Главная > Документ


Дневник наблюдения торговли в храмах Санкт – Петербурга

март 2005 года

Участник: Васильева Анна

Торговать в церкви это -

соединять священное и такую приземленную, «низкую» вещь, как торговля. Как это воспринимается паствой и самими монахами?

";...вошел Иисус в Храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме...";

от Матфея; 21:8;12

***

Мне, как и многим другим, интересна церковь как институт, функционирующий внутри государства, но, тем не менее, отделенный от государства, как свой мир. И в плане финансирования, существующий как ";частное предприятие";. Как в храме (-ах) устроена и налажена экономическая деятельность, бизнес. Что церковь может продавать и кто это может/хочет/будет покупать. Очень занимательно функционирование торговли, организованной и инициируемой церковью, как внутри самого храма, так и в ларечках, разбросанных по территории города.

***

Торговля в храме....

Или как символические, сакральные предметы культа превращаются в профанные вещи на время совершения торговой сделки, для того, чтобы они могли быть проданы. Вещи, получившие свою торговую, экономическую стоимость, цену. Ставшие вещами, имеющими ценность. И что с ними происходит потом. Как после покупки, оказавшись у своего хозяина, эти вещи становятся снова не просто ";вещами";, а сакральными, священными предметами, имеющими свою символическую функцию, не такую как у ";мирских"; вещей и предметов, таких как старый зонтик, любимые тапочки, незабываемый вечный календарь, а свою священную ценность, которую имеет, например, икона (которую нельзя по настоящему купить, продать или уничтожить)...

Почему данная тема вызывает интерес? Интересно как церковь справилась и справляется с конфликтом между экономическим интересом в получении прибыли для поддержки жизнедеятельности храма и с другой стороны важным церковным христианским догматом о запрете торговли внутри храма (церковью вообще). (Хотя на протяжении почти всей истории, насколько я знаю, церковь всегда торговала чем-либо: от свечей до прощения грехов и статусных вещей, таких как сертификат о пожертвовании на храм или квитанция о переводе денег на лицевой счет храма, дополненная красочными иллюстрациями).

Как все-таки проявляется этот конфликт и проявляется ли, что делается для его сокрытия /или его нет?/?

(монополия на торговлю свечами, объявление: ";нельзя зажигать и ставить в храме свечи, купленные не в храме, а принесенные с собой";)

***

Моя рабочая гипотеза такова: что во время совершения покупки, особенные, сакральные вещи, приобретают свою стоимость, денежное измерение совершенно другим необычным, можно сказать нерыночным способом, чем обычные вещи. (Это не удивительно для многих) Деньги становятся просто как будто незначимой, бренной бумагой, которая совершает просто акт обмена. Все не так как в обычной торговле, в церковной торговле деньги просто ";даются";, на них не акцентируется внимание. Да, они деньги, но просто в силу необходимости наличия универсального эквивалента, нельзя существовать только отдавая.....

***

Данная работа, к сожалению, не претендует на полное и масштабное объяснение этих интересных феноменов, не позволяют ресурсы времени и другие мои возможности. Постараюсь осветить небольшую часть проблемы, приоткрыть маленькую завесу загадки. А конкретно; постараюсь пронаблюдать (проинтерпретировать) ценовую политику различных церквей и храмов на территории СПб (разнятся ли цены от храма к храму?). А также посмотреть, кто и что чаще всего покупают в храмах: попытаться просмотреть примерный ассортимент предлагаемых товаров, объединить эти товары по группам, по типу, посмотреть (конечно, все это будет очень приблизительно) символическое и функциональное значение этих вещей. А также попытаться увидеть (если это представится возможным) какое (естественно, определяя чисто по внешнему виду людей, придается значение акту покупки и самим покупаемым вещам, какие ведутся беседы с ";продавцом";).

