Главная > Урок


Математика и фольклор коренных народов Севера

II место в секции «Социально-педагогический проект как условие интеграции учебной и внешкольной деятельности»

Автор: Гасанова Улвия Рафиговна, учитель математики муниципальной общеобразовательной средней школы № 17

Цели обучения математике обусловлены структурой личности, общими целями образования, концепцией предмета математики, её статусом и ролью в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования. Для реализации личности в современном обществе, необходимо обладать некоторыми способностями, которые помогут человеку адаптироваться в стране, регионе, в котором он проживает. Таким образом, возникла идея повышения интереса к математике через изучение фольклора коренных народов Севера.

Подготовка к внедрению ФГОС подчеркивает актуальность нашей идеи, характерностью которой является сочетание одновременно предметности и надпредметности.

Реализация социально-педагогического проекта «математика и фольклор коренных народов Севера» подразумевает проведение 10 занятий с учащимися 5-х классов по тематике представленной в таблице 1. Целью занятий является развитие как предметных умений, так и личностных, метапредметных при помощи математических средств и фольклора коренных народов ханты и манси.

Таблица 1.

№ п/п

Тема

JОбразовательный продукт

1

Как Эва-пырись перехитрил великана

Составление задач с НРК, экологического содержания

2

Золотой конь

Составление кроссворда в группах

3

Лось

Презентация

4

Игра-сказка

Составление карты путешествия

5

Две сестры и Баба-Яга

Составление плана чумы Бабы-Яги

6

Происхождение медведя

Проект «Образ медведя в традициях и обычаях ханты и манси»

7

Камень-семпырь

Составления задач с НРК

8

Сказка про умного старика

Проект «Особенности счета народов ханты и манси»

9

Игра-сказка

Составление кроссворда

10

Манть-ку

Презентация

Основой методики проведения занятий является сотрудничество и ситуация успеха, проведение игр и дискуссий, организации групповой и индивидуальной работы, проектной и исследовательской деятельности. Содержание деятельности включает в себя составление задач, кроссвордов с использованием краеведческого материала, составление плана чума, выполнение проекта «Особенности счета народов ханты и манси», диаграмм по результатам опроса и т.д.

Для выявления результатов реализации социально-педагогического проекта «Математика и фольклор коренных народов Севера» было проведено анкетирование, при помощи которого было установлено, что у учащихся интерес к математике повысился на 25,5 %, а интерес к родному краю на 36 %. Результаты психологических диагностик подтверждают положительное влияние проводимых занятий на развитие логического мышления, коммуникативных умений, творческих способностей. Таким образом, применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет связать предмет с окружающим нас миром, природой, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом.

Социальный эффект реализации проекта выражается востребованностью творческих работ обучающихся (таблица1.) школьным музеем «Уголок родного края».

Приложение 1

Тема 6: «Происхождение медведя», 5 класс

Цели:

1.Рзвивать у учащихся познавательный интерес к предмету, логическое мышление и смекалку, умение действовать в нестандартной ситуации, говорить на математическом языке; отработка навыков устного счета;

2.Воспитывать у учащихся уверенность в себе и умение быстро сосредотачиваться на главном, дружеское отношение друг к другу.

Оборудование: проектор, классная доска.

План занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Сказки: «Богатырь медведь», «Происхождение медведей».

  3. Сообщение: «Медвежий праздник» .

  4. Игровая ситуация: «В поисках пути домой» .

  5. Подведение итогов (2 мин).

Ход занятия:

  1. Организационный момент: приветствие, объявление плана занятия (1 мин).

  2. Подготовка к проведению игры: работа с текстом сказок «Богатырь медведь», «Происхождение медведей», «Медвежий праздник» в группах (15 мин) (приложение 2,3).

  3. Коллективное обсуждение смысла сказок, ответов на вопросы «Как по преданию появились на свет медведи?», «В чем особенность медвежьих праздников» (7 мин) .

  4. Игровая ситуация: «В поисках пути домой» (15 мин).

В поисках пути домой.

