Главная > Автореферат диссертации


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДЕНО

решением Ученого совета

протокол № 57 от 25.03.2011 г.

Председатель совета,

ректор

В.П.Ковалевский

Концепцияинформатизации

Оренбургского государственного университета

НА 2011 – 2015 ГОДЫ

Оренбург - 2011

Содержание

Введение 3

1 Приоритеты и цели государственной политики в сфере развития информационного общества и образования в Российской Федерации 3

2 Современное состояние информатизации ОГУ 5

2.1 Оснащение компьютерами и телекоммуникационным оборудованием 5

2.2 Информационно-аналитическая система ОГУ 6

2.3 Информатизация учебного процесса 7

2.4 Подготовка ИТ-специалистов 9

2.5 Повышение квалификации преподавателей и сотрудников ОГУ в сфере информатизации 10

2.6 Информатизация библиотечного обслуживания 11

2.7 Информатизация научных исследований 12

2.8Интернет-ресурсы ОГУ 13

2.9 Сотрудничество с другими образовательными учреждениями города, области и страны 14

3 Цели и задачи информатизации ОГУ 15

4 Основные направления информатизации ОГУ 15

4.1 Оснащение компьютерным и телекоммуникационным оборудованием 15

4.2 Информатизация процессов управления вузом 16

4.3 Информатизация учебного процесса 16

4.4 Информатизация научных исследований 17

4.5 Повышение квалификации преподавателей и сотрудников университета в сфере ИКТ 17

4.6 Информатизация библиотечного обслуживания 18

4.7 Развитие интернет-ресурсов ОГУ 18

4.8 Развитие сотрудничества с другими образовательными учреждениями города, области и страны 19

4.9 Подготовка ИТ-специалистов и оказание дополнительных образовательных услуг в сфере ИКТ 19

Заключение 19

Список государственных документов и программ 21

Приложение 22

Основные определения (глоссарий) 22

Введение

В целях совершенствования механизмов планирования процессов информатизации, начиная с 2001 года, в ОГУ разрабатываются Концепции информатизации на пятилетний срок. Ученым советом ОГУ 30 декабря 2006 года была утверждена вторая концепция информатизации Оренбургского государственного университета на 2006-2010 годы, в которой изложены основные направления деятельности в области внедрения и развития информационных технологий в университете. Концепция сыграла большую роль при планировании и реализации мероприятий по созданию и развитию в университете единой образовательной информационной среды. За время действия Концепции значительные изменения произошли в социально-экономической жизни страны, политике государства в сфере образования, а также в системах сбора, обработки и хранения информации в общегосударственном масштабе. В связи с этим назрела необходимость разработки новой Концепции информатизации вуза.

Концепция разработана с учетом основных положений федеральных целевых программ, других концептуальных документов и представляет собой систему взглядов и положений, определяющих стратегические и тактические цели информатизации, достижение которых будет способствовать повышению качества университетского образования.

Концепция является базой для разработки системы нормативно-правовой, организационной, распорядительной и иной документации, конкретизирующей отдельные положения Концепции с учетом специфики деятельности структурных подразделений ОГУ.

Оренбургский государственный университет представляет собой многопрофильный университет классического типа. В состав университета входят:

  • учебные подразделения (1 институт, 19 факультетов, 6 филиалов, 5 колледжей);

  • научно-исследовательские подразделения (4 научно-исследовательских института; Центр лазерной и информационной биофизики (ЦЛИБФ); метеорологическая учебная станция; экспериментально-биологическая клиника (виварий); ботанический сад; 7 научно-образовательных центров);

  • региональные и общеуниверситетские центры (Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов; Центр информационных технологий; Центр немецкого языка; Центр английского языка; Центр французского языка; Центр славянских языков и культур; Японский информационный центр; Центр правовой информации и социальных программ; Центр профессиональной подготовки оценщиков);

  • научная библиотека.

