Главная > Учебно-методический комплекс


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный факультет

кафедра археологии и этнографии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МАТЕРИАЛОВ К КУРСУ «ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ»

Направление подготовки 030600 – История

ФГОС ВПО утвержден приказом

Минобрнауки России от 21.12.2009.г. №772

Специальность

ИСТОРИЯ

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения - очная.

Новосибирск, 2011

Аннотация

Учебно-методический комплекс к курсу «История мировых религий» составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) по циклу «профессиональных дисциплин» по специальности/направлению 020700 «История», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ в рамках ПНР-5.

История религий рассматривается в рамках парадигмы генезиса религии как особого феномена культуры, структурно единого, независимого от социокультурного и хронологического наполнения, терминологии, догматов, формы культовых строений и проч. Программа имеет междисциплинарный характер, создана на стыке истории, археологии и этнологии, культурной антропологии, истории и теории  религий, других обществоведческих дисциплин. Полученные знания позволят студенту ориентироваться в сложнейшей религиозной, политико-культурной и иной обстановке, характеризующей специфику духовной среды различных частей света в разные периоды  истории  человечества, и на научной базе прогнозировать характер и направленность его развития и значения в будущем.

Учебно-методические и учебные материалы отражают современный уровень развития науки, а также авторское видение содержания и направленности развития религиозно-духовных процессов в мире. При изложении учебного материала предусматривается использование необходимых современных информационно-технических средств обеспечения учебного процесса, позволяющих студентам  на более высоком уровне осваивать учебный материал.

 

Автор Лбова Людмила Валентиновна, доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнографии

Факультет гуманитарный

Кафедра археологии и этнографии

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Программа учебного курса …………………………………………………. 4

1. Цели и задачи освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины

4. Структура и содержание дисциплины

Основные образовательные технологии

и методические рекомендации ……………………………………………… 26

1. Образовательные технологии

2. Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

4. Методические обеспечение подготовки к семинарским занятиям,

докладам и практическим работам

3. Виды самостоятельной работы студентов

Учебно-методическое и

информационное обеспечение дисциплины………………………………. 61

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итогам освоения дисциплины …………. 110

Приложения ………………………………………………………………….. 121

Положение о модульной балльно-рейтинговой системе на ГФ

Пример выполнение практического задания

Презентация доклада с разбором ошибок

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Учебный курс «История мировых религий» предполагает усвоение теоретических знаний и практических навыков научного анализа исторических феноменов религий мира в широком хронологическом диапазоне применительно к особенностям профессиональной деятельности в области истории, обществоведения, культурной антропологии. Основная цель - ознакомление студентов с  историей  возникновения и формирования основных религиозных феноменов в исторической ретроспективе, анализом преемственности идей и традиций народно - национальных религий в мировых и современных религиозных феноменах. В целом, курс ориентирован на раскрытие многообразия подходов к интерпретации канонической религиозной литературы, раскрывается значение исторического, теологического и философского осмысления роли  религии, выявление важности традиции в современной культуре, дается анализ современной религиозной компаративистике.

Задачи изучения дисциплины:

  1. знание основной терминологии и понятийного аппарата, относящегося к основным религиозным конфессиям;

  2. знание основ вероучения изучаемых религиозных феноменов, представление об основных особенностях культа, его организации и формах деятельности;

  3. умение анализировать исторические этапы развития социума и характер религиозного феномена;

  4. развитие способностей анализа исторических источников и научной литературы;

  5. умение самостоятельно формулировать и аргументировать свою позицию;

  6. приобретение навыков аналитического мышления в области изучаемого предмета;

  7. воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод сограждан, прав личности в духовной сфере в целом;

  8. развитие мышления, не допускающего возникновения конфликтного поведения на почве религиозной неприязни.

