Главная > Рабочая программа


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6» г. Губкина

Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________Чуева С.И..

Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ «Гимназия №6» г. Губкин

___________ Еремина Г.К..

«____»____________2011 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназия №6» г. Губкин

__________Вольваков С.П..

Приказ № ___ от «___»____2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

8 КЛАСС

Составитель Булгакова

Любовь Михайловна

учитель географии

Губкин 2011

Пояснительная записка

. Рабочая программа по географии в 8-х классах составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» (редакция от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ);

- государственного образовательного стандарта (федеральный и национально – региональный компонент);

- базисного учебного плана школы;

- на основе авторской программы И.И.Бариновой и В.П.Дронова из сборника Программы для общеобразовательных учреждений География 6-11 классы Составитель Овсянникова Е.В .- 2-е изд., стереотип. –М.: Дрофа. 2009 и учебника - География. России . В 2-х к н . Кн. 1: География. Природа. Население. 8 кл.: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений / В.П.Дронов, И. Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе; под ред. В.П.Дронов, - 10-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2009г

- требований к уровню подготовки учащихся 8 класса

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

- приказа Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 23.03.2010 г. № 819 «Об утверждении положения орабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели.Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Используемый УМК

Учебник: География России. Природа. Население. Хозяйство. Учеб. В 2 кн. Кн. 1. / Под ред. В.П. Дронова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 272 с.

Рабочая тетрадь к учебнику – География России (книга 1) В.П.Дронов И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе;

Контурные карты География России 8 класс

Географический атлас России. 8 класс. – М.: Роскартография, 2010.

Географический атлас школьника. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.

Е.А.Жижина Поурочные разработки Природа России 8 класс ВАКО Москва 2004

В.В.Барабанов География Учебно-справочное пособие. АСТ. Астрель. Москва. 2004

Интернет - ресурсы

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России. Население», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

В связи с методическими рекомендациями БелРИПКППС за счет перераспределения часов ( Россия на карте мира, Природа России) на Белгородскую область отведено 14 часов. Изучение раздела «Хозяйство России» - увеличено на 4 часа для расширения объема и глубины изучения данных разделов, для использования разнообразных форм организации учебного процесса, для внедрения новых педагогических технологий.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков ___, зачетов _2__, тестов __4_ ч.; практический работ : итоговых – 10, обучающих – 6, тренировочных 6

Административных контрольных уроков ___ч.

Перечень географических объектов, изучаемых в 8 классе.

Тема «Географическое положение России»: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Кавказ, Гданьский Залив, Балтийская коса, город Калининград, мыс Дежнева, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив, пролив Лаперуза, пролив Кунаширский; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, восточно-Сибирское, чукотское, Беригново, Охотское, Японское, Балтийское, черное, Азовское, Каспийское море-озеро; архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, острова Северная Земля, острова Врангеля, остров Сахалин, острова Курильские; полуостров Камчатка, Ямал; Пенжинская губа.

     Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность; Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина; горы: Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), западный и Восточный Саян, Становой Хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Оймяконское плосконорье, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь. Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря. Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тугнусский, Южно-Якутский. Месторождения железных руд:  КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория. Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, Путорана и северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь. Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь. Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье, юг Западной Сибири.

     Тема «Климат» : Оймякон.Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»: реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур. Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал. Водохранилища:  Куйбышевское, Рыбинское, Братское. Подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны.

Тема «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»: заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гор

Календарно-тематический план

(оформляется в виде таблицы на весь срок обучения)

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание

1

Введение.

Что изучает география России.

1

1-3.09

Кол-во

Раздел 1

Россия на карте мира

10часов

практработ

2

Географическое положение России. Виды географического положения

1

1-3.09

Итоговых-

3

Уровни (масштабы) географического положения России

1

5-10.09

10

4

Сравнение географического положения России и других государств

1

5-10.09

5

Государственные границы России, их типы и виды.

1

12-17.09

6

Морские и сухопутные границы.

1

12-17.09

7

Россия на карте часовых поясов

1

19-24.09

8

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России.

1

19-24.09

9

Огромные российские пространства. Экономически эффективная территория

1

26-1.10

10

Административно –территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

1

26-1.10

11

Обобщение и контроль знаний по теме «Особенности географического положения России

1

3-8.10

Раздел 2

Природа России

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.( 4часа)

25 час

12

Геологическая история и геологическое строение территории России.

1

3-8.10

13

Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы.

1

10-17.10

14

Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых

1

10-17.10

15

Человек и литосфера.

1

17-24.10

16

Климат и климатические ресурсы. (5 часов)

Факторы, определяющие климат России.

1

17.24.10

17

Закономерности распределения тепла и влаги.

1

26-1.11

18

Типы климата России

1

26-1.11

19

Влияние климата на быт человека.

Способы адаптации человека.

1

3.11-15.11

20

Климат и человек. Обобщение и контроль знаний по теме: «Климат и климатические ресурсы»

1

3.11-15.11

21

Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы.

1

17-22.11

22

Важнейшие озера, их происхождение, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

1

17-22.11

23

Водные ресурсы и человек. Пути сохранения качества водных ресурсов.

1

24-29.11

24

Почвы и почвенные ресурсы (3часа)

Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв.

1

24-29.11

25

Разнообразие и закономерности распространения почв.

