Главная > Документ


Комитет образования администрации

МО Тосненский район Ленинградской области

МОУ ДОВ «Районный методический кабинет»

ЕГЭ БЕЗ ДВОЕК

Инновационные формы организации качественной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации

Опыт работы учителей

русского языка и литературы

Тосненского района


г. Тосно

2011

Комитет образования администрации

МО Тосненский район Ленинградской области

МОУ ДОВ «Районный методический кабинет»

ЕГЭ БЕЗ ДВОЕК

Инновационные формы организации качественной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации

Опыт работы учителей

русского языка и литературы

Тосненского района

Под общей редакцией В. М. Макарского, председателя комитета образования администрации МО Тосненский район Ленинградской области, кандидата экономических наук.

Ответственный составитель:

В. А. Пилиева, методист МОУ ДОВ «Районный методический кабинет», Отличник народного образования, победитель ПНПО «Лучшие учителя РФ».

Рецензенты:

Попкова В. Ю., ст.методист УМЦ факультета гуманитарного образова-ния ЛОИРО.

Самгурова Л. А., директор МОУ «Гимназия №2 г. Тосно», Заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Отличник Просвещения.

Инновационные формы организации качественной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку.

В сборнике представлены материалы по методике работы учителей в процессе подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации.

Дорогие педагоги – тосненцы!

Поздравление Хабарова И.Ф.

Поздравление от Администрации

Содержание

1.

Макарский В.М. Вступительное слово……………………………………………..

7

2.

Миронова Е.В. Подготовка к ЕГЭ – дело всего педагогического коллектива…………………………………………………………………………….

8

3.

Баранова Л.В. Роль школьной методической службы в организации качественной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации…………………………………………………………………………….

11

4.

Самгурова Л.А. Компетентностный учитель – компетентный ученик…………..

17

5.

Слободяник А.А. Психолого-педагогическое сопровождение процедуры ЕГЭ для участников образовательного процесса………………………………………..

23

6.

Районный семинар учителей русского языка и литературы: «Подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой государственной аттестации».

(МОУ «Гимназия №1 г. Никольское»)…………….……………………………….

37

7.

Юхимчук Н.А. Использование средств художественной изобразительности в тексте. Урок русского языка в 9 классе…………….................................................

41

8.

Кузнецова О.Е. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения части С2.2. Урок русского языка в 9 классе…………………………………….........................

49

9.

Гамазова Т.В. Подготовка к ЕГЭ. Работа над заданиями А20, А26, В5. Обособленные определения. Урок русского языка в 10 классе………...................

59

10.

Зебзеева Л.Л. Авторская позиция в художественном тексте (сочинение на ЕГЭ). Урок русского языка в 11 классе…………………………………………………….

69

11.

Иванова С.Л. Урок в 9 классе «Обучение сжатию текста»………………………..

79

12.

Бойцова Г.И. Материалы по подготовке к ЕГЭ……………………………………

87

13.

Филатова Н.П. Работа блоками при выполнении экзаменационных заданий в части А ЕГЭ……………………………………………………………………..

115

14.

Врачова Л.А. Практические работы с заданиями А1 А2 А3 ГИА………………

129

15.

Подсевак О.П. Тестовая культура………………………………………….............

145

16.

Полевцова Л.Ю. Урок русского языка по технологии критического мышления………………………………………………………………………………………………………

149

17.

Уханова Н.И. Подготовительная работа к выполнению задания В1. Словообразование…………………………………………………………………….

163

18.

Никифорова И.К. Этапы подготовки текста сочинения-рассуждения в соответствии с заданием части С ЕГЭ……………………………………………...

167

19.

Зебзеева Л.Л. Из опыта работы методом проекта ………………………………...

183

20.

Кузнецова О.Е. Из опыта работы над выпуском газеты учениками профильного класса Гимназии №1 г. Никольское…………………………………………………

185

21.

Левина Т.Л. Из опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся Гимназии №1 г. Никольское………………..............................................

187

22.

Фёдорова М.Н. Формы организации работы по максимальному уменьшению группы риска и повышению тестового балла (карты индивидуального сопровождения при подготовке к ЕГЭ)……………….........

189

23.

Шишловская Т.В. Роль логопеда при подготовке к ЕГЭ. (из опыта работы)…………………………………………………………………………………

203

24.

