Главная > Монография


Рязанский государственный педагогический университет

им. С.А. Есенина

 

 

Т.В. Еременко

 

Современные информационные технологии

в университетских библиотеках США

 

Монография

 

Рязань 2001

 

Книга издана при поддержке Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США в рамках программы малых грантов, реализуемой на территории Российской Федерации Американским советом по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС)

ББК 78.34(7США)757.11
Е 701

Еременко Т.В. Современные информационные технологии в университетских библиотеках США / Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань : Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 2001. – 120 с.

Раскрываются основные направления деятельности современных университетских библиотек США по освоению компьютерных технологий. Дается типологическая характеристика американской университетской библиотеки, ее структуры и кадрового состава, рассказывается об информационных ресурсах и услугах, появление и развитие которых обусловлено применением новых технологий, о проблемах каталогизации ресурсов Интернет и развитии информационной грамотности пользователей библиотек. Книга является результатом авторского научного исследования деятельности университетских библиотек США в ходе участия в международных образовательных и научных программах. Она написана достаточно популярным и доступным языком и, помимо библиотековедов, может быть интересна практикам библиотечного дела и студентам, получающим библиотечную специальность.

Ключевые слова: библиотечное дело, университетские библиотеки США, библиотечные кадры, библиотеки Гарвардского университета, информационные технологии, информационные ресурсы, информационные услуги, автоматизация библиотек, каталогизация ресурсов Интернет, информационная грамотность

Научный редактор: доктор пед.наук, проф. Ю.С. Зубов (МГУКИ)
Рецензенты: канд.пед.наук, доц. М.В. Целикова (РЗИ МГУКИ)
канд.пед.наук, доц. И.Г. Хомякова (РЗИ МГУКИ)

© Еременко Т.В., 2001
© Издательство
Рязанского государственного
педагогического университета
им. С.А. Есенина, 2001

ISBN 5-88006-240-6

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора

Глава 1. Типологические особенности университетских библиотек США

1.1. Миссия академических библиотек США

1.2. История библиотек Гарвардского университета

1.3. Современная структура университетской библиотеки США

1.4. Кадровый состав университетской библиотеки

1.5. Профессиональная коммуникация библиотекарей США через современные службы Интернет

Глава 2. Сервисы современных университетских библиотек США: применение новых информационных технологий

2.1. Вэб сайты университетских библиотек как порталы библиотечных услуг

2.2. Онлайновый межбиблиотечный абонемент и электронная доставка документов

2.3. Изменения в библиографическом обслуживании пользователей

2.4. Справочное обслуживание по электронной почте

Глава 3. Современные каналы доступа к информационным ресурсам университетских библиотек США

3.1. Онлайновые каталоги публичного доступа

3.2. Базы данных и электронные журналы

3.3. Цифровые проекты университетских библиотек

3.4. Электронные резервные коллекции

Глава 4. Каталогизация ресурсов Интернет

4.1. Дискуссии о каталогизации ресурсов Интернет в американской библиотечной печати

4.2. Отражение ресурсов Интернет в онлайновых каталогах библиотек и кооперативные проекты каталогизации Интернет

4.3. Применение существующих стандартов для каталогизации Интернет ресурсов

4.4. Онлайновые библиотечные путеводители по ресурсам Интернет

Глава 5. Деятельность университетских библиотек США по развитию информационной грамотности пользователей

5.1. Постановка проблемы информационной грамотности в США

5.2. Программы информационной грамотности пользователей в университетских библиотеках

5.3. Новая роль библиотекаря университета как субъекта активного обучения пользователей

Заключение

 

 

 

От автора

Университетские библиотеки США широко применяют в своей деятельности компьютерные технологии. Среди других типов американских библиотек они являются признанными лидерами в этой области и часто выступают пионерами в реализации проектов и освоении форм информационного сервиса, опирающихся на технологические инновации. Благодаря этому университетские библиотеки США обладают сегодня возможностями удовлетворения информационных потребностей своих пользователей на качественно ином, по сравнению с российскими вузовскими библиотеками, уровне. Накопленный ими в течение нескольких десятилетий опыт представляет большой интерес для практического применения в российских условиях. Этот опыт также привлекает внимание ученых как объект библиотековедческого исследования.

