Главная > Основная образовательная программа

1

Смотреть полностью

«Утверждаю»

Ректор ГОУ ВПО

«РЭА им. Г.В. Плеханова»

В.И. Гришин

_______________

«__»________2010 г.

Примерная

основная образовательная программа

высшего профессионального образования

Направление подготовки 080100 «Экономика»

профиль «Коммерция»

Квалификация выпускника – бакалавр экономики

Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения – 4 года

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Результатом освоения Профиля является овладение студентами расчетно-экономическим, аналитическим, научно-исследовательским и организационно-управленческими видами профессиональной деятельности, в том числе профессиональными компетенциями:

ПК-1

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов

ПК-1.1

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов в сфере коммерции (торговли)

ПК-2

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов

ПК-2.1

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов в сфере коммерции (торговли)

ПК-2.2

способен проводить анализ и прогнозирование основных показателей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в сфере коммерции (торговли).

ПК-2.3

способен проводить анализ коммерческой деятельности субъектов хозяйствования и определять ее эффективность

ПК-2.4

способен проводить исследование конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в сфере коммерции (торговли)

ПК-3

способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами

ПК-3.1

способен прогнозировать основные показатели хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в сфере коммерции (торговли), в том числе в формате бизнес-плана

ПК-4

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач

ПК-4.1

способен осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления коммерческой деятельностью

ПК-7

способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений

ПК-7.1

способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности в сфере коммерции (торговли) и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений

ПК-8

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

ПК-8.1

готов изучать и прогнозировать спрос потребителей

ПК-8.2

способен проводить анализ и исследования товарных рынков, рыночной и торговой конъюнктуры

ПК-13

способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

ПК-13.1

способен участвовать в разработке инновационных методов, средств и технологий в области коммерции

ОК-5

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5)

ОК-5.1

готов к соблюдению законодательства в области регулирования торговой деятельности

ОК-5.2

готов к соблюдению действующего законодательства в области защиты прав потребителей и соблюдению правил продажи отдельных видов товаров и правил особых видов торговли

ОК-5.3

готов к соблюдению действующего законодательства в области организации расчетов с покупателями

ОК-8

способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность

ОК-8.1

формировать товарный ассортимент и управлять им

ОК-8.2

организовать работу с поставщиками и покупателями

ОК-8.3

организовать и управлять процессами купли-продажи и обмена товаров

ОК-8.4

управлять товарными запасами

ОК-8.5

применять современные методы стимулирования сбыта (продажи)

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

подготовки бакалавра по направлению 080100 «Экономика» профиль «Коммерция»

Квалификация - бакалавр

Нормативный срок обучения – 4 года

 № п/п

Наименование дисциплин (в том числе практик)

 

Зачетные единицы

Часы

Примерное распределение по семестрам

 Трудоемкость по ФГОС

 Трудоемкость

1-й семестр

 2-й семестр

3-й семестр

 4-й семестр

5-й семестр

 6-й семестр

7-й семестр

8-й семестр

Форма промежуточной

аттестации

Количество недель

16

20

16

20

16

18

14

8

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл

38

1368

Базовая часть

20

720

1.1.

История

2

72

+

зач

1.2.

Философия

3

108

+

зач

1.3.

Иностранный язык

8

288

+

+

+

зач,зач,

экз

1.4.

Право

3

108

+

зач

1.5.

Социология

2

72

+

зач

1.6.

Психология

2

72

+

зач

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору

18

648

1.7.

История экономики

2

72

+

зач

1.8

Размещение производительных сил

2

72

+

зач

1.9

Введение в специальность

2

72

+

зач

Дисциплины по выбору

Б.2. Математический и естественнонаучный цикл

42

1512

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Базовая часть

20

720

2.1

Математический анализ

8

288

+

+

зач, экз

2.2

Линейная алгебра

5

180

+

экз

2.3

Теория вероятностей и математическая статистика

5

144

+

экз

2.4

Методы оптимальных решений

3

144

+

зач

 2.5

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента

22

792

2.6

Методы моделирования и прогнозирования экономики

3

108

+

зач

2.7

Информационные технологии в экономике

4

144

+

+

зач, экз

2.8

Математические методы и модели в коммерческой деятельности

3

144

+

зач

Дисциплины по выбору

Б.3. Профессиональный цикл

134

4824

 

Базовая (общепрофессиональная) часть

60

2160

3.1

Макроэкономика + Курс раб.

