Главная > Автореферат диссертации


«В печать»

Проректор ГОУ ВПО ПГЛУ

по научной работе

и развитию интеллектуального

потенциала университета, доцент

Заврумов З.А.________________

На правах рукописи

УДК 811

Б 81

БОНДАРЕВ МАКСИМ ГЕРМАНОВИЧ

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНО

ОРИЕНТИРОВАННОМУ ЧТЕНИЮ СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

(иностранные языки, уровень профессионального образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Рекомендуется в печать

Председатель Диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор

Барышников Н.В.

Рекомендуется в печать

Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент Тарасова О.А.

Рекомендуется в печать

Зав. кафедрой иностранных языков Технологического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г. Таганроге кандидат педагогических наук, доцент Краснощекова Г.А.

Рекомендуется в печать

Научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент

Краснощекова Г.А.

Пятигорск – 2009

На правах рукописи

УДК 811

Б 81

БОНДАРЕВ МАКСИМ ГЕРМАНОВИЧ

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНО

ОРИЕНТИРОВАННОМУ ЧТЕНИЮ СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(иностранные языки, уровень профессионального образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Пятигорск 2009

Работа выполнена на кафедре иностранных языков Технологического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

Научный руководитель –

кандидат педагогических наук,

доцент КРАСНОЩЕКОВА

ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук,

профессор МИЛОВАНОВА

ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА;

кандидат педагогических наук,

доцент ВОРОБЬЕВ

ГЕННАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Ведущая организация –

Московский государственный технический университет

им. Н.Э. Баумана

Защита состоится ";29"; сентября 2009 г. в 14 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.193.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9, конференц-зал №1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».

Текст автореферата размещен на сайте ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»:

Автореферат разослан ";28"; августа 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент

Тарасова О.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность данного исследования обусловлена современными требованиями к уровню владения иностранным языком специалистом технического профиля, обладающего высоким уровнем информационной культуры, способного ориентироваться в электронных иноязычных источниках информации, систематизировать и интерпретировать полученные в ходе чтения профессиональные сведения.

Сегодня электронные источники, в том числе Интернет, открывают доступ к неограниченному количеству аутентичной профессионально ориентированной информации на иностранном языке, что подтверждает правомерность рассмотрения чтения текстов по специальности как одной из важнейших задач обучения иностранному языку в вузах технического профиля.

Обучение иноязычному чтению представляет собой сложную и актуальную проблему, рассмотрению различных аспектов которой посвящены работы таких исследователей, как А.С. Балахонов, Н.В. Барышников, И.Н. Берман, И.Л. Бим, В.А. Бухбиндер, М.Л. Вайсбурд, А.В. Войнова, А.А. Вейзе, Н.В. Гуль, И.А. Зимняя, Р.А. Кузнецова, 3.И. Клычникова, Е.Н. Легочкина, М.А. Мосина, Е.И. Пассов, И.А. Попова, И.В. Рахманов, Г.В. Рогова, Т.С. Серова, Э.Г. Тен, С.К. Фоломкина, С.Ф. Шатилов, Л.В. Щерба.

Однако проблемы методики обучения профессионально ориентированному иноязычному чтению рассматривались применительно к извлечению информации на бумажных носителях. Мультимедиа технологии используют отличные от обычной книги способы кодирования и декодирования информации и соответственно иные схемы понимания, в большей мере ориентированные на зрительные образы, форму и цвет. Разработка и использование электронных учебных материалов являются адекватным ответом на требование времени «учить иначе».

В России и за рубежом теоретические и практические вопросы использования компьютера и компьютерных программ в процессе обучения иностранным языкам разрабатывали: Э.Г. Азимов, Т.М. Балыхина, И.К. Бекасов, М.Ю. Бухаркина, И.В. Волкова, Г.А. Воробьев, Е.В. Виноградова, М.Г. Евдокимова, Т.В. Карамышева, Е.А. Маслыко, Е.И. Машбиц, Э.Л. Носенко, Е.С. Полат, О.И. Руденко-Моргун, О.В. Шелехова, R. Babaaissa, H-J. Buchkremer, T. Сhanier, N. Garrett, J. Higgins, M. Levy, D. Nevo, R. Taylor, J. Sanchez, и другие.

Компьютерная лингводидактика сегодня интенсивно развивается. Так, проблемы, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий при обучении чтению вообще и иноязычному профессионально ориентированному чтению, в частности, рассматривались в работах Н.В. Белкиной, А.Л. Буран, Т.В. Григорьевой, М.С. Гришиной, Е.И. Дмитриевой, Д.Д. Климентьева, Н.Л. Лукошкиной, А.А. Петуховой, И.Л. Сергиевской, Г.В. Сороковых, С.А. Фомина, О.Б. Тыщенко, N. Adam, E. Bruillard, G. Hermig, E. Simonnet, M. Wild и другие.

