Главная > Учебно-методический комплекс


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

Факультет документально-информационных коммуникаций

Кафедра библиотековедения, документоведения и библиографии

СИСТЕМА КАЧЕСТВА

Одобрено НМС ПГИИК

Протокол № __

«__»________ 200____г.

Председатель_______

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ИТОГОВОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»

квалификация «Менеджер информационных ресурсов»

Пермь 2009

Составитель: Е.Н. Кислицина, канд. пед. наук, доцент

Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» : квалификация

«Менеджер информационных ресурсов» / сост. Е.Н. Кислицина. – Пермь, 2009. – 103 с.

Методические материалы к государственному экзамену и по подготовке дипломных исследований составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», утвержденным УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов (М., 2003). Издание предназначено для студентов выпускного курса, содержит материалы в помощь подготовке к Государственному экзамену.

СОДЕРЖАНИЕ

БЛОК А ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭКЗАМЕНА………………………………………………………………………6

1 Общие положения……….……………………………………………………..6

2. Подготовка к государственному экзамену. Формирование

государственной экзаменационной комиссии………………………………..6

3 Организация и проведение государственного экзамена……………………..7

4 Подведение итогов государственного экзамена……………………………...8

5 Содержание методических материалов к государственному экзамену…….8

6 Вопросы к государственному экзамену……………………………………….9

6.1 Цикл библиотековедческих дисциплин…………………………….......9

6.1.1 Библиотековедение. Общий курс………………………………..9

6.1.2 Аналитико-синтетическая переработка и каталогизация

документов………………………………………………………………9

6.1.3 Библиотечный фонд………………………………………………9

6.1.4 Библиотечное обслуживание читателей…………………………9

6.1.5 Библиотековедческие исследования…………………………......9

6.1.6 Информационные системы и технологии………………………10

6.2 Цикл управленческих дисциплин………………………………………10

6.2.1 Библиотечный менеджмент……………………………………...10

6.2.2. Библиотечно-информационный маркетинг…………………….10

6.2.3 Библиотечно-информационное право…………………………...11

6.2.4 Экономика библиотечно-информационной

деятельности………………………………………….………………....11

6.3 Цикл библиографических дисциплин…………………………………..11

6.3.1 Документоведение………………………………………………..11

6.3.2 Библиографоведение……………………………………………..11

6.3.3 Библиографическая деятельность библиотек…………………..11

6.3.4 Информационные ресурсы социально-экономического

комплекса………………………………………………………………..12

6.3.5 Информационные ресурсы научно-технического и

агропромышленного комплекса……………………………………….12

6.3.6 Информационные ресурсы художественно-эстетического

комплекса………………………………………………………………..12

6.3.7 Краеведческая деятельность библиотек…………………….......12

7. Литература………………………………………………………………...........12

7.1 основная……………………………………………………………..........12

7.2 дополнительная………………………………………………………......15

8 Периодические и продолжающиеся издания……………………………….....17

8.1 Журналы………………………………………………………………….17

8.2 Продолжающиеся издания………………………………………………17

9 Программа и списки литературы к государственному экзамену……………17

9.1 Цикл библиотековедческих дисциплин…………………………...........17

9.1.1 Библиотековедение. Общий курс………………………………..17

9.1.2 Аналитико-синтетическая переработка и каталогизация

документов……………………………………………………………...................21

9.1.3 Библиотечный фонд………………………………………………24

9.1.4 Библиотечное обслуживание читателей………………………...26

9.1.5 Библиотековедческие исследования…………………………….28

9.1.6 Информационные системы и технологии…………………........28

9.2 Цикл управленческих дисциплин…………………………………........30

9.2.1 Библиотечный менеджмент……………………………………...30

9.2.2. Библиотечно-информационный маркетинг…………………….38

9.2.3 Библиотечно-информационное право…………………………...41

9.2.4 Экономика библиотечно-информационной

деятельности…………………………………………………………….46

9.3 Цикл библиографических дисциплин………………………………......48

9.3.1 Документоведение…………………………………………..........48

9.3.2 Библиографоведение…………………………………………......49

9.3.3 Библиографическая деятельность библиотек…………………..51

9.3.4 Информационные ресурсы социально-экономического

комплекса………………………………………………………………..54

9.3.5 Информационные ресурсы научно-технического

и агропромышленного комплекса………………………………..........56

9.3.6 Информационные ресурсы художественно-эстетического

комплекса………………………………………………………………..57

9.3.7 Краеведческая деятельность библиотек………………………...58

БЛОК Б МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ И НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ………………………………………………………...60