8

288

+

Курс + экз

3.1

Микроэкономика

7

252

+

экз

3.3

Эконометрика

4

144

+

экз

3.4

Статистика + МККР

9

324

+

+

зач, экз

3.5

Безопасность жизнедеятельности

2

72

+

зач

3.6

Бухгалтерский учет и анализ

5

180

+

экз

3.7

Маркетинг

3

108

+

зач

3.9

Менеджмент

4

144

+

экз

3.10

Мировая экономика и международные экономические отношения

5

180

+

экз

3.11

Финансы

5

180

+

экз

3.12

Экономика труда

5

180

+

экз

3.13

Экономика общественного сектора

3

108

+

зач

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента

74

2664

Профиль «Коммерция»

48

1728

3.14

Коммерческая деятельность

6

+

Экз

3.15

Экономика торговли:

10

3.15.1

Экономика товарного обращения

3

+

зач

3.15.2

Экономика торговой организации

+ МККР (статистика)

8

+

+

зач,экз

3.16

Организация и упрвление коммерческой деятельностью:

12

3.16.1

Управление торговым предприятием

3

+

зач

3.16.2

Организация, технология и проектирование торговых предприятий + Курс раб

6

+

Курс+экз

3.16.3

Коммерческая логистика

3

+

зач

3.17

Электронная коммерция

5

+

экз

3.18

Статистика торговли

5

+

экз

3.19

Экономический анализ в торговле

6

+

экз

3.20

Теоретические основы товароведения и экспертизы

6

+

экз

Дисциплины по выбору

Б.4. Физическая культура

2

400

 

 

зач

Б.5.Учебная и производственная практики (разделом учебной практики может быть НИР обучающегося)

12

432

Х

Б.6.Итоговая государственная аттестация

12

432

 

 

 

 

 

 

 

Х 

 

Всего:

240

8640

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджет времени (в неделях)

Курсы

Теоретическое обучение

Экзаменационная сессия

Учебная практика

Производственная практика

Итоговая государственная аттестация

Каникулы

Всего

I

36

6

10

52

II

36

6

10

52

III

34

6

2

10

52

IV

22

6

6

8

10

52

Итого

128

24

2

6

8

40

208

Учебная практика (разделом

практики может быть НИР) 7 семестр

Производственная практика 8 семестр

Итоговая государственная Подготовка и защита

аттестация: выпускной квалификационной

работы и гос. экзамен 8 семестр

Настоящий учебный план составлен исходя из следующих данных (в зачетных единицах/часах):

Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии 216/8104

Физическая культура 2 /400

Практики 12/432

Итоговая государственная аттестация 12/432

Итого 240/8640

Примечания: Настоящий примерный учебный план составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров по направлению «Экономика».

Примерные программы дисциплин (АННОТАЦИИ)

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

дисциплины «Коммерческая логистика»

Цель дисциплины

Логистика как наука об управлении потоковыми процессами является одной из современных форм ведения бизнеса. Использование логистических подходов предполагает поиск наиболее эффективных способов продвижения материальных, финансовых, информационных потоков от источника сырья до конечного распределения готовой продукции. Главная идея логистики - объединение всех участников процесса производства и реализации продукции в единую, интегрированную систему, работающую на единый конечный результат- снижение себестоимости готовой продукции при сохранении ее качественных характеристик. Сокращение логистических издержек за счет их рационального перераспределения внутри системы повышает конкурентоспособность компаний, позволяет предприятиям постоянно ориентироваться на потребителя.

В связи с этим основной целью курса является формирование у студентов знаний в области логистики (с точки зрения оптимизации затрат в данной области), выработка навыков системного управления процессами.

Задачи дисциплины:

- ознакомить студентов с основными понятиями в области логистики, ее видами;

- рассмотреть современную концепцию логистики;

- изучить принципы логистики по доставке грузов « Точно в срок»;

- определить основные направления снижения логистических издержек;

- изучить специфические особенности процессов товародвижения на этапах организации закупочной деятельности, производства продукции, управления запасами, дистрибуции готового товара, транспортировки и складирования материальных ресурсов.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина входит в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» учебного плана.

Требования к уровню освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-8, ПК-4, ПК-4.1, ПК-5, ПК-6, ПК-13.1, ПК-13.2.

