Главная > Программа


Глобализация социальной жизни

Глобальная система. Исторические этапы ее становления. Теории (модели) мировой системы. Институционализация ";глобальной социологии";. Глобализация и локализация. Социальные последствия глобализации. Россия в глобальной системе.

Раздел III. Теории среднего уровня

Литература: 2, 7, 9, 10, 14, 16, 18, 20, 21, 28, 33, 34, 36, 37, 39, 45, 50, 52-54, 62-64, 66, 68, 71, 76, 80, 82, 83, 86, 89, 91, 102, 103, 108, 112, 113, 115, 117, 125-129, 138, 139, 145, 149, 152, 153, 155, 156, 158, 165, 169, 172, 173, 183, 184, 186, 188, 190.

Социальная структура: понятие и виды

Методологические подходы к изучению социальной структуры в истории социологии. Основные понятия теории социальной структуры (социальная структура, социальное пространство, социальный институт, социальная группа, статус, роль, социальное взаимодействие, социальная дистанция). Закономерности и противоречия развития социальной структуры. Типы социальных структур (социально-демографическая, социально-этническая, классовая и пр.) Новые группы и слои в структуре современного российского общества. Социальная структура современного российского общества. Взаимосвязь образования и социальной структуры общества.

Социальная стратификация

Понятие социальной стратификации. Особенности стратификационного метода в социологии. Основные подходы к стратификационному анализу общества в классической социологии (М. Вебер, П.А. Сорокин, Э. Гидденс) и в исследованиях современных социологов. Особенности стратификации российского общества. Проблема среднего класса. Процессы люмпенизации и маргинализации.

Социальная мобильность

Понятие социальной мобильности, ее виды. Основные социологические характеристики мобильности: направление, интенсивность, детерминизация, влияние на структуру общества. Механизмы социальной мобильности в различных обществах. Ее особенности в современной России. Методы измерения мобильности и способы ее эмпирического исследования. Исследование социальной стратификации и мобильности в работах современных отечественных социологов.

Социология семьи

Понятия «брак» и «семья», типология. Социология семьи, ее предмет и объект. Развитие социологии семьи как частной социологической науки, этапы, представители. Основные подходы к изучению семьи. Социальные функции семьи. Специфика социологического анализа семьи в рамках фамилистики. Исторические изменения семьи как социального института. Современная семья, ее характеристики, тенденции развития; проблемы (адюльтер, развод, семейное насилие). Семейное поведение личности: брачное поведение: брачный отбор и его детерминанты, современные теоретические парадигмы и концепции брачного поведения населения. Сексуальное поведение как объект социологического изучения: половая культура, половая роль, сексуальный сценарий. Репродуктивное поведение: понятие, структура (репродуктивный процесс, репродуктивный цикл, репродуктивные мотивы – их социологическое измерение). Родительство. Семья как институт социализации. Проблемы современной семейной социализации. Эмпирические исследования брака и семьи. Семья XXI века: прогноз. Основные научные парадигмы в объяснении сути семейных изменений.

Социология науки

Наука как специфический тип знания, познавательная деятельность и социальный институт. Исторические формы науки. Противоречие классической немецкой социологии знания (К. Мангейм, М. Шелер). Вклад Р. Мертона в становление социологии науки. Принципы научного этоса: универсализм, коллективизм, организованный скептицизм, бескорыстие. Концепция Т. Куна. Типы научной рациональности, классы наук. Массив научных публикаций. Современные проблемы развития науки. Противоречия в развитии российской науки.

Политическая социология

Политика как предмет социологии. Специфика политологического и социологического анализа социальной действительности. Проблематика политической социологии. Основные социологические теории политики. Специфика западной и отечественной социологии политики. Методы социологического анализа политической сферы жизни общества.

Социология культуры

Понятие «культура». Структура и функции культуры. Виды культуры (массовая и элитарная, материальная и духовная и т.д.). Понятия «субкультура», «контркультура», «антикультура». Понятие «культурной коммуникации». Понятия «публика» и «аудитория». Социальные институты в сфере культуры. Виды, функции. Развитие социологии культуры как частой социологической науки, этапы, представители. Предмет и функции социологии культуры. Проблемы развития культуры в современной России. Методы изучения культуры в социологии.

