Главная > Программа


Владеть:

  • совокупностью способов, методов средств воздействия на социальные объекты, проектировать. используя инновационные подходы, социальные организации, мотивировать поведение людей к творческой деятельности.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

1. Научные школы социального менеджмента.

2. Школа «человеческих отношений», менеджмент «человеческих ресурсов». Их значение для развития современного социального менеджмента.

3. Современная управленческая культура; сущность и важнейшие структурные элементы.

4. Стратегический социальный менеджмент, его цели и задачи.

5. Социальное пространство как объект управленческого воздействия.

6. Сущность социального менеджмента как разновидности социального управления.

7. Сущность и особенности законов социального менеджмента.

8. Принципы социального менеджмента.

9. Система и классификация методов социального менеджмента.

10. Основные принципы проектирования социальных организаций в социальном менеджменте.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

  1. Афонин, Ю.А. Социальный менеджмент / Ю.А. Афонин, А.П. Жабин, А.С. Панкратов. - М., 2004. – 320 с.

  2. Иванов, В.Н. Социальный менеджмент: учебное пособие / В.П. Иванов, Н.С. Патрушев. -М.,2009. - 296с.

  3. Кривоносова, Л.А. Социология управления / Л.А. Кривоносова. - Хабаровск: ДВАГС, 2010. – 186 с.

  4. Куранова, А.К. Социальный менеджмент. Пособие для подготовки к экзаменам // А.В. Куранова. - М., 2005. – 64 с.

  5. Попов, С.Г. Социальный менеджмент / Попов, С.Г. - М. - 2009. - 160 с.

  6. Бобосов. Е.М. Социология управления / Е.М. Бобосов. - Мн.. 2001. - С. 166-178, 233-251.

  7. Валовой, Д.В. Социальный менеджмент / Д.В. Валовой. - М. - 1999. - 384 с.

  8. Кривоносова, Л.А. Социология управления / Л.А. Кривоносова. - Хабаровск: ДВАГС, 2000. - С. 112-134.

  9. Силин, Л.Н. Социальный менеджмент. Словарь - справочник / Силин. А.П. - М., 2009.-176 с.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ НАПРАВЛЕНИЯ

1. Финансовый менеджмент

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

  • нормативно-правовую базу осуществления коммерческими организациями текущих, финансовых и инвестиционных операций;

  • информационное обеспечение финансового менеджмента;

  • методические подходы к распределению финансовых результатов предпринимательской деятельности;

  • направления развития финансового рынка Российской Федерации;

  • традиционные и новые методы краткосрочного и долгосрочного финансирования предпринимательской деятельности;

  • основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки финансовых решений;

  • основы ценностно-ориентированного управления коммерческой организацией.

    • Уметь:

    • логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

    • применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые модели;

    • анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные финансовые решения;

    • анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями организаций с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;

    • взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы.

Владеть:

  • культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

  • методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

  • методами и программными средствами обработки деловой информации;

  • навыками сбора, обработки и анализа информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия финансовых решений;

  • навыками подготовки отчетов по результатам своей информационно-аналитической деятельности.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Банкротство юридического лица: признаки, виды и процедуры.

  2. Дивидендная политика организации.

  3. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика) организации.

  4. Эффект финансового левериджа.

  5. Управление структурой капитала организации.

  6. План финансового оздоровления организации.

  7. Традиционные и новые методы краткосрочного финансирования.

  8. Реструктуризация активов организации.

  9. Реструктуризация обязательств организации.

  10. Информационное обеспечение финансового менеджмента.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

    1. Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент : учебник / Л.Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 249 с.

    2. Ван Хорн, Джеймс К. Основы финансового менеджмента / Джеймс К. Ван Хорн, Джон М. Вахович. – М. : Вильямс, 2005. – 990 с.

    3. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности : учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – М. : Издательство «Дело и Сервис», 2007. – 368 с.

    4. Ковалев, В.В. Курс финансового менеджмента : учебник / В.В. Ковалев. – М. : Проспект, 2011. – 480 с.

    5. Ковалев, В.В. Финансы организаций (предприятий): учебник / В.В. Ковалев, В.В.Ковалев. – М. : Проспект, 2010. – 277 с.

    6. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика : учеб. пособие / В.Г.Когденко, М.В.Мельник, И.Л.Быковник. – М. : ЮНИТИ, 2010. – 472 с.

2. Управление персоналом

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

  • сущность государственной системы управления трудовыми ресурсами; технологии управления персоналом организации: наем, набор, отбор и прием персонала; расстановку кадров; деловую оценку персонала; профориентацию, социализацию и трудовую адаптацию персонала; использование и высвобождение персонала; технологию управления развитием персонала организации;

  • систему непрерывного обучения персонала, подготовку, переподготовку и повышение квалификации, оценку и аттестацию персонала, управление деловой карьерой, управление служебно-профессиональным продвижением персонала, управление кадровым резервом, управление нововведениями в кадровой работе; анализ описания работы и рабочего места; оценку качества труда и трудовой жизни персонала; оценку результатов деятельности подразделений управления персоналом; оценку затрат на персонал организации, оценку экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом организации.