В отечественном библиотековедении до настоящего времени не предпринималось попыток целостного изложения основных направлений работы американских университетских библиотек по использованию современных информационных технологий и анализа влияния последних на миссию, цели и задачи этих библиотек. В коллективной монографии “Библиотеки и библиотековедение в США” 1 практика библиотечного дела описывалась более в функциональном, нежели в типологическом ракурсе, и библиотекам университетов как конкретному типу было посвящено только несколько страниц.2 Ряд исследователей, среди которых Б.Е. Бабичев, В.М. Ростовцев, Н.М. Шиндряева, при анализе отдельных направлений автоматизации работы библиотек США обращались к опыту университетских библиотек.3 Н.М. Шиндряева в статье о библиотеках Гарвардского университета значительное место уделила описанию их деятельности по использованию новых технологий4. Ряд статей в российской профессиональной периодике, в частности, работы Э.Р. Сукиасяна,

____________
1 См.: Библиотеки и библиотековедение в США: Комплексный подход / Под ред. В.В. Попова. - М. : Издат. фирма ";Логос";, 1992. - 296 с.
2 См.: Научные фундаментальные библиотеки // Библиотеки и библиотековедение в США. - М., 1992. - С.27-34.
3 См.: Ростовцев В.М., Бабичев Б.Е. Автоматизация библиотек США // Науч. и техн. б-ки СССР. - 1990. - № 5. - С. 34-41; Шиндряева Н.М. Общедоступные автоматизированные каталоги в США // Библиотековедение и библиогр. за рубежом. - 1991. - Вып. 130. - С. 71-84; Шиндряева Н.М. Электронный каталог в библиотеках США // Науч. и техн. б-ки. - 1995. - № 6. - С. 54-66.
4 См.: Шиндряева Н.М. Сердце университета // Науч. и техн. б-ки. - 1997. - № 7. - С. 25-48.

Е.И. Кузьмина, Б.Р. Логинова, В.М. Красильщиковой5 , были посвящены Онлайновому компьютерному библиотечному центру OCLC, организации, которая была создана усилиями библиотек университетов и колледжей штата Огайо.

Перемены, произошедшие в последние два десятилетия в деятельности американских университетских библиотек и продолжающие идти все более нарастающими темпами, можно назвать своеобразной тихой революцией. Они заставляют переосмысливать принципы и цели библиотечной деятельности, реструктурируют сам облик библиотеки, меняют суть библиотечной профессии. Важность появления книги о влиянии современных информационных технологий на практику работы американских библиотек для российского библиотечного сообщества определяется высокой востребованностью информации о направлениях и способах применения этих технологий в библиотеках, причем информации не сугубо технологического характера, понятной только специалистам в области компьютеризации, а доступной для обычного сотрудника библиотеки, в повседневной деятельности определяющего будущее библиотеки на десятилетия вперед. Трудности экономического порядка, тормозящие сегодня процессы автоматизации в российских библиотеках, не являются единственным препятствием на пути компьютеризации. К началу нового тысячелетия наши библиотекари уже преодолели психологический барьер на пути к использованию компьютеров, однако нередко появившаяся в библиотеках современная техника применяется далеко не в соответствии со всеми ее потенциальными возможностями. Думается, что для сегодняшних менеджеров отечественного библиотечного дела, чьими усилиями и стараниями выживают десятки тысяч библиотек, актуальна задача нового взгляда на главные функции и цели этих библиотек, четкого ответа на популярный в Америке вопрос: “What business are you in?” (“В каком вы бизнесе?”, “Чем вы занимаетесь?”). Библиотечные профессионалы США, похоже, нашли ответ на этот вопрос и, беря его за основу, выстраивают на нем всю стратегию своего развития.

Данная книга преследует главным образом образовательные цели. Автор видит свою главную задачу в том, чтобы доступно для студента библиотечного факультета, работника библиотеки любой

____________
5 См.: Сукиасян Э.Р. OCLC: Новые горизонты (1995-1996) // Науч. и техн. б-ки. - 1997. - № 11. - С. 16-21; Кузьмин Е.И. Американский опыт организации компьютерных библиотечных сетей / Кузьмин Е.И., Логинов Б.Р., Красильщикова В.М. // Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад: Совр. тенденции корпоратив. работы б-к в сетях передачи данных. - М., 1998. - С. 138-146.

специализации или просто интересующегося библиотечным делом человека дать представление о разноообразии форм информационного обслуживания, обусловленном стремительной компьютеризацией университетов США и их неотъемлемой части – библиотек; о радикальных изменениях в традиционных библиотечных продуктах и услугах и о развитии целого спектра принципиально новых; о глобальной переориентации приоритетов в работе американских университетских библиотек.

