Главная > Программа


ФГБОУ ВПО Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Дальневосточный институт- филиал

Программа

комплексного государственного экзамена

И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

бакалавриата по направлению подготовки 080500.62 «Менеджмент»

Хабаровск

2011

ББК 74.58

П 784

Авторы-составители:

Осипова А.А., Агешина Е.Ю., Бессонова Е.А., Быков В.Ф., Кривоносова Л.А., Ланец Т.Н., Масалитина Е.С., Николаева Г.Н., Панченко Е.Л., Парфёнов К.Б., Пешая Н.А., Свириденко И.А., Слободянюк М.Г., Чурилова Л.С., Шуляева А.В.

Рецензенты:

Горбунов Н.М., д.э.н., профессор

Осипова А.А., Агешина Е.Ю., Бессонова Е.А., Быков В.Ф., Кривоносова Л.А., Ланец Т.Н., Масалитина Е.С., Николаева Г.Н., Панченко Е.Л., Парфёнов К.Б., Пешая Н.А., Свириденко И.А., Слободянюк М.Г., Чурилова Л.С., Шуляева А.В.

П784 Программа комплексного государственного экзамена и методические рекомендации бакалавриата по направлению подготовки 080500.62 «Менеджмент». (для студентов очной и заочной форм обучения) – Хабаровск: ДВИ-Ф РАНХиГС, 2011. – 36 с.

Программа предназначена для подготовки и проведения комплексного государственного экзамена по направлению бакалаврской подготовки 080500.62 «Менеджмент». Программа содержит ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, а также необходимую литературу для самостоятельной подготовки студентов. Программа составлена кафедрами менеджмента, государственного и муниципального управления; финансов и кредита; экономики и налогообложения; социальной работы и социологии.

ББК 74.58

Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал РАНХиГС при Президенте РФ»

© ДВИ-Ф РАНХиГС, 2011

Содержание

1

Общие требования…………………………………………….

4

2

Требования к уровню подготовки выпускника (компетенции) и вопросы комплексного государственного экзамена…………………………….

9

3

ситуационная (профессиональная) задача комплексного государственного экзамена……...

30

Приложения…………………………………………………………

31

1 Общие требования

1. Цель и требования комплексного государственного экзамена.

Согласно требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления бакалаврской полготовки 080500.62 “Менеджмент” итоговая государственная аттестация бакалавра включает выполнение выпускной квалификационной работы и комплексный государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Цель комплексного государственного экзамена заключается в установлении степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на уровне, требуемом государственным образовательным стандартом.

Формы и содержание государственного экзамена должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки студентов, завершивших обучение, и подтвердить их соответствие квалификационным признакам:

- знать основные категории экономической науки и социологии, понимать суть социально-экономических явлений, владеть методами анализа экономических и социальных процессов;

- понимать законы функционирования организаций, уметь анализировать и осуществлять основные функции менеджмента;

- владеть практическими навыками менеджера (осуществление коммуникаций, принятие управленческих решений, управление конфликтами и стрессами и др.).

Бакалавр менеджмента должен быть подготовлен к управленческой деятельности в организациях всех форм собственности на должностях, относящихся к среднему штабному или линейному менеджменту.

Государственный экзамен должен иметь комплексный, междисциплинарный характер и проводиться по программам, охватывающим широкий спектр фундаментальных вопросов по базовым курсам, изученным за период обучения.

Требования комплексного государственного экзамена исходят из того, что бакалавр должен уметь решать проблемы, соответствующие его степени (квалификации):

- знаком с основными положениями экономической теории, а также учениями в области управленческих и социальных наук, способен анализировать значимые проблемы и процессы в системах управления, а также умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной деятельности;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в обществе и бизнесе, а также о тенденциях развития российской и мировой экономик;

- владеет методами инструментального анализа, необходимыми для выполнения профессиональных функций;

- владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере менеджмента;

- способен пользоваться профессиональной литературой на иностранных языках;

- подготовлен к продолжению образования, умет приобретать новые знания, в том числе, используя современные информационные технологии.

2. Экзаменационные материалы.