В результате изучения дисциплины специалист должен знать:

- сущность логистической концепции управления товародвижением;

- взаимосвязь логистики с маркетингом, производственным и финансовым менеджментом;

- методы эффективного выполнения основных логистических операций;

- прогрессивные системы, обеспечивающие снижение логистических издержек в каналах товародвижения

уметь:

- в практической деятельности оперативно реагировать на появление новых запросов потребителей и, соответственно, вносить изменения в систему управления организацией;

- использовать методы экономического анализа в процессе управления запасами, выбора поставщиков и транспортно- экспедиционных посредников;

- рассчитать транспортно-складскую составляющую в цене товара;

- определить оптимальный размер партии поставки, момент подачи заказа, величину текущих и страховых запасов фирмы;

- на практике применять полученные знания во взаимоотношениях с поставщиками и потребителями материальных ресурсов.

Содержание программы учебной дисциплины:

1. Теоретические основы и понятийный аппарат логистики.

2. Менеджмент закупок.

3.Производственная логистика.

4. Управление запасами.

5. Распределительная логистика.

6. Транспортная логистика

7. Логистика складирования.

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

дисциплины «Экономика товарного обращения»

Цель дисциплины - овладение студентами теорией и практикой коммерческой деятельности в торговых предприятиях для решения коммерческих задач, направленных на совершенствование процессов купли – продажи товаров и услуг, привлечения потенциальных покупателей, удовлетворения спроса потребителей и получения прибыли.

Задачи дисциплины:

- раскрыть научные основы организации коммерческой деятельности предприятий;

- дать характеристику базовым категориям и законам теории организации коммерции;

- показать особенности организации коммерческой деятельности и технику проведения коммерческих операций предприятиями в оптовой, розничной торговле, массовом питании на внутреннем рынке;

- изучить особенности организации стимулирования сбыта продукции в торговых предприятиях;

- рассмотреть особенности формирования ассортимента и управление качеством продукции в торговых предприятиях.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина входит в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» учебного плана.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-5, ОК-5.1, ОК-5.2, ОК-5.3, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-13.1, ПК-13.2.

В результате освоения курса студент должен знать:

  • Законы и основы организации коммерческой деятельности для решения профессиональных задач предприятия в сфере коммерции.

  • Процессы формирования товарооборота торгового предприятия.

  • Особенности организации коммерческой деятельности торговых предприятий по сферам применения.

  • Методы и особенности стимулирования сбыта продаж. Бюджет стимулирования.

  • Особенности формирования ассортимента, товародвижения и сервисного обслуживания в торговых предприятиях.

  • Формы и методы коммерческих расчетов. Коммерческие риски в торговом предприятии.

  • Методы определения эффективности от коммерческой деятельности.

Должен уметь:

  • Провести анализ продвижения товара от производителя до потребителя и управлять процессами закупки, продвижения и реализации товаров.

  • Сформировать ассортимент товаров и услуг торгового предприятия.

  • Определить пути по совершенствованию сбытовой деятельности торгового предприятия

  • Заключать договора на поставку товаров и проводить коммерческие переговоры.

Должен владеть:

  • Терминологией, предусмотренной ГОСТ 51303-99 «Торговля. Термины и определения», ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».

  • Методикой определения эффективности от коммерческой деятельности

Основные разделы программы:

Введение

Тема 1. Методологические основы коммерческой деятельности торгового предприятия

Тема 2. Предприятия торговли как объект рыночной экономики и коммерческой деятельности.

Тема 3. Организация коммерческих связей торговых предприятий. Управление товарными запасами.

Тема 4. Формы и методы коммерческих расчетов. Коммерческие риски в торговом предприятии.

Тема 5. Принципы и этапы формирования товарного ассортимента торгового предприятия

Тема 6. Коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров

Тема 7. Коммерческая деятельность по организации розничной продаже товаров

Тема 8. Оказание услуг покупателям

Тема 9. Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий.

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

дисциплины «Электронная коммерция»

Цель дисциплины - формирование у студентов системного представление в области современных методов организации коммерческой деятельности посредством телекоммуникационных сетей.

