Главная > Контрольные вопросы


Информатика и вычислительная техника

Контрольные вопросы и ответы

  1. Информатика. Цели и задачи информатики.

  2. Понятие и виды информации. Единицы измерения информации.

  3. Кодирование информации.

  4. Функциональная схема ПК.

  5. Назначение их характеристики процессора, оперативной памяти.

  6. Характеристика жесткого диска и гибких магнитных дисков.

  7. Монитор, его назначение и характеристики.

  8. Основные части клавиатуры.

  9. Периферийные устройства ПК и их назначение.

  10. Программное обеспечение персонального компьютера. Структура программного обеспечения. Примеры.

  11. Назначение и состав системного обеспечения, прикладного программного обеспечения. Приведите примеры.

  12. Что такое драйвер, утилита? Приведите примеры.

  13. Назначение и функции операционной системы (ОС). Примеры ОС.

  14. Интегрированная прикладная система (интегрированный пакет прикладных программ). Приведите примеры.

  15. Понятие архивации и архивного файла. Информация содержащаяся в оглавлении архива. Программы-упаковщики (архиваторы). Примеры.

  16. Понятие и разновидность компьютерных вирусов. Как происходит процесс заражения компьютерным вирусом?

  17. Защита информации от разрушения компьютерным вирусом. Характеристика антивирусных программ.

  18. Роль операционной системы в работе компьютера. Примеры ОС

  19. Назначение, функции модули операционной системы MS DOS

  20. Приглашение MS DOS. Виды приглашений.

  21. Имена накопителей на дисках.

  22. Понятие файла, каталога. Какая информация может храниться в файлах, каталогах?

  23. Дерево каталогов, корневой каталог, родительский каталог. Примеры.

  24. Имя файла в MS DOS. Путь к файлу в MS DOS. Полное имя файла. Примеры.

  25. Как задать команду MS DOS? Приведите примеры.

  26. Использование символов «*» и «?» для указания группы файлов в MS DOS. Приведите примеры.

  27. Назначение и функции программы Norton Commander.

  28. Общий вид экрана и содержание панелей программы Norton Commander.

  29. Полная и краткая форма выдачи информации о файлах и каталогах в панели Norton Commander.

  30. Выделение файла/каталога или группы каталогов в Norton Commander.

  31. Какие действия выполнит Norton Commander при нажатии клавиши «ввод» Enter?

  32. Функциональные клавиши в Norton Commander.

  33. Способы вывода информации о файлах и каталогах в панели Norton Commander.

  34. Как вывести в панели Norton Commander оглавление другого диска?

  35. Какие действия надо выполнить в программе Norton Commander, чтобы удалить, скопировать, переименовать файл?

  36. Понятие и основные достоинства WINDOWS. Этапы развития WINDOWS.

  37. Интерфейс WINDOWS.

  38. Типы окон в WINDOWS.

  39. Элементы окна в WINDOWS.

  40. Понятие пиктограммы (значка) в WINDOWS.

  41. Управление размером и местоположением окна на экране.

  42. Системное (оконное) меню в WINDOWS.

  43. Назначение диалогового окна в WINDOWS.

  44. Понятие буфера обмена.

  45. Буфер обмена в WINDOWS 98 (ХР).

  46. Контекстное меню в WINDOWS 98 (ХР).

  47. Рабочий стол в WINDOWS 98 (ХР).

  48. Значки «Мой компьютер», «Корзина»

  49. Понятие ярлыка.

  50. Панель задач в WINDOWS 98 (ХР).

  51. Назначение кнопки Пуск в WINDOWS 98 (ХР). Опишите меню, вызываемое этой кнопкой.

  52. Назначение и функции Проводник в WINDOWS 98 (ХР).

  53. Понятие Мультимедиа. Программные средства в WINDOWS.

  54. Понятие и основные достоинства WINDOWS 98.

  55. Особенности операционной системы WINDOWS ХР.

  56. Принцип WYSING в WINDOWS.

  57. Технология Plug and Play (Включи и Работай).