Книга состоит из пяти глав. Первая из них носит вводный характер и знакомит читателей с типологическими особенностями университетской библиотеки США. Вторая глава рассказывает об услугах современных американских университетских библиотек, появление и развитие которых обусловлено применением новых технологий. Третья глава дает характеристику информационных ресурсов, предоставляемых университетскими библиотеками США, при этом главное внимание отводится современным каналам и формам доступа к этим ресурсам. Четвертая глава посвящена актуальной и широко обсуждаемой в текущей американской библиотечной печати теме каталогизации ресурсов Интернет, являющейся ярким примером профессиональной библиотечной проблемы, порожденной развитием глобальных компьютерных сетей. Последняя, пятая, глава раскрывает работу университетских библиотек по формированию информационной грамотности пользователей; здесь рассматривается изменение целей, методов и содержания такой работы под воздействием технологического перевооружения библиотек.

Большое значение для работы над книгой имели материалы, собранные в ходе участия автора в обменных исследовательских и образовательных программах: партнерской программе между Рязанским государственным педагогическим университом им. С.А. Есенина и университетом Индианы (Блумингтон, Индиана) в январе – мае 1995 г. и программе Muskie/FSA Graduate Fellowship в 1998–2000 гг. Знакомство с системой библиотек одного из крупнейших университетов США – университета Индианы, изучение ряда курсов по современным информационным технологиям и специального курса об университетских библиотеках во время учебы на получение степени магистра в Высшей школе библиотечных и информационных наук колледжа Симмонс (Бостон, Массачусеттс), стажировка в библиотеке Гатман Высшей школы образования Гарвардского университета (Кембридж, Массачусеттс) – все это в совокупности помогло получить достаточно глубокое и целостное представление об американских университетских библиотеках. Большое значение имел практический опыт использования ресурсов и услуг этих библиотек в качестве студента и ученого, а также опыт работы ассистентом учебной резервной коллекции библиотеки колледжа Симмонс (Бостон, Массачусеттс) и библиотекарем-стажером некоммерческой организации Сэйбр фаундэйшн (Кембридж, Массачусеттс). Некоторые итоги изучения деятельности университетских библиотек США были отражены автором в ряде публикаций6. Для написания книги использовались также публикации как отечественных, так и преимущественно англоязычных авторов; широко привлекались ресурсы Интернет. Каждая глава книги завершается списком использованных источников.

Если данная книга поможет библиотекарям российских вузов в поисках ответа на вопрос “В каком вы бизнесе?”, заставит над ним задуматься, если после ее прочтения у будущего библиотечного специалиста, или библиотекаря-практика, или администратора библиотеки, или преподавателя библиотечного вуза появятся новые идеи по организации качественного и полноценного доступа к информации, по введению новых форм информационных услуг, созданию новых видов информационных ресурсов, то это будет лучшим результатом вложенного в нее труда.

Автор будет благодарен за получение отзывов о работе от всех, кого она заинтересует, и просит направлять их по адресу электронной почты: tyeryom@.

____________
6 См.: Еременко Т.В. Библиотеки университета штата Индиана // Науч. и техн. биб-ки. - 1997. - № 3. - С. 45-53; Она же. Работа с кадрами в университетской библиотеке США // Науч. и техн. биб-ки. - 1999. - № 5. - С. 55-64; Она же. Listservs как современное средство коммуникации для библиотекарей Америки // Информ. бюллетень РБА. Вып. 3 / РБА. Секция биб-к высш. уч. заведений. - Тверь, 2000. - С. 28-30; Она же. Гарварда великие богатства // Библиотека. - 2000. - № 6. - С. 89-91; № 7. - С. 92-94.

 

 

Глава 1. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКИХ БИБЛИОТЕК США
1.1. Миссия академических библиотек США

Согласно статистическим данным Вэб сайта Американской Библиотечной Ассоциации, из 122 289 библиотек всех типов и видов, имеющихся в США, 3408 носят название академических [12]. Термин академическая библиотека (academic library) в американском библиотековедении обозначает библиотеки, формируемые как составные части колледжей, университетов или других академических институтов, осуществляющих образование выше школьного, и предназначенные удовлетворять информационные потребности преимущественно студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников данных институтов [2, 23]. Использование термина академическая библиотека в американском библиотековедении отличается от принятого в нашей библиотечной науке, где под типом академической понимается в узком значении библиотека института сети Академии наук, а в более широком – солидная научная библиотека. Определение, даваемое академической библиотеке американскими библиотековедами, более соответствует значению нашего термина вузовская библиотека. В дальнейшем тексте термин академическая библиотека будет употребляться в значении, принятом в американском библиотековедении.

