Главная > Программа

1

Смотреть полностью

ФГБОУ ВПО Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Дальневосточный институт- филиал

Программа

комплексного государственного экзамена

И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

бакалавриата по направлению подготовки 080500.62 «Менеджмент»

Хабаровск

2011

ББК 74.58

П 784

Авторы-составители:

Осипова А.А., Агешина Е.Ю., Бессонова Е.А., Быков В.Ф., Кривоносова Л.А., Ланец Т.Н., Масалитина Е.С., Николаева Г.Н., Панченко Е.Л., Парфёнов К.Б., Пешая Н.А., Свириденко И.А., Слободянюк М.Г., Чурилова Л.С., Шуляева А.В.

Рецензенты:

Горбунов Н.М., д.э.н., профессор

Осипова А.А., Агешина Е.Ю., Бессонова Е.А., Быков В.Ф., Кривоносова Л.А., Ланец Т.Н., Масалитина Е.С., Николаева Г.Н., Панченко Е.Л., Парфёнов К.Б., Пешая Н.А., Свириденко И.А., Слободянюк М.Г., Чурилова Л.С., Шуляева А.В.

П784 Программа комплексного государственного экзамена и методические рекомендации бакалавриата по направлению подготовки 080500.62 «Менеджмент». (для студентов очной и заочной форм обучения) – Хабаровск: ДВИ-Ф РАНХиГС, 2011. – 36 с.

Программа предназначена для подготовки и проведения комплексного государственного экзамена по направлению бакалаврской подготовки 080500.62 «Менеджмент». Программа содержит ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, а также необходимую литературу для самостоятельной подготовки студентов. Программа составлена кафедрами менеджмента, государственного и муниципального управления; финансов и кредита; экономики и налогообложения; социальной работы и социологии.

ББК 74.58

Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал РАНХиГС при Президенте РФ»

© ДВИ-Ф РАНХиГС, 2011

Содержание

1

Общие требования…………………………………………….

4

2

Требования к уровню подготовки выпускника (компетенции) и вопросы комплексного государственного экзамена…………………………….

9

3

ситуационная (профессиональная) задача комплексного государственного экзамена……...

30

Приложения…………………………………………………………

31

1 Общие требования

1. Цель и требования комплексного государственного экзамена.

Согласно требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления бакалаврской полготовки 080500.62 “Менеджмент” итоговая государственная аттестация бакалавра включает выполнение выпускной квалификационной работы и комплексный государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Цель комплексного государственного экзамена заключается в установлении степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на уровне, требуемом государственным образовательным стандартом.

Формы и содержание государственного экзамена должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки студентов, завершивших обучение, и подтвердить их соответствие квалификационным признакам:

- знать основные категории экономической науки и социологии, понимать суть социально-экономических явлений, владеть методами анализа экономических и социальных процессов;

- понимать законы функционирования организаций, уметь анализировать и осуществлять основные функции менеджмента;

- владеть практическими навыками менеджера (осуществление коммуникаций, принятие управленческих решений, управление конфликтами и стрессами и др.).

Бакалавр менеджмента должен быть подготовлен к управленческой деятельности в организациях всех форм собственности на должностях, относящихся к среднему штабному или линейному менеджменту.

Государственный экзамен должен иметь комплексный, междисциплинарный характер и проводиться по программам, охватывающим широкий спектр фундаментальных вопросов по базовым курсам, изученным за период обучения.

Требования комплексного государственного экзамена исходят из того, что бакалавр должен уметь решать проблемы, соответствующие его степени (квалификации):

- знаком с основными положениями экономической теории, а также учениями в области управленческих и социальных наук, способен анализировать значимые проблемы и процессы в системах управления, а также умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной деятельности;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в обществе и бизнесе, а также о тенденциях развития российской и мировой экономик;

- владеет методами инструментального анализа, необходимыми для выполнения профессиональных функций;

- владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере менеджмента;

- способен пользоваться профессиональной литературой на иностранных языках;

- подготовлен к продолжению образования, умет приобретать новые знания, в том числе, используя современные информационные технологии.

2. Экзаменационные материалы.

Комплексный государственный экзамен по специальности включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки:

А. Общепрофессиональные дисциплины:

  • Основы менеджмента.

  • Экономическая теория.

  • Организационное поведение.

  • Теория организации.

  • Маркетинг.

  • Государственное и муниципальное управление.

  • Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

  • Стратегический менеджмент.

  • Производственный менеджмент.

  • Социальный менеджмент.

Дидактические единицы указанных дисциплин приведены в Приложении А.

Б. Специальные дисциплины:

- Финансовый менеджмент.

- Управление персоналом.

- Инновационный менеджмент.

3. Структура комплексного государственного экзамена.

Комплексный государственный экзамен включает два этапа проверки знаний и умений студентов:

Первый этап – проверка профессиональных теоретических знаний и умений в области управления.

Первый этап включает теоретические вопросы, целостно отражающие объём проверяемых знаний и умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Второй этап – проверка профессиональных практических знаний и умений в области менеджмента.

Второй этап включает ситуационную (профессиональную) задачу по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Её решение обеспечивает проверку подготовленности выпускников к конкретной профессиональной деятельности.

Продолжительность подготовки к ответу по первому и второму этапам – не более 1 академического часа. Продолжительность опроса – не более 30 минут.

Форма проведения экзамена – смешанная.

4. Критерии оценки.

За первый этап комплексного государственного экзамена оценка выставляется по четырёхбальной системе:

«5» (отлично) – студент свободно владеет теоретическим материалом, демонстрирует понимание межпредметных связей, может характеризовать теоретические аспекты на основе практических примеров, ответ отличается профессиональной культурой, даны полные и верные ответы на дополнительные вопросы.

«4» (хорошо) – студент владеет теоретическим материалом, ответ логичен, изложение теоретического материала сопровождается практическими примерами, имеются отдельные негрубые ошибки, при ответе на дополнительные вопросы допущены небольшие неточности.

«3» (удовлетворительно) – студент владеет теоретическим материалом, но в изложении отсутствует логика, имеются существенные неточности, отсутствуют практические примеры к излагаемым теоретическим вопросам, при ответе на дополнительные вопросы допущены неточности.

«2» (неудовлетворительно) – студент не владеет теоретическим материалом или неверно определяет основные профессиональные понятия, не даны ответы на дополнительные вопросы.

За второй этап комплексного государственного экзамена по итогам решения ситуационной (профессиональной) задачи оценка выставляется по черырёхбалльной системе. Рекомендуется учитывать следующие рекомендации при выставлении оценок:

«5» (отлично) – студент выполнил ситуационную (профессиональную) задачу верно, ответ сформулирован обоснованно, логично и последовательно, применен творческий подход, формулировки конкретные, учтены основные нормативно-правовые документы (при необходимости и в логике изложения).