1 Общие положения................................................................................................60

2 Основные этапы подготовки дипломного исследования ……………………61

3 Структура и содержание дипломной работы……………………………….....64

4 Оформление дипломной работы…………………………………………….....66

4.1. Общие положения……………………………………………………….66

4.2. Титульный лист………………………………………………………….67

4.3. Текст дипломной работы……………………………………………….67

4.4. Оформление списка использованных источников и приложений…...69

5 Научное руководство дипломной работой………………………………........70

6 Рецензирование дипломной работы………………………………………………….71

7 Подготовка к защите и защита дипломной работы………………………………….71

Приложение 1 Образец заявления для написания дипломной работы………………74

Приложение 2 Образец задания по подготовке дипломной работы…………………75

Приложение 3 Образец оформления титульного листа…………………….................79

Приложение 4 Образец оформления реферата………………………………………...80

Приложение 5 Образец оформления содержания дипломной работы……………….81

Приложение 6 Образец списка условных сокращений и обозначений ……………...82

Приложение 7 Образцы библиографического описания документов………………..83

Приложение 8. Сокращение слов в библиографической записи……………………..89

БЛОК А ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Согласно п. 7.1.3. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» квалификации Менеджер информационных ресурсов государственный экзамен преследует цель произвести комплексную оценку полученных за период обучения знаний, умений и навыков в области библиотечно-информационных ресурсов и технологий с учетом специфики учебного процесса и региональных особенностей. Включает вопросы по всем основным направлениям общепрофессиональной и специальной теоретической и практической подготовки специалиста.

1.2. Государственный экзамен по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» вводится во всех высших учебных заведениях страны, занимающихся подготовкой специалистов для библиотек и других учреждений и организаций в системе документных коммуникаций.

1.3. Государственный экзамен по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» проводится после завершения изучения всех курсов общепрофессиональных и специальных дисциплин в сроки, предусмотренные учебным планом и учебным графиком, принятыми в Пермском государственном институте искусства и культуры.

1.4. Государственный экзамен по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» позволяет определить степень усвоения студентами основных положений общепрофессиональных и специальных дисциплин, умение самостоятельно анализировать библиотечно-информационные ситуации, активно использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

2 ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ.

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

2.1. Сдача государственного экзамена проводится до защиты выпускной квалификационной работы специалиста.

2.2. Для подготовки и сдачи государственного экзамена выделяется не менее двух недель, в течение которых проводятся обзорные лекции в соответствии с Программой государственного экзамена.

2.3. Прием государственного экзамена осуществляется Государственной аттестационной комиссией, которая формируется ежегодно из числа профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры во главе с председателем, высококвалифицированным представителем отрасли.

2.4. Председатель Государственной аттестационной комиссии утверждается по представлению ректора Пермского государственного институте искусства и культуры Министерством культуры РФ не позже, чем за месяц до начала государственного экзамена.

2.5. Расписание государственного экзамена утверждается проректором вуза по учебной работе и доводится до сведения студентов не позже чем за месяц до его начала.

2.7. Экзамен проводится по билетам, каждый из которых представляет собой конкретизацию комплексных заданий, приведенных в программе государственного экзамена. Билеты утверждаются на заседании кафедры и подписываются проректором по учебной работе.

2.8. В Государственную аттестационную комиссию до начала экзаменов предоставляются следующие документы:

2.8.1 приказ ректора (декана) о допуске студентов к государственному экзамену;

2.8.2. сводная ведомость о выполнении студентами учебного плана и полученных ими оценках по теоретическим дисциплинам, курсовым работам, практикам.

2.9. Протоколы Государственной аттестационной комиссии, зачетные книжки, экзаменационную ведомость оформляет технический секретарь, который несет ответственность за правильность сделанных записей.

3 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

3.1. К государственному экзамену по специальности допускаются студенты, завершившие изучение всех дисциплин, предусмотренных учебным планом, сдавшие все зачеты, экзамены и защитившие курсовые работы.

3.2. Государственный экзамен проводится в форме устного ответа на вопросы, сформулированные в билете. При подготовке ответа на вопрос экзаменуемым разрешается пользоваться Программой государственного экзамена, рабочими программами по отдельным дисциплинам, одобренными Научно-методическим Советом Пермского государственного института искусства и культуры.