1 Приоритеты и цели государственной политики в сфере развития информационного общества и образования в Российской Федерации

В феврале 2008 года была утверждена Стратегия развития информационного общества в России. Согласно планам, Россия к 2015 году должна войти в первую двадцатку стран мира в области развития информационного общества. Одной из основных задач Стратегии является повышение качества образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В связи с этим, в последние годы на федеральном уровне разработан ряд проектов и программ, в которых в той или иной степени отражены основные направления обновления и совершенствования образовательной системы РФ в рамках идеологии информационного общества /1-7/. Обучаясь со школьной скамьи в едином образовательном информационном пространстве, человек становится компетентным в области ИКТ, формирует новые взгляды на жизнь в условиях всеобщей доступности информации, принимает инновационные технологии как неотъемлемую составляющую его повседневной жизни. Именно эти качества должны присутствовать у каждого человека, являющегося членом информационного общества. Существенную роль в решении этой задачи призваны сыграть образовательные стандарты нового поколения.

Введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) требует решения новых задач в области информатизации учебного процесса:

  • обеспечение возможности ежегодного обновления образовательных программ;

  • формирование информационной компетентности по всем направлениях подготовки бакалавров и магистров;

  • предоставление всеобщего доступа к электронным образовательным ресурсам;

  • создание электронных сред обучения для обеспечения самостоятельной работы студентов.

В ФГОС ВПО по всем направлениям подготовки внесены следующие положения:

  • основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения;

  • каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы;

  • электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет;

  • для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Для того чтобы соответствовать ожиданиям государства и общества, доказать свою современность и инновационность, вузу необходима зрелая и активно применяющаяся в учебном процессе информационная инфраструктура. Если университет не сможет продемонстрировать студентам, государству и обществу эффективность процессов по всем направлениям деятельности, их показатели и богатый выбор учебных материалов в электронной форме, вузу будет все тяжелее доказывать высокий уровень качества образования в современных условиях.

Сохранение знаний и научной базы, взаимодействие с мировым сообществом становятся все более сложными процессами, требующими активного применения информационно-коммуникационных технологий в работе профессорско-преподавательского состава и формирования ИКТ-компетентности каждого сотрудника.

Управление образовательными программами и их актуализация, реализация положений Болонского процесса и динамических образовательных траекторий – задача, которую можно решить только при помощи мощных информационных систем.

В нынешней сложной демографической ситуации одной из приоритетных задач в работе университета является привлечение лучших выпускников школ, студентов и аспирантов в образовательное пространство университета. Современным способом решения этой проблемы является активное продвижение вуза в Интернет. Однако конкурентоспособность в этом аспекте достигается уже не только наличием веб-сайта. Теперь потенциальные студенты и аспиранты обращают внимание на наличие систем, интегрирующих все учебные процессы в электронной форме, дающие единую точку входа для решения широкого круга образовательных задач, коммуникаций с преподавателями, деканатом, сверстниками.

Высокий коммерческий выход научных разработок, цитируемость в авторитетных научных журналах, а также способность привлечения внебюджетных средств – основные критерии оценки качества научной деятельности в новой системе образования. Коммерциализация в современных условиях тесно связана с возможностью продвижения разработанных продуктов и технологий через Интернет, с созданием качественных маркетинговых материалов на основе новейших информационно-коммуникационных технологий. Одно из условий цитируемости в авторитетных изданиях – владение методиками использования ИКТ в научной деятельности, поиска информации в Интернет, оценки качества материалов. Привлечение внебюджетных средств требует от вуза активного взаимодействия с бизнес-сообществом, что невозможно без использования интернет-технологий.

Таким образом, новое качество знаний и информации, создаваемых вузом, требует новых инструментов и навыков работы с ними.

2 Современное состояние информатизации ОГУ

В Концепции информатизации ОГУ на 2006-2010 годы ставилась цель – развивать и совершенствовать научно-образовательную информационную среду университета.