Комплексный государственный экзамен по специальности включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки:

А. Общепрофессиональные дисциплины:

  • Основы менеджмента.

  • Экономическая теория.

  • Организационное поведение.

  • Теория организации.

  • Маркетинг.

  • Государственное и муниципальное управление.

  • Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

  • Стратегический менеджмент.

  • Производственный менеджмент.

  • Социальный менеджмент.

Дидактические единицы указанных дисциплин приведены в Приложении А.

Б. Специальные дисциплины:

- Финансовый менеджмент.

- Управление персоналом.

- Инновационный менеджмент.

3. Структура комплексного государственного экзамена.

Комплексный государственный экзамен включает два этапа проверки знаний и умений студентов:

Первый этап – проверка профессиональных теоретических знаний и умений в области управления.

Первый этап включает теоретические вопросы, целостно отражающие объём проверяемых знаний и умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Второй этап – проверка профессиональных практических знаний и умений в области менеджмента.

Второй этап включает ситуационную (профессиональную) задачу по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Её решение обеспечивает проверку подготовленности выпускников к конкретной профессиональной деятельности.

Продолжительность подготовки к ответу по первому и второму этапам – не более 1 академического часа. Продолжительность опроса – не более 30 минут.

Форма проведения экзамена – смешанная.

4. Критерии оценки.

За первый этап комплексного государственного экзамена оценка выставляется по четырёхбальной системе:

«5» (отлично) – студент свободно владеет теоретическим материалом, демонстрирует понимание межпредметных связей, может характеризовать теоретические аспекты на основе практических примеров, ответ отличается профессиональной культурой, даны полные и верные ответы на дополнительные вопросы.

«4» (хорошо) – студент владеет теоретическим материалом, ответ логичен, изложение теоретического материала сопровождается практическими примерами, имеются отдельные негрубые ошибки, при ответе на дополнительные вопросы допущены небольшие неточности.

«3» (удовлетворительно) – студент владеет теоретическим материалом, но в изложении отсутствует логика, имеются существенные неточности, отсутствуют практические примеры к излагаемым теоретическим вопросам, при ответе на дополнительные вопросы допущены неточности.

«2» (неудовлетворительно) – студент не владеет теоретическим материалом или неверно определяет основные профессиональные понятия, не даны ответы на дополнительные вопросы.

За второй этап комплексного государственного экзамена по итогам решения ситуационной (профессиональной) задачи оценка выставляется по черырёхбалльной системе. Рекомендуется учитывать следующие рекомендации при выставлении оценок:

«5» (отлично) – студент выполнил ситуационную (профессиональную) задачу верно, ответ сформулирован обоснованно, логично и последовательно, применен творческий подход, формулировки конкретные, учтены основные нормативно-правовые документы (при необходимости и в логике изложения).

«4» (хорошо) – студент выполнил ситуационную (профессиональную) задачу преимущественно верно, ответ сформулирован обоснованно, формулировки конкретные, приведены ссылки на нормативно-правовые документы, допущены некоторые неточности в ответе, имеется одна негрубая ошибка.

«3» (удовлетворительно) – студент выполнил ситуационную (профессиональную) задачу преимущественно верно, ответ сформулирован с нарушением логики, ответ не полный, формулировка ответа общая или неполная, имеются одна или две негрубые ошибки, приведены неверные ссылки на нормативно-правовые документы.

«2» (неудовлетворительно) – студент выполнил ситуационную (профессиональную) задачу неверно, обоснования неверные, либо дан верный ответ без его обоснования, сделаны грубые ошибки, отсутствуют ссылки на нормативно-правовые документы.

По результатам двух этапов комплексного государственного экзамена выставляется итоговая оценка.

5. Документы, необходимые для проведения комплексного государственного экзамена.

Для проведения комплексного государственного экзамена готовятся следующие основные документы:

  • программа комплексного государственного экзамена (по решению членов государственной аттестационной комиссии);

  • материалы справочного характера (по решению членов государственной аттестационной комиссии);

  • приказ о допуске студентов к итоговой государственной аттестации;

  • приказ о составе государственной экзаменационной комиссии;

  • экзаменационные билеты;

  • учебные карточки студентов;

  • зачетные книжки студентов;

  • экзаменационные ведомости;

  • материалы, содержащие критерии оценки;

  • книга протоколов заседания государственной аттестационной комиссии.