«4» (хорошо) – студент выполнил ситуационную (профессиональную) задачу преимущественно верно, ответ сформулирован обоснованно, формулировки конкретные, приведены ссылки на нормативно-правовые документы, допущены некоторые неточности в ответе, имеется одна негрубая ошибка.

«3» (удовлетворительно) – студент выполнил ситуационную (профессиональную) задачу преимущественно верно, ответ сформулирован с нарушением логики, ответ не полный, формулировка ответа общая или неполная, имеются одна или две негрубые ошибки, приведены неверные ссылки на нормативно-правовые документы.

«2» (неудовлетворительно) – студент выполнил ситуационную (профессиональную) задачу неверно, обоснования неверные, либо дан верный ответ без его обоснования, сделаны грубые ошибки, отсутствуют ссылки на нормативно-правовые документы.

По результатам двух этапов комплексного государственного экзамена выставляется итоговая оценка.

5. Документы, необходимые для проведения комплексного государственного экзамена.

Для проведения комплексного государственного экзамена готовятся следующие основные документы:

  • программа комплексного государственного экзамена (по решению членов государственной аттестационной комиссии);

  • материалы справочного характера (по решению членов государственной аттестационной комиссии);

  • приказ о допуске студентов к итоговой государственной аттестации;

  • приказ о составе государственной экзаменационной комиссии;

  • экзаменационные билеты;

  • учебные карточки студентов;

  • зачетные книжки студентов;

  • экзаменационные ведомости;

  • материалы, содержащие критерии оценки;

  • книга протоколов заседания государственной аттестационной комиссии.

6. Условия подготовки к комплексному государственному экзамену:

  • комплексный государственный экзамен по направлению бакалаврской подготовки «Менеджмент» проводится в соответствии с программами комплексного государственного экзамена, утвержденными Ученым Советом Дальневосточного института-филиала РАНХиГС.

  • программа комплексного государственного экзамена доводится до сведения студентов не позднее, чем за 6 месяцев до начала итоговой государственной аттестации;

  • допуск студентов к итоговой государственной аттестации объявляется приказом директора Дальневосточного института-филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС при Президенте РФ.

  • в период подготовки к экзамену проводятся консультации.

7. Процедура проведения комплексного государственного экзамена:

  • итоговая государственная аттестация студентов проводится в специально подготовленных и оборудованных аудиториях. Подготовку аудиторий осуществляют студенты совместно с секретарем государственной аттестационной комиссии;

  • заседание государственной аттестационной комиссии протоколируется;

  • во время экзамена на столе, за которым сидит студент, могут находиться экзаменационные билеты комплексного государственного экзамена, листы для записи (черновики), ручка, карандаш, стиральная резинка;

  • использование студентом без разрешения председателя государственной аттестационной комиссии на экзамене любых средств связи (собственных компьютеров, ноутбуков, смартфонов, коммуникаторов, мобильных телефонов и др.) влечет за собой удаление с экзамена с последующим выставлением оценки «неудовлетворительно» за комплексный государственный экзамен;

  • использование шпаргалок запрещается. Выявление факта использования студентом шпаргалки влечет за собой удаление с экзамена с последующим выставлением оценки «неудовлетворительно» за комплексный государственный экзамен;

  • экзаменационные билеты утверждаются директором, подпись которого скрепляется печатью Дальневосточного института-филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС при Президенте РФ.

  • ответы на экзаменационные билеты оформляются студентами на проштампованных листах бумаги шариковой (гелевой) ручкой. Сданные ответы студента считаются окончательными. Использование карандаша для фиксирования окончательных ответов не допускается;

  • листы для предварительной работы (черновики) штампуются печатью деканата;

  • выход студента из аудитории во время проведения комплексного государственного экзамена не допускается;

  • результаты сдачи комплексного государственного экзамена объявляются в тот же день.

2 Требования к уровню подготовки выпускника (компетенции) и вопросы комплексного государственного экзамена

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ НАПРАВЛЕНИЯ

  1. Основы менеджмента

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

  • исторические этапы становления и развития менеджмента как научного направления;

  • место и роль менеджмента и его взаимосвязь с другими разделами и отраслями экономической науки;

  • методологические основы менеджмента, технологию и экономический механизм менеджмента;

  • основные функции и задачи, решаемые менеджерами на различных уровнях управления организацией;

  • методы принятия эффективных управленческих решений в области планирования, организации, мотивации и контроля в деятельности организации. Сущность, субъекты, деловые интересы развития бизнеса.

Уметь:

  • разрабатывать планы развития организации и отдельных его подразделений;

  • разрабатывать формальные системы управления, ориентированные на достижение целей организации;

  • выбирать методы руководства коллективом и его мотивации в типовых ситуациях;

  • разрабатывать эффективные системы контроля достижения целей организации;

  • объяснять комплексный характер взаимодействия человека с организацией.

Владеть:

- навыками анализа внутренней и внешней среды организации с целью выбора эффективных стратегических управленческих решений.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Организация как система. Менеджмент организации и его сущность. Организация как коммерческая структура. Модели описания организации.

  2. Школы менеджмента: становление, развитие и современное состояние. Современное состояние теории и практики менеджмента.

  3. Внешняя и внутренняя среда организации: состав и их характеристики.

  4. Организационно-распорядительные методы менеджмента.

  5. Экономические методы менеджмента.

  6. Социально-психологические методы менеджмента.

  7. Управленческий цикл. Основные компоненты процесса управления - функции управления и связующие процессы.

  8. Организация как функция менеджмента. Характеристики различных типов организационных структур.

  9. Мотивация как функция менеджмента. Мотивация и стиль управления. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

  10. Сущность и роль функции контроля в управлении организацией. Этапы процессов контроля и регулирования. Виды контроля.

  11. Управленческие решения как связующий процесс. Классификация управленческих решений. Процедура принятия рационального решения. Характеристика основных типов моделей принятия решений.

  12. Планирование в менеджменте: сущность, этапы, виды, основные и специальные методы планирования.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:
  1. Глухов, В.В. Менеджмент: Учебник. / В.В. Глухов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 601с.

  2. Теория управления: Учебник. / Ю. В. Васильев [и др.]; под ред. Ю.В.Васильева, В.Н. Парахиной. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 607 с.

  3. Уколов, В.Ф.  Теория управления: Учебник / В.Ф. Уколов, А.А. Масс, И.К. Быстряков.- 2-е изд., доп. – М.: Экономика, 2004.- 656 с.

  4. Фатхутдинов, Р.А.  Инновационный менеджмент: Учебник. / Р. А. Фатхутдинов. - 5-е изд., исп. и доп. - М.-СПб. : Проспект, 2005, 2006. - 445с.

  5. Шеметов, П.В.    Менеджмент: управление организационными системами: Учебное пособие. / П. В. Шеметов, Л. Г. Чередникова, С. В. Петухова. - М. : Омега, 2007. - 407с.

