Главная > Автореферат диссертации


2.4 Подготовка ИТ-специалистов

ОГУ является крупнейшим поставщиком кадров для сферы ИКТ в Оренбургской области. Университет готовит специалистов по 16 направлениям и специальностям и кадры высшей квалификации по 3 научным специальностям в сфере информационных технологий. В настоящее время почти 1500 студентов обучаются по различным специальностям информационно-компьютерного блока. ИТ-специальности открыты в следующих подразделениях университета: математический факультет (МФ), факультет информационных технологий (ФИТ), Аэрокосмический институт (АКИ), факультет экономики и управления (ФЭУ). Подготовка ИТ-специалистов также осуществляется в ОГТИ и Бузулукском филиале ОГУ.

С 2011-2012 учебного года после перехода на уровневую систему высшего образования в университете подготовка бакалавров и специалистов будет производиться по 12 ИТ-направлениям и специальностям в головном вузе.

Наиболее ресурсоемкими, с точки зрения ИКТ, являются специальности ФИТ, МФ, АКИ. Особенности подготовки специалистов на этих факультетах заключаются не только в необходимости наличия учебно-методической и материально-технической базы, но и в требовании по ее постоянному совершенствованию. Современные информационные и коммуникационные технологии за период подготовки специалиста претерпевают неоднократные существенные изменения. Одним из способов решения данной проблемы является сотрудничество с лидерами ИКТ-индустрии.

В университете успешно действует локальная академия Cisco. Открыт учебный центр «Академия информационных технологий», осуществляющий подготовку по авторизованным курсам Microsoft IT Academy. Успешно функционирует программа дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и веб-дизайна».

В 2004 году ОГУ вступил в программу IBM Scholars Program, что позволило обеспечить доступ преподавателей и студентов университета к программным продуктам фирмы IBM для использования их в целях обучения. С 2006 года факультеты, осуществляющие подготовку ИТ-специалистов, работают по программе Microsoft Developer Network Academic Alliance и предоставляют студентам доступ к самым современным продуктам Microsoft. Студенты университета имеют возможность пройти стажировки в ведущих ИТ-компаниях Intel, Yandex, Softline.

Важным направлением совершенствования подготовки специалистов является обучение параллельному программированию и высокопроизводительным вычислениям с использованием вычислительного кластера ОГУ. ОГУ является участником программы «Университетский кластер».

В настоящее время университет является «главной кузницей» ИТ-специалистов в регионе. Тем не менее, в этом направлении деятельности существуют определенные проблемы:

  • необходимо обновление образовательных программ подготовки ИТ-специалистов с учетом модернизированных международных стандартов и требований работодателей;

  • не все востребованные образовательные программы подготовки ИТ-специалистов представлены в университете, необходим более широкий спектр магистерских программ и программ дополнительного профессионального образования;

  • не полностью обеспечивается преемственность образовательных программ подготовки ИТ-специалистов между колледжами и вузами;

  • для обеспечения трудоустройства выпускников и развития ИТ-отрасли в регионе необходимо более активное сотрудничество университета с ИТ-компаниями;

  • недостаточно активно развивается инновационная деятельность университета в области ИТ;

  • в научных исследованиях и учебном процессе недостаточно широко используются высокопроизводительные вычисления и суперкомпьютерные технологии, что связано с нехваткой квалифицированных кадров.

2.5 Повышение квалификации преподавателей и сотрудников ОГУ в сфере информатизации

Повышение квалификации и переподготовка кадров сферы образования в области ИКТ – неотъемлемая часть мероприятий информатизации.

Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава ОГУ, в том числе в сфере ИКТ, осуществляется на базе факультета повышения квалификации преподавателей (ФПКП). Для решения этой задачи на ФПКП ОГУ разработаны и реализуются программы 10 специализированных курсов, например, «Применение интегрированной системы MathCAD в инженерно-технических расчетах»; «Применение современного программного обеспечения для статистической обработки информации»; «Инженерная геометрия и компьютерная графика», «Инструментальные средства многомерного статистического анализа данных», «Геоинформационные технологии в образовании», «Параллельные вычислительные технологии», «Инженерная геометрия и компьютерная графика». Кроме того, ежегодно проводятся курсы по базовым программам, которые ориентированы на развитие профессиональной ИКТ-компетентности преподавателя высшей школы и инвариантны по отношению к профессиональной области, в которой специализируется преподаватель.