Задачи дисциплины:

  • изучение теоретических основ электронной коммерции и современных подходов к организации коммерческой деятельности посредством телекоммуникационных сетей в условиях глобализации экономики и глобализации бизнеса;

  • ознакомление с существующими трактовками основных положений и позиций электронной коммерции;

  • изучение вопросов организации оптовой и розничной торговли с использованием сети Интернет;

  • определение путей и методов использования средств электронной коммерции в индустрии услуг;

  • изучение возможностей и способов использования различных платежных систем в электронной коммерции;

  • ознакомление с современными способами защиты информации в телекоммуникационных сетях;

  • ознакомление с правовыми аспектами функционирования электронной коммерции в России и за рубежом.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина входит в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» учебного плана.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-12, ОК-13, ПК-4.1, ПК-12, ПК-13.2.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные классы систем электронной коммерции;

  • способы организации розничной торговли в Интернет;

  • основные методы стимулирования продаж в Интернет-магазине;

  • модели организации закупок через Интернет;

  • основные группы услуг, оказываемых через Интернет и особенности их оказания;

  • способы оплаты товаров и услуг в электронной коммерции;

  • Российское и международное законодательство в области электронной коммерции;

Уметь:

  • осуществлять оценку современного состояния и перспектив развития электронной коммерции;

  • осуществлять выбор наиболее рационального метода организации розничной торговли в Интернет;

  • осуществлять сбор и подготовку аналитических данных для оценки эффективности рекламы в Интернет;

  • строить схему торгово-технологического процесса электронной торговой площадки;

  • изучать и анализировать методы предоставления различных услуг в Интернет;

  • строить схемы организации расчетов при использовании различных платежных средств;

  • использовать на практике требования регулирующих документов в сфере электронной коммерции;

Владеть:

  • терминологическим аппаратом электронной коммерции;

  • методикой оценки эффективности организации розничной торговли через Интернет;

  • методикой оценки эффективности рекламы в Интернет

Основные разделы программы

1. Теоретические основы электронной коммерции

2. Организация розничной торговли через Интернет

3. Методы привлечения покупателей и стимулирования продаж в Интернет-магазине

4. Модель В2В в электронной коммерции

5. Электронная коммерция в индустрии услуг

6. Организация оплаты товаров и услуг

7. Нормативно-правовое обеспечение электронной коммерции

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

дисциплины «Статистика торговли»

Цель дисциплины – углубление знаний в области статистических методов и приобретения студентами необходимой квалификации для проведения расчетов, анализа и прогнозирования в сфере товарного обращения (рынка товаров и услуг).

Задачи дисциплины включают:

Изучение и анализ:

- основных понятий, категорий и классификаций в статистике торговли;

- оценки спроса и предложения продовольственных и непродовольственных товаров;

- товародвижения и товарооборота;

- структуры, динамики и соотношения цен;

- товарных запасов и товарооборачиваемости;

- наличия, состояния, движения и использования основного капитала в торговле;

- наличия, состояния, движения и использования материальных оборотных средств в торговле;

- эффективности производства в торговле;

- производительности и оплаты труда в торговле;

- издержек в сфере производства и обращения в торговле;

- финансовых результатов в торговле;

- оценок рисков в торговой деятельности;

- торговой инфраструктуры.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина входит в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» учебного плана.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-1, ПК-1.1, ПК-2, ПК-2.1, ПК-3, ПК-3.1, ПК-4, ПК-4.1, ПК-5, ПК-8, ПК-9.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать: основные категории и понятия статистики торговли. Методы анализа и расчета показателей конъюнктуры рынка. Методы расчета и анализа текущего состояния рынка. Принципы расчета и методы анализа товародвижения и товарооборота. Методы расчета и анализа цен на товары и сырье. Принципы расчета и анализа товарных запасов и товарооборачиваемости. Принципы расчета и анализа показателей эффективности, издержек и финансовых результатов торговой деятельности. Показатели инфраструктуры торговой деятельности. Методы расчета и анализа рисков в торговой деятельности;

уметь: рассчитывать и анализировать показатели конъюнктуры рынка. Анализировать товародвижение и товарооборот. Применять статистические методы для анализа эффективности использования основных и оборотных средств в области торговли. Анализировать поведение цен на товары и сырье. Применять комплекс статистических методов для анализа товарных запасов и товарооборачиваемости. Оценивать эффективность, издержки и финансовые результаты торговой деятельности. Применять статистические методы расчета и анализа показателей инфраструктуры в области торговли. Оценивать различные риски в торговой деятельности;

владеть: статистическими методами (статистическое наблюдение, сводка и группировка, выборочный метод, средние и показатели вариации, методы рядов динамики, индексный метод, корреляционно-регрессионный анализ, статистическое моделирование) и методами прогнозирования (статистического, аналитического, нормативного и экспертной оценки) изучения, оценки и анализа торговой деятельности во всех ее сферах.