6. Условия подготовки к комплексному государственному экзамену:

  • комплексный государственный экзамен по направлению бакалаврской подготовки «Менеджмент» проводится в соответствии с программами комплексного государственного экзамена, утвержденными Ученым Советом Дальневосточного института-филиала РАНХиГС.

  • программа комплексного государственного экзамена доводится до сведения студентов не позднее, чем за 6 месяцев до начала итоговой государственной аттестации;

  • допуск студентов к итоговой государственной аттестации объявляется приказом директора Дальневосточного института-филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС при Президенте РФ.

  • в период подготовки к экзамену проводятся консультации.

7. Процедура проведения комплексного государственного экзамена:

  • итоговая государственная аттестация студентов проводится в специально подготовленных и оборудованных аудиториях. Подготовку аудиторий осуществляют студенты совместно с секретарем государственной аттестационной комиссии;

  • заседание государственной аттестационной комиссии протоколируется;

  • во время экзамена на столе, за которым сидит студент, могут находиться экзаменационные билеты комплексного государственного экзамена, листы для записи (черновики), ручка, карандаш, стиральная резинка;

  • использование студентом без разрешения председателя государственной аттестационной комиссии на экзамене любых средств связи (собственных компьютеров, ноутбуков, смартфонов, коммуникаторов, мобильных телефонов и др.) влечет за собой удаление с экзамена с последующим выставлением оценки «неудовлетворительно» за комплексный государственный экзамен;

  • использование шпаргалок запрещается. Выявление факта использования студентом шпаргалки влечет за собой удаление с экзамена с последующим выставлением оценки «неудовлетворительно» за комплексный государственный экзамен;

  • экзаменационные билеты утверждаются директором, подпись которого скрепляется печатью Дальневосточного института-филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС при Президенте РФ.

  • ответы на экзаменационные билеты оформляются студентами на проштампованных листах бумаги шариковой (гелевой) ручкой. Сданные ответы студента считаются окончательными. Использование карандаша для фиксирования окончательных ответов не допускается;

  • листы для предварительной работы (черновики) штампуются печатью деканата;

  • выход студента из аудитории во время проведения комплексного государственного экзамена не допускается;

  • результаты сдачи комплексного государственного экзамена объявляются в тот же день.

2 Требования к уровню подготовки выпускника (компетенции) и вопросы комплексного государственного экзамена

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ НАПРАВЛЕНИЯ

  1. Основы менеджмента

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

  • исторические этапы становления и развития менеджмента как научного направления;

  • место и роль менеджмента и его взаимосвязь с другими разделами и отраслями экономической науки;

  • методологические основы менеджмента, технологию и экономический механизм менеджмента;

  • основные функции и задачи, решаемые менеджерами на различных уровнях управления организацией;

  • методы принятия эффективных управленческих решений в области планирования, организации, мотивации и контроля в деятельности организации. Сущность, субъекты, деловые интересы развития бизнеса.

Уметь:

  • разрабатывать планы развития организации и отдельных его подразделений;

  • разрабатывать формальные системы управления, ориентированные на достижение целей организации;

  • выбирать методы руководства коллективом и его мотивации в типовых ситуациях;

  • разрабатывать эффективные системы контроля достижения целей организации;

  • объяснять комплексный характер взаимодействия человека с организацией.

Владеть:

- навыками анализа внутренней и внешней среды организации с целью выбора эффективных стратегических управленческих решений.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Организация как система. Менеджмент организации и его сущность. Организация как коммерческая структура. Модели описания организации.

  2. Школы менеджмента: становление, развитие и современное состояние. Современное состояние теории и практики менеджмента.

  3. Внешняя и внутренняя среда организации: состав и их характеристики.

  4. Организационно-распорядительные методы менеджмента.

  5. Экономические методы менеджмента.