...В данной небольшой работе, я делаю оговорку, что беру на данный момент для наблюдения и рассмотрения только православные храмы, т.к. и так для осуществления всех задуманных мною идей нужна гораздо более масштабная и качественная работа, чем моя, и я не позволю себе в данный момент хвататься за все идеи сразу. Торговлю в храмах других религий, представленных в Санкт - Петербурге, я упомяну только вскользь, для сравнения (к тому же следует, наверно, учитывать, что православие - ";официально";, наверно даже без кавычек и доминантно в СПБ, остальные религии - просто ";гости";, ";представители"; других государств, как послы и посольства в разных странах, а это все накладывает отпечаток на отношение православных прихожан к ";иностранной"; церкви vs своей, и на поведение самих иностранных церквей и на распространение торговли в них соответственно. (Данная тема нуждается в более тщательном анализе, не в рамках данной работы)

Русская православная церковь

Ассортимент товаров, представленных в продаже, церковью вообще, невероятен.

Можно выделить некоторые

Группы товаров (предложений):

  • Иконические изображения

  • Личные религиозные аксессуары (нательные кресты, кольца, браслеты, даже ремни для брюк, как муж., так и жен. с надписями из молитв, наборы для крещения, платки)

  • Печатная продукция (жития святых, псалтыри, наставления, календари, издания, освящающие различные проблемы: проблемы современного общества (церковь и интернет) и семейные, вечные проблемы: аборты, разводы....и т.д., (очень забавный кожаный ежедневник: ";православный ежедневник2005г";.))

  • Аудио, видео записи (как на кассетах, так и на СD и на DVD!) - ...все, что угодно, от Ветхого и Нового Заветов (библия для детей) до видео записей различных святых мест и наставлений и биографии различных Святых и приближенных к церкви (на фото, очень интересна видео кассета с записями Алексия Второго под названием: ";Наш патриарх";)

  • Функциональные вещи: Масла, ладан, лаванда, различные травы

  • Вещи культа : земля с могил святых старцев, камни и кусочки деревьев из святых мест…

  • Съедобные товары: мед, просфоры, гречиха, хлеб....

  • Услуги: Крещение, соборование, отпевание…

  • Самое интересное, на мой взгляд (в данный момент, из того, что я встретила), это ИГРЫ (для наставления юношества). Я встретила игру (ведь игры - это азарт, а значит грех?), состоящую из фишек и набора корточек (ex. карточки ";святая вода";) и игровой доски, соответственно, на которую нужно кидать кубик и делать подобающие ходы). Игра называется: ";Спеши творить добро"; - ";путешествие-паломничество по Петербургу";, внизу подпись ";...И последний станет первым"; (прямая цитата из Библии!!!!!).

Князь - Владимирский собор

Среда, Воскресенье, снова среда…

В свой первый приход, я попала в храм к началу Вечерней службы. Время Великого поста. При входе, на внутренней двери собора сразу обращаешь внимание на напечатанное на компьютере (не написанное от руки) объявление, о том, что не полагается приносить с собой и ставить свечи, приобретенные не в соборе.

В храме было довольно много народу, что меня удивляет, и я не ожидала, почему-то, увидеть такое большое количество молодых людей, которые явно горячо молятся, падают ниц, целуют иконы, ставят свечи. Довольно много людей стоят около церковных лавок, покупают, выбирают предметы (причем во время службы тоже, хотя вообще-то не положено). Продавщица доверительно общается с молодым послушником (видно, что она знает, как его зовут, в курсе каких-то его личных дел. Значит, женщина, которая занимает должность продавщицы - не посторонний человек, со стороны, а член данного сообщества, то есть процесс торговли доверен, не опосредованно нанятому продавцу по вакансии (возможно), а своему человеку, что смягчает акт продажи, как рыночного экономического действия (как же по лучше объяснить?) и превращает его в такой процесс, когда как будто ";свой";, ";родной"; человек за НЕБОЛЬШИЕ (подчеркиваю) деньги, (меньше рыночной стоимости) ";отдает";, священную вещь, как будто дарит. И я заметила, что многие покупатели (в основном женщины средних лет встретились мне, пока я была в храме) доверительно общаются, советуются с продавщицей (это не удивительно, наверно). ( Я подумала, что исходя из увиденного мною в тех храмах, в которых я побывала, можно составить образ ";церковного продавца"; из тех типажей, что я видела, и он будет подходить и походить сразу на всех продавцов, будет единообразен.)