Правила игры: учащиеся являются помощниками медвежонка, которые решают различные математические задания, чтобы помочь медвежонку вернуться домой. За каждое решенное задание каждый учащийся получает балл. Ученику, получившему большее число баллов, ставится оценка в журнал по математике.

Учитель: «Ребята представляете, медвежонок в лесу отстал от мамы и заблудился. Нам срочно нужно помочь ему вернуться домой. На его пути будут встречаться различные математические задания, которые нужно решить, чтобы попасть домой к маме. Но есть проблема, медвежонок не может сам их решить, для этого ему нужны мы. Запомните, если мы хотя бы одно задание решим неправильно, то медвежонок никогда не попадет домой.


Учитель: «Это схематичное изображение леса. Стрелочкой отмечено его месторасположение, а где нарисован смайлик, там находится его дом. Для того чтобы дойти до дома, медвежонку необходимо добраться до синего участка леса, который называется «Речной», а только потом на белый участок, называемый «Медвежья роща».

Какая часть леса на рисунке занимает:

  • Участок «Речной» закрашен синим цветом. ()

  • Участок «Огненные ворота» закрашен красным цветом. ()

Учитель: «Вот идет медвежонок, и ему на встречу идет лиса».

  • Скажи, пожалуйста, лиса как пройти к «Речной», - спрашивает медвежонок.

  • Ишь ты какой, возьми да скажи. Нет уж, если ответишь мне на вопрос, то скажу тебе, куда двигаться нужно, а если нет – другого помощника ищи, - в ответ ему говорит лиса.

Лиса: «Один из Богов хантов, Торум, пригласил на свой день рождения 3 хантов, 7 хантыек и 1 манси. Сколько гостей пригласил Торум на свой день рождения?» (11)

  • Правильно, иди прямо, - говорит ему лиса.

  • Спасибо, - ответил медвежонок.

Учитель: «Вот он идет все прямо и прямо, долго ли идет - сам не знает, и вдруг ему на встречу выкатывается ежик, на спине которого яблоко».

  • Здравствуй, ежик, - говорит ему медвежонок, - скажи, пожалуйста, как до «Речной» добраться?

  • Здравствуй, здравствуй, ну, скажу тебе, и что дальше? Каждое свое яблоко я добываю с трудом, и тебе придется потрудиться, - говорит ему ежик.

Ежик: «Перед тобой выражение . Нужно расставить скобки таким образом, чтобы результатом было наименьшее из возможных результатов».

()

  • Правильно, иди направо и потом прямо, - говорит ему ежик.

  • Спасибо, - ответил медвежонок.

Учитель: «Вот он идет все прямо и прямо долго ли идет сам не знает и вдруг ему на встречу выскакивает зайчик».

  • Здравствуй зайчик, - говорит ему медвежонок, - скажи, пожалуйста, как до «Речной добраться»?

  • Здравствуй, скажу тебе конечно. Но вначале помоги мне, пожалуйста. Мама мне обещала дать сладкую морковку, если я выполню следующее задание, - говорит ему зайчик.

Зайчик: «Нужно заполнить клетки так, чтобы сумма чисел, стоящих в любых трех соседних клетках, равнялась 17»

6

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Ответ:

6

7

4

6

7

4

6

7

4

6

7

4

6

  • Спасибо теперь я точно получу сладкую морковку, а ты иди налево и ты окажешься на «Речной», - говорит ему зайчик.

  • Спасибо, - ответил медвежонок.

Учитель: «И действительно он оказался на «Речной» и узнал знакомую местность. Теперь ему осталось дойти до «Медвежьей рощи», чтобы попасть домой, но это не так и просто. Медвежонок остановился и понял, если он пойдет дальше, то он опять заблудиться. Он не знает, что ему делать. Но вдруг из далека к нему приближается олененок. И спрашивает у медвежонка что случилось, медведь рассказал свою историю олененку и ему стало жалко его и рассказал ему про короткий путь к «Медвежьей рощи»».

  • Есть такой мост, который опускается только в одном случае, если на заданную ей задачу ответишь правильно, то она опускается, - рассказал ему олененок и ушел.

