Главная > Учебно-методический комплекс
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
М.П. УМС Утверждаю
Ректор_________
«__» 200 __г.
Кафедра журналистики
Зиновьева Наталья Васильевна
Учебно-методический комплекс по дисциплине
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (ОПД. Ф. 06)
Специальность: 030601.65 – журналистика
Согласовано: Рекомендовано кафедрой:
Учебно-методическое управление Протокол №____
«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.
________________________ Зав. кафедрой _________
ЮЖНО-САХАЛИНСК
2009
Автор-составитель:
Зиновьева Наталья Васильевна, старший преподаватель кафедры журналистики
Учебно-методический комплекс по истории зарубежной журналистики
(название дисциплины)
составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030601.65 – журналистика
(шифр, наименование специальности)
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.
Согласование с деканом обучающего факультета:
Декан Табаченко Т. С.
Директор библиотеки
Квитченко Е. В.
СОДЕРЖАНИЕ
Учебно-методический комплекс по дисциплине 1
Специальность: 030601.65 – журналистика 1
ЮЖНО-САХАЛИНСК 1
I. Рабочая программа дисциплины 3
1. Цели и задачи изучения дисциплины 3
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 4
3. Объем дисциплины 5
Объем дисциплины и виды учебной работы 5
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 5
II. Материалы для аудиторной работы 7
Содержание курса 7
Темы семинарских занятий 18
III. Материалы для самостоятельной работы 29
Тематика рефератов и методические указания по их выполнению 29
Тематика зачетных работ по раннехристианской публицистике и методические указания по их выполнению 31
Список текстов для конспектирования и методические указания по их выполнению 32
Примерные темы курсовых работ по истории зарубежной журналистики и методические указания по их выполнению 33
Учебно-методическое обеспечение дисциплины 34
VI. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 40
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 40
ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 42
V. АПИМ дисциплины «История зарубежной журналистики» 44
для специальности «Журналистика» 44
I. Рабочая программа дисциплины
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель курса – познакомить студентов с историей журналистики зарубежных стран.
Задачи курса:
формирование у студентов представления об исторических закономерностях развития зарубежной журналистики, систем СМИ;
исторический анализ становления журналистики в период античности, Средние века, Новое и Новейшее время на фоне и в соотнесении с основными этапами развития общества и государства;
демонстрация своеобразия каждого из исторических этапов журналистики, развития и дальнейшей судьбы журналистских явлений в системе социальных институтов;
анализ различных способов распространения информации и функций журналистики в истории человечества;
раскрытие наиболее важных особенностей журналистского мастерства в пределах основных жанров журналистики и их крупнейших представителей;
исследование характерных черт современной системы средств массовой информации в странах Западной Европы и Америке в неразрывной связи с ее историческим развитием;
выявление связи журналистики с философскими, научными, религиозными идеями и определение ее места в пространстве мировой культуры.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Дисциплина «История зарубежной журналистики» изучается студентами дневного отделения (срок обучения 5 лет) в 7-8 семестрах обучения. Форма контроля: в 7 семестре – экзамен; в 8 семестре – экзамен.
Ознакомление с данной дисциплиной предполагает освоение основополагающих этапов развития зарубежной журналистики и публицистики – истории книги и книгопечатания, газет и журналов, радиовещания, документального кино, телевидения, электронной газеты и других СМИ в Интернете, а также изучение и анализ наследия выдающихся журналистов и публицистов.
Поскольку освоение данного предмета предполагает знакомство студента с этапами развития общества, философской мысли в различные временные периоды, культуры и литературы зарубежных стран, история зарубежной журналистики как предмет тесно связана с такими дисциплинами, как история зарубежной литературы и история отечественной журналистики, а также общеобразовательными дисциплинами: культурологией, философией, социологией, экономикой и т. п.
В результате изучения данной дисциплины специалист должен:
иметь представление:
об исторических процессах формирования СМИ, предпосылках их возникновения, их тесной связи с исторической, политической, культурной ситуацией в той или иной стране в определенный временной период;
о современной типологической структуре СМИ зарубежных стран и происходящих в них процессах, преобразованиях и тенденциях развития;
знать:
основные понятия курса («журналистика», «публицистика», «пропаганда»; «преджурналистские явления», «коммуникация», «коммуникативная революция» и т.д.);
основные характеристики мировых преджурналистских явлений;
основные характеристики зарождения, развития и современного положения журналистики США, западно- и восточноевропейских стран, стран «третьего мира»;
уметь:
раскрывать основные понятия курса;
сопоставлять положение зарубежной и отечественной журналистики в тот или иной временной период;
приобрести навыки:
анализа предлагаемых текстов по курсу с точки зрения их проблемности, выраженности в них публицистического начала, их отношения к истории журналистики в целом и т. д.;
анализа состояния журналистики той или иной страны в определенный временной период в ее неразрывной связи с политическим, экономическим, культурным положением.
