Главная > Урок


Мнемоническая химия. Оксиды

II место в секции «Урок в современной школе»

Автор: Малишевская Любовь Александровна, учитель химии муниципальной общеобразовательной средней школы № 7

Сегодня учитель должен в совершенстве владеть не только содержанием предмета, методами, средствами и формами организации учебного процесса, современными технологиями обучения, но и способами внедрения метапредметных связей с учетом развития компетенций учащихся.

Урок был проведен в 8 А классе МОСШ № 7 в 2011 году. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление, комбинированный. В классе 26 человек, из них 13 мальчиков и 13 девочек. Общая успеваемость обучающихся значительно выше среднего. Отношение к учению у большинства сформировано, они без особых усилий усваивают материал, активны, задают много вопросов.

Дидактическая цель урока: научить учащихся различать типы классификации и свойства оксидов; создать условия для осознания и осмысления учащимися блока новой учебной информации, основанной на метапредметных связях.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • способствовать усвоению знаний о типах классификации и свойствах оксидов; содействовать формированию понятий солеобразующие и несолеобразующие, кислотные и основные оксиды; совершенствовать умения учащихся писать уравнения химических реакций, давать названия веществам.

  1. Воспитательные:

  • способствовать эстетическому воспитанию учащихся через красоту экспериментов, аккуратное оформление записей в тетрадях и оформление презентации урока;

  • способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности, правильной самооценки и чувства ответственности, умения общаться в коллективе.

  1. Развивающие; продолжить развитие:

  • самостоятельного анализа и синтеза явлений, установления причинно-следственных связей между строением и свойствами веществ;

  • познавательного интереса и наблюдательности, осуществляя связь изучаемых фактов с жизнью;

  • памяти на основе различных приемов запоминания, системности учения, рефлексии.

Мотивирование учащихся на учебную деятельность начинается с изображения слайда и вопроса учителя: «Ребята, скажите, какое средство передвижения можно изобрести из представленных частей?» (Велосипед). Но, об этом позже! Вводится информация о возникновении науки мнемоники, мнемонических правилах, ряд примеров людей с феноменальной памятью, проводится параллель между наукой химией и мифологией, химией и психологией.

  1. В целях раскрытия видов памяти и запоминания нового материала проводим упражнение (выполняет 1 выбранный обучающийся, определяет свой уровень памяти).

Упражнение 1. Рассмотри 8 предметов химической посуды для урока; вопрос: «Сколько предметов находилось на столе? Перечисли порядок их расположения». Сущность показателя прочности запоминания – воспроизведение (повтор упражнения в парах: воспроизведение = узнавание или запоминание). Упражнение 2. Запомните фигуры рисунка 1(1 мин.), на рисунке 2 найдите эти фигуры среди других. Посчитайте число правильных ответов. Проверка. Упражнение 3: воспроизведение формул веществ: запомните формулы оксидов (1 мин.), запишите формулы в тетради в том же порядке. Проверка.

  1. Определите преобладающий вид памяти: каким образом вы лучше запоминаете материал по теме «Классификация оксидов»? Кому-то прочитать, кому-то прослушать!

Упражнения, способствующие развитию самоанализа и анализа работы одноклассника, формируют адекватную самооценку. Потому следующее задание логично: выполнить упражнение, проклассифицировав предлагающиеся формулы оксидов, проверить работу соседа, с учителем проверить ответы на слайде. Так выявляются законы памяти (осмысление, интерес, установка, повторение), при помощи которых записываются химические свойства оксидов в тетрадь. Записи на слайде подтверждаются демонстрационными опытами.

Рефлексия на таких уроках обязательна. Ученикам предлагается воспользоваться памятками ученика, в которых указаны основные методы и способы запоминания, на примере химического материала по теме «Оксиды». Например, прием ритмизации и рифмования:

Оксид кислотный плюс вода, конечно, будет кислота!

Основный оксид да плюс кислота, конечно, получатся соль и вода!

Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.

Выполнение теста «Улыбка» на закрепление полученных на уроке знаний по теме «Оксиды».

Урок закольцован на начало: «Стоит ли изобретать велосипед по способам запоминания информации? Стоит! Но, главное – уметь этими способами воспользоваться!».

Обучающимся предлагается творческое домашнее задание: по предложенным образцам придумать свои варианты приемов по запоминанию материала урока.

