Главная > Программа


Программа учебной дисциплины ";Естественнонаучные основы психологии";

Разработчик: Минвалеев Р.С.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение данного спецкурса в программе подготовки специалиста по практической психологии вызвано расширением естественнонаучного подхода в современном понимании поведения человека. Изучаемая дисциплина включает в себя избранные вопросы нормальной анатомии и физиологии человека, имеющие непосредственное отношение к социально-коммуникативной сфере жизнедеятельности человека. Особое внимание уделяется адаптивным системам нейроэндокринной регуляции организма человека. Дисциплина предполагает знакомство с основами организации центральной нервной системы, составляющей морфофункциональную базу психических функций человека; формирует навыки психофизиологической грамотности при решении конкретных психологических и психотерапевтических задач; раскрывает принципы организации высшей нервной деятельности как основы социального поведения человека. 

Цель дисциплины - вооружение студентов знаниями о биологических и физиологических основах социального и индивидуального поведения человека 

Задачи курса: 
• Выявление биологической составляющей в повседневном поведении человека 
• Применение естественнонаучного подхода к анализу поведения человека 
• Ознакомление с ключевыми работами по биологическим и физиологическим основам психологии 

Требования к усвоению знаний: 
Выпускник должен знать
• избранные вопросы нормальной анатомии и физиологии человека, имеющие непосредственное отношение к социально-коммуникативной сфере жизнедеятельности человека; 
• принципы и ключевые положения нейроэндокринной регуляции организма человека в ходе адаптации к внешним воздействиям; 
• основы организации центральной нервной системы, составляющей морфофункциональную базу психических функций человека. 
Выпускник должен уметь
• выявлять базовые инстинктивные программы в психической деятельности человека; 
• применять приобретенные навыки физиологической и биологической грамотности при решении конкретных психологических и психотерапевтических задач 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Форма обучения - очная 
Общая трудоемкость дисциплины - 96 часов 
Количество аудиторных часов - 36 часов 
Из них – лекций - 18 часов 
Практических занятий -18 часов 
Самостоятельная работа студента 24 часа 
Форма промежуточного контроля тестирование 
Форма итогового контроля зачет 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Клеточные основы поведения 
• Работы И.М. Сеченова о физиологических основах психологии. 
• Нейрон как функциональная основа ЦНС. 
• Нейронные цепи. Синапс. Понятие о нейромедиаторах. 
• Рефлекторная дуга. И.П. Павлов и условный рефлекс. 
Тема 2. Строение нервной системы
• Кора головного мозга как субстрат сознания. Старая кора и древняя кора (рептильный мозг) 
• Медиаторные системы мозга. Память и ее механизмы. 
• Вегетативная нервная система как субстрат бессознательных мотиваций. 
• Эрготропная роль симпато-адреналовой системы и трофическая функция парасимпатической нервной системы. 
Тема 3. Гормональный контроль поведения
• Инсулин и регуляция сахара крови. Реактивная гипогликемия и мозг. 
• Поведенческие эффекты катехоламинов. Роль адреналина в формировании стереотипа. 
• Учение о стрессе Г. Селье. Кортизол и выученная беспомощность. 
• Половые стероиды и воспитание. 
• Пролактин и родительское поведение. 
Тема 4. Тело и психика
• Вегетативное обеспечение психической деятельности. 
• Дыхание и кровоснабжение мозга. 
• Понятие о психосоматических заболеваниях. 
• Этология и психогенетика 
Тема 5. Высшая нервная деятельность 
• Понятие о первой и второй сигнальных системах. 
• Учение А.А. Ухтомского о доминанте как психофизиологический механизм достижения поставленных целей. • Восходящие и нисходящие влияния ретикулярной формации. 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Роль нервной системы в процессах жизнедеятельности организма. 
2. Строение нейрона и организация нейронных связей. 
3. Организация синаптической передачи 
4. Рефлекторная дуга. Понятие рефлекса. 
5. Виды рефлексов. Условный рефлекс. 
6. Возбуждение и торможение в ЦНС. 
7. Анатомическая организация нервной системы. Отделы ЦНС и их функция. 
8. Вегетативная нервная система, строение, функция. 
9. Соотношение «врожденного» и «приобретенного» в психике человека. 
10. Понятие о первой и второй сигнальных системах. 
11. Морфо-функциональные основы памяти. 
12. Роль ретикулярной формации в формировании внимания. 
13. Физиологические предпосылки эмоций и мотиваций. 
14. Функциональная роль ретикулярной формации. 
15. Генетические основы психики и поведения. 
16. Гормональный контроль поведения. 
17. Поведенческие эффекты адреналина. 
18. Понятие о психосоматических заболеваниях 
19. Учение А.А. Ухтомского о доминанте 
20. Этология и поведение человека. 
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. Перевод с англ. - М.: Мир, 1988. 
2. Миллер П. Физиологическая психология. Перевод с англ. - М.: Мир, 1973. 
3. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р. и др. Регуляторные системы организма: Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2005. – 368 с., ил. 
4. Сеченов И. М. Элементы мысли. – СПб: ";Питер";, 2001. – (Серия: «Психология-классика») 
5. Павлов И. П. Рефлекс свободы. – СПб: ";Питер";, 2001. – (Серия: «Психология-классика») 
6. Ухтомский А. А. Доминанта. – СПб: ";Питер";, 2002. – (Серия: «Психология-классика») 
7. Дельгадо Х. Мозг и сознание. Перевод с англ. - М.: Мир, 1971. 
8. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. 
9. Жуков Д. А. Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы. Учебник. – СПб: «Юридический центр Пресс», 2004. 
10. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: Прогресс, 1988.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная программа учебной дисциплины " Культура здоровья"

    Примерная программа
    Примерная программаучебнойдисциплины "Культура здоровья" ... отраслями медико-биологической науки, составляет естественнонаучнуюоснову здорового образа жизни, а ... 1998. 2. Анатомия, физиология, психология человека. Краткий иллюстрированный словарь. / ...
  2. Программа " Одаренный ребенок в массовой школе" Ни для кого не секрет что большая часть выдающихся людей (ученых деятелей культуры политических лидеров руководителей производства и др ) обучалась в детстве не в " специальных"

    Программа
    ... Содержание учебного плана и программучебныхдисциплин могут оказывать ... есте­ственнонаучные, так и гуманитарные дисцип­лины. Для реализации воспитательных целей обучения необходимо в содержании всех учебных ... основы развития его способностей, психологи ...
  3. " Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 072501 Дизайн (по отраслям)"

    Государственный образовательный стандарт
    ... естественнонаучного; профессионального; и разделов: учебная практика ... 03. Психология общения ОК ... основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программыучебныхдисциплин ...
  4. " Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)"

    Закон
    ... дисциплин - "Основы философии", "История", "Психология ... отличия; естественнонаучный метод ... основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программыучебныхдисциплин ...
  5. " Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям)"

    Документ
    ... естественнонаучного; профессионального; и разделов: учебная ... │ │ │основыпсихологии личности; │ ... основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программыучебныхдисциплин ...

Другие похожие документы..