Между тем, проблема разработки и использования узконаправленных обучающих компьютерных программ, имеющих целью формирование профессионально ориентированной коммуникативной компетенции в чтении электронных текстовых материалов, остается нерешенной.

Совокупность рассмотренных факторов определяет актуальность настоящего исследования.

В результате анализа теории и практики обучения профессионально ориентированному чтению студентов технического вуза нами были выявлены противоречия между:

  • возрастающими требованиями к владению иностранным языком выпускником технического вуза и недостаточным уровнем сформированности профессионально ориентированной коммуникативной компетенции в чтении у значительного числа студентов;

  • высоким лингводидактическим потенциалом обучающих компьютерных программ и недостаточным использованием их в практике обучения иностранному языку студентов технического вуза;

  • личностно ориентированным обучением и тенденцией снижения числа аудиторных занятий;

Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования об эффективности использования обучающей компьютерной программы в обучении иноязычному профессионально ориентированному чтению студентов технического вуза.

В соответствии с выявленными противоречиями и сформулированной проблемой была определена тема исследования: «Обучение иноязычному профессионально ориентированному чтению студентов технического вуза с использованием компьютерной программы».

Объектом исследования является процесс формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции в чтении специальных текстов с использованием обучающей компьютерной программы.

Предметом исследования является методика обучения иноязычному профессионально ориентированному чтению текстовых материалов по специальности.

Целью исследования является научное обоснование и разработка эффективной методики обучения профессионально ориентированному иноязычному чтению студентов технического вуза с использованием компьютерной программы и проверка её валидности в ходе экспериментального обучения.

Гипотеза сформулирована следующим образом: обучение студентов технического вуза профессионально ориентированному чтению на английском языке будет более эффективным, если использовать специально разработанную узконаправленную компьютерную программу алгоритмического типа, построенную на методических принципах, учитывающих индивидуальные особенности студентов технических специальностей, особен­ности обучения профессионально ориентированному чтению, особенности автономного компьютерного обучения чтению, на базе профессионально ориентированных аутентичных иноязычных текстов и обучающего комплекса упражнений.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования было необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть и сопоставить имеющиеся в литературе основные подходы и позиции авторов в отношении проблемы исследования, путей и способов ее разрешения;

- исследовать психолого-педагогические и лингводидактические особенности обучения иноязычному профессионально ориентированному чтению в техническом вузе с использованием электронных учебных материалов;

- определить возможности использования компьютерных средств для обучения иноязычному профессионально ориентированному чтению;

- выявить методические принципы обучения профессионально ориентированному чтению с использованием обучающей компьютерной программы;

- отобрать аутентичные профессионально значимые текстовые материалы;

- разработать обучающую компьютерную программу “Radio engineering”;

- верифицировать эффективность разработанной методики обучения иноязычному профессионально ориентированному чтению с помощью обучающей компьютерной программы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  • изучение и анализ литературы по методике обучения иностранным языкам, психолингвистике, психологии, компьютерной лингводидактике;

  • критический анализ печатных учебных материалов и компьютерных программ по обучению иноязычному профессионально ориентированному чтению в неязыковом вузе;

  • наблюдение за процессом обучения профессионально ориентированному чтению в техническом вузе (ТТИ ЮФУ), обобщение опыта;

  • тестирование обучаемых;

  • интервьюирование студентов и преподавателей;

  • анкетирование студентов;

  • обучающий эксперимент;

  • статистические и математические методы обработки экспериментальных данных.

Методологической основой исследования являются идеи и теоретические положения ведущих отечественных и зарубежных ученых в смежных и базисных для методики обучения иностранным языкам науках, а именно:

  • в области психологии и педагогики – теория порождения речи и поэтапного формирования умственных действий (Н.И. Жинкин, П.Я. Гальперин), психологическая теория чтения (А.А. Леонтьев), психологические особенности обучения чтению на иностранном языке (З.И. Клычникова);

  • в области лингвистики – лингвистические особенности иностранного текста (А.А. Вейзе), лингвистическая теория текста (И.Р. Гальперин), теория текстовой деятельности в структуре социальной коммуникации (Т.М. Дридзе);

  • в области методики обучения иностранному языку – концепция коммуникативного обучения иностранным языкам (Е.И. Пассов); современные методы обучения иностранным языкам (Н.Д. Гальскова), контекстный подход (А.А. Вербицкий), компетентностный подход (Н.В. Баграмова, Р.П. Мильруд, А.А. Миролюбов), когнитивно-коммуникативный подход (Н.В. Барышников), теория создания системы упражнений для обучения иностранному языку (С.Ф. Шатилов), теоретические основы обучения иноязычному чтению (И.М. Берман, В.А. Бухбиндер, Г.В. Рогова, Н.В. Барышников, С.К. Фоломкина, Т.С. Серова), теория оценивания современного учебника по иностранному языку (И.Л. Бим);

