Главная > Программа

1

Смотреть полностью

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт фундаментального социально-гуманитарного образования

Факультет социологии

Кафедра теоретической и прикладной социологии

Программа

итогового государственного междисциплинарного экзамена

«Социально-экономическое образование»

по направлению

«050400 - Социально-экономическое образование»,

профиль «Социология»

(ГОС ВПО 2005)

Екатеринбург

2010

Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена (ГОС ВПО 2005) «Социально-экономическое образование» для студентов, обучающихся по направлению 050400 «Социально-экономическое образование», степень – бакалавр социально-экономического образования, профиль «Социология» /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. 39с.

Составители: к. филос.н., доц. С.Н. Айрапетова, к. филос.н., доц. М.А. Арапова, С.В. Архипова, к. соц.н., доц. М.Г. Бурлуцкая, О.С. Гладких, д. филос.н., проф. Е.В. Грунт, к. соц. н. О.В. Деникаева, к. пед.н., доц. М.В. Епифанцева, к.соц.н. Е.В. Лобова, к.соц.н. Т.А. Лугинина, к. филос.н., доц. Ю.В. Миков, к. соц.н., доц. Л.Е. Петрова, к.соц.н. Д.С. Попов, И.А. Порядин, к. соц. н. Е.В. Прямикова, д. филос.н., проф. Л.Я. Рубина, к.филос.н., доц. И.В. Шапко.

Рецензент: д. филос.н., проф. Е.С. Баразгова.

Программа для подготовки к итоговому государственному междисциплинарному экзамену по общепрофессиональным и специальным дисциплинам составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования - направление «050400 социально-экономическое образование», степень – бакалавр социально-экономического образования, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования РФ.

Одобрена на заседании кафедры теоретической и прикладной социологии. Протокол от № 5 от 25 ноября 2009 г.

Зав. каф. Л.Е. Петрова

Утверждена и рекомендована к печати на заседании Ученого совета Института фундаментального социально-гуманитарного образования УрГПУ. Протокол № 5 от 4 декабря 2009 г.

Председатель Ученого совета Л.Я. Рубина

Уральский государственный

педагогический университет. 2010.

Содержание

Цель и задачи итоговой государственной аттестации

Настоящая программа итогового государственного междисциплинарного экзамена «Социально-экономическое образование» по общепрофессиональным и специальным дисциплинам адресована студентам, обучающимся по направлению 050400 «Социально-экономическое образование», профиль «Социология». Государственный экзамен представляет собой первый этап итоговой государственной аттестации.

Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом 2005 г., и представляет собой интегрированный вариант отчетности по основным разделам курсов, освоенных студентами в процессе обучения. Итоговый государственный междисциплинарный экзамен как составная часть итоговой государственной аттестации позволяет выявить уровень подготовки выпускника к решению профессиональных задач. Всего приведено 75 тем с соответствующим числом тезаурусов, объединенных в 6 разделов, которые достаточно подробно раскрывают существо каждого вопроса.

Целью итогового государственного междисциплинарного экзамена является выявление степени профессиональной готовности выпускника к использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования уровне. Настоящая программа составлена на базе программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, позволяющих сформировать профессиональный облик выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой.

Междисциплинарный характер экзамена означает не только включение в программу содержания основных учебных дисциплин, входящих в общепрофессиональный и специальный циклы. Междисциплинарность, в первую очередь, заключается в конструировании ответа студента. Сочетание, интеграция основных понятий, теорий, методик изучения и преподавания в ответе на конкретный вопрос свидетельствует о высоком уровне профессиональных знаний, умений и навыков выпускника, компетентности будущего специалиста.

Задачи настоящей программы:

  1. Дать основные ориентиры выпускнику при подготовке к государственному экзамену.

  2. Обеспечить интегрированный подход к формированию теоретического и методического уровня специального образования.

  3. Способствовать развитию мотивов и навыков будущего самосовершенствования и самообразования в профессиональной и дальнейшей образовательной деятельности.

В число важнейших принципов, которые положены в основу подготовки специалиста, включены следующие:

  1. Принцип достаточности образования, который реализуется через взаимодополняемость социально-гуманитарной, психолого-педагогической, общепрофессиональной и специальной подготовки.

  2. Принцип отражения в общепрофессиональном и специальном циклах дисциплин достижений современного знания.

  3. Принцип проекции целей и задач профессионального образования в содержании вузовского образования.

Что должен знать и уметь бакалавр социально-экономического образования

В соответствии с требованиями, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к профессиональной подготовленности выпускника, бакалавр социально-экономического образования подготовлен к решению профессионально-образовательных задач, соответствующих его степени (квалификации), что предполагает:

  • участие в исследованиях по проблемам социально-экономического образования;

  • владение основными методами научных исследований в области одного из проблемных полей направления «Социально-экономическое образование» («Социология»);

  • умение приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

  • способность решать наиболее типичные воспитательные задачи, возникающие в образовательном процессе;

  • владение основами конструирования и осуществления процесса обучения социологии;

  • готовность вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера на базе содержания профильной дисциплины направления («Социология»);

  • реализацию образовательных задач культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области.

Рекомендации по самостоятельной подготовке к итоговому государственному междисциплинарному экзамену

Самостоятельная подготовка к государственному междисциплинарному экзамену по общепрофессиональным и специальным дисциплинам включает в себя как повторение на более высоком уровне полученных в процессе профессиональной подготовки блоков и разделов государственной образовательной программы, вынесенных на экзамен, так и углубление, закрепление и самопроверку приобретенных и имеющихся знаний.

Особое внимание следует уделять интеграции знаний из разных дисциплин, то есть собственно междисциплинарности конструируемого ответа. На уровне требований на это указывает тезаурус к определенной теме. Например: описывая социальную девиацию, обязательно указать в ответе на место и роль средней общеобразовательной школы в регулировании девиантного поведения (вопрос № 6); характеризуя социологию культуры, описать социологические методы изучения последней (вопрос № 27) и т.д. Приветствуется самостоятельное включение материала из другой дисциплины в ответе на конкретный вопрос на госэкзамене.

Междисциплинарность при ответе на вопрос, поставленный в экзаменационном билете, означает, что выпускник должен продемонстрировать свои знания в совокупности учебных дисциплин, что позволит вынести заключение об уровне его подготовленности к самостоятельной практической деятельности.

Целесообразно начать подготовку со структурирования каждой из проблем, что впоследствии станет основой ответа на поставленный в экзаменационном билете вопрос.

В структуре проблемы необходимо выделить и уяснить:

  • сущность феномена, лежащего в основе проблем;

  • место и роль феномена в жизнедеятельности общества, его взаимосвязь и взаимозависимость с другими феноменами;

  • место исследований феномена в истории социологии;

  • основные характеристики феномена (детерминанты, статистические и другие данные), характеризующие его масштабность и значимость;

  • категориальный аппарат, используемый при изучении феномена;

  • наиболее значимые подходы к определению и изучению данного феномена, наиболее значительные исследования и достижения в данной области;

  • теоретические и эмпирические аспекты изучения данного феномена.

Каждый раздел для подготовки к госэкзамену сопровождается указанием на литературу – номер источника соответствует номеру в списке основной и дополнительной литературы.

Изучение проблемы целесообразно начать с базовой литературы по учебной дисциплине, к которой отнесена данная проблема. Как правило, базовые учебники (учебные пособия), имеющие гриф Министерства образования и науки РФ или рекомендацию Учебно-методического объединения, могут дать общее представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточно для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос.

Поэтому следует, не ограничиваясь базовой учебной литературой, изучить специальные издания, которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого явления, глубже рассмотреть теоретические и эмпирические методы его исследования, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный и зарубежный опыт.

Программа государственного экзамена

Раздел I. Общая социология

Литература: 10, 22, 40, 53, 87, 119, 130, 138, 154, 161.

Специфика социологического знания

Естественнонаучное, гуманитарное и социальное знание. Специфика социального познания. Особенности социологического знания. Здравый смысл, социология и социологическое воображение. Принципы научного исследования в социологии. Социология в системе общественных наук. Социология и социальная философия. Социология и история. Социология и политология. Социология и социальная психология. Социология и экономические науки. Функции социологии: познавательная, диагностическая, прогностическая, управленческая. Проблема интеграции социального знания.

