Главная > Программа
Федеральное агентство по образованию
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай
Муниципальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Горно-Алтайска»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
на период 2009 - 2012 гг.
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР МИКРОРАЙОНА ПРИ ШКОЛЕ С ПОЛНЫМ И ПОЛНОЦЕННЫМ ДНЕМ»
представлена на Республиканский конкурс среди общеобразовательных учреждений
(соискание гранта в номинации – «Лучшая школа города»)
Авторы-разработчики:
1. Шнайдер И.Д., директор
2. Дерр М.А., зам. директора по ВР
3 Фёдорова Т.В. зам. директора по УВР
4. Мусинов П.А., к.пед.н., доцент,
научный руководитель и консультант
Программа обсуждена, одобрена и принята
на педагогическом совете учреждения
Протокол № 3 от «24» декабря 2008 года.
г. Горно-Алтайск
2009 год.
СОДЕРЖАНИЕ
ДОПУЩЕННЫЕ В ТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ СОКРАЩЕНИЯ
Аббревиатура | Полное наименование |
ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
№ п/п | Понятие (категория) | Определение |
1. | Автономность ОУ | Один из основных принципов государственной образовательной политики РФ, связанный с децентрализацией управления в сфере образования и означающий существенное расширение автономных прав, полномочий, компетенций и ответственности ОУ. |
2. | Агент изменений (внешний и внутренний) | Субъект инновационной деятельности, решающий существенные задачи развития ОУ. Позиция внешнего агента изменений (консультанта) заключается в диагностике школьной системы и выявления возможностей изменения в ответ на потребности внешней и внутренней среды. Позиция внутреннего агента изменений состоит в трансляции возможностей изменений ОУ и поддержки этих изменений. |
3. | Адаптация ОУ к внешней среде | Необходимое условие успешного выживания, функционирования и развития ОУ. Для успешной и активной адаптации необходим, прежде всего, учет таких свойств среды, как стабильность/нестабильность, скорость изменений, предсказуемость/непредсказуемость изменений, уровень сложности, уровень взаимосвязанности. |
4. | Анализ и оценка достижения и конкурентных преимуществ ОУ | Важная функция управления и составная часть аналитико-прогностического обоснования программы развития ОУ. Логически предшествует наиболее важной составляющей анализа, нацеленного на развитие ОУ – анализа проблем и причин. Способствует лучшей фиксации и осознанию разработчиками программы развития пути, пройденного ОУ, наиболее важных сильных сторон ее опыта и традиций, тех аспектов деятельности, в которых ОУ накопила особенно высокую компетентность и добилась успехов, больших по сравнению с другими ОУ (конкурентных преимуществ). |
5. | Анализ состояния и прогноза тенденций изменения внешней среды ОУ | Важная функция управления и составная часть аналитико-прогностического обоснования программы развития ОУ. Значимость ее связана с пониманием ОУ как открытой, социально-ориентированной системы. |
6. | Анализ состояния и прогнозирования тенденций изменения социального заказа ОУ | Важная функция управления и составная часть аналитико-прогностического обоснования программы развития ОУ. Значимость для развития ОУ огромна – от реализации данной функции и входящих в ее состав задач ОУ зависит общая социальная ориентация деятельности ОУ, уточнение миссии, определение моделей выпускников, выбор стратегии и основных направлений развития и т.п. |
7. | Аура ОУ | Метафорический термин, используемый для обобщенной, интегральной характеристики состояния ОУ, способного оказывать значимое положительное или негативное влияние на участников образовательного процесса, их настроение, физическое и психическое состояние, их деятельность и поведение. |
8. | Внешняя среда ОУ | Совокупность социальных и природных факторов, действие которых значимо для создания, выживания, функционирования и развития ОУ как открытой, социально-ориентированной и социально ответственной системы. Она определяет направленность ОУ, создает для этой деятельности благоприятные возможности, ограничения и угрозы. |
9. | Возможности | 1) как характеристика ОУ, его подсистем, систем управления, т.е. внутренние, собственности. Все, что ОУ может сделать, осуществить, превратить в действительность. 2) как характеристика ситуационного фона, окружения по отношению к деятельности ОУ, т.е. внешние. Характеристика ситуаций во внутренней и внешней среде ОУ, рассматриваемых в контексте и с точки зрения их ожидаемого положительного влияния на решение некоторых актуальных (прежде всего, стратегических) задач и проблем ОУ. |
