Главная > Лекция


Однако организационно-технические решения, составляющие основу АРМов, поддерживают технологию таможенного оформле­ния с использованием бумажного документооборота и жестко при­вязаны к существующей организационной структуре управления таможенных органов.

Различные АРМы не рассчитаны на работу в едином инфор­мационном пространстве, охватывающем весь регион в целом, а используемая технология передачи данных не способна обеспе­чить актуализацию передачи данных в реальном масштабе вре­мени.

Кроме того, для приема-передачи электронных документов не­обходимо стандартизировать интерфейс взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с автоматизированной инфор­мационной системой таможенных органов региона. При этом для работы с EDIFACT - или XML - документами может быть использова­на только система, способная обеспечить электронный обмен струк­турированными сообщениями. Использование XML - технологии по­зволяет применять транспортные протоколы Internet/Intranet.

Таким образом, можно выделить несколько основных требова­ний, предъявляемых к создаваемым комплексным средствам авто­матизации регионального уровня:

открытость комплексных средств автоматизации для внутрен­него пользования и для взаимодействия с организациями околота­моженной инфраструктуры (федеральные службы, декларанты, таможенные брокеры, склады временного хранения и т. д.); соответствие основным мировым и национальным тенден­циям в области стандартизации и унификации таможенных доку­ментов; обеспечение единого информационного пространства в кон­кретном регионе таможенной деятельности; обеспечение непрерывной связи процессов оформления то­варов с взиманием таможенных платежей, а также оперативность поступления денежных средств в бюджет; полный административный контроль за деятельностью сотруд­ников таможенных органов (в том числе предотвращение злоупотреблений путем протоколирования действий пользователей, раз­граничения прав доступа и применения программных и техничес­ких средств защиты информации); полный контроль за перемещением грузов через таможенную границу России, включая получение предварительной информации о прибытии грузов на пограничную таможню; управление процессом рассылки таможенных нормативных актов; осуществление контроля их исполнения в режиме реального времени.

Важным направлением в деятельности ФТС России является развитие автоматизированной системы контроля за доставкой то­варов (АСКДТ). Суть технологии контроля за доставкой товаров заключается в обмене информацией между таможней отправления груза (при импорте - это пограничная таможня) с таможней назначения груза (при импорте - это внутренняя таможня, где получатель груза дол­жен «растаможить» груз) через региональные таможенные управ­ления, осуществляющие контроль за этим процессом. При этом таможня отправления сообщает таможне назначения информацию об отправленных в ее адрес грузах в виде электрон­ной копии ДКД (документа контроля доставки), заполняемого на пограничной таможне, при этом отправка ставится на контроль в соответствующем информационном модуле «Контроль доставки товаров», а таможня-получатель при получении сообщения зано­сит его в аналогичный АРМ тоже на контроль, но уже в ожидании прибытия. В случае прибытия груза таможня назначения отправ­ляет в таможню отправления подтверждение о прибытии груза и снимает отправку с контроля, а таможня отправления при полу­чении уведомления о прибытии груза, в свою очередь, также снимает отправку с контроля. Региональное управление ведет базу дан­ных подтвержденных и неподтвержденных грузов для контроля за процессом доставки.

Например, информация между таможнями в Северо-Западном таможенном управлении России передается по ведомственной сети передачи данных через центральный узел в Санкт-Петербургском региональном отделе ГНИВЦ ФТС России (СПб РО ГНИВЦ), а об­мен с таможнями других регионов обеспечивается через ведомствен­ную компьютерную сеть и сети передачи данных общего пользова­ния, причем передаваемая информация предварительно шифруется.

Итак, данная АП сочетает в себе как элементы «вертикально­го» характера (передача данных в региональное управление для выполнения контрольных функций), так и элементы «горизонталь­ного» характера (прием/передача данных других таможен через региональный уровень).

Используемая в настоящее время в таможенных органах АСКДТ имеет ряд существенных недостатков:

файл-серверная обработка данных и клиент-серверная тех­нология на основе функциональных АРМов; файловая передача уведомлений о направлении товаров от таможенного органа отправления до таможенного органа назна­чения; децентрализованное администрирование информационно-вы­числительной сети и баз данных; многоэтапная передача нормативно-справочной информации на все уровни таможенных органов.

Введенный в действие с 1 января 2004 года новый Таможенный кодекс обусловливает необходимость проведения работ по совер­шенствованию АСКДТ, обеспечивающей таможенные процедуры в пунктах пропуска и таможенных органах назначения в соответ­ствии с положениями Кодекса.