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

дисциплины «Теоретические основы товароведения и экспертизы»

Рекомендуется для направления подготовки

080100 «Экономика» профиль «Коммерция»

Цель дисциплины – формирование теоретических знаний и практических навыков в области товароведения и экспертизы товаров, необходимых, для организации приемки,

товародвижения и реализации товаров, формирования ассортимента, предупреждения фальсификации, соблюдения правил торговли однородных групп товаров, требований к маркировке и упаковке, режимам и срокам хранения, транспортированию и реализации, а также обеспечение прав потребителя на приобретение качественных и безопасных товаров , соответствующих требованиям национальных и международных стандартов, технических регламентов и других нормативных и технических документов .

Задачи дисциплины:

- изучение основных национальных и международных нормативно-правовых документов в области системы товарного менеджмента, качества и безопасности товаров; защиты прав потребителей;

- ознакомление с системой классификации товаров и основными видами классификаторов, классификацией, свойствами и показателями ассортимента;

  • усвоение теоретических знаний в области систематизации и кодирования товаров;

  • изучение номенклатуры потребительских свойств товаров и методов оценки и контроля качества;

  • анализ товарных потерь на этапах товародвижения;

  • ознакомление с требованиями к марке товаров, видами и типами упаковки;

  • изучение требований к видам и формам товарной информации;

  • освоение требований к транспортированию и хранению товаров, обеспечивающих сохранение потребительских свойств товаров;

  • ознакомление с видами и методами экспертизы товаров;

  • изучение системы подтверждения соответствия товаров в России, анализ зарубежного опыта;

  • ознакомление с основными принципами метрологии, используемыми в торговле.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина входит в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» учебного плана.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-5, ОК-5.1, ОК-5.2, ПК-13.1.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать: основные Федеральные законы, нормативные и технические документы, регулирующие качество и безопасность товаров; правила классификации, систематизации и кодирования товаров; свойства и показатели ассортимента; номенклатуру потребительских свойств товаров и методы оценки и контроля качества; градации качества; виды товарных потерь; международные системы управления качеством и безопасностью товаров, требования к безопасности товаров; способы установления фальсификации товаров; требования к товарной информации, маркировке и упаковке товаров, виды и типы упаковок; режимы и сроки хранения товаров; процедуру проведения экспертизы и подтверждения соответствия товаров.

уметь: работать с нормативной и технической документацией в области качества, маркировки, хранения и приемки товаров; определять сроки хранения (годности, реализации) товаров; устанавливать причины потерь товаров; контролировать требования к товарной информации; определять показатели ассортимента, организовывать экспертизу товаров; проводить процедуру подтверждения соответствия; работать с классификаторами товаров; использовать знания в области метрологии в торговой деятельности.

владеть: навыками организации проведения экспертизы качества и безопасности товаров, принятия оптимальных алгоритмов решений при приемке и реализации товаров; навыками анализа ассортимента товаров, определения видов потерь, анализа условий и сроков хранения в торговом зале и складских помещениях; методами информационной идентификации, процедурой поверки измерительного и торгового оборудования.

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

дисциплины «Экономика торговой организации»

Цель дисциплины - дать системное представление об экономическом механизме функционирования торговой организации.

Учебные задачи дисциплины

Научить студентов теоретическим и практическим знаниям в области:

  • совокупности отношений, возникающих в процессе продвиже­ния товаров от производителей к потребителям, между субъектами рыночной экономики;

  • механизма и формы проявления экономических законов разви­тия общества в сфере обращения в условиях ограниченности ресур­сов и конкуренции за их использование;

  • сущности, закономерностей и принципов функционирования хозяйственного механизма субъектов товаропроводящей сети, осуществляющих деятельность исходя из потребностей и уровня раз­вития общества.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина входит в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» учебного плана.

Требования к уровню освоения содержания курса

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-5, ОК-5.1, ПК-1, ПК-1.1, ПК-2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3, ПК-3.1, ПК-4, ПК-4.1, ПК-5.