Уметь:

  • применить на практике полученные знания основ управления человеческими ресурсами: современные технологии найма, отбора, приема, оценки, аттестации персонала;

  • распознавать объективные и субъективные причины возникновения конфликтов, их типологию, форму, структуру и динамику, социально-психологические мотивы конфликтов и умело управлять ими с целью предупреждения или урегулирования;

  • грамотно заполнять кадровую документацию;

  • писать характеристики, составлять резюме, объявления, составлять анкеты, опросные листы, проводить исследования и делать анализ по результатам;

  • оценивать экономическую эффективность специалистов и руководителей по управлению персоналом.

Владеть:

  • понятийным и категориальным аппаратом дисциплины; методами найма, набора, отбора и приема персонала, расстановки и высвобождения кадров; методами деловой оценки, аттестации персонала; профориентации, адаптации и мотивации персонала; технологиями обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации; управления деловой карьерой и профессиональным продвижением, кадровым резервом, методами анализа кадровых процессов на основе теории и методологии управления персоналом;

  • распознанием объективных и субъективных причин возникновения конфликтов, их типологию, форму, структуру и динамику, социально-психологических мотивов конфликтов; оценкой совершенствования экономической эффективности подразделений управления персоналом, а также специалистов и руководителей по управлению персоналом.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Методы управления персоналом и их характеристика.

  2. Аттестация персонала: этапы и процедуры.

  3. Конкурс как кадровая технология: этапы и методы.

  4. Профессиональная ориентация и адаптация персонала.

  5. Кадровая политика организации: виды, этапы построения.

  6. Методы оценки персонала и их характеристика.

  7. Отбор персонала: критерии, формы и методы отбора.

  8. Определение потребности в персонале: оценка эффективности.

  9. Принципы и методы построения системы управления персоналом.

  10. Стили руководства в управлении персоналом, их преимущества и недостатки.

  11. Аудит персонала: технология проведения.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

1.Егоршин, А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. 6-е изд. /А.П. Егоршин - Н. Новгород: НИМБ, 2007.-1100с.

2Лукаш, Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом фирмы: - практическое руководство /Ю.А. Лукаш – М.: «Финпресс»,2007.-208с.

3.Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: Стратегия, маркетинг, интернационализация: Учебное пособие / А.Я. Кибанов., И.Б. Дуракова - М.: ИНФРА – М, 2007.-301с.

4. Одегов, Ю.Г. Аудит и контролинг персонала: Учебник. /Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова – М.: Изд. «Альфа-Пресс»,2006.- 560с.

5.Рогожин М.Ю. Управление персоналом: Практич. Пособие. /М.Ю. Рошожин – М.: ТК. Велби, изд-во Проспект 2010 – 320 с.

3. Инновационный менеджмент

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

  • правовые, экономические, организационные и информационные основы инновационного менеджмента;

  • теоретические подходы, принципы и методику управления инновационным процессом;

  • теоретические основы инновационного подхода к построению организационных структур;

  • основы управления инновационными рисками.

Уметь:

  • применять полученные теоретические знания в решении задач инновационного развития экономики;

  • управлять коллективом при внедрении инноваций;

  • оценивать инновационный потенциал персонала организации.

Владеть:

  • навыками разработки инновационных программ и проектов;

  • оценкой операционной эффективности менеджмента предприятия;

  • навыками маркетинга инноваций;

  • оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности;

  • навыками разработки перспективных и текущих показателей оценки результатов инновационной деятельности.

Вопросы, выносимые на комплексный государственный экзамен:

  1. Понятие и характеристика технологических, маркетинговых и организационных инноваций.

  2. Методологические основы и организация статистики инноваций. Показатели статистического измерения инновационных процессов.

  3. Характеристика основных направлений современной государственной инновационной политики в РФ. Инструменты государственной инновационной политики.

  4. Инновационные технологии в управлении персоналом организации.

  5. Особенности планирования инноваций.

  6. Особенности деятельности малых инновационных форм.

  7. Критерии и показатели оценки эффективности инновационного проекта.

  8. Финансовое обеспечение инновационных проектов.

  9. Система стимулирования инновационных процессов в организации.

  10. Информационное обеспечение инновационного менеджмента.

Литература, рекомендованная для подготовки к экзамену:

  1. Гершман, М.А. Инновационный менеджмент : учебное пособие [Текст] / М.А. Гершман. М. : Маркет ДС, 2008.