В настоящее время уровень развития научно-образовательной информационной среды университета можно охарактеризовать следующим образом.

2.1 Оснащение компьютерами и телекоммуникационным оборудованием

Общее количество единиц вычислительной техники в головном вузе, в филиалах и колледжах в 2010 году составило 4060, из них 2545 в головном вузе, 1100 в филиалах и 415 в колледжах. За 5 лет парк компьютеров увеличился в 1,5 раза.

На декабрь 2010 года в головном вузе 2160 компьютеров (85%) используются непосредственно для образовательной и научной деятельности, из них 1635 компьютеров подключены к локальной вычислительной сети; 1514 – к Интернет. В учебном процессе задействовано: в головном вузе 74 компьютерных класса; в филиалах – 41, в колледжах – 19. В финансово-хозяйственной и административной сфере занято 385 компьютеров (15%). Количество мультимедийных проекторов, имеющихся в распоряжении факультетов головного вуза, составляет 95 единиц. При этом оборудовано 43 стационарных мультимедийных класса.

Доля компьютеров класса PIV, Intel Core 2 Duo составляет на текущий момент 88% от общего количества.

В университете имеется 219 копировальных аппаратов, 169 многофункциональных устройств, 14 плоттеров, 714 принтеров, 130 мультимедиапроекторов, 111 экранов.

В настоящий момент в головном вузе к Интернет подключено более 2000 компьютеров, в филиалах и колледжах – около 1300.

Оренбургский государственный университет имеет лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи в сети передачи данных (№77140) и на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг (№77141), выданные Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на срок c 31.10.2010 г. по 31.10.2015 г.

Пропускная способность каналов доступа в Интернет с января 2011 года составляет 72 Мбит/с.

Для развития материальной базы научных исследований с применением современных информационных технологий в октябре 2006 года введен в эксплуатацию высокопроизводительный вычислительный кластер, модернизированный в 2009 году.

Таким образом, в ОГУ в настоящее время создана достаточно мощная материально-техническая база информатизации университета. Однако необходимо выделить следующие проблемы:

  • за последние два года резко снизились объемы финансирования на приобретение вычислительной техники и оргтехники для подразделений университета. Наметилась тенденция к уменьшению компьютерного парка университета;

  • увеличивается количество техники, требующей ремонта;

  • необходима модернизация маршрутизирующего и коммутирующего оборудования, а также обслуживающих серверов центрального узла связи ОГУ. Срок службы данного оборудования превышает 5 лет;

  • в последнее время наблюдается непрерывный рост объемов трафика в глобальной сети Интернет и увеличение доли интерактивных и «тяжелых» сайтов, содержащих большие объемы видеоинформации, что существенно увеличивает нагрузку на маршрутизирующее и коммутирующее оборудование, а также обслуживающие сервера центрального узла связи ОГУ;

  • в настоящий момент ввиду интенсивности производимых расчетов вычислительный кластер нуждается в модернизации. Необходимо повысить производительность кластера за счет увеличения числа вычислительных ядер, оперативной памяти;

  • недостаточно эффективно используются технологии беспроводного доступа к электронным ресурсам университета;

  • за последние годы значительно возросла роль мультимедийных технологий в образовательном процессе. Количество стационарных мультимедийных установок в лекционных аудиториях явно недостаточно.

2.2 Информационно-аналитическая система ОГУ

В настоящее время ядром информационной среды университета является информационно-аналитическая система (ИАС) ОГУ, представляющая автоматизированную информационную систему корпоративного типа, которая отражает организационную структуру, различные виды деятельности и процессы крупного университетского комплекса.

В состав ИАС ОГУ входит 15 функциональных подсистем, объединяющих более 110 задач, взаимодействующих на основе единой базы данных, управление которой обеспечивает СУБД Oracle 10gR2. Все компоненты информационного и прикладного программного обеспечения ИАС ОГУ являются собственными разработками университета.