Учитель: «А мост находится напротив медвежонка. Медвежонок встал у края огромного оврага и ждет задания». Вот и оно:

«Как обычно летом у манси проводится соревнования на лодках и в них приняли участие пять мансийских парней. После гонок пять болельщиков заявили»:

1) Торум занял первое место, а Мось – четвертое;

2) Иши занял второе место, а Мось четвертое;

3) Иши занял второе место, а Торум – третье;

4) Пор занял первое место, а Ими – второе;

5) Ими занял третье место, а Пор – пятое.

Зная, что одно из показаний каждого болельщика верное, а другое – неверное, нужно найти правильное распределение мест. (Иши занял первое место, Ими второе, Торум третье, Мось четвертое, Пор пятое)

Учитель: «И вдруг мост опустился, медвежонок перешел на «Медвежью рощу», и здесь его ждала мама. Спасибо ребята, что помогли медвежонку добраться домой».

  1. Подведение итогов.

  1. С какими сказками мы сегодня познакомились? (Богатырь медведь, Происхождение медведей).

  2. Какому животному ханты и манси посветили праздник? (Медведю)

  3. Какое место занимает медведь в жизни хантов и манси, исходя из сказок и праздника? (Медведь в жизни народов севера ХМАО играют огромную роль, т.к. они считают его своим братом и божественным существом)

  4. Какие математические задание при вели вас к затруднению при их решении? ( мнение учащихся)

Библиографический список.

  1. Гуцанович С. А. Занимательная математика в базовой школе. Пособие для учителей/С.А. Гуцанович, издание 2-е, стериотипное. – Мн.: ТетраСистемс, 2004г.

  2. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. институтов. А. Я. Блох, Е. С. Канин, Н.Г. Кинина М., «Просвещение»

  3. Мифы, придания, сказки хантов и манси. Пер. с хантыйского, мансийского, ненецкого языков. Сост., предисл. И примеч. Н.В. Лукиной, под общей редакцией Е.С. Новик. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990г.

  4. Региональный компонент с водержании высшего профессионального образования: Проблемы и перспективы; материалы окружной научно-практической конференции/ отв. Ред. А.В. Абрамов – С.-П: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002г.

Проектная деятельность – условие успешной самореализации

III место в секции «Социально-педагогический проект как условие интеграции учебной и внешкольной деятельности»

Автор: Левицкая Н.В.,педагог-организатор муниципального общеобразовательного учреждения лицей №2

Проблема формирования проектной культуры является актуальной, поскольку, по сути, прогрессивна, отвечает потребности формирования Нового Качества Человека XXI века, жизненна и практикоориентирована, культуросообразна и способствует становлению социальной зрелости обучающихся.

Таким образом, целью проекта является формирование ключевых компетентностей (разрешение проблем, коммуникативная и информационная) обучающихся средствами проектной деятельности.

Задачи проекта: провести сбор, анализ и структурирование информации о методе проектов и использовании его в воспитательной и внеурочной деятельности; совершенствовать систему мероприятий по внедрению метода проектной деятельности; подготовить систему мониторинга сформированности компетентностей обучающихся и оценки успешности введения проектов.

Ожидаемые результаты: сформированность ключевых компетентностей: решение проблем; коммуникативная; информационная.

Практическая значимость: развитие инициативы, ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, решение проблем), важных для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Этапы реализации проекта. 1 этап. Организационный. Данный этап предполагает:

  • изучение и анализ литературы по проектной деятельности;

  • организацию и проведение эксперимента с целью изучения уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся;

  • обработку данных, полученных в ходе эксперимента;

  • внесение изменений в систему мероприятий по формированию ключевых компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности;

  • разработку систему мониторинга сформированности компетентностей обучающихся и оценки успешности введения проектов.