  6. Социально-психологические методы менеджмента.

  7. Управленческий цикл. Основные компоненты процесса управления - функции управления и связующие процессы.

  8. Организация как функция менеджмента. Характеристики различных типов организационных структур.

  9. Мотивация как функция менеджмента. Мотивация и стиль управления. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

  10. Сущность и роль функции контроля в управлении организацией. Этапы процессов контроля и регулирования. Виды контроля.

  11. Управленческие решения как связующий процесс. Классификация управленческих решений. Процедура принятия рационального решения. Характеристика основных типов моделей принятия решений.

  12. Планирование в менеджменте: сущность, этапы, виды, основные и специальные методы планирования.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:
  1. Глухов, В.В. Менеджмент: Учебник. / В.В. Глухов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 601с.

  2. Теория управления: Учебник. / Ю. В. Васильев [и др.]; под ред. Ю.В.Васильева, В.Н. Парахиной. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 607 с.

  3. Уколов, В.Ф.  Теория управления: Учебник / В.Ф. Уколов, А.А. Масс, И.К. Быстряков.- 2-е изд., доп. – М.: Экономика, 2004.- 656 с.

  4. Фатхутдинов, Р.А.  Инновационный менеджмент: Учебник. / Р. А. Фатхутдинов. - 5-е изд., исп. и доп. - М.-СПб. : Проспект, 2005, 2006. - 445с.

  5. Шеметов, П.В.    Менеджмент: управление организационными системами: Учебное пособие. / П. В. Шеметов, Л. Г. Чередникова, С. В. Петухова. - М. : Омега, 2007. - 407с.

  1. Экономическая теория

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

- закономерности и этапы, основные события и процессы мировой и отечественной экономической теории;

- основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики;

- закономерности формирования спроса;

- экономические основы поведения организаций, иметь представление - о различных структурах рынков;

- основные макроэкономические показатели и принципы их расчета;

- основы макроэкономического регулирования экономики.

Уметь:

- проводить анализ отрасли (рынка), используя экономические модели;

- использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации);

- оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.

Владеть:

- навыками экономического подхода к анализу проблем общества;

- экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства;

- навыками анализа конкурентной среды отрасли.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Простая модель рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие и автоматический механизм его поиска.

  2. Конкуренция и монополия. Монополизация экономики. Антимонопольная политика государства: направления и методы реализации.

  3. Рынок труда. Безработица: понятие, виды, способы регулирования.

  4. Государственное регулирование экономики: необходимость и формы реализации.

  5. Основные макроэкономические показатели: виды, методы расчета.

  6. Цикличность развития экономии. Государственное регулирование экономических циклов.

  7. Инфляция: сущность, причины и виды. Антиинфляционная политика государства.

  8. Сущность, цели и инструменты кредитно-денежной политики государства.

  9. Формирование и распределение доходов в экономике. Государственная политика регулирования доходов.

  10. Экономический рост: сущность, типы, факторы, показатели. Особенности экономического роста в России.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

  1. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория : учебник для студентов / В.З.Баликоев. – 10-е изд. испр. Москва : Омега-Л; Новосибирск : Сибирское соглашение, 2007. – 732с.

  2. Липсиц, И.В.Экономика: учебник для вузов / И.В. Липсиц. – М.: Омега – Л, 2006. – 656с.

  3. Марыганова Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс : учебное пособие. Рекомендовано минобразования / Марыганова Е.А., Шапиро С.А.. - М.: КноРус, 2008. – 296 с.

  4. Микроэкономика. Теория и российская практика : учебник / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - 9-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2011. - 624 с.

  5. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика : учебное пособие. Рекомендовано УМО / под общ. ред. А.В. Сидоровича Никифоров А.А., Антипина О.Н., Маклашевская Н.А.. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 534с.

  6. Сломан, Дж. Экономикс : учебник / Сломан Дж., М. Сатклифф ; пер. с англ. под ред.С.В.Лукина. - 5-е изд. - М.-СПб. : Питер, 2005. – 831 с.