Академические библиотеки видят свою миссию в поддержке развития обслуживаемых ими колледжей и университетов и организуют свои коллекции и сервис, ориентируясь на их учебные и исследовательские программы. Употребление слова миссия характерно для любого типа американской библиотеки; под миссией понимается разделяемая всеми сотрудниками библиотеки цель, общая система ценностей, которая помогает в определении конкретных задач и направлений работы.

Примеры миссий университетских библиотек США:

Библиотека Монроэ Гатман Высшей школы образования Гарвардского университета

Миссия библиотеки – поддерживать обучение и исследования в Высшей школе образования путем предоставления доступа к информации в сфере образования, обучения использованию информационных ресурсов и поддержки фонда, оборудования и персонала на уровне, обеспечивающем лидирующее положение библиотеки среди других библиотек по образованию [15].

Библиотека университета Аризоны

Библиотека призвана удовлетворять разнообразные учебные и исследовательские информационные потребности студентов, профессорско-преподавательского состава, сотрудников и связанных с университетом пользователей. В среде свободного и открытого исследования, принимая на себя обязательства высокого качества работы, библиотека участвует в процессе научных коммуникаций для того, чтобы способствовать обучению в течение всей жизни и непрерывному прогрессу образования [20].

Библиотека Уильям Аллен Уайт университета Эмпория

Библиотека поддерживает академические, исследовательские и общественные программы университета Эмпория. Для удовлетворения индивидуальных потребностей и потребностей обучения в течение всей жизни как университетского сообщества, так и жителей штата Канзас библиотека обеспечивает доступ к ресурсам в печатном, мультимедийном и электронном форматах [22].

Интересно, что в формулировках миссий академических библиотек США часто подчеркивается широкое понимание терминов информация, информационные ресурсы и их независимость от определенного формата, как это сделано в вышеприведенной миссии библиотеки университета Эмпория. Обычно определение миссии академической библиотеки не теряет актуальности в течение многих лет. Сегодня оно претерпевает изменения, связанные с широким применением компьютерных технологий. Так, рассуждая о новых парадигмах и стратегиях, которыми должны руководствоваться академические библиотеки в ХХI в., участники международной конференции “Новые миссии академических библиотек в ХХI веке” [17] пишут о необходимости разработки таких парадигм с точки зрения развития информационных технологий и важнейших информационных потребностей научного сообщества [18]; о свежем взгляде на миссии библиотек, обусловливаемом глубокими изменениями, связанными с развитием сетевых технологий и электронных ресурсов в постиндустриальном обществе [24].

Пятью крупнейшими академическими библиотеками США являются библиотеки Гарвардского университета (совокупный фонд 14 190 704 экз.), Йельского университета (10 294 792 экз.), университета Иллинойса в Урбане-Шампэйн (9 302 203 экз.), университета Калифорнии в Беркли (8 946 754 экз.) и университета Техаса в Остине (7 783 847 экз.) [16]. Библиотеки с фондом более чем один миллион экземпляров, существующие в университетах с сильными исследовательскими программами, являются членами Ассоциации научных библиотек – ARL (the Association of Research Libraries), организованной в 1932 г. и объединяющей в настоящий момент 120 библиотек [1]. Одиннадцать тысяч профессионалов – библиотекарей из академических библиотек США объединяются под эгидой Ассоциации научных библиотек и библиотек колледжей – ACRL (the Association of College and Research Libraries), крупнейшего подразделения Американской библиотечной ассоциации [21].

Академические библиотеки лидируют среди других типов библиотек США, представленных публичными, школьными, специальными и правительственными библиотеками, как в плане богатства собранных в них коллекций, так и в плане наиболее разнообразных форм современного информационного сервиса. Именно академические библиотеки чаще всего выступают инициаторами проектов в области использования современных информационных технологий и апробируют новые продукты и виды услуг. Библиотеки университетов и колледжей штата Огайо в 1967 г. положили начало организации ОСLC (Online Computer Library Center), олицетворяющей сегодня для всего мира идею библиотечной кооперации через компьютерные технологии и развившейся от учреждения, ориентированного на потребности 54 академических библиотек одного штата, до организации мирового масштаба, объединяющей на сегодняшний день 39 517 библиотек разных типов из 76 стран [11].