Ежегодно спектр предлагаемых ФПКП программ курсов повышения квалификации в сфере ИКТ расширяется. Среднее количество слушателей в год, повысивших свою квалификацию в сфере ИКТ, за последние пять лет составляет с учетом филиалов около 230 человек. Однако поскольку эта область знаний очень динамично изменяется, обновлять личные знания преподавателей необходимо не реже одного раза в пять лет. Для решения этой задачи традиционными способами (очные курсы по 72 часа) необходимо ежегодно обучать не менее 400 человек.

Среди мероприятий, направленных на выявление, поощрение и распространение передового опыта преподавателей, повышение эффективности учебного процесса, а также совершенствование системы экспертизы качества разрабатываемых ЭОР, особое место занимают университетские конкурсы на лучшее электронное средство учебного назначения, которые, начиная с 2003 года, проводятся в университете раз в два года.

Еще одной формой работы по повышению квалификации работников образования в сфере информационных и компьютерных технологий является организация и проведение научно-методических конференций, семинаров и совещаний по проблемам информатизации образования для педагогов образовательных учреждений всех уровней. Ежегодно на базе ОГУ проводится от 10 до 20 научных и научно-технических мероприятий, имеющих статус всероссийских и международных конференций, на которых обсуждаются актуальные проблемы разработки и использования ИКТ в различных областях человеческой деятельности.

По-прежнему достаточно острой остается проблема повышения квалификации специалистов, обеспечивающих функционирование IT-инфраструктуры ОГУ, и пользователей программных систем ИАС ОГУ, которая усугубляется процессами их «вымывания» из сферы образования в коммерческие и другие структуры. В рамках решения этой задачи, в 2008 году 16  технических специалистов, занимающихся разработкой программных систем в рамках ИАС ОГУ, прослушали курс «Oracle 9i: Настройка производительности запросов SQL», проведенный сертифицированным преподавателем фирмы Oracle. Ежегодно в Центре информационных технологий повышают свою квалификацию администраторы баз данных филиалов и колледжей университета по специально разработанной программе обучения, включающей в себя различные аспекты, отражающие особенности работы с подсистемами ИАС ОГУ.

В целях сохранения и повышения уровня кадрового потенциала для решения задач информатизации различных направлений деятельности университета разработан комплексный план повышения квалификации IT-специалистов. Тем не менее, эта задача требует поиска новых, неординарных путей решения.

Кроме того, необходимо отметить еще ряд проблем в направлении обеспечения требуемого уровня квалификации ППС и других категорий сотрудников ОГУ в сфере владения ИКТ:

  • преподаватели не всегда в достаточной мере заинтересованы в повышении своей квалификации в сфере ИКТ;

  • используя только традиционную форму повышения квалификации (очные краткосрочные курсы), невозможно решить задачу непрерывного повышения ИКТкомпетентности преподавателей и сотрудников университета в силу недостаточности кадровых и финансовых ресурсов;

  • нуждается в совершенствовании система научно-методического обеспечения процесса подготовки преподавателей университета к работе в сетевых компьютерных средах обучения.

2.6 Информатизация библиотечного обслуживания

В период до 2010 года информатизация научной библиотеки (НБ) была ориентирована на создание современного уровня информационного обеспечения научно-образовательной деятельности университета и расширения оперативного доступа пользователям к максимально широкому кругу информационных ресурсов.

Внедрены и успешно эксплуатируются комплексы задач, охватывающие все библиотечно-библиографические процессы: «Комплектование фонда», «Электронный каталог», «Книгообеспеченность учебного процесса», «Обслуживание читателей», «Анализ библиотечно-библиографических процессов». Успешное решение задач автоматизации библиотечной деятельности обусловлено интеграцией подсистемы «Библиотека» с другими функциональными подсистемами ИАС ОГУ на основе единой базы данных.

Автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС) «Библиотека» внедрена в библиотеках Орского и Бузулукского гуманитарно-технологических институтов, на сайтах этих библиотек организован доступ к электронным каталогам.

Научной библиотекой ОГУ в области информатизации решены следующие задачи:

  • разработка и сопровождение интернет-сайта НБ (/);

  • организация электронного каталога НБ (620 тысяч библиографических записей);

  • автоматизация процессов обслуживания читателей;

  • создание «Виртуальной справочной службы»;

  • организация открытого доступа к фонду справочно-библиографических изданий;

  • создание «Сводного электронного каталога» (СвЭК) вузовских библиотек города Оренбурга и Оренбургской области (860 тысяч библиографических записей );

  • участие в проекте «Межрегиональная аналитическая роспись статей».