В ходе урока использованы технические средства: мультимедиа (интерактивная доска (проекция презентации урока)). Подготовлены: химический эксперимент, карточки-задания и карточки - рекомендации для учеников, 8 предметов химической посуды, набор химической посуды и реактивы.

Структура урока:

  1. Организационное начало урока (1 мин.).

  2. Целеполагание и мотивация (5 мин.).

  3. Актуализация знаний (3 мин.).

  4. Формирование представлений о системе новых знаний и осознание новой учебной информации учащимися (23 мин.).

  5. Первичное закрепление материала. Рефлексия (5 мин.).

  6. Подведение итогов, запись домашнего задания (3 мин.).

Урок построен с учетом элементов здоровьесберегающих технологий по принципам деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, психологической комфортности, творчества, с учетом принципа чередования разных видов деятельности. Темп урока высокий. Большая часть учебной нагрузки перенесена на урок, домашнее задание творческое и сокращено до минимума.

В ходе урока обучающиеся научились классифицировать оксиды по агрегатному состоянию и химическим свойствам, на основании проведенных демонстрационных опытов познакомились с химическими свойствами оксидов, самостоятельно прописывали уравнения соответствующих химических реакций, расставляли коэффициенты в уравнениях. Ребята научились ряду приемов запоминания учебной информации, определили свой ведущий вид памяти. Материал усвоили 24 человека, 92 %. Материал не усвоили 2 человека – 8 %. Урок понравился всем ученикам – 100 % (рефлексия по цветовым сигналам в конце урока).

Библиографический список

  1. Современные образовательный технологии: учебное пособие/коллектив авторов; под редакцией Н.В.Бордовской, 2-е издание, стереотипное, М. КНОРУС;

  2. О.С. Габриелян «Химия 8 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, М., «Дрофа», 2006г.

  3. А.А.Дроздов «Поурочное планирование по химии», для учебника О.С. Габриеляна «Химия 8 класс», изд-во «Экзамен», М-2006г.

  4. К.Д.Понев «Увлекая увлекаем», пособие для студентов и учителей педагогических вузов, изд-во «Отличник», М., 2009г.

Буква Е в суффиксе –ен- существительных на –мя

III место в секции «Урок в современной школе»

Автор: Юрлова Анастасия Владимировна, учитель русского языка и литературы муниципальной общеобразовательной школы №7

Учителя знают: для того, чтобы возникло понимание, мало просто хорошо объяснить. Иногда так подробно объясняешь, как говорится, «сам уже понял», а дети – как будто не здесь. Не зря говорят: «Искра интереса». Интерес можно только зажечь. Но как?

Вызвать интерес у детей можно теми же способами, что и у взрослых. Удивив, заинтриговав, поразив воображение, поставив в тупик. Изменить ситуацию на своих уроках можно с помощью игр. Игра – прекрасный способ догнать сразу стаю зайцев. Игра полна сюрпризов, в ней обычно слабый ученик может вдруг блеснуть и поверить в себя. Она учит детей владеть собой, подчиняться требованиям, различать границу между «можно» и «нельзя», побуждает к сотрудничеству, к достижению общего успеха. Игры на уроках я применяю часто – это решает многие личностно-ориентированные задачи обучающихся, помогает найти и разрешить множество учебных и воспитательных проблем, игра – это всегда культуровоспитывающее занятие, которое проходит ненавязчиво, позволяет проектировать, дифференцированно примерять нужную роль.

Хочу показать вам, как возможно применить игровые элементы на обычном рабочем уроке.

Тип урока: Урок первичного усвоения материала.

Форма урока: игра

Цели урока:

  1. Образовательная: познакомить обучающихся с правилом написания суффикса –ен- существительных на –мя; научить правильно употреблять разносклоняемые существительные в косвенных падежах;

  2. Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, орфографическую зоркость.

  3. Воспитательная: воспитывать культуру поведения, умение слышать и слушать, толерантность, культуру речи.

На этапе мотивирования обучающимся сообщается, что данный урок будет проходит в форме игры и нам понадобится 3 команды. Деление проводим по известным детям способам: времени года или датам рождения, первым буквам имен, «гаданию» по списку – как нравится. В каждой команде 1/3 учеников. Заранее знаю, что ученики будут выбирать не только тех, с кем дружат, но и тех, кто не особо нравится, но обладает нужными знаниями по предмету, т.е. учатся работать в рамках терпимости и понимания, принятия одноклассника. Выполнение каждого задания (ответ одного обучающегося – 1 балл). На доске таблица для внесения баллов.