  58. Способы выбора команды меню в WINDOWS.

  59. Способы выбора команды в WINDOWS.

  60. Стандартные программы в WINDOWS 98 (ХР) и их назначение.

  61. Назначение и возможности программы Paint (Paint brush).

  62. Как запустить и завершить программу Paint (Paint brush)?

  63. Что такое файл растрового формата?

  64. Какие другие растровые файлы вы знаете?

  65. Существуют ли графические файлы векторного формата? Если да, приведите примеры.

  66. Что такое рабочее поле редактора Paint (Paint brush)?

  67. Перечислите основные операции, которые вы можете выполнить с помощью панелей инструментов?

  68. Чем отличается цвет символа от цвета фона?

  69. Как выбрать цвет символа и цвета фона?

  70. Как отменить неудачно выполненную команду?

  71. Почему в Paint (Paint brush) надо чаще сохранять сохраненную картинку?

  72. Что такое атрибуты изображения?

  73. Как установить размеры картинки в см.?

  74. Как изменить атрибуты готового изображения?

  75. Как управлять размерами рабочего поля на экране?

  76. Как увидеть картинку целиком, независимо от её размера?

  77. Опишите порядок подготовленных операций при создании изображений?

  78. Что такое кисть? Опишите функции кисти?

  79. Как изменить форму кисти?

  80. В каких случаях роль формы кисти особенно велика?

  81. Как нарисовать полный эллипс? Как нарисовать окружность и круг?

  82. Опишите роль клавиши SHIFT в процессе рисования геометрических фигур.

  83. Какие художественные эффекты можно создать с помощью аэрозольного баллончика?

  84. Как можно использовать инструмент «дуга»? Опишите технику работы с этим инструментом.

  85. Исследуйте и опишите процесс создания полого и окрашенного многоугольника.

  86. Как принцип «Drag-and-Drop» применяется в Brash?

  87. В каких случаях для вырезания участка изображения удобно использовать фигурные ножницы?

  88. Опишите пример формирования цвета в программе Brash.

  89. Как вставить в файл изображение рабочего стола WINDOWS, снятие в буфер обмена клавишей (Print Screen)?

  90. Как поступить, если фрагмент вырезан неудачно?

  91. Как «размножить» нарисованный вами прямоугольник?

  92. Как влияет на результат перетаскивание фрагмента нажатая кнопка мыши – левая или правая?

  93. Что такое формат файла?

  94. Перечислите известные вам форматы файла?

  95. Что означает понятие «сохранить файл»?

  96. В чем разница между командами Save и Save as?

  97. Опишите процесс создания растрового шрифта.

  98. В чем преимущество векторного шрифта перед растровым?

  99. Что такое True Type?

  100. Чем отличается шрифт Times New Roman от шрифта Arial?

  101. Каково назначение шрифтов Symbol и Wingdings?

  1. Информатика. Цели и задачи информатики.

С древних времен люди создавали различные механизмы для облегчения своего труда. Но эти машины облегчили только физический труд человека. Деятельность, связанная с умственным трудом, обходилась без серьезного участия машин, пока не были созданы электронно-вычислительные машины (ЭВМ).

Первые настоящие ЭВМ появились во время Второй мировой войны в Англии. Они были строго засекречены и применялись для расшифровки вражеских шифров и расчета траектории полета снарядов.

После войны использовать компьютеры могли только крупные корпорации и правительственные организации из-за высокой стоимости их обслуживания. В этих компьютерах использовались стеклянные электронные лампы (почти 20 тыс. шт.), поэтому они имели огромные габариты, весели несколько десятков тонн и потребляли много энергии. Лампы часто выходили из строя, и для устранения неисправностей требовались бригады инженеров.

Информатика - (от французского information - информация и automatioque -автоматика) - область научно-технической деятельности, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, представления информации, решением проблем создания, внедрения и использования информационной техники и технологии во всех сферах общественной жизни; одно из главных направлений научно-технического прогресса.