Перспективная АСКДТ должна быть построена на основе ис­пользования современных информационных технологий и на но­вых принципах, изложенных в Концепции информационно-техни­ческой политики ФТС России. К данным принципам относятся:

сбор, хранение, обработка, анализ сведений и принятие ре­шений о товарах, транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу РФ, в централизованном информационном ресурсе; консолидированное хранение данных; объектно-ориентированная архитектура системы;

  • централизованное администрирование информационно-вы­числительной сети и баз данных из центра управления; удаленный доступ пользователей системы к ее информаци­онным ресурсам на основе защищенной WEB-технологии.

На основе указанных принципов архитектура новой системы должна строиться на удаленном доступе должностных лиц пунк­тов пропуска к централизованному информационному ресурсу по­средством средств телекоммуникаций (использования технологии «тонкий клиент» на основе защищенной WEB-технологии), исполь­зования формата XML для организации взаимодействия между ком­понентами системы и сторонними организациями, использования электронной цифровой подписи.

Реализация новых принципов построения перспективной АСКДТ предполагает выполнение следующих работ:

разработку архитектуры и программного обеспечения; разработку структур баз данных централизованного инфор­мационного ресурса; разработку структур информационных сообщений и схемы обмена данными; создание комплекса централизованного администрирования информационно-вычислительной сети и баз данных; разработку технологической схемы защиты информации, пе­редаваемой в АСКДТ, и внедрение в таможенных органах аппарат­но-программных средств защиты информации; оснащение средствами вычислительной техники, телеком­муникационным оборудованием и средствами защиты инфор­мации таможенных органов, осуществляющих таможенный кон­троль за доставкой и транзитом товаров, а также ГНИВЦ ФТС России.

Федеральная таможенная служба России играет важнейшую роль в решении государственных задач по повышению уровня со­бираемости налогов, совершенствованию защиты экономического суверенитета, экономической безопасности и развитию таможен­ного дела РФ. Успешное решение государственных задач невозможно без эф­фективного процесса таможенного оформления и таможенного кон­троля, контроля над осуществлением таможенных платежей и уп­равления процессами их взимания. В целях реализации данных за­дач, а также для перевода деятельности ФТС России на качествен­но новый уровень была разработана и принята Концепция инфор­мационно-технической политики ФТС России, в рамках которой развивается Единая автоматизированная информационная систе­ма (ЕАИС) ФТС России. Как составная часть ЕАИС ФТС России развивается информационно-расчетная система контроля таможен­ных платежей (ИРС «Доход»).

Целью создания информационно-расчетной системы контроля таможенных платежей (ИРС «Доход») является повышение эффек­тивности учета и контроля таможенных платежей путем отработ­ки и внедрения новых таможенных технологий, решения задач ав­томатизации полного цикла управления процессами взимания та­моженных и иных платежей, обеспечения информационной под­держки принятия решения по снижению рисков и оценки качества принятых решений по управлению процессами взимания таможен­ных платежей. Ранее автоматизация деятельности по учету и контролю тамо­женных платежей проводилась путем создания комплексов про­граммных средств, реализующих (или частично реализующих) от­дельные функции задач, решаемых таможенными органами. К мо­менту начала работ по созданию ИРС «Доход» было разработано и внедрено около 40 таких комплексов.

Существующая технология учета и контроля таможенных пла­тежей не отвечает современным требованиям по оперативности и достоверности, предъявляемым к таможенным технологиям, не позволяет проводить дальнейшее повышение эффективности со­бираемости таможенных платежей. Модернизация существующе­го программного обеспечения, реализующего данную технологию, не целесообразна. Информационно-расчетная система контроля таможенных пла­тежей строится на основе изменения таможенных технологий уче­та и контроля таможенных платежей в сторону максимальной цен­трализации учета и контроля таможенных платежей. Совершен­ствование таможенных технологий учета и контроля таможенных платежей направлено на централизованный учет денежных средств, перечисляемых участниками внешнеэкономической дея­тельности на счета таможенных органов, а также централизован­ное списание денежных средств, поступивших на счета таможен­ных органов, в доход федерального бюджета. Предлагаемая техно­логия предполагает введение центрального хранилища операци­онной информации, включающей в себя лицевые счета участни­ков ВЭД, информацию о товаре, перемещаемом через таможенную границу, информацию о документе контроля, платежном докумен­те, плане счетов, а также об участнике ВЭД и таможенном инспек­торе, производящем таможенное оформление товара. В ходе разработки будет построена информационная система, подкрепленная средствами визуализации о всех происходящих про­цессах в таможенных органах, а также аналитическими выкладка­ми об имеющихся тенденциях и динамике собираемости таможен­ных платежей. Пользователями ИРС «Доход» на различных уров­нях будут не только руководители таможенных органов, но и руко­водители их структурных подразделений.