  2. Дорофеев, В.Л. Инновационный менеджмент : учебное пособие [Текст] / В.Л. Дорофеев.- Ростов н\Д: Феникс, 2009.

  3. Ивасенко, А.Г. Инновационный менеджмент : учебное пособие [Текст] / А.Г. Ивасенко,- М.: КНОРУС, 2009.

  4. Основы инновационного менеджмента: учеб. пособие / под ред. проф. В.В. Коссова. – М.: Магистр, 2009. – 429 с.

  5. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент [Текст] / Р.А. Фатхутдинов.- СПб.: Приер, 2008.

3 ситуационная (профессиональная) задача комплексного государственного экзамена

Ситуационная (профессиональная) задача служит для оценки уровня практической подготовки выпускников.

Ситуационная (профессиональная) задача составляется на основе требований государственного стандарта к бакалавру менеджмента и включает задания, которые направлены на применение знаний и умений в его будущей практической деятельности. Набор практических заданий в каждом экзаменационном билете позволяет выполнить их в отведённое время.

Студент выполняет задание в аудитории, используя разрешенную Председателем Государственной аттестационной комиссии к экзамену справочную, нормативную документацию и бланки документов.

Оценка за выполнение ситуационной (профессиональной) задачи выставляется по четырёхбальной системе.

При построении ответа на ситуационную (профессиональную) задачу студенту необходимо:

  • определить проблему (проблемы), содержащуюся в ситуационной (профессиональной) задаче;

  • диагностировать причины, возникновения проблемы;

  • предложить вариант (варианты) решения проблемы;

  • обосновать выбор варианта решения проблемы (цель, задачи, основные мероприятия, ресурсное обеспечение, ограничения в реализации);

  • охарактеризовать ожидаемый результат;

  • обосновать эффективность своего управленческого решения;

  • обозначить нормативно-правовое и документационное обеспечение своего управленческого решения;

  • сделать общий вывод по существу ситуационной (профессиональной) задачи.

Пример выполнения ситуационной (профессиональной) задачи приведен в Приложении Б.

Приложения

Приложение А

Выписка из государственного образовательного стандарта направления бакалаврской подготовки 080500.62 «Менеджмент» ………………………

26

Приложение Б

Пример выполнения ситуационной (профессиональной) задачи………………………..

31

Приложение А

Выписка из государственного образовательного стандарта направления бакалаврской подготовки 080500.62 «Менеджмент»

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины направления

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

ОПД.Ф.01

Основы менеджмента

Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организацией). Концепция менеджмента. Научные школы менеджмента. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Структуры системы менеджмента. Связующие процессы в менеджменте. Человек в системе менеджмента. Роли менеджера. Управление организационными изменениями. Эффективность и качество управления.

ОПД.Ф.02

Экономическая теория

Экономические блага и агенты, собственность и хозяйствование. Рациональный выбор. Конкуренция, риски и неопределенность. Фактор времени, потоки и запасы. Номинальные и реальные величины. Теории рационального поведения потребителя и производителя. Макроэкономические показатели. Макроэкономическая динамика. Деньги и инфляция. Безработица. Государственный бюджет. Цели и инструменты макроэкономической политики. Недостатки рынка и государства в регулировании экономики.

ОПД.Ф.03

Организационное поведение

Природа и характеристика организации. Личность и ее развитие в организации. Мотивация и научение. Целеполагание. Групповая динамика. Лидерство. Коммуникации. Управление конфликтами и стрессами. Организационная культура. Организационное поведение и национальная культура.

ОПД.Ф.04

Теория организации

Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации; организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности - упорядоченности; закон самосохранения; закон единства анализа /синтеза/; закон развития; законы композиции и пропорциональности; специфические законы социальной организации; принципы статической организации; принципы динамической организации; принципы рационализации; проектирование организационных систем; развитие организаторской и организационно-управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельности

ОПД.Ф.04

Маркетинг

Концепции маркетинга. Маркетинг как система. Маркетинговая среда. Система маркетинговой информации. Управление маркетингом. Маркетинговые исследования. Концепция продукта. Поведение потребителя. Инструментарий маркетинга. Ценообразование. Распределение. Реклама и PR. Международный маркетинг.

ОПД.Ф.05

Государственное и муниципальное управление

Теории государства. Государство как субъект управления. Система органов государственного управления. Государственная экономическая политика. Региональное и муниципальное управление. Региональное взаимодействие и интеграция. Вертикаль и горизонталь власти. Программы социально-экономического развития. Общественные расходы. Бюджет. Налоговая система. Регулирование рынков.