Продолжается формирование электронной библиотеки (ЭБ) университета, которая включает в себя электронные версии авторефератов диссертаций, учебно-методических пособий, методических указаний и статей сотрудников ОГУ (свыше 3 тысяч наименований); цифровые копии краеведческих изданий «Открытой Оренбургской электронной библиотеки» (180 источников); мультимедийные издания на CD-ROM и DVD-ROM (около 1 тысячи документов); нормативно-поисковую систему «Технорма/Документ» (22 тысячи документов); базы данных по законодательству «КонсультантПлюс», «Гарант» (свыше 8 миллионов документов).

Обеспечивается доступ к электронным журналам ведущих мировых издательств (свыше 3 тысяч названий); электронной библиотеке авторефератов и диссертаций Российской государственной библиотеки (более 620 тысяч документов).

Происходит интегрирование электронных ресурсов библиотеки в образовательный и научный процесс университета. Библиотека проводит мероприятия по информированию студентов, аспирантов и сотрудников университета о доступных в университете электронных ресурсах. Осуществляется рассылка информационных писем по e-mail, выставляется информация на сайтах библиотеки и университета, проводятся обучение и индивидуальные консультации по использованию электронных ресурсов.

В сфере использования возможностей ИКТ в информационно-библиотечном обслуживании существуют следующие проблемы:

  • недостаточный уровень использования электронных ресурсов, доступ к которым обеспечивает НБ;

  • отсутствие единой информационной системы поиска и навигации по электронным образовательным ресурсам ОГУ, позволяющим осуществить поиск информации по различным поисковым атрибутам;

  • отсутствие возможности доступа к электронным ресурсам НБ ОГУ авторизованным пользователям в режиме удаленного доступа;

  • нехватка оборудования для оцифровки и хранения электронных документов;

  • отсутствие подключения к электронно-библиотечной системе, содержащей электронные документы по основным изучаемым дисциплинам;

  • нехватка квалифицированных специалистов в области автоматизации библиотечных процессов.

2.7 Информатизация научных исследований

Научно-исследовательский сектор университета включает ряд подразделений: научно-исследовательские институты микро- и нанотехнологий, биоэлементологии, истории и этнографии Южного Урала; строительного материаловедения; Центр лазерной и информационной биофизики, научно-технологический парк «Технопарк ОГУ», а также научно-исследовательские лаборатории и научно-образовательные центры. Научные подразделения оснащены компьютерной техникой, имеют выход в общеуниверситетскую и глобальную сети, в них созданы банки данных по профилю проводимых исследований, автоматизируются экспериментальные установки.

Ведется регулярная работа в области автоматизации процесса планирования, организации и сопровождения научных исследований:

  • используются программные средства, поставляемые из Минобрнауки России, и интерактивные специализированные порталы, обеспечивающие планирование и отчетность по финансированию и научным результатам, полученным в процессе научно-исследовательской деятельности;

  • используется подсистема «Научные работы сотрудников и студентов – НИР» ИАС ОГУ, ведется поиск, анализ информационных материалов о различных конкурсах и программах, постоянно обновляется информация о проводимых конкурсах и других научных мероприятиях на сайте университета.

Активно осуществляются научные исследования по приоритетному направлению развития науки, технологии и техники РФ «Информационно-телекоммуникационные системы»: ведутся инициативные и хоздоговорные НИР, в 2009-2010 гг. выполнялось пять проектов в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

С 2007 года широко используется в научных исследованиях вычислительный кластер ОГУ для моделирования физических, химических и технических процессов, исследования параллельных алгоритмов и вычислительных методов.

Подготовка научных работников к использованию современных информационных технологий и высокопроизводительных вычислений осуществляется в рамках специальных дисциплин в аспирантуре.

Эффективность научной деятельности в значительной мере определяется возможностью доступа к научно-технической информации. В научно-исследовательской работе используются электронные научно-технические ресурсы: архивы научных публикаций, библиотеки электронных изданий и диссертаций, в том числе библиотека диссертаций РГБ, электронная библиотека E-Library, архив издательства Springer.

Однако в сфере использования ИКТ как инструмента повышения эффективности научных исследований можно обозначить следующие проблемы:

  • не все научные группы активно используют информационные ресурсы, в частности, в исследованиях по гуманитарным и техническим наукам мало используются иностранные источники, доступные дистанционно;

  • доступ к наиболее ценным электронным ресурсам для университета осуществляется на тестовой основе и не продляется в платном режиме;

  • недостаточно активно развиваются научные направления, связанные с информационными технологиями, высокопроизводительными вычислениями;

  • необходимо поддерживать совместные интегрированные проекты специалистов в предметных областях с ИТ-специалистами;

  • актуальными остаются исследования психолого-педагогических проблем в области изучения ИКТ и их использования в образовательном процессе.