  1. Экономическая теория

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

- закономерности и этапы, основные события и процессы мировой и отечественной экономической теории;

- основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики;

- закономерности формирования спроса;

- экономические основы поведения организаций, иметь представление - о различных структурах рынков;

- основные макроэкономические показатели и принципы их расчета;

- основы макроэкономического регулирования экономики.

Уметь:

- проводить анализ отрасли (рынка), используя экономические модели;

- использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации);

- оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.

Владеть:

- навыками экономического подхода к анализу проблем общества;

- экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства;

- навыками анализа конкурентной среды отрасли.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Простая модель рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие и автоматический механизм его поиска.

  2. Конкуренция и монополия. Монополизация экономики. Антимонопольная политика государства: направления и методы реализации.

  3. Рынок труда. Безработица: понятие, виды, способы регулирования.

  4. Государственное регулирование экономики: необходимость и формы реализации.

  5. Основные макроэкономические показатели: виды, методы расчета.

  6. Цикличность развития экономии. Государственное регулирование экономических циклов.

  7. Инфляция: сущность, причины и виды. Антиинфляционная политика государства.

  8. Сущность, цели и инструменты кредитно-денежной политики государства.

  9. Формирование и распределение доходов в экономике. Государственная политика регулирования доходов.

  10. Экономический рост: сущность, типы, факторы, показатели. Особенности экономического роста в России.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

  1. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория : учебник для студентов / В.З.Баликоев. – 10-е изд. испр. Москва : Омега-Л; Новосибирск : Сибирское соглашение, 2007. – 732с.

  2. Липсиц, И.В.Экономика: учебник для вузов / И.В. Липсиц. – М.: Омега – Л, 2006. – 656с.

  3. Марыганова Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс : учебное пособие. Рекомендовано минобразования / Марыганова Е.А., Шапиро С.А.. - М.: КноРус, 2008. – 296 с.

  4. Микроэкономика. Теория и российская практика : учебник / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - 9-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2011. - 624 с.

  5. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика : учебное пособие. Рекомендовано УМО / под общ. ред. А.В. Сидоровича Никифоров А.А., Антипина О.Н., Маклашевская Н.А.. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 534с.

  6. Сломан, Дж. Экономикс : учебник / Сломан Дж., М. Сатклифф ; пер. с англ. под ред.С.В.Лукина. - 5-е изд. - М.-СПб. : Питер, 2005. – 831 с.

  7. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика : учебник для вузов / Ю.В. Тарануха. – М. : «Дело и сервис», 2006. – 640 с.

  8. Экономическая теория : учебник / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М. : Инфра-М, 2006.- 672 с.

  9. Экономическая теория [Текст]: учебник. Рекомендован Минобразования / В. И. Антипина [и др.] ; под ред. И.П. Николаевой. - 2 изд., перераб.и доп. - М. : Кнорус, 2007. - 573с.

  10. Экономическая теория [Текст]: учебник. Рекомендован Минобразования / под ред. В.Д. Камаева. - 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2006. - 590с. - (Учебник для вузов).

  1. Организационное поведение

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

- основные принципы индивидуального и группового принятия решений;

- национальные особенности управления;

- классические и современные теории мотивации;

- основы построения процесса эффективного взаимодействия сотрудников в ходе совместной трудовой деятельности;

- теории лидерства и особенности их использования на практике;

- основные факторы, определяющие выбор организационной структуры;

- содержание и значение организационной культуры для поддержания стабильности работы организации и сплочённости ее членов.

Уметь:

- принимать решения о профессиональной пригодности работников с учетом характеристики их способностей и личностных качеств;

- предупреждать негативное влияние ложных представлений и стереотипов на характер принимаемых управленческих решений;

- ставить перед подчиненными конкретные задачи;

- преодолевать барьеры взаимодействия и общения людей;

- прогнозировать основные этапы развития конфликтов и предотвращать их нежелательные формы проявления;

- управлять стрессом на уровне организации;

- прогнозировать последствия изменений, стимулировать инновационную деятельность сотрудников организации.

Владеть:

- специальными психологическими знаниями в сфере управленческого общения, взаимодействия и ситуативного анализа;

- обладать необходимым уровнем практических умений использования психологических знаний (инструментальная готовность к профессии).

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Социальная ответственность бизнеса, развитие взглядов на социальную этику бизнеса.

  2. Концепция организационной культуры; атрибуты, уровни организационной культуры.

  3. Управление изменениями в организации, различные методы.

  4. Управление нововведениями в организации. Сопротивление переменам в организации; причины, способы их преодоления. Создание инновационного климата в организации.

  5. Управление поведением организации. Формирование имидж организации.

  6. Лидерство в организации: природа, содержание. Соотношение лидерства и менеджмента.

  7. Формальная и неформальная структуры организации/коллектива, их взаимовлияние. Проблемы участия работников в управлении.

  8. Коммуникативное поведение в организации; уровни межличностного общения. Вербальные и невербальные характеристики общения.

  9. Конфликты в организации/коллективе: сущность, причины возникновения, модель развития.

  10. Последствия конфликтов в организации, способы разрешения конфликтов. Личное поведение в конфликтах.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

  1. Карташова, Л.В. Организационное поведение : учебник / Л.В. Карташова, Т. В. Никонова, Т. О. Соломандина. - М. : Инфра, 2004. – 220 с.

  2. Организационное поведение : учеб. пособие / А.А. Мерцалов [и др.]. - Орел : ОРАГС, 2005. – 158 с.

  3. Орчаков, О.А. Организационное поведение : учеб. пособие / О.А. Орчаков. - М.: МНЭПУ, 2001. - 136с.

  4. Резник, С.Д. Организационное поведение : учебник / С.Д. Резник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2006. – 429 с.

  5. Сергеев, А.М. Организационное поведение. Тем, кто избрал профессию менеджера : учеб. пособие / А.М. Сергеев. - М.: Академия, 2005. – 285 с.

  6. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом : учеб. пособие / В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2001. - 416с.

  1. Теория организации

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

  • методологические основы исследования организации как явления и как процесса;

  • природу и разнообразие организационных процессов;

  • особенности и отличительные признаки социальных организаций;

  • организационно-правовые формы хозяйственных организаций и их роли в жизни общества;

  • пути развития организаторской и организационно-управленческой мысли;

  • организационные структуры и возможности их использования в практике управления организациями.

  • организацию деятельности органов управления.

Уметь:

  • выделить влияние объективных и субъективных факторов на деятельность организации;

  • использовать методологию системного подхода к исследованию организации.

  • применять полученные знания в управлении различными организационными системами.

Владеть:

  • навыками исследования организационных форм различной природы;

  • навыками исследования и понимания природы законов, закономерностей и принципов организации в целях практического использования в управленческой деятельности.