Средствами ИАС ОГУ охвачены сбор, хранение и обработка данных, связанных с управлением организационно-кадровой структурой университета (4 задачи), персоналом

(9 задач), учебным процессом (11 задач), учебно-методической (7 задач) и финансово-хозяйственной деятельностью (3 задачи). Автоматизирована деятельность приемных комиссий факультетов и аэрокосмического института, центральной приемной комиссии, отборочных комиссий всех филиалов (12 задач). В интегрированной базе данных отражены процессы организации и контроля научной деятельности (11 задач), документационного обеспечения управления и архивоведения (8 задач), библиотечно-библиографические процессы (5 задач), мониторинг становления конкурентоспособного специалиста (4 задачи), состояния средств информационно-коммуникационной инфраструктуры университета (4 задачи). Реализовано 7 задач в рамках функциональной подсистемы «Управление вузом». На сайте ОГУ реализовано 13 информационно-поисковых систем, обеспечивающих интерактивный режим доступа к данным.

Активно используются веб-технологии для реализации автоматизированных рабочих мест работников подразделений университета, пользователей ИАС ОГУ. По такому принципу разработан и внедрен ряд программных систем: «Расчет приведенных контингентов студентов», «Управление вузом» (АРМ ректора и проректоров).

С информационными ресурсами ИАС ОГУ работают свыше 900 сотрудников более 200 подразделений университета, включая филиалы.

Использование автоматизированных систем для управления деятельностью университета выявило ряд проблем:

  • накопленные интегрированные информационные ресурсы ИАС ОГУ пока достаточно слабо востребованы на различных уровнях управления университетом. Имеющиеся средства системы позволяют расширить круг задач, связанных с формированием результатов интегрированной обработки данных для принятия управленческих решений. Широкой востребованности корпоративной информации мешает отсутствие представления у руководителей ряда подразделений университета об информационных ресурсах системы, технологии их формирования и использования;

  • автоматизация деятельности значительного количества подразделений университета, накопленный объем данных, высокая степень их интеграции создает благоприятные предпосылки для реализации электронного документооборота университета, но для этого должна быть разработана концепция, учитывающая правовые, организационные, технологические и другие аспекты;

  • расширение единого информационного пространства университета вызывает потребность создания электронных личных кабинетов (ЭЛК) как для сотрудников, так и для обучающихся университета на основе интегрированной базы данных ИАС ОГУ. Для создания ЭЛК, их эффективного использования требуется определить функциональную составляющую ЭЛК, организационные, технические, программные и технологические компоненты программных систем для их реализации;

  • постоянное функциональное расширение задач, увеличение состава пользователей ИАС ОГУ ведет к необходимости увеличения мощности сервера базы данных, создания и поддержки резервного сервера.

2.3 Информатизация учебного процесса

Информатизация учебного процесса осуществляется по трем основным направлениям:

  • управление организацией и проведением учебного процесса;

  • обеспечение учебно-методическими материалами (разработка электронных образовательных ресурсов и организация доступа к ним для обеспечения учебного процесса);

  • развитие технологий обучения – разработка образовательных технологий на основе активного использования ИКТ (организация взаимодействия между преподавателем и обучающимися средствами ИКТ).

Первое направление – управлениеорганизацией и проведением учебного процесса.

Автоматизация функций управления учебным процессом выполняется посредством задач функциональных подсистем ИАС ОГУ «Приемная комиссия», «Организация учебного процесса», «Деканат». Автоматизировано ведение в интегрированной базе данных ИАС ОГУ учебных планов, сеток часов, учебного расписания и расписания сессий; ведение фонда рабочих программ дисциплин и фонда тестовых заданий для контроля знаний. На основе интегрированных данных осуществляется расчет ряда показателей, позволяющих планировать учебный процесс и средства его обеспечения, решаются задачи различных подразделений университета: учебно-методического управления, факультетов и институтов, научной библиотеки и др. В автоматизированном режиме формируется информация, относящаяся к контингенту всех обучающихся университета, включая студентов Орского гуманитарно-технологического института (ОГТИ) и Кумертауского филиала: личные данные, сведения о модульной и семестровой успеваемости, сведения о перемещении студентов, данные договоров на обучение. Средствами ИАС ОГУ создаются стипендиальные приказы, приложения к дипломам об образовании, формируется значительное количество отчетов и др.