…Молодой священник во время службы, облокотясь на стол лавки, листает и рассматривает красивые автомобили в ярком, глянцевом журнале. Я ходила по церкви, по- моему кроме меня в церкви не было ";праздношатающихся"; лиц.

....Во вторник, я опять попала в храм к вечерней службе, за торговым прилавком работала та же женщина (за 40, очень приятная, какая-то одухотворенная, что ли, мне так показалось, возможно, это предвзято). После службы около лавки собралось приличное количество народу, человек 10 точно (преимущественно, пожилые люди, в этот раз, женщины). Из разговоров продавца и покупателей, я поняла, что продавец очень компетентна во всех церковных делах (ссылается часто на слова отца-настоятеля собора из личных бесед: "; ...он мне говорил..."; - и на слова настоятелей других церквей, т.е. она явно не посторонний человек), разбирается во всех праздниках, святых, молитвах (во всем, в чем полагается).

И покупатели заранее настроены говорить с ней, как с очень компетентным человеком, советуются и доверяют ей, не как простому продавцу, в ";обычных"; магазинах, а как человеку, просвещенному, осведомленному в ";высоких";, ";святых"; материях, а они значат гораздо больше и стоят на недосягаемой высоте, по сравнению со всеми мирскими вещами и делами (естественно, это для тех людей, которые вообще ходят в церковь, верят и покупают эти ";вещи";)......

За время моего пребывания, в основном покупались маленькие недорогие иконки, каждая с функциональным значением: ";для мужа в машину";, ";для ребеночка в утробе";...Советовались с продавщицей как лучше крестить ребенка и называть его в соответствии с церковными именами (молодой мужчина)

На самом деле, было видно, что покупаемые вещи имеют очень большое символическое значение для того, кто их покупает, ищется подолгу именно то, что соответствует именам, датам рождения и прочим нужным параметрам.

Во Владимирском Соборе, как и во многих церквях (во всех, что я побывала за последнее время) лавка с церковными товарами (утварью) находится сразу при входе в церковь, получается, что входишь в храм и видишь его весь в своем великолепии, но не видишь никакой торговли (все хорошо продумано, конечно), чисто внешне не привлекает внимание, как будто и нет торговли. Отличие именно Князь - Владимирского собора в том, что в его церковной лавке ни на одном товаре нет ценника, как будто они просто ";лежат"; не продаются. Нужно спрашивать, что сколько стоит.

Свято – Троицкая Александро-Невская Лавра

Воскресенье, среда....

Когда выходишь из метро или подъезжаешь к площади Ал. Невского, то сразу видно, что торговля в Александро-Невской Лавре и на территории непосредственно рядом с ней особенно широко поставлена. На самой площади Александра Невского, напротив главного входа в Лавру, находится торговый Дом Русской Православной церкви: двухэтажное желтое здание, в котором даже решетки на окнах в виде кованых крестов. Но в этом же здании (которое целиком церковное) как непременный атрибут, такого рода магазинов, которые рассчитаны и на туристов, находится обменный пункт валюты, украшенный большими гордыми красными буквами: ";Обмен валюты";, буквы в названии таблички соизмеримы с буквами названия ";Торговый Дом Русской Православной церкви";.

Непосредственно рядом с входом в Лавру находится ларек, в котором продаются все те же товары, что и в других соборах и церковных лавках, но имеется интересное обращение: ";Не курить вблизи ларька, все иконы освящены"; (такого я в других местах не встречала).