  • навыками исследования организационных процессов и методов организационного проектирования в целях практического использования в управленческой деятельности;

  • методами прогнозирования социально-экономических и организационных процессов объектов управления, оценки их состояния, анализа тенденций развития.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Организация как система и как процесс. Системные свойства организации.

  2. Системный подход к организации и его принципы.

  3. Социальные организации: понятие, классификация и организационно-правовые формы.

  4. Миссия и цели организации. Согласование целей организации. Дерево целей.

  5. Законы, закономерности и принципы организации: сущность, роль и использование.

  6. Устойчивость организации и ее виды. Механизмы организационного развития.

  7. Понятие и типология организационных структур: механистические и органические структуры.

  8. Жизненный цикл организации и его основные модели.

  9. Сущность и классификация инноваций. Механизм внедрения инноваций.

  10. Организационная культура: понятие и влияние на эффективность организации.

  11. Сущность, роль и значение коммуникаций в организации.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

  1. Веснин, В.Р. Теория организации: учебник / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - 272 с.

  2. Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. - 7-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2010. - 864 с.

  3. Рогожин, С.В. Теория организации: учебник для вузов / С.В. Рогожин, Т.В.Рогожина.- 2 изд.- М.: Экзамен, 2006. - 315 с.

  4. Теория организации: учебник для вузов / Под ред. В.Г. Алиева. - 2–е изд. - М.: Экономика, 2003. - 431 с.

  5. Теория организации: учебник / Под ред. Г.В. Атаманчука.- М.: РАГС, 2007. - 451 с.

  6. Теория организации: учебное пособие / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. - М.: КНОРУС, 2007. - 295 с.

  1. Маркетинг

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

  • основные понятие маркетинга;

  • информационное обеспечение маркетинга на базе мировых информационных ресурсов;

  • методы принятия решений в маркетинге;

  • основы стратегического и текущего планирования в маркетинге;

  • ценообразование в маркетинге;

  • маркетинговые коммуникации;

  • управление маркетингом;

  • области применения маркетинга.

Уметь:

  • проводить маркетинговые исследования;

  • использовать методы ценообразования в процессе осуществления маркетинговых исследований;

  • осуществлять стратегическое и текущее планирование в процессе осуществления маркетинговых исследований.

Владеть:

  • методологией проведения маркетинговых исследований.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Концепция жизненного цикла товара (услуги) как критерий выбора маркетинговой стратегии.

  2. Маркетинговые исследования: виды, объекты, алгоритм и методы проведения.

  3. Цели, критерии, принципы и способы сегментации рынка.

  4. Ценовая политика на протяжении жизненного цикла товара (услуги).

  5. Реклама в маркетинге: функции, виды, особенности применения.

  6. Организационные структуры маркетинга и их критерии.

  7. Управление маркетинговой деятельностью.

  8. Использование маркетинговой стратегии на территории.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

  1. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник / В.И. Беляев. – М. : КНОРУС, 2008

  2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс- курс / Ф. Котлер; Пер. с англ., 2-е изд. – М.: Вильямс, 2006. – 406 с.

  3. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий / А.П. Панкрухин. – СПб.: Питер, 2006. – 416 с.

  4. Николаева, Г.Н.. Агешина, Е.Ю., Муниципальный маркетинг. Учебное пособие / Г.Н. Николаева, Е.Ю. Агешина. - Хабаровск: ДВАГС, 2007. – 182 с.

6.Государственное и муниципальное управление

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

  • социально-экономическую сущность, принципы и функции государственного и муниципального управления;

  • специфику организации системы современного государственного и муниципального управления;

  • особенности теории и практики государственного и муниципального управления в различных странах;

  • специфические особенности государственного и муниципального управления в России;

  • особенности практической реализации государственных и муниципальных управленческих решений;

  • существующую практику реализации управленческих решений.

Уметь:

  • определить проблемы взаимодействия государственных органов власти и органов местного самоуправления;

  • уточнить задачи государственных и муниципальных служащих по совершенствованию организации и управления своей страной и своим регионом; определить тенденции развития государственного и муниципального управления в России;

  • оценивать состояние государственных и муниципальных органов власти и профессионализм управленческого звена.

Владеть:

  • навыками анализа и сравнения моделей государственного и муниципального управления и определения возможности их применения в России;

  • выявления условий реализации на практике принципов современного государственного и муниципального управления;

  • навыками определения задач государственных и муниципальных служащих в области принятия и исполнения решений;

  • разработки мер по совершенствованию взаимодействия государственного управления и местного самоуправления.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Государственное и муниципальное управление как вид социального управления. Предмет и объект государственного управления.

  2. Прямые, обратные, горизонтальные и вертикальные связи в государственном управлении.

  3. Целеполагание в государственном и муниципальном управлении. Принципы государственного управления. Функции государственного и муниципального управления.

  4. Административные и социально-психологические методы государственного и муниципального управления.

  5. Экономические методы государственного управления.

  6. Система органов государственного управления.

  7. Система органов управления в субъекте Российской Федерации.

  8. Система органов местного самоуправления.

  9. Принципы, факторы и механизмы реализации государственной политики

  10. Принципы формирования и методы регулирования региональной политики.

  11. Контроль в государственном и муниципальном управлении: понятие, цели, задачи.

  12. Эффективность государственного и муниципального управления: понятие, критерии и показатели оценки.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

  1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление / И.А. Василенко. - М.: Гардарики, 2005.

  2. Глазунова, Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление / Н.И. Глазунова. - М.: Проспект, ТК Велби,2006.

  3. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления. / О.М. Рой. - СПб: «Питер», 2007.

  4. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2005.

7. Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

  • сущность бухгалтерского учета как одной из важнейших экономических наук, его места в системе управления хозяйственной деятельностью;

  • как формируются и применяются показатели бухгалтерской отчетности, отечественные и международные стандарты бухгалтерского учета, учетная политика предприятия.

  • сущность и основные методы экономического анализа;

  • правовые основы, порядок и особенности проведения аудиторской проверки;

  • методики проведения проверок на предприятии;

  • как формируются выводы аудиторов, которые содержатся в аудиторском отчете и аудиторском заключении – основных документах, составляемых в результате аудиторской проверки.

Уметь:

  • применять методы анализа при оценке эффективности использования основных средств, материалов, трудовых ресурсов, при оценке финансового состояния предприятия.

Владеть:

  • теоретическими учетными категориями и методами, которые используются на практике и позволяют освоить структуру и порядок составления бухгалтерского баланса, систему счетов и двойной записи, классификацию бухгалтерских документов, требования, предъявляемые к составлению документации, систему синтетического и аналитического учета, порядок проведения инвентаризации и регулирования инвентаризационных разниц, способы оценки хозяйственных средств предприятия.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Учетная политика организации: понятие, структура, основания для изменения

  2. Бухгалтерская отчетность: состав, виды, назначение, порядок и сроки составления и представления.