Карточка №1: команда получает карточку с заданиями от простых к сложным, тем самым предполагается, что задание будут решать все дети. Условие: использовать каждого обучающегося при ответе можно только один раз. (Если дети неверно распределят силы, сразу используют возможности «сильного» обучающегося, то более сложное задание команде представлять будет некем.)

Задание №1: выписать из ряда слов разносклоняемые существительные (тема прошлого урока; не справится тот, кто не выполнил домашнее задание). Задание №2 «Третий лишний», сравниваем, анализируем, обобщаем, объясняем свой выбор: «Третий лишний» А) время, темя, путь; Б) кабинет, пламя, класс; В) время, знамя, семенем.

Задание №3 на логическое мышление (разгадать шифр): БВВЗИПППССТ

На этапе изучения нового материала я использую элементы проблемного обучения, цель: продолжаю развивать мышление и способности учащихся; помогаю усвоению знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, воспитываю активную личность, умеющую видеть и решать нестандартные задачи, помогаю обучающимся формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать, учу слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника.

Карточка №2. Даны словосочетания. Необходимо вставить пропущенные буквы и отыскать суффикс у разносклоняемых существительных. 1 человек команды должен правильно вставить пропущенные буквы, другой – объяснить, при помощи какого суффикса образуются формы косвенных падежей разносклоняемых существительных. Приведу в пример задание для команды №1.

1. Большого плам.н. не задуешь.

2. До поры до врем.н. не сеют сем.н.

3. Нет т.желее брем.н., чем бе.делье.

4. Лучше глаза лишит.ся, чем доброго им.н. .

Задание №3 (развивает речевые навыки обучающихся, носит воспитывающую функцию – задуматься, стоит ли бездумно относиться к режиму дня).Определить основную мысль текста, тип и стиль речи (1 чел.), найти разносклоняемые существительные (1 чел.).(Пример текста для одной из команд.)

Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.

Карточка №4. Творческое задание: сочинить рассказ, сказку, басню и т.д. с использованием материала урока ( о разносклоняемых именах существительных, о суффиксе –ЕН-, с использованием форм разносклоняемых существительных). Результат: сказка о том, как слова не могли склоняться и отправились в страну суффиксов за помошью… получили подарок за храбрость - суффикс –ЕН-; рассказ о Васе и его мечте «найти волшебное семечко, чтобы на нем росли цветы для загадывания желаний»; рассказ из слов на – МЯ: «было время, жило на земле дикое племя, без имени…».

Здоровьесберегающие технологии осуществлялись посредством чередования видов деятельности и проведения физкультминутки после 2 задания: «Было время постоять (встаём), было время посидеть (присели), руки к потолку поднять (поднимаем руки), головою повертеть (наклоняем голову из стороны в сторону), наклоняемся вперед, а потом ещё назад, чтоб учиться хорошо нужен нам такой разряд» ( 2-3 раза). Вопрос после зарядки: «Было ли слово из темы урока в стихотворении зарядки?» Ответ – только хором. (ХОРОМ – ВРЕМЯ!)

Начинаю игровые уроки и заканчиваю замерами настроения. Перед уроком предлагаю выбрать один из 3-х предложенных цветов, отражающих настроение обучающегося:

  1. Желтый – «у меня хорошее настроение, хочу получить «5»»;

  2. Синий – «у меня хорошее настроение, мне все равно, что получу»;

  3. Зеленый – «у меня плохое настроение, все равно получу «2»».

Тоже самое обучающиеся делают после урока:

  1. Желтый – «у меня отличное настроение, я справился с заданиями»;

  2. Синий – «у меня хорошее настроение, я справился с большинством заданий»;

  3. Зеленый – «у меня плохое настроение, я не выполнил ни одного задания».

Как показывает практика, после таких уроков дети уходят с хорошим настроением, даже самые слабые ученики выполняют как минимум одно задание. На фоне положительных эмоций, в состоянии острого интереса любые сведения усваиваются лучше, быстрее и прочнее.

Цель игровых уроков – развитие каждого ребенка, а не победа сильнейших и не выявление вундеркиндов. Используйте игру для повышения статуса в классе ребят, страдающих от отвержения. Всегда предпочтительнее тот вариант игры, который позволяет вовлечь всех, побуждает к сотрудничеству, к достижению общего успеха.