  • в области компьютерной лингводидактики – концептуальные положения организации обучения иностранному языку на базе компьютерных технологий (Э.Г. Азимов, Т.М. Балыхина, Н.В. Белкина, М.Г. Евдокимова, Т.В. Карамышева, Е.Н. Легочкина, Е.С. Полат, И.В. Роберт, О.В. Шелехова, R. Babaaissa, J. Higgins, J. Sanchez), методические принципы создания профессионально ориентированных обучающих компьютерных курсов (Н.Л. Лукошкина), особенности создания мультимедийных учебников (О.И. Руденко-Моргун).

Научная новизна исследования заключается в:

  • обосновании использования в процессе обучения иноязычному профессионально ориентированному чтению гипертекстовой технологии и средств компьютерной наглядности на основе электронного текста;

  • определении методических принципов обучения иноязычному профессионально ориентированному чтению в рамках обучающей компьютерной программы;

  • разработке специфики содержания обучения профессионально ориентированному чтению с использованием обучающей компьютерной программы;

  • научном обосновании эффективности обучения иноязычному профессионально ориентированному чтению студентов технического вуза с использованием компьютерных программ;

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в разработке малоисследованной области методики обучения иностранным языкам: оптимизации процесса профессионально ориентированного обучения иностранным языкам с использованием компьютерных средств. В рамках исследования рассмотрены особенности компьютерного обучения иноязычному профессионально ориентированному чтению студентов технических вузов, которые могут быть использованы в дальнейшей разработке теории обучения чтению с помощью электронных учебных материалов.

Практическая ценность исследования заключается в создании обучающей компьютерной программы, представленной в форме электронного учебного пособия “Radio Engineering”, предназначенного для аудиторного и самостоятельного использования студентами радиотехнических специальностей в процессе обучения в рамках курса «Английский язык для специальных целей» и реализующего предложенную методику обучения профессионально ориентированному чтению в соответствии с действующими нормативными документами по иностранному языку для технического вуза.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются применением методов исследования, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки, надежностью математического аппарата обработки результатов, внедрением в практику обучения английскому языку в техническом вузе обучающей компьютерной программы. Кроме того, достоверность теоретических выводов подтверждается практическими результатами использования электронного учебного пособия “Radio Engineering” в учебном процессе.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Обучение профессионально ориентированному чтению на иностранном языке с использованием компьютерной программы предполагает реализацию совокупности общедидактических и методических принципов обучения, учитывающих индивидуальные особенности студентов технических специальностей, особенности обучения профессионально ориентированному чтению, особенности автономного компьютерного обучения чтению.

  2. Формирование иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции в чтении у студентов технического вуза предполагает развитие умений различных видов чтения (поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего) электронных текстовых материалов по специальности в зависимости от цели чтения.

  3. Использование обучающей компьютерной программы способствует интенсификации процесса обучения иноязычному профессионально ориентированному чтению благодаря гипертекстовой технологии и удобной системе управления, обеспечивающим оптимальный доступ к учебным и справочным материалам, а также наличию обратной связи, позволяющей осуществлять многоуровневый контроль и самоконтроль деятельности обучаемого.

  4. Разработанная авторская компьютерная программа по обучению профессионально ориентированному чтению на английском языке соответствует требованиям, предъявляемым к электронным средствам учебного назначения, и обеспечивает более высокий уровень сформированности профессионально ориентированной коммуникативной компетенции в чтении.

Апробация работы осуществлялась в ходе проведения экспериментального обучения студентов 3-4 курсов радиотехнического факультета Технологического института Южного федерального университета в городе Таганроге в рамках курса «Английский язык для специальных целей».

Разработанное электронное учебное пособие “Radio Engineering” включено в программу развития Южного федерального университета по теме: «Учебно-научно-инновационный комплекс естественнонаучного и гуманитарного блоков основных и дополнительных образовательных программ инженерных специальностей», по направлению «Разработка новых уникальных образовательных программ основного (бакалавриат, магистратура) и дополнительного образования, учебников, учебных и методических пособий и т.д., включая электронные образовательные ресурсы».