Слободяник А.А. Урок литературы на тему: «Нужны ли человечеству пророки?» с использованием современной образовательной технологии «Педагогическая мастерская»………………………………………………………..

225

25.

Сергеева О.В. Урок-диалог на тему: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»…………………………………………………………………………….

243

26.

Иванова С.Л. Формирование базовых компетенций современного человека в процессе реализации элективного курса «Секреты гармонического общения»………………………………………………………………………………

259

Макарский Валерий Моисеевич,

председатель комитета образования

администрации МО Тосненский район

Ленинградской области,

кандидат экономических наук

Сдать ЕГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и, конечно, родителям, что всё зависящее от школы для успешной сдачи ЕГЭ на уровне каждого учащегося чётко продумано и выполнено.

Результаты ЕГЭ давно уже стали не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательных учреждениях района. Поэтому цель учителя – дать качественные знания по предмету, а ученикам надо понять, что действительно нужно учиться в течение всех 11 лет для получения знаний, для успешной сдачи ЕГЭ.

Хочу сделать акцент не на количественных итогах ЕГЭ, а на качественных сдвигах.

Выпускники нашего района в 2011 году сдали ЕГЭ по русскому языку без двоек. Это показатель того, что для участников и организаторов единый экзамен – это понятные действия, определённые и регулируемые законом и правилами.

Из года в год в районе уменьшается число выпускников, которые не показывают на ЕГЭ даже минимального уровня знаний. В прошлом учебном году пять выпускников не получили аттестаты, в этом году таковых нет.

Ещё один показатель: ежегодно средний балл ЕГЭ по русскому языку выше областного. В этом году у нас два стобальника по данному предмету. Такие показатели говорят о том, что образовательная практика в школах строится на основе личностно - деятельностного подхода, позволяющего создать необходимые условия для обучения школьников.

В заключение хочу напомнить социально - психологический принцип дидактики, введённый К.Д.Ушинским, и рассматриваемый как один из важнейших: «Пусть школа точно так же, как и медики, не забывает, что она не может дать человеку жизненных сил, а может только устранить препятствия для правильного развития этих сил и предложить здоровую и полезную пищу вместо вредной»

Миронова Елена Васильевна,

главный специалист отдела общего

образования комитета образования

администрации МО Тосненский район

Ленинградской области

В каждой семье, где есть школьник-выпускник, с началом нового учебного года начинаются переживания. «Экзамены грядут, и протестует душа…» – эти слова, написанные в начале двадцатого века московским гимназистом, приятелем будущего поэта Андрея Белого, актуальны для выпускников и их родителей и сегодня.

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для наших одиннадцатиклассников.

Сегодня результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ), являющегося одновременно выпускным экзаменом за курс средней школы и вступительным в высшее учебное заведение, имеют особую ценность, ведь именно от них зависит профессиональное становление и дальнейшая судьба выпускника.

Ошибочно считать, что к подготовке успешного выпускника имеет отношение только тот учитель, который работает с ним на последнем этапе обучения.

Средний тестовый балл ЕГЭ, полученный каждым выпускником по тому, или иному предмету в ходе государственной итоговой аттестации, является комплексным показателем, синтезирующим в себе все этапы становления личности, качество условий и результатов учебно-воспитательного процесса в школе, уровень ее ресурсного обеспечения.

Цель единого государственного экзамена – максимально объективно выявить те знания и умения, которыми должен располагать ученик, полностью освоивший школьную программу, оценить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а осваивает школьную программу ученик на протяжении 11 лет.

Поэтому подготовка к государственной (итоговой) аттестации в формате ЕГЭ - это дело всего педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, а не отдельных педагогов-предметников.

Поскольку поступление в вуз зависит от баллов в сертификате, то каждая школа осознает свою ответственность за то, каким будет дальнейший образовательный маршрут выпускников. А это в свою очередь заставляет серьёзно задуматься о системе работы школы по подготовке к ЕГЭ.

В каждом общеобразовательном учреждении района разработан свой план подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников.

Подготовительная работа к ЕГЭ в школах ведется по трём направлениям: работа с обучающимися, с учителями и родителями.

В свою очередь, работа с обучающимися предполагает информационную, предметную и психологическую подготовку.