  3. Бухгалтерский баланс: структура, общая характеристика основных статей и разделов.

  4. Виды учетных записей и учетных регистров. Способы исправления ошибок в записях.

  5. Учет денежных средств.

  6. Экспресс анализ деятельности организации: основные этапы и методика проведения.

  7. Аудиторская деятельность: понятие, цель и виды.

  8. Критерии обязательности аудиторских проверок и экономические санкции за уклонение от обязательной проверки.

  9. Аудиторские стандарты: понятие, виды, структура стандарта.

  10. Аудиторское заключение: понятие и виды

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

  1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон РФ от 29.03.1996 г. № 129-ФЗ.

  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ с изменениями и дополнениями

  3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

  4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». Утверждено приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н (ПБУ 1/98).

  5. Об аудиторской деятельности. Федеральный закон от 7.08.2001 №119-ФЗ

  6. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Правило (стандарт) № 1. Утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

  7. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. Правило (стандарт) № 6. Утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

  8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: Инфра – М.2008.

  9. Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях. – М.: Финансы и статистика .

  10. Аудит: Учебник для вузов / Под ред. В.И.Подольского. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.

8. Стратегический менеджмент

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

  • систему понятий и категорий стратегического управления, место и роль стратегического менеджмента в системе наук управления;

  • стратегический менеджмент как сложную динамичную систему, имеющую определённые, взаимоувязанные элементы, а также соответствующие методологию, методы и инструменты;

  • основные подходы и методы, применяемые при разработке и реализации стратегий в производственных системах и в государственном и муниципальном управлении;

Уметь:

  • использовать нормативные правовые документы РФ, касающиеся вопросов стратегического развития; применять количественные и качественные методы анализа при разработке стратегических решений; учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации;

  • способен учитывать последствия управленческих решений, принимаемых в ходе разработки и реализации стратегических документов с позиции социальной ответственности; эффективно организовать групповую работу по разработке и реализации стратегических решений;

  • проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия стратегических решений;

  • участвовать в разработке и реализации маркетинговой стратегии организаций; проводить анализ конкурентной среды отрасли, региона;

  • осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования в процессе осуществления деятельности по стратегическому менеджменту;

Владеть:

  • навыками анализа социально-значимых проблем и процессов для обоснования и реализации стратегических решений;

  • методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении деятельностью организаций;

  • готов к разработке процедур и методов контроля реализации стратегических решений; готов участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента.

  • навыки стратегического анализа, мышления, проектирования и контроля.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Стратегическое управление как система, её составляющие.

  2. Цели, задачи и этапы стратегического управления.

  3. Основные классификации стратегий.

  4. Методы анализа среды организации.

  5. Особенности функциональных стратегий: маркетинг, финансы, инвестиции.

  6. Матричные методы позиционирования организаций

  7. Особенности стратегического менеджмента в системе государственного и муниципального управления.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

    1. Азоев, Г. Управление организацией. Серия: Высшее образование. - 4-е изд., перераб. и доп. / Г. Азоев, В. Баранчеев, В. Гунин. - М.: Инфра-М, 2008.

    2. Акмаева, Р. И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент / Р. И. Акмаева. – М.: Финансы и статистика, 2006.

    3. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. – М.: Экономистъ, 2008.

    4. Виханский, О.С. Менеджмент. Практикум / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 1998.

    5. Голубков, Е.П. Основы маркетинга. / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс, 2008.

    6. Дрогомирецкий, И. И. Стратегическое планирование / И.И. Дрогомирецкий, Г.А. Маховикова, Е.Л. Ктор. – СПб.: Вектор, 2006.

    7. Ламбен, Ж.-Ж., Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг. – СП-б.: Питер, 2008.

    8. Панкрухин, А.П. Маркетинг / А.П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2009.

    9. Стрикленд, Д. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / Д. Стрикленд, А.А. Томпсон. – М.: Вильямс, 2008.

    10. Фархутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент / Р.А. Фархутдинов. – М.: Дело, 2008.

9. Производственный менеджмент

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

  • научно-практические основы организации производства

  • сущность законов и закономерностей организации производства;

  • закономерности и этапы организационного проектирования;

  • теоретические основы организации и планирования комплексной подготовки производства и освоения новой продукции;

  • иметь системное представление о процессе управления производством;

  • механизмы организации обеспечения качества продукции;

  • методы организации производства;

  • виды и содержание планов развития производства;

  • зарубежный опыт управления производством.

Уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

  • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

  • использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности;

  • проводить анализ экономических систем, используя экономические модели;

  • использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации);

  • выявлять проблемы развития производственных систем;;

  • систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по результатам мониторинга динамики организации;

  • формировать отчетно-аналитические и плановые документы деятельности предприятия;

  • использовать основные и специальные методы оперативного и стратегического контроллинга;

  • разрабатывать и обосновывать варианты эффективных стратегических и тактических решений организации производства;

  • использовать методы динамического программирования в производственном менеджменте;

  • моделировать и проектировать последствия организационных изменений;

  • использовать технологии обучения персонала в целях реализации изменений производственных систем;

  • уметь использовать информационные технологии исследовании операций в производственном менеджменте.

Владеть:

  • специальной экономической терминологией и лексикой в области производственного менеджмента;

  • навыками системного подхода к анализу проблем предприятия;

  • навыками самостоятельного поиска и моделирования методов подготовки, принятия и обоснования управленческих решений;

  • экономическими методами формирования и контроля планов развития производства;

  • владеть современными образовательными технологиями управления персоналом в производственных системах;

  • навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Понятие, особенности и свойства производственных систем. Законы организации производственных систем.

  2. Виды производственных систем. Эффективность организации производственной системы. 

  3. Содержание и задачи комплексной подготовки производства и освоения новой продукции. 

  4. Организация и оценка эффективности конструкторской и технологической подготовки производства. 

  5. Содержание и основные стадии организационной подготовки производства. 

  6. Процесс освоения новой продукции и принципы его организации. 

  7. Производственный процесс и принципы его рациональной организации. Производственный цикл и его структура. 

  8. Типы производства, их характеристика и влияние на организационную структуру управления. 

  9. Методы организации производства: индивидуальный, групповой, поточный. 

  10. Понятие, виды и методика расчета производственной мощности предприятия. 

  11. Значение, содержание и стоимостные показатели и порядок разработки  производственной программы.

  12. Значение унификации, стандартизации и сертификации продукции. 

  13. Концепция всеобщего управления качеством. Система показателей качества. 

  14. Основы организации материальных потоков. 

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

  1. Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 491.

  2. Джурабаев, К.Т., Гришин, А.Т., Джурабаева, Г.К. Производственный менеджмент: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 416. 