10. | Возможности и ограничения | Пара взаимосвязанных понятий, отражающих в своей совокупности собственные возможности, общий потенциал системы. В контексте данного понятия возможности понимаются как позитивные, имеющиеся в наличии составляющие такого потенциала, а ограничения – как то, что система по тем или иным причинам делать не может. |
11. | Возможности и опасности, угрозы | Пара взаимосвязанных понятий, отражающих в своей совокупности ситуационные возможности, т.е. возможности внешней среды, которые благоприятны или неблагоприятны для ОУ. При этом под возможностями понимаются, как правило, благоприятные позитивные возможности, а нежелательные для ОУ возможности именуются опасностями, угрозами. |
12. | Возможности и требования | Пара взаимосвязанных понятий, используемых при отображении любых процессов детерминации жизнедеятельности ОУ. ОУ сталкивается с множеством внешних и внутренних требований, выступающих как следствие определенных ценностей, ожиданий, потребностей, интересов. Без выявления этих требований невозможно определить, что и как должно быть сделано, нельзя дать оценку текущей деятельности, нельзя выявить и возможности ОУ, так как нельзя говорить о возможностях вообще, можно и нужно говорить о возможностях по отношению к конкретным требованиям. |
13. | Вызовы и ответы | Словосочетание, используемое для характеристики поведения ОУ во взаимоотношениях с окружающей средой. В качестве вызовов рассматриваются любые явления и изменения внешней или внутренней среды ОУ, порождающие новые требования к нему и системе управления, требующие от нее адекватного реагирования, действия – ответ на вызов. |
14. | Дескриптивные (описательные) модели в образовании и управлении | Модели, используемые для описания существующего положения дел. Иногда к таким моделям относят и модели, выполняющие также функции объяснения имеющихся ситуаций. Значение таких моделей для науки и практики связано с тем, что они требуют разработки и представления понятийного аппарата, т.е. интеллектуальных средств познания сложных систем, служат основой для описания педагогического и управленческого опыта. |
15. | Диагностика | Распознание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза поведения, а также принятия решения о возможностях воздействия на это поведение. |
16. | Диагностические методы | Способы, приемы сбора и анализа диагностической информации: наблюдение, эксперимент, опрос-интервью, тесты при корректном применении в адекватных ситуациях, дающие максимальную эффективность. |
17. | Достижения ОУ | Положительные, успешные результаты жизнедеятельности ОУ и его подсистем – образовательной, инновационной, обеспечивающей, управленческой, школьного сообщества. |
18. | Задачи программы развития ОУ | Важнейшие инвариантные требования к целевым комплексным программам развития ОУ. Главными являются: - определить и описать место ОУ в системе социальных связей и взаимодействий и выявить достигнутый уровнеь жизнедеятельности ОУ (решение предполагает анализ состояния и прогнозирование тенденций изменений внешней среды и социального заказа адресуемого ОУ и их соотнесение с возможностями получения ресурсов извне, анализ и оценку достижений ОУ и его актуальных проблем и находит свое отражение в информационной справке о ОУ и аналитико-прогностическом обосновании программы); - определить и описать образ желаемого будущего состояния ОУ, ее структуру и функционирование (решение отражается в концептуальном и детализированном проектах будущего ОУ, в концепции будущего состояния ОУ); - определить и описать стратегию и тактику перехода (перевода) ОУ из существующего – в новое, желаемое состояние, разработать конкретный план такого перехода (решение отражается в разделе программы «Стратегия и тактика перехода в новое состояние»). |
19. | Заказ (социальный заказ) на образование | Понятие, традиционно служащее для выражения совокупных социальных требований общества к системе образования. Определяется культурными и образовательными потребностями, интересами и ожиданиями заказчиков на образование и поэтому может носить внутренне противоречивый характер. |