В некоторых более кратких определениях информатика трактуется как особая наука о законах и методах получения и измерения, накопления и хранения, переработки и передачи информации с применением математических и технических средств. Однако все имеющиеся определения отражают наличие двух главных составляющих информатики - информации и соответствующих средств ее обработки. Бытует и такое, самое краткое определение: информатика - это информация плюс автоматика.

  1. Понятие и виды информации. Единицы измерения информации.

Информация - это некоторый набор систематизированных сведений об определенной области окружающего мира. Информация в процессе своего существования проходит определенные этапы преобразования:

  • сбор первичных сведений

  • организация хранения информации

  • обработка информации с целью получения новых знаний

  • представление информации в удобном для использования виде

  • передача информации всем заинтересованным пользователям.

В настоящее время основными инструментами реализации перечисленных этапов являются компьютеры и ряд дополнительных технических устройств. Использование компьютеров позволяет выделить следующих основных участников процесса преобразования информации:

  • комплекс технических средств (hardware)

  • набор программ для реализации необходимых действий (software)

  • сами обрабатываемые данные

  • документы, регламентирующие процесс преобразования

  • люди как основные потребители информации

Обрабатываемые данные разбиваются на следующие основные типы:

  • текстовые (документы, письма)

  • графические (изображения, схемы, видеофильмы)

  • числовые

  • звуковые

Все они, как будет видно в дальнейшем, имеют свои особенности, связанные с представлением в понятном для компьютера виде и методами обработки.

Компьютер – это устройство для обработки, хранения и предоставления информации. Информация представляется в виде двоичных чисел, которые передаются от блока к блоку компьютера с помощью импульсов напряжения.

Один разряд двоичного числа называют битом. Бит может принимать только два значения: 0 и 1. Восьмиразрядное (восьмизначное) двоичное число (8 бит) – это байт. Байт уже может принимать 28=256 значений (0 ... 255). Самое маленькое значение байта – 00000000 а самое большое –11111111 (255 в двоичной системе счисления). Бит и байт – основные единицы для измерения объема информации. Так как компьютеры обрабатывают огромные объемы информации, то чаще используют более крупные единицы:

(210 = 1024) бит = 1 килобит (1 Кбит);

(210 = 1024) байт = 1 килобайт (1 К);

(220 = 1048576) байт = 1024 К = 1 мегабайт (1 М);

(230 = 1073741824) байт = 1024 М = 1 гигабайт (1 Г)

  1. Кодирование информации.

Все конечно знают почему человечество использует десятичную систему исчисления. Потому что на руках у нас всего 10 пальцев.

Количество цифр, которое используется в каждом разряде системы счисления, называется её основанием (q). При работе с ПК информация может представляться в системах счисления с основанием q=2, q=8, q=10, q=16. Все эти системы являются арифметическими и позиционными.

Каждая из систем имеет свои достоинства и полезное применение. Арифметические системы пригодны для выполнения арифметических операций

Компьютер может обрабатывать данные, которые представлены в специальном виде - только с помощью нулей и единиц. Каждый 0 или 1 называют битом. Один бит - это минимальная единица информации, описывающая только 2 возможных состояния. Восемь битов объединяются в байт: 00101011, 00000000, 11111111, 10101010. Байт - основная единица представления информации в компьютере. В итоге вся информация в компьютере представляется как набор огромного (сотни тысяч и миллионы) числа нулей и единиц, разбитых на отдельные байты. Такое представление информации называют цифровым или двоичным. Обработка двоичных данных выполняется с помощью специальных правил, определяемых так называемой двоичной арифметикой.

В зависимости от решаемой задачи байт может содержать закодированное представление различных типов данных.

Простейшим и исторически первым является кодирование целых чисел. Целые числа представляются в двоичном виде следующим образом:

00000000 = 0

00000001 = 1

00000010 = 2

00000011 = 3

00000100 = 4

00000101 = 5

00000110 = 6

00000111 = 7

00001000 = 8

00001001 = 9

00001010 = 10

00001011 = 11

00001100 = 12

00001101=13

. . . . . . . . .

. . . . . . . . . .