Так и на территории всей Лавры курить строго настрого запрещено. Продавщица, женщина лет 35, в платке на голове (как и все продавщицы, в местах торговли, относящихся к церкви).

Дальше, когда идешь вдоль некрополя в Лавру, видишь еще несколько ларьков с утварью и будку, где продаются билеты на вход на кладбище (некрополь)!!!

Сразу после главного, уже непосредственного входа на территорию Лавры, после Некрополя, упираешься в замечательный рекламный стенд, (есть на фото) приглашающий с 9 до 19 ч. ежедневно принять трапезу в кафе-чайной ";Паломник";. Я зашла в помещение Лавры, где находится кафе, там же рядом находится еще один из многочисленных церковных магазинов, в котором можно купить, при желании, даже церковную кафедру за 18000 рублей и проповедовать дома! Объявление на витрине опять же гласит, но откровенно: ";Все ТОВАРЫ освящены";. Народу, рассматривающего и покупающего, и в этом магазине было много, причем ни разу за все те дни, что я ходила, я не встретила покупающих иностранцев - туристов, может мне просто ";повезло"; так, но все покупатели были русскоязычными (даже не заметила акцента). Я посещала храмы все эти дни в разное время, (преимущественно в будние) но народу всегда было много, как тех, кто молится, так и тех, кто покупает...

В кафе ";Паломник"; я обнаружила довольно высокие расценки: (VIP услуга ведь) пирожки по 20-25 рублей, всяческие постные блюда, да еще и шкаф с Кока-колой, и всякие чипсы. Обслуживают кафе молодые монахи. Все в ногу со временем.

В храме шла вечерняя служба, но во всех лавках шла оживленная торговля, именно в Лавре, я заметила и купила (не смогла почему-то удержаться), замечательную игру ";Спеши творить добро";. Я опять заметила среди покупательниц преимущественно женщин средних лет и пожилых, приобретающих разные иконы себе, в подарок, мужьям, как правило, для охраны от всего плохого...Разнообразие товаров, представленных в Лавре даже сложно описать, есть все!

.....В следующий раз (в среду) я попала в Лавру в первой половине дня, этот поход был продуктивнее в плане наблюдений. Даже в половине первого дня, в Лавре находилось большое количество посетителей, в лавках очередь за свечками и очередь из желающих оплатить то, что во время службы, батюшка помолиться ";за здравие\упокой"; определенных людей по оплаченному списку. Причем, очередь, за которой я наблюдала, состояла в основном из пожилых и среднего возраста и нескольких молодых женщин, очередь постоянно обновлялась, но состав оставался практически без изменения. Продавщица - пожилая, серьезная женщина, очень основательно и тщательно относится к работе, считала за скольких людей молиться, сколько это стоит, все по - деловому (видно, что продавщица, не так давно в церкви, не так давно стала верующей, но стала). Она считала на калькуляторе, чтобы ничего не перепутать. По всей Лавре бегала бабулька, которая искала икону Казанской Божьей Матери, именно в определенной коричневой рамке, определенного размера, с определенным фоном, она поставила на уши всех продавцов Лавры. Пожилая продавщица активно помогала, советовала и напутствовала, где еще поискать. Я опять заметила специфическое отношение к деньгам, как к ";необходимому злу";, как я уже говорила выше. Как к незначимым бумажкам, т.е. им не придается значение, они просто отдаются так, как будто перекладывается у себя дома с одного стола на другой. А все из-за того, что всему, что продается в церкви, придается только символическое значение, акт продажи в церкви сглаживается, а смысл и символика в этих предоставленных для продажи в церкви вещах задан изначально (люди чувствуют, что эти вещи нельзя просто купить, как обычные товары, т.к. они до конца не становятся товаром, но суждение людей об этих вещах изначально, еще до акта покупки придает им высокую символическую ценность и эти вещи не проходят, как говорил Kopytoff, фазу присвоения новой идентичности, т.к. она какой была, такой и остается, я утрирую, конечно. (Когда я когда-то покупала зонтик, я еще и не думала, что потом, когда он станет моим, он будет иметь для меня такую символическую ценность, ведь с ним связано столько разных и важных мне воспоминаний). С церковными вещами все не так.