  9. ретроспективное изложение истории зарождения и развития мировых религий;

  10. рассмотрение истории мировых религий в контексте их взаимодействия с народно-национальными религиями единого с ними ареала (к примеру, эволюция буддизма осмысляется на широком диахронном фоне с привлечением материала по дравидической, ведической религиям, брахманизму, индуизму, конфуцианству, даосизму и синтоизму, а генезис христианства – с привлечением материала по иудаизму, гностицизму, эллинистическому политеизму);

  11. формирование навыков работы с текстами религиозных источников.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Согласно требованиями учебного плана подготовки бакалавров по направлению «История», курс читается на третьем году обучения. К этому времени студенты подготовлены к восприятию содержания дисциплины после курсов всеобщей истории, археологии, этнологии, психологии, истории культуры.

Новизна и актуальность курса. Современная ориентация российского образования на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании, восстановление в системе образования исторической и культурной преемственности определяют актуальность изучения в общеобразовательных учреждениях дисциплин религиоведческой направленности. Без знаний в этой области, базирующихся на научной основе, невозможно воспитание этической культуры, веротерпимости, уважения к традициям и обычаям народов России. В основе социальных технологий, которые способствуют развитию новых моделей общественного и государственного управления, организации производства, эволюции стандартов жизни, лежат результаты современных социально-гуманитарных исследований. История мировой культуры свидетельствует, что такие явления обычно предшествуют кардинальным изменениям, как на уровне отдельных стран, так и всего геополитического контекста. Признаки эволюции прослеживаются на примерах традиционных культурных институций. Актуализация религиозных факторов развития человечества во многом происходит ввиду общих цивилизационных сдвигов, где религиозно-духовный компонент играет, вероятно, самую важную роль. В наши дни прошлое и настоящее  религий  привлекают к себе внимание исследователей ввиду их значительного влияния на мировые процессы.

В предлагаемом учебном курсе систематически раскрыты методы философии, социологии, психологии и истории религий на основе комплексного исторического подхода, с акцентом на методах историографического, историко-сравнительного и феноменологического анализа. Программа в целом является авторской, в ней использован ряд результатов, полученных на практике в рамках знакомства с зарубежной и российской практикой.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

  • иметь представление об объекте, предмете и методах соответствующей дисциплины;

  • понимать закономерности развития религиозных феноменов как явлений социокультурного порядка, особенностях формирования в различных исторических условиях, региональной специфики и видах (религиозных направлениях и школах), а так же современном состоянии и перспективах развития;

  • усвоить общетеоретические положения религиоведения, концептуальные основы описания и анализа религиозного феномена, способы организации культа и основ догматики;

  • знать определенную совокупность понятий и терминов, являющихся ключевыми в освоении дисциплины; владеть основным понятийно-категориальным аппаратом и методологией, разбираться в исторических типах религии и критериях классификации;

  • знать основные исторические факты, касающиеся трех мировых, ряда народно-национальных и родоплеменных религий, а также краткие биографии основателей мировых и некоторых народно-национальных религий (Будды, Махавиры, Лао-цзы, Кун-цзы, Моисея, Иисуса Христа и Мухаммеда);

  • уметь пользоваться статьями законодательства о свободе совести и вероисповеданий, составлять корректные экспертные материалы, оперировать усвоенными знаниями на практике.

  • иметь навыки ведения дискуссии, оперируя объективным историческим знанием

  • ознакомиться с необходимым минимумом текстов (фрагментов) первоисточников (Ведического канона, Авесты и Зенда, Библии, Корана, Дао-дэ-цзин, Лунь-юй, Кодзики, Пупполь-Вух и т.д. )

От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационных (тестовых) испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на семинаре (умение вести дискуссию, творческий подход к анализу текстов и документов, способность четко и емко формулировать свои мысли), а также степень подготовки к промежуточным и итоговым тестам.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа. Используются такие формы обучения, как лекции, семинары, самостоятельная работа студентов (подготовка к тестированию, написание рефератов, подготовка докладов, мультимедиа презентаций, а так же курсовых и дипломных работ).

