Главная > Документ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2012 г. № 186
МОСКВА
О федеральной целевой программе
«Культура России (2012 - 2018 годы)»
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Культура России (2012 - 2018 годы)» (далее - Программа).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансовому обеспечению за счет средств федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2012 - 2018 годах региональных целевых программ учитывать положения Программы.
4. Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации разработать в рамках реализации Программы и до 1 января 2013 г. внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации, определяющего правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета для поддержки инновационных проектов в области современного искусства.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 марта 2012 г. № 186
Федеральная целевая программа
";Культура России (2012 - 2018 годы)";
П А С П О Р Т
федеральной целевой программы
";Культура России (2012 - 2018 годы)";
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа ";Культура России (2012 - 2018 годы)"; |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 209-р |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры ";Государственный Эрмитаж";, федеральное государственное учреждение культуры ";Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"; |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство культуры Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | - | Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям |
Цели и задачи Программы | - | сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры; обеспечение возможности реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; информатизация отрасли; модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности; выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации; создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности; |
доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности; | ||
увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с базовым годом); | ||
доля фильмов российского производства в общем | ||
объеме проката на территории Российской Федерации; | ||
доля учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, в общем количестве учреждений культуры; увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (по сравнению с предыдущим годом); | ||
доля объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия; | ||
доля образовательных учреждений сферы культуры, оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом детских школ искусств), в общем количестве образовательных учреждений сферы культуры; | ||
увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности учащихся детей; | ||
доля субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации; | ||
доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда; | ||
посещаемость музейных учреждений (на 1 жителя в год); | ||
доля документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное | ||
(вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов; повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек по сравнению с установленным нормативом (на 1 тыс. жителей); количество посещений библиотек (на 1 жителя в год); увеличение количества культурных акций, проведенных за рубежом (по сравнению с предыдущим годом); увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом); выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению | ||
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2012 - 2018 годы I этап - 2012 - 2014 годы; |
Объем и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы составляет за счет средств федерального бюджета -186513,57 млн. рублей; за счет прочих источников - за счет бюджетов субъектов Российской Федерации - 3858,98 млн. рублей; за счет внебюджетных источников - 2490,48 млн. рублей. На капитальные вложения направляется 115491,58 млн. рублей, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - на прочие нужды - |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели | - | увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых |
социально-экономической эффективности | является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности (до 45,3 процента в 2018 году); увеличение доли учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности (до 72,8 процента в 2018 году); увеличение (по сравнению с предыдущим годом) количества посещений театрально-концертных мероприятий (на 4,2 процента в 2018 году); увеличение доли фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации (до 28 процентов в 2018 году); увеличение доли учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, в общем количестве учреждений культуры (до 94 процентов в 2018 году); увеличение (по сравнению с предыдущим годом) количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (до 2,3 процента в 2018 году); увеличение доли объектов культурного увеличение доли образовательных учреждений сферы культуры, оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом детских школ искусств), в общем | |
количестве образовательных учреждений сферы культуры (до 20,5 процента в 2018 году); | ||
увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности учащихся детей (до 12 процентов общего числа учащихся детей в 2011 году); | ||
увеличение доли субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процентов в 2018 году); | ||
увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда (до 34 процентов в 2018 году); | ||
увеличение количества посещений музейных учреждений (до 0,9 раза на 1 жителя в год в 2018 году); | ||
увеличение доли документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов (до 24 процентов в 2018 году); | ||
повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек | ||
увеличение количества посещений библиотек (до 4,6 раза на 1 жителя в год в 2018 году); увеличение (по сравнению с предыдущим годом) количества культурных акций, проведенных за рубежом (на 1,22 процента в 2018 году); | ||
увеличение (по сравнению с предыдущим годом) численности участников культурно- | ||
досуговых мероприятий (до 7,2 процента в 2018 году); выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению (61 наименование ежегодно) |
I. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.
Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.
Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:
воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;
развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;
сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;
поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.
Российская Федерация обладает огромным культурным потенциалом, но этот потенциал до сих пор используется не в полной мере. Реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока
не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 90-е годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 12 мая 2009 г. № 537, главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества, а также противоправные посягательства на объекты культуры.
Положительный опыт реализации федеральных целевых программ в области культуры насчитывает уже почти полтора десятка лет. Несмотря на внутренние и мировые экономические потрясения, благодаря реализации федеральных целевых программ ";Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997 - 1999 годы)";, ";Культура России (2001 - 2005 годы)"; и ";Культура России (2006 - 2011 годы)";, удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.