В результате изучения курса студент

должен знать:

  • организацию торговли как субъект и объект предпринимательской деятельности (основные законодательные различия между предприятием и организацией);

  • нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организации торговли;

  • факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на результаты функционирования организации торговли;

Должен уметь:

  • оценивать конкурентоспособность организации торговли;

  • анализировать торгово-технологические ресурсы торговой организации и динамику характеризующих их показателей (товарооборот, товарные ресурсы, основные и оборотные средства, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные; доходы и расходы предприятия)

Должен владеть:

  • приёмами ведения учета, анализа и составления оперативной отчетности

  • методиками проведения аналитических расчётов в организации торговли

  • методами прогнозирования основных показателей хозяйственной деятельности

Основные разделы программы

Введение

Раздел 1. Торговые организации как субъекты внутреннего рынка товаров и услуг

Тема 1. Роль и задачи торговых организаций на внутреннем рынке товаров и услуг

Раздел 2: Экономические элементы хозяйственного механизма торговых организаций

Тема 2. Товарооборот торговых организаций

Тема 3. Товарные ресурсы торговых организаций

Тема 4. Трудовые ресурсы торговых организаций и эффективность их использования

Тема 5. Стимулирование труда в торговых организациях

Тема 6. Материально-техническая база торговых организаций

Тема 10. Финансы, финансовые ресурсы, средства торговых организаций

Раздел 3: Результаты хозяйственной деятельности торговых организаций

Тема 8. Расходы торговых организаций

Тема 9. Доходы и прибыль торговых организаций

Раздел 4: Регулирование в целях повышения экономической эффективности функционирования торговых организаций

Тема 10. Государственное регулирование деятельности торговых организаций

Тема 11. Планирование деятельности торговых организаций

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

дисциплины «Управление торговым предприятием»

Цель дисциплины - сформировать у студентов комплексное представление о проблемах управления оптовыми и розничными предприятиями торговли; получить теоретические знания и практические навыки в области организации процесса управления, подбора и расстановки кадров, организации информационных потоков.

Задачи дисциплины:

  • изучение теоретических основ управления торговым предприятием в современных условиях;

  • ознакомление с существующими трактовками основных принципов и функций управления;

  • изучение вопросов формирования организационных структур управления торговым предприятием;

  • определение путей и методов организации информационного обеспечения процесса управления;

  • изучение структуры персонала торгового предприятия, возможностей и способов использования различных методов мотивации торгового персонала;

  • изучение вопросов организации труда руководителя торгового предприятия;

  • ознакомление с современными техническими средствами управления.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина входит в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» учебного плана.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-8, ОК-12, ПК-11, ПК-13, ПК-13.1.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные понятия и принципы управления;

  • характеристику целей, место и роль управления целями;

  • содержание общих и конкретных функций управления;

  • типы и основные требования, предъявляемые к структурам управления;

  • квалификационную структуру штатов, содержание труда работников торгового предприятия;

  • характер, содержание и особенности труда руководителя, требования к рациональной организации управленческого труда;

  • роль и значение информации в процессе принятия решений, информационные системы и информационные процессы;

  • технологию и этапы процесса управления торговым предприятием, управленческие решения;

Уметь:

  • осуществлять сравнительный анализ российского и зарубежного опыта управления торговыми предприятиями;

  • оценивать вероятности достижения целей;

  • составить перечень функций управления для конкретного торгового предприятия;

  • осуществлять выбор типа структуры управления для разных торговых предприятий;

  • составлять должностную инструкцию, договор материальной ответственности;

  • планировать рабочее время, определять стиль руководства;

  • анализировать и проектировать информационные потоки;

  • принимать управленческие решения в условиях рыночных отношений, конъюнктурных колебаний и коммерческого риска;

Владеть:

  • терминологическим аппаратом управления торговым предприятием;

  • методом «дерева целей» применительно к торговому предприятию;

  • методом формирования матрицы функционального распределения труда торгового предприятия;

  • методами и принципами проектирования организационных структур управления;

  • методами формирования трудового коллектива, методами расчета суммы причиненного ущерба;

  • методом анализ затрат рабочего времени руководителя торгового предприятия;

  • принципами построения информационного обеспечения процесса управления;

  • методами оценки качества решения

  • методами оценки эффективности управленческих решений

Основные разделы программы:

Тема 1. Сущность управления в торговле

Тема 2. Стратегия и управление целями торгового предприятия

Тема 3. Функции управления торговым предприятием

Тема 4. Организационные структуры управления предприятиями торговли

Тема 5. Персонал торгового предприятия

Тема 6. Организация труда управленческого персонала торгового предприятия

Тема 7. Информационное обеспечение процессов управления торговым предприятием

Тема 8. Процесс управления торговым предприятием

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

дисциплины «Экономический анализ в торговле»

Цель дисциплины - формирование у студентов знаний теоретических основ, процедуры и методически анализа и диагностики хозяйственной деятельности торгового предприятия в условиях рыночной экономики.