3.3. Государственный экзамен проводится на открытом заседании комиссии при наличии не менее четырех ее членов. Время подготовки ответа на вопросы экзаменационного билета не должно превышать одного часа; продолжительность ответа – не более 20 минут. Продолжительность заседания государственной аттестационной комиссии составляет не более шести часов в день.

3.4. Решение об оценке знаний студента принимается Государственной аттестационной комиссией на закрытом заседании открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, участвовавших в заседании. При равном количестве голосов решающим является голос председателя.

3.5. Результаты государственного экзамена оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

3.6. Получение неудовлетворительной оценки на экзамене по специальности лишает студента права защищать выпускную квалификационную работу специалиста.

3.7. Лица, получившие на государственном экзамене неудовлетворительную оценку, отчисляются из высшего учебного заведения. К повторной сдаче государственного экзамена они могут быть допущены в течение трех лет после отчисления из вуза, но не ранее чем в следующую сессию по сдаче государственного экзамена по специальности.

3.8. Студентам, не сдавшим государственный экзамен по уважительной, документально подтвержденной причине, ректор вуза может разрешить сдачу экзамена в период подготовки и защиты выпускной квалификационной работы специалиста.

3.9. Протоколы заседания Государственной аттестационной комиссии, экзаменационная ведомость и зачетные книжки с проставленными в них оценками подписываются председателем и членами комиссии.

4 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

4.1. Результаты государственного экзамена объявляются экзаменуемым в день его проведения после оформления всех документов.

4.2. По окончании работы государственной аттестационной комиссии ее председатель составляет отчет согласно установленному порядку.

4.3. Итоги государственного экзамена обсуждаются на Ученом Совете Пермского государственного института искусства и культуры и на заседании выпускающей кафедры библиотековедения, документоведения и библиографии.

5 СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

5.1. Настоящие методические материалы включают перечень вопросов к государственному экзамену по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность».

5.2. Методические материалы включают список литературы общего характера, содержащий, главным образом, учебные, справочные, научные издания, которые имеют комплексный характер и помогут студентам подготовиться к нескольким вопросам государственного экзамена.

5.3. По каждому вопросу государственного экзамена настоящие методические материалы рекомендуют основную литературу. Библиографические списки по каждому вопросу включают учебные издания (учебники и учебные пособия), справочные и научные издания, публикации в специальной библиотековедческой и библиографоведческой печати.

5.4. В библиографические списки включена, прежде всего, литература, рекомендуемая УМО по библиотечно-информационному образованию. При составлении списков предпочтение отдавалось публикациям последних лет издания.

6 ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

6.1 ЦИКЛ БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

6.1.1 Библиотековедение. Общий курс

1. Библиотековедение, эволюция его развития. Место библиотековедения в системе наук

2. Концепция библиотеки в современном российском библиотековедении

3. Типология библиотек как одна из важных проблем библиотековедения. Ее значение для развития библиотечного дела

4. Универсальные и специальные библиотеки: сравнительный анализ

5. Национальные библиотеки: типологические признаки и закономерности функционирования

6. Библиотечное дело как социальная система: основные принципы и закономерности ее функционирования

6.1.2 Аналитико-синтетическая переработка

и каталогизация документов

1. Современное состояние и перспективы развития теории и методики библиографического описания документов. Система государственных стандартов по библиографическому описанию

2. Индексирование документов: виды и особенности

3. Аннотирование и реферирование как аналитико-синтетический процесс переработки текстовой информации. Виды аннотаций и рефератов

6.1.3 Библиотечный фонд

1. Структурирование библиотечного фонда

2. Моделирование библиотечного фонда

3. Теория и технология комплектования фондов российских библиотек в современный период

4. Современное состояние и перспективы учета библиотечного фонда

5. Проблемы сохранности библиотечного фонда

6.1.4 Библиотечное обслуживание читателей

1. Методологические основы обслуживания пользователей библиотеки

2. Типология читателей: сравнительный анализ различных концепций

3. Визуальные и вербальные формы библиотечного обслуживания

4. Индивидуальная работа с читателями как воплощение принципа персонификации библиотечного обслуживания

