Главная > Урок


Урок-тренинг «Планирование жизненного пути»

Секция «Урок в современной школе»

Автор: Козина Екатерина Александровна, педагог-психолог муниципальной общеобразовательной средней школы № 17

(Занятие №1)

Идея о проведении семинара-тренинга «Планирование жизненного пути» пришла ко мне после общения с учащимися на уроке предпрофильной подготовки. Я часто слышала от старшеклассников, что ученики не знают себя, не знают, чего хотят в жизни, да и вообще нужно ли чего-то хотеть. Предложений вокруг много, а как сделать правильный выбор? Дальнейший жизненный путь часто путают с выбором профессии. Чтобы помочь в решении этих вопросов, был организован семинар-тренинг, состоящий из семи занятий по сорок минут, проводимых в кругу.

Данное занятие является первым в представленном блоке. Его главная цель – помочь ученику лучше узнать себя.

Для того чтобы ответить на вопросы «Кто я?», «Что я люблю, а что мне не нравится?», «В чем я успешен, а в чем нет?», «Как я предпочитаю проводить время?», я предлагаю ребятам посмотреть на себя с разных точек зрения. А точнее – с четырех.

Во-первых, в нас есть некоторая часть себя, которую мы смело показываем другим: что мы любим футбол, увлекаемся фильмами, предпочитаем определенные книги и т. п. Это известная, открытая информация о нас. Мы знаем это о себе и не против, чтобы другие знали это про нас.

Во-вторых, есть определенная информация, которой мы располагаем о себе, и предпочитаем ее скрывать. Например, что мы думаем плохо о других людях; что мы скрываем плохие оценки, испытываем чувство вины и т. п.

В-третьих, та информация, как видят нас другие и что они о нас думают. Люди не всегда говорят нам то, что они о нас думают.

Примеры: Петр думал, что с ним всегда легко общаться, а его одноклассники считали, что он вспыльчив, агрессивен и совершает неразумные поступки.

Эта информация не всегда плохо нас характеризует.

Пример: Юля считала, что она эгоистична и мелочна, но многие ее друзья полагали, что она тонкая и думающая натура.

В-четвертых, та, о которой не знаем ни мы, ни другие. Это неизведанная область, и по мере продвижения по жизни мы узнаем что-либо о ней тогда, когда попадаем в новые ситуации, общаемся с разными людьми. Мы говорим: «Такого я от себя не ожидал!». Никто из вас не знает, например, каким он будет мужем или женой.

На наших занятиях мы будем искать информацию о всех четырех наших сторонах. Мы начнем со взгляда на известную (открытую) и скрытую области.

Для этого выполним три упражнения:

Упражнение 1. «Кто я?»

Представь, что информация о тебе будет помещена на компьютерном сайте. Любой человек, который знает код, может с ней ознакомиться и узнать, что ты за человек. Так как компьютерное пространство очень дорого, мы можем поместить только 10 суждений о себе. Пишем 10 суждений, которые позволят любому, кто нас не знает, составить о нас мнение.

Эти суждения могут быть очень просты, такие как «Я очень высокий» или «Я небольшого роста» или более сложные: «Я такой тип человека, который, когда встречает девушку, иногда не знает, что сказать».

Главное, чтобы их было только 10. Там могут быть сужде­ния о себе, которые мы не хотим сообщать другим. Поставьте рядом с ними букву «С» (секретно). Это означает, что компью­тер не раскроет никому эти сведения. (В дальнейшем это будет информация только для тебя.)

Упражнение выполняется в течение 10-15 минут, сразу после него предлагается упражнение 2.

Упражнение 2. «Лестница суждений»

А теперь пронумеруй эти утверждения от 1 до 10. Реши сначала, какое из них самое важное, самое информативное, наиболее четко отражает тебя, и поставь цифру 1. Посмотри на оставшиеся утверждения, и наиболее точное из них пронумеруй цифрой 2. То же проделай с оставшимися восемью суждениями.