11111110 = 254

11111111 = 255

Диапазон целых чисел, кодируемых одним байтом, определяется числом возможных комбинаций из восьми нулей и единиц. Это число равно 2 в степени 8, т.е. 256. Если надо закодировать число больше 255, то два байта объединяются вместе и используется 16 битов. Это дает 2 в 16 степени, т.е. 65536 комбинаций. Еще большие целые числа можно представить с помощью 4 байтов или 32 битов. Для представления чисел со знаком один бит отводится под знак.

Более сложное представление существует для вещественных (не целых) чисел, и обработка таких чисел значительно сложнее для компьютера.

При обработке текстовой информации один байт может содержать код некоторого символа - буквы, цифры, знака пунктуации, знака действия и т.д. Каждому символу соответствует свой код в виде целого числа. Один байт как набор восьми битов позволяет закодировать 256 символов, что вполне достаточно для работы сразу с двумя обычными языками, например английским и русским. При этом все коды собираются в специальные таблицы, называемые кодировочными. С их помощью производится преобразование кода символа в его видимое представление на экране монитора.

Обработка графической информации требует своего способа кодирования. Любое изображение представляется в виде огромного числа отдельных точек. Обычная картинка на экране может содержать до миллиона таких точек. Простейшим изображением является черно-белое. В этом случае одна точка изображения может кодироваться одним битом, например 0 - черная точка, 1 - белая. Для запоминания изображения из 1 миллиона точек в этом случае потребуется около 100.000 байт. Цветное изображение требует большего числа байтов, причем чем больше используется цветов, тем больше требуется байтов. При работе с 16-цветными изображениями одна точка требует 4 бита, т.е. один байт содержит информацию о двух точках изображения. Работа с 256-цветными изображениями требует уже целого байта для одной точки и около 1 миллиона байт для всего изображения. Наиболее реалистичные изображения используют 2 байта на одну точку, что позволяет выводить 65536 цветовых оттенков. Все это говорит о том, что обработка графической информации для компьютера является гораздо более сложной задачей по сравнению с обработкой числовой и текстовой информации.

Также весьма трудоемкой является обработка звуковой информации, которая тоже представляется в двоичном виде.

  1. Функциональная схема ПК.

Аналоговые вычислительные устройства и машины в сфере обработки деловой информации не применяются и потому здесь не рассматриваются, речь пойдет только о цифровых электронных вычислительных машинах.

Электронной вычислительной машиной (ЭВМ) называется устройство, выполняющее следующие операции:

  • ввод информации;

  • обработку информации по заложенной в ЭВМ программе;

  • вывод результатов обработки в форме, пригодной для восприятия человеком.

За каждое из названных действий отвечает специальный блок ЭВМ, соответственно: устройство ввода, центральный процессор (ЦП), устройство вывода. Все эти блоки достаточно сложны и, в свою очередь, состоят из отдельных более мелких устройств. В частности, в центральный процессор могут входить: арифметическо-логическое устройство, управляющее устройство, оперативное запоминающее устройство (в виде регистров и внутренней кэш-памяти).

Устройство ввода представлено, как правило, не одной конструктивной единицей. Виды вводимой информации разнообразны, источников тоже может быть несколько, так что слова «устройство ввода» следует понимать в собирательном смысле. То же относится и к устройству вывода.

Арифметическо-логическое устройство (АЛУ) — это именно то место, где выполняются преобразования данных, предписанные командами программы: арифметические действия над числами, преобразования кодов, сравнение слов и пр.

Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), именно его часто называют просто памятью, предназначено для размещения программ, а также для временного хранения некоторой части входных данных и промежуточных результатов. ОЗУ способно записывать (или считывать) элементы программ и данных в произвольное место памяти (или из произвольного места памяти) и обладает высоким быстродействием. Произвольное место означает не «какое попало», а возможность обратиться к заданному адресу (то есть к конкретному участку памяти) без необходимости просмотра всех предшествующих.