Задачи дисциплины - научить студентов:

  1. использовать в практической деятельности совокупность приемов и методов проведения анализа и диагностики хозяйственной деятельности торгового предприятия;

  1. давать комплексную оценку экономического состояния торгового предприятия;

  1. проводить сравнительный анализ деятельности торговых предприятий и их подразделений;

  1. подготавливать аналитические материалы для выбора и принятия управленческих решений.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина входит в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» учебного плана.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-13, ПК-1, ПК-1.1, ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-3, ПК-3.1, ПК-4, ПК-4.1, ПК-5, ПК-7, ПК-7.1.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

  1. сущность, роль и виды анализа и диагностики хозяйственной деятельности;

  2. сущность и значение информации в развитии современного общества;

  1. законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие хозяйственную и финансово-экономическую деятельность торгового предприятия;

  2. порядок работы с финансовой и управленческой документацией;

уметь:

  • иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

  1. владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

  1. работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, уметь осуществлять процессы сбора, передачи, обработки и накопления информации;

  2. способен осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для проведения экономического анализа деятельности торгового предприятия;

  3. проводить мониторинг финансового состояния торгового предприятия с целью упреждения его банкротства;

  4. проводить экономический анализ деятельности торгового предприятия, анализ эффективности коммерческой деятельности и прогнозирование основных показателей финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия;

  5. обосновывать управленческие решения в области повышения эффективности финансово-

  6. анализировать, оценивать и разрабатывать стратегии организации;

  7. способен проводить исследование конкурентоспособности торговых предприятий;

владеть:

  • основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

  • методикой финансового анализа деятельности торгового предприятия;

  • методикой управленческого анализа деятельности торгового предприятия;

  • методикой комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Содержание разделов программы:

1. Основы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия

1.1. Анализ и диагностика финансово-экономической деятельности предприятия и их роль в управлении предприятием

1.2. Организация и информационное обеспечение анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия

1.3. Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности

Раздел 2. Технология финансового анализа деятельности торгового предприятия

2.1. Анализ финансового состояния предприятия

2.2. Диагностика риска банкротства предприятия

Раздел 3. Технология управленческого анализа деятельности торгового предприятия

Тема 3.1. Анализ безубыточности торгового предприятия

Тема 3.2. Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

дисциплины «Организация, технология и проектирование торговых предприятий»

Цель дисциплины - формировать у студентов системное представление об основах организации, технологии и проектирования розничных и оптовых торговых предприятий применительно к особенностям их функционирования в современных условиях высококонкурентного потребительского рынка.

Задачи дисциплины

  • дать представление о розничной торговой сети, ее классификации, особенностях размещения, используемой материально-технической базе и технической оснащенности;

  • исследовать содержание и технологию оперативных процессов на предприятиях с учетом вида их хозяйственной деятельности и характера выполняемых коммерческих операций;

  • изучить организацию и технологию продаж и торгового обслуживания покупателей;

  • изучить правила розничной торговли и продажи товаров населению;

  • ознакомить с современными принципами, нормами и правилами технологического проектирования розничных и оптовых торговых предприятий;

  • дать представление о классификации оптовых посредников, применяемых технологиях складского хозяйства;

  • научить студентов ориентироваться в области организации товародвижения, выбора методов доставки товаров и порядка организации транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий торговли.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина входит в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» учебного плана.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-5, ОК-5.1, ОК-5.2, ОК-5.3, ПК-13, ПК-13.1, ПК-13.2.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • экономическую сущность, классификацию и общую характеристику розничной торговой сети;

  • особенности и тенденции развития современных форматов розничных торговых предприятий, реализующих продовольственные и непродовольственные товары;

  • показатели, характеризующие развитие материально-технической базы розничной торговой сети;

  • методы и принципы размещения, основные этапы (алгоритм) принятия решения о выборе местоположения розничного торгового предприятия

  • факторы, учитываемые при оценке привлекательности и доступности магазинов и торговых центров для пешеходов и автомобилистов;