В рамках этого направления информатизации учебного процесса в настоящее время существуют определенные проблемы:

  • необходимо ускорить и завершить работы по вводу всех учебных планов, в том числе и разработанных по ФГОС ВПО. Это позволит перейти на новый, более качественный уровень интегрированной обработки средствами ИАС ОГУ данных, связанных с учебным процессом;

  • в связи с вводом в действие с 2011 года ФГОС ВПО, соответствующего изменения ряда информационных потоков университета, отражающих учебный процесс, необходимо осуществить своевременную модернизацию программных систем ИАС ОГУ и разработку новых задач.

Второе направление информатизации учебного процесса – обеспечение современными учебно-методическими материалами, включая разработку электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и организацию доступа к ним.

В университете сформированы коллекции электронных образовательных ресурсов, разработанных сотрудниками университета для учебных и научных целей, и средства доступа к ним, которые в значительной степени обеспечивают потребности субъектов образовательного процесса. К электронным аналогам печатных изданий (электронные полнотекстовые версии методических указаний и учебных пособий (более 2500 документов), электронные версии авторефератов диссертаций, электронные версии трудов научных конференций) осуществляется доступ с сайта научной библиотеки. Кроме того, коллекция самостоятельных электронных изданий ОГУ включает в себя ресурсы, зарегистрированные в УФАП: электронные гиперссылочные учебные пособия (в том числе разработанные для факультета дистанционных образовательных технологий (ФДОТ)); электронные конспекты лекций; прикладные программы (всего более 600 ресурсов). Активно формируется и используется электронный фонд рабочих программ. В него внесено более 11 тысяч электронных версий рабочих программ дисциплин, преподаваемых в университете.

Доступ к электронным ресурсам ОГУ осуществляется по различным схемам: из локальной сети ОГУ, с выделенных IP-адресов, свободный доступ через Интернет. При этом наиболее полно соответствует политике государства в этой сфере свободный доступ через Интернет к электронным версиям печатных изданий. Дополнительными аргументами в пользу такого варианта организации доступа к электронным ресурсам являются экономичность варианта распространения учебных изданий, увеличение цитируемости веб-ресурсов ОГУ и, как следствие, повышение значимости ОГУ в различных рейтингах вузов, влияние на выбор вуза абитуриентами, увеличение количества и качества контактов в научной сфере.

В данном направлении существуют следующие проблемы:

  • отсутствует единая система доступа к электронным образовательным ресурсам ОГУ, позволяющая осуществить поиск информации по различным критериям;

  • слабо представлены инструменты, позволяющие оценить востребованность электронных образовательных ресурсов;

  • отсутствует возможность работы с электронными образовательными ресурсами ОГУ в режиме удаленного доступа;

  • при создании электронных учебных пособий недостаточно активно используются мультимедийные технологии;

  • недостаточно развито направление, связанное с разработкой и использованием виртуальных лабораторных практикумов.

Говоря об обеспечении учебного процесса современными ЭОР, следует отметить, что за период с 2006 по 2010 гг. на приобретение лицензионного программного обеспечения (ПО) (операционных систем, офисных приложений, математических и графических пакетов и др.) затрачено 17,3 миллиона рублей. Приобретено 77 наименований (1835 лицензий) специализированных программных продуктов. Кроме того, в учебном процессе используется свободное программное обеспечение.