  3. Фатхутдинов, Р.А. Организация производства: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 528 с. 

  4. Шепеленко, Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 608 с.

10. Социальный менеджмент

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

  • теорию социальных организаций, основы построения социальной доктрины общества, разработки и реализации социальной политики государства;

  • основные законы, принципы и технологии инновирования, как субъектов управления, так и социальных организаций, поведения в них отдельных людей, раскрытия их творческого потенциала в соответствии с социальными целями и требованиями конкурентной рыночной среды.

  • современные ноу-хау в социальной области. наукоемкие технологии, способные практически обеспечить становление российского социального государства, обеспечивать достижение социального партнерства на различных уровнях социальной организации: федеральном, региональном, местном.

Уметь:

  • проводить оценку проблемной ситуации в социальной области (социальные процессы, социальная сфера, социальные ресурсы); выстраивать стратегию социального действия и находить адекватные инновационные методы решения социальных проблем в контексте всех имеющихся регуляторов (экономических, финансовых, правовых, культурно-нравственных, психологических и т.п.);

  • разрабатывать и внедрять инновационные методы решения социальных проблем и получать оптимальный как социальный, так и хозяйственный, коммерческий результат на основе правильного использования социальных ресурсов.

  • прогнозировать и моделировать социальные последствия принимаемых решений, на этой основе добиваться оптимальных управленческих решений, сочетающих в себе как повышение качества жизни людей, развитие социальных организаций, так и решение институциональных задач;

Владеть:

  • совокупностью способов, методов средств воздействия на социальные объекты, проектировать. используя инновационные подходы, социальные организации, мотивировать поведение людей к творческой деятельности.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

1. Научные школы социального менеджмента.

2. Школа «человеческих отношений», менеджмент «человеческих ресурсов». Их значение для развития современного социального менеджмента.

3. Современная управленческая культура; сущность и важнейшие структурные элементы.

4. Стратегический социальный менеджмент, его цели и задачи.

5. Социальное пространство как объект управленческого воздействия.

6. Сущность социального менеджмента как разновидности социального управления.

7. Сущность и особенности законов социального менеджмента.

8. Принципы социального менеджмента.

9. Система и классификация методов социального менеджмента.

10. Основные принципы проектирования социальных организаций в социальном менеджменте.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

  1. Афонин, Ю.А. Социальный менеджмент / Ю.А. Афонин, А.П. Жабин, А.С. Панкратов. - М., 2004. – 320 с.

  2. Иванов, В.Н. Социальный менеджмент: учебное пособие / В.П. Иванов, Н.С. Патрушев. -М.,2009. - 296с.

  3. Кривоносова, Л.А. Социология управления / Л.А. Кривоносова. - Хабаровск: ДВАГС, 2010. – 186 с.

  4. Куранова, А.К. Социальный менеджмент. Пособие для подготовки к экзаменам // А.В. Куранова. - М., 2005. – 64 с.

  5. Попов, С.Г. Социальный менеджмент / Попов, С.Г. - М. - 2009. - 160 с.

  6. Бобосов. Е.М. Социология управления / Е.М. Бобосов. - Мн.. 2001. - С. 166-178, 233-251.

  7. Валовой, Д.В. Социальный менеджмент / Д.В. Валовой. - М. - 1999. - 384 с.

  8. Кривоносова, Л.А. Социология управления / Л.А. Кривоносова. - Хабаровск: ДВАГС, 2000. - С. 112-134.

  9. Силин, Л.Н. Социальный менеджмент. Словарь - справочник / Силин. А.П. - М., 2009.-176 с.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ НАПРАВЛЕНИЯ

1. Финансовый менеджмент

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

  • нормативно-правовую базу осуществления коммерческими организациями текущих, финансовых и инвестиционных операций;

  • информационное обеспечение финансового менеджмента;

  • методические подходы к распределению финансовых результатов предпринимательской деятельности;

  • направления развития финансового рынка Российской Федерации;

  • традиционные и новые методы краткосрочного и долгосрочного финансирования предпринимательской деятельности;

  • основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки финансовых решений;

  • основы ценностно-ориентированного управления коммерческой организацией.

    • Уметь:

    • логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

    • применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые модели;

    • анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные финансовые решения;

    • анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями организаций с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;

    • взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы.

Владеть:

  • культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

  • методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

  • методами и программными средствами обработки деловой информации;

  • навыками сбора, обработки и анализа информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия финансовых решений;

  • навыками подготовки отчетов по результатам своей информационно-аналитической деятельности.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Банкротство юридического лица: признаки, виды и процедуры.

  2. Дивидендная политика организации.

  3. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика) организации.

  4. Эффект финансового левериджа.

  5. Управление структурой капитала организации.

  6. План финансового оздоровления организации.

  7. Традиционные и новые методы краткосрочного финансирования.

  8. Реструктуризация активов организации.

  9. Реструктуризация обязательств организации.

  10. Информационное обеспечение финансового менеджмента.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

    1. Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент : учебник / Л.Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 249 с.

    2. Ван Хорн, Джеймс К. Основы финансового менеджмента / Джеймс К. Ван Хорн, Джон М. Вахович. – М. : Вильямс, 2005. – 990 с.

    3. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности : учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – М. : Издательство «Дело и Сервис», 2007. – 368 с.

    4. Ковалев, В.В. Курс финансового менеджмента : учебник / В.В. Ковалев. – М. : Проспект, 2011. – 480 с.

    5. Ковалев, В.В. Финансы организаций (предприятий): учебник / В.В. Ковалев, В.В.Ковалев. – М. : Проспект, 2010. – 277 с.

    6. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика : учеб. пособие / В.Г.Когденко, М.В.Мельник, И.Л.Быковник. – М. : ЮНИТИ, 2010. – 472 с.

2. Управление персоналом

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

  • сущность государственной системы управления трудовыми ресурсами; технологии управления персоналом организации: наем, набор, отбор и прием персонала; расстановку кадров; деловую оценку персонала; профориентацию, социализацию и трудовую адаптацию персонала; использование и высвобождение персонала; технологию управления развитием персонала организации;

  • систему непрерывного обучения персонала, подготовку, переподготовку и повышение квалификации, оценку и аттестацию персонала, управление деловой карьерой, управление служебно-профессиональным продвижением персонала, управление кадровым резервом, управление нововведениями в кадровой работе; анализ описания работы и рабочего места; оценку качества труда и трудовой жизни персонала; оценку результатов деятельности подразделений управления персоналом; оценку затрат на персонал организации, оценку экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом организации.