Социология молодежи

Молодежь как единица социологического анализа: параметры определения. Социологические подходы к исследованию молодежи: стратификационный, институционально-функциональный, аксиологический, тезаурусный, рискологический. Принципы научного исследования молодежи. Современные социологические концепции молодежи. Молодежь как носительница психофизических свойств молодости (С. Холл, Ш. Бюлер). Молодежь как культурная группа (Э. Шпрангер, М. Мид, Н. Айзенштадт, Т. Роззак). Молодежь как объект и субъект процесса преемственности поколений (К. Маркс, М. Титма, К. Манхейм, И. Ильинский). Молодежь в современном российском обществе: специфические черты молодежной субкультуры. Основные направления молодежной политики.

Этносоциология

Историческое развитие научных знаний об этносе(этнография, этнология, этносоциология). Специфика предмета и объекта этносоциологии, ее функции. Развитие понятий «этнос» и «этничность». Основные теоретические подходы к толкованию этнического феномена и их представители: примордиализм (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев.), конструктивизм (Б. Андерсен, Э. Геллнер, П. Бурдье, В. Тишков), инструментализм (Н. Глезер). Современные направления этносоциологических исследований. Особенности использования методов сбора социологической информации в этносоциологических исследованиях: проблемы выборки, преодоления культурной дистанции, проблема подбора интервьюеров и пути их решения.

Социология религии

Предметная область социологии религии. Ранние формы религии (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия). Политеизм и монотеизм, мировые религии. Социологические концепции изучения религии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Структура религии (религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации). Организационные формы религии (секта, церковь, деноминация, культ). Институциональное взаимодействие религии (религия и семья, религия и экономика, религия и политика, религия и стратификация). Религия в современном мире (секуляризация, религиозный фундаментализм, тоталитарные секты).

Социология образования

Понятие образования в социологии: особый вид деятельности, отдельный социальный институт, социальная, экономическая и личностная ценность. Структура и функции образования в современном российском обществе.

Взаимосвязь образования с экономикой, политикой, культурой, идеологией. Взаимодействие с другими социальными институтами (наукой, религией, армией, бизнесом и др.) в историческом и современном ракурсе.

Грани взаимодействия социологии образования с педагогикой, психологией, антропологией, культурологией и другими гуманитарными науками.

Социологические проблемы образования: связь с социальной структурой общества, интересы социальных групп, связанных с образованием, лидерство в образовании, динамика престижа образования, потребности населения в образовании. Образовательный заказ. Программы и методика прикладных исследований в сфере образования.

Плюсы и минусы реформ образования в 80-90-е гг. XX в. Предварительные итоги и социальные результаты модернизации образования в 2001-2009 гг. Готовность российского общества к инновационным вариантам модернизации среднего и высшего образования. Социальные проблемы и противоречия высшего образования.

Место российского образования в мировом образовательном пространстве. Болонский процесс. Критерии и уровень соответствия российской высшей школы европейской модели образования. Лично Вы – сторонник или противник участия вместе с системой образования в Болонском процессе?

Раздел IV. Методология и методы социологического исследования

Литература: 4, 13, 15, 24, 25, 43, 49, 53, 58-60, 72-74, 77, 78, 86, 90, 96-101, 122, 133-137, 141, 142, 146, 153, 160, 174-176, 179, 184, 191.

Социологическое исследование: понятие и функции

Понятие «социологическое исследование». Функции социологического исследования. Характеристика основных этапов исследования: подготовительный этап (разработка программы), полевое исследование, обработка полученных данных, анализ и обобщение полученной информации, составление отчета о результатах исследования. Пилотажное исследование. Специфика развертывания основных этапов социологического исследования в количественной и качественной стратегиях. Этические принципы деятельности социолога.

Программа социологического исследования

Роль программы в реализации стратегии социологического исследования. Функции программы. Структура программы: методологический и методический разделы. Характеристика основных структурных элементов программы: формулировка проблемы, цели и задач исследования, определение объекта и предмета исследования, интерпретация основных понятий, системный анализ объекта, выдвижение гипотез, построение выборки, сбора методов сбора и анализа социологической информации.