Объект и предмет социологии. Дискуссия о предмете социологии

Понятие объекта и предмета науки. Представление об объекте и предмете в классической социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм). Проблема объекта и предмета в микросоциологических теориях (феноменология, этнометодология, символический интеракционизм). Определение объекта и предмета в неклассической социологии на рубеже XX-XXI вв. (Э. Гидденс, Н. Смелзер, П. Штомпка и др.). Основные подходы к определению объекта и предмета в истории отечественной социологии (П.А. Сорокин, Н.И. Кареев, Е.В. де Роберти, русский марксизм). Дискуссия об объекте и предмете социологии в современной отечественной социологии (Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядов, Г.Е. Зборовский).

Общество как социокультурная система

Понятие общества в истории социологии. Существенные черты общества. Устойчивость и упорядоченность социальных отношений, общезначимые цели, дифференциация и взаимодействие частей, длительность существования, самодостаточность. Основы целостности общества.

Понятие социальной системы. Основные черты системы: структура, сложность, упорядоченность, равновесие, адаптация, саморегуляция. Социальная и социетальная система. Система и подсистемы. Система и окружающая среда.

Проблема сохранения и самовоспроизводства сложных социальных систем. Общество как высший тип органической социальной системы.

Специфика современной России как социальной системы. Основные противоречия современного российского общества. Социетальный кризис в современном российском обществе и пути выхода из него.

Социальные институты

Понятие социального института. Анализ социальных институтов в социологии. Признаки социального института. Функции социальных институтов. Дисфункции. Явные и латентные функции.

Возникновение и изменение институтов Роли и нормы институционального поведения. Дифференциация и интеграция социальных институтов.

Социальное действие. Социальное взаимодействие

Понятие социального действия. Признаки социального действия. Типы социального действия (М. Вебер). Социальное действие как система. Окружающая среда системы социального действия. (Т. Парсонс).

Модели социального действия. Объект действия. Ориентация социальных действий. Парадигма четырех функций (схема AGIL).

Социальное взаимодействие как процесс, его основные признаки. Социальное взаимодействие как фактор формирования социальных групп. Типология социального взаимодействия. Макро - и микро - уровень социального взаимодействия. Теории социального взаимодействия П.А. Сорокина и Т. Парсонса. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена Дж. Хоманса, символический интеракционизм Дж. Мида, этнометодология Г. Гарфинкеля, теория управления впечатлениями И. Гофмана. Социальные регуляторы взаимодействия.

Социальная девиация. Социальный контроль

Понятие девиации. Социальные ожидания и девиантное поведение. Делинквентное поведение. Норма и патология: социологический аспект. Типологии отклоняющегося поведения. Девиация как процесс.

Теории происхождения девиантного поведения: биологические теории, психоаналитические теории, социокультурные теории.

Кризис общества и проблемы девиантного поведения. Методы и средства регулирования девиантного поведения. Место и роль средней общеобразовательной школы в регулировании девиантного поведения.

Понятие «социальная норма». Нормативная система общества. Изменение социальных норм.

Социальный контроль как способ саморегуляции социальной системы. Функции социального контроля. Формальный и неформальный методы социального контроля, самоконтроль. Способы реализации социального контроля. Социальные санкции и их классификация. Особенности социального контроля в различных социальных группах (детский коллектив, ученический коллектив и др.). Динамическая модель социального контроля. Проблемы демократизации и гуманизации социального контроля.

Социальные общности и социальные группы

Основные предпосылки формирования социальной общности. Общности, встроенные в социальную систему и ";становящиеся"; общности. Теории возникновения и развития неустойчивых и устойчивых общностей. Многообразие социальных общностей.

Понятие и значение социальной группы. Проблема социальных групп в истории социологии и современных теориях. Общие признаки групп. Классификация социальных групп, ее основания и критерии.

Малая группа. Виды малых групп. Формы и структура малой группы, взаимодействия в малой группе.

Социальные изменения

Понятие социальных изменений. Сущность, факторы, формы социальных изменений. Виды социальных изменений. Источники социальных изменений. Социологические теории социальных изменений. (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Арон, П.А. Сорокин, Э. Гидденс, П. Штомпка).

Понятие модернизации. Сущность процесса модернизации и его проявления. Индустриализация и модернизация. Концепции модернизации.

Социальные изменения в России. Проблемы модернизации современного российского общества.

Личность как социальная система, субъект и предмет социальных отношений

Личность как предмет социологического анализа. Системный подход к анализу структуры личности

Социальные статусы Виды статусов и ";статусный набор";. Демонстрация статусов и символика. Статус и проблема идентификации личности. Связь социального статуса с правами и обязанностями

Понятие социальной роли как динамического аспекта статуса. Теория ролей в социологической теории (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Дж.Г. Мид, Р. Линтон, Т. Парсонс, И. Кон, В. Ядов). Виды социальных ролей. Ролевые предписания, ожидания, исполнения. Плюрализм и динамизм социальных ролей. Ролевой конфликт.

Социализация личности

Социализация индивида. Первичная и вторичная социализация. Факторы, условия и механизмы социализации индивида. Агенты социализации. Институциональная и внеинституциональная социализация человека. Этапы социализации как практическая и научная проблема. Социализация и индивидуальность.

Раздел II. История социологии

Литература: 3, 8, 17, 23, 32, 42, 44, 46, 47, 50,51, 57, 67, 92-95, 114, 120, 123, 132, 140, 143, 151, 162, 163, 164, 167, 177, 178, 182, 188, 189, .

Основатели социологии О.Конт и Г.Спенсер

Цели и задачи научного познания по О.Конту. Основополагающие принципы нового («позитивного») метода. Классификация наук и место в ней социологии.

Социология как «социальная физика». Терминологическое самоутверждение науки о человеческом обществе. Социология как наука о «порядке и прогрессе» (социальная статика и социальная динамика). Закон трех стадий (общая характеристика основных этапов интеллектуальной эволюции человеческого рода). Единство научного и «религиозного» (сакрального) мотивов в творчестве позднего Конта. Конт как ученый и Конт как пророк «новой религии». Учение Конта о социократии.

Социологическая концепция Герберта Спенсера. Социология и ее место в системе наук. Позитивизм Конта и позитивизм Спенсера (сходства и отличия). Два общетеоретических фундаментальных основания спенсеровской социологии – эволюционизм и органицизм.

Эволюция как всеобщий динамический принцип развития универсумов природной и социальной реальности. Определение эволюции. Основные параметры и компоненты эволюционных процессов.

Социологический органицизм. Сходства и различия между биологическими и социальными организмами. Военный и промышленный типы общественной организации (сравнительная характеристика принципов устройства и функционирования). Основные типы социальных институтов и их функциональное предназначение.

Развитие социологической теории в работах К. Маркса, Г. Зиммеля, Ф. Тенниса

Социологическая концепция Карла Маркса. Единство научного и идеологического в теории Маркса. Теория материалистического понимания истории. Человеческие потребности и их роль в развитии общества. Постулирование примата «общественного бытия» над «общественным сознанием». Производительные силы и производственные отношения: диалектика взаимодействия. Характеристика категорий «способ производства» и «общественно-экономическая формация». «Базис» и «надстройка» как основные конститутивные компоненты социальной реальности. Процесс исторической смены общественно-экономических формаций. Социальный конфликт. Теория классов и классовой борьбы. Классовая борьба как движущая сила исторического развития человеческих обществ. Теория социальной и политической революции. Учение Маркса о государстве. Марксистское учение об идеологии. Марксова теория капитализма. Представления Маркса о будущности европейского капитализма, перспективах его дальнейшего развития.

Социологическая концепция Фердинанда Тенниса. Система социологического знания и ее внутренняя структура: основные задачи и предназначение важнейших подразделов социологической науки. Социальность как порождение объективированной в своих воплощениях человеческой воли. Два типа воли. Два возможных типа солидарного сосуществования индивидов в рамках общественных систем – Gemeinschan («общность», «сообщество», «община») и Gesellschaft («общество»). Противоположность эмоционально-органического характера, присущего gemeinschaft-ному типу социальной связи, и рационально-механического (рассудочного, контрактно-договорного) характера, присущего gesellschaft-ной разновидности связи.

Социология Георга Зиммеля. Основные категории зиммелевской социологии («содержание» общественной жизни и «формы обобществления»). Социология как наука, изучающая феномены социального взаимодействия. Размежевание предметно-методологических позиций социологии и других общественных наук. Структура социологического знания по Зиммелю. Построение формальной (аналитической) социологической концепции. Варианты типологизации зиммелевских «социальных форм». Социологическое исследование феномена моды. Зиммелевский вариант «понимающей социологии» (понимание как метод социально-исторического познания). Социология культуры. Универсализм обменных отношений. Деньги, интеллект и проституция как символы доминирующих в современном обществе тенденций прогрессирующей формализации (рационализации).