Уметь:

  • применить на практике полученные знания основ управления человеческими ресурсами: современные технологии найма, отбора, приема, оценки, аттестации персонала;

  • распознавать объективные и субъективные причины возникновения конфликтов, их типологию, форму, структуру и динамику, социально-психологические мотивы конфликтов и умело управлять ими с целью предупреждения или урегулирования;

  • грамотно заполнять кадровую документацию;

  • писать характеристики, составлять резюме, объявления, составлять анкеты, опросные листы, проводить исследования и делать анализ по результатам;

  • оценивать экономическую эффективность специалистов и руководителей по управлению персоналом.

Владеть:

  • понятийным и категориальным аппаратом дисциплины; методами найма, набора, отбора и приема персонала, расстановки и высвобождения кадров; методами деловой оценки, аттестации персонала; профориентации, адаптации и мотивации персонала; технологиями обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации; управления деловой карьерой и профессиональным продвижением, кадровым резервом, методами анализа кадровых процессов на основе теории и методологии управления персоналом;

  • распознанием объективных и субъективных причин возникновения конфликтов, их типологию, форму, структуру и динамику, социально-психологических мотивов конфликтов; оценкой совершенствования экономической эффективности подразделений управления персоналом, а также специалистов и руководителей по управлению персоналом.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Методы управления персоналом и их характеристика.

  2. Аттестация персонала: этапы и процедуры.

  3. Конкурс как кадровая технология: этапы и методы.

  4. Профессиональная ориентация и адаптация персонала.

  5. Кадровая политика организации: виды, этапы построения.

  6. Методы оценки персонала и их характеристика.

  7. Отбор персонала: критерии, формы и методы отбора.

  8. Определение потребности в персонале: оценка эффективности.

  9. Принципы и методы построения системы управления персоналом.

  10. Стили руководства в управлении персоналом, их преимущества и недостатки.

  11. Аудит персонала: технология проведения.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

1.Егоршин, А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. 6-е изд. /А.П. Егоршин - Н. Новгород: НИМБ, 2007.-1100с.

2Лукаш, Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом фирмы: - практическое руководство /Ю.А. Лукаш – М.: «Финпресс»,2007.-208с.

3.Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: Стратегия, маркетинг, интернационализация: Учебное пособие / А.Я. Кибанов., И.Б. Дуракова - М.: ИНФРА – М, 2007.-301с.

4. Одегов, Ю.Г. Аудит и контролинг персонала: Учебник. /Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова – М.: Изд. «Альфа-Пресс»,2006.- 560с.

5.Рогожин М.Ю. Управление персоналом: Практич. Пособие. /М.Ю. Рошожин – М.: ТК. Велби, изд-во Проспект 2010 – 320 с.

3. Инновационный менеджмент

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

  • правовые, экономические, организационные и информационные основы инновационного менеджмента;

  • теоретические подходы, принципы и методику управления инновационным процессом;

  • теоретические основы инновационного подхода к построению организационных структур;

  • основы управления инновационными рисками.

Уметь:

  • применять полученные теоретические знания в решении задач инновационного развития экономики;

  • управлять коллективом при внедрении инноваций;

  • оценивать инновационный потенциал персонала организации.

Владеть:

  • навыками разработки инновационных программ и проектов;

  • оценкой операционной эффективности менеджмента предприятия;

  • навыками маркетинга инноваций;

  • оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности;

  • навыками разработки перспективных и текущих показателей оценки результатов инновационной деятельности.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Понятие и характеристика технологических, маркетинговых и организационных инноваций.

  2. Методологические основы и организация статистики инноваций. Показатели статистического измерения инновационных процессов.

  3. Характеристика основных направлений современной государственной инновационной политики в РФ. Инструменты государственной инновационной политики.

  4. Инновационные технологии в управлении персоналом организации.

  5. Особенности планирования инноваций.

  6. Особенности деятельности малых инновационных форм.

  7. Критерии и показатели оценки эффективности инновационного проекта.

  8. Финансовое обеспечение инновационных проектов.

  9. Система стимулирования инновационных процессов в организации.

  10. Информационное обеспечение инновационного менеджмента.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

  1. Гершман, М.А. Инновационный менеджмент : учебное пособие [Текст] / М.А. Гершман. М. : Маркет ДС, 2008.

  2. Дорофеев, В.Л. Инновационный менеджмент : учебное пособие [Текст] / В.Л. Дорофеев.- Ростов н\Д: Феникс, 2009.

  3. Ивасенко, А.Г. Инновационный менеджмент : учебное пособие [Текст] / А.Г. Ивасенко,- М.: КНОРУС, 2009.

  4. Основы инновационного менеджмента: учеб. пособие / под ред. проф. В.В. Коссова. – М.: Магистр, 2009. – 429 с.

  5. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент [Текст] / Р.А. Фатхутдинов.- СПб.: Приер, 2008.

3 ситуационная (профессиональная) задача комплексного государственного экзамена

Ситуационная (профессиональная) задача служит для оценки уровня практической подготовки выпускников.

Ситуационная (профессиональная) задача составляется на основе требований государственного стандарта к бакалавру менеджмента и включает задания, которые направлены на применение знаний и умений в его будущей практической деятельности. Набор практических заданий в каждом экзаменационном билете позволяет выполнить их в отведённое время.

Студент выполняет задание в аудитории, используя разрешенную Председателем Государственной аттестационной комиссии к экзамену справочную, нормативную документацию и бланки документов.

Оценка за выполнение ситуационной (профессиональной) задачи выставляется по четырёхбальной системе.

При построении ответа на ситуационную (профессиональную) задачу студенту необходимо:

  • определить проблему (проблемы), содержащуюся в ситуационной (профессиональной) задаче;

  • диагностировать причины, возникновения проблемы;

  • предложить вариант (варианты) решения проблемы;

  • обосновать выбор варианта решения проблемы (цель, задачи, основные мероприятия, ресурсное обеспечение, ограничения в реализации);

  • охарактеризовать ожидаемый результат;

  • обосновать эффективность своего управленческого решения;

  • обозначить нормативно-правовое и документационное обеспечение своего управленческого решения;

  • сделать общий вывод по существу ситуационной (профессиональной) задачи.

Пример выполнения ситуационной (профессиональной) задачи приведен в Приложении Б.

Приложения

Приложение А

Выписка из государственного образовательного стандарта направления бакалаврской подготовки 080500.62 «Менеджмент» ………………………

26

Приложение Б

Пример выполнения ситуационной (профессиональной) задачи………………………..

31

Приложение А

Выписка из государственного образовательного стандарта направления бакалаврской подготовки 080500.62 «Менеджмент»

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины направления

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

ОПД.Ф.01

Основы менеджмента

Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организацией). Концепция менеджмента. Научные школы менеджмента. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Структуры системы менеджмента. Связующие процессы в менеджменте. Человек в системе менеджмента. Роли менеджера. Управление организационными изменениями. Эффективность и качество управления.