3. Объем дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Форма обучения очная
Вид учебной работы
Количество часов
Всего по уч. плану
В т.ч. по семестрам
7
8
Аудиторные занятия:
110
54
56
лекции
64
36
28
практические и семинарские занятия
46
18
28
лабораторные работы (лабораторный практикум)
-
-
-
Самостоятельная работа
114
57
57
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
224
111
113
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля)
Курсовая работа
Виды промежуточного контроля
(экзамен, зачет)
экзамен
экзамен
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Форма обучения очная
№ | Названия разделов и тем | Всего часов | Виды учебных занятий | ||
Аудиторные занятия, в том числе | Самостоятельная работа | ||||
Лекции | Практ. занятия и семинары | ||||
Раздел 1. Предыстория журналистики в античном мире и средневековой истории | |||||
1 | Вводная лекция. Определение целей, задач, основных понятий курса | 5 | 2 | - | 3 |
2 | Зарождение преджурналистских явлений. | 5 | 2 | - | 3 |
3 | Ораторское искусство и литература античности как образцы ранней публицистики | 11 | 2 | 4 | 5 |
4 | Прообразы газет в древнем мире | 5 | 2 | - | 3 |
5 | Публицистика Нового Завета. Публицистика раннего средневековья. | 9 | 2 | 2 | 5 |
6 | Деятельность Кирилла и Мефодия. Появление славянской азбуки | 5 | - | 2 | 3 |
7 | Изобретение книгопечатания как фактор развития публицистики. Первые печатные издания. | 7 | 2 | 2 | 3 |
Раздел 2. Журналистика в XVII – XVIII вв. в Западной Европе и Америке. Развитие средств информации в странах Западной Европы и США в XIX в. | |||||
8 | Рукописные «новости» 16-17 вв. и их роль в жизни общества | 7 | 2 | 2 | 3 |
9 | Памфлетная политическая публицистика 17 в. | 7 | 2 | 2 | 3 |
10 | Появление первых газет | 5 | - | 2 | 3 |
11 | Английская журналистика 18-19 вв. | 13 | 4 | 4 | 5 |
12 | Журналистика Франции 18-19 вв. | 13 | 4 | 4 | 5 |
13 | Журналистика английских колоний в Северной Америке (США) 18-19 вв. | 13 | 4 | 4 | 5 |
14 | Журналистика Германии 18-19 вв. | 13 | 2 | 4 | 5 |
15 | Совершенствование техники газетного дела в 18-19 вв. как фактор развития зарубежной журналистики. | 5 | 2 | - | 3 |
Раздел 3. Средства массовой информации стран Европы и США в первой половине XX в. СМИ зарубежных стран накануне и в период Второй мировой войны. | |||||
16 | Общее положение европейской и американской прессы в начале XX века. | 5 | 2 | - | 3 |
17 | Появление радиовещания как абсолютно нового типа СМИ | 9 | 2 | 2 | 5 |
18 | Журналистика в период Первой Мировой войны | 5 | 2 | - | 3 |
19 | Появление телевидения как нового канала массовой информации | 9 | 2 | 2 | 5 |
20 | СМИ в период Второй мировой войны | 5 | 2 | - | 3 |
Раздел 4. СМИ зарубежных стран в 1945–1985 гг. | |||||
21 | Общие тенденции развития зарубежной журналистики во 2-й половине XX века. | 5 | 2 | - | 3 |
22 | СМИ США в условиях «холодной войны». Взаимовлияние СМИ и политических процессов. | 7 | 2 | 2 | 3 |
Раздел 5. Особенности технологического развития СМИ. Журналистика в современном обществе. СМИ и информационное общество. | |||||
23 | Появление компьютерных сетей как нового способа передачи данных. Интернет-журналистика | 9 | 2 | 2 | 5 |
24 | Информационное общество и роль журналистики в нем. | 8 | 2 | 2 | 4 |
25 | Развитие теоретических концепций журналистики в XX веке. | 5 | 2 | - | 3 |
26 | Журналистика в современном обществе | 11 | 4 | 2 | 5 |
27 | Система и типология современных зарубежных СМИ | 5 | 2 | - | 3 |
28 | Современные СМИ США | 5 | 2 | - | 3 |
29 | Современные СМИ стран Западной Европы. | 5 | 2 | - | 3 |
30 | Современные СМИ стран «третьего мира» | 5 | 2 | - | 3 |
31 | Современные СМИ Японии и Китая | 5 | - | 2 | 3 |
ИТОГО | 224 | 64 | 46 | 114 |
Похожие документы:
Учебно-методический комплекс по дисциплине (60)
Учебно-методический комплексУчебно-методическийкомплексподисциплине: «Методика внеклассной работы по биологии» к. п. н., доцент Осипова И.В. Методические указания студенту по изучению дисциплиныДисциплина «Методика внеклассной ...Учебно-методический комплекс по дисциплине «государственное регулирование экономики»
Учебно-методический комплекс... Учебно-методическийкомплексподисциплине «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ» УФА -2007 Государственное регулирование экономики: Учебно-методическийкомплекс ... экономических наук Учебно-методическийкомплексподисциплине «Государственное ...Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «теория и методика обучения биологии» специальности «050102 65 – биология»
Учебно-методический комплексУчебно-методическийкомплексподисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения ... работ учащихся по биологии с микроскопом и микропрепаратами. Анализ учебно-методическогокомплекса на примере комплексапо разделу «Растения» ...Учебно-методический комплекс по дисциплине « основы рекламного дела»
Учебно-методический комплексУчебно-методическийкомплексподисциплине «Основы рекламного дела» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 « ... 1. Методические рекомендации по изучению курса. 1.1 При работе с настоящим учебно-методическимкомплексом особое внимание ...Учебно-методический комплекс по дисциплине «экообразование» методические указания студенту по изучению дисциплины
Учебно-методический комплексУчебно-методическийкомплексподисциплине: «Экообразование» кандидат пед. наук,доцент Осипова И.В. Методические указания студенту по изучению дисциплиныДисциплина «Экообразование» предназначена ...Учебно-методический комплекс по дисциплине (4)
Учебно-методический комплекс... __________________________________________________________ (ф.и.о.) Учебно-методическийкомплексподисциплине Организация ЭВМ и ... Самме Г.В. Учебно-методическийкомплексподисциплине Организация ЭВМ и систем (название дисциплины) составлен ...