Запоминающие устройства бывают трех видов:

  • двунаправленные (допускающие и считывание, и запись данных), к ним относится ОЗУ;

  • полупостоянные, предназначенные для хранения редко обновляемой информации (например, сведения о конфигурации ЭВМ);

  • постоянные, допускающие только считывание информации (ПЗУ).

Управляющее устройство (УУ) осуществляет координацию работы всех агрегатов. В определенной последовательности оно извлекает из оперативного запоминающего устройства (ОЗУ) команду за командой. Каждая команда декодируется; если требуется, из указанных в ней ячеек ОЗУ передаются в АЛУ (или наоборот) элементы данных; АЛУ настраивается на выполнение действия, предписанного командой (в этом действии, может быть, участвуют и устройства ввода-вывода); дается команда на выполнение этого действия.

Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не сложится одна из следующих ситуаций:

  • исчерпаны входные данные;

  • с одного из входных устройств поступила команда на прекращение работы;

  • выключено питание ЭВМ.

Качество ЭВМ характеризуется многими показателями. Это и набор инструкций (команд), которые ЭВМ способна понимать и выполнять, и скорость работы (быстродействие) центрального процессора, и количество устройств ввода-вывода («периферийных устройств»), которые можно присоединить к ней одновременно, и потребление электроэнергии, и многое другое. Но главной, как правило, характеристикой является быстродействие, то есть количество операций, которое центральный процессор способен выполнить в единицу времени. На практике пользователя больше интересует производительность — характеристика эффективного быстродействия, то есть способности устройств не просто быстро функционировать, а решать предназначенные для них задачи.

Понятно стремление разработчиков и пользователей к повышению производительности ЭВМ. Одно из направлений удовлетворения этого стремления — принципиальное и конструктивное совершенствование элементной базы, то есть создание новых, все более быстрых, надежных и удобных в работе процессоров, запоминающих устройств, принтеров и т.д. Но скорость работы элементов невозможно увеличивать беспредельно (существуют современные технологические ограничения и ограничения, обусловленные физическими законами). Поэтому разработчики ЭВМ ищут решение этой проблемы и на путях совершенствования схемных решений, или, как говорят, совершенствования архитектуры ЭВМ.

Так появились многопроцессорные ЭВМ, в которых несколько процессоров работают одновременно, а значит, производительность компьютера равна сумме производительности процессоров. Говорят, что такой компьютер имеет многопроцессорную архитектуру. В мощных компьютерах для сложных инженерных расчетов и САПР, для работ, связанных с компьютерной графикой, часто устанавливается 2 или 4 процессора. В особо мощных ЭВМ (такие машины могут, например, моделировать ядерные реакции со скоростью естественного процесса, предсказывать погоду в глобальном масштабе) число процессоров достигает нескольких десятков.

Скорость работы компьютера существенно зависит от скорости работы ОЗУ, или, иными словами, от продолжительности обращения к ОЗУ. Поэтому постоянно ведутся поиски элементов для ОЗУ, которые требовали бы как можно меньше времени на операции чтения-записи. Однако обнаружилось, что вместе с быстродействием растет (и очень резко) стоимость элементов памяти, так что построение ОЗУ необходимой емкости на быстрых элементах неприемлемо экономически. Проблема разрешается построением многоуровневой памяти. ОЗУ складывается из двух-трех частей: основная часть большой емкости строится на относительно медленных (но зато более дешевых) элементах, а дополнительная часть, называемая кэш-памятью, состоит из быстродействующих элементов. Те данные, к которым АЛУ обращается наиболее часто, содержатся в кэш-памяти; больший же объем оперативной информации хранится в основной памяти. Распределением информации между составными частями ОЗУ управляет специальный блок процессора. Объем ОЗУ и кэш-памяти принадлежит к числу важнейших характеристик ЭВМ.

Как сказано выше, работой устройств ввода-вывода также необходимо управлять. Ранее эти обязанности возлагались на центральный процессор (ЦП) и они отнимали у него немало времени. Архитектура современных ЭВМ предусматривает передачу значительной части функций управления периферийными устройствами, специализированным процессорам, обеспечивая тем самым разгрузку ЦП и повышение его производительности.