Упражнение 3. «Открытие себя»

Цель данного упражнения: помочь ученикам осознать огромное количество человеческих индивидуальностей, особенностей людей, которых, полагаешь, что знаешь. Оно также дает возможность при знакомстве с суждениями других лучше понять то, что отмечал о себе. Я не привожу здесь конкретной инструкции, так как она может принимать разнообразные формы в зависимости от психологической атмосферы в группе, но подчеркиваю, что степень искренности должна быть определена самими участниками, подчас это может быть предметом очень полезной групповой дискуссии.

Суть упражнения: участники делятся на мини-группы по 5-7 человек, каждый должен прочитать свои утверждения в порядке от 1 до 10. Можно не читать утверждения с пометкой «секретно». Если же кто-то решается на это, то должен дать понять группе, что он это делает, и узнать реакцию слушателей.

На этом первое занятие заканчивается. Каждый по очереди говорит свои мысли, выводы, пожелания. Ели времени не хватает, заканчиваю занятие сама. Пример: «Сегодня у вас появилась новая информация о себе, об открытых (известных) и закрытых (скрытых) частях себя, кто-то, возможно, пробовал и поделился „секретной"; информацией со своей группой, и теперь она перешла в открытую область. Подумайте, был ли какой-то смысл делать ее скрытой?»

На следующем занятии мы поговорим о том, как можно искать дополнительную информацию о себе.

В качестве домашнего задания ученикам необходимо оформить дневник и вписать в него информацию, которую они собрали о себе на занятии. Это сложная работа, и не следует ожидать ее конкретного завершения. Важно показать алгоритм ее выполнения и оказать помощь. По завершению всей программы занятий Дневник может помочь сформулировать цели и свои желания. А также может быть приложен к своему портфолио.

Оценка эффективности тренинга проводится как непосредственно после завершения цикла занятий, так и через некоторое время. В первом случае для оценки эффективности можно использовать некоторые вопросники, выявляющие коммуникативные и социально-перцептивные характеристики, например, рисуночные тесты, а также самоотчеты участников тренинга, получаемые в ходе цикла занятий. Во втором, например, по опросу или анкетированию самих ребят.

Библиографический список

  1. Климов А.Е. «Психология профессионала», Москва 2000 г.

  2. Пряжникова Н.С «Профессиональное и личностное самоопределение»,

Москва 1992 г.

  1. Прутченков А.С. «Тренинг личностного роста», Москва 1993 г.

  2. Самоухина А.А. «Игры и игровые упражнения», Москва 1994 г.

  3. Прутченков А.С. «Трудное восхождение к себе», Москва 1995 г.

  4. Прощицкая Е.Н. «Практикум по выбору профессии», Москва 1995 г.

Особенности формирования сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста на занятиях

Секция «Урок в современной школе»

Автор: Силивестрова Ольга Анатольевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ДСКВ № 68 «Ромашка»

В младшем возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем, которое начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Ребенок познает окружающий мир через сенсорный практический опыт (на основе ощущения и восприятия). Система формирования сенсорных представлений у детей младшего возраста в детском саду осуществляется в непосредственно образовательной деятельности. Занятия по ознакомлению детей с сенсорными эталонами строятся с учетом принципа последовательности, т. е. предусматривается постепенное усложнение заданий на группировку предметов, соотнесение разнородных предметов по различным сенсорным свойствам.

Основным ведущим видом деятельности в детском саду является игра, поэтому занятия проводятся в игровой форме. Для того, чтобы сформировать у детей интерес к содержанию занятий воспитатель продумывает игровую мотивацию, которая прослеживается на протяжении всего занятия при выполнении учебных заданий. Обучение детей осуществляется также с учетом принципа деятельностного подхода, т.е. дети приобретают знания в процессе активной практической деятельности. Этому способствует широкое применение игровых технологий с использованием учебно-игрового пособия – логические блоки Дьенеша. В младшем дошкольном возрасте используются игры и игровые упражнения на освоение от одного до трех сенсорных свойств предмета (цвет, форма, размер). Нами разработана система игр и игровых упражнений с использованием блоков Дъенеша, как части математического занятия, на основе постепенного усложнения задач. Предлагаем вашему внимание занятие из серии цикла занятий по математическому развитию в группе младшего дошкольного возраста по теме: «Цирковое представление». В процессе проведения данного занятия был поставлены следующие учебные задачи: закреплять название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), упражнять в соотнесении предметов по двум признакам: форме и цвету; закреплять умение выделять и называть величину предметов (большой, маленький), развивать зрительную память, умение ориентироваться в пространстве, находить предмет, определяя его местоположение с помощью предлогов – в, на, под, за; закреплять представление о цвете, уточнить с детьми понятия «прозрачная», «разноцветная». В процессе занятия также решаются воспитательные и развивающие задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, желание помогать другим; развивать познавательную активность.