Информационная работа с обучающимися включает в себя ознакомление с нормативными документами, с порядком проведения ЕГЭ, инструкциями, правилами заполнения бланков ЕГЭ. Используются такие формы работы как классные часы, индивидуальные беседы и консультации. Во всех школах оформлены соответствующие информационные стенды, имеются справочные материалы в библиотеках и кабинетах, ведётся работа по организации работы школьных сайтов.

Предметная работа с обучающимися направлена на повышение качества их знаний и представляет собой систему следующих мер:

- проведение учителями диагностических контрольных работ в формате ЕГЭ и учёт их результатов в работе по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся,

- проведение учителями-предметниками индивидуальных консультаций и групповых дополнительных занятий;

- организация и проведение администрацией внутришкольного мониторинга обученности выпускников, посещение уроков с целью контроля за качеством преподавания и объективностью оценок;

- организация по запросу родителей дополнительных образовательных услуг (курсов) по подготовке к ЕГЭ;

Нельзя не сказать и о внеклассной работе, которая активно ведётся в наших школах, способствуя повышению образовательного уровня обучающихся. Это - научно-исследовательская деятельность, ежегодные школьные, районные научно-практические конференции, предметные олимпиады, участие во Всероссийских и международных играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «КИТ» и «Английский бульдог».

Очень важно также подготовить выпускников к экзамену психологически. Большую роль здесь играет спокойная, доброжелательная атмосфера в коллективе, индивидуальные консультации педагога-психолога, классные часы, тренинги, ролевые игры и беседы. В школах разработаны и активно используются различные памятки для выпускников с целью оказания психологической поддержки во время подготовки к экзаменам.

Общеобразовательные учреждения, в штатном расписании которых нет ставки педагога-психолога, имеют возможность воспользоваться услугами психологов районного Центра диагностики и консультирования.

Новая форма государственной (итоговой) аттестации – ЕГЭ требует, бесспорно, нового качества работы учителей и администрации общеобразовательных учреждений, расширяются функции методических служб: методического совета и методических объединений.

Успешность учащихся во многом зависит от профессиональной подготовки педагога. Поэтому работа школы по подготовке учащихся к ЕГЭ предполагает и продуманную систему курсовой подготовки педагогов, повышение их квалификации.

Работа с родителями в образовательных учреждениях носит, в основном, информационный характер: на общешкольных и классных собраниях родители знакомятся с документами, порядком проведения ЕГЭ. Также в отдельных школах проводится индивидуальное консультирование родителей классными руководителями, учителями-предметниками и психологом по вопросам успеваемости ребёнка и подготовки его к экзаменам.

Для всех, кого волнуют вопросы проведения ЕГЭ, в районе работает «горячая линия» комитета образования. Кроме того информация размещается и периодически обновляется на сайте комитета образования и сайтах общеобразовательных учреждений.

Мы все понимаем, что только совместные, скоординированные усилия, длительная, последовательная, систематическая работа высококвалифицированного педагогического коллектива, обучающихся и родителей могут привести к хорошим результатам на ЕГЭ.

Баранова Людмила Васильевна,

Заведующая МОУ ДОВ «Районный методический кабинет»

Роль школьной методической службы

в организации качественной подготовки обучающихся к государственной

итоговой аттестации

  1. Методическая работа - это целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя.

М.Поташник

  1. Миссия методической службы - научно-методическое обеспечение процессов развития в системе муниципального образования.

  1. Любой экзамен - это не только измерение знаний, полученных учащимися за период обучения в количественном выражении (балл, отметка), но и оценка профессиональной деятельности и компетентности педагога.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием инновационных процессов и экспериментов.

Качество реализации данных нововведений естественным образом отражается на результатах государственной итоговой аттестации обучающихся.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) – комплексный подход к оценке образовательных достижений школьников, освоивших образовательные программы основного, общего образования. Она направлена на определение уровня выполнения государственных образовательных стандартов общего образования, обеспечение требований к результатам реализации образовательных программ.

Однако достичь высоких результатов какой- либо деятельности невозможно без организации планомерной и системной работы. Методическая служба в образовательных учреждениях дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя.

Деятельность школьной методической службы в подготовке к ГИА может быть условно разделена на 5 этапов:

  • Формирование нормативно-правовой базы о подготовке и порядке проведения ГИА.

  • Изучение и практическая проработка нормативных документов, рекомендаций по организации, подготовке и проведению ГИА.