Выборка в социологическом исследовании

Сплошное, выборочное и монографическое исследование. Обоснование выборочной стратегии. Генеральная и выборочная совокупность. Вероятностная и целевая выборка. Основные принципы отбора единиц выборочной совокупности в количественной и качественной стратегиях: рандомизация, репрезентативность, содержательная насыщенность выборки. Виды выборки в количественной стратегии исследования: простая случайная (вероятностная), систематическая (псевдослучайная, пошаговая), стратифицированная выборка, кластерная выборка, квотная выборка. Многоступенчатый отбор. Ошибки выборки: случайные и систематические. Проблема определения объема выборочной совокупности. Виды выборки в качественной стратегии исследования: выборка максимальной вариации, типичного случая, экстремального случая, гомогенная выборка, стратифицированная и критериальная, метод снежного кома.

Выбор метода сбора социологической информации

Критерии классификации методов социологического исследования. Принципиальные основания классификации – регистрация социальных фактов и степень стандартизации. Кратность исследования. Цели исследования (разведывательные, описательные и аналитические). Парадигмальные основания классификации. Психологические техники. Основания выбора метода – практические и теоретические задачи. Ресурсы исследовательской группы. Методологическая ориентация исследователя. Установка на использование совокупности методов сбора данных. Проверка методической достоверности. Валидность как обоснованность и адекватность исследовательских инструментов. Информационная полнота различных методов социологического исследования.

Качественная и количественная стратегии в социологическом исследовании

История становления количественных и качественных методов в социологии. Основания для выбора качественной и количественной стратегий. Особенности реализации качественного и количественного социологических проектов: роль гипотезы и теории, методы сбора данных, последовательность этапов исследования, выборочная процедура. Включенное наблюдение, кейс-стади, биографический метод. Стандартизированные и качественные данные – границы и особенности.

Включенное наблюдение как методологическая ориентация

Включенное наблюдение как целостная исследовательская стратегия. Источники информации. Определение проблемы, отбор случаев, ситуаций. Доступ в поле. Взаимодействие исследователя и изучаемого субъекта во включенном наблюдении. Исследовательские роли по степени вовлеченности-отстраненности. Процесс анализа и описания результатов: полевые заметки, стенограммы, «естественный словарь», невербальное поведение.

Наблюдение как метод социологического исследования

Наблюдение как метод социологического исследования. Обыденное и научное наблюдение. Особенности использования наблюдения в социологии. Познавательные возможности и ограничения метода наблюдения. История метода. Критерии классификации наблюдения – степень стандартизации, включенности наблюдателя, место проведения исследования и др. Организация наблюдения: условия, участники, фиксация данных. Полевые документы в наблюдении. Правила работы наблюдателя. Примеры использования метода наблюдения в практике социологических исследований.

Анализ документов как метод социологического исследования

Анализ документов как метод социологического исследования. История метода. Познавательные возможности и ограничения метода анализа документов. Документы как источник социологической информации. Критерии классификации документов: технические средства фиксации, авторство, мотивация создания, содержание. Контент-анализ. Категории, единицы анализа, единицы счета. Традиционный анализ документов. Биографический метод в социологии. Примеры использования метода анализа документов в практике социологических исследований.

Опрос как метод социологического исследования

Опрос как метод социологического исследования. История метода. Возможности и ограничения опроса: познавательные, организационные. Опрос как процесс общения (массовость, асимметричность, опосредованность, целенаправленность). Виды опроса. Анкетный опрос как метод сбора данных. Почтовый, прессовый, социометрический опрос, групповое и индивидуальное анкетирование, on-line опросы. Интервью как метод сбора данных. Виды интервью в соответствии с разными критериями классификации.