    1. Интернет-ресурсы ОГУ

Сайт ОГУ функционирует с 1999 года. Главным механизмом сайта является собственная разработка университета – программный комплекс, реализованный по технологии XML. Комплекс постоянно функционально развивается, в его состав входит значительное количество программных модулей, использующих единую базу данных. В 2010 году введен в эксплуатацию новый веб-сервер университета, сайт ОГУ и большинство дочерних сайтов перенесены на новую платформу под управлением ОС Linux.

В 2010 году в отдельный сайт вынесен раздел «Абитуриенту» (). Это позволило сайту ОГУ занять высокое место в рейтинге по результатам мониторинга прозрачности сайтов российских вузов для абитуриентов.

В мировом информационном пространстве ОГУ представлен общеуниверситетским сайтом (), объединяющим в единый портал сайты подразделений, факультетов и кафедр; сайты электронных изданий; поисковые и информационные системы; тематические сайты по отдельным сферам деятельности университета. В состав портала входят также сайты научной библиотеки ОГУ (lib.osu.ru), технопарка ОГУ, центра лазерной и информационной биофизики (), управления современных информационных технологий в образовании (ito.osu.ru), центра информационных технологий (), информационно-аналитической системы (ИАС) ОГУ (), ботанического сада ОГУ (botsad.osu.ru), отдела содействия трудоустройству выпускников (job.osu.ru).

С января 2007 года активно функционирует инициативный проект Оренбургского государственного университета «Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья» (). На Региональном портале выставлено более 5 тыс. прошедших экспертизу электронных образовательных ресурсов и аннотированных ссылок на них, размещенных в соответствии с тематической рубрикацией, уровнем образования, а также функциональным признаком, определяющим их значение и место в учебном процессе. Ежедневно обновляется лента новостей (около 2 тысяч новостных блоков).

При этом на сегодняшний день существуют следующие проблемы в области представительства ОГУ в Интернет:

  • сайт нуждается в увеличении оперативной и актуальной информации, предназначенной непосредственно для посетителей сайта, в первую очередь, студентов университета;

  • информационное наполнение многих рубрик носит достаточно формальный характер, заполняется подразделениями «сухими» отчетами о проделанной работе. При этом данные поступают или обновляются несвоевременно;

  • развитие сайтов университета приводит к нехватке аппаратных ресурсов веб-сервера для поддержки эффективной работы сайтов.

2.9 Сотрудничество с другими образовательными учреждениями города, области и страны

Координирующую функцию по работе с образовательными учреждениями общего образования, в т.ч. в сфере ИКТ, выполняет Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ», в состав которой входят 119 образовательных субъектов г. Оренбурга и области, объединяющих около 100 тысяч педагогов, студентов и учащихся.

Основные направления информатизации образовательного пространства университетского округа:

– интеграция научного и учебно-исследовательского потенциала субъектов Ассоциации для разработки и использования в обучении электронных пособий, мультимедиасредств и программ;

– организация и проведение обучающих семинаров и мастер-классов по разработке и применению мультимедийных педагогических средств. Проведено более 70 научно-методических мероприятий; обучение прошли более 500 педагогов, из них 280 – руководители образовательных учреждений г. Оренбурга и Оренбургской области;

– вовлечение учащейся молодежи в исследовательскую и конкурсную деятельность на основе современных информационных технологий (ежегодно в конкурсах участвуют более 1000 учащихся и педагогов);

– освещение регионального педагогического опыта по информатизации образовательного процесса на страницах журнала «Университетский округ».

Субъекты Ассоциации активно используют возможности информационного взаимодействия на основе интернет-технологий, имеют доступ к информационно-справочным материалам, расположенным на Университетском портале и сайте Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» ().

С октября 2010 года на дистанционной основе на образовательном портале «Открытый класс» для педагогов и учащихся университетского округа открыт семинар «Школа исследователей». В рамках этого семинара размещаются материалы по организации исследовательской деятельности по определенному предмету.

Для педагогов и учащихся субъектов Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» организованы сетевые сообщества, позволяющие осуществлять он-лайн консультирование, давать экспертную оценку создаваемых методических материалов и многое другое. В рамках этих сообществ активно ведется разработка ЭОР нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по общеобразовательным предметам.