Второй (основной)этап предполагает:

  • организацию и проведение комплекса занятий практической направленности: «Мозговой штурм» с целью определения тематических рамок проектов (подготовительный этап создания проекта);

  • беседу с целью постановки проблемы (поисковый этап создания проекта);

  • игра «Есть идея!» для постановки цели, разбиения деятельности на задачи, определения необходимых ресурсов и составление графика деятельности (аналитический этап создания проекта), проведение консультаций (индивидуальных и групповых) с целью выполнения обучающимися запланированных операций (практический этап создания проекта);

  • беседа для обсуждения с обучающимися результатов проделанной работы (контрольный этап создания проекта);

  • теоретическое занятие по правилам представления результатов работы;

  • представление результатов работы на общешкольном мероприятии (презентационный этап создания проекта).

На заключительном(третьем) этапе – проведение повторной диагностики сформированности уровня ключевых компетентностей обучающихся.

Результативностьпроекта:

    1. Отмечается положительная динамика формирования ключевых компетентностей обучающихся через внедрение проектной деятельности.

    2. Увеличение количества призовых мест в социально значимых акциях:

  • акция «Рука помощи», представленная на городском «Слете лидеров школьного самоуправления» в 2008 г. стала победителем в номинации «Есть идея!»;

  • проект «Макет пригласительного на выборы», представленный на городской конкурсе «Макет пригласительного на выборы» в 2009 г. занял призовое место;

  • проект «День матери» удостоен диплома 2 степени в 2010 году на городском конкурсе социальных проектов «Я – гражданин России», в 2011 году проект «В добрый путь!» был отмечен дипломом «За активную гражданскую позицию».

Анализ внедрения в воспитательной процесс метода проекта свидетельствует о социальной значимости применения данной технологии. Данный метод направлен на обучение всесторонней оценки обучающимися происходящего и принятия правильного решения при разрешении проблем, также обучению способам коммуникаций и информационной компетентности, саморазвитию и навыкам социального восприятия.

Библиографический список.

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированого образования / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.

2. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работе. – М.: Сентябрь, 2001.

Организация праздника «Спортивная волна»

Секция «Социально-педагогический проект как условие интеграции учебной и внешкольной деятельности»

Автор: Козлова Анастасия Михайловна, педагог дополнительного образованиямуниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Феникс»

В настоящее время около 5% всей детской популяции Российской Федерации относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения двигательной сферы детей с отклонениями в здоровье приводят к ограничению их жизнедеятельности, а впоследствии – к их дезадаптации. По данным Исакова Э.В. (2007) в нашем городе среди лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, только 5% занимаются спортом1. В тоже время вовлечение их в занятия физической культурой и спортом могло бы, помимо повышения социального и духовно-нравственного потенциала, повысить уровень работоспособности и возможности самообслуживания этой группы населения. Для вовлечения в занятия адаптивным спортом детей и подростков, имеющих отклонения в здоровье, считаем необходимым организовывать и проводить мероприятия, которые способствовали бы не только популяризации спорта, но и социализации данного контингента. В связи с этим разработка и реализация проекта по организации и проведению праздника «Спортивная волна» для подростков, занимающихся спортом, и подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья, актуальна.

Целью проекта является организация и проведение совместного спортивного праздника для подростков, занимающихся спортом, и подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья, включающего в себясоревнования и конкурсы художественной, эстетической, спортивной направленности.

Задачи проекта:

1) Способствовать социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья. 2) Организовать активный творческий досуг для подростков с ограниченными возможностями здоровья.

3) Способствовать формированию у подростков ориентации на духовно-нравственные ценности, физическое совершенствование, стремление к гармонии с собой, с другими людьми.

4) Привлекать детей и подростков к занятиям в ДЮСШ по программам адаптивной физической культуры и спорта.

В основе разработки этого проекта лежат идеи Спартианского движения, зародившегося в России в 1990 г. и известного под названием «СПАРТ»2. Спартианское движение имеет социально-культурную и гуманистическую направленность и объединяет тех, кто сочетает в своей жизни разные увлечения, проявляет активность в спорте, искусстве, науке, в других видах творческой деятельности, стремится не только к физическому, но и к духовному совершенствованию, т.е. желает быть разносторонне и гармонично развитым.