Библиографический список

  1. С.Д.Якушева. Основы педагогического мастерства учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений-3-е издание, стереотипное, М., Издательский центр «Академия», 2010г.

  2. Современные образовательный технологии: учебное пособие/коллектив авторов; под редакцией Н.В.Бордовской, 2-е издание, стереотипное, М. КНОРУС.

  3. Русский язык. 6 класс: поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова и др./ автор- составитель С.С.Колчанова. Волгоград. Учтель, 2009г.

Игровые технологии в современном уроке

Секция «Урок в современной школе»

Автор: Пиманова Елена Сергеевна, учитель математики и информатики муниципальной общеобразовательной средней школы № 8

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка». Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.

Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:

    • словесные (рассказ учителя, работа с текстом задачи);

    • наглядные (мультимедийная презентация всех этапов урока, карточки для индивидуальной работы);

    • письменных и устных упражнений, и самостоятельных работ, разработанных в занимательной и познавательной форме;

    • методы устного и письменного контроля и самоконтроля.

В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
- коллективная;
- индивидуальная, с учётом дифференциации.

Расход времени на каждом этапе урока:

  1. Организационный момент – 2 минуты;

  2. Актуализация опорных знаний - 5 минут;

  3. Закрепление изученного материала – 15 минут

  4. Физкультурная минутка – 2 минуты

  5. Контроль за знаниями учащихся – 10 минут;

  6. Итог урока. Рефлексия – 3 минуты;

  7. Домашнее задание – 3 минуты.

На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.

В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

На уроке использовались элементы здоровьесберегающих технологий (физкультурная минутка)

Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмы и способы устных вычислений учащиеся усвоили хорошо, записывать многозначные числа, производить деление многозначного числа на двузначное и трёхзначное число; решать задачи, составные уравнения, знают порядок действий, названия компонентов действий и выполняют задания с удовольствием. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

Урок математики в 5 классе. Тема: «Десятичные дроби».

Тип урок: урок закрепления новых знаний.

Форма урока: урок-игра.

Цель урока:

  1. Формирование умений учащихся самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях по сложению и вычитанию десятичных дробей;

  2. Совершенствование вычислительных навыков и логического мышления учащихся;

  3. Воспитание у учащихся активного образа жизни.

Оборудование и материалы: карточки, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент (проверка подготовки учащихся к уроку)

  2. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Проверка таблицы умножения (с помощью карточек).

2. Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Каждый путешественник должен быть сильным, ловким, выносливым. Давайте, сделаем разминку. Все встали, поставили руки на пояс. Я буду показывать примеры. Если пример решен верно, то вытягиваем руки вперед, если неверно, то – руки опускаем. Начали.

а) 0,2 + 0,4 = 0,6 д) 0,7 – 0,2 = 0,5

б) 0,3 + 0,03 = 0,06 е) 2,6: 2 = 1,3

в) 6,4 . 10 = 0,64 ж) 0,75 . 0 = 0,75

г) 1 – 0,8 = 2 з) 15,9: 3 = 5,3

III. 1) Раз мы собираемся в путешествие, то давайте соберем рюкзак. Решим следующую задачу (задача № 1).

Твой рюкзак вместе с туристским снаряжением весит 11,75 кг. Кроме того, тебе нужно взять посуду, которая весит 2 кг и 2,9 кг продуктов. Можешь ли ты взять что-то еще, если за плечами у тебя не должно быть больше 17 кг?

(Решение. 11, 75 + 2 + 2, 9 = 16, 65 (кг)- масса заполненного рюкзака.

16, 65 < 17

Ответ: можно еще немного чего-то взять.)

2) Давайте возьмем с собой в путешествие мяч. Решим следующую задачу (задача № 2).

В магазине продается мяч по цене 70 руб. У одного из вас есть 20,50 руб., у двоих по 15, 3 руб., еще у одного есть 28, 30 руб. Сможете ли вы купить этот мяч? Хватит ли у вас денег?

(Решение. 20, 5 + 15,3 •2 + 28, 3 = 79, 4 (руб.)- всего.

Ответ: хватит.)

3) Итак, в путь.

Пришла шифровка. Только дождь смыл запятые в задании.

1) 52+18 = 7; 2) 3 + 108 = 408; 3) 42 + 17 = 212;

4) 736-336 = 4

5) 63 - 27 = 603

6) 57-4 = 17

(код: в = 7; п = 4,08; е = 21, 2; р = 4; ё = 60,3; д = 1,7)

ВПЕРЁД!