На уровне ФТС пользователь ИРС «Доход» сможет не только наглядно проследить реальную динамику собираемости плате­жей, но сопоставить ее с предыдущим периодом, аналогичным периодом предыдущего года, выяснить, за счет каких видов пла­тежей наблюдается рост или падение исполнения контрольного задания, проследить, за счет оформления каких товаров и в ка­ких объемах обеспечено поступление того или иного вида пла­тежей, проследить работу не только РТУ, таможни, но и тамо­женного поста и даже ОТО и ТК, выяснить, кто и как оформлял те или иные товары.

Кроме того, анализируя основные показатели деятельности та­моженных органов, система позволит наглядно выявить имеющи­еся у таможен резервы, указать на узкие места, информировать о занижении таможенной стоимости или об оформлении сомни­тельных товаров. Наполняясь информацией из дополнительных ис­точников (баз данных о доставке, баз регистрации участников ВЭД, информацией о кадровом составе таможенных органов и т.п.), ИРС «Доход» будет в состоянии выдавать любую информацию, вплоть до списка инспекторов, систематически оформляющих одни и те же товары прикрытия.

У системы ИРС «Доход» - большое будущее. Ее создание - это первый шаг на пути создания единой информационной системы таможенных органов, в которой ИРС «Доход» со временем займет достойное место.

Переход управления и организации таможенного дела от мно­гочисленных разрозненных программных средств (от программ­ных АРМов до программных систем) к разработке и внедрению комплексных средств автоматизации таможенной деятельности позволяет значительно повысить эффективность использования информационного пространства, людских, финансовых и техни­ческих ресурсов. Примером такого комплексного средства автома­тизации является АИСТ-РТХХI.

Используя мировой опыт, накопленный в области разработки электронных технологий и технических средств, российские специалисты 000 «ЭКСИ-СОФТ» создали комплексную автоматизи­рованную систему таможенной деятельности «Российская тамож­ня - XXI», заказчиком которой является ФТС России в лице Севе­ро-Западного таможенного управления и ГНИВЦ ФТС России. Опыт работы системы АИСТ-РТХХ1 в таможнях Санкт-Петербурга поддержан ФТС России. В настоящее время этот опыт уже распространен и в другие регионы России. В Москве и Московс­кой области, например, формируется новый тип таможенного орга­на - центры таможенного оформления, которые также работают на программном продукте АИСТ-РТХХI.

Гибкость системы АИСТ-РТХХI обеспечивает универсальный механизм рассылки правовой и справочной информации. Справоч­ная информация, которая вводится в систему на верхнем уровне управления, на каждом промежуточном уровне конкретизируется и дополняется. Наконец, информация опускается на уровень прак­тической работы, решая конкретные задачи организаций. Именно таким путем ставки таможенных платежей, определяемые ФТС России, становятся рабочим инструментом инспектора таможни, осуществляющего фактическое оформление груза. В процессе практической работы накапливаются значительные объемы оперативной информации. Доступность этой информации для управляющих уровней является одним из факторов успешного планирования дальнейшей работы. Оперативная информация, на­пример данные о регистрации участников ВЭД, поступает с под­чиненного таможенного поста на таможню, где подвергается все­стороннему контролю. Затем информация передается в региональ­ное таможенное управление, где служит предметом учета и анали­за деятельности поста и таможни. В то же время подчиненные уров­ни системы не имеют прямого доступа к оперативной и аналити­ческой информации, собранной и структурированной на руководя­щих уровнях. Весь информационный обмен в рамках одного гори­зонтального уровня системы производится только через управля­ющий уровень.

Сегодня АИСТ-РТХХI охватывает все стороны деятельности та­моженного поста, начиная с учета товаров на складах временного хранения до планирования досмотра товаров. При этом руководство таможенного поста может контролировать процесс та­моженного оформления и действия подчиненных сотрудников.