Вопрос в социологическом исследовании

Логическая структура вопроса – три структурных элемента. Познавательная задача вопроса. Вопрос в социологической анкете и бланке интервью – классификация, особенности. Критерии классификации: цель (содержательные и функциональные), содержание (факты, мнения, установки), функции (контрольные, контактные, напоминающие), наличие и число возможных ответов (открытые, закрытые, полузакрытые, меню, альтернативные), синтаксические признаки (вопросительная и повествовательная формы), графическое оформление (текстовые, табличные, схемы, рисунки). Логические критерии оценивания вопроса. Причины, вызывающие отказ от ответа. «Уклонистские» варианты ответа.

Интервью: определение, классификация, возможности и ограничения

Интервью как метод получения информации. Использование в различных социальных ситуациях, особенности использования в социологическом исследовании. Критерии классификации интервью: степень стандартизации собираемых данных, свобода собеседников, число участников, форма контакта между интервьюером и респондентом и др. Условия проведения идеального интервью. Фиксация данных. Особенности обработки данных, собранных в различных видах интервью.

Фокусированное интервью и фокус-группа

Фокусированное интервью как вид полуформализованного интервью. Подготовка, проведение, фиксация и анализ данных фокусированного интервью. Фокус-группа как метод социологического исследования. Рекрутинг. Гомогенность состава участников. Роль модератора. Фиксация и анализ данных фокус-группы. Возможности и ограничения использования метода фокус-группы в социологических исследованиях. Открытая групповая дискуссия как метод социологического исследования.

Инструментарий социологического исследования

Роль инструментария в получении социологической информации высокого качества. Анкета как разновидность вопросника для сбора данных. Специфика анкеты в социологии. Конструирование анкеты: общие принципы. Структура и композиция анкеты. Язык анкеты. Бланк стандартизированного интервью, путеводитель нестандартизированного интервью. Бланк наблюдения, контент-анализа. Инструкции, карточки: виды, функции.

Мобилизация исполнителей в социологическом исследовании

Организация полевых работ.Основные требования, предъявляемые к исполнителям в социологическом исследовании: личные и профессиональные качества. Инструктаж, тренинг, контроль. Анкетер и интервьюер как посредники в проведении социологического опроса. Функциональные обязанности в различных типах социологического исследования. Профессиональные и личные качества интервьюера. Инструмент для интервьюера – инструкция, задание на опрос, вопросник. Помощники и барьеры в общении социолога и респондента.

Логика обработки и анализа данных в социологии: этапы и основные процедуры

Типы данных в социологии: структурированные и неструктурированные, источники данных. Функции этапа обработки и анализа социологических данных. Этапы обработки: кодирование и проверка данных, ввод данных, обработка, описание и интерпретация. Задачи и основные процедуры каждого этапа. Типы шкал (номинальная, порядковая, интервальная) и возможности статистического анализа. Возможности применения программного обеспечения для обработки и анализа социологических данных.

Понятие статистической взаимосвязи, ее виды и способы оценки при анализе количественных данных социологического исследования

Социологические задачи, которые решаются с помощью анализа статистической взаимосвязи между признаками. Понятие статистической взаимосвязи. Этапы проверки статистических гипотез. Оценка статистической значимости, силы и направленности взаимосвязи между признаками. Коэффициенты связи, основанные на критерии «Хи-квадрат». Понятие корреляции, коэффициент корреляции Пирсона и его интерпретация.

Раздел V. Экономическая социология и маркетинг

Литература: 1, 5, 11, 12, 26, 29, 30, 35, 38, 66, 69, 75, 84, 85, 107, 110, 131, 148, 152, 157, 170.

Экономика как подсистема общественной жизни. Понятия «экономики» и «хозяйства».

Основные концепции экономики: марксистский, структурно-функциональный, феноменологический подходы. Элементы экономической системы, их взаимосвязь. Экономическое действие как форма социального действия. Экономически ориентированные и экономически обусловленные действия. Социальная укорененность экономического действия. Специфика экономико-социологического подхода. Структурная укорененность экономического действия. Принципиальная неопределенность границ «экономики». Понятие экономического действия, его основные элементы. Понятие «хозяйства». Социологический подход к истории хозяйства. Прогресс и стадийность в социально-экономическом развитии. Глобализация как процесс возрастающего воздействия факторов международного значения на экономическую, социальную и политическую сферы общества.