Проектом предусматривается проведение совместного спортивного праздника для подростков, занимающихся спортом и подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья.Мировой опыт, научные исследования и повседневная практика убедительно показывают, что занятия физической культурой и спортом для лиц, имеющих отклонения в здоровье, гораздо важнее, чем для здоровых, а их профессиональная, медицинская и социальная реабилитация без этих занятий не может быть достаточно эффективной. В тоже время показ преодоления спортсменами-инвалидами трудностей в ходе организации и проведения спортивного праздника будет способствовать гуманизации самого общества, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Программа фестиваля включает в себя конкурсные задания и состязания различной направленности, объединённые темой спорта. Спортивные состязания включают в себя дартс, проведение «Веселых стартов» среди смешанных команд, игр «Строитель» и «Бассейн», выполнение штрафных бросков в баскетболе и др. в рамках праздника проводились Конкурсы чтецов о спорте, рисунков и поделок на тему «О спорт – ты МИР!», Конкурсзнатоков физкультуры и спорта.

Разработанный проект может быть реализован на базе любого образовательного учреждения, имеющего соответствующую материально-техническую базу.

Предполагаем, что систематическое проведение совместных спортивных праздников для подростков, занимающихся спортом и подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья, позволит добиться следующих результатов:

1) Изменится отношение современных подростков к ровесникам, имеющим ограниченные возможности здоровья.

2) Повысится физкультурно-спортивная образованность подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья.

3) Будет организован содержательный досуг, созданы клубы по интересам для подростков.

4) Увеличится количество детей и подростков, желающих заниматься в спортивных секциях по программам адаптивной физической культуры и спорта.

5) Будет формироваться позитивное отношение к ведению здорового образа жизни.

Библиографический список.

  1. Исаков Э.В. Развитие спорта инвалидов в ХМАО – Югре. – Ханты-Мансийск, 2007

  2. Столяров В.И. Спорт и культура методологический и теоретический аспекты проблемы //Спорт, духовные ценности, культура Вып I Исторические и теоретико-методологические основания Сб /Сост и ред В В Кузин, В И Столяров, НН Чесноков – М Гуманитарный центр «СПАРТ», РГАФК -1997 -с 84-209

Мой родной город Нижневартовск как средство

нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников

Секция «Социально-педагогический проект как условие интеграции учебной и внешкольной деятельности»

Автор: Олексюк Оксана Викторовна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ДСКВ №47 «Гнездышко»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

В 2010-2011 учебном году мною был разработан и в настоящее время реализуется проект «Мой родной город Нижневартовск» для дошкольников младшей группы, имеющий нравственно-патриотическое содержание. Метод проекта наиболее приемлем в системе организации нравственно-патриотического воспитания, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.

Цель данного проекта: показать возможность и эффективность формирования у детей младшего дошкольного возраста основ нравственно-патриотического знания.

Продукт проекта:уголок краеведения в группе, выставка фотографий детского и семейного творчества.

Задачи:

  • пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям;

  • воспитывать уважение к культуре других народов края;

  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных народов.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, специалисты.

Сроки реализации - октябрь – май 2010-2011 учебного года.

Проект включает следующие этапы:

1 этап   Разработка проекта

    1. Разработка тематического планирования проекта.

    2. Подбор методического материала к проекту.

    3. Обогащение развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом с учетом возрастных особенностей.

    4. Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.

2 этап   Выполнение проекта

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность:

  • дидактические игры «Кто что делает», «Мир растений», «Мир животных», «Мой город», «Путешествие по Югре»;

  • п/и «Бабушкины игры», народные игры: «Хейро», «Полярная сова», «Волк и олени», «Ручейки и озера»;

  • с/р «Семья».

Познавательное развитие:

  • экскурсии по микрорайону: «Моя улица, мой микрорайон» с привлечением родителей;

  • просмотр иллюстраций «О чём рассказали старые фотографии».

Конструирование:

  • изготовление построек «Мой дом», «Наш детский сад».