Социологизм Э.Дюркгейма и понимающая социология М. Вебера

Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма. Социология как наука о социальных фактах. Определение социального факта. Разновидности социальных фактов. Концепция социологизма. Теория общественного разделения труда. Типы социальной солидарности. Системы религиозных верований и ритуалов и их социальные функции. Священное и светское. Теория морали. Социальные функции морали. Самоубийство как социальный феномен. Основные типы и причины совершения суицидальных актов. Социологическая интерпретация понятия «аномия». Дефицит солидарности как основной социальный недуг современного общества.

Социологическая концепция Макса Вебера. Веберианская методология идеальных типов; идеальный тип как «интерес эпохи», разновидности идеальных типов. Социологическая теория действия. Типология социальных действий, их характеристика. Политическая социология М. Вебера. Теория легитимности политического господства. Определения власти и государства. Типы господства. Теория рациональной бюрократии. Социология религии Вебера. Социокультурологическая характеристика отдельных исторически конкретных религиозно-этических систем.

Веберовская версия теории происхождения современного капитализма. Этика аскетического протестантизма и «капиталистический дух».

Чикагская школа: история, этапы становления, основные исследования и теоретические разработки

Три этапа развития чикагской школы. Роль школы в институциализации социологии как науки. Достижения в развитии теории и методологии исследований, развитие качественных методов исследования. У. Томас и Ф. Знанецкий «Польский крестьянин в Европе и в Америке»: методология исследования и основные выводы. Ситуационный анализ У. Томаса. Социальная экология Р. Парка. Методологические и теоретические достижения Э. Берджеса. Социология города. Социология девиантного поведения.

Структурно-функциональная теория: Т.Парсонс, Р.Мертон

Основные положения структурно-функционального анализа общества. Проект общесоциологической теории Т. Парсонса. Системный подход к анализу общества. Понимание социального действия как самоорганизующейся системы, структура действия. Социальное взаимодействие: проблема регуляции. Инвариантный набор функциональных проблем и их институциональное решение. Проблема эволюции общества. Ревизия структурно-функционального анализа, разработанного Р. Мертоном. Функциональный анализ Р.Мертона: явные и латентные функции, функции и дисфункции. Функционирование социальных институтов.

Интерпретативная парадигма в социологии: А. Шюц, Г. Гарфинкель, И. Гофман

Специфика интерпретативного подхода к изучению социального. Определение предмета социологии: социальное действие и жизненный мир. Концепция А. Шюца: социальное действие и акт, проект действия. Типизация как механизм восприятия реальности. Проблема социализации знания. Мотивы человеческого действия. Этнометодология Г. Гарфинкеля: этнометодологические исследования и их методологическое осмысление. Драматургическая социология И. Гофмана.

Новые структурные теории: Э. Гидденс, П. Бурдье

Проблема социологии постмодерна: синтез структурных концепций и теории социального действия, варианты ее решения в концепциях Э. Гидденса и П. Бурдье. П. Бурдье: определение социального пространства, объективный и субъективный компоненты конструирования социального пространства. Габитус и капиталы. Формирование социальных групп. Теория структурации Э. Гидденса как динамическая концепция структуры. Модель действия в теории Э. Гидденса.

Классический этап развития отечественной социологии

Причины возникновение социологии в России. Качественное отличие российской и западной социологии Предсоциологический этап: взгляды П.Я. Чаадаева, К.Д. Кавелина. Периодизация классического этапа развития отечественной социологии. Позитивизм и натурализм в российской социологии: органицизм (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд); генетическая социология М.М. Ковалевского; географическое направление (Л.И. Мечников); теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Проблема предмета и метода социологии, личности и прогресса в творчестве представителей субъективного направления (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев). Неокантианство: социологические взгляды В.М. Хвостова, П.И. Новгородцева и др. Изучение социальных действий, социальных взаимодействий, социальных связей и отношений в рамах неопозитивизма: А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин.

Современный этап развития отечественной социологии

Отечественная социология в 10-30-х гг. ХХ века: дискуссия о марксистской и немарксистской социологии, о характере взаимосвязей социологии и философии. Идеологизация социологического знания советского периода. Конкретно-социологические исследования в 20-30-х гг. ХХ в.: изучение социальных проблем управления, труда и производства (А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Витке); исследование деревни и крестьянства (М. Феноменов); исследование бюджетов времени (С.Г. Струмилин); изучение проблем в области образования и воспитания (Н.А. Бухгольц, В.Е. Смирнов и др.). Совершенствование методики и техники социологического исследования. Становление отраслевой социологии (социология труда, социология семьи и брака, социология народонаселения и др.). Возрождение отечественной социологии в конце 50-х – начале 70-х гг.: попытки институционализации (участие во Всемирном социологическом конгрессе, создание Советской социологической ассоциации, открытие Института конкретных социологических исследований, создание журнала «Социологические исследования»). Конкретно-социологические исследования рабочего класса, трудовых коллективов, брака и семьи, села, личности, свободного времени, молодежи. Особенности развития отечественной социологии с конца 80-х гг. ХХ в. до наших дней: институционализация социологии в системе высшего образование, создание научных общественных объединений, интеграция в мировую социологию и т.д. Проблемы теоретической социологии Исследовательские приоритеты и проблематика уральских социологов.

Глобализация социальной жизни

Глобальная система. Исторические этапы ее становления. Теории (модели) мировой системы. Институционализация ";глобальной социологии";. Глобализация и локализация. Социальные последствия глобализации. Россия в глобальной системе.

Раздел III. Теории среднего уровня

Литература: 2, 7, 9, 10, 14, 16, 18, 20, 21, 28, 33, 34, 36, 37, 39, 45, 50, 52-54, 62-64, 66, 68, 71, 76, 80, 82, 83, 86, 89, 91, 102, 103, 108, 112, 113, 115, 117, 125-129, 138, 139, 145, 149, 152, 153, 155, 156, 158, 165, 169, 172, 173, 183, 184, 186, 188, 190.

Социальная структура: понятие и виды

Методологические подходы к изучению социальной структуры в истории социологии. Основные понятия теории социальной структуры (социальная структура, социальное пространство, социальный институт, социальная группа, статус, роль, социальное взаимодействие, социальная дистанция). Закономерности и противоречия развития социальной структуры. Типы социальных структур (социально-демографическая, социально-этническая, классовая и пр.) Новые группы и слои в структуре современного российского общества. Социальная структура современного российского общества. Взаимосвязь образования и социальной структуры общества.

Социальная стратификация

Понятие социальной стратификации. Особенности стратификационного метода в социологии. Основные подходы к стратификационному анализу общества в классической социологии (М. Вебер, П.А. Сорокин, Э. Гидденс) и в исследованиях современных социологов. Особенности стратификации российского общества. Проблема среднего класса. Процессы люмпенизации и маргинализации.

Социальная мобильность

Понятие социальной мобильности, ее виды. Основные социологические характеристики мобильности: направление, интенсивность, детерминизация, влияние на структуру общества. Механизмы социальной мобильности в различных обществах. Ее особенности в современной России. Методы измерения мобильности и способы ее эмпирического исследования. Исследование социальной стратификации и мобильности в работах современных отечественных социологов.

Социология семьи

Понятия «брак» и «семья», типология. Социология семьи, ее предмет и объект. Развитие социологии семьи как частной социологической науки, этапы, представители. Основные подходы к изучению семьи. Социальные функции семьи. Специфика социологического анализа семьи в рамках фамилистики. Исторические изменения семьи как социального института. Современная семья, ее характеристики, тенденции развития; проблемы (адюльтер, развод, семейное насилие). Семейное поведение личности: брачное поведение: брачный отбор и его детерминанты, современные теоретические парадигмы и концепции брачного поведения населения. Сексуальное поведение как объект социологического изучения: половая культура, половая роль, сексуальный сценарий. Репродуктивное поведение: понятие, структура (репродуктивный процесс, репродуктивный цикл, репродуктивные мотивы – их социологическое измерение). Родительство. Семья как институт социализации. Проблемы современной семейной социализации. Эмпирические исследования брака и семьи. Семья XXI века: прогноз. Основные научные парадигмы в объяснении сути семейных изменений.