Однако существуют следующие проблемы:

  • неэффективно используется ряд специализированных программных продуктов в учебном процессе;

  • недостаточно активно разрабатывается методическое обеспечение по применению специализированного ПО (как приобретенного, так и распространяемого по свободным лицензиям).

Третье направление – интеграция технологий обучения и ИКТ.

Одной из форм эффективной интеграции технологий обучения и ИКТ является электронное сетевое обучение. Уровень использования технологий электронного обучения в учебном процессе ОГУ на данном этапе можно охарактеризовать следующим образом.

Прежде всего, это широкое использование технологий сетевого компьютерного тестирования. В учебном процессе ОГУ активно используется внутривузовская автоматизированная интерактивная система сетевого тестирования (АИССТ) (). В базу данных АИССТ внесены более 200 тысяч тестовых заданий по 700 дисциплинам различных циклов, а также зарегистрированы свыше 700 преподавателей (около 30% от общего количества преподавателей университета).

Этапом в направлении внедрения электронных сетевых технологий обучения можно считать создание электронных гиперссылочных учебных пособий (ЭГУП) для ФДОТ, которое началось с 1999 года. По разработанной технологии подготовлены электронные учебные пособия более чем по 280 вузовским дисциплинам различных циклов. Указанные ресурсы доступны из локальной сети ОГУ. Необходимо отметить, что на ФДОТ они используются как локальные электронные издания (на CD-дисках), поскольку в качестве основной используется «электронный кейс», а не сетевая технология.

Как вариант использования сетевых технологий электронного обучения можно рассматривать опытную эксплуатацию электронной среды обучения Moodle.

В 2009-2010 учебном году система Moodle была апробирована на курсах повышения квалификации преподавателей, активно использовалась на кафедре информатики. В настоящее время в системе Moodle (/) зарегистрировано 4 администратора системы, 24 преподавателя, 461 обучающийся.

Накопленный опыт выявил следующие проблемы, связанные с внедрением технологий электронного обучения:

  • не разработана система оценки эффективности внедрения сетевых компьютерных средств обучения;

  • для эффективного использования Moodle в учебном процессе необходима синхронизация сведений о преподавателях и студентах в Moodle с базой данных ИАС ОГУ;

  • необходимо разработать методическое и нормативно-правовое обеспечение для внедрения системы электронного обучения Moodle в учебный процесс ОГУ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция информатизации на период 2011-2015 гг

    Документ
    ... Концепции заключается в развитии информационных процессов («информатизация»). Основной целью информатизации Самарского государственного университета на период 2011-2015годы ...
  2. На период до 2015 года

    Решение
    ... результатов I Повышение качества образования Уточнение концепции образовательной системы учреждения: разработка Программы ... процесса 1. Разработка программы информатизации МОУ на период до 2015года2011 Педагог ДО по инф ...
  3. На 2011-2012 учебный год г аша

    Анализ
    ... Программа информатизации -План работы школы на2011-2012 учебный год. ... на2011-2012 учебный год; -План работы по профилактике правонарушений на2011-2012 учебный год; - Программа и концепция ... школы на2011-2015 г.г. в течение учебного года педколлектив ...
  4. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА ПРЕДСЕДАТЕЛИ КООРДИНАЦИОННЫХ СОВЕТОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСНЫМ ЦЕЛЕВЫМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРАММАМ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

    Программа
    ... ПРОГРАММ НА2011 - 2015ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА<*> ... информатизации, применения, бытовой электронно- радиоэлектронной измерительные и техники (ГНТП контрольно- "Радиоэлектроника-2"), диагностические 2011 - 2015годы ... Концепции академия ...
  5. Программа информатизации на 2011-2016гг с коелга 2011 содержание

    Программа
    ... школе. Разработка программы информатизациина2011-2015 гг. Победа в ... управляемая единой выработанной концепцией, подходами и ... 2015года. 1 этап - подготовительный (2011-2012 гг.) - конкретизация плана работы школы с учетом программы информатизации ...

Другие похожие документы..