5. Особенности библиотечного обслуживания в библиотеках разного типа

6.1.5 Библиотековедческие исследования

1. Научно-исследовательская работа библиотек Российской Федерации

6.1.6 Информационные системы и технологии

1. Библиотека как автоматизированная технологическая система

2. Современные библиотечно-информационные технологии

3. Автоматизированные библиотечно-информационные системы: состояние, внедрение, развитие

6.2 Цикл управленческих дисциплин

6.2.1 Библиотечный менеджмент

1. Библиотечный менеджмент как научная дисцилина и концепция управления библиотекой

2. Типы структур управления библиотекой. Категориальный подход к формированию типов управления библиотекой

3. Нормирование библиотечного труда как условие повышения его эффективности

4. Планирование как функция библиотечного менеджмента

5. Управленческий учет и контроль в библиотеке: теоретические основы, объекты и формы

6. Стратегическое управление библиотекой: назначение, возможности и перспективы реализации

7. Формирование миссии и целей библиотеки

8. Стратегии развития библиотеки: назначение, типы, условия выбора. Алгоритм формирования стратегии

9. Менеджмент кадровых ресурсов библиотеки. Кадровая политика, особенности её формирования и реализации в библиотеке

10. Формирование и развитие персонала в системе кадровых мероприятий библиотеки

11. Современные проблемы организации и деятельности методических служб. Научное и организационно-методическое обеспечение инновационной деятельности библиотек

12. Государственная и региональная библиотечная политика, способы её реализации

13. Библиотечные общества и ассоциации: цели, задачи, направления деятельности

6.2.2 Библиотечно-информационный маркетинг

1. Маркетинг как регулятор стратегии и тактики управления библиотекой

2. Исследование как основа маркетинговой деятельности: назначение, типы. Основные направления реализации маркетинговых исследований

3. Внешняя и внутренняя среда библиотеки. Методы её изучения

4. Реклама как элемент системы маркетинговых коммуникаций. Приоритетные направления развития рекламной деятельности в библиотеках

5. Паблик рилейшенз как деятельность по установлению взаимоотношений библиотеки с обществом

6.2.3 Библиотечно-информационное право

1. Библиотека в контексте современного российского законодательства

2. Библиотечное законодательство РФ: состояние, перспективы развития

3. Регулирование деятельности библиотечно-информационного учреждения на уровне локальных правовых актов

6.2.4 Экономика библиотечно-информационной деятельности

1. Экономические отношения в сфере библиотечно-информационной деятельности

2. Финансирование библиотек в современных условиях

6.3 Цикл библиографических дисциплин

6.3.1 Документоведение

1. Документ как объект библиотечно-библиографической деятельности (определение, свойства, функции, структура)

2. Видовая классификация документов. Различные подходы к проблеме классификации документов



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс (211)

    Учебно-методический комплекс
    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКС 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД МБОУ Мирновская СОШ Начальное ... язык. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2012: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов ...
  2. Учебно – методический комплекс (5)

    Книга
    Учебнометодическийкомплекс Класс Учебники Методическая литература Программа Мультимедиа Сенашева Т. И. 5 класс Н. Я. ... 8, С. Е. Полянский М Вако, 2004 Учебнометодическое пособие, Дрофа, 2004 Программно-методические материалы. Физика 7-11 ...
  3. Учебно-методический комплекс (307)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическийкомплекс Учебники Программа Методические пособия Алгебра 7 класс ... 2008 уч. год. Учебно-методическийкомплекс. 2007 – 2008 уч. ... «Изучение геометрии в7-9классах». Методические рекомендации к учебнику.-4-е изд.-М.: Просвещение ...
  4. Учебно – методический комплекс (3)

    Методические рекомендации
    УчебнометодическийкомплексМетодические материалы Содержание Методические рекомендации Методические рекомендации для подготовки команд к ... Лепина, И.А. Пономарева, С.Е. Клюйков. СПБ, 2007 Методические рекомендации для подготовки команд к городским ...
  5. Учебно-методический комплекс (99)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическийкомплекс. класс учитель предмет учебник программа 5 ...
  6. Учебно-методический комплекс ашинского городского детско-юношеского центра информационная карта

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическийкомплекс Ашинского городского ... «Коммуникативный тренинг для старшеклассников и студентов» Учебно-методическое пособие. Челябинск, 2000 г. Пиз ... . – М., 1999, 106 стр. Учебно-методическое пособие для экзаменационных требований с 10 ...

Другие похожие документы..