Основные теоретические положения диссертационного исследования были представлены на VIII международном научно-практическом семинаре «Практика и перспективы развития партнерства в сфере высшей школы» ДНТУ – ТТИ ЮФУ (Донецк, 2007 г.); IV межвузовской научно-технической конференции «Технологии обучения иностранным языкам в неязыковых вузах» (Ульяновск, 2008 г.); международном научно-методическом симпозиуме Лемпертовские чтения X «Преподавание иностранных языков и культур в начале XXI столетия: инновации и традиции» (Пятигорск, 2008 г.); IX Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов «Техническая кибернетика радиоэлектроника и системы управления» (Таганрог, 2008 г.); международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингводидактитики и лингвистики: сущность, концепции, перспективы» (Волгоград, 2008 г.); международном научно-методическом симпозиуме Лемпертовские чтения XI «Тенденции реформирования методики обучения иностранным языкам» (Пятигорск, 2009 г.); III Международной научной конференции «Вопросы теории языка и методики преподавания иностранных языков» (Таганрог, 2009 г.); обсуждались на ежегодных научно-методических конференциях и заседаниях научно-методического семинара кафедры иностранных языков ТТИ ЮФУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, приложения.

Во Введении обосновывается актуальность работы, определяются объект и предмет исследования, формулируются гипотеза, цель и задачи, положения, выносимые на защиту, указываются основные методы исследования, обосновывается научная новизна, теоретическая и значимость и практическая ценность работы, предлагаются возможные области практического применения полученных результатов.

В Главе 1 «Психолого-педагогические и лингводидактические основы обучения профессионально ориентированному чтению с использованием компьютерной программы» рассмотрена проблема профессионально ориентированного чтения в системе обучения иностранному языку в техническом вузе, определена единица обучения профессионально ориентированному чтению, проанализированы возможности использования гипертекстовой технологии при обучении профессионально ориентированному чтению, особенности восприятия и понимания иноязычного текста в электронной среде. Также рассмотрен вопрос разработки компьютерной программы при обучении иноязычному профессионально ориентированному чтению в техническом вузе.

В Главе2 «Методика обучения профессионально ориентированному чтению с использованием компьютерной программы» представлен практический аспект разработки и применения обучающей компьютерной программы “Radio Engineering”. Рассмотрены проблемы отбора и организации содержания обучения, создания комплекса упражнений, осуществления контроля. Также описан эксперимент, обеспечивающий проверку эффективности разработанной методики обучения с использованием компьютерной программы в сравнении с печатным вариантом.

В Заключении приводятся выводы, сделанные на основе теоретического анализа, опыта разработки компьютерной программы по обучению иноязычному профессионально ориентированному чтению и экспериментальной проверки эффективности разработанной методики, определяются перспективы дальнейших исследований.

Библиография представлена списком использованной литературы, насчитывающим 258 наименований, в том числе 32 на иностранных языках.

В Приложении представлены: типы упражнений, использованных в электронном учебном пособии “Radio Engineering”, анкета для определения индекса удовлетворенности предложенной методикой обучения, примеры тестов для организации предэкспериментального и постэкспериментального тестирования, результаты предэкспериментального и постэкспериментального тестирования испытуемых контрольных и экспериментальных групп.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие структур интегральной индивид уальности студентов с низким уровнем рефлексивности в образовательной ср еде

    Автореферат диссертации
    печать" Проректор ГОУ ВПО ПГЛУ понаучнойработе и развитиюинтеллектуального потенциала университета, доцент З.А. Заврумов ... II. Статьи в других научных журналах и изданиях, материалы научных конференций. Развитие ИИ студентов с полярным ...
  2. Научно-исследовательской работы штатных преподавателей

    Документ
    ... на конференции Русская и национальная печать Северного Кавказа II пол. XIX ... Учреждения досуговой инфраструктуры, предлагающие интеллектуальный досуг молодежи Создание системы ... в др. изданиях Первый проректор понаучнойработе и развитию Т.Т.Камболов
  3. По здравоохранению и социальному развитию

    Руководство
    ... проживающих в общежитиях «Интеллектуальная метель». Команды Клуба ... развито новое научно-практическое направление по изучению вертеброгенных заболеваний нервной системы, итогом работы ... история Татарстана, выписывается периодическая печать и др. В связи ...
  4. Егорова галина ивановна развитие интеллектуальных возможностей студентов при обучении химии в техническом вузе

    Автореферат диссертации
    ... «Портфолио». Результативность научно-исследовательской работы, образовательный рейтинг, свидетельствуют о высоком уровне развитияинтеллектуальных возможностей студентов ...
  5. Молодая наука – 20 1 1 1 4 апреля 20 11 года программа региональной межвузовской

    Программа
    ... теории. Заврумов З.А., проректор понаучнойработе и развитиюинтеллектуального потенциала университета, кандидат ... доц. Костанова Н.А.). Подписано в печать 07.04.2011. Формат 60×841 ... /16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 12,5. Уч.- ...

Другие похожие документы..