Для привлечения интереса и внимания детей к содержанию занятия, используется игровой прием «В гости к детям пришел клоун со своим другом Дружком», где педагог берет на себя роль клоуна, в ходе занятия используется игрушка – собачка, которая позволяет удерживать интерес и внимание на протяжении всего занятия. Игровая ситуация просматривается в ходе всего занятия: через показ и привлечение детей к участию в цирковых номерах педагог решает поставленные учебные задачи. Для того чтобы педагогу в роли клоуна установить контакт с маленькими детьми, в начале занятия используется игра на эмоциональное сближение «Давайте поздороваемся». Данная игра позволяет снять эмоциональное напряжение, расположить детей к себе.

В ходе занятия используются методические приемы, реализующие принцип деятельностного подхода: дидактическое упражнение «Найди такой же» (с использованием блоков Дьенеша), дидактическое упражнение «Чего не стало», дидактическое упражнение «Прятки», практическое упражнение «Разноцветная вода».

Для мотивации детей к выполнению дидактического упражнения с использованием блоков Дьенеша («Угощение для друзей Дружка») была введена игровая проблемная ситуация. Детям было предложено из множества блоков выбрать нужные блоки (угощения для зверей) по трем свойствам: цвету, форме, размеру.

На занятии использовались как коллективные, так и индивидуальные формы работы с детьми. Занятие построено так, чтобы дети были активными участниками занятия: коллективные игры с участием детей (игра «Чего не стало», игра «Прятки»), а также игры с индивидуальным раздаточным материалом – блоками Дьенеша (игра «Найди такой же», «Угощение для друзей Дружка»; упражнение «Разноцветная вода»). Для активизации самостоятельного мышления детей использовались: вопросы к детям, игровые проблемные ситуации, загадка про собачку. Все используемые приемы соответствуют возрасту детей, требованиям методики.

Для предупреждения утомления детей на занятии было продумано расположение детей в каждой части занятия: стоя в кругу, сидя на стульчиках, ходьба по группе (при игре в «Прятки»), стоя у стола, сидя за столом. В середине занятия проведена физминутка. В конце занятия подведен итог, который позволил отследить, усвоено ли детьми программное содержание. При этом также была использована игровая мотивация: дети вспоминали, какие фокусы они делали в цирке. С помощью игровых вопросов воспитатель выявлял, как детьми усвоены поставленные учебные задачи.

С целью проверки эффективности проводимой серии занятий по формированию сенсорных представлений у детей проводится педагогический мониторинг.

Сравнительные результаты педагогического мониторинга по выявлению уровня сформированности сенсорных представлений у детей:

Уровень

сенсорного

развития

2009 – 2010

(18 детей)

2010– 201

(21 ребенок)

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Высокий

7

39%

10

48%

Средний

8

44%

10

48%

Низкий

3

17%

1

4%

Сравнительные результаты педагогического обследования детей за 2 года показывают положительную динамику уровня сформированности сенсорных представлений у детей.

Библиографический список.

  1. Венгер А. А. , Пилюгина Э. Г. , Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» – М.:Просвещение, 1988г.

  2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000

  3. Контор С.И. Развивающие игры от 3 до 4лет. – М.: Аирис-пресс, 2008

  4. Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. /Авт. – сост. З.М. Михайлова, Э.Н. Иоффе. – СПб: «Акцидент», 1998.

  5. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» – М.: Мозаика –Синтез, 2003г.