Художественно – творческая деятельность:

  • рисование «Животные, которые живут рядом со мной», «Моя мама», «Мой папа – самый лучший»;

  • аппликация «Флаг моей Родины», «Осенний букет»;

  • лепка «Угощение для мамы», «Оладушки для бабушки».

Развитие речи: беседы с детьми «Мы – дружная семья», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»; чтение и заучивание потешек; чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине; знакомство с русскими народными сказками и сказками народов Югры.

Ознакомление с художественной литературой: Писатели ХМАО-Югры – детям.

Музыка: занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек», «Пришла коляда накануне Рождества», «Проводы зимы»,«Мы играем в оркестр народных инструментов», Народные игры нашего края.

Формы и методы работы с родителями:

  1. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край».

  2. Изготовление семейных альбомов «Моя семья в истории города».

  3. Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы.

  4. Круглый стол для родителей «Маленький гражданин».

  5. Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского и национального быта.

3 этап.   Презентация проекта

  1. Представление уголка краеведения (в течение недели).

  2. Оформление фотовыставки «Моя семья в истории города».

  3. Музыкально – литературное развлечение «Кукушечка».

Главной задачей в разработке проекта стал выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом, город, край; труд людей, традиции.

Первый этап работы с младшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Родной город... Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, национальными праздниками. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины; здесь живут, совместно трудятся и помогают друг другу люди разных национальностей.

В процессе работы над проектом решается задача ознакомить детей с родным краем через художественную литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). В этом поможет музей русского быта и уголок национальных культур в образовательном учреждении. Именно здесь для ребенка открывается возможность проникновения в историю быта родного края.

Важное место в проекте принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Организация художественно-творческой деятельности по проекту призвана углубить, расширить, закрепить уже имеющиеся представления детей. Кроме того, дети могут выразить с помощью средств изобразительного искусства свое собственное отношение к изображаемым объектам, передать своё видение мира, что, безусловно, сыграет положительную роль в личностном развитии детей. В процессе данной деятельности проходит ориентирование детей на освоение общечеловеческих ценностей, уважение прав и достоинств другого человека, проявление заботы, эмпатии, гуманного отношения к человеку.

Формирование патриотических чувств проходит в тесной связи с семьёй.

Итоги реализации проекта: реализация данного проекта эффективно повысила результативность работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников: в течение 2010-2011 учебного года уровень представлений младших дошкольников о родном крае повысился на 20%, о родной природе – на 28%; труде людей нашего края – на 15%.

Библиографический список.

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.

  2. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.

  3. Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.

  4. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

  5. Зверева О.Л. Социальное развитие ребенка. – М.: А.П.О., 1994.

  6. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская П.И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.

Педагогический проект «Радуга»

Секция «Социально-педагогический проект как условие интеграции учебной и внешкольной деятельности»

Автор:Иванова Анна Васильевна, учитель информатики муниципальной общеобразовательнойсредней школы №18

В этом учебном году мне впервые дали классное руководство в 5 классе. Передо мной стояла нелегкая задача: изучить класс и помочь детям самореализоваться в среднем звене. В связи с этим мной был разработан проект «Радуга».

Все люди знают считалочку для запоминания цветов радуги. Первая буква каждого слова означает цвет. Но, наверное, не все знают, что эти семь цветов радуги оказывают на нашу жизнь сильное влияние. Теплые цвета тонизируют и активизируют организм, а холодные – успокаивают и расслабляют. То есть это не только элемент эстетики, но и средство лечения.

Такое лечение в психологии называется цветотерапия. Цветотерапия может помочь практически во всех случаях жизни. В социальной работе с учениками цветотерапия поможет классному руководителю выявить агрессивных детей, увидеть нежелание учиться, а также выявить неблагополучные семьи.

Актуальность темы несомненна, поскольку число подростков с таким поведением стремительно растет.

Цель работы: выявление причин агрессивности и тревожности подростков, гармоническое развитие социально компетентностной личности, способной к самореализации, с учётом индивидуальных особенностей: не «для них, а вместе с ними».