Описанный принцип построения ЭВМ носит название архитектуры Дж. фон Неймана (по имени предложившего ее ученого).

Архитектура ЭВМ базируется на следующих принципах:

  1. Принцип программного управления, обеспечивающий автоматизацию процесса вычислений на ЭВМ. Этот принцип предложен английским математиком Ч. Бэббиджем в 1833 г. Согласно принципу для решения каждой задачи составляется программа, которая определяет последовательность действий ЭВМ. Эффективность программного управления оказывается высокой тогда, когда задача решается по одной и той же программе многократно (хотя и при разных исходных данных). Если задача решается один раз, то эффективность принципа будет низкой.

  2. Принцип хранимой в памяти ЭВМ программы, сформулированный Дж. фон Нейманом. Согласно этому принципу команды программы представляются, как и данные, в виде чисел и обрабатываются так же, как и числа. Это ускоряет процесс выполнения команд.

  3. Универсальность алгоритмов при решении задач на ЭВМ. Алгоритм — это система формальных правил, четко и однозначно определяющих процесс выполнения заданной работы. Набор операций, выполняемых универсальной ЭВМ, является достаточным для записи любого алгоритма, реализующего численные методы решения математической задачи. В теории алгоритмов доказывается, что универсальность по отношению к вычислительным алгоритмам является универсальностью и по отношению к цифровой информации вообще. Таким образом, ЭВМ, реализующая численные методы вычислений является универсальным преобразователем информации.

На основании этих принципов можно уточнить понятие ЭВМ. Современная ЭВМ — это техническое устройство, которое после введения в память исходных данных в виде цифровых кодов и программы обработки их, выраженной также цифровыми кодами, способно автоматически осуществить вычислительный алгоритм, заданный программой вычислений, и выдать готовые результаты решения задач.

Реальная структура ЭВМ значительно сложнее, чем рассмотренная выше, за счет включения в нее дополнений, направленных на повышение производительности и приближение функциональных возможностей ЭВМ к потребностям пользователей. В современных ПК все чаще осуществляется отход от традиционной архитектуры фон Неймана. Однако во многом структура ЭВМ и принципы ее построения и функционирования сохраняются.

Структурная схема персонального компьютера



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О кабинете информатики и вычислительной техники

    Задача
    ... информатики и вычислительной техники Задача учителя информатики состоит и в том, чтобы сделать кабинет информатики ... схеме “если ... то ...” Вопросы к тексту с ответами “да” и “нет”. ... решают компьютерный вариант контрольной работы. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № ...
  2. 230100 информатика и вычислительная техника

    Основная образовательная программа
    ... 230100 Информатика и вычислительная техника Профиль подготовки 230100.62 Информатика и вычислительная техника ... ФГОС ВПО включают: контрольные вопросы и типовые задания для ... и вопросы билета, общая характеристика ответа выпускника, заданные вопросы, ...
  3. основы информатики и вычислительной техники

    Контрольная работа
    ... ТУРКИНА, М.В. СИТНИКОВА ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Методические рекомендации и варианты контрольных работ Для студентов заочного ... ЗАДАНИЕ 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Ответ на теоретический вопрос требуется представить в виде ...
  4. Сети эвм и телекоммуникации информатика и вычислительная техника» (55280 654600)

    Программа дисциплины
    ... университета для направлений подготовки (специальностей) «Информатика и вычислительная техника» (55280, 654600) Хабаровск 2007 г. ... и практических занятиях путем решения задач, ответов на контрольные вопросы, защите лабораторных работ. Тематика ...
  5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Эффективное программирование специализированных вычислителей Магистерская программа Высокопроизводительные вычислительные системы НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 230100 «ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА» Квалификация

    Программа дисциплины
    ... вычислительные системы НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 230100 «ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА» ... работы и качества ответов при защите. ... контрольные работы. Список примерных контрольных вопросов приведен далее. Сумма баллов за контрольную ...

Другие похожие документы..