Экономические институты

Институциональное оформление экономического действия. Понятие экономического института, его роль в развитии общества. Виды экономических институтов. Особенности социологического подхода к исследованию экономических институтов. Собственность как ключевой экономический институт. Трансформация экономических институтов в современной России.

Экономическая культура

Культура как смыслообразующий компонент социально-экономической системыУкорененность экономического действия в культурных и властных отношениях. Источники хозяйственной мотивации. Типические действия, конвенции и правила. Понятие экономической культуры. Понятие хозяйственной власти. Социальная укорененность экономического действия: собственность и власть; труд и социализация; распределение и справедливость; обмен и самоутверждение; производство благ и производство знаков. Рынки как культуры. Теории потребительского поведения. Деньги как отношение. Множественность денег. Денежная культура населения.

Хозяйственные организации

Экономические подходы к теории фирмы. Общее понятие организации, ее ключевые признаки. Социологические подходы к анализу организации. Основные виды организаций. Стратегии построения внутрифирменных отношений. Основные модели утверждения авторитета в хозяйственной организации. Соотношение “традиционных” и“современных” организационных форм. Популяционная экология и иные направления исследований хозяйственных организаций в современной экономической социологии.

Трудовые отношения и трудовой контроль

Установление управленческого контроля за трудовым процессом. Управление человеческими ресурсами. Контроль исполнителей за трудовым процессом. Профсоюзные организации и забастовочное движение. Стратегии пассивного сопротивления и негласного контроля “снизу”. Эволюция современных трудовых отношений. Занятость и ее основные элементы. Рынок труда. Формирование спроса на труд. Основные факторы сегментации групп занятых. Социальные механизмы трудового найма. Формирование предложения труда. Поиск работы и трудовая мобильность. Самостоятельная занятость. Понятие безработицы и ее основные виды. Пределы рациональности поведения в отношениях занятости.

Рынок: определение и структура. Типология рынков

Определения рынка: экономическое (рынок как механизм обмена ресурсами), социологическое (рынок как социальный институт) и маркетинговое (рынок как место удовлетворения потребности). Типология рынков. Определение рынка продукта с точки зрения производителя и потребителя. Границы рынков – товарные, потребительские и географические. Методы сравнительной оценки рынков. Понятия спроса, емкости (объема) рынка и потенциала рынка. Специфика рынка образовательных услуг.

Маркетинг. Комплекс маркетинга и эволюция концепций маркетинга

Определения маркетинга: научные и практические. Связь маркетинга с другими экономико-социальными дисциплинами. Комплекс маркетинга: 4P и 4С маркетинга. Конфликт интересов потребителя и продавца и роль маркетинга. Развитие потребительских рынков и эволюция концепций маркетинга. Специфика маркетинга в постсовременном обществе.

Маркетинговые исследования: цели, источники информации, методы сбора информации

Значение маркетинговых исследований в комплексе маркетинга. Примеры задач, решаемых с помощью маркетинговых исследований. Виды исследований – кабинетное и полевое. Источники маркетинговой информации – первичные и вторичные. Методы маркетинговых исследований, их связь с социологическими, экономическими, психологическими исследованиями. Постановка задач маркетингового исследования, выбор методов.

Потребительское поведение. Классификация потребителей. Методика сегментации

Потребительское поведение – экономический, социологический и психологический подходы. Специфика маркетингового подхода к анализу поведения потребителей. Цикл покупки: осознание потребности принятие решения о покупке покупка процесс потребления оценка результатов (удовлетворенность). Теории потребностей и мотивация покупки. Теории принятия решений. Сегментация: цели и этапы. Критерии сегментации, выбор основных критериев сегментации (поведенческие, стилевые, культурные и пр.). Методы сбора информации, необходимой для проведения сегментации. Потребители образовательных услуг, потребность в образовании.

Конкуренция. Направления исследований конкурентной среды

Определение конкуренции. Конкурентные типы рынков: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, инновационная монополия, монополия. Концепция маркетинга как конкурентной борьбы. Виды конкурентной борьбы (ценовая, информационная, инновационная). Методы анализа конкурентной среды. Модель конкурентной среды (матрица Портера). Определение ближайших конкурентов. Расчет доли рынка.