К продавщице, за которой я наблюдала, подошла служительница церкви, было понятно, что они довольно часто общаются. Продавщица, ответила на вопрос о перерыве, что уже поела и спросила: ";что там сегодня дают?";. Служительница ответила, что дают гороховый суп, капусту и что-то еще. Потом они стали обсуждать пост, служительница говорила, что соблюдает пост условно, т.к. "; и так еле ноги передвигаю";, продавщица доказывала, что ";до дому додвигаешь";, и что поститься необходимо, это радость и спасение души. Это к вопросу о том, что люди работают продавцами в церкви всегда религиозные. Мне, как человеку, отстраненному от веры, легче заметить множество интересных подробностей, которые не видят эти люди, включенные в контекст.

Мне запомнилась сама процедура оформление так называемой ";заявки"; на молитву за кого-либо священником во время службы. На бумажке, лежащей на специальном столике все пишут имена (причем только тех людей, которые крещены, только за таких можно молиться священнику) людей по заданному шаблону: младенец Алексей, отрок Михаил и т.д., это все отдается в окошечко, продавщица переписывает их в свою специальную книгу для записей и говорит сколько это стоит. Почему-то такая процедура (обсчета на калькуляторе душ умерших, болеющих или радующихся здоровью близких - по сути, превращение молитвы в товар) не снижала для людей, которые подавали записки, важность и ценность этого события. А это уже особенности современного общества...

…Еще я не сразу заметила в Александро - Невской Лавре такое явления: я наблюдала, как бабушка подходит к какому-то мужчине около 40 лет, чтобы спросить, что делать с запиской, куда нести, вроде бы ничего особенного, но я замечаю у него на руке синюю повязку, вижу еще одного мужчину, который советует что-то другой женщине и понимаю, что это какие-то особые гиды - консультанты. Я помню, что в мой прошлый приход, этот мужчина, когда я подходила к столику, где лежат бланки на пожертвование, объяснял мне, что это, где и как можно оплатить и т.д.

Еще интересно, как откровенно видно, что церковь является некоторой (коммерческой) организацией (с корпоративной культурой), объявление, типа:

";Соборование в Великом Посту

Вторник - 13.00

Четверг - 13.00

Стоимость 170 рублей

ДЛЯ работников храма - 110 рублей";

Казанский Кафедральный Собор

Среда…

";Выдающийся памятник российской воинской славы";, бывший музей истории религии и атеизма, теперь ";центр духовной культуры Санкт-Петербурга";. По моему мнению, в Казанском и сейчас больше от музея, хотя он и кафедральный, действующий собор. Еще (видимо для туристов все же), Казанский собор сильно похож на сувенирный магазин, несколько Лавок раскидано по собору, даже оснащенные крутящимися стойками для книг. Но в них так же много народу приобретают различные вещи, молятся, стоят в очереди, чтобы поклониться иконе....

В Лавре по количеству больше магазинов, но они как-то более гармонично и удачно встроены в общую структуру собора. Казанский собор мне напомнил статью, которую я читала в интернете, что торговля в храме, особенно в таких масштабах, убивает духовность в церкви, церковь из ";дома молитв"; превращается в ";дом торговли";. Это мнение, но значит, все-таки конфликт догмата и получения прибыли церковью существует. Может духовность и «не убивается», но идет отвлечение от каких-то главных священных установок, в церкви толпятся около лавки, как в магазине, хотя как я все больше убеждалась, что, несмотря на все это, вещи (повторяю это и еще раз) имеют огромную личную ценность, значимость, полезность для покупающих их людей.