ОПД.Ф.02

Экономическая теория

Экономические блага и агенты, собственность и хозяйствование. Рациональный выбор. Конкуренция, риски и неопределенность. Фактор времени, потоки и запасы. Номинальные и реальные величины. Теории рационального поведения потребителя и производителя. Макроэкономические показатели. Макроэкономическая динамика. Деньги и инфляция. Безработица. Государственный бюджет. Цели и инструменты макроэкономической политики. Недостатки рынка и государства в регулировании экономики.

ОПД.Ф.03

Организационное поведение

Природа и характеристика организации. Личность и ее развитие в организации. Мотивация и научение. Целеполагание. Групповая динамика. Лидерство. Коммуникации. Управление конфликтами и стрессами. Организационная культура. Организационное поведение и национальная культура.

ОПД.Ф.04

Теория организации

Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации; организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности - упорядоченности; закон самосохранения; закон единства анализа /синтеза/; закон развития; законы композиции и пропорциональности; специфические законы социальной организации; принципы статической организации; принципы динамической организации; принципы рационализации; проектирование организационных систем; развитие организаторской и организационно-управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельности

ОПД.Ф.04

Маркетинг

Концепции маркетинга. Маркетинг как система. Маркетинговая среда. Система маркетинговой информации. Управление маркетингом. Маркетинговые исследования. Концепция продукта. Поведение потребителя. Инструментарий маркетинга. Ценообразование. Распределение. Реклама и PR. Международный маркетинг.

ОПД.Ф.05

Государственное и муниципальное управление

Теории государства. Государство как субъект управления. Система органов государственного управления. Государственная экономическая политика. Региональное и муниципальное управление. Региональное взаимодействие и интеграция. Вертикаль и горизонталь власти. Программы социально-экономического развития. Общественные расходы. Бюджет. Налоговая система. Регулирование рынков.

Приложение Б

Пример выполнения ситуационной (профессиональной) задачи

Задача:

В стране у многих жителей сложилось представление о столичном городе N как о городе иждивенцев, живущих за счет других территорий (регионов). Опрос, проведенный Центром изучения общественного мнения, показал, что так считают от 81 до 85 процентов жителей страны. Такого же мнения придерживается и большинство жителей столичного города N – 72 процента. За последние десять лет неприязнь соотечественников к столичному городу N достигла опасного уровня. Что нужно сделать органам власти столичного города N для того, чтобы снять напряжение, сложившееся в отношениях между жителями столичного города N и жителями других городов и регионов страны?

Решение:

Элементы ответа

Содержание ответа

Определить проблему (проблемы), содержащуюся в ситуационной (профессиональной) задаче

Негативное восприятие населением страны имиджа столичного города N и его жителей

Диагностировать причины, возникновения проблемы

Причины возникновения проблемы, с одной стороны, - объективные факторы развития столичных городов, с другой, - отсутствие имиджевой политики, направленной на формирование позитивного восприятия территории

Предложить вариант (варианты) решения проблемы

Властям столичного города N необходимо разработать имиджевую стратегию, направленную на развитие и формирования имиджа города как высокоразвитой территории, готовой предоставить свои услуги всем жителям страны

Обосновать вариант решения проблемы (цель, основные мероприятия, ресурсное обеспечение, ограничения в реализации)

Цель имиджевой стратегии – формирование позитивного имиджа города.

Основные мероприятия: создать рабочую группу на уровне Правительства столичного города N; провести маркетинговые исследования, направленные на выявление основных причин формирования негативного имиджа; разработать основные мероприятия, направленные на их решение; разработать собственно стратегию; разделить стратегию на более детальные проекты по срокам (например, программы); разработать проект соответствующего закона; определить механизм реализации и контроля.

Ресурсы: кадровые ресурсы обеспечиваются за счет работников Правительства столичного города N и за счет привлечения специализированных маркетинговых и консалтинговых компаний; финансовые ресурсы обеспечиваются бюджетом столичного города N, за счет средств грантов и средств частного бизнеса, заинтересованного в реализации стратегии.

Ограничения: недостаток финансовых ресурсов; сопротивление изменениям со стороны бизнеса и жителей города; недостаток квалифицированных кадров, способных разработать и своевременно реализовать имиджевую стратегию

Охарактеризовать ожидаемый результат

Изменение негативного образа столичного города N в сторону его позитивного восприятия

Обосновать эффективность своего управленческого решения

Эффективность стратегии может быть оценена специальными показателями, заложенными в стратегию, а также на основе периодических социологических опросов и других средств маркетинговых исследований

Обозначить нормативно-правовое и документационное обеспечение своего управленческого решения

Нормативно-правовое: 1. Федеральный закон «О внесении и изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» от 4.07.2003 г. №95–ФЗ; 2. Законы столичного города N об утверждении имиджевой стратегии города и утверждении соответствующих программ; 3. Закон о бюджете столичного города N на очередной финансовый год.

Документационное: внутренние документы Правительства столичного города N о создании рабочей группы, порядке работы, сроках, ответственных пр.

Сделать общий вывод по существу ситуационной (профессиональной) задачи

Формирование имиджа территорий сложная и пока новая задача для органов государственной власти РФ, сопровождающаяся большими затратами финансовых и временных ресурсов. Однако, при правильной и долгосрочно проводимой имиджевой политики возможно улучшить не только восприятие территории населением, но и улучшить показатели инвестиционной деятельности, повысить международный статус территории, расширить туристические потоки и пр.

Программа комплексного государственного экзамена и методические рекомендации бакалавриата по направлению подготовки 080500.62 «Менеджмент» (для студентов очной и заочной форм обучения) / Осипова А.А., Агешина Е.Ю., Бессонова Е.А., Быков В.Ф., Кривоносова Л.А., Ланец Т.Н., Масалитина Е.С., Николаева Г.Н., Панченко Е.Л., Парфёнов К.Б., Пешая Н.А., Свириденко И.А., Слободянюк М.Г., Чурилова Л.С., Шуляева А.В. – Хабаровск: ДВИ-Ф РАНХиГС, 2011. – 36 с.

Подписано в печать Сдано в печать -

Формат издания - 60х84 1/16. Бумага А-4.

Усл. печ. л. – Учетно-изд. л. –

Тираж – 100 экз. Заказ №

Редакционно-издательский отдел

ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал

РАНХ и ГС при Президенте РФ»

680000, Хабаровск, ул. Муравьёва-Амурского, 33.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. И государственной службы при президенте российской федерации (1)

    Программа
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Лицензия ...
  2. И государственной службы при президенте российской федерации (3)

    Программа
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Лицензия ...
  3. И государственной службы при президенте российской федерации (5)

    Программа
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРВЫЙ ...
  4. И государственной службы при президенте российской федерации (4)

    Документ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Лицензия ...
  5. И государственной службы при президенте российской федерации»

    Автореферат диссертации
    ... Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ... в российском социал- ...

Другие похожие документы..