Cегодняшние академические библиотеки США трудятся над созданием цифровых библиотек, каталогизируют Интернет ресурсы, предлагают своим пользователям сотни баз данных и электронные резервные коллекции, дискутируют вопросы авторского права и интеллектуальной свободы в Интернет, разрабатывают онлайновые обучающие программы для своих пользователей и в целом уверенно связывают свое будущее с внедрением новейших компьютерных технологий.

История многих академических библиотек США уникальна и насыщена интересными событиями. Старейшие университетские библиотеки благодарно хранят свидетельства своего становления, имена людей, внесших вклад в их развитие благотворительными пожертвованиями, крупнейшими приобретениями, новыми идеями и инициативами. История библиотек Гарвардского университета являет собою яркий пример формирования крупнейшей академической системы библиотек США.

 

1.2. История библиотек Гарвардского университета

Начало самой большой в мире и старейшей в Америке системы университетских библиотек было положено в 1638 г., времени основания английской колонией в Массачусеттсе только что принявшего первых студентов колледжа, получившего по завещанию Джона Гарварда половину его состояния и личную библиотеку. В следующем году колледж был назван в честь своего дарителя. Джон Гарвард, 30-летний священник и выпускник Кэмбриджа, прибыл в Америку из Англии всего за год до своей смерти. Из 400 томов (329 названий) его личной библиотеки до наших дней дошла лишь одна книга, “Христианская война против дьявола, мира и плоти”. Она не была возвращена в срок и поэтому не сгорела во время пожара 1764 г., который почти полностью уничтожил насчитывавшую к тому времени около 5 тысяч томов коллекцию. Уцелели всего 404 книги. Однако пожертвования и подарки помогли быстро восстановить и увеличить размер фонда библиотеки.

Важным событием в становлении библиотеки Гарварда как собрания научной, исследовательской литературы стало приобретение в 1818 г. Американы немецкого коллекционера Эбелинга, состоящей из нескольких тысяч книг, карт и переплетенных газет, посвященных Америке. В 1841 г. библиотека получила свое первое отдельное здание, а с 1859 г. одно из частных денежных пожертвований позволило ей начать систематическое приобретение новых книг. Регулярное текущее комплектование было затем поддержано президентом Гарварда Чарльзом Вильямом Элиотом путем выделения на эти цели специальных денежных средств из бюджета колледжа.

На протяжении Х1Х в. шел процесс децентрализации фондов, заложивший основы современной разветвленной системы библиотек университета. Последовательно, в 1817, 1819 и 1826 гг. открывались библиотеки юридической, медицинской и богословской школ. Создание самостоятельных библиотек продолжалось, и к 1900 году их существовало уже 37. Библиотеки открывались как при факультетах (школах) университета, так и других его подразделениях, таких, как музей сравнительной зоологии, астрономическая обсерватория и т.д. Одновременно активно пополнялась и центральная научная коллекция, так называемая College Library. Арчибальд Кэри Кулидж, профессор истории и директор университетской библиотеки с 1910 по 1928 г., много способствовал приобретению иностранной литературы. Им, в частности, было положено начало богатой славянской коллекции Гарварда [3, 7, 9].

В 1915 г. главные научные фонды университета были открыты для читателей в новом здании – Widener Library, названном в честь Гарри Элкинза Вайднера и его отца, утонувших во время знаменитой катастрофы “Титаника”. Мать Гарри Вайднера увековечила память своих родных сооружением этого монументального здания, с широкой наружной лестницей и колоннами, хорошо знакомого любому сегодняшнему студенту Гарварда. Несмотря на внушительные размеры здания, через 25 лет Widener Library была уже переполнена книгами. Добавление нескольких подземных уровней и строительство рядом новых зданий для библиотеки редких книг (Houghton Library) и библиотеки, обслуживающей студентов по программам бакалавриата (Lamont Library), разрешили задачу размещения фондов еще на несколько десятилетий. В начале 80-х гг., однако, потребность в новых площадях стала очевидной. В этой связи в 1986 г. был сооружен первый модуль университетского депозитария (Harvard Depository); за первым модулем последовало еще четыре [4, 8].