Приложение Б

Пример выполнения ситуационной (профессиональной) задачи

Задача:

В стране у многих жителей сложилось представление о столичном городе N как о городе иждивенцев, живущих за счет других территорий (регионов). Опрос, проведенный Центром изучения общественного мнения, показал, что так считают от 81 до 85 процентов жителей страны. Такого же мнения придерживается и большинство жителей столичного города N – 72 процента. За последние десять лет неприязнь соотечественников к столичному городу N достигла опасного уровня. Что нужно сделать органам власти столичного города N для того, чтобы снять напряжение, сложившееся в отношениях между жителями столичного города N и жителями других городов и регионов страны?

Решение:

Элементы ответа

Содержание ответа

Определить проблему (проблемы), содержащуюся в ситуационной (профессиональной) задаче

Негативное восприятие населением страны имиджа столичного города N и его жителей

Диагностировать причины, возникновения проблемы

Причины возникновения проблемы, с одной стороны, - объективные факторы развития столичных городов, с другой, - отсутствие имиджевой политики, направленной на формирование позитивного восприятия территории

Предложить вариант (варианты) решения проблемы

Властям столичного города N необходимо разработать имиджевую стратегию, направленную на развитие и формирования имиджа города как высокоразвитой территории, готовой предоставить свои услуги всем жителям страны

Обосновать вариант решения проблемы (цель, основные мероприятия, ресурсное обеспечение, ограничения в реализации)

Цель имиджевой стратегии – формирование позитивного имиджа города.

Основные мероприятия: создать рабочую группу на уровне Правительства столичного города N; провести маркетинговые исследования, направленные на выявление основных причин формирования негативного имиджа; разработать основные мероприятия, направленные на их решение; разработать собственно стратегию; разделить стратегию на более детальные проекты по срокам (например, программы); разработать проект соответствующего закона; определить механизм реализации и контроля.

Ресурсы: кадровые ресурсы обеспечиваются за счет работников Правительства столичного города N и за счет привлечения специализированных маркетинговых и консалтинговых компаний; финансовые ресурсы обеспечиваются бюджетом столичного города N, за счет средств грантов и средств частного бизнеса, заинтересованного в реализации стратегии.

Ограничения: недостаток финансовых ресурсов; сопротивление изменениям со стороны бизнеса и жителей города; недостаток квалифицированных кадров, способных разработать и своевременно реализовать имиджевую стратегию

Охарактеризовать ожидаемый результат

Изменение негативного образа столичного города N в сторону его позитивного восприятия

Обосновать эффективность своего управленческого решения

Эффективность стратегии может быть оценена специальными показателями, заложенными в стратегию, а также на основе периодических социологических опросов и других средств маркетинговых исследований

Обозначить нормативно-правовое и документационное обеспечение своего управленческого решения

Нормативно-правовое: 1. Федеральный закон «О внесении и изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» от 4.07.2003 г. №95–ФЗ; 2. Законы столичного города N об утверждении имиджевой стратегии города и утверждении соответствующих программ; 3. Закон о бюджете столичного города N на очередной финансовый год.

Документационное: внутренние документы Правительства столичного города N о создании рабочей группы, порядке работы, сроках, ответственных пр.

Сделать общий вывод по существу ситуационной (профессиональной) задачи

Формирование имиджа территорий сложная и пока новая задача для органов государственной власти РФ, сопровождающаяся большими затратами финансовых и временных ресурсов. Однако, при правильной и долгосрочно проводимой имиджевой политики возможно улучшить не только восприятие территории населением, но и улучшить показатели инвестиционной деятельности, повысить международный статус территории, расширить туристические потоки и пр.

Программа комплексного государственного экзамена и методические рекомендации бакалавриата по направлению подготовки 080500.62 «Менеджмент» (для студентов очной и заочной форм обучения) / Осипова А.А., Агешина Е.Ю., Бессонова Е.А., Быков В.Ф., Кривоносова Л.А., Ланец Т.Н., Масалитина Е.С., Николаева Г.Н., Панченко Е.Л., Парфёнов К.Б., Пешая Н.А., Свириденко И.А., Слободянюк М.Г., Чурилова Л.С., Шуляева А.В. – Хабаровск: ДВИ-Ф РАНХиГС, 2011. – 36 с.

Подписано в печать Сдано в печать -

Формат издания - 60х84 1/16. Бумага А-4.

Усл. печ. л. – Учетно-изд. л. –

Тираж – 100 экз. Заказ №

Редакционно-издательский отдел

ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал

РАНХ и ГС при Президенте РФ»

680000, Хабаровск, ул. Муравьёва-Амурского, 33.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И государственной службы при президенте российской федерации (1)

    Программа
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Лицензия ...
  2. И государственной службы при президенте российской федерации (3)

    Программа
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Лицензия ...
  3. И государственной службы при президенте российской федерации (5)

    Программа
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРВЫЙ ...
  4. И государственной службы при президенте российской федерации (4)

    Документ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Лицензия ...
  5. И государственной службы при президенте российской федерации»

    Автореферат диссертации
    ... Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ... в российском социал- ...

Другие похожие документы..