Могу сказать, что мне не удалось узнать, кто устанавливает цены на товары в церквях, были лишь предположения, но цены эти практически единообразны в крупных храмах Санкт – Петербурга, т.е. ведется единая ценовая политика, устанавливаемая, по видимому, «сверху» патриархатом.

Для сравнения можно посмотреть какова ситуация с торговлей в храмах других конфессий. Насколько я знаю, по нашей Синагоге, торговля внутри синагоги вообще не ведется, при ней находится специальный магазин, где можно купить кашерные товары: израильское вино, мацу на пейсах, купить могут все желающие. Так принято.

В католическом костеле св.Екатерины (на Невском), куда я недавно заходила, например, я заметила, что там нет церковной торговли, есть маленький столик, за которым продаются какие-то книги, естественно, относящиеся к церковным делам, но сам костел напоминает памятник архитектуры со стендами об истории храма внутри (не удивительно, религия-гость). Но рядом с ящиком для пожертвований находится стойка, на которой расставлены небольшие книжечки и открытки, которые можно взять ";за пожертвования";. Когда мне было лет 12, я ходила каждое воскресенье в этот костел на утренние мессы и в воскресную школу со своей подружкой католичкой Эгле (она литовка), мессы, для определенного круга ";своих прихожан"; проходили в малом зале костела, я помню, что у них никогда не было в костеле торговли, во всяком случае, открытой, на окнах всегда лежали брошюры-календарики -подвески, которые можно было брать.

(Возможно, это банально можно объяснить тем, что они «не резиденты» не в официальной религии функционируют, и не будут широко развертывать торговлю, к тому же, у нас церковь отделена от государства и лишена официально финансирования и ей нужно зарабатывать, а католическая и остальные церкви имеют финансирование от разных общин, таких как литовская, спонсирование из-за границы. Но все же, может быть, дело и в установках самой церкви).

P.S. - Есть несколько фотографий мест, где я была для наблюдения, то, что было возможно снять.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования санкт- петербург

    Основная образовательная программа
    ... ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Санкт- Петербург 2012 Содержание ... примеров исполнительской деятельности, дневникинаблюдений и самоконтроля, самостоятельно ... , строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. ... — что стремиться в храм» Древнейшая песнь материнства. ...
  2. Переработано в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями ДЕТСТВО Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011

    Основная образовательная программа
    ... и обслуживающего (медицина, торговля, об­разование, сфера культуры ... и заполнении дневниканаблю­дений за природой. ... характерное (декор дворцов, храмов, конструктив­ные решения жилых ... издательства «Саркисов В. Р.», Санкт-Петербург Саркисов В. Р. Календарь ...
  3. петр великий и его блистательное детище — санкт-петербург на уроках математики нетрадиционный задачник по математике для 6-го класса

    Урок
    ... время занимались ремеслом и торговлей. Эта деятельность не ... его неусыпным наблюдением крепость в 1707 ... сооружением Санкт-Петербурга и его окрестностей (Дневник камер-юнкера ... является одним из красивейших храмовСанкт-Петербурга. Он двухэтажный, бело ...
  4. И НФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    Информационный бюллетень
    ... обстановка в Санкт-Петербурге за период наблюдений с 1 ... Санкт-Петербурга "О мировых судьях Санкт-Петербурга" (Петербургский Дневник, 12.10.2009, N 39); постановление Правительства Санкт-Петербурга ... торговли, предусмотренные Законом Санкт-Петербурга ...
  5. Переработано в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями ДЕТСТВО Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011

    Основная образовательная программа
    ... Детство» родилась в Санкт-Петербур­ге, авторы попытались ... и обслуживающего (медицина, торговля, об­разование, сфера культуры ... ведении и заполнении дневниканаблю­дений за природой. ... характерное (декор дворцов, храмов, конструктив­ные решения жилых зданий ...

Другие похожие документы..