Для пресечения возможной утечки информации в организации и предотвращения случаев злоупотребления служебным положе­нием АИСТ-РТХХI предусматривает строгое распределение пол­номочий и прав пользователей. Система позволяет назначать и кон­тролировать права как отдельных пользователей, так и пользова­тельских групп на выполнение конкретных служебных операций. Она регистрирует все действия пользователей, и эта информация сохраняется системой. Электронные протоколы работы пользова­телей в системе дают возможность осуществлять контроль за все­ми действиями каждого исполнителя. Помимо общего распределения полномочий среди сотрудни­ков организации система позволяет вводить оперативные запреты на выполнение тех или иных действий. Например, руководитель таможни на основе полученной им информации устанавливает ог­раничения на оформление груза при некоторых условиях. Такими условиями могут быть принадлежность товара к определенной ка­тегории, перевозка или декларирование груза определенной ком­пании и другие. И как только установленное ограничение срабаты­вает, система автоматически приостанавливает оформление, а ис­полнитель получает инструкцию незамедлительно обратиться к руководству, которое принимает решение о дальнейшей судьбе груза. Такой механизм борьбы с правонарушениями среди работ­ников организации и ее клиентов оказывается в высшей степени эффективным.

Любая ведомственная информационная система должна быть хорошо защищена от нежелательных внешних воздействий или зло­намеренных попыток проникновения. АИСТ-РТХХI гарантирует несколько уровней защиты:

уровень операционной системы; уровень системы управления базами данных; защита рабочих мест пользователей; - обеспечение механизма безопасности при взаимодействии со сторонними организациями.

Подключение внешних информационных комплексов к любо­му уровню системы осуществляется через специально выделенные коммуникационные серверы. Достаточно выработать взаимно удобные протоколы обмена информацией, и система становится дружелюбной и открытой в любых внешних контактах. При этом обеспечивается быстрый и эффективный информационный обмен в полном соответствии с заранее определенными протоколами. В процессе прохождения таможенных платежей в реальном времени система поддерживает электронное взаимодействие дек­ларанта с банком, используя подсистему «банк-клиент» и элект­ронные чехлы и карты, обеспечивая оперативную и защищенную передачу платежной информации. Кроме того, она поддерживает электронное взаимодействие таможни с банком, обеспечивая пе­редачу платежных поручений клиентов таможни, поручений на пе­речисление средств в бюджет и банковских выписок.

Разработанная система обработки предварительного информи­рования о прибытии судов с грузами в Морской порт Санкт-Петербурга или грузов через Выборгскую таможню ускоряет таможен­ное оформление товаров, дает положительный результат как для перевозчиков (в связи с увеличением объема грузоперевозок), так и для других пользователей (Морского порта - от увеличения пор­товых сборов, Выборгского района - от отчислений в местный бюджет и т. д.). Путем повышения качества и полноты контроля перемещения товаров и транспортных средств с помощью систе­мы устраняются условия для негативных проявлений (хищений), а с помощью ограничения доступа к товаросопроводительным до­кументам устраняются прямые правонарушения.

Применение средств электронной идентификации автомобиль­ных перевозчиков приводит к усилению их правовой защищенно­сти, предупреждению возможных при доставке товаров наруше­ний таможенных правил, ускорению процесса выпуска порожнего автотранспорта за границу, сокращению времени розыскных ме­роприятий при недоставке товаров.

Таким образом, система предназначена для унификации про­цесса таможенного оформления грузов, ускорения прохождения грузов, повышения качества таможенного и таможенно-банковского контроля, ускорения поступления денежных средств в бюджет РФ, минимизации затрат таможенных органов на таможенное оформление.

Опытная эксплуатация ИСО на базе АИСТ-РТХХI в течение 1997-2001 годов подтвердила следующие ее преимущества:

  1. Система предусматривает оперативную и безбумажную тех­нологию обмена информацией по таможенной деятельности, вклю­чая обмен со сторонними организациями.

  2. Она существенно улучшает технологию таможенного офор­мления, контроля за перемещением грузов, а также технологию обработки информации в таможне.

  3. Обеспечиваемый его полный контроль за деятельностью ра­ботников таможенных органов предотвращает злоупотребления.

  4. Проверка электронного вида грузовой таможенной деклара­ции и сопутствующих документов происходит в автоматическом режиме, что существенно ускоряет процесс таможенного оформ­ления.

  5. Коренным образом изменяется подсистема ведения норма­тивно-справочной информации, что позволяет централизованно, на уровне ФТС России или Регионального таможенного управле­ния, изменять в режиме реального времени данные по ставкам та­моженных платежей, участникам ВЭД, «черным» спискам, прави­лам заполнения ГТД, по таможенной стоимости и различным ти­повым классификаторам.

  6. Информационно-справочная подсистема позволяет управлять процессом рассылки таможенных нормативных актов и контроли­ровать их исполнение, а также обеспечивает своевременное инфор­мирование сотрудников таможенных органов об изменениях в законодательстве.