Социология науки

Наука как специфический тип знания, познавательная деятельность и социальный институт. Исторические формы науки. Противоречие классической немецкой социологии знания (К. Мангейм, М. Шелер). Вклад Р. Мертона в становление социологии науки. Принципы научного этоса: универсализм, коллективизм, организованный скептицизм, бескорыстие. Концепция Т. Куна. Типы научной рациональности, классы наук. Массив научных публикаций. Современные проблемы развития науки. Противоречия в развитии российской науки.

Политическая социология

Политика как предмет социологии. Специфика политологического и социологического анализа социальной действительности. Проблематика политической социологии. Основные социологические теории политики. Специфика западной и отечественной социологии политики. Методы социологического анализа политической сферы жизни общества.

Социология культуры

Понятие «культура». Структура и функции культуры. Виды культуры (массовая и элитарная, материальная и духовная и т.д.). Понятия «субкультура», «контркультура», «антикультура». Понятие «культурной коммуникации». Понятия «публика» и «аудитория». Социальные институты в сфере культуры. Виды, функции. Развитие социологии культуры как частой социологической науки, этапы, представители. Предмет и функции социологии культуры. Проблемы развития культуры в современной России. Методы изучения культуры в социологии.

Социология молодежи

Молодежь как единица социологического анализа: параметры определения. Социологические подходы к исследованию молодежи: стратификационный, институционально-функциональный, аксиологический, тезаурусный, рискологический. Принципы научного исследования молодежи. Современные социологические концепции молодежи. Молодежь как носительница психофизических свойств молодости (С. Холл, Ш. Бюлер). Молодежь как культурная группа (Э. Шпрангер, М. Мид, Н. Айзенштадт, Т. Роззак). Молодежь как объект и субъект процесса преемственности поколений (К. Маркс, М. Титма, К. Манхейм, И. Ильинский). Молодежь в современном российском обществе: специфические черты молодежной субкультуры. Основные направления молодежной политики.

Этносоциология

Историческое развитие научных знаний об этносе(этнография, этнология, этносоциология). Специфика предмета и объекта этносоциологии, ее функции. Развитие понятий «этнос» и «этничность». Основные теоретические подходы к толкованию этнического феномена и их представители: примордиализм (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев.), конструктивизм (Б. Андерсен, Э. Геллнер, П. Бурдье, В. Тишков), инструментализм (Н. Глезер). Современные направления этносоциологических исследований. Особенности использования методов сбора социологической информации в этносоциологических исследованиях: проблемы выборки, преодоления культурной дистанции, проблема подбора интервьюеров и пути их решения.

Социология религии

Предметная область социологии религии. Ранние формы религии (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия). Политеизм и монотеизм, мировые религии. Социологические концепции изучения религии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Структура религии (религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации). Организационные формы религии (секта, церковь, деноминация, культ). Институциональное взаимодействие религии (религия и семья, религия и экономика, религия и политика, религия и стратификация). Религия в современном мире (секуляризация, религиозный фундаментализм, тоталитарные секты).

Социология образования

Понятие образования в социологии: особый вид деятельности, отдельный социальный институт, социальная, экономическая и личностная ценность. Структура и функции образования в современном российском обществе.

Взаимосвязь образования с экономикой, политикой, культурой, идеологией. Взаимодействие с другими социальными институтами (наукой, религией, армией, бизнесом и др.) в историческом и современном ракурсе.

Грани взаимодействия социологии образования с педагогикой, психологией, антропологией, культурологией и другими гуманитарными науками.

Социологические проблемы образования: связь с социальной структурой общества, интересы социальных групп, связанных с образованием, лидерство в образовании, динамика престижа образования, потребности населения в образовании. Образовательный заказ. Программы и методика прикладных исследований в сфере образования.

Плюсы и минусы реформ образования в 80-90-е гг. XX в. Предварительные итоги и социальные результаты модернизации образования в 2001-2009 гг. Готовность российского общества к инновационным вариантам модернизации среднего и высшего образования. Социальные проблемы и противоречия высшего образования.

Место российского образования в мировом образовательном пространстве. Болонский процесс. Критерии и уровень соответствия российской высшей школы европейской модели образования. Лично Вы – сторонник или противник участия вместе с системой образования в Болонском процессе?

Раздел IV. Методология и методы социологического исследования

Литература: 4, 13, 15, 24, 25, 43, 49, 53, 58-60, 72-74, 77, 78, 86, 90, 96-101, 122, 133-137, 141, 142, 146, 153, 160, 174-176, 179, 184, 191.

Социологическое исследование: понятие и функции

Понятие «социологическое исследование». Функции социологического исследования. Характеристика основных этапов исследования: подготовительный этап (разработка программы), полевое исследование, обработка полученных данных, анализ и обобщение полученной информации, составление отчета о результатах исследования. Пилотажное исследование. Специфика развертывания основных этапов социологического исследования в количественной и качественной стратегиях. Этические принципы деятельности социолога.

Программа социологического исследования

Роль программы в реализации стратегии социологического исследования. Функции программы. Структура программы: методологический и методический разделы. Характеристика основных структурных элементов программы: формулировка проблемы, цели и задач исследования, определение объекта и предмета исследования, интерпретация основных понятий, системный анализ объекта, выдвижение гипотез, построение выборки, сбора методов сбора и анализа социологической информации.

Выборка в социологическом исследовании

Сплошное, выборочное и монографическое исследование. Обоснование выборочной стратегии. Генеральная и выборочная совокупность. Вероятностная и целевая выборка. Основные принципы отбора единиц выборочной совокупности в количественной и качественной стратегиях: рандомизация, репрезентативность, содержательная насыщенность выборки. Виды выборки в количественной стратегии исследования: простая случайная (вероятностная), систематическая (псевдослучайная, пошаговая), стратифицированная выборка, кластерная выборка, квотная выборка. Многоступенчатый отбор. Ошибки выборки: случайные и систематические. Проблема определения объема выборочной совокупности. Виды выборки в качественной стратегии исследования: выборка максимальной вариации, типичного случая, экстремального случая, гомогенная выборка, стратифицированная и критериальная, метод снежного кома.

Выбор метода сбора социологической информации

Критерии классификации методов социологического исследования. Принципиальные основания классификации – регистрация социальных фактов и степень стандартизации. Кратность исследования. Цели исследования (разведывательные, описательные и аналитические). Парадигмальные основания классификации. Психологические техники. Основания выбора метода – практические и теоретические задачи. Ресурсы исследовательской группы. Методологическая ориентация исследователя. Установка на использование совокупности методов сбора данных. Проверка методической достоверности. Валидность как обоснованность и адекватность исследовательских инструментов. Информационная полнота различных методов социологического исследования.

Качественная и количественная стратегии в социологическом исследовании

История становления количественных и качественных методов в социологии. Основания для выбора качественной и количественной стратегий. Особенности реализации качественного и количественного социологических проектов: роль гипотезы и теории, методы сбора данных, последовательность этапов исследования, выборочная процедура. Включенное наблюдение, кейс-стади, биографический метод. Стандартизированные и качественные данные – границы и особенности.

Включенное наблюдение как методологическая ориентация

Включенное наблюдение как целостная исследовательская стратегия. Источники информации. Определение проблемы, отбор случаев, ситуаций. Доступ в поле. Взаимодействие исследователя и изучаемого субъекта во включенном наблюдении. Исследовательские роли по степени вовлеченности-отстраненности. Процесс анализа и описания результатов: полевые заметки, стенограммы, «естественный словарь», невербальное поведение.

Наблюдение как метод социологического исследования

Наблюдение как метод социологического исследования. Обыденное и научное наблюдение. Особенности использования наблюдения в социологии. Познавательные возможности и ограничения метода наблюдения. История метода. Критерии классификации наблюдения – степень стандартизации, включенности наблюдателя, место проведения исследования и др. Организация наблюдения: условия, участники, фиксация данных. Полевые документы в наблюдении. Правила работы наблюдателя. Примеры использования метода наблюдения в практике социологических исследований.

Анализ документов как метод социологического исследования

Анализ документов как метод социологического исследования. История метода. Познавательные возможности и ограничения метода анализа документов. Документы как источник социологической информации. Критерии классификации документов: технические средства фиксации, авторство, мотивация создания, содержание. Контент-анализ. Категории, единицы анализа, единицы счета. Традиционный анализ документов. Биографический метод в социологии. Примеры использования метода анализа документов в практике социологических исследований.