Параллельно с ростом и размещением коллекций, открытием и оснащением новых библиотек в Гарварде шла постоянная работа и над созданием библиотечных каталогов. Первый печатный каталог появился в 1723 г.; ведение карточного каталога началось в 1847/48 г. В 1960-е гг. был опубликован 60-томный каталог Widener Library; в 1981 г. появился сводный каталог на микрофишах. В 80-е гг. новым этапом стало создание HOLLIS (Harvard On-Line Library Information System) – онлайного каталога библиотек Гарварда, доступного в настоящее время через Telnet и Web. Большой проект по ретроспективной конверсии карточных каталогов библиотек университета, завершенный в 1997 г., позволил практически полностью представить информационные ресурсы библиотек Гарварда в онлайновом каталоге. Основным вендором по выполнению проекта был известный OCLC (Online Computer Library Center). С его помощью были конвертированы в машиночитаемую форму 4 миллиона записей [6]. Интересно отметить, что изначально библиотеки Гарварда пользовались собственными классификационными системами для каталогизации литературы и расстановки фондов. Внедрение компьютерных технологий в процесс каталогизации обусловило переход к классификации Библиотеки Конгресса.

В настоящее время библиотечная система Гарварда включает 94 библиотеки. В нее также входят университетский архив и депозитарий. Общий фонд составляет 14 190 704 издания и является вторым по величине в США после Библиотеки Конгресса. В целом библиотеки Гарварда подписываются на 100 991 название периодических изданий. В 1996/97 академическом году ими было выдано 1 443 789 книг и других материалов, выслано по МБА 33 094 и заказано для своих пользователей 20 461 издание. В течение одной недели библиотеки имеют в среднем 25 тысяч посещений. Онлайновый каталог библиотек Гарварда сейчас содержит более 8 миллионов записей. В 1998 году к нему было зарегистрировано 6 697 544 обращения.

В 1996-97 гг. бюджет библиотек Гарварда был следующим:
Общие расходы: $ 70 917 819, в том числе:
- комплектование книг $ 6 887 391;
- подписка на сериальные издания $ 7 426 185;
- комплектование других материалов $ 3 183 018;
- переплетные работы $ 1 038,111;
- зарплата библиотекарей $ 20 286 775;
- зарплата поддерживающего персонала $ 15 467 941;
- почасовая плата студентам $ 1 192 873;
- прочие текущие расходы $ 15 385 607 [19].

 

1.3. Современная структура академических библиотек США

Структура академических библиотек США, формировавшаяся на протяжении столетий под воздействием специфических задач по удовлетворению информационных потребностей университетов, представляет к настоящему времени сложную организационную систему, сочетающую традиционное иерархическое подчинение и равноправное партнерство. Обычно университет обслуживает не одна, а целый комплекс библиотек; к примеру, в Гарвардском университете их более 90. Библиотеки рассредоточены по кампусу1 и, как правило, объединены в систему, центром которой является Главная библиотека. Достаточно типичную организационную структуру подобной системы можно расмотреть на примере библиотечной системы кампуса университета Индианы в Блумингтоне.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Современные информационные технологии в создании виртуальной информационно-образовательной среды удаленного доступа в инженерной подготовке и научной деятельности kai @ kstu - kai ru modern information technology in creation of the virtual

    Документ
    Современныеинформационныетехнологии в создании виртуальной информационно-образовательной среды удаленного доступа в инженерной ... с корпоративными системами вуза позволит создать современнуюинформационно-образовательную среду КГТУ. Рис.1. Структурная ...
  2. Современные информационные технологии на уроках биологии (слайд1)

    Документ
    Современныеинформационныетехнологии на уроках биологии. (Слайд1) «Дитя ... уроках приобретает большое значение. (слайд 3) Современныеинформационныетехнологии – это компьютерные и сетевые средства, которые ...
  3. Современные информационные технологии в образовательном пространстве школы

    Документ
    Современныеинформационныетехнологии в образовательном пространстве ... информационныхтехнологий по проблеме «Роль современныхинформационныхтехнологий в профессиональной подготовке будущего педагога». На основе использования информационныхтехнологий ...
  4. Современные информационные технологии и их использование для исследования систем автоматического управления

    Исследование
    ... методах компьютерного моделирования с применением современныхинформационныхтехнологий. Это позволяет проводить численные эксперименты ... систем / М.С. Суходоев // Молодежь и современныеинформационныетехнологии: сб. трудов VI Всероссийской научно ...
  5. Современные информационные технологии в деятельности сотрудников правоохранительных органов

    Документ
    Современныеинформационныетехнологии в деятельности сотрудников правоохранительных органов Юнацкевич П.И., ... , специальных служб могут быть положены современныеинформационныетехнологии, в основу которых положена теория управления ...
  6. Современные информационные технологии

    Монография
    ... с использованием преимуществ, создаваемых современнымиинформационнымитехнологиями и высоким уровнем автоматизации американских ... библиотеками программы информационной грамотности испытывают воздействие современныхинформационныхтехнологий как в ...

Другие похожие документы..