В случае отказа от применения программно-целевого метода возможны следующие негативные последствия:
разрозненные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в сфере культуры;
неэффективное использование бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников;
ухудшение и моральное устаревание материально-технической базы учреждений культуры и снижение качества досуга россиян;
снижение уровня подготовки кадров в сфере культуры;
стагнация в развитии самобытной культуры многонационального народа Российской Федерации и духовных ценностей ее граждан;
ослабление культурно-духовного единства многонационального народа Российской Федерации;
ограничение влияния государства на состояние культуры России
в целом;
замедление процесса создания условий для творческой самореализации граждан.
Программно-целевой подход к развитию культуры едва ли имеет сегодня серьезную альтернативу. Конечно, отдельные мероприятия в сфере культуры могут быть инициированы отдельными решениями Правительства Российской Федерации, а некоторые даже обособлены в отдельную ведомственную программу. Однако единичность и несистемность подобных мер рано или поздно может привести к нарушению единства государственной политики в области культуры, неэффективному расходованию бюджетных средств, ослаблению связей между регионами Российской Федерации, возникновению непредвиденных сложностей в модернизации культуры и внедрении новых механизмов адаптации потенциала культуры к рыночным условиям, а в итоге - к ослаблению духовного единства многонационального народа России и ограничению позитивного влияния государства на состояние сферы культуры в Российской Федерации.
Для выбора вариантов решения проблем, стоящих перед отраслью культуры, были рассмотрены и проанализированы два сценария формирования и реализации федеральной целевой программы ";Культура России (2012 - 2018 годы)"; (далее - Программа).
Первый сценарий (реалистичный) опирается на подходы, которые были разработаны в федеральной целевой программе ";Культура России (2006 - 2011 годы)";, и является логическим ее продолжением. Финансовое обоснование сценария сводится к решению комплекса текущих задач и мероприятий, к которым добавляются новые мероприятия, обусловленные современными потребностями развития сферы культуры.
Второй сценарий (оптимистичный) исходит из необходимости достижения стратегических целей и решения задач культурного развития страны, для чего выделяются приоритетные направления развития современного искусства, художественного образования, информатизации отрасли, дается их обоснование, предлагается перечень программных мероприятий и на основании этого определяется необходимый объем финансовых средств. Особая роль отводится формированию и использованию инновационных методов и подходов к решению задач, научным исследованиям и внедрению в отрасль информационно-коммуникационных технологий.
Для первого сценария наиболее вероятные риски связаны с возможным снижением масштабов финансового обеспечения культуры в зависимости от имеющихся ресурсов.
Для предотвращения негативных последствий при формировании Программы учитывались следующие принципы:
комплексное решение задач реализации государственной политики в области культуры в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников культурного процесса (органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных организаций);
социальная ориентированность мероприятий Программы, касающихся сохранения и развития отечественной культуры и культурного наследия;
поддержка приоритетных инновационных и инвестиционных проектов Программы, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений культуры;
адаптация проектов и мероприятий Программы к изменяющимся внутренним и внешним условиям развития сферы культуры России;
инвариантность подходов к реализации отдельных проектов и мероприятий Программы в зависимости от изменения условий.
Максимальная эффективность мероприятий Программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов и понесенных затрат, может быть обеспечена в рамках второго сценария за счет ускоренной реализации культурных проектов и программ межрегионального значения, повышения качества услуг в сфере культуры.
II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов
Похожие документы:
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (23)
Документ... ПравительстваРоссийскойФедерации" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2010, № 31, ст. 4273). Председатель ПравительстваРоссийскойФедерации В.Путин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации ...ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (101)
Документ... ПравительстваРоссийскойФедерации" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2010, № 31, ст. 4273). Председатель ПравительстваРоссийскойФедерации В.Путин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации ...ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (368)
Документ... «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации»ПравительствоРоссийскойФедерации п о с т а н о в л я е т : 1. Утвердить прилагаемые: значительный, крупный и особо ...Правительство российской федерации (49)
Пояснительная записка... -ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление ПравительстваРоссийскойФедерации от 07 июля 1998 г. N 723 ... от 17 декабря 1997 г. № 3-ФКЗ «О ПравительствеРоссийскойФедерации»; Закон РоссийскойФедерации от 3 сентября 1992 г. № 3520 ...Правительство российской федерации (152)
Программа дисциплины... , внесенными постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации от 29 ноября 2007 г. N 813) Распоряжение ПравительстваРоссийскойФедерации от 25 ...Правительство российской федерации (158)
Учебно-методический комплекс... в РоссийскойФедерации (2 ч.) Природа и предназначение исполнительной власти. ПравительствоРоссийскойФедерации в системе органов государственной власти РоссийскойФедерации. Формирование и состав Правительства ...