Опрос как метод социологического исследования

Опрос как метод социологического исследования. История метода. Возможности и ограничения опроса: познавательные, организационные. Опрос как процесс общения (массовость, асимметричность, опосредованность, целенаправленность). Виды опроса. Анкетный опрос как метод сбора данных. Почтовый, прессовый, социометрический опрос, групповое и индивидуальное анкетирование, on-line опросы. Интервью как метод сбора данных. Виды интервью в соответствии с разными критериями классификации.

Вопрос в социологическом исследовании

Логическая структура вопроса – три структурных элемента. Познавательная задача вопроса. Вопрос в социологической анкете и бланке интервью – классификация, особенности. Критерии классификации: цель (содержательные и функциональные), содержание (факты, мнения, установки), функции (контрольные, контактные, напоминающие), наличие и число возможных ответов (открытые, закрытые, полузакрытые, меню, альтернативные), синтаксические признаки (вопросительная и повествовательная формы), графическое оформление (текстовые, табличные, схемы, рисунки). Логические критерии оценивания вопроса. Причины, вызывающие отказ от ответа. «Уклонистские» варианты ответа.

Интервью: определение, классификация, возможности и ограничения

Интервью как метод получения информации. Использование в различных социальных ситуациях, особенности использования в социологическом исследовании. Критерии классификации интервью: степень стандартизации собираемых данных, свобода собеседников, число участников, форма контакта между интервьюером и респондентом и др. Условия проведения идеального интервью. Фиксация данных. Особенности обработки данных, собранных в различных видах интервью.

Фокусированное интервью и фокус-группа

Фокусированное интервью как вид полуформализованного интервью. Подготовка, проведение, фиксация и анализ данных фокусированного интервью. Фокус-группа как метод социологического исследования. Рекрутинг. Гомогенность состава участников. Роль модератора. Фиксация и анализ данных фокус-группы. Возможности и ограничения использования метода фокус-группы в социологических исследованиях. Открытая групповая дискуссия как метод социологического исследования.

Инструментарий социологического исследования

Роль инструментария в получении социологической информации высокого качества. Анкета как разновидность вопросника для сбора данных. Специфика анкеты в социологии. Конструирование анкеты: общие принципы. Структура и композиция анкеты. Язык анкеты. Бланк стандартизированного интервью, путеводитель нестандартизированного интервью. Бланк наблюдения, контент-анализа. Инструкции, карточки: виды, функции.

Мобилизация исполнителей в социологическом исследовании

Организация полевых работ.Основные требования, предъявляемые к исполнителям в социологическом исследовании: личные и профессиональные качества. Инструктаж, тренинг, контроль. Анкетер и интервьюер как посредники в проведении социологического опроса. Функциональные обязанности в различных типах социологического исследования. Профессиональные и личные качества интервьюера. Инструмент для интервьюера – инструкция, задание на опрос, вопросник. Помощники и барьеры в общении социолога и респондента.

Логика обработки и анализа данных в социологии: этапы и основные процедуры

Типы данных в социологии: структурированные и неструктурированные, источники данных. Функции этапа обработки и анализа социологических данных. Этапы обработки: кодирование и проверка данных, ввод данных, обработка, описание и интерпретация. Задачи и основные процедуры каждого этапа. Типы шкал (номинальная, порядковая, интервальная) и возможности статистического анализа. Возможности применения программного обеспечения для обработки и анализа социологических данных.

Понятие статистической взаимосвязи, ее виды и способы оценки при анализе количественных данных социологического исследования

Социологические задачи, которые решаются с помощью анализа статистической взаимосвязи между признаками. Понятие статистической взаимосвязи. Этапы проверки статистических гипотез. Оценка статистической значимости, силы и направленности взаимосвязи между признаками. Коэффициенты связи, основанные на критерии «Хи-квадрат». Понятие корреляции, коэффициент корреляции Пирсона и его интерпретация.

Раздел V. Экономическая социология и маркетинг

Литература: 1, 5, 11, 12, 26, 29, 30, 35, 38, 66, 69, 75, 84, 85, 107, 110, 131, 148, 152, 157, 170.

Экономика как подсистема общественной жизни. Понятия «экономики» и «хозяйства».

Основные концепции экономики: марксистский, структурно-функциональный, феноменологический подходы. Элементы экономической системы, их взаимосвязь. Экономическое действие как форма социального действия. Экономически ориентированные и экономически обусловленные действия. Социальная укорененность экономического действия. Специфика экономико-социологического подхода. Структурная укорененность экономического действия. Принципиальная неопределенность границ «экономики». Понятие экономического действия, его основные элементы. Понятие «хозяйства». Социологический подход к истории хозяйства. Прогресс и стадийность в социально-экономическом развитии. Глобализация как процесс возрастающего воздействия факторов международного значения на экономическую, социальную и политическую сферы общества.

Экономические институты

Институциональное оформление экономического действия. Понятие экономического института, его роль в развитии общества. Виды экономических институтов. Особенности социологического подхода к исследованию экономических институтов. Собственность как ключевой экономический институт. Трансформация экономических институтов в современной России.

Экономическая культура

Культура как смыслообразующий компонент социально-экономической системыУкорененность экономического действия в культурных и властных отношениях. Источники хозяйственной мотивации. Типические действия, конвенции и правила. Понятие экономической культуры. Понятие хозяйственной власти. Социальная укорененность экономического действия: собственность и власть; труд и социализация; распределение и справедливость; обмен и самоутверждение; производство благ и производство знаков. Рынки как культуры. Теории потребительского поведения. Деньги как отношение. Множественность денег. Денежная культура населения.

Хозяйственные организации

Экономические подходы к теории фирмы. Общее понятие организации, ее ключевые признаки. Социологические подходы к анализу организации. Основные виды организаций. Стратегии построения внутрифирменных отношений. Основные модели утверждения авторитета в хозяйственной организации. Соотношение “традиционных” и“современных” организационных форм. Популяционная экология и иные направления исследований хозяйственных организаций в современной экономической социологии.

Трудовые отношения и трудовой контроль

Установление управленческого контроля за трудовым процессом. Управление человеческими ресурсами. Контроль исполнителей за трудовым процессом. Профсоюзные организации и забастовочное движение. Стратегии пассивного сопротивления и негласного контроля “снизу”. Эволюция современных трудовых отношений. Занятость и ее основные элементы. Рынок труда. Формирование спроса на труд. Основные факторы сегментации групп занятых. Социальные механизмы трудового найма. Формирование предложения труда. Поиск работы и трудовая мобильность. Самостоятельная занятость. Понятие безработицы и ее основные виды. Пределы рациональности поведения в отношениях занятости.

Рынок: определение и структура. Типология рынков

Определения рынка: экономическое (рынок как механизм обмена ресурсами), социологическое (рынок как социальный институт) и маркетинговое (рынок как место удовлетворения потребности). Типология рынков. Определение рынка продукта с точки зрения производителя и потребителя. Границы рынков – товарные, потребительские и географические. Методы сравнительной оценки рынков. Понятия спроса, емкости (объема) рынка и потенциала рынка. Специфика рынка образовательных услуг.

Маркетинг. Комплекс маркетинга и эволюция концепций маркетинга

Определения маркетинга: научные и практические. Связь маркетинга с другими экономико-социальными дисциплинами. Комплекс маркетинга: 4P и 4С маркетинга. Конфликт интересов потребителя и продавца и роль маркетинга. Развитие потребительских рынков и эволюция концепций маркетинга. Специфика маркетинга в постсовременном обществе.

Маркетинговые исследования: цели, источники информации, методы сбора информации

Значение маркетинговых исследований в комплексе маркетинга. Примеры задач, решаемых с помощью маркетинговых исследований. Виды исследований – кабинетное и полевое. Источники маркетинговой информации – первичные и вторичные. Методы маркетинговых исследований, их связь с социологическими, экономическими, психологическими исследованиями. Постановка задач маркетингового исследования, выбор методов.

Потребительское поведение. Классификация потребителей. Методика сегментации

Потребительское поведение – экономический, социологический и психологический подходы. Специфика маркетингового подхода к анализу поведения потребителей. Цикл покупки: осознание потребности принятие решения о покупке покупка процесс потребления оценка результатов (удовлетворенность). Теории потребностей и мотивация покупки. Теории принятия решений. Сегментация: цели и этапы. Критерии сегментации, выбор основных критериев сегментации (поведенческие, стилевые, культурные и пр.). Методы сбора информации, необходимой для проведения сегментации. Потребители образовательных услуг, потребность в образовании.