20. | Заказчики на образование | Совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, физических и юридических лиц, выступающих в качестве носителей и выразителей образовательных и культурных потребностей, в разных формах и с разной активностью предъявляющих эти потребности в виде запросов, пожеланий, требований существующей системе образования. |
21. | Заказчики ОУ | Составляющая заказчиков на образование и одна из главных групп контрагентов ОУ; все группы и отдельные лица, предъявляющие свои образовательные и культурные потребности конкретному ОУ. |
22. | Зонирование ОУ | Аспект организационного проектирования и структурирования внутренней среды ОУ, проявляющийся в делении ее на совокупность различных относительно самостоятельных функциональных зон, имеющих специфическое назначение, а также соответствующее ему место, оформление, оборудование и т.п. |
23. | Измерение в образовании | Выявление количественных характеристик изучаемых явлений. В основе практически всех диагностических методов, применяемых в образовании, лежат процедуры измерения. Представляет собой применение определенного измеряющего средства для определения количественных характеристик явления (объекта), это приписывание чисел объектам или их свойствам в соответствии с определенными правилами. |
24. | Информационная справка об ОУ | Необходимая составная часть программы развития ОУ. Призвана выполнить важные функции как по отношению к разработчикам программы развития, так и по отношению к внешним экспертам. Мыслится как информационный и информативный, а не аналитический. Разработчики программы развития, собирая материал для информационной справки, начинают лучше осмысливать достигнутый уровень развития ОУ, а внешние эксперты, читая ее, способны быстро войти в курс основных достижений и проблем ОУ. От информационной справки требуется краткое изложение важнейшей объективной информации об ОУ: - наименование и статус ОУ сегодня (для ОУ, меняющих наименование, номер, статус, следует отметить важнейшие из этих изменений и их даты); - краткая вводная характеристика социального окружения ОУ и характера его влияния на ОУ и образовательный процесс в нем, а также места ОУ в социуме, в территориальной образовательной системе; - краткая вводная характеристика важнейших (с т.з. разработчиков программы и интересов развития ОУ) этапов истории ОУ; - важнейшие объемные показатели ОУ (количество обучающихся, классов-комплектов, наличие и характер потоков и различных видов классов, сменность занятий); - характеристика контингента обучающихся; - характеристика педагогического персонала ОУ (общее количество педагогов, соотношение основных педагогов и совместителей, распределение педагогов по возрасту, стажу, уровню образования, квалификации (с учетом разрядов и категорий по ЕТС, наличие учителей, отмеченных наградами, почетными званиями, имеющих ученые степени, работающих в школе профессоров и преподавателей вузов, сотрудников НИИ и т.п.); - характеристика действующего программно-методического обеспечения учебного и воспитательного процесса; - характеристика подходов к диагностике результатов образовательного процесса; - характеристика состояния школьного здания, инфраструктуры образовательного процесса, аудиторного фонда; - характеристика наличия и состояния учебно-материальной базы ОУ; - характеристика нормативно-правового и документационного обеспечения работы ОУ; - краткая характеристика действующей системы управления ОУ; - основные результаты образовательного процесса (в динамике за ряд лет); - основные результаты инновационных процессов, ОЭР работы в ОУ. По ходу изложения информационной справки следует использовать графики и диаграммы с краткими комментариями. |
25. | Клиенто-ориентированные системы | Обобщенная неформальная характеристика социальных систем, сознательно ориентирующих себя на удовлетворение потребностей различных клиентов. |
26. | Конкуренты ОУ | Одна из групп контрагентов ОУ; ОУ, оказывающие сходные с рассматриваемым ОУ образовательные услуги, объективно и/или осознанно находящиеся с ним в отношениях конкуренции на рынке образовательных услуг. |
27. | Концепция |
2) относительно целостная и завершенная, структурированная совокупность (при высоком уровне целостности и связанности – система) взглядов, представлений, идей. |
28. | Концепция желаемого будущего состояния ОУ |
2) текст, излагающий эти представления, - необходимая составная часть программы развития ОУ. |
29. | Концепция развития ОУ |