4) Отправляемся дальше. (задача №3).

В 12 часов дня слушаем погоду. На следующей неделе обещают сухую погоду. Можно ли сказать, что через 36 часов будет светить солнце?

(Ответ. Нет, через 36 часов будет 12 часов ночи, солнце светить не будет.)

5). Физкультурная пауза

Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести.
Раз-два, раз-два, раз-два.
Хватит-хватит, прибежали.
Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились.
Наклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.
И направо и ещё
Через левое плечо.

Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкульт-привет!

6) Итак, отправляемся дальше. Перед нами река. Есть лодка.

(задача № 4). Скорость лодки 4,5 км/ч, а скорость течения 2,5 км/ч. Найти скорость лодки по течению и против течения. Если плыть на лодке 3 часа по течению, какое расстояние можно проплыть?

Решение. 4,5 + 2,5 = 7(км/ч)- скорость по течению.

4,5 - 2,5 = 7(км/ч)- скорость против течения.

7 • 3 = 21(км)- расстояние, пройденное за 3 часа.

7) Вышли на берег, смотрим – перед нами утки. За одной уткой еще 1 утка, перед одной уткой – еще одна утка. Еще одна утка – посередине. Сколько всего уток мы повстречали?

(Ответ. 3 утки.)

8) Давайте, выйдем на полянку, там можно поиграть. Вот вам карточки с заданиями.

Вариант 1

Вычислите:

1) 6,34 • 6; 2) 5,75 • 0,4; 3) 0,967• 100.

  1. Цена голубой ткани 35 р. за метр, белой ткани - 30 р. за метр. Девочка купила 1,4 м голубой и 1,5 м белой ткани. Сколько денег она заплатила?

Вариант II

Вычислите:

1) 3,23• 9; 2) 4,54• 0,5; 3) 10 • 7,86.

  1. У мальчика 100 р. Он купил 1,8 кг пряников по цене 45 р. за килограмм. Сколько денег у него осталось?

(Тетради сдаются на проверку.)

Ну вот и все, мы поиграли, отдохнули, пора возвращаться домой.

III. Подведение итогов.

Учитель: За путешественниками прилетел вертолёт. Но в аэропорту их ждали журналисты, которые стали спрашивать, что же произошло и что повторили за время путешествия?

Учитель комментирует оценки за урок.

  1. Домашняя работа нарисовать путешествие в страну “Дроби”.

Библиографический список.

1.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики, М. «Просвещение»,1990

2.Я иду на урок математики. 5,6 класс: Книга для учителя, М.: «Первое сентября»,2001

3.Развивающие игры для детей, Справочник, консультант

4.Никитин Б.П. , М. «Физкультура и спорт» «ТОМО»,1990

5.Математика: газета, М. «Первое сентября»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Раздел i анализ работы муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей

    Документ
    В соответствии с программой «Развитие образования города Нижневартовска на 2007- 2011 годы, программой развития учреждения на период 2007-2011 годы, планом работы МОУДОД «ЦДТ» на 2011 – 2012 учебный год целью учреждения являлось интеллектуальное
  2. Публичный отчет по итогам 2009-2010 учебного года моу «сош №2» общие сведения об образовательном учреждении

    Отчет
    В 1970 году при Нижневартовском РОНО образовалась Мегионская восьмилетняя школа. 01.09.1973г. на основании решения Райисполкома восьмилетняя школа была переименована в Среднюю школу №2.
  3. Образовательная программа начального общего образования муниципальной общеобразовательной средней школы № 3 на 2011 – 2012 учебный год

    Основная образовательная программа
    Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г.
  4. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ научно-практическОЙ конференциИ (1)

    Документ
    Культура. Образование. Право [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, апр. 2009 г. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; Екатеринбург, 2009.
  5. Сборник материалов vi международной научно-практической конференции «михоило-архангельские чтения» 17 ноября 2011 года г рыбница

    Документ
    Аверченков В.И., Шкаберин В.А. ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БРЯНСКОГО ГТУ
  6. АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ (11)

    Отчет
    Деятельность Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в 2007 г. базировалась на «Основных направлениях работы и задачах АСДГ на 2007 г.», принятых XXIV Общем Собранием АСДГ (Новосибирск, май 2007 г.

Другие похожие документы..