Конкуренция. Направления исследований конкурентной среды

Определение конкуренции. Конкурентные типы рынков: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, инновационная монополия, монополия. Концепция маркетинга как конкурентной борьбы. Виды конкурентной борьбы (ценовая, информационная, инновационная). Методы анализа конкурентной среды. Модель конкурентной среды (матрица Портера). Определение ближайших конкурентов. Расчет доли рынка.

Раздел VI. Теория и методика обучения обществознанию

Литература :6, 31, 41, 48, 53, 60, 79, 82, 104-106, 109, 118, 144, 147, 153, 159, 171.

Основные тенденции модернизации школьного обществоведческого образования

Этапы институционализации обществоведческого образования в России: спектр учебных предметов, их содержание и целевые установки, развитие методики преподавания.

Предпосылки обновления российского обществоведческого образования в 90-ые годы. Основные тенденции модернизации школьного обществоведческого образования: пересмотр целей, структуры и содержания. Основные проблемы на пути обновления обществоведческого образования.

Нормативно-правовая база обществоведческого образования

Нормативно-правовая база обществоведческого образования. Концепция обществоведческого образования. Концепция гражданского образования. Образовательные стандарты: необходимость введения, функции, основные структурные компоненты и содержание.

Цели курса, заявленные в основных нормативных документах, и их влияние на содержание курса, методы и формы обучения.

Социальная компетентность

Компетентность индивида в современном обществе (Дж. Равен). Значение понятий социальной, образовательной компетентности для средней школы. Социальная компетентность: основные составляющие и способы развития.

Компетентностный подход в рамках средней школы. Использование современных педагогических технологий при изучении курса обществознания.

Социально-критическое мышление.

Особенности мышления индивида в современном обществе (К. Мангейм). Здравый смысл и социологическое мышление (З.Бауман). Концепция социального мышления (К.А. Абульханово-Славская). Понятие социально-критического мышления.

Особенности социального мышления школьников, обучающихся в средних и старших классах. Учет этих особенностей при изучении курса обществознания.

Цели изучения курса обществознания в современной средней школе

Социальный, научный и педагогический аспекты целеполагающей деятельности при разработке курса обществознания. Неразрывность, взаимозависимость развития личности и освоения теории социальных наук как основная проблема реализации целей курса.

Возможности влияния изучения обществознания на социальную компетентность учащихся. Способы развития социально-критического мышления на уроках обществознания. Триединая цель урока: обучающая, воспитательная, развивающая.

Модели преподавания обществознания в школе.

Моделирование курса обществознания в зависимости от целей. Теоретическая, нормативная, критическая модели преподавания обществознания: преимущества и недостатки, проблемы реализации. Моделирование курса в зависимости от применяемых технологий (проблемное, проектное обучение и т.д.).

Учет возможностей, особенностей учащихся при выборе модели. Возможности использования жизненного опыта школьников на уроках обществознания в рамках различных моделей. Определение предполагаемого результата в ходе применения различных моделей.

Структура и содержание обществоведческого образования

Элементы содержания учебного предмета. Структура курса: «образовательное ядро», «периферия» (способы отбора теоретических положений). Основные содержательные линии и их наполнение: «человек», «общество», «познание», «социальная сфера», «экономическая сфера», «политико-правовая сфера», «духовная сфера». Изучение общества по сферам как доминирующий подход в определении содержания курса. Проблемно-рефлексивный подход к определению содержания курса: возможности и перспективы.

Место и роль социологии в курсе обществознания. Использование современных теоретических концепций социологии и других социально-гуманитарных наук.

Учебник как основной элемент УМК

Учебно-методический комплекс (УМК): общая характеристика основных элементов (учебник, пособие для учителя, практикум). Учебник и учебное пособие: основные отличия. Критерии качества учебника: соответствие целям курса, возможностям восприятия учеников, актуальность рассматриваемых вопросов и т.д. Виды содержания: текстовые и внетекстовые компоненты. Значение оформления для эффективности школьного учебника по обществознанию.

Оценка существующих УМК: преимущества и недостатки. Основные проблемы разработки УМК по обществознанию. Приемы работы с учебником и учебным пособием.

Использование дополнительных источников информации

Классификация источников информации, используемых в обществоведческом курсе. Адаптированные и неадаптированные тексты. Использование научных текстов при изучении курса: значение и основные проблемы. Работа учеников с неадаптированными текстами: способы обучения.

Потенциал использования дополнительных источников информации (документы, статистические данные, художественные произведения, материалы СМИ и т.д.). Приемы работы с дополнительными источниками информации. Методика подготовки лабораторного занятия по обществознанию.

Урок как форма организации социального взаимодействия: типы и формы

Урок как форма организации педагогического взаимодействия. Типы уроков и их характеристика: вводный, предъявления и объяснения нового материала, урок систематизации и обобщения, урок проверки знаний и умений, комбинированный урок. Формы урока и их характеристика: лекция, семинар, лабораторное занятие, практическое занятие, дискуссия, деловые игры.

Особенности проведения урока при изучении курса обществознания. Планирование учебного занятия. Основные виды целей урока и способы их постановки. Критерии выбора наиболее оптимального типа и формы урока. Выбор методов и приемов обучения.

Методы, формы и условия обучения в современном обществознании

Типология активных форм обучения. Обучающая, воспитательная, развивающая и социализирующая функции активных форм обучения.

Методика подготовки, организации и управления учебной дискуссией. Педагогическая игра: особенности, классификация, технология разработки и проведения. Способы подведения итогов, обобщения полученных результатов. Оценка эффективности педагогической игры.

Актуализация жизненного опыта учащихся при изучении курса обществознания

Ученик как исследователь собственной жизни: проблематизация «естественной» реальности. Потенциал использования методов социологии в качестве методов обучения. Приемы актуализации и рефлексии жизненного опыта учащихся при изучении обществознания.

Биография как метод самоанализа и познания общества. Обучение школьников методам исследования и приемам работы с биографическим материалом (интервью, наблюдение, анализ текста).

Технологии использования понятий на различных этапах урока

Использование понятий при изучении курса обществознания. Специфика понятийного аппарата социальных наук. Роль понятий в развитии мышления в рамках учебного курса.

Дедуктивный и индуктивный пути формирования понятий в процессе обучения: преимущества и недостатки. Наиболее эффективные приемы и технологии формирования понятий на различных этапах урока.

Типы заданий для проверки знаний

Способы текущей проверки знаний в обществознании. Индивидуальный и фронтальный опросы. Использование заданий-задач. Способы обобщения пройденного материала. Технология проведения обобщающего урока.

Тест как технология проверки формализованных знаний. Алгоритм и этапы конструирования тестов. Типология тестовых заданий. Критерии оценки качества педагогических тестов: валидность и надежность. Возможности и ограничения тестовой технологии контроля знаний в социально-гуманитарных науках.

Письменные работы в обществознании

Значение использования письменных работ в обществознании. Особенности устной и письменной речи. Применение эссе в обществознании: проблемы и специфика. Способы научения школьников написанию эссе.

Проектная деятельность. Организация проектной деятельности в рамках курса: основные задачи и проблемы. Критерии оценки творческих заданий.

Формы итоговой аттестации учащихся

Итоговая аттестация учащихся: зачет, экзамен. Организационные формы проведения: устный экзамен, тестирование, защита рефератов, защита учебных исследовательских проектов. Единый государственный экзамен и его влияние на курс обществознания в средней школе.

Оценка эффективности аттестации по результатам изучения курса с помощью различных форм. Педагогический мониторинг в обществознании.

Подготовка учителя к преподаванию курса обществознания

Возможности учителя при определении содержания курса обществознания. Выбор УМК: основные критерии.

Алгоритм подготовки учителя к преподаванию нового курса: образовательный стандарт – учебная программа – УМК – рабочая программа - поурочное планирование. Обоснование необходимости введения рабочей программы. Проблемы, возникающие при написании рабочей программы.

Обществознание и внеклассная работа

Основные формы внеклассной работы. Роль внеклассной работы в формировании социальной компетентности личности. Способы развития социально-значимых для гражданского общества компетенций личности: политико-правовая культура, навыки и интерес к участию в деятельности органов самоуправления, общественных движений, молодежных организаций.

Основная литература

  1. Алешина И.В. Поведение потребителей. М., 2006.