2) составная часть программы развития ОУ, следующая по логике за концепцией желаемого будущего состояния ОУ. Разрабатывается на базе проблемно-ориентированного анализа состояния ОУ и образа будущего ОУ и зависит от их содержания и качества. |
30. | Модель выпускника ОУ | Важнейший стратегический ориентир жизнедеятельности ОУ, общая основа для постановки конкретных образовательных целей, совокупность идеальных представлений субъектов образовательного процесса о требуемом, необходимом характере и уровне качества (результатов) образования в ОУ. |
31. | Мониторинг | Постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям, специально организованное наблюдение за чем-либо. Очень популярен в контексте проблем управления. |
32. | Мотивация |
3) вид управленческого действия, аналог управленческого действия «руководство». |
33. | Научно-методический совет в ОУ | Коллективный профессиональный орган, объединяющих субъектов, стремящихся осуществлять преобразования в ОУ на научной основе, руководствуясь определенными научными положениями, подходами, идеями. |
34. | Научный консультант ОУ | Название должности, вводимой в последние годы в некоторых ОУ (как правило, ОУ с повышенным уровнем образования, ведущих большой объем исследовательской, инновационной, экспериментальной работы и имеющие внебюджетные источники финансирования). В роли научных консультантов обычно выступают высококвалифицированные, имеющие ученые степени и звания научные работники или преподаватели вузов и ИПК. |
35. | Образовательные услуги | Комплекс услуг, оказываемых ОУ и связанных с реализацией главных целей образования, осуществлением его миссии. Основные параметры образовательных услуг: широта профиля, глубина специализации, фундаментальность подготовки, качество, уровень цены, условия оплаты, длительность времени по оказанию услуг, объем (перечень) сопутствующих услуг. |
36. | Описание опыта управления | Процесс выявления и фиксации (в форме текста, с использованием графических моделей, иллюстраций) значимых характеристик практики управления. Может соответствовать реализации описательной функции науки в целом и конкретного научного исследования (которая предшествует объяснительной, предсказательной и проектно-конструктивной функции или комплекса функций, например, описание+объяснение+нормативные рекомендации). |
37. | Поставщики ресурсов для ОУ | Одна из групп контрагентов ОУ; лица и организации, обладающие ресурсами, необходимыми для выживания, функционирования и развития ОУ и могущие предоставить эти ресурсы в ОУ на безвозмедной (возмездной) основе. |
38. | Потребность в обновлении ОУ | Состояние ОУ, выражающее противоречие между объективно необходимыми свойствами и параметрами ее жизнедеятельности и теми реальными свойствами и параметрами, которые наличествуют актуально в тот или иной момент. Определяется с одной стороны, требованиями ее внешней и внутренней среды, а с другой стороны, возможностями ОУ удовлетворить эти требования. |
39. | Программа развития ОУ (целевая комплексная программа развития ОУ) | Важнейший стратегический документ ОУ, переходящего (перешедшего) в инновационный режим функционирования и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития. Обязательно содержит: аналитическое обоснование, постановку конкретных целей и задач, выбор средств достижения целей, планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение целей в установленные сроки, определенности и последовательности этих действий, ответственных исполнителей и т.п. Способствует преодолению неопределенности, упорядочению совместной деятельности и т.п. Программа развития является организационной основой политики школы. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования ОУ и механизмы ее реализации. Основные цели и задачи Программы соответствуют Федеральной программе развития образования на 2000-2010 гг. и региональной политике в области образования. Программа отражает тенденции развития образовательного пространства ОУ, анализирует проблемы и формулирует цели и задачи работы педагогического и ученического коллективов, определяет векторы изменений и преобразований, выявляет ресурсные возможности развития. Реализация программы строится на следующих принципах: - программно-целевого подхода, предполагающий единую систему планирования и своевременное внесение коррективов в планы; - вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития ОУ; - включение в решение задач всех субъектов образовательного пространства и социально-культурного пространства ОУ; - индивидуализации (выбор каждым участником образовательного процесса оптимальных средств саморазвития); - научности (отбор достижений педагогической теории и практики). Развитие образовательной системы ОУ в данный период предполагает переход ОУ из состояния функционирования в режим развития. |
