Систематизировать признаки персонализма как тенденции в философии, литературе, современной культуре.

2. На нескольких примерах показать, как формировалось знание о человеке в мифе.

3. На примере текста литературной исповеди обосновать роль самопознания личности в развитии персонологии.

4. Дать синтез психологических характеристик «культурного творчества» личности.

ТЕМА 4. Модели личности в истории европейской культуры.

1. «Личное» в античной мифологии и философии. «Я» античного философа.

2. «Личное» в раннехристианской исповеди. Идеи о «личном» в позднем средневековье.

3. Ренессансная динамика познания и самопознания личности. Личность Титана и личность Деятеля.

4. Модель Фаустовской личности: личность Ученого, Художника, Поэта.

5. Персонализм русской классической литературы и его влияния на современные теории личности. От персонализма к персонологии.

Основная литература:

1. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: РГГУ. 2000

2.Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академ. проект.2007.

3..Тарнас Р. История западного мышления. М.: КРОН – ПРЕСС. 1995.

4.Лосев А.Ф. Философия, Мифология, Культура. М.: Изд-во полит. лит. 1991.

Дополнительная литература:

1. Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика. 1992.

2. Августин А. Исповедь. М.: Ренессанс. 1990.

3. Гете И.-В. Из моей жизни. Поэзия и правда. С.С. в 10 т. Т. 3. М.: Худ. лит. 1976.

4. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. – Римские стоики. М.: Республика. 1995. С. 271 – 363.

5. Проблема человека в западной философии. Сб. трудов. М.: Прогресс.1988

6.. Самосознание европейской культуры. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Наука. 1991.

6. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М.: Мысль. 1993. .

7. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс. 1991.

Задания на самостоятельную подготовку (компьютерную презентацию).

1. Систематизировать характеристики личности Мыслителя по «Диалогам» Платона.

2. Дать реконструкцию личностного типа «Учителя» в средневековой культуре.

3. По материалам ренессансных текстов дать характеристику личностного типа «Титана».

4. На основе текста Гете «Фауст» предложить дополнения к Фаустовской модели личности.

5. По тексту «Исповеди» Л. Толстого дать психологическую характеристику «личности в поисках смысла».

ТЕМА 5. Модели личности в современной культуре.

1. Акценты на личность в философии жизни.

2. Тема личности и «Я» в русской и западно – европейской литературе конца 19 – 20 веков.

3. Теории личности в контексте современной гуманитарной культуры.

4. Культурные акценты в практиках современного консультирования и психотерапии личности.

5. Конфликт персонализма и деперсонализации в культуре 21 века.

Основная литература:

1. Психология и культура. ( Под ред. Д. Мацумото ) СПб.: Питер. 2003.

2.Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академ. проект.2007.

4. Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика. 1999.

Дополнительная литература:

1.Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. М.: Мысль. 1990.

2. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл. – бук. 1998.

3. Проблема человека в западной философии. Сб. трудов. М.: Прогресс.1988.

  1. Психоанализ и культура. М.: Юрист. 1995.

  2. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. СПб.: РХГИ. 1997

  3. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение. 1989.

  4. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика. 1992.

Задания на самостоятельную подготовку (компьютерную презентацию).

1. По материалам произведений Ф. Ницше систематизировать его представления о «человеке дальней перспективы».

2. Проанализировать положения психоанализа об отношение личности и культуры (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

3. Найти акценты на связи личности с культурой в современных психотерапевтических технологиях (представить фрагменты авторских сессий).

ТЕМА 6 . Перспективы изучения личности в культуре.

1. Культурно – психологическая модель Выдающейся личности и ее современные трансформации.

2. Модель самоактуализирующейся личности в современном культурном контексте.

3. Модель личности как субъекта творческой жизни.

4. Понятие культурно – психологического интеграла личности.

5. Перспективы культурогенеза парадигм и методов психологии личности.

Основная литература:

1.Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академ. проект.2007.

2. Психология и культура. ( Под ред. Д. Мацумото ) СПб.: Питер. 2003.. 3. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл – бук. 1997.

4. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл. – бук. 1998

Дополнительная литература:

1. Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика. 1999.

2. Тарнас Р. История западного мышления. М.: КРОН – ПРЕСС. 1995

Задания на самостоятельную подготовку (компьютерную презентацию).

1. По материалам анализа литературного произведения или кинофильма психологически обосновать современный культурный образ Выдающейся личности.

2. Психологически обосновать актуальные конфликты индивидуализма и коллективизма личности в условиях современной России.

3. Дать психологический прогноз изменений свойств и деятельности творческой личности в «культуре знаний и инноваций».

Составитель ____________________Старовойтенко Е.Б.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утверждено на заседании кафедры

    Документ
    Утверждено на заседании кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» от ... -Петербурге. Заведующая кафедрой «Социально-культурный сервис и туризм» Н.Ф. Иванова Электронная версия на кафедре СКСиТ
  2. Утверждено на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин от «_28_» _сентября 2012г Протокол № _2_ Зав кафедрой доцент к ю н

    Документ
    Утверждено на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин от «_28_» _сентября 2012г. Протокол № _2_ Зав. кафедрой, доцент ... «Теория доказательств в гражданском процессуальном праве» на 2012-2013 учебный год. 1. Предмет ...
  3. Утверждено на заседании кафедры от

    Документ
    Утверждено на заседании кафедры от «17» сентября 2012 г. протокол № 2 ...
  4. Утверждено на заседании кафедры от (1)

    Документ
    Утверждено на заседании кафедры от «17» сентября 2012 г. протокол № 2 ...
  5. Утверждено на заседании кафедры от (2)

    Документ
    Утверждено на заседании кафедры от «17» сентября 2012 г. протокол № 2 ...
  6. «утверждено» на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин

    Документ
    «Утверждено» на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин “ _14_” __сентября__ ... . Размер хищения и его влияние на квалификацию преступления. Кража: основной состав ... и квалифицированные виды. Составитель: Зав. кафедрой к.ю.н., доцент Е.С. Азарова

Другие похожие документы..