По некоторым темам применяются активные методы обучения в рамках учебной практики: выполнение практических заданий, анализ ситуаций, деловые игры. Аттестация осуществляется по итогам работы в течение семестра, выполнению практических и тестовых заданий на основе модульной балльно - рейтинговой системы и сдачи экзамена. Оценки по дисциплине выставляются на основании результатов изучения, демонстрируемых студентами на протяжении всего периода обучения. Итоговая оценка определяется суммой баллов, полученных студентами за различные виды работы в течение всего периода обучения, предусмотренного учебной программой. Исходя из 2-х кредитов за прослушанный курс максимально можно получить 100 баллов.

Структура:

Лекции – 36 часов

Семинары – 36 часов; 8 часов теоретические вопросы, 26 часов семинары с представлением докладов по темам; экскурсия в музей 2 часа

Практическая работа – 2 часа

СРС – 36 часа

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ЛК

Сем

Экс

курсия

СРС

1

1.1. Теоретические проблемы религиоведения

2

1-2

1

4

2

2

Аттестация работы на семинаре

2

1.2.

Проблема происхождения религии (историография истории религий)

2

3-6

8

Тест 1 (модуль 1, темы тестового накопителя 1,2)

3

2.1. Первобытно-мифологический комплекс

2

2-6

7-8

4

10

2

10

Аттестация работы на семинарах Выполнение практической работы

Доклады по темам семинара

4

2.2.

Религии в древнем мире

2

7-8

4

4

Доклады студентов по темам семинара

5

2.3.

Религии в эпоху средневековья

2

9-12

8

8

Доклады студентов по темам семинара

6

2.4.

Конкретно-исторические типы религиозного феномена и формирование национальных религий.

2

9-10

4

Доклады студентов по темам семинара

Тест 2 (модуль 2, темы тестового накопителя 3,4,5,6)

7

3.1.

Буддизм

2

11

13

2

2

2

Аттестация работы на семинаре

8

3.2.

Христианство

2

12-14

6

2

2

Аттестация работы на семинаре

Практическая работа

9.

3.3.

Ислам

2

15-16

4

2

2

Аттестация работы на семинаре

10

3.4.

Современные религиозные направления

2

17 - 18

4

4

4

Аттестация работы на семинаре

Тест 3 (модуль 3, темы тестового накопителя 7, 8, 9, 10)

Итоговая аттестация на зачетной неделе

2

17

2

Итоговый тест (темы тестового наопителя 1-10, 50 вопросов)

36

36

2

36

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа направление подготовки 030600 62 история

    Основная образовательная программа
    ... . СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯМИРОВЫХРЕЛИГИЙКУРС ПО ВЫБОРУ (ГСЭ.Б.1.ДПВ.1) Дисциплина «Сравнительная историямировыхрелигий» входит в ... -методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП по направлениюподготовки030600.62 История ...
  2. Основная образовательная программа направление подготовки 030600 62 история

    Основная образовательная программа
    ... . СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯМИРОВЫХРЕЛИГИЙКУРС ПО ВЫБОРУ (ГСЭ.Б.1.ДПВ.1) Дисциплина «Сравнительная историямировыхрелигий» входит в ... -методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП по направлениюподготовки030600.62 История ...
  3. Учебно-методический комплекс материалов к курсу «методика организации научно-исследовательской работы» направление подготовки 030600 – история

    Учебно-методический комплекс
    ... этнографии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСМАТЕРИАЛОВ К КУРСУ «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ» Направлениеподготовки030600История ФГОС ... религии 298 Более молодые религии и религиозные движения 299 Прочие религии 299.1 Религии ...
  4. Направление подготовки 030600 история квалификация бакалавр философия

    Учебно-методический комплекс
    ... направлениюподготовки030600 «История» (квалификация «бакалавр»). Методическиематериалы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта. Учебно-методическийкомплекс ...
  5. Направление подготовки 030600 история квалификация бакалавр философия

    Учебно-методический комплекс
    ... направлениюподготовки030600 «История» (квалификация «бакалавр»). Методическиематериалы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта. Учебно-методическийкомплекс ...

Другие похожие документы..