  7. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика : учебник для вузов / Ю.В. Тарануха. – М. : «Дело и сервис», 2006. – 640 с.

  8. Экономическая теория : учебник / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М. : Инфра-М, 2006.- 672 с.

  9. Экономическая теория [Текст]: учебник. Рекомендован Минобразования / В. И. Антипина [и др.] ; под ред. И.П. Николаевой. - 2 изд., перераб.и доп. - М. : Кнорус, 2007. - 573с.

  10. Экономическая теория [Текст]: учебник. Рекомендован Минобразования / под ред. В.Д. Камаева. - 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2006. - 590с. - (Учебник для вузов).

  1. Организационное поведение

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

- основные принципы индивидуального и группового принятия решений;

- национальные особенности управления;

- классические и современные теории мотивации;

- основы построения процесса эффективного взаимодействия сотрудников в ходе совместной трудовой деятельности;

- теории лидерства и особенности их использования на практике;

- основные факторы, определяющие выбор организационной структуры;

- содержание и значение организационной культуры для поддержания стабильности работы организации и сплочённости ее членов.

Уметь:

- принимать решения о профессиональной пригодности работников с учетом характеристики их способностей и личностных качеств;

- предупреждать негативное влияние ложных представлений и стереотипов на характер принимаемых управленческих решений;

- ставить перед подчиненными конкретные задачи;

- преодолевать барьеры взаимодействия и общения людей;

- прогнозировать основные этапы развития конфликтов и предотвращать их нежелательные формы проявления;

- управлять стрессом на уровне организации;

- прогнозировать последствия изменений, стимулировать инновационную деятельность сотрудников организации.

Владеть:

- специальными психологическими знаниями в сфере управленческого общения, взаимодействия и ситуативного анализа;

- обладать необходимым уровнем практических умений использования психологических знаний (инструментальная готовность к профессии).

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Социальная ответственность бизнеса, развитие взглядов на социальную этику бизнеса.

  2. Концепция организационной культуры; атрибуты, уровни организационной культуры.

  3. Управление изменениями в организации, различные методы.

  4. Управление нововведениями в организации. Сопротивление переменам в организации; причины, способы их преодоления. Создание инновационного климата в организации.

  5. Управление поведением организации. Формирование имидж организации.

  6. Лидерство в организации: природа, содержание. Соотношение лидерства и менеджмента.

  7. Формальная и неформальная структуры организации/коллектива, их взаимовлияние. Проблемы участия работников в управлении.

  8. Коммуникативное поведение в организации; уровни межличностного общения. Вербальные и невербальные характеристики общения.

  9. Конфликты в организации/коллективе: сущность, причины возникновения, модель развития.

  10. Последствия конфликтов в организации, способы разрешения конфликтов. Личное поведение в конфликтах.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

  1. Карташова, Л.В. Организационное поведение : учебник / Л.В. Карташова, Т. В. Никонова, Т. О. Соломандина. - М. : Инфра, 2004. – 220 с.

  2. Организационное поведение : учеб. пособие / А.А. Мерцалов [и др.]. - Орел : ОРАГС, 2005. – 158 с.

  3. Орчаков, О.А. Организационное поведение : учеб. пособие / О.А. Орчаков. - М.: МНЭПУ, 2001. - 136с.

  4. Резник, С.Д. Организационное поведение : учебник / С.Д. Резник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2006. – 429 с.

  5. Сергеев, А.М. Организационное поведение. Тем, кто избрал профессию менеджера : учеб. пособие / А.М. Сергеев. - М.: Академия, 2005. – 285 с.

  6. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом : учеб. пособие / В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2001. - 416с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И государственной службы при президенте российской федерации (1)

    Программа
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Лицензия ...
  2. И государственной службы при президенте российской федерации (3)

    Программа
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Лицензия ...
  3. И государственной службы при президенте российской федерации (5)

    Программа
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРВЫЙ ...
  4. И государственной службы при президенте российской федерации (4)

    Документ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Лицензия ...
  5. И государственной службы при президенте российской федерации»

    Автореферат диссертации
    ... Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ... в российском социал- ...

Другие похожие документы..