Ежегодно педагоги из образовательных учреждений г. Оренбурга и области участвуют в модульном семинаре-практикуме «Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе».

Ежегодно ОГУ совместно с Ассоциацией «Оренбургский университетский (учебный) округ» проводит областной дистанционный конкурс по информатике и информационным технологиям «Компьютер и К» по номинациям: «Образовательные интернет-издания», «Электронные учебные издания», «Электронный сборник тестов», «Урок/классный час с использованием информационных технологий», «Образовательные мультимедийные презентации».

Существующие проблемы в развитии сотрудничества с другими образовательными учреждениями города, области и страны могут быть обобщены в следующих положениях:

    • недостаточно развита система дистанционного образовательного взаимодействия головного вуза с филиалами и колледжами;

    • отсутствует единая система сетевого консультирования по общеобразовательным дисциплинам для потенциальных абитуриентов ОГУ;

    • затруднено осуществление индивидуального консультирования преподавателями университета одаренных учащихся, а также педагогов из отдаленных городов и районов области по руководству исследовательской деятельностью;

    • существует необходимость создания дистанционной системы для школьников города и области, включая организацию и проведение постоянно действующих семинаров «Школа исследователей», дистанционных курсов по информатике и ИКТ, предметных олимпиад, конкурсов, подготовку к сдаче ЕГЭ.

3 Цели и задачи информатизации ОГУ

Цель информатизации университета – создание инновационной информационно-образовательной среды университета, позволяющей разрабатывать и реализовывать конкурентоспособные образовательные программы, предлагать высококачественные образовательные услуги, проводить научные исследования на высоком уровне, эффективно управлять университетом, активно взаимодействовать с образовательными учреждениями мира, страны и региона.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Обеспечить дальнейшее развитие материально-технической базы процесса информатизации.

  2. Развивать интегрированную информационно-аналитическую систему университета.

  3. Активно использовать современные достижения ИКТ в учебном процессе.

  4. Обеспечить высокий уровень использования лучших отечественных и зарубежных достижений в области ИКТ в научной деятельности университета.

  5. Совершенствовать систему многоуровневой подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических кадров в сфере ИКТ.

  6. Развивать систему библиотечно-информационного обслуживания на основе ИКТ.

  7. Совершенствовать систему сайтов ОГУ, в том числе филиалов и колледжей.

  8. Развивать сотрудничество с другими образовательными учреждениями города, области и страны в сфере ИКТ.

  9. Осуществлять подготовку и переподготовку ИТ-специалистов, оказывать дополнительные образовательные услуги в сфере ИКТ.

  10. Разработать и внедрить систему мер, повышающих заинтересованность сотрудников университета в активном использовании информационных технологий в профессиональной и научной деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция информатизации на период 2011-2015 гг

    Документ
    ... Концепции заключается в развитии информационных процессов («информатизация»). Основной целью информатизации Самарского государственного университета на период 2011-2015годы ...
  2. На период до 2015 года

    Решение
    ... результатов I Повышение качества образования Уточнение концепции образовательной системы учреждения: разработка Программы ... процесса 1. Разработка программы информатизации МОУ на период до 2015года2011 Педагог ДО по инф ...
  3. На 2011-2012 учебный год г аша

    Анализ
    ... Программа информатизации -План работы школы на2011-2012 учебный год. ... на2011-2012 учебный год; -План работы по профилактике правонарушений на2011-2012 учебный год; - Программа и концепция ... школы на2011-2015 г.г. в течение учебного года педколлектив ...
  4. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА ПРЕДСЕДАТЕЛИ КООРДИНАЦИОННЫХ СОВЕТОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСНЫМ ЦЕЛЕВЫМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРАММАМ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

    Программа
    ... ПРОГРАММ НА2011 - 2015ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА<*> ... информатизации, применения, бытовой электронно- радиоэлектронной измерительные и техники (ГНТП контрольно- "Радиоэлектроника-2"), диагностические 2011 - 2015годы ... Концепции академия ...
  5. Программа информатизации на 2011-2016гг с коелга 2011 содержание

    Программа
    ... школе. Разработка программы информатизациина2011-2015 гг. Победа в ... управляемая единой выработанной концепцией, подходами и ... 2015года. 1 этап - подготовительный (2011-2012 гг.) - конкретизация плана работы школы с учетом программы информатизации ...

Другие похожие документы..