  6. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987

Конституция РФ – основной закон страны

Секция «Урок в современной школе»

Автор: Девятов Валерий Яковлевич, учитель истории, обществознания муниципальной общеобразовательной средней школы №13 г. Нижневартовска

Важную роль в развитии социального опыта учащихся играет курс обществознания. Особый вклад этой дисциплины состоит в воспитании у учащихся российской гражданской идентичности, патриотизма, усвоении гуманистических, демократических ценностей, воспитании ответственности. Обществознание как учебная дисциплина, таким образом, занимает одно из основных мест в формировании гражданской компетенции ученика. Особенностями обществоведческого образования является усвоение понятийного аппарата и работа с различными видами документов, позволяющими обучающимся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам. Основным документом, с которым знакомятся учащиеся на базовом уровне освоения курса обществознания, является Конституция РФ.

Конституция – одно из основных базовых понятий, которое изучается в течение всего курса обществознания (6 – 11 классы). Урок по обществознанию для 6 класса на тему: «Конституция РФ – основной закон страны» закладывает идею о необходимости жить по правилам, по закону – основным из которых является Конституция. Урок дается в рамках основной образовательной программы.

Цели урока:

образовательные: формирование первоначальных представлений о Конституции РФ посредством раскрытия понятий: права человека и гражданина, Конституция, референдум, Президент, парламент, депутат, Федеральное Собрание, Правительство, разделение властей, местное самоуправление;

развивающие: продолжается формирование навыков работы с текстовыми схемами и таблицами, способность к анализу и обобщению, способность формулировать собственное мнение;

воспитательные: формирование ценностных представлений о верховенстве закона как необходимого элемента в жизни государства и гражданина, что предполагает формирование уважения к правопорядку.

На этапе мотивирования учащихся на учебную деятельность используется прием актуализации знаний, подчеркивается степень важности изучения данной темы для жизни в обществе. На основе компетентностного подхода и в рамках технологии критического мышления выявляется уровень первоначальных представлений об основных понятиях: закон, права человека, Конституция. Уровень первоначальных представлений учащихся определяется фронтальным опросом:

Вопросы учителя

Ответы учащихся, фиксируемые на доске

Что такое закон?

Какие права человека и гражданина вы знаете?

Почему человеку так важно знать о своих правах?

Какой документ отражает основные права гражданина?

Что такое Конституция?

«Правила, по которым нужно жить».

«На жизнь», «на свободу слова», «право на жилище», «на свободу веры»…

«Чтобы их не нарушали», «чтобы всем хорошо жилось»

«Паспорт», «Декларация прав человека», «Свидетельство о рождении»

Ответ получен не был.

На этом этапе урока высказывания учащихся просто фиксировались в целях актуализации имеющегося опыта. В ходе опроса выяснилось, что даже на бытовом уровне представления о Конституции у учащихся не сформированы, поэтому в раскрытии темы был реализован разработанный сценарий ориентированный не на углубление знаний, а на расширение кругозора. Поэтому при объяснении нового материала большая часть времени была отведена на объяснение учителя с привлечением презентации Power Point на тему «Конституция РФ – основной закон страны», обращение к учебнику по обществознанию для 6 класса, а также работе с фрагментами Конституции РФ (на стадии закрепления первично полученных знаний). Сначала учащимся был представлен план урока: I. Что такое Конституция?; II. Конституция Российской Федерации; III. Государственное устройство России. В ходе изучения нового материала и его закрепления образовательный процесс был сосредоточен на следующих видах деятельности:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Объяснение акцентированное на краткой истории Конституции в мире и в нашей стране, разделении власти на три ветви, функциях Президента РФ.

2. Каждый новый элемент знания завершается формулированием закрепляющего вопроса к учащимся, целью которого является не только акцентирование внимание класса, но и выявление степени индивидуального освоения полученного фрагмента знаний, например: «Что такое преамбула к Конституции?» Ответ на этот вопрос даст (называется конкретный учащийся).

3. Предлагает учащимся заполнить таблицу: «Характеристика Конституции РФ» и схему «Власти РФ (по Конституции)».