Раздел VI. Теория и методика обучения обществознанию

Литература :6, 31, 41, 48, 53, 60, 79, 82, 104-106, 109, 118, 144, 147, 153, 159, 171.

Основные тенденции модернизации школьного обществоведческого образования

Этапы институционализации обществоведческого образования в России: спектр учебных предметов, их содержание и целевые установки, развитие методики преподавания.

Предпосылки обновления российского обществоведческого образования в 90-ые годы. Основные тенденции модернизации школьного обществоведческого образования: пересмотр целей, структуры и содержания. Основные проблемы на пути обновления обществоведческого образования.

Нормативно-правовая база обществоведческого образования

Нормативно-правовая база обществоведческого образования. Концепция обществоведческого образования. Концепция гражданского образования. Образовательные стандарты: необходимость введения, функции, основные структурные компоненты и содержание.

Цели курса, заявленные в основных нормативных документах, и их влияние на содержание курса, методы и формы обучения.

Социальная компетентность

Компетентность индивида в современном обществе (Дж. Равен). Значение понятий социальной, образовательной компетентности для средней школы. Социальная компетентность: основные составляющие и способы развития.

Компетентностный подход в рамках средней школы. Использование современных педагогических технологий при изучении курса обществознания.

Социально-критическое мышление.

Особенности мышления индивида в современном обществе (К. Мангейм). Здравый смысл и социологическое мышление (З.Бауман). Концепция социального мышления (К.А. Абульханово-Славская). Понятие социально-критического мышления.

Особенности социального мышления школьников, обучающихся в средних и старших классах. Учет этих особенностей при изучении курса обществознания.

Цели изучения курса обществознания в современной средней школе

Социальный, научный и педагогический аспекты целеполагающей деятельности при разработке курса обществознания. Неразрывность, взаимозависимость развития личности и освоения теории социальных наук как основная проблема реализации целей курса.

Возможности влияния изучения обществознания на социальную компетентность учащихся. Способы развития социально-критического мышления на уроках обществознания. Триединая цель урока: обучающая, воспитательная, развивающая.

Модели преподавания обществознания в школе.

Моделирование курса обществознания в зависимости от целей. Теоретическая, нормативная, критическая модели преподавания обществознания: преимущества и недостатки, проблемы реализации. Моделирование курса в зависимости от применяемых технологий (проблемное, проектное обучение и т.д.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена (ГОС ВПО 2005) «Социально-экономическое образование» для студентов

    Программа
    ... «050400 - Социально-экономическоеобразование», профиль «Социология» (ГОСВПО2005) Екатеринбург 2011 Программаитоговогогосударственногомеждисциплинарногоэкзамена (ГОСВПО2005) «Социально-экономическоеобразование»длястудентов, обучающихся по ...
  2. Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена «социально-экономическое образование» по направлению

    Программа
    ... «050400 - Социально-экономическоеобразование», профиль «Социология» (ГОСВПО2005) Екатеринбург 2010 Программаитоговогогосударственногомеждисциплинарногоэкзамена (ГОСВПО2005) «Социально-экономическоеобразование»длястудентов, обучающихся по ...
  3. 3 программа итогового государственного междисциплинарного экзамена

    Программа
    ... ПРОГРАММАИТОГОВОГОГОСУДАРСТВЕННОГОМЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГОЭКЗАМЕНА 3.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Комплексный государственный ... Государственным образо­вательным стандартом высшего профессионального образования (ГОСВПО ... социально-экономические ... 2005 ... длястудентов ...
  4. ПРОГРАММА проведениЯ итоговОГО государственнОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

    Решение
    ... и кредит»; Программаитоговогогосударственногомеждисциплинарногоэкзамена; приказ о допуске студентов к итоговойгосударственной аттестации; экзаменационные ведомости и экзаменационные листы для ответов; сведения ...
  5. Итогового государственного междисциплинарного экзамена

    Программа
    ... . Программаитоговогогосударственногомеждисциплинарногоэкзамена составлена в соответствии с Рекомендациями по итоговойгосударственной аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования ...

Другие похожие документы..