  2. Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 2005.

  3. Батыгин Г.С. История социологии: учебник. М., 2007.

  4. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. – 2-е изд. М., 2008.

  5. Васильев Г.А. Поведение потребителей. Вузовский учебник. М., 2008.

  6. Веселкова Н., Прямикова Е. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург, 2005.

  7. Вишневский, Ю. Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. Екатеринбург, 2006.

  8. Воронцов А.В. История социологии. XIX – начало XX века: в 2ч. Ч.1. Западная социология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540400 «Соц.-экон. образование». М., 2005.

  9. Гараджа В. И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. - 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

  10. Гидденс Э. Социология. М., 2005.

  11. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., 2008.

  12. Голубков Е. П. Основы маркетинга. М., 2008.

Готлиб, А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Уч. пособие / А.С. Готлиб. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

Гребнев, Л. Лондонское коммюнике: завершающий этап Болонского процесса (с Приложением) // Высшее образование в России, 2007. №9.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М., 2008.

Зборовский Г.Е. Социология культуры и досуга: Учебное пособие для вузов. М., 2006

Зборовский Г.Е. Теоретическая социология XX – начала XXI века: учебное пособие для вузов. Екатеринбург, 2007.

Зборовский, Г.Е. Социология образования. Учебное пособие. Екатеринбург, 2006.

Зотова Т.А. Поведение потребителей. Теория и практика. М. Феникс. 2008.

Ирхин Ю.В. Социология культуры: Учебник. М., 2006.

Качество образования в педагогическом вузе: социологический мониторинг. Екатеринбург, 2006.

Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения: учебное пособие. Казань, 2006.

Кравченко А.И. История зарубежной социологии: Учебное пособие для вузов. М., 2005.

Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: учеб. пособие для вузов. М., 2006.

Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования: Учебно-методическое пособие. М., 2005.

Малхотра Нэреш К. Маркетинговые исследования: практическое руководство. М., 2007.

Молевич Е.Ф. Введение в социальную глобалистику: учебное пособие. Самара, 2007.

Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. М., 2005.

Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы. М., 2008.

Панкрухин А.П. Маркетинг. М., 2009.

Прямикова Е.В. Теории и модели преподавания обществознания в школе. Екатеринбург, 2006.

Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века): учеб. пособие / Под ред. Е.И. Кукушкиной. М., 2006.

Российская молодежь: проблемы и решения / Под ред. Н.К. Тихонова, М.К. Горшкова, Ю.Н. Гаврилова и др. М., 2005.

Сальников, Н., Бурухин, С. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2008. №8.

Силласте Г.Г. Экономическая социология: учебное пособие. М., 2005.

Социальная трансформация в России: теории, практики, сравнительный анализ: учебное пособие / А.Н. Богаевская, Е.Н. Данилова, Л.М. Дробижева и др. М., 2005.

Социология семьи./ Под ред. А.И. Антонова. М., 2005.

Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации. М., 2005.

Шаронова, С.А. Компетентностный подход и стандарты в образовании (сравнительный анализ стран ЕС и России) // Социс. 2008. №1.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005.

Дополнительная литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т.14. №4. С.39-55.

  2. Американская социологическая мысль: Хрестоматия. М, 1996.

  3. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие для вузов. М., 2003.

  4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов. А.А. Этносоциология. М., 1998.

Баразгова Е.С. Американская социология: традиции и современность. Екатеринбург, 1997.

Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996.

Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: 11 класс. Пособие для учителя. М., 2003.

Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. М., 2001.

Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: учебное пособие. М., 2004.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С. Роль мобильности по доходам в изменении неравенства в распределении доходов. Новосибирск, 2001.

Большой толковый социологический словарь. Т.1-2. М., 1999.

Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М., 1998.

Бурдье П. Начала. Choses dites: Пер. с фр. М., 1994.

Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. М., 1993.

Бурдье П. Структуры, habitus, практики // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том 1. № 2.

Бурлуцкая М.Г., Петрова Л.Е. Стандартизированное интервью: проблемы организации // Социс. 1997. № 10.

Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов. М., 1989.

Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998.

Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. М., СПб., Киев, 2002.

Вебер М. Наука как профессия и призвание. // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вебер, М. Основные понятия стратификации // Социс. 1994. №5.

Волков Г. Эволюция российской семьи в ХХ в. // Мир России. 1999. № 4.

Гаврилюк, В.В. Социология образования. Тюмень, 2003.

Генкин Б. М. Экономика и социология труда. М., 2001.

Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии. М., 1995.

Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ) 1992-2002. М., 2003.

Грановеттер М. Экономические институты как социальные конструкты //Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII, № 1. С.76-89 ( Granovetter, M. Economic Insitutions as Social Constructions: AFramework for Analysis // Acta Sociologica, Vol. 35, 1992, p. 3-11 (EBSCO)

Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997.

Гуревич П.С. Философия культуры. М, 1994.

Давыдов А.А. Анализ одномерных частотных распределений в социологии: эволюция подходов // Социс. 1995. № 5.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2001.

Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.

Дибб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка. СПб., 2001.

Дидковская Я. Динамика профессионального самоопределения студентов //Социс. 2001. № 7.

Дмитриева Е. В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.

Докторов Б.З О надежности измерения в социологическом исследовании. Л., 1979.

Дьюи Д. Демократия и образование. Пер. с англ. М., 2000.

Дьюи, Д. Школа и общество / Пер. с англ. М., 1994.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1997.

Железнякова С. Социокультурные ориентации учителей //Социс. 2001. № 4.

Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн. ред. В.В. Радаев, М.С. Добрякова. М., 2004.

Зарубина Н.Н. Социокультурные основы хозяйства и предпринимательства: Учебное пособие. М., 1998.

Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. М., 1991.

Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Методология и методика социологического исследования: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург, 2002.

Зборовский, Г.Е.. Общая социология: Учебник. М., 2004.

Зиммель, Г. Социальная дифференциация // Хрестоматия / Сост. и отв. ред. В.И. Добреньков – М.: Наука, 1994.

Ильин, В.В. Лекции по теории социальной стратификации: учебно-метод. пособие / В.В. Ильин; М., 1997.

Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М., 1987.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1997.

История социологии в Западной Европе и США. М., 2001.

История социологии. Минск, 1997.

История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997-1999.

Кастельс М. Культура реальной виртуальности // Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000.

Квале С. Исследовательское интервью. М., 2003.

Киблицкая М.В., Масалков И.К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс стадии. М., 2003.

Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных // Социс. 2000. № 10.

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999.

Козлова Н.Н. Позиция исследователя и выбор теоретического языка // Общественные науки и современность. 2001. № 5.

Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия // Социс. 2004. № 9.

Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск, 2002.

Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М., 2002.

  1. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе № 9. 2003. С.20-30.

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Стандарты и мониторинги в образовании. 2002. № 1.

  3. Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе, 1999, №5. С 24-34.

  4. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг. Менеджмент. СПб. Питер. 2006.

  5. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

  6. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. М., 2000.

  7. Ламбен Ж.-Ж.. Стратегический маркетинг / Пер. с франц. СПб., 1996.

  8. Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе: учебное пособие. М., 2004.

  9. Лаудан Л. Наука и ценности / Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М.: Логос, 1996. С. 295 – 342.

  10. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

  11. Луман Н. Понятие общества // Теория общества: фундаментальные проблемы. М., 1999.

Лурье, С.В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов / С.В.Лурье // /bibliotek_Buks/History/Lyrie/index.php

Магун В.С. Трудовые ценности российского общества // Общественные науки и современность. 1996. № 6.

Мангейм К. Очерки по социологии знания. М., 2000. (Глава IV Проблема социологии знания)

Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени.: Пер. с нем. и анг. М., 1994.

Маркович Д. Общая социология: Учебник для вузов. М., 1998.

Маркс К. Капитал. Т. 3. Гл. 52 «Классы».

Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов педвузов / Под ред. Л.Н. Боголюбова М., 2002.

Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2 кн./Отв. ред. В.Г. Адреенков, О.М. Маслова. М., 1990.

Миллс Ч. Социологическое воображение. М., 1998.

Миненков Г.Я. Введение в социологию. Минск, 2000.

Михайлов А.В. Язык культуры. М., 1987.

Михайлова Е.П. Социология культуры. М., 1998.

Мнацаканян, М. О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: учеб. пособие для студентов вузов по спец.020300 «Социология», 350100 «Социальная .антропология». М., 2004.

Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1997.