Перечень основных вопросов, которые необходимо рассмотреть на заседаниях методических объединений:

- результаты экзаменов конкретно по ОУ, в разрезе района, области;

- федеральные методические письма «Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в преподавании учебных дисциплин», «Об использовании результатов единого государственного экзамена при реализации учебных образовательных программ» (по мере опубликования).

- Организация и проведение обучения школьных координаторов по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации, организаторов в аудитории, консультирование общественных наблюдателей.

  • Диагностика и анализ уровня усвоения знаний (анализ промежуточных диагностических контрольных и проверочных работ).

  • Информирование всех участников образовательного процесса, общественности по вопросам ГИА.

В рамках данного вопроса необходимо:

- Проведение разъяснительной работы с родителями, подготовка школьных родительских собраний по вопросам ГИА, взаимодействие со СМИ;

- Ознакомление с перечнем информационных ресурсов (образовательные Порталы, сайты);

- Ознакомление с демоверсиями контрольных измерительных материалов;

- Формирование папок с документами, регламентирующими проведение ЕГЭ для каждого ученика, сдающего ЕГЭ.

  • Разработка форм методической работы по данному направлению.

Формы методической работы:

Индивидуальная:

- Разработка индивидуальных методик подготовки к ГИА;

- Планирование подготовки к ГИА путем составления рабочей программы педагога (через аудиторную и неаудиторную занятость);

- Ведение индивидуальной странички на школьном сайте с разбором наиболее трудных и проблемных вопросов и заданий.

Групповая:

- создание творческих групп педагогами-предметниками по вопросам эффективной подготовки к ГИА;

- формирование банков тестовых заданий по отдельным разделам и темам, их экспертная оценка.

Коллективная:

- разработка методики анализа урока с целью контроля подготовки к ГИА;

- создание страницы на муниципальном сайте по подготовке к ЕГЭ;

- разработка методик проведения родительских собраний, управляющих советов, взаимодействия со СМИ.

Итогом работы предметных методических объединений станет сформированный и наполненный содержанием план работы образовательного учреждения по подготовке к Государственной итоговой аттестации.

Проект плана по подготовке к ГИА

План

Организационно-

методическая работа

Работа с нормативно-

правовыми документами



Работа с педагогами

Работа с учащимися

Работа с родителями

Внутришкольный контроль

Таким образом, методическая работа по подготовке к государственной (итоговой) аттестации имеет системный, планомерный, целенаправленный характер. Главным результатом данной деятельности является подготовленный педагог и выпускник, успешно сдавший ГИА.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации)

    Методические рекомендации
    ... организации ... без ... ПОДГОТОВКИ. cd-rom ЕГЭ. МАТЕМАТИКА (ГЕНЕРАТОР ЗАДАНИЙ). ГИА. Алгебра. 9 класс. Государственнаяитоговаяаттестация (в новой форме ... «двоек»; ... Инновационныеформы проведения итогового ... обучающихся. Гарантия прав граждан на качественное ...
  2. Публичный отчет (39)

    Публичный отчет
    ... Государственная (итоговая) аттестация для выпускников 9-х классов проходила в двух формах: - новая форма, организуемая РЭК - традиционная форма В целях подготовкиобучающихся к государственной (итоговой) аттестации ...
  3. Дополнительного профессионального образования результаты (2)

    Документ
    ... подготовки. Качественный анализ уровня их подготовки ... бездвоек ... Формыорганизации обучения ... подготовкеобучающихся к государственной (итоговой) аттестации. Руководителям муниципальных и школьных методических объединений и учителям: Изучить результаты ЕГЭ ...
  4. Дополнительного профессионального образования результаты (1)

    Документ
    ... , доступность качественного образования – ... (бездвоек) ... и т.д. Формыорганизации обучения, ... подготовкеобучающихся к государственной (итоговой) аттестации. Руководителям муниципальных и школьных методических объединений и учителям: Изучить результаты ЕГЭ ...
  5. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (1)

    Документ
    ... (бездвоек) ... государственной (итоговой) аттестации в новой форме и ЕГЭ; использовать возможности сети Интернет при организации познавательной деятельности обучающихся, подготовке к итоговойаттестации ... осуществлять качественнуюподготовкуобучающихся, но ...

Другие похожие документы..