  • особенности организации торгово-технологического процесса и торгового обслуживания покупателей в розничных торговых предприятиях различных форматов;

  • требования российского законодательства к организации торгового процесса, правила розничной торговли и продажи товаров населению;

  • технологическое проектирование розничных торговых предприятий;

  • основные подходы к распределению площади торгового зала магазина и регулированию покупательских потоков;

  • правила оптимальной организации торгового пространства магазина и принципы эффективной выкладки товаров в магазине как инструментов мерчандайзинга;

  • экономическую сущность, классификацию и общую характеристику оптовых посредников;

  • виды, функции и основы технологической планировки товарных складов;

  • организацию и технологию складских операций;

  • организацию транспортно-экспедиционных операций, классификацию тарифов на перевозку

Уметь

  • осуществить правильный выбор формата розничного торгового предприятия в соответствии с особенностями внутренней и внешней среды функционирования хозяйствующего субъекта на потребительском рынке;

  • осуществлять выбор наиболее благоприятного местоположения розничного торгового предприятия в соответствии с особенностями его торговой зоны;

  • определять проблемные места и направления совершенствования торгово-технологического процесса и обслуживания покупателей в розничной торговле, наиболее эффективные формы и методы продажи товаров;

  • анализировать практику выполнения требований российского законодательства к организации розничного торгового процесса и обслуживания покупателей;

  • провести критический анализ организации внутреннего пространства магазина с точки зрения мерчандайзингового подхода;

  • обосновать рациональную планировку торгового зала магазина с учетом его формата, ассортимента реализуемых товаров и применяемых методов обслуживания;

  • определять наиболее рациональные методы доставки товаров в торговую сеть.

Владеть:

  • алгоритмом принятия решения о выборе местоположения розничного торгового предприятия;

  • основами технологического проектирования торгового предприятия;

  • знаниями правил розничной торговли и продажи отдельных товарных групп населению;

  • терминологией, предусмотренной ГОСТ 51303-99 «Торговля. Термины и определения», ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».

Основные разделы программы

Розничная торговая сеть: экономическая сущность, классификация и общая характеристика

Выбор местоположения розничного торгового предприятия

Организация торгово-технологических процессов в предприятиях розничной торговли

Организация розничной продажи товаров и торгового обслуживания

Технологическое проектирование розничных торговых предприятий

Оптовые посредники, их виды и функции

Товарные склады: их виды, функции, основы технологической планировки

Организация и технология складских операций

Организация перевозок товаров и транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий торговли

Список разработчиков ПрООП, экспертов

ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова»

профессор кафедры торгового дела

д.э.н., доцент

Г.Г. Иванов

ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова»

доцент кафедры торгового дела

к.э.н., доцент

В.П. Куренкова

ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова»

зав. кафедрой

торгового дела

д.э.н., профессор

И.Б. Стукалова

ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова»

доцент кафедры торгового дела

к.э.н., доцент

С.С. Шипилова

ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова»

зав. кафедрой товароведения и товарной экспертизы

д.т.н., профессор

Л.Г. Елисеева

ПрОПО одобрена на заседании ___________ совета Учебно-методического объединения по образованию в области экономики и экономической теории, национальной экономики и экономики труда, товароведения и экспертизы товаров на базе ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова»

от « 12 » марта 2010 года, протокол № 2 .

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080100 «экономика» (1)

    Основная образовательная программа
    ... от «___»________2010г. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080100 «Экономика» профиль «Региональная экономика» Квалификация (степень) выпускника ...
  2. Основная образовательная программа направление подготовки 080100 – экономика магистерская программа «экономическая теория»

    Основная образовательная программа
    ... Ломоносова Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080100Экономика Направление утверждено приказом ... ; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ / проектов ...
  3. Основная образовательная программа направление подготовки 080100 экономика

    Основная образовательная программа
    ... ______________________ Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080100 ЭКОНОМИКА утверждено ... Минобрнауки России; Примерная основная образовательная программа по направлению подготовки; Устав ГОУ ...
  4. Примерная основная образовательная программа направление подготовки (13)

    Основная образовательная программа
    ... .И.Гришин от__________2010г. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080100.62 «Экономика» профиль «Экономика труда» Квалификация (степень ...
  5. Примерная основная образовательная программа направление подготовки (21)

    Основная образовательная программа
    ... .И.Гришин от__________2010г. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080100.62 «Экономика» профиль «Экономика труда» Квалификация (степень ...

Другие похожие документы..