Мостовая И.В., Угольницкий Г.А. Социальное пространство: эвристика математического моделирования // Социс. 1999. № 3.

Мудрик А.В. Социализация человека: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2004.

Неформальная экономика: Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М., 1999.

Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.

Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. М., 1993.

Ньюман Л. Анализ качественных данных // Социс. 1998. № 12.

Ньюман Л. Значение методологии: три основных подхода // Социс. 1998. № 3.

Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социс. 1998. № 6.

Ньюман Л. Полевое исследование // Социс. 1999. № 4.

Общая социология. Учебное пособие / Под. общ. ред. А.Г. Эфендиева. М., 2003.

Омельченко, Е. Л. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск, 2004.

Орлов Г.П. Начала глобализации (истоки, динамика, сферы, современные тенденции): Учебный курс для политологов и других гуманитарных направлений и специальностей. Екатеринбург, 2003.

Паниотто В.И. Качество социологической информации. Киев, 1986.

Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 1982.

Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

Поварков Я.Я. Обществоведение: итоги и проблемы//Вопросы философии. 1965. №6.

Поппер К. Логика социальных наук / Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М., 2000. С. 298 – 313.

Рабочая книга социолога / Под общ.ред. и с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 3-е. М., 2003.

Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М., 2002.

Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций. М., 1997.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1997.

Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии в 2-х частях. Сост. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. М., 1994

Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

Ромашев О.В. Социология труда. М., 2001.

Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. академика РАН Г.В. Осипова. М., 1998.

Руткевич М.Н. Общество как система. М., 2001.

Руткевич, М. Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965-2002) / М. Н. Руткевич. М., 2002.

Руткевич, М.Н. Социальная структура общества. СПб., 2004.

Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М., 1998.

Сапрыкин Д.Л. «Научный орден» Френсиса Бэкона: зарождение научного общества нового типа. // Науковедение, 2000. №3.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.

Смелзер Н. Социология. М., 1994.

Современная американская социология. М., 1994.

Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М., 1994.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Социальное расслоение возрастной когорты. Выпускники 80-х в постсоветском пространстве. М., 1997.

Социальное расслоение и социальная мобильность / Отв. ред. З.Т. Голенкова. М., 1999.

Социологическая мысль в России / Под ред. Б.А.Чакина. Л., 1978.

Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1996.

Социология межэтнической толерантности / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М., 2003.

Социология труда / Под ред. Н. Дряхлова, А. Кравченко, В. Щербины. М., 1993.

Справочник преподавателя общественных дисциплин/ Вяземский Е.Е., Тюляева Т.И. М., 1998.

Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000. (Идеалы и нормы исследования. С. 231 - 256)

Сторер Н. Социология науки / Американская социология / Под ред. Т. Парсонса. М., 1972. С. 248–264.

Страус А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т.С. Васильевой. М., 2001.

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.

Татарова Г.Г. Типология и этапы решения задач при использовании математического аппарата // Социс. 1990. №1.

Теория общества: фундаментальные проблемы. М., 1999.

Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М., 2000.

Тоффлер Э. Футурошок. СПб., 1997.

Тураев В.А. Этнополитология: Учебное пособие. М., 2004.

Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998.

Удалова И.В. Гражданников Е.Д. Измерение социальной мобильности. Новосибирск, 1988.

Хеллевик О. Социологический метод / Пер.с норв. М., 2002.

Хорган Дж. Конец науки: взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. СПб., 2001.

Хорган Дж. Конец науки: взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. СПб., 2001.

Шкаратан О.И. Социальное расслоение в современной России: драма расколотого общества // Мир России. 2004. № 1.

  1. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

  2. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004.

  3. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 2003. // Web.: /db/msg/31383

  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ПРОГРАММЫ

Айрапетова Светлана Николаевна - к. филос.н., доцент каф. социологии Уральского государственного педагогического университета.

Рабочий телефон: (343) 336-14-61.

Арапова Марина Андреевна - к. филос.н., проф. каф. теоретической и прикладной социологии Уральского государственного педагогического университета.

Рабочий телефон: (343) 257-34-80.

Архипова Светлана Владимировна – к.соц.н., ст. преподаватель каф. теоретической и прикладной социологии Уральского государственного педагогического университета.

Рабочий телефон: (343) 257-36-16.

Бурлуцкая Мария Георгиевна - к. соц.н., доцент каф. теоретической и прикладной социологии Уральского государственного педагогического университета.

Рабочий телефон: (343) 257-36-16.

Гладких Ольга Сергеевна – ассистент каф. теоретической и прикладной социологии Уральского государственного педагогического университета.

Рабочий телефон: (343) 257-36-16.

Грунт Елена Викторовна - д. филос.н., проф. каф. теоретической и прикладной социологии Уральского государственного педагогического университета.

Рабочий телефон: (343) 257-36-16.

Деникаева Ольга Валерьяновна - к. соц. н., доц. каф. теоретической и прикладной социологии Уральского государственного педагогического университета.

Рабочий телефон: (343) 257-36-16.

Епифанцева Марина Владимировна - к. пед.н., доц. каф. теоретической и прикладной социологии Уральского государственного педагогического университета.

Рабочий телефон: (343) 257-36-16.

Лобова Елена Владимировна - к.соц.н., доц. каф. теоретической и прикладной социологии Уральского государственного педагогического университета.

Рабочий телефон: (343) 257-36-16.

Лугинина Татьяна Анатольевна - к.соц.н., доц. каф. теоретической и прикладной социологии Уральского государственного педагогического университета.

Рабочий телефон: (343) 257-36-16.

Миков Юрий Вендимианович - к. филос.н., доц. каф. теоретической и прикладной социологии Уральского государственного педагогического университета.

Рабочий телефон: (343) 257-36-16.

Петрова Лариса Евгеньевна - к. соц.н., доц., зав. каф. теоретической и прикладной социологии Уральского государственного педагогического университета.

Рабочий телефон: (343) 257-36-16.

Попов Дмитрий Сергеевич - к.соц.н., доц. каф. теоретической и прикладной социологии Уральского государственного педагогического университета.

Рабочий телефон: (343) 257-36-16.

Порядин Иван Александрович – ассистент каф. теоретической и прикладной социологии Уральского государственного педагогического университета.

Рабочий телефон: (343) 257-36-16.

Прямикова Елена Викторовна - к. соц. н., доц. каф. теоретической и прикладной социологии Уральского государственного педагогического университета.

Рабочий телефон: (343) 257-36-16.

Рубина Людмила Яковлевна - д. филос.н., проф. каф. социологии Уральского государственного педагогического университета.

Рабочий телефон: (343) 257-36-16.

Шапко Ирина Валерьевна - к.филос.н., доц. каф. теоретической и прикладной социологии Уральского государственного педагогического университета.

Рабочий телефон: (343) 257-36-16.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена (ГОС ВПО 2005) «Социально-экономическое образование» для студентов

    Программа
    ... «050400 - Социально-экономическоеобразование», профиль «Социология» (ГОСВПО2005) Екатеринбург 2011 Программаитоговогогосударственногомеждисциплинарногоэкзамена (ГОСВПО2005) «Социально-экономическоеобразование»длястудентов, обучающихся по ...
  2. Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена «социально-экономическое образование» по направлению

    Программа
    ... «050400 - Социально-экономическоеобразование», профиль «Социология» (ГОСВПО2005) Екатеринбург 2010 Программаитоговогогосударственногомеждисциплинарногоэкзамена (ГОСВПО2005) «Социально-экономическоеобразование»длястудентов, обучающихся по ...
  3. 3 программа итогового государственного междисциплинарного экзамена

    Программа
    ... ПРОГРАММАИТОГОВОГОГОСУДАРСТВЕННОГОМЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГОЭКЗАМЕНА 3.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Комплексный государственный ... Государственным образо­вательным стандартом высшего профессионального образования (ГОСВПО ... социально-экономические ... 2005 ... длястудентов ...
  4. ПРОГРАММА проведениЯ итоговОГО государственнОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

    Решение
    ... и кредит»; Программаитоговогогосударственногомеждисциплинарногоэкзамена; приказ о допуске студентов к итоговойгосударственной аттестации; экзаменационные ведомости и экзаменационные листы для ответов; сведения ...
  5. Итогового государственного междисциплинарного экзамена

    Программа
    ... . Программаитоговогогосударственногомеждисциплинарногоэкзамена составлена в соответствии с Рекомендациями по итоговойгосударственной аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования ...

Другие похожие документы..