1

1-6.12

26

Человек и почва. Почвенные ресурсы.

1

1-6.12

27

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (3 часа)

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие

1

8-13.11

28

Особенности растительности и животного мира природных зон России.

1

8-13.11

29

Биологические ресурсы, их рациональное использование.

1

15-20.12

30

Природное районирование (7 уроков)

Формирование природно- территориальных комплексов – результат длительного развития географической оболочки Земли

1

15-20.12

31

Природно – хозяйственные зоныРоссии. Характеристика арктических пустынь, тундры и лесотундры.

1

22-27.12

32

Характеристика лесов и лесостепей

1

22-27.12

33

Безлесные пространства: степи, полупустыни и пустыни

1

29- 10.01

34

Природные ресурсы природных зон, их использование. Высотная поясность.

1

29- 10.01

35

Экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые территории. Памятники природы.

1

12-17.01

36

Урок обобщения и контроля знаний

1

12-17.01

Раздел 3

Население России

10 часов

37

Численность населения России.

Прогнозы изменения численности населения страны.

1

19-26.01

38

Особенности воспроизводства российского населения.

Причины демографического кризиса.

1

19-26.01

39

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы.

1

28-2.02

40

Национальный состав. Россия -многонациональная страна География религий

1

28-2.02

41

Городское и сельское население России

1

4-9.02

42

Географические особенности размещения населения. Зоны расселения

1

4-9.02

43

Миграции населения в России. Основные направления миграционных потоков

1

11-19.02

44

Трудовые ресурсы. Люди и труд

1

11-19.02

45

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества жизни населения страны.

1

18-26.02

46

Урок повторения, обобщения и контроля знаний.

1

18-26.02

Раздел 4

Хозяйство России

8 часов

47

Хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства.

1

28-5.03

48

Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и секторы. Отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства.

1

28-5.03

49

Первичный сектор экономики –отрасли, эксплуатирующие природу. Состав первичного сектора.

1

7-12.03

50

Природно- ресурсный потенциал России

1

7-12.03

51

Сельское хозяйство. Понятие об агропромышленном комплексе. Основные проблем развития АПК

1

14-19.03

52

Земледелие и животноводство России.

1

14-19.03

53

Лесное и рыбное хозяйство России. Охота.

1

21-29.03

54

Обобщение и контроль знаний по теме: «Первичный сектор экономики»

1

21-29.03

Раздел 5

География Белгородской области.

(14часов)

55

Территория, границы, географическое положение Белгородской области.

1

3-8.04

56

Особенности геологического строения

1

3-8.04

57

Полезные ископаемые Белгородской области.

1

10-15.04

58

Рельеф области.

1

10-15.04

59

Общая характеристика климата Белгородской области.

1

17-22.04

60

Агроклиматические ресурсы области.

1

17-22.04

61

Поверхностные и подземные воды Белгородской области. Гидрографическая сеть .

1

24-29.04

62

Водохранилища, пруды, болота, подземные воды Белгородской области.

1

1-6.05

63

Почвенно- земельные ресурсы нашей местности.

1

1-6.05

64

Земельные ресурсы и их использование.

1

8-13.05

65

Растительность и животный мир

1

8-13.05

66

ПТК Белгородской области.

1

15-20.05

67

Экологическая обстановка в Белгородской области.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

1

15-20.05

68

Урок обобщения знаний. Тестовый контроль.

1

22-27.05

69

Урок повторения и коррекции знаний изученного материала по теме: «Природа России»

1

22-27.05

70

Итоговый урок. Географическая олимпиада (разноуровневая)

1

29-31.05



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по географии для среднего (полного) общего образования (базовый уровень) 11 класс

    Рабочая программа
    ... г. РАБОЧАЯПРОГРАММАПОГЕОГРАФИИДЛЯСРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ (Базовыйуровень) 11КЛАСС Составитель Булгакова Любовь Михайловна учитель географии Губкин 2011 Пояснительная записка Рабочаяпрограмма ...
  2. Рабочая программа по географии для 9-х общеобразовательных классов среднего общего образования фио учителя

    Рабочая программа
    ... на основе примерной программыдлясреднего (полного) общегообразованияпогеографии. Базовыйуровень. Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочейпрограммы учебного курса ...
  3. Рабочая программа по географии для 7 класса 2012-2013 учебный год 1 Пояснительная записка

    Документ
    ... Олиферук приказ № от Рабочаяпрограммапогеографиидля 7 класса 2012-2013 учебный год ... примерной программыдлясреднего (полного) общегообразованияпогеографии. Базовыйуровень. Исходными документами для составления рабочейпрограммы учебного курса ...
  4. Рабочая программа по географии для 7 класса

    Рабочая программа
    ... ___ » _________ 20 г. Рабочаяпрограммапогеографии, для 7 класса основного общегообразования (базовыйуровень) Беспалова Е.Н. Ст. ... Программапогеографии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее ...
  5. Рабочие программы по географии пояснительная записка

    Пояснительная записка
    ... , 2006 Программасреднего (полного) общегообразованияпогеографии. Базовыйуровень: авторская программапогеографии 6-10 кл. /Под ред. И.В.Душиной. – М.: Дрофа, 2006 Рабочиепрограммыпогеографии, 6-9 классы/ Авт ...

Другие похожие документы..