  7. Система предусматривает неразрывную связь подсистемы таможенного оформления грузов с подсистемой взимания таможен­ных платежей, что обеспечивает оперативность поступления де­нежных средств в бюджет за счет ускорения процесса таможенно­го оформления грузов и полноту взимания таможенных платежей, а также отсутствие потерь в потоках информации по ГТД и платежным документам.

  1. Система предполагает электронное взаимодействие декларанта (клиента) с банком таможни с использованием системы «банк-кли­ент», обеспечивающей оперативную и защищенную передачу ин­формации о платежных поручениях, и банковских выписок.

  2. Благодаря выбранным программно-техническим решениям в отделе таможенного оформления обеспечивается проверка нали­чия денежных средств на лицевом счете участника внешнеэконо­мической деятельности и списание денежных средств в режиме реального времени, а также оперативная передача информации о грузовых таможенных декларациях в таможню.

  1. В таможне система позволяет интегрировать ведение плана счетов участников ВЭД с ведением бухгалтерского плана счетов отдела таможенных платежей, в полном объеме и своевременно производить перечисления в бюджет, контролировать состояние счетов таможни в банке и получать регламентированную отчетную информацию.

  2. Система реализует технологию Расчетного таможенного центра, предлагая новый уровень интеграции финансового взаи­модействия таможенных органов и участников ВЭД. Расчетный та­моженный центр позволяет централизовать функции отделов та­моженных платежей по контролю и регулированию финансовых обязательств участников ВЭД в рамках таможенного региона, а для клиентов таможни предоставляет оперативность и свободу в распоряжении собственными авансовыми денежными средствами.

  3. Применение современных технологий идентификации перевоз­чиков позволяет организовать контроль доставки товаров и обмен ин­формации о перемещаемых грузах в масштабе региона или страны.

  4. Анализ деятельности таможенных органов обеспечивается применением программ получения статистических данных. При­чем такого рода анализ ведется и на уровне региона, и на уровне таможни, и даже на уровне таможенного поста.

  5. Система имеет открытый интерфейс со сторонними орга­низациями в части обмена информацией по складам временного хранения, таможенным складам, декларированию грузов, банков­ским документам, документам на транспортные средства. Она может обмениваться информацией с уже существующим таможен­ным программным обеспечением.

  1. Система полностью контролируема (локально и централи­зованно) со стороны администратора и других ответственных лиц.

  2. Основополагающие принципы построения системы обес­печивают целостность данных, отсутствие потерь информации, на­дежность, защищенность, безопасность и систему аудита благода­ря применению новейших информационных технологий и про­граммно-технических средств.

  3. Система организована таким образом, что информация, хра­нящаяся на таможенном посту (например, состояние грузов на скла­дах временного хранения или количество ГТД, находящихся в офор­млении), доступна ответственным работникам Регионального та­моженного управления или ФТС России.

  4. Экономический эффект от внедрения системы улучшает планирование деятельности таможенного органа.

Таким образом, система АИСТ-РТХХI является не только сис­темой автоматизации таможенной деятельности, но и универсаль­ной системой, которая может быть использована и в государствен­ных органах, и в корпорациях. Эффективное управление, строгий учет и контроль, гарантированная защищенность и абсолютная надежность, экономия людских, финансовых и технических ресур­сов, гибкость и способность к расширению при очевидном удоб­стве и простоте в эксплуатации стали основными принципами по­строения данной системы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств»

    Рабочая программа
    ... 2009 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подисциплине «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств» ... потаможенному оформлению, таможенные брокеры, их роль как посредников между участниками внешнеэкономической деятельности и таможеннымиорганами ...
  2. Лекции по дисциплине «аудит»

    Документ
    ... ЛЕКЦИИПОДИСЦИПЛИНЕ ... деятельности и положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом. Регламент совета по аудиторской деятельности ... по данным оборотной ведомости по счетам автоматизированная ...
  3. Лекции по дисциплине «аудит»

    Лекции
    ... ЛЕКЦИИПОДИСЦИПЛИНЕ ... деятельности и положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом. Регламент совета по аудиторской деятельности ... по данным оборотной ведомости по счетам автоматизированная ...
  4. Наименование дисциплины (2)

    Автореферат диссертации
    ... данной дисциплины необходимо в целях более глубокой профессиональной подготовки сотрудников таможенныхоргановпо организации и проведению таможенного ...
  5. Наименование дисциплины (3)

    Автореферат диссертации
    ... данной дисциплины необходимо в целях более глубокой профессиональной подготовки сотрудников таможенныхоргановпо организации и проведению таможенного ...

Другие похожие документы..