40. | Результативность | Один из важнейших показателей успеха ОУ или его отдельных подсистем и процессов. Определяется как соотношение между реально достигнутым и требуемым (ожидаемым, стандартным, необходимым, желаемым, обязательным) результатом деятельности. |
41. | Система ценностей ОУ. Философия ОУ | Важнейшее стратегическое духовное основание жизнедеятельности современного ОУ. Система ценностей или философия ОУ должна представлять собой продуманный, выстраданный данным сообществом субъектов комплекс ответов на такие вопросы, как, например: что есть человек и в чем смысл его жизни? Каковы пути нормального развития человеческой личности? Какие условия необходимы для эффективного становления и развития личности? Какую роль в этом должна играть система образования? За что ОУ должно, (и за что не должно) нести ответственность? На каких принципах должна быть построена такое ОУ, которое способно дать хорошее, качественное образование и создать благоприятную среду для развития обучающихся? Какие требования такое ОУ предъявляет к взрослым членам сообщества: педагогам, администраторам, другим сотрудникам? и др. |
42. | Управление тенденциями | Стратегия управления предполагающая: 1) соотнесение ценностей и целей ОУ с реальными прогрессивными тенденциями развития культуры и образования; 2) отслеживание и прогнозирование (а затем поддержку и регулирование) прежде всего реальных, естественных тенденций развития ОУ и внутришкольных процессов; 3) стратегический характер мышления, отсутствие спешки и стремление поддерживать все и всякие новшества; 4) отказ от искусственного (не поддерживаемого реальными тенденциями) насаждения любых новаций и т.п. |
43. | Успехообразующие факторы | Факторы успеха – внутренние и внешние, объективные и субъективные, спонтанные и управляемые факторы, детерминирующие, обусловливающие, определяющие достижение успеха. |
44. | Формирующий (созидательный) эксперимент | Наиболее важный вид эксперимента, в ходе которого на основе предварительно проведенных теоретических и эмпирических исследований и сформулированных гипотез, сознательно моделируются, проектируются и создаются новые образовательные процессы и системы, приводящие к заранее предсказанным и принципиально новым значимым результатам. |
45. | Функции управления развитием, инновационными процессами в ОУ | Конкретные функции системы управления ОУ, реализация которых ориентирована на эффективное управленческое обеспечение и сопровождение развития ОУ. А именно: - стратегический анализ состояния и прогнозирования тенденций изменения значения внешней среды ОУ; - стратегический анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, требований общества к ОУ; - мониторинг изменений в социальном окружении ОУ, в образовательной политике, в территориальной образовательной системе; - системный анализ и оценка достижений ОУ, образовательного процесса, имеющегося у ОУ передового опыта, конкурентных преимуществ; - системный проблемно-ориентировочный анализ состояния и тенденций изменения школьной системы в свете нового социального заказа; - организация ценностного самопределения школьного сообщества, ориентация в системе ценностей; - организация выработки новой системы ценностей школьного сообщества; - инициирование «кризисной компетентности» в школьном сообществе, стимулирование инновационной модели поведения; - организация выработки новой миссии ОУ; - организация разработки образов (моделей) выпускников ОУ; - организация выработки и задавания нормативов качества образования в ОУ; - планирование, организация, руководство и контроль разработки целевой программы развития ОУ; - организация разработки концепции будущего состояния ОУ; - организация разработки стратегии перехода к новому состоянию ОУ; - выработка курса инновационной образовательной политики ОУ; - организация проектирования основных направлений обновления ОУ и достигаемых рубежей по каждому направлению; - планирование инновационной деятельности в ОУ; - планирование, организация, руководство и контроль