4. На стадии обобщения и закрепления материала учитель предлагает учащимся сформулировать ответы на следующие вопросы: Что такое закон?;

Какой документ отражает основные права гражданина?; Что такое Конституция?; На какие ветви делится власть в РФ по конституции?; Какие функции выполняет президент?

5. На стадии рефлексии учитель просит учащихся сравнить полученные в начале урока ответы с теми, которые они только что сформулировали

1. В ходе урока в тетрадях учащихся появляются следующие записи: Конституция – это основной закон страны, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принцип организации и деятельности органов государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан; Президент – Глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина; Принцип разделения властей – Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, они самостоятельны, независимы и взаимно дополняют друг друга.

2. Учащиеся дают по ходу прослушивания нового материала конкретные ответы на вопросы учителя, например: «Преамбула объясняет цель, причину и то как была принята Конституция»

3. В таблице учащиеся определяют верность предложенных заключений, на схеме учащиеся структурируют понятия (Президент, Федеральное Собрание, Верховный Суд, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, министерства.)

4. «Закон – четко регламентированные правила поведения граждан»; «Конституция»; «Конституция – это основной закон страны, отражающий государственное устройство, определяющий основные права и обязанности граждан»; «Законодательная, исполнительная и судебная»; «Президент - глава исполнительной власти, обеспечивает соблюдение закона».

5. В форме беседы учащиеся отвечают на два вопроса:

Что они знали о Конституции до урока? Что узнали нового сейчас?

Учитель формулирует домашнее задание: «Материал учебника § 18 . Вопросы на стр. 122 (№1 – 4). Творческое задание: В нашем городе 13 марта этого года состоятся выборы, напишите в тетради, в какие органы власти Ваши родители выбирают депутатов». Задание отображено в презентации.

Здоровьесберегающие технологии на уроке реализуются за счет расчета нагрузки и возрастных особенностей учащихся посредством чередования видов деятельности и создания благоприятного психологического климата, кроме того выделяется время на профилактику утомляемости зрения школьников («Минутка для здоровья глаз»). Классная комната соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

В ходе урока у учащихся формируется представления об основных понятиях темы на базовом уровне, они овладевают навыками работы с таблицами и схемами (по алгоритму, прибегая к помощи учителя). Материалы данного урока могут быть использованы для внеклассного мероприятия «Урок России», проводимого накануне Дня Конституции.

Библиографический список.

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по обществознанию // Сборник нормативных документов. Обществознание. – М., 2008.

  2. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг. – М., 2010.

  3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – Обществознание: Учебник для 6 класса. – М., 2007.

  4. Соболева Н.А. Российская государственная символика. – М., 2002.

  5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. – М., 2005

Использование информационно-компьютерных технологий



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Раздел i анализ работы муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей

    Документ
    В соответствии с программой «Развитие образования города Нижневартовска на 2007- 2011 годы, программой развития учреждения на период 2007-2011 годы, планом работы МОУДОД «ЦДТ» на 2011 – 2012 учебный год целью учреждения являлось интеллектуальное
  2. Публичный отчет по итогам 2009-2010 учебного года моу «сош №2» общие сведения об образовательном учреждении

    Отчет
    В 1970 году при Нижневартовском РОНО образовалась Мегионская восьмилетняя школа. 01.09.1973г. на основании решения Райисполкома восьмилетняя школа была переименована в Среднюю школу №2.
  3. Образовательная программа начального общего образования муниципальной общеобразовательной средней школы № 3 на 2011 – 2012 учебный год

    Основная образовательная программа
    Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г.
  4. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ научно-практическОЙ конференциИ (1)

    Документ
    Культура. Образование. Право [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, апр. 2009 г. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; Екатеринбург, 2009.
  5. Сборник материалов vi международной научно-практической конференции «михоило-архангельские чтения» 17 ноября 2011 года г рыбница

    Документ
    Аверченков В.И., Шкаберин В.А. ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БРЯНСКОГО ГТУ
  6. АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ (11)

    Отчет
    Деятельность Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в 2007 г. базировалась на «Основных направлениях работы и задачах АСДГ на 2007 г.», принятых XXIV Общем Собранием АСДГ (Новосибирск, май 2007 г.

Другие похожие документы..