С учетом цели были определены задачи: изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе, отобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня агрессивности и тревожности у детей младшего школьного и подросткового возраста, провести исследование и анализ его результатов, создать условия для развития у подростков самостоятельности, способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, активной жизнедеятельности, умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Ожидаемые результаты: доброжелательная обстановка в классе между подростками, установление партнёрских отношений, активная общественная деятельность учащихся, сформированность у учащихся навыков саморефлексии в поведении, изменение социометрического статуса: отсутствие отвергаемых и пренебрегаемых детей в классе, тесная взаимосвязь учитель-ученик-родитель.

Проблема: повышенная раздражительность и агрессивность в нашем классе.

Причины, порождающие эту проблему: недостаточное внимание со стороны родителей, влияние телепрограмм, культивирующих жестокость и насилие, конфликты взрослых и детей.

Мониторинг, проведённый среди учащихся 5-х классов, показал, что данная проблема актуальна.

Основной идеей моего проекта является увлекательная совместная деятельность взрослых и детей, позволяющая найти каждому свой интерес, свою нишу в жизни, своё направление успеха, возможность испытать удовольствие в связи с достижением цели, используя цветотеропию.

Мною разработан индивидуальный «экран настроения», который расположен в классном кабинете. Учащиеся отмечают цветом свое настроение в начале учебного дня и в конце. Исходя из изученного материала, мною были проведены тестирование и опрос обучающихся и родителей с целью выявления обстановки в нашем классе по данному направлению. В связи с выявленными проблемами мною были внесены изменения в план воспитательной работы, в частности, в формы работы с детьми и родителями. А также в целях вовлечения родителей в школьную жизнь детей создана творческая группа, которая разрабатывает план внешкольной жизни обучающихся на четверть и воплощает свои идеи в жизнь. Состав группы меняется 1 раз в четверть.

Данная работа мною проведена в течение трех четвертей. По результатам работы видно, что агрессивность детей начала снижаться, взаимодействие родителей и детей возрастает, успеваемость детей повысилась.

Безусловно, чтобы результат был очевиден, нужна ежедневная работа с обучающимися классного руководителя, школьного психолога и, конечно, родителей на протяжении всей учебной деятельности. Если правильно применять метод цветотерапии, разнообразить формы работы с родителями и детьми, жизнь обучающихся будет состоять только из ярких цветов радуги, а это означает, что у них не будет проблем.

Библиографический список

  1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М, 2000.

  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с:

  3. /m/files/view/detskaya_agressivnost_i_ee_prichiny

  4. /psychotherapy/1061.html

  5. /NC/0101/32/32.htm

  6. /article.php?sid=31857

65



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Раздел i анализ работы муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей

    Документ
    В соответствии с программой «Развитие образования города Нижневартовска на 2007- 2011 годы, программой развития учреждения на период 2007-2011 годы, планом работы МОУДОД «ЦДТ» на 2011 – 2012 учебный год целью учреждения являлось интеллектуальное
  2. Публичный отчет по итогам 2009-2010 учебного года моу «сош №2» общие сведения об образовательном учреждении

    Отчет
    В 1970 году при Нижневартовском РОНО образовалась Мегионская восьмилетняя школа. 01.09.1973г. на основании решения Райисполкома восьмилетняя школа была переименована в Среднюю школу №2.
  3. Образовательная программа начального общего образования муниципальной общеобразовательной средней школы № 3 на 2011 – 2012 учебный год

    Основная образовательная программа
    Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г.
  4. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ научно-практическОЙ конференциИ (1)

    Документ
    Культура. Образование. Право [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, апр. 2009 г. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; Екатеринбург, 2009.
  5. Сборник материалов vi международной научно-практической конференции «михоило-архангельские чтения» 17 ноября 2011 года г рыбница

    Документ
    Аверченков В.И., Шкаберин В.А. ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БРЯНСКОГО ГТУ
  6. АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ (11)

    Отчет
    Деятельность Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в 2007 г. базировалась на «Основных направлениях работы и задачах АСДГ на 2007 г.», принятых XXIV Общем Собранием АСДГ (Новосибирск, май 2007 г.

Другие похожие документы..