реализации целевой программы развития ОУ; - планирование, организация, руководство и контроль НИР в ОУ; - организация разработки нового учебного плана ОУ; - организация поиска образовательных и иных новшеств за пределами ОУ; - организация разработки нового программно-методического обеспечения; - экспертиза нового программно-методического обеспечения; - разработка нормативных требований к организации отдельных инновационных проектов; - организация подразделений и служб, занимающихся инновационной, исследовательской, опытно-экспериментальной работой; - координация отдельных инновационных проектов; - инициирование и курирование отдельных инновационных проектов; - организация разработки нормативной документации, обеспечивающей инновационную деятельность в ОУ; - организация изучения и обобщения опыта инноваций в ОУ; - организация установления и использования внешней среды в интересах развития инновационных процессов в ОУ; - руководство инновационной деятельностью в ОУ; - стимулирование участия педагогов, детей, родителей в развитии ОУ; - организация профилактики и преодоления сопротивления нововведениям; - организация ресурсного обеспечения инновационных процессов; - анализ и оценка эффективности инновационной деятельности; - проектирование обновлений образовательной среды ОУ; - поддержка процессов интеграции в школьном сообществе. |
46. | Целеполагание | Компонент человеческой, в частности – педагогической и управленческой деятельности, обеспечивающий принятие решений о целях предстоящей деятельности и ее субъектов. |
47. | Целеуказание | Действие уполномоченного субъекта управления по постановке перед подчиненными сотрудниками конкретных целей работы в конкретной ситуации. |
48. | Эксперимент | Метод научного исследования, в рамках которого в специально контролируемых и управляемых условиях осуществляется планомерное изучение явлений, проверяются гипотезы о связях и взаимосвязях между ними. |
49. | Экспертное заключение | Основной документ, подготавливаемый по результатам экспертизы. Основными компонентами являются: констатирующая часть (информация об объекте, характеристику представленных материалов); аналитико-оценочную (анализ и оценка положительных аспектов и нерешенных проблем); и нормативно-рекомендательную (формулируются предложения, рекомендации). |
50. | Элиминация | Прием интеллектуальной деятельности, при котором происходит мысленное удаление, изъятие какого-либо элемента рассматриваемой системы и оцениваются возможности позитивного или негативного последствия его отсуствия в этой системе. |
Примечание:Понятия и категории, включенные в данное сопровождение, нашли свою интерпретацию в отдельных статьях ФЗ «Об образовании», а также в Словаре-справочнике руководителя образовательного учреждения «Управление школой». [Текст] Под ред. А.М. Моисеева, А.А. Хвана. Изд-во: Педагогическое общество России, М., 2005. 320 с.
Похожие документы:
Программа развития (4)
Программа... образовательной среды (образовательная программа, Программаразвития прогимназии). В процессе реализации Программыразвития планируется достижение первоначально спланированных ...Программа развития (5)
Программа... области. 1. Паспорт программыразвития школы Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления ... обществе. 5. Основные мероприятия по реализации программыразвития школы. 1. Модернизация содержательной и технологической ...Программа развития (6)
Программа... , который решает вопросы, связанные с реализацией программыразвития, рассматривает проблемы, подготовленные научно-методическим ... основе базисного. 2. Скорректированные программы по предметам. Разработанная программаразвития школы. Второй этап ( 2006 ...Программа развития (8)
Программа... Оценка эффективности реализации программыразвития. Эффективность реализации Программыразвития школы будет оцениваться по ... общеобразовательной школы Полное наименование программыПрограммаразвития муниципального общеобразовательного учреждения ...Программа развития (14)
Программа... и определение перспектив дальнейшего развития школы. Управление программой. Подготовкой и реализацией Программыразвития школы осуществляется педагогическим ...Программа развития (24)
Программа... 4. Бюджет реализации программыразвития 5. Механизмы управления реализации программыразвития ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